Полигоны Р В С Н Ядерные силы Главная  
КАРТА САЙТА
50 РАКЕТНАЯ АРМИЯ
КАРИБСКИЙ КРИЗИС
БАЗА "ЛЕСНАЯ"

                      Полигоны РВСН

             Государственный Центральный полигон (Капустин Яр).
     1945г. победа над Германией сделала доступными для советских специалистов ра-
кетные технологии команды Вернера Фон Брауна. Большую часть германсгого «наследия»
удалось захватить американцам. Но и советские специалисты собирая остатки немецкой
команды и  документации, перетряхивая  мусорные корзины  исследовательских центров
смогли  собрать  достаточное количество  материала  для того, чтобы  воспроизвести
конструкцию ракет ФАУ-1(V-1) и ФАУ-2(V-2). В СССР были срочно сформированы ряд НИИ
и КБ, которые вплотную занялись решением этой задачи. Назрела необходимость в соз-
дании специализированного полигона для проведения исследований и испытаний. 
     13 мая 1946г. Постановлением Совета Министров СССР  для осуществления научных
исследований и испытаний  ракетной техники был создан  Государственный Центральный
полигон Министерства обороны Капустин Яр.  Найти  место для строительства полигона
было поручено генерал-майору В.Вознюку. В кратчайшие сроки были тщательно обследо-
ваны  семь вариантов размещения полигона. В итоге наиболее подходящим был признаны
районы возле села Капустин Яр в Астраханской обл. (недалеко от Волгограда) и стани-
ца Наурская Грозненской области. 
      До июня 1947г. предпочтение  отдавалось  станице Наурской.  Ярым противником
этого выступил министр животноводства Козлов, мотивировавший свой протест необходи-
мостью отчуждения  значительной части  пастбищных земель.  Возможно поэтому 3 июня
1947г.  постановлением Советом Министров СССР ЦК ВКП(б) местом дислокации полигона
была  определена  точка с  координатами  48,4 град. с.ш. и 56,5 град. в.д.  у села
Капустин Яр.  Этим же решением  генерал-майору В.Вознюку  поручалось строительство
полигона и он назначался его будущим начальником.
     На полигон  первые офицеры  прибыли  20 августа 1947г.  Уже на  третий день в
голой степи на склоне балки Смыслина в 10км. от села началось строительство бетон-
ного стенда для огневых испытаний двигателей, которые строились по немецким черте-
жам  и бункера для наблюдения за  ходом испытаний (позднее это  место было названо
площадкой №1).  Для их оснащения предназначалось оборудование вывезенное из Герма-
нии.  В сентябре 1947г. из Германии  прибыла бригада  особого назначения  генерал-
майора А.Тверецкого. Затем два спецпоезда с оборудованием, сформированные в Герма-
нии. 
    За полтора месяца работ к началу октября 1947г. кроме бетонного испытательного
стенда и  бункера на 1-ой площадке, были построены  стартовая площадка с бункером,
временная техническая позиция, монтажный корпус. Провели шоссе и  ж/д ветку длиной
20 км. соединяющую полигон с главной магистралью на Сталинград (Волгоград). 
     Строительства жилья для персонала на полигоне не велось вплоть до 1948г. поэ-
тому жили  строители и  будущие испытатели  в голой степи,  в палатках, землянках,
временных постройках либо квартировались в крестьянских избах. Начальство и специа-
листы, прибывшие на полигон, жили в спецпоезде «Мессина», который помимо лаборатор-
ного оборудования имел вполне  комфортабельные вагоны, а так же  вагон-ресторан, в
котором они и питались. К 1 октября 1947г. Вознюк доложил в Москву о полной готов-
ности полигона для проведения пусков ракет.  14 октября 1947г. на полигон  прибыла
первая партия ракет Фау-2 собранных частично в Германии, частично в Подлипках.      

      18  октября  1947г. в 10 час. 47 мин. по
московскому  времени  произведен  первый старт
баллистической ракеты в СССР. Ракета поднялась
на высоту  86 км. и, разрушившись  при входе в
плотные слои атмосферы,  достигла  поверхности
Земли в 274км.  от старта  с отклонением около
30 км. от  цели.   Первая  серия  пусков  была
произведена с  18 октября по  13 ноября 1947г.
