Программа «БОР» Многоразовые системы Освоениие космоса Главная
КАРТА САЙТА
АКС «СПИРАЛЬ»
"БУРАН"

                   Программа «БОР»

                               БОР-1, -2, -3
    Для уточнения характеристик устойчивости  и управляемости разрабатываемого в ОКБ
Микояна (в составе  авиационно-космической системы «Спираль»)  орбитального самолета
(ОС) и изучения свойств новых жаростойких материалов необходимо было провести ракет-
ные пуски моделей будущего ОС  по баллистической траектории.  С 1966г. параллельно с
разработкой  АКС «Спираль» в ЦАГИ, ОКБ Микояна  и Лётно-исследовательском  институте
(ЛИИ) начались работы  над комплексом «БОР» (Беспилотный Орбитальный Ракетоплан).  В
работе так же  участвовали  Омское ПО «Полет» (ракета-носитель), ТМКБ «Союз» (двига-
тельная  установка),  НИИ ПС (парашютная система).  Первый аппарат  этого  комплекса
БОР-1 был  выполнен  целиком из дерева  в масштабе 1:3 и  имел длину 3м. а его масса
составляла 800кг.  15 июля 1969г. БОР-1 был запущен  РН «Космос-2» (11К65) по субор-
битальной траектории на высоту 100км.  При входе в  атмосферу со скоростью 13000км/ч
он естественно,  сгорел.  Но за  время  спуска до  высоты  60-70км.  радиотелеметрия
«успела»  передать на  Землю множество  ценной информации  на основании  которой был
сделан вывод  о возможности  устойчивого  управляемого  спуска ОС  выбранной  формы.
Последующие  аппараты были  изготовлены  уже из металла  с «уносимым»  теплозащитным
покрытием (ТЗП). Они были выполнены в масштабе 1:3 -БОР-2 и 1:2 -БОР-3 и запускались
в космос по баллистической траектории тем же носителем 11К65. 
    Первый запуск БОР-2 состоялся  6 декабря 1969г.  Из-за отказа системы управления
на высоте 25км. модель  перешла на траекторию  баллистического спуска с вращением по
крену из-за чего  парашютная система не  обеспечила спасение аппарата.  Второй полет

31  января  1970г.  прошел  успешно.
На третьем аппарате 22 апреля 1971г. на
609 сек. полета  вследствие  разрушения    
экспериментального  участка теплозащиты
из ниобиевого сплава произошло прогора-
ние бака горючего и обгорание некоторых
электрожгутов, что привело к ряду отка-
зов, в том  числе системы  ввода в дей-
ствие парашютной системы. Четвертый по-
лет 8 февраля 1972г. прошел успешно.

Первый старт БОР-3 24 мая 1973г. закончился аварией. В результате разрушения головного обтекателя произошло отделение модели от РН и ее падение в 39км. от старта. Второй старт 11 июля 1974г. прошел успешно. В полете программно изменялся поперечный угол установки консолей крыла для оценки эффективности аэродинамического управления в каналах крена и тангажа. Программа полета была выполнена полностью. Однако призем- ление произошло со слишком высокой скоростью, вследствие чего модель разрушилась. Причиной стало повреждение купола парашюта попавшими на него остатками (после выра- ботки горючего) окислителя. В результате проведенных на БОРах-1,-2,-3 исследований были впервые получены реальные данные о характеристиках аппарата данной аэродинамической компоновки на больших углах атаки, распределении температур по его поверхности, характеристиках различных ТЗП и многое другое. В 1975г. в ЛИИ под руководством В.Уткина закончилась разработка эскизного проекта нового лётно-экспериментального комплекса (ЛЭК), включающего в себя исследователь- ский аппарат БОР-4 и РН «Космос-3М» (11К65М-РБ5, зарубежное обозначение SL-8). Но в 1977г. вышло постановление СМ СССР и ЦК КПСС о создании многоразовой космической системы (МКС) «Буран». Вначале создания новой МКС рассматривались две компоновки – «несущий корпус» (как у АКС «Спираль») и крылатая компоновка (как у «Space Shuttle»). В результате долгих споров и обсуждений, было принято решение об аэродинамической компоновке, подобной американскому «Шаттлу». В результате С 1978г. работы по теме «Спираль» были прекращены, а все силы брошены на «Буран». Программа «Бор» была переориентирована на летные испытания аппаратов-аналогов без перспектив создания на их базе реальной системы. Для создания нового ЛЭК ОК «Буран» требовалось время и деньги. Однако, некоторые исследования можно было провести и с уже имеющимся комп- лексом БОР-4. Так, например, исследование вопросов работоспособности элементов конструкции и ТЗП полного геометрического подобия всей модели не требует, необходимо лишь обеспечить уровень нагрева и продолжительность его воздействия близкие