Аварии с ЯО Ядерные боеприпасы Ядерные силы Главная  
КАРТА САЙТА
ХИРОСИМА,НАГАСАКИ
АТОМНЫЙ ПРОЕКТ СССР
ВОДОРОДНАЯ БОМБА
ДРУГИЕ ВИДЫ ЯО
АНТИ-ПРО

           Аварии с ядерным оружием и ядерными 
            энергитическими установками (ЯЭУ).


    В мае 1981г. Пентагон  опубликовал первый  список  аварий с ядерным оружием США
(названный полным) с 1950  по 1980 годы где были указаны лишь 32 наиболее серьезные
аварии  или происшествия с участием ядерного оружия - это потерянные  или сгоревшие
заряды, заряды  которые были сброшены  или повреждены, или заряды, в которых  в ре-
зультате неосторожного обращения возникла детонация ВВ.  Несомненно этот список был
далеко не полным.  В других, составленных  в частном порядке, отчетах и официальных
документах общее количество аварий и происшествий с ядерным оружием США было значи-
тельно больше.  В списке, который  в 1989г. опубликовал  Гринпис,  перечислены  383
единицы  ядерного  вооружения, вовлеченные в аварии на флоте в период 1965-77гг.  В
отчете Главного Управления по учету за 1985г. говорится, что, по сообщению  военно-
морских сил, за период 1965-83гг. произошло 233 аварии с ядерным оружием.  В отчете
Сандийской лаборатории за 1973г, где приводилась засекреченная позже военная сводка,
сообщалось, что с 1950 по 1968г. общее количество единиц ядерного оружия, вовлечен-
ных в аварии или  происшествия различной степени  тяжести, составило 1250, причем в
272 случаях аварии были вызваны ударами, которые  в нескольких случаях  приводили к
детонации ВВ зарядов. 133 (из 272) случая произошло в процессе хранения, сборки или
 погрузки,  48 боеголовок ракет стали  объектами аварий  на пусковых площадках  или
шахтах, 41 бомба или боеголовка находилась на борту потерпевших крушение самолетов,
в 24 случаях произошел аварийный сброс  зарядов или непреднамеренный запуск с само-
летов или кораблей, 22 заряда стали объектом аварий при наземной перевозке. 
    В Советском союзе  официальных данных вообще никогда не публиковалось.  В марте
1996г. Гринпис опубликовал данные, согласно которым в результате аварий был потерян
в морях  и океанах  51 ядерный  боеприпас (44 - Советским Союзом и 7 - США).  Кроме
того,  7 атомных реакторов  (5 советских и 2 американских) с трех атомных подводных
лодок (АПЛ) СССР и двух АПЛ США затонули при авариях.  Еще 19 атомных реакторов (18
- СССР, 1 - США) были преднамеренно  затоплены в море.  По данным, опубликованным в
российских источниках в заливах Новой  Земли и Карском море захоронены 10 реакторов
с невыгруженным ОЯТ и одна сборка ледокола «Ленин»,  По материалам  открытой печати
можно составить примерный список происшествий с участием ядерного оружия, или воен-
ных судов с ЯЭУ.  
                                 В воздухе
   13 февраля 1950г. на бомбардировщике ВВС США В-36 с ядерным оружием на борту при
следовании с Аляски на авиабазу  в штате Техас на высоте  2400м. загорелся  один из
двигателей.  Экипаж сбросил атомную бомбу в Тихий океан у восточного побережья США,
а затем покинул самолет на парашютах.
    10 ноября 1950г. на американском бомбардировщике В-50 с атомной бомбой на борту
отказал двигатель.  Над канадской провинцией  Квебек бомба  была сброшена (с высоты
3200м.) и упала в реку. В результате заряд взрывчатого вещества (ВВ) сдетонировал и
в реку попало почти 45кг. высокообогащенного урана.
    10 марта 1956г. бомбардировщик В-47 США с двумя ядерными бомбами на борту исчез
во время беспосадочного перелета с  авиабазы ВВС США во Флориде на неизвестную заг-
раничную базу. Из двух намеченных в воздухе дозаправок первая прошла успешно.  Вто-
рая планировавшаяся  над Средиземным  морем не  состоялась - бомбардировщик  исчез.
Никаких следов самолета, ядерного оружия или экипажа найдено не  было.
    31 января 1958г. бомбардировщик ВВС США В-47 с ядерной бомбой на борту разбился
при взлете с авиабазы США в 145км. от г.Рабат - столицы Французского Марокко. Начав-
шийся пожар продолжался 7 часов.  Работников авиабазы временно эвакуировали, марок-
канские власти об аварии уведомлены не были.