 В этот период были запущены 11 ракет (по дру-
гим данным  10)  из  которых  9 достигли  цели
(хотя и с большим  отклонением)  и 2 потерпели
аварию.

         
На 10 лет (с 1947 по 1957г.) Капустин Яр стал единственным местом испытаний советских баллистических ракет. На полигоне были проведены испытания ракет Р-1 (сентябрь - октябрь 1948г.), Р-2 (сентябрь - октябрь 1949г.), Р-5 (март 1953 г.), Р-12, Р-14, всемирно известный «Скад». В 1957-1959гг. на полигоне проходили пуски межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». В 70-80-е годы в Капъяре отрабаты- ваются ракетные комплексы нового поколения - «Точка», «Ока», «Пионер» и их моди- фикации. Кроме того здесь испытано огромное множество других ракет малой и средней дальности, крылатых ракет, комплексов и ракет ПВО. Еще во время первой серии пусков в октябре-ноябре 1947г. Капустин Яр начинает использоваться и как место старта геофизических ракет. На стартовавшей 2 ноября 1947г. ракете ФАУ-2 были установлены научные приборы. Позднее были созданы специа- лизированные геофизические ракеты В-1 и В-2. Однако местом старта геофизических ракет остался Капустин Яр. В дальнейшем к геофизическим ракетам прибавились метео- рологические ракеты. В июне 1951г. состоялась первая серия пусков ракет с собаками на борту. В начале 50-х кроме активной программы пусков ракет шло становление и развитие испытательной базы полигона, строились стартовые и технические комплексы. Старто- вавшая 20 февраля 1956г. ракета Р-5М доставила ядерную боеголовку в приаральскую степь, где и прогремел ядерный взрыв. Директивой ГК Сухопутных войск от 20 мая 1960г. на территории Государственного полигона был образован Учебный Центр Ракет- ных войск Сухопутных войск, в задачи которого входило обучение и переподготовка специалистов-ракетчиков, создание нормативных документов для боевой деятельности ракетных частей Сухопутных войск. 16 марта 1962г. из Капустина Яра был осуществлен запуск спутника Космос-1. Полигон стал космодромом для «малых» спутников Земли за- пускаемых «легкими» ракетами. Эта специализация сохранялась до 1988г. когда потреб- ность в запусках таких спутников резко сократилась и космические пуски из Капус- тина Яр были прекращены. Кроме того, подписанный в 1987г. договор о РСМД привёл к почти полному прекращению испытательных работ на полигоне. Стартовые и технические позиции были законсервированы около 10 лет, но постоянно поддерживались в работо- способном состоянии. Последний известный испытательный пуск был произведен 22 июня 1988г. Это был шестой по счету и последний полёт проекта БОР-5. В конце 80-х на полигоне (по Договору РСМД) пришлось уничтожать здесь же испытанные и введенные в строй «Пионеры». Положение начало меняться в 1997г. когда на базе Капъяра был создан 4-й Государственный центральный межвидовой полигон (ГЦМП), в который вошли полигоны Эмба и Сары-Шаган. В 1998г. после долгих лет бездействия был произведен коммерческий запуск РН 11К65М, нёсшего в качестве дополнительной нагрузки француз- ский спутник, возобновились и испытательные работы. В 1999г. полигон Эмба ликвиди- рован и передислоцирован в Капустин Яр на его базе создан 788 Научно-Испытательный Центр Вооружения и Военной Техники Сухопутных Войск. 19.06.2008г. с космодром Капустин Яр стартовала РН «Космос-3М» с шестью аме- риканскими телекоммуникационными аппаратами. Этот запуск стал 333-м в рамках начатой в 1969г. программы «Интеркосмос». Всего же с полигона Капустин Яр было произведено более тысячи пусков. Ныне в Капустином Яру ведутся работы по 132 темам. Среди них перспективная зенитная система С-400, новые модификации комплексов ПВО С-300ВМ, «Бук», «Тор», «Панцирь», оперативно-тактические ракеты «Искандер» и др. По словам начальника полигона Н.