к нату- ральным и местную идентичность параметров обтекания исследуемых элементов. Поэтому для ускорения программы исследований «Бурана» в 1977г. было принято решение о созда- нии нового ЛЭК, состоящего из двух моделей: - модели с несущим корпусом (практически уже спроектированный БОР-4) и предназна- ченной для исследования вопросов теплозащиты на траектории входа в атмосферу; - модели геометрически подобной ОС «Буран» (получившей обозначение БОР-5), для исследования вопросов аэродинамики и теплообмена. БОР-4 БОР-4 представлял собой аппарат аналогичный БОР-3 только на верхней поверхности устанавливался сбрасываемый тормозной РДТТ для схода с орбиты, а в качестве орг- анов управления при полёте в космосе использовались 8 микро-ЖРД (топливо НДМГ+АТ), расположенных на задней стенке. При полете в атмосфере управление осуществлялось отклонением консолей крыла. Длина модели сотавляла 3,4м. размах крыла (в промежуточ- ном положении консолей) 2,6м. стартовая масса 1074кг. посадочная - 795кг. Аппарат имел систему управления с ЭВМ, телеметрическую систему и парашютную систему спасения с радиомаяком. Телеметрическая система записывала информацию в бортовое запоминающее устройство и передавала ее на специализированное судно, стоящее по траектории полета
  или наземный  приемный  пункт.  Измерения шли от
  150 термопар, установленных на дюралевой обшивке
  под теплозащитными плитками, а также под внешним
  покрытием плиток  на глубине  0,3мм. а так же от
  акселерометров, индикаторов  угловых  скоростей,
  датчиков положения консолей крыла, датчиков дав-
  ления.  Использовались также термокраски и инди-
  каторы плавления. Чтобы при посадке не повредить
  испытываемые  образцы теплозащиты,  было принято
  решение сажать БОР на воду. После выдачи тормоз-
  ного импульса аппарат входил в атмосферу и само-
  балансировался  на углах  атаки 52-54град.   Для
  перехода (после снижения скорости) на малые углы
  атаки консоли  разворачивались  в горизонтальное
  положение  при  этом  аэродинамическое  качество
  значительно повышалось.  Дифференциальное откло-
  нение консолей крыла от балансировочного положе-
  ния  использовалось  для  управления  по крену с
  целью проведения поворотов и попадания в  задан-
  ный  район  приводнения.  На высоте  около 30км.
  БОР-4  вводился  системой  управления  в  крутую
  спираль для  уменьшения  скорости  полета,  и на
  высоте  около 7500м. выпускался парашют, обеспе-
  чивающий  приводнение  с вертикальной  скоростью
  7-8м/с.  В верхней части БОРа после  приводнения
  надувался  конический  баллон-пеленг  с мигающим
  фонарем.  Он  увеличивал  плавучесть  аппарата и
  выводил наружу антенны поисковой системы.  Изго-
  товление  аппаратов   проводились  на  Тушинском
  машиностроительном заводе.
Для проверки готовности всего ЛЭК (БОР-4 и РН «Космос-3М») 12 декабря 1980г. с космодрома Капустин Яр в направлении озера Балхаш был произведен пуск первого аппа- рата по баллистической траектории. Он получил индекс БОР-4С поскольку вместо штатной «бурановской» ТЗП имел уносимую абляционную теплозащиту из материала марки ПКТ-ФП (на основе фенол-формальдегидных смол, аналогичный ТЗП спускаемых аппаратов кораблей «Союз»). Успешный суборбитальный полет подтвердил надежность теплоизоляции и борто- вой аппаратуры, эффективность органов управления. На основе полученной информации были внесены некоторые изменений в конструкцию и началась подготовка к орбиталь- ному полёту. Абляционная теплозащита корпуса БОРа «на всякий случай» была оставлена, но меньшей толщины. Поверх нее на тонкую обшивку из того же алюминиевого сплава, что и обшивка «Бурана» была наклеена «бурановская» теплозащита. Так же поступили и с носовым коком. Для теплозащиты консолей крыла была выбрана другая схема. Поскольку толщины крыла для размещения теплозащиты нужной толщины не хватало, внутреннюю по- лость конструкции крыла заполнили пористым фетровым материалом, пропитанным специ- альным составом на основе воды. Испарение воды в случае перегрева металлической конструкции должно было обеспечить эффективное охлаждение во время интенсивного нагрева на траектории спуска в атмосфере. Было ясно, что из соображений секретности сажать аппарат нужно во внутренний водоём. По траектории полёта это были либо Черное море, либо озеро Балхаш. Но конс- трукторы системы управления и навигации не давали 100%-ой гарантии