    5 февраля 1958г. в США (штат Джорджия)  бомбардировщик В-47 с водородной бомбой
на борту столкнулся в воздухе с истребителем.  При этом у бомбардировщика было пов-
реждено крыло.  Пилот бомбардировщика после трех  неудачных попыток  приземлиться с
сбросил водородную бомбу на мелководье в устье реки Саванна и катапультировался.  В
течение пяти недель ВВС США безуспешно искали бомбу.  По данным экспертов министер-
ства обороны США, в настоящее время она покоится  на дне моря на глубине 6м. погру-
женная в песок на 5м.  Для ее поиска и извлечения, по расчетам специалистов, требу-
ется около пяти лет и 23 млн. долларов.
    28 февраля 1958г. при взлете с  авиабазы близ г. Ньюбери (Великобритания) прои-
зошла поломка двигателя у самолета ВВС США В-47.  Для спасения самолета два подвес-
топливных бака, были сброшены с высоты 2500м.  Один из них взорвался  на расстоянии
20м. другого самолета  такого же типа, стоявшего на стоянке с  тремя ядерными заря-
дами. Вознкший пожар, продолжавшийся около 16 часов, стал причиной взрыва заряда ВВ
как минимум  одной бомбы.  В результате погибло два и ранено восемь человек.  Взрыв
привел к выбросу плутония и высоко-обогащенного урана.  Однако ВВС США и британское
министерство обороны так и не признали, что в этом инциденте присутствовало ядерное
оружие.  Хотя двое ученых еще в 1960г. обнаружили вблизи авиабазы значительное заг-
рязнение местности ядерными материалами, их секретный доклад был обнародован лишь в
1996г.
    10 марта 1958г.  бомбардировщик В-47 при  перелете с авиабазы  в штате Джорджия
(США) на зарубежную случайно сбросил за борт ядерную бомбу, которая упала в малона-
селенном районе в 6 милях к востоку от города Флоренс.  Заряд обычного ВВ взорвался
при столкновении с землей.  В результате были частично разрушены шесть домов и цер-
ковь, ранение получили шесть местных жителей.
    14 октября 1959г. бомбардировщик В-52 с двумя ядерными  бомбами на борту столк-
нулся у города Хардинсберг  (США) на высоте 10000м. с самолетом-заправщиком КС-135.
При крушении погибли  восемь членов экипажей.  Две ядерные боеголовки  впоследствии
были найдены и утилизированы.
    16 января 1961г. в  Англии  при прогреве двигателя американского самолета F-100 
начался пожар в ходе которого произошел аварийный сброс топливных баков и воспламе-
нение разлившегося топлива. Термоядерные заряды, закрепленные на пилонах под крылом
самолета оказались в эпицентре пожара. К счастью пламя было вовремя погашено пожар-
ной службой аэродрома. 
    16 января 1966г. в Испании над населённым  пунктом Паломарес произошла крупней-
шая авария с ядерным оружием.  Стратегический  бомбардировщик В-52 (с четырьмя тер-
моядерными бомбами на борту) на высоте 9000м. столкнулся при дозаправке в воздухе с
топливозаправщиком КС-135. Оба самолета загорелись, упали на землю и взорвались. Их
обломки оказались разбросанными на площади 39 кв.км.  Пилоты бомбардировщика успели
произвести аварийный сброс ядерного оружия.  Тормозные парашюты двух бомб полностью
отказали, и они ударились о землю с большой скоростью.  Произошел подрыв заряда ВВ,
сопровождавшийся рассеиванием  плутония на площади 2,3 кв.км.  Одна из бомб упала в
море.  Она была найдена и поднята  через 80 дней после аварии.  Очистка  территории
вблизи поселка Паломарес заняла 81 день и включала в себя снятие верхнего слоя грун-
та с площади более 100 га. Для его отправки на захоронение на завод «Саванна Ривер»
в США потребовалось  4600 бочек емкостью 200л.  Общие затраты на очистку территории
и поиск затонувшей бомбы  составили около 120 млн.долларов США.  Еще почти 650 тыс.
долларов были выплачены местным жителям за ущерб, причинённый их огородам.
   21 января 1968г. в полёте  над Гренландией  на американском бомбардировщике В-52
вспыхнул пожар.  Экипаж покинул самолет который упал на лед залива приблизительно в
15 км. от авиабазы США в Туле.  Произошел взрыв  ВВ в четырех термоядерных  бомбах,
находившихся на борту. В результате на месте аварии распылилось 3,8кг. плутония и в
четыре раза больше урана-235.  Свыше 700 человек проводили  очистку почвы в течение
восьми месяцев.  10500 т. загрязненного снега, льда и других  радиоактивных отходов
были собраны в бочки и отправлены  для захоронения на завод «Саванна Ривер». Однако
остатки радиоактивных веществ всё-таки попали в воды залива. Стоимость работ по эко-
логической очистке была оценена приблизительно в 9,4млн.долларов. После этой аварии
министр обороны США Р.Макнамара приказал удалить ядерное оружие с бомбардировщиков,
осущестлявших боевое дежурство.