Перевозчикова, 4-й ГЦМП представляет собой единый исследовательский комплекс, позволяющий проводить испытания оборонительных и насту- пательных систем вооружений в интересах всех видов Вооруженных сил. Научно-исследовательский испытательный полигон №5 (Тюратам). В конце 1953г. руководство страны приняло два судьбоносных решения: первое – о создании термоядерной транспортабельной бомбы; второе – о создании межконтинен- тальных баллистических и крылатых ракет для ее доставки. В 1954г. Королев предста- вил эскизный проект МБР Р-7 и проектное задание на строительство для нее нового испытательного полигона. В том же году он обратился к правительству с предложением о создании искусственного спутника Земли. После этого была организована рекогносци- ровочная комиссия из военных и гражданских специалистов во главе с генерал-полков- ником В.Вознюком для определения места полигона Р-7. Эскизный проект Р-7 предусматривал наличие системы радиоуправления ракетой. Для этого необходимо было иметь как минимум три пункта выдачи радиокоманд с земли (два по обе стороны от места старта на расстоянии 150–250км. третий – отстоящий от старта на 300–500 км.) расположение которых обеспечивало бы прямую радиовидимость между антеннами пунктов и антеннами ракеты – а значит, гористая местность исключа- лась. Кроме того учитывалась необходимость отчуждения немалых площадей земли в районах падения ступеней ракеты, наличие развитой транспортной инфраструктуры. Пер- воначально рассматривалось более десятка вариантов размещения космодрома. Проделав огромную работу, исколесив полстраны, комиссия Вознюка остановилась на четырех вариантах размещения полигона Р-7: - в Марийской АССР (там во время Великой Отечественной войны образовались огромные вырубки леса, малонаселенность, хорошие транспортные пути); - в Дагестанской АССР (западное побережье Каспийского моря); - восточнее г.Харабали Астраханской обл. (относительно благоприятный климат, рядом с Капъяром); - в полупустыне Казахской ССР – район от Аральского моря до города Кзыл-Орда. Всем требованиям при детальном рассмотрении лучше других отвечал четвертый вариант, хотя и был самым тяжелым во всех отношениях. Безлюдная полупустыня на юге Казахстана с засушливым резко континентальным климатом. Летом – жара до +45 град в тени, пыльные бури; зимой – морозы до -36град, сильные ветры, скорость которых дос- тигает 40 м/с. Грунты засоленные, подземные воды агрессивные. Трубы и электричес- кие кабели, уложенные в грунт, через 3-4 года, а иногда и через год, выходилит из строя из-за коррозии. По засоленности и бактериальной зараженности вода в этом районе не удовлетворяла требованиям санитарных норм. Обилие ядовитых змей, каракур- тов, скорпионов, фаланг и тучи комаров, тысячи сусликов и тушканчиков -разносчиков вирусных инфекций создавали опасность заболеваний холерой и чумой. Кроме того, требовался постоянный санитарный контроль в связи с близостью лепрозория. Но глав- ным бедствием был гепатит. Большинство населения, особенно молодежь и дети, пере- болели этой тяжелой по своим последствиям болезнью. Иногда из строя выходили целые роты. Если бы в 1954г. могли предвидеть, что вместо радиоуправления полетом ракеты будут использоваться автономные бортовые системы управления, которым не нужны наземные пункты, скорее всего, появился бы совсем другой вариант полигона. Из трех предложенных в Казахстане мест –берег Аральского моря, железнодорожные разъезды Байхожа и Тюра-Там – комиссия выбрала последний. 12 января 1955г. на разъ- езде Тюра-Там на две минуты остановился поезд, от которого отцепили две теплушки с людьми: прибыл первый десант строителей полигона. Его возглавлял л-т И. Денежкин. Он представлял 130-е Управление инженерных работ (УИР) подполковника Г.