попадания в эти водоёмы. Поэтому решили сажать первые ракетопланы в акваторию Индийского океана. Для связи с БОРом-4 в первом пуске были привлечены корабли слежения «Космонавт Пацаев», «Космонавт Добровольский», плавбаза «Петропавловск» и 7 кораблей поисковой группы от ВМФ. Пуск состоялся 4 июня 1982г. ТАСС сообщил об очередном з апуске ИСЗ «Космос-1374» в целях продолжения космических исследований. На втором витке БОР-4 вошел в атмосферу вблизи берегов Индии и, совершив боковой маневр на 600км. южнее траектории орбитального полета, приводнился в водах Индийского океана в 560км. южнее Кокосовых островов. Координаты посадки расходились с расчётными почти на 200км. Поскольку скрыть присутствие у берегов Австралии целой флотилии кораблей ВМФ СССР
было невозможно  то над нашими  кораблями постоянно
кружили  австралийские   разведывательно-патрульные
самолеты Р-3С «Орион» и к месту посадки кроме нашей
флотилии направились корабли  ВМС Австралии.  После
суточного перехода первым к месту приводнения подо-
шел  наш поисковый  корабль, с которого  был спущен
катер со специалистами которые должны были ввести в
бортовую систему аппарата специальный код, блокирую-  
щий систему самоликвидации. Хотя суда австралийских
ВМС и опоздали  тем не менее  патрульные самолеты с
воздуха детально отсняли весь процесс  вылавливания
и подъёма ракетоплана на палубу «Петропавловска».
Второй полет БОРа-4 был также запланирован с посадкой в районе Кокосовых о-вов. В обеспечении этого полета участвовали корабли Академии наук СССР «Космонавт Волков», «Космонавт Беляев», теплоход «Чумикан» и боевые корабли тихоокеанского и черномор- ского флотов. Все корабли рассредоточились в радиусе нескольких сот километров, чтобы максимально быстро найти аппарат и первыми поднять его на борт. В марте 1983г. очередной БОР-4 («Космос-1445») совершил свой полет. Как только наши корабли устремились в район его посадки (в 556км. южнее Кокосовых о-вов), пат- рульные самолёты Р-3С «Орион» австралийских ВВС ни на минуту не оставляли их без присмотра. Ближе всего к месту посадки оказался «Чумикан» который и поднял аппарат на борт. К этому моменту в районе приводнения находились уже корабли и вертолёты ВМС Австралии детально отснявшие подъём аппарата. Анализ фотографий показал, что в носо- вой части имеются иллюминаторы как у пилотируемого аппарата, а теплозащитное покры- тие, как и на «Шаттле», состоит из небольших пластин. Эти фотографии были опублико- ваны во многих изданиях западной прессы и, благодаря упорному нежеланию СССР при- знать наличие работ по созданию многоразового пилотируемого ОС, долгое время давали богатую пищу для разного рода «измышлений» и «домыслов». Высказывалась мысль, что «русские в самое ближайшее время готовы произвести запуск своего мини-шаттла или уже сделали это». Действительно БОР-4 не был похож на аппарат, предназначенный для «исследования верхних слоев атмосферы и ближнего космоса», как его всякий раз назы- вали в сообщениях ТАСС. В начале 1989г. (уже после успешного полета «Бурана) в американском журнале Scientific American появилась статья где говорилось: - «Еще одним добавлением к советскому комплексу космических средств является небольшой кос- мический самолет многоразового использования ...Его существование было обнаружено несколько лет назад, когда с самолета австралийских ВВС, был сделан снимок модели космического самолета, выполненной в уменьшенном масштабе... Действительный косми- ческий самолет, вероятно, в 2-3 раза больше, чем эта модель. Западные специалисты полагают, что... на борту самолета может находиться экипаж из 2-3 человек и совсем небольшой груз; самолет, вероятно, способен производить посадку на стандартной взлетно-посадочной полосе». Иностранным специалистам было трудно предположить, что запуски этих аппаратов проводятся только с целью отработки теплозащиты для другого ОС с другой аэродинамической компоновкой. Для сторонних наблюдателей, не знавших историю создания БОРов, это выглядело бы как расточительная трата средств. В БОРах ясно угадывались черты будущего многоразового пилотируемого космического корабля, и вполне естественно, что за рубежом возникла уверенность, будто бы СССР разрабатывает ОС по аэродинамической схеме «несущий корпус». Рассматривая БОР-4 как его масштабную модель, путем экстраполяции с использованием законов подобия иностранные специалисты получили приблизительные характеристики будующего ОС. Вот как описывает его Г.