                                   На земле
   26 июля 1956г. на авиабазе в 20 милях к северо-востоку от Кембриджа (Великобрита-
ния) бомбардировщик ВВС США В-47 врезался в ангар,  где хранились три ядерные боего-
ловки. Начавшийся пожар потушили раньше, чем смогли детонировать взрывчатые вещест-
ва боеприпасов.
   7 июня 1960г. на авиабазе в г. Трентон США на крылатой ракете с ядерной боеголов-
кой от взрыва баллона с гелием разрушились и загорелись топливные баки.  Пожар про-
должался 45 мин. Ракета превратилась в расплавленную массу.  Радиоактивное загрязне-
ние в районе аварии было отмечено в радиусе нескольких десятков метров.
   Как минимум, четыре раза за период с середины октября 1961г. по август 1962г. на
базах в Италии в ракеты «Юпитер» с термоядерными боеголовками мощностью 1,4 Мт. по-
падала молния.  В двух случаях  это привело  к инжекции  дейтерий-тритиевого газа в
заряды боеголовок с их частичной инициацией. После четвертого случая на всех ракет-
ных пусковых площадках в Италии и Турции были созданы молниеотводные комплексы.
   20 сентября 1980г. в США (г.Дамаск) произошла авария на шахтной пусковой установ-
ке с МБР «Титан II».  Техник во время  регламентных  работ уронил разводной гаечный
ключ, который пробил  топливный бак ракеты.  Это привело к  утечке топлива и взрыву
его паров.  В результате 740-тонная  крышка ракетной  шахты была сорвана, а ядерная
боеголовка мощностью 9Мт. была подброшена на высоту 180м. и упала за пределами тех-
нологической площадки. Один человек погиб, 21 был ранен.
     
                                 На море
    4 декабря 1965г. в 80км. к востоку от о. Окинава на авианосце ВМФ США, сорвался
с подъемника и затонул на глубине 4800м. бомбардировщик с атомной бомбой на борту.
    Начиная с 1955г. когда вышла в море первая в мире (американская) АПЛ «Наутилус»
начался отсчет аварий с ЯЭУ подводных лодок надежность которых первое время оставля-
ла желать лучшего.  Еще в 1954г. на «Наутилусе»  произошел разрыв  второго контура,
что задержало введение корабля в строй на пять месяцев. Спустя два года на подлодке
была заменена часть экипажа  из-за переоблучения, а саму ее поставили на переобору-
дование для усиления биологической защиты реактора. Летом 1958г. на лодке, находив-
шейся в подводном положении вспыхнул пожар из-за воспламенения теплоизоляции турби-
ны высокого давления.  После всплытия личный  состав в течение семи часов боролся с
огнем. Имелись жертвы. В 1956г. на друго подводной лодке имевшей реактор с жидкоме-
таллическим теплоносителем (ЖМТ), погибли люди:  радиоактивный натрий попал в отсек
из-за разрыва трубок парогенератора.  Впоследствии американцы отказались от реакто-
ров с ЖМТ заменив их на водоводяные. Но и они имели тот же недостаток - негерметич-
ность трубной системы парогенераторов в результате чего, вода из активного  первого
контура проникала в отсеки, переоблучая личный состав. Создавала проблемы и ненадеж-
ность таких важных элементов энергоустановки, как главные конденсаторы турбин. Раз-
герметизация их трубных систем приводила к попаданию в них забортной воды и засоле-
нию бидисциллята (вода двойной очистки, используемая в атомных установках).
    В те годы течь  парогенераторов была  «головной болью» и советских подводников.
Все подводные лодки СССР первого поколения- проектов 627А, 658, 675, 659, 645 имели
этот дефект. 
    13 октября 1960г. произошла первая радиационная авария на советской АПЛ.  В Ба-
ренцевом море на  АПЛ К-8 (проект 627)  произошел разрыв  парогенератора  с утечкой 
радиоактивного пара и гелия. Сработала аварийная зашита реактора.  Для предотвраще-
ния оплавления активной зоны реактора была  смонтирована аварийная система проливки
его водой.  Вся АПЛ была загрязнена  радиоактивными газами.  Наиболее пострадали 13
человек у которых  проявились внешние  признаки лучевой болезни.  Дозы их облучения
составили 180-200 бэр.