Шубникова. 12 февраля 1955г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона для проведе- ния испытаний ракетной техники у разъезда Тюра-Там организационно-штатная струк- тура полигона была определена 2 июня 1955г. директивой Генерального штаба Воору- женных сил СССР. Именно эту дату и связывают с основанием полигона. Расположение полигона - в излучине Сырдарьи, посередине между двумя райцент- рами Кзыл-Ординской обл. - Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там было выбрано не случайно. Пуски ракет требовали визуального наблюдения за стартом, а здесь солнце светит здесь в среднем 300 дней в году. Сыграло роль также наличие путей сообщения и то, что район космодрома отличается невысокой сейсмической актив- ностью. Наконец, еще одним фактором была скрытность. Полигон стремились разместить подальше от населенных районов, границ и основных транспортных путей. Размещение космодрома южнее было нежелательным из-за расположения трасс и основных полей паде- ния отработанных ступеней в Китае или густонаселенных районах Средней Азии. Для обеспечения секретности было начато строительство мнимого полигона. На северных отрогах хребта Алатау в Казахстане есть поселок Бойконыр или, по-русски, Байконур. В начале 50-х годов с большими трудностями туда завезли лесоматериалы и возвели из них макет стартовых устройств. Ни дорог, ни источников водо- и электроснабжения там не было. С началом полетов в космос все сообщения в печати местом запусков указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим кос- модромом. Полигон больше известен под названием Тюр-Там, а «чтоб никто не догада- лся» он имел еще и кодовое название «Тайга». Естественно что западные разведки проявляли повышенный интерес к строительству, все У-2, пролетавшие над Казахстаном, включая самолет Пауэрса, тщательно фотографировали объект. Байконур такой популяр- ностью не пользовался. Тем не менее «космодром» на Байконуре охраняли вплоть до начала 70-х годов. В апреле 1955г. начальником полигона был назначен генерал-лейтенант Нестеренко. Полигон был сформирован из 20 частей и отдельных подразделений общей численностью 1900 военных и 664 вольнонаемных служащих и рабочих. Численность стройбатовцев доходила до 20 тысяч. Объекты полигона возводили военные строители 130-го управле- ния инженерных работ под руководством п-ка Шубникова. Строить начали практичес-

ки на пустом  месте - ни рабочей силы,
ни базы стройиндустрии,  ни источников
электроэнергии  там  не  существовало.
Поселок  строителей, основанный  5 мая
1955г. получил  название Заря.  Жили в
палатках и землянках.  Ели пищу из по-
ходных кухонь и пили  неочищенную воду
из Сырдарьи. Свирепствовали желудочно-
кишечные  заболевания.  20 июля строи-
тельные части приступили  к работам по
сооружению пусковой установки площадки
№1. Предстояло вырыть котлован  глуби-
ной 45,  длиной  250 и  шириной  более
100м. и  уложить  свыше 30 тыс. куб.м.
бетона. Работы  велись  круглосуточно.
Несмотря  на  тяжелейшие  условия  уже
через  четыре месяца  первое стартовое
сооружение было сдано под монтаж  пус-
кового  оборудования.  В установленные
сроки был сдан и первый монтажно-испы-
тательный корпус на площадке №2. К маю
1957г.  все  основные элементы  инфра-
структуры полигона были готовы. За пол-
тора года был возведен стартовый комп-
лекс, впоследствии названный «Гагарин
ским стартом». В январе 1958г. поселок
Заря был переименован в  п. Ленинский,
а в нюне 1966г. Ленинск  стал городом.
В период расцвета космических программ
население Ленинска, включая военнослу-
жащих, достигало  150 тыс. человек.