Мэттьюс в книге «The Secret Story of the Soviet Space Shuttle», выпущенной в 1994г. «Этот аппарат должен был иметь длину 12,5 м. размах крыльев 9,5 м. и массу около 13- 15т. Разрабатывался он как перехватчик, вооруженный ракетами класса «космос-космос». Для выведения на орбиту предполагалось использовать еще только создаваемую ракету SL-16» (западное обозначение РН «Зенит-2»). Как видим ошибся он незначительно. После создания РН «Энергия» в середине 80-х иностранным специалисеам стало ясно, что совет- ский ОС может создаваться не только под «Зенит», но и под РН «Энергия», а значит - иметь гораздо большие размеры и массу (он даже даже получил свое собственное имя – «Ураган»). Эту точку зрения наглядно продемонстрировал немецкий журнал (ГДР) «Freie Welt» когда в декабре 1987г. опубликовал предполагаемый внешний вид МКС «Энергия - Ураган». Самое интересное в том, что «Буран» в самом деле мог быть именно таким если бы на Совете Главных конструкторов 11 июня 1975г. было принято предложение Г.Лозино-Лозинского взять за основу советского ОС проект 305-1, разрабатывавшийся на базе ОС «Спираль». Первые пуски показали надёжность системы управления, что позволило перенести зону приводнения в Черное море. 27 декабря 1983г. совершил свой орбитальный полёт третий БОР-4 («Космос-1517»). Западным спецслужбам удалось установить только факт передачи кораблями слежения сообщения о выдаче над северной Атлантикой тормозного импульса. После этого аппарат совершил приводнение в Черном море западнее Севастополя. 19 декабря 1984г. совершил полет «Космос-1616», но, к сожалению аппарат потерян поис- ковой службой (очевидно утонул). По западным данным было еще два полета выполненные по суборбитальной траектории с максимальной высотой 130 км.– 04 июля 1984г. и 20 октября 1987г. В отечественных источниках об этих полетах не упоминается. Интересно, что трасса атмосферного участка спуска аппаратов БОР-4 при приводнении в Черном море проходила на высоте 60-80км. через воздушное пространство стран-членов НАТО (Велико- британии и ФРГ), что юридически являлось нарушением их государственных границ. В результате испытаний, проведенных на летающих моделях БОР-4, было определено распределение температур по поверхности и толщине многоразовой неуносимой теплоза- щиты радиационного типа, получены данные о поведении ее элементов в условиях плани- рующего полёта в атмосфере и решены некоторые конструктивные вопросы. Анализ полу- ченных результатов позволил оценить степень опасности потери теплозащитных плиток и наметить мероприятия по уменьшению массы теплозащиты «Бурана». Добавим, что на базе БОР-4 разрабатывались маневрирующие боевые блоки космичес- кого базирования, основной задачей которых была бомбардировка Америки, но об этом в другой статье. Позднее на модифицированном БОР-4 в соответствии с совместной с Европейским космическим агентством программой были проведены исследования по отра- ботке конструкции ТЗП западноевропейского ОС «Гермес». БОР-5 Полученный опыт позволил перейти к проверке в натурных условиях выбранной аэроди- намической компоновки ОС «Буран». Для этого был создан БОР-5, представляющий собой модель «Бурана» в масштабе 1:8. Для исследования проблем теплопередачи он оснащался соответствующими средствами измерения. БОР-5 изготавливался на ЭМЗ им. Мясищева при участии специалистов ЛИИ и НПО «Молния». БОР-5 запускались с полигона Капустин Яр в сторону полигона в Сары-Шаган (Казах- стан). Поскольку на них проверялась аэродинамика ОС на атмосферном участке полёта, то запуск на околоземную орбиту не требовался. РН «Космос-3М» с аппаратом массой 1450кг. достигала высоты около 210км. после чего верхняя ступень РН дополнительным импульсом ускоряла БОР-5 и ориентировала для обеспечения требуемых условий входа в атмосферу. Затем происходило разделение и БОР-5 продолжал полет по баллистической траектории, входя в атмосферу (на высоте 100км.) со скоростью от 7,3 до 4км/с. С высоты около 50км. полет проходил с программным изменением углов крена и атаки по штатной траектории «Бурана», при этом скорость была на 30-65% выше предельной для «Бурана». Управление БОРом-5 вне атмосферы осуществлялось газореактивными соплами, а в атмосфере -рулевыми поверхностями самолетного типа, которые впервые в нашей стране были применены на таких больших скоростях. С высоты 7-8км. БОР-5 тормозился