    Такая  же авария  произошла 4 июля 1961г.  в Атлантическом  океане на  АПЛ К-19
(проект 658) с баллистическими ракетами на борту.  Весь личный состав получил значи-
тельные дозы радиации.  Восемь человек  погибли от лучевой болезни, получив дозы от
5000 до 7000 бэр.  Экипаж был снят и пересажен на дизельную подводную лодку, пришед-
шую на помощь.  К19 отбуксировали на базу.  24 февраля 1972г. на той же К-19  в 600
милях северо-восточнее Ньюфаундленда  (Атлантический океан) начался пожар в девятом
отсеке. В десятом отсеке было загерметизировано 12 человек их удалось спасти только
через 24 дня.  В операции по спасению К-19  принимало участие более 30 кораблей.  В
общей сложности операция длилась около месяца. Подводная лодка возвратилась на базу
только 4 апреля. Погибло 28 человек. Из-за высокой аварийности, сопровождавшейся ги-
белью членов экипажа, К-19 получила среди советских моряков прозвище - «Хиросима». 
   8 марта 1968г. в 750 милях от Гавайских островов в Тихом океане на глубине более
5200м. затонула  (вероятно, от столкновения с американской АПЛ) советская дизельная
подводная лодка К-129. На борту её находились три баллистические ракеты и две торпе-
ды с ядерными боеголовками. Погибли 98 членов экипажа. В августе 1974г. в ходе раз-
работанного в ЦРУ США проекта  «Дженифер» была извлечена из глубин  часть подводной
лодки с ядерными торпедами.
   8 сентября 1967г. на АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» (проект 627) в Норвежском море
начался пожар в 1-м и 2-м отсеках. Выделение угарного газа было настолько интенсив-
ным, что уже через несколько минут личный состав первого и  второго отсека перестал
отвечать на запросы центрального поста. Кратковременное открытие переборочной двери
из третьего отсека  во второй для  производства разведки  привело к загазовыванию и
третьего отсека,  где личный состав  также начал терять  сознание.  Лодка всплыла в
надводное положение, провентилировала третий и четвертый отсе и в надводном положе-
нии с загерметизированными  первым и вторым отсеками  четверо суток шла на базу.  В
результате аварии погибло 39 человек. 
    19 мая 1968г. АПЛ К-27 (проект 645) вышла в Баренцево море для подолжения испы-
таний после ремонта. Это была первая и единственная лодка имевшая реакторы с жидко-
металлическим  теплоносителем  (сплав висмута и свинца).  В течение пяти суток под-
водники выполнили все задачи,  24 мая осталось лишь вывести реакторы на полную мощ-
ность и пройти  максимальным ходом.  Около  12.00 мощность  установки левого  борта
стала падать, оператору ЯЭУ была отдана команда поддержать мощность но это не помо-
гало.  Корабельный химик  доложил командиру, что все приборы радиационного контроля 
зашкалило.  Решив, что потек парогенератор он отправил в реакторный отсек ремонтную
команду. С причиной аварии так и не смогли разобраться до возвращения на базу,  Уже
потом  специалисты скажут, что причиной аварии стало накопление тугоплавких оксидов
свинцово-висмутового сплава. Оксидный «тромб»  перекрыл канал по которому через ак-
тивную зону циркулирует теплоноситель,  прекратив отвод тепла.  Температура повыси-
лась до 1000 град. произошло  разрушение части каналов  теплоносителя  и около  20%
ядерного топлива попало в первый контур.  В отсеке резко возросла гаммаактивность с
выбросом радиоактивных газов, которые  распространились по другим отсекам.  В 12.15
АПЛ всплыла в надводное положение аварийный реактор был заглушен, До базы было где-
то часа четыре хода.  Переход совершался при  работе реактора  правого борта на обе
турбины.  
    На причале уже были специалисты службы радиационной безопасности, которые зафик-
сировали что снаружи прочного корпуса  радиация достигала 50 рентген в час.  Однако
решение о эвакуации личного состава было принято лишь после доклада в военный отдел
ЦК КПСС. Первую партию облученных в Москву отправили только через двое суток. Потом
в госпитали Ленинграда и Североморска отправили весь экипаж. На борту осталась лишь
вахта у реактора правого борта и командир. В день аварии на борту  лодки находилось
142 человека: подводники первого и второго  экипажей, заводские  специалисты, пред-
ставители науки.  Все получили большие  дозы облучения.  Жизнь 9 человек  спасти не
удалось. 