Первым боевым ракетным комплексом, испытанным на Байконуре, стал комплекс МБР Р-7. 15 мая 1957г. с пусковой установки №1 произведен пуск первой ракеты. На воору- жение Ракетных войск комплекс принят в январе 1960г. Испытания комплекса Р-7 осу- ществляла в/ч 25741. Модернизированный комплекс Р-7А испытывал боевой расчёт в/ч 33797, а боевой расчёт в/ч 44083 проводил испытания боевых ракетных комплексов Р-9 и Р-9А. Все эти работы проходили под руководством 1-го управления полигона (в/ч 44275) Ракетные комплексы КБ «Южное» в 60-80-е годы испытывали боевые расчёты 2-го испытательного управления (в/ч 54333) и подчиненных ему в/ч 14332, 44150, 74829, 34200. Они дали путёвку в жизнь комплексам Р-16, Р-36, Р-36 орб, Р-36М и М2, МР УР-100. С ракетой Р-16 связана трагическая страница в истории полигона. 24 октября 1960г. при подготовке к первому пуску на стартовой позиции площадки № 41 в результате несанкционированного запуска двигателя 2-й ступени ракеты произошёл пожар, при этом погибли 74 военнослужащих и специалиста промышленности, 53 были ранены. В катастрофе погиб Главнокомандующий РВСН главный маршал артиллерии Неде- лин. В 1998г. на площадке № 41 был открыт мемориал с именами личного состава бое- вого расчёта. Наибольшее количество пусков по программам лётных испытаний прове- дено с БРК типа УР-100, которые проводились боевыми расчётами 4-го испытательного управления и в/ч 44108. Первый пуск ракеты УР-100 проведён 19 апреля 1965г. с наземной пусковой установки площадки №130. С 1971г. испытания ракет типа УР-100 осуществляло 8-е испытательное управление. Пик пусков боевых ракет всех типов при- ходится на вторую половину 60-х- начало 70-х годов. Тогда боевые расчёты Байконура выполняли в среднем свыше 60 пусков в год - как с наземных, так и из шахтных пус- ковых установок испытательного комплекса Байконура. С 1994г. была начата поэтапная передача объектов Байконура от Министерства Обороны в ведение Роскосмоса. К 2009 г. российские военные практически полностью покинули Байконур, осталось лишь несколько малочисленных войсковых частей, оказы- вающих содействие в запусках спутников оборонного назначения. 53-й научно-исследовательский испытательный полигон (Плесецк). В начале января 1957г/ Правительство СССР приняло решение о создании военного объекта с условным наименованием «Ангара» первого ракетного соединения, вооружен- ного МБР Р-7, разработка которой велась в ОКБ-1 под руководством С.Королёва. Выбор места строительства стартовых позиций производился специалистами Министерства обо- роны и ОКБ-1 с учетом тактико-техническими характеристиками этих ракет. Был выбран вариант размещения стартовых позиций на южных склонах долины реки Емцы в Плесецком районе Архангельской обл. В истории становления и развития полигона можно выделить четыре периода. Пер- вый период охватывает временной интервал с 1957 по 1964гг. Первый эшелон со стро- ителями прибыл на станцию Плесецкая в марте 1957г. и в апреле начались расчистка участка и земляные работы на строительной площадке будущей пусковой установки №1. Из-за жестких сроков строительство основных сооружений началось до прокладки авто- мобильных дорог с твердым покрытием. Одновременно с закладкой объектов стартовой позиции началось создание производственной базы — бетонных заводов, растворных узлов, механизированных складов для песка и щебня. Сам Плесецк представлял собой в ту пору поселок на 56 дворов при железнодорожной станции с небольшим ремонтно- механическим производством и лесопилкой. Все нужно было строить заново: дороги, жилье, коммунальное хозяйство, культурно-бытовые объекты и т.п. Строительство объекта «Ангара» вело 57-е Управление инженерных работ. Проектирование стартовых и технических комплексов вел Центральный проектный институт Минобороны. 10 июля 1957г. командиром ракетного соединения объекта «Ангара» был назначен п-к М.Григорьев. 15 июля 1957г. полковник Григорьев подписал приказ №1 о вступле- нии в должность. Этот день стал днем рождения ракетного соединения — ракетно-косми- ческого полигона — космодрома Плесецк. В конце августа 1957г. образуются группа, которую возглавил заместитель командира соединения по специальному вооружению п-к Б.Ханин, которому было поручено формирование и обучение ракетных полков. Сформиро- ванные из состава группы Ханина первые нештатные подразделения (группы комплексных испытаний, стартовая и радиоуправления) с 11 сентября 1957г. приступили к плановым занятиям по изучению новой техники. Офицеры, сержанты и солдаты группы Ханина принимали непосредственное участие в подготовке и проведении пусков в основном составе боевого расчета полигона Тюра-Там. Одновременно велась подготовка офицеров в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро и на заводах-изготови- телях ракетной техники. Пока испытания Р-7 шли неудачно строительные работы велись медленно. В 1958г. после трех успешных запусков спутников Земли произошло ускорение строительных работ на объекте «Ангара». Начались заливка бетона и монтаж металлоконструкций на первой пусковой установке и земляные работы на второй. В этом же году была построена первая в Плесецком районе автомобильная дорога с бетонным покрытием. Она соединила первую пусковую установку со строительной базой. Весной 1959г. на первой пусковой установке начался монтаж технологического оборудования и специальных тех- нических систем. Осенью начались комплексные испытания, которые завершились 12 декабря 1959г. Первая пусковая установка объекта «Ангара» была готова к проведению пусков ракет. Всего для объекта «Ангара» было сформировано три ракетных полка - боевых стартовых станций (БСС). Первой начала формироваться 42-я БСС, которая должна была принять боевой комплекс с ракетами Р-7 и пусковой установкой №1. Командиром 42-й БСС 19 мая 1958г. был назначен гвардии полковник Г.Михеев. Формирование и обучение 42-й БСС началось 19 июля 1958г. на космодроме Байконур(или как его тогда называли Южном полигоне). В течении года были обучены боевые расчеты 42-й БСС и 3-х пунктов радиоуправления и в июле 1959г. по результатам зачетного комплексного занятия они были допущены к проведению учебно-боевого пуска. Этот пуск, ставший экзаменом для вновь сформированных для объекта «Ангара» подразделений, был успешно проведен 30 июля 1959г. Это был первый пуск ракеты Р-7 серийного производства. Завершив обуче- ние первый ракетный полк прибыл на станцию Плесецкая в сентябре 1959г. Вместе со строителями и наладчиками боевые расчеты полка приняли участие в испытаниях стар- тового комплекса первой пусковой установки (площадка 41), а с 1 января 1960г. полк заступил на боевое дежурство. В сентябре 1958г. в селе Медведь Новгородской обл. началось формирование 48-й БСС, которая должна была принять стартовый комплекс ракеты Р-7 с пусковой установ- кой №2. Командиром БСС назначен п-к Н.Тарасов. С июля по ноябрь 1959г. 48-я БСС проходит обучение на Байконуре и 21 ноября также успешно проводит пуск ракеты. Прибыв к месту постоянной дислокации, полк Тарасова 15 апреля 1960г. заступил на боевое дежурство на пусковой установке №2 (площадка 16). Третьим ракетным полком для объекта «Ангара» с тала 70-я БСС, формирование которой началось в г.Камышине Волгоградской обл. 13 июля 1959г. Ее командиром был назначен п-к Г.Мерзляков. В начале 1960г. 70-я БСС прибывает на Байконур для прак- тического освоения техники и проведения учебно-боевого пуска. Первая стартовая группа этого полка с оценкой «отлично» проводит пуск ракеты 4 июня 1960г. и в августе убывает к месту постоянной дислокации. Вторая стартовая группа закончила обучение и, успешно проведя 27 февраля 1961г. учебно-боевой пуск ракеты, к сере- дине марта приехала в Плесецк. 15 июля 1961г. 70-я БСС приступила к боевому дежур- ству на пусковых установках №3 и 4 (площадка 43). В 1961г. БСС переводятся на боевое дежурство с ракетами Р-7А, у которых пол- ностью автономная система управления. В конце 1962г. в белорусском городе Сморгонь п/п-ком Я.Сусловым формируется 348-й отдельный ракетный дивизион, вооруженный БРСД Р-14. Этот дивизион в 1963г. включается в состав вновь образуемого ракетно-косми- ческого полигона и в сентябре перебазируется на новое место дислокации. Параллельно со строительством стартовых комплексов для ракет Р-7 в августе 1960г. начинается строительство стартовых комплексов для ракет Р-16. В октябре 1961г. к несению боевого дежурства был готов первый такой комплекс из двух пуско- вых установок. В это же время разворачивается строительство новых стартовых комп- лексов для ракеты Р-9А. В декабре 1963г. комплексы с ракетами Р-9А были приняты в постоянную эксплуатацию. Всего в период с 1957 по 1963гг. на объекте «Ангара» было построено 9 стартовых комплексов включающих в себя 15 пусковых установок для ракет: Р-7А, Р-16, Р-16У и Р-9А. В начале 60-х годов происходило расширение объемов практических задач, реша- емых с помощью космической техники. Однако, с расположенных в глубине континента космодромов Капустин Яр и Байконур невозможно проводить запуски спутников на все стратегически важные орбиты. Вот почему к началу 1962г. как в военных, так и в про- мышленных кругах нашей страны созрело и окончательно утвердилось мнение о необхо- димости создания нового научно-исследовательского полигона, предназначенного для испытаний и штатной эксплуатации космических комплексов, обеспечивающих выведение спутников на приполярные орбиты. Второй задачей нового ракетно-космического поли- гона должна была стать отработка новых твердотопливных ракетных комплексов по испытательным трассам большой протяженности. Первоначально предполагалось размес- тить новый ракетно-космический полигон в Устьянском районе Архангельской обл. между Вельском и Котласом, у железнодорожной станции Илеза. Как только было принято это решение, под станцией Илеза развернулось строительство жилого поселка, ракетных шахт и железной дороги. Одновременно со строительством нового космиче- ского полигона началось комплектование испытательных управлений и частей. Казалось, что объекту «Ангара» была уготована судьба стать одной из ракетных дивизий РВСН, но свою роль сыграли стартовые комплексы ракет Р-7А. Эти громоздкие и неудобные для боевого применения комплексы в начале 60-х годов стали основой для семейства отечественных космических носителей — «Восток», «Восход». И вполне естественным было появление мысли об использовании ракетных комплексов Р-7А в Плесецке, для осуществления к осмических программ. Идея использования объекта «Ангара» в косми- ческих целях, получила полное одобрение и поддержку как командования Вооруженных сил, так и Министра оборонной промышленности. После проведения рекогносцировочных работ было дано положительное заключение о возможности размещения испытательной базы ракетно-космического полигона на боевом объекте «Ангара» в районе Плесецка. Совет Министров СССР своим Постановлением от 16 сентября 1963г. узаконил такое размещение и объеденил вновь создаваемый космический полигон и боевое соединение в 53-й Научно-исследовательский испытательный полигон МО СССР. К июню 1964г. были завершены организационные мероприятия по преобразованию объекта «Ангара» в ракетно -космический полигон в составе трех испытательных управлений: боевого, по испыта- нию космических аппаратов и ракет-носителей и измерительного. Начальником ракетно- космического полигона в апреле 1964г. был назначен генерал-майор Г.Алпаидзе. Так начался второй период в истории Плесецка, который охватывает период с 1964 по 1982гг. Рождение нового космического порта планеты Земля — космодрома Плесецк состоялось 17 марта 1966г. когда с пусковой установки №1 стартовала РН «Восток-2» с искусственным спутником Земли «Космос-112» на борту. 80-е годы знаменуются новыми изменениями в структуре ракетно-космического поли- гона. Из состава РВСН выделяется Главное управление космических средств Министер- ства обороны, которому в 1982г. передаются Первое и Второе научно-испытательные управления и сформированные в структуре управления полигона отделы космической тематики. Для управления космическими частями полигона вводится должность зам. начальника полигона — начальника космических частей. С этого момента начинается третий этап истории космодрома Плесецк. Объективной причиной отделения испытаний баллистических ракет от запусков космических аппаратов явились принципиальные отли- чия как в конструкциях баллистических и космических ракет, так и в организации процессов подготовки и проведения пусков этих ракет. Первым начальником космичес- ких частей космодрома Плесецк был назначен генерал-майор Б.Зудин. Новая организаци- онная структура космических частей позволила поднять оперативность решения задач применения космических средств, но она не в полной мере учитывала рост сложности и объема решаемых задач. Поэтому в конце 80-х годов произошло объединение двух «космических» управлений полигона в Центр испытаний и применения космических средств. Первым начальником Центра стал п-к В.Гринь. В 1993г. проведены новые организационные изменения в структуре космических частей Центра, восстановлены Первое и Второе испытательные управления, а сам Центр преобразован в Главный центр испытаний и применения космических средств, который послужил основой для Первого космодрома России — космодрома Плесецк. Начальником Главного центра стал п-к А.Овчинников, которому в августе 1993г. присвоено звание генерал-майор. 11 ноября 1994г. Президентом РФ Б.Ельциным был подписан Указ № 2077 о создании 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ в составе Военно-космических сил. Этот указ официально присвоил Плесецку статус «космодрома». В 1997г. с началом реформы Вооруженных Сил РФ, начался четвертый этап истории, когда произошло слияние космодрома и ракетного полигона в единую организацию - космодром Плесецк. Наверх



Hosted by uCoz