по крутой спирали, и на высоте 3км. выпускался парашют, на котором аппарат приземлялся с вертикальной скоростью 7-8м/с. Дальность полета БОР-5 от точки старта до призем- ления составляла около 2000км. Наверху задней части первых четырех БОР-5 были уста- новлены макеты вспомогательных воздушно-реактивных двигателей (ВРД), что соответство- вало первоначальному варианту конструкции «Бурана». На пятом аппарате их уже не было. Носовой обтекатель и передние кромки крыла «Бурана» нагревались при спуске более чем до 1200 град. что было пределом для композиционных материалов «углерод - углерод». А поскольку БОР-5 был уменьшенной моделью «Бурана» и его крыло имевшее меньшую толщину и,соответственно боле острые передние кромки, то их температура при входе в плотные слои атмосферы была выше чем у «Бурана», что требовало использования теплозащитных материалов с предельными температурами до 2000град. Поэтому для БОР-5 было принято решение ограничить максимальную скорость полета числом М=15 и исполь- зовать для защиты большей части поверхности абляционное ТЗП из материала МСП-К (рабочая температура до 1700-1800град.) на основе кварцевого волокна и хром-алюминий- фосфатного связующего (минерального стеклопластика). Носовой обтекатель был изготов- лен из вольфрамово-молибденового сплава. Также на аппарате испытывалась радиопроз- рачная теплозащита - стеклопластик с кремнеземным наполнителем. Всего было проведено 5 (по некоторым источникам 6) суборбитальных запусков. Первый запуск состоялся 6 июля 1984г. Полёт осуществлялся по программе лётно-конс- трукторских испытаний РН, доработанной под модель БОР-5, с проверкой функционирова- ния систем БОРа. Но модель не отделилась от РН и разбились при падении на землю. Второй полёт 17 апреля 1985г. как и последующие 27 декабря 1986г. 27 августа 1987г. 22 июня 1988г. прошли нормально. Первые два полета показали, что в большинстве термически нагруженных зон (носовой кок и передняя кромка крыла) имело место повреж- дение поверхности с существенным изменением аэродинамики аппаратов. Для исключения влияний этих повреждений на аэродинамические характеристики на последних 3-х аппара- тах носовой кок и передняя кромка крыла были выполнены из тугоплавкого молибденового сплава. После этих мероприятий повреждений не наблюдалось, и аэродинамические харак- теристики существенно улучшились. Использование аппаратов БОР-5 позволило уточнить характеристики продольной устой- чивости и управляемости, а также эффективность органов управления при скоростях от 17,5 до 1,5М и углах атаки 40-16град. определить основные аэродинамические характе- ристики (при этом фактическое аэродинамическое качество оказалось несколько выше расчетного), а также исследовать распределение воздушного давления на поверхности фюзеляжа и крыла, уточнить характеристики теплообмена. В целом запуски моделей БОР-4 и БОР-5 позволили провести испытания конструкции ТЗП в реальных условиях полёта «Бурана», уточнить аэродинамические характеристики и откорректировать его аэродинами- ческую компоновку. БОР-6 В конце 80-х всем казалось, что ещё многое впереди. Большим нерешённым вопросом ещё оставалось обеспечение радиосвязи через плазму при входе в плотные слои атмос- феры. Для проведения экспериментов по радиосвязи на плазменном участке спуска к 1990г. в ЛИИ на базе БОР-4 была сделана летающая модель БОР-6 со специальными охлаж- даемыми антеннами, вынесенными в набегающий поток. Но постепенное свертывание, а затем и полное закрытие программы «Буран» не позволили завершть начатые работы. Впервые широкой отечественной и международной общественности БОРы были продемон- стрированы на первой в нашей стране международной авиационно-космической выставке «Авиация-90», проходившей в 1990г. в Москве на ВДНХ. Перед входом в новый павильон были выставлены, слетавшие в космос аппараты БОР-4 и БОР-5. Затем они демонстрирова- лись на выставках «К звёздам-91», «МосАэрошоу-91» и -93». На МАКС-95 эти модели уже не просто демонстрировались, а рекламировались как полноценные лётно-эксперименталь- ные комплексы для опережающих исследований в области гиперзвуковых технологий и создания воздушно-космических аппаратов. Но в силу многих причин БОРы пока не вос- требованы на рынке высоких технологий ни в нашей стране, ни за рубежом. Постепенно некоторые их них «осели» в экспозициях зарубежных музеев и в частных коллекциях. Наверх
Hosted by uCoz