  Ввиду тяжелой радиационной обстановки, сохранявшейся на корабле  ремонтные работы
были невозможны  и специальная  комиссия в июне 1968г. приняла решение о расхолажи-
вании реакторов (замораживании сплава в реакторах обоих бортов). К-27 была выведена
из состава флота и почти  13 лет находилась  в отстое поскольку  не было берегового
могильника, способного принять столь  крупногабаритный объект  как реакторный отсек
АПЛ. Скоро дальнейшее содержание АПЛ на плаву  стало опасным – лодка могла затонуть
прямо  у причала.  В мае 1981г. на северодвинском  предприятии  «Звёздочка» полости
паро-производящей установки  и ее трубопроводы были заполнены специальным составом,
который после затвердевания предотвращал  вымывание и выход из реактора радиоактив-
ных материалов. Весь реакторный отсек был залит битумом (около 270т.).  Консервация
отсека позволила довести уровень проникающего излучения  на поверхности его легкого
корпуса до фоновых значений.  Осенью 1981г. лодка была  затоплена у Новой  Земли на
глубине 33м. 
    8 апреля 1970г. в  Бискайском заливе  (Атлантический океан)  на АПЛ К-8 (проект
627А) почти одновременно в третьем и восьмом отсеках началось возгорание.  Подлодка
всплыла но потушить  пожар не удалось.  Сработала аварийная защита реакторов, судно
практически оказалось без электроэнергии (дизель-генераторы отказали). Оставшийся в
живых экипаж был эвакуирован на верхнюю  палубу и на корабли, подошедшие на помощь.
11 апреля в результате потери продольной  остойчивости подлодка затонула на глубине
4680м. в 300 милях  северо-западнее Испании.  Она имела на вооружении две торпеды с
ядерными боеголовками. Погибли 52 члена экипажа.
    В ночь на 14 июня 1973г. в  Японском море  АПЛ К-56 (проект 675), шедшая в над-
водном положении в сопровождении  ракетного  крейсера «Владивосток»,  столкнулась с
научно-исследовательским судном «Академик Берг».  Вода, хлынувшая через четырёхмет-
ровую пробоину на стыке  1-го и 2-го отсеков, затопила  второй отсек в течении нес-
кольких минут.  Находившиеся во 2-ом отсеке офицеры загерметизировали переборки из-
нутри, чтобы предотвратить затопление  смежных отсеков, личный состав отсека погиб.
В первом отсеке сумели приостанорвить поступление воды и сохранили воздушную подуш-
ку, пока командир не выбросил лодку на отмель. Погибло 27 человек.
    26 сентября 1976г. при возвращении на базу на  АПЛ К-47 (проект 675) возник по-
жар в восьмом отсеке. Причиной пожара было возгорание ветоши.  Погибло 8 человек. 
    8 сентября 1977г. при проведении  регламентных работ  на ракетном комплексе АПЛ
К-417 (проект 667Б) Тихоокеанского флота из-за ошибки оператора создалось критичес-
кое давление в одной из  пусковых установок.  Из разрушенного  корпуса  ракеты Р-29
началась утечка компонентов топлива.  Ядерная боеголовка поднявшимся давлением была
выброшена в море у берегов Камчатки.
    28 июля 1978г. в Тихом океане произошла авария реактора АПЛ К-171 (прект 667Б),
погибли 3 члена экипажа.
    21 августа 1980г. произошла авария на  АПЛ Тихоокеанского флота (прект 659). По
неуточненным данным, как минимум 9 человек погибли.      
    24 июня 1983г. АПЛ К-429 (проект 670А) затонула  около побережья Камчатки.  По-
гибли 16 членов экипажа.  Эта авария выглядит наиболее дико в ряду прочих подводных
катастроф. После прохождения межпоходового ремонта К-429 вышла в море для испытаний
и проведения торпедных стрельб. Из-за недоукомплектованности  экипажа его дополнили
личным составом из пяти различных экипажей и береговой базы, ни о какой слаженности
моряков не могло быть и речи. Перед выходом в море не была проведена проверка состо-
яния забортных отверстий, поэтому открытые в период ремонта клинкеты вентиляции в 1,
2,3,4-м отсеках и клапан выравнивания  давления между 4 и 5 отсеками так и остались
открытыми.  Со времен ремонта осталось отключенной  и блокировка забортной захлопки
первого контура вентиляции. Вечером 24 июня К-429 пришла в мелководную бухту Саран-
ная с целью погрушения на перископную глубину для дифферентовки лодки. Но поскольку
кингстоны глубиномеров оказались  закрыты их стрелки  после начала погружения оста-
лись стоять на нуле. Не разобравшись в  ситуации, командир отдает команду заполнить
еще и среднюю группу цистерн.  В результате лодка приняла около 60т. балласта сверх
нормы и камнем ушла на дно.  Через открытые системы вентиляции началось поступление
воды  в отсеки.  Лодка еще мола бы  самостоятельно всплыть но при  попытке  продуть
балластные цистерны из-за неисправности блока в системе дистанционного управления -
вместо кингстонов (нижние клапаны)  открылись клапаны вентиляции (верхние).  В рез-
ультате бесполезно выдули в море половину запасов воздуха высокого давления.  Между
тем отсеки 4 и 5 были быстро затоплены водой, там погибло 14 человек.  Теперь о са-
мостоятельном всплытии  не могло быть и речи.  На лодке имелось всплывающее  спаса-
тельное устройство на четырех человек,  однако оно оказалось  приваренным к корпусу
как и аварийные буи.  Утром 25 июня командир лодки принял решение  выпустить на по-
верхность через торпедный аппарат двух человек  которые через два часа были  подоб-
раны случайно  оказавшийся рядом малым  противолодочным  кораблем МПК-178.  В район
аварии вышли спасательные суда. Вечером 25 июня подводная лодка была обнаружена и в
22:36 начали вывод подводников из  носовых отсеков  через  торпедные аппараты, а из
кормового - через  верхний люк.  В ходе спасения личного  состава погибли  еще двое
моряков.  6 августа К-429 подняли и отбуксировали в мелководный  полигон, где поло-
жили на грунт  на глубине 16 м.  После этого был осушен реакторный  отсек и вручную
опущены до нижних упоров компенсирующие решетки (во время аварии  блокировка срабо-
тала, однако концы стержней-поглотителей  не дошли до конца на 70 мм. и весь период
аварии реактор работал на 0,5% мощности). Радиационная обстановка оставалась в нор-
ме, лодка была поднята и отбуксирована в п. Советский.  
    18  июня 1984г. в  Норвежском  море на  АПЛ К-131  (проект 675) возник  пожар в
восьмом отсеке.  Причиной пожара стало возгорание одежды на старшине команды элект-
риков.  Пожар  перекинулся в седьмой отсек.  Погибли 14 человек.  Лодка своим ходом
вернулась в базу. 
    6 октября 1986г. в западной  Атлантике в 770км.  к северо-востоку от Бермудских
островов на глубине 5,5 км. затонула АПЛ К-219 (проект 667А). Причиной аварии стали
разгерметизация одной из  ракетных  шахт, нарушение прочности  баков баллистической
ракеты, выход  компонентов топлива  в результате чего начался пожар.  Была нарушена
герметичность  четвертого (ракетного)  отсека, в который из  аварийной шахты начали
поступать пары ракетного топлива, дым и вода. Лодка всплыла, произошло короткое за-
мыкание в основной силовой сети, сработала аварийная защита реактора правого борта.
Подводная лодка медленно теряла плавучесть по причине заполнения водой цистерн глав-
ного балласта. Подводники были вынуждены покинуть корабль. Погибли четыре человека.
Лодка имела на борту 16 баллистических ракет с ядерными  боеголовками и две ядерные
торпеды.
    7 апреля 1989г. в 130км. к юго-западу  от острова Медвежий в Норвежском море на
глубине 1680м. затонула  АПЛ К-278 «Комсомолец» (проект 685).  42 члена экипажа по-
гибли. На своем вооружении  субмарина имела две ядерные торпеды (по 3,2кг. плутония
в каждой боеголовке). На лодке шедшей в подводном положении  в 11:03 возник пожар в
седьмом отсеке. После всплытия из-за пожара возникли короткие замыкания, что приве-
ло к срабатыванию аварийной зашиты реактора. Произошла разгерметизация системы воз-
духа высокого давления что способствовало усилению пожара. К 17:00 начал резко воз-
растать дифферент.  АПЛ теряла запас плавучести, началась эвакуация экипажа на спа-
сательные плоты, которых оказалось  недостаточно, а спасательные лодки,  сброшенные
с самолета, были слишком далеко. В 17:08 лодка затонула. Точной причины возникнове-
ния пожара  установить не удалось.  По одной  из версий  причина была  в повышенной
концентрации кислорода в  отсеке и короткого  замыкания в  электрических  цепях.  В
1990-95гг. с помощью  научно-исследовательского судна «Академик  Мстислав Келдыш» и
двух обитаемых глубоководных аппаратов «Мир» было проведено обследование и выполне-
ны работы по локализации  радиоактивных  материалов, находившихся  в первом  отсеке
лодки в ядерных боеприпасах. 
    12 августа 2000г. произошла самая круп-
ная  катастрофа в  истории  российского (и
советского) атомного флота.  Во время уче-
ний  в  Баренцевом  море  в  установленное 
время не вышла  на связь АПЛ К-141 «Курск»
(проект 949А).  По плану учений с 11:40 до
13:40 лодка  должна была  произвести  пуск
крылатой  ракеты и  торпедную  стрельбу по
учебной цели (по другим  источникам только
пуск учебной торпеды). На борту лодки было
24 крылатые  ракеты П-700 «Гранит»  (могут    
немти ядерный заряд) и 24 торпеды.  Всплы-
тие и выход на связь с отчётом планировал-
ся на 13, либо на 15 часов.  12 августа  в
11:28 норвежские  сейсмологи зафиксировали
толчок силой  1,5 балла по шкале  Рихтера,
что с  учетом  расстояния  до эпицентра (в
175км. от Северодвинска) эквивалентно взры-
ву 100 кг.  тротила, а через  2 мин. - 3,5
балла, что соответствует 1-2т. тротила. 
Около 23:00 по флоту была объявлена тревога. Примерно 01:00 13 августа из порта вышло спасательное судно «Михаил Рудницкий», а в 04.51 крейсер «Петр Великий» уста- новил гидроакустический контакт с крупным подводным объектом на глубине 108м. (дли- на затонувшей АПЛ составляет 154м.). К вечеру глубоководный аппарат, спущенный с «Михаила Рудницкого» обнаруживает подводную лодку и идентифицирует ее, как К-141. К месту трагедии прибывают другие боевые корабли и суда обеспечения. 14 августа в 11:00 командование флота сделало первое публичное заявление о том, что АПЛ «Курск» легла на дно, с подлодкой поддерживается радиосвязь (позже выяснилось, что связь осуществлялась только перестукиванием), что опасности для жизни экипажа нет, на лодку подается кислород. Но когда после осмотра лодки со спускаемых аппаратов выяс- нилось, что у лодки разворочена носовая часть и выведена из строя всплывающая спа- сательная камера Главком ВМФ адмирал В. Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало. По официальным данным на борту находилось 103 человека (поз- же выяснилось, что там было 118 человек). В течении нескольких дней все попытки пристыковать спасательные аппараты к заднему люку лодки заканчивались неудачей. При- чиной называлось противошумное резиновое покрытие неправильно покрывавшее комингс- площадку люка. Позднее следствием была названа другая причина - сколы на площадке. 20 августа к работам присоединилось норвежское судно «Seaway Eagle», водолазы с которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день. Шлюзовая камера была пуста. 9-й отсек оказался полностью затоплен здесь было обна- ружено первое тело погибшего подводника. 21 августа в 17 час. начальник штаба Се- верного флота вице-адмирал М.Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ. В ночь на 26 октября водолазы, вскрыли корпус подлодки, осмотрели тела моряков «Курска». В кармане погибшего командира 9-го отсека Д.Колесникова нашли предсмерт- ную записку. Часть текста была обнародована: «13.15 Весь личный состав из шестого, седьмого и восьмого отсеков перешел в девятый. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх». Вторая часть записки не была обнародована поскольку, как было заявлено, носит слишком лич- ный характер. Начальник штаба М. Моцак позже рассказал журналистам, что в записке рассказывалось, что, возможно, два-три человека пытались выйти из лодки через аварийно-спасательный люк, однако это не удалось, потому что отсек был заполнен водой. По просочившимся в прессу сведениям, были там и нелицеприятные для флотского начальства слова «перестрелял бы их всех». 1-й и 2-й отсеки «Курска» были практически полностью разрушены, в 3-й отсек водолазы не смогли спуститься из-за нулевой видимости и значительных разрушений, а в 6-м отсеке расположены реакторы лодки, поэтому от спуска в него отказались. Было принято решение о прекращении операции по подъему тел. Водолазы законсервировали все люки «Курска». В первые дни после катастрофы правительственная комиссия считала основной вер- сией столкновение подлодки с крупногабаритным подводным объектом. 18 августа кор- респондент РТР А. Мамонтов в репортаже с места события сообщил, что в день аварии на месте катастрофы были обнаружены аварийные буи «нехарактерной для ВМФ России расцветки» - зелено-белые (буи ВМФ России оранжевого цвета). Они исчезли спустя некоторое время. 23 августа в прессе появилось сообщение, что в порту норвежского города Берген находится американская подлодка «Мемфис», которая зашла туда 18 августа для пополнения запасов. Ряд СМИ сообщал, что лодка сильно повреждена и находится в ремонтном доке, связывая этот факт с катастрофой «Курска». Однако пред- ставитель Норвегии заверяет, что заход «Мемфиса» носит плановый характер и никаких запросов о ремонте не было. 29 августа военные и разведывательные круги США признают, что в момент аварии «Курска» рядом с ним находились две американские субмарины, однако отрицают, что причиной катастрофы стало столкновение с одной из них. По появившимся в американ- ских СМИ сведениям обе подлодки («Мемфис» и «Толедо») находились настолько близко к «Курску», что зафиксировали практически все происходившее на его борту. Утвержда- лось, что причиной аварии стал взрыв торпеды на борту «Курска». Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой. Согласно этой версии «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды «Шквал», эти испытания наблю- дались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». «Толедо» шёл на опасной близости под прикрытием «Мемфиса», находившегося сзади. Когда «Курск» и «Толедо» столкнулись то чтобы предотвратить выстрел «Курска» в «Толедо», (якобы было услышано открытие трубы торпедного аппарата (ТА) «Курска»), «Мемфис» выпустил торпеду по «Курску». Высказывалась и другая версия по которой американская лодка могла оказаться вблизи траектории движения учебной торпеды, выпущенной «Курском». Головка самонаве- дения торпеды в режиме пассивного шумопеленгования могла захватить оказавшуюся в не- посредственной близости лодку. После чего торпеда переключилась в активный режим и акустики этой лодки услышали не только шум идущей на них торпеды, но и посылки гид- ролокатора её головки самонаведения. «Атакованная» лодка не имея времени размышлять на тему боевая это торпеда, или учебная, дала торпедный залп, желая поразить идущую на нее торпеду, В залпе могло быть от 2 до 4 торпед. Первый взрыв (порядка 100кг. в тротиловом эквиваленте), зафиксированный акустиками и сейсмологами, мог быть взры- вом одной из них вблизи учебной торпеды «Курска». Этот взрыв вряд ли был контактным. Вследствие этого торпеда «Курска» могла уцелеть и попасть в цель, нанеся ей незна- чительные механические повреждения. Такой вариант объясняет почему в районе были обнаружены аварийные буи не российской окраски, и были найдены обломки каких-то кон- струкций ограждения рубки или лёгкого корпуса неизвестной подводной лодки (если со- общения о буях и найденных обломках достоверны). Возможно, что одна из выпущенных торпед попала в «Курск» и взорвалась в районе ТА. Боеголовки торпед оказались в эпицентре взрыва и не могли не сдетонировать. В некоторых СМИ появилась инфомация, что катастрофа произошла в результате пожара в торпедном отсеке при испытании нового оружия - усовершенствованной модели скоростной торпеды «Шквал». Для наблюдения за которой на «Курске» находился предста- витель завода-производителя «Дагдизель» М.Гаджиев. Журналистами «Комсомольской правды» было установлено, что когда производилась загрузка боеприпасов на борт «Курска», лопнул трос крана и одна из торпед получила повреждение, но ее все равно погрузили на борт. Командир лодки Г. Лячин попросил дать разрешение на отстрел аварийной торпеды она и послужила причиной взрыва. 29 ноября 2000г. в «Независимой газете» был «озвучен» еще один вариант разви- тия событий. При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ был смят правый внешний ТА, в котором и лежала практическая торпеда 65-76. Почти мгновенно в замкнутом объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды. Взрыв эквивалентный взрыву 150кг. тротила вырвал заднюю крышку ТА и столб огня ударил в первый отсек, и при- вел к пожару и дальнейшей детонации боевых торпед. Еще одна версия: «Курск», находящийся в надводной положении был поражен учебной (без заряда ВВ) ракетой П-700, запущенной с «Петра Великого» или выпущенной самой лодкой и вернувшейся в результате сбоя назад. Проникающая БЧ ракеты поразила субма- рину в район правого борта (отверстие видно на фотографиях «Курска») после чего от продолжающего работу двигателя воспламенились остатки топлива ракеты. Начавшийся пожар привел к детонации торпед, вызвав серию взрывов. 7 октября 2001г. началась операция по подъему АПЛ со дна Баренцева моря при этом разрушенный первый отсек был по большей части отрезан и оставлен на дне. 10 октября лодка была доставлена в Росляковский судоремонтный завод. 27 октября Гене- ральный прокурор РФ В. Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. Полностью водой лодка была заполнена «в течение шести-семи, максимум восьми часов»,- сообщил Генпрокурор. В начале июня 2002г. были подняты и некоторые фрагменты первого отсека АПЛ «Курск». 19 июня возглавляющий правительственную комиссию по расследованию причин гибели «Курска» Клебанов заявил журналистам, что осталась одна версия трагедии – «взрыв торпеды». По официальной версии, в 11час. 28мин. 26сек. по московскому вре- мени произошел взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Его причиной стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Для справки: торпеды на пероксиде водорода не используются в большинстве флотов мира уже больше 50 лет именно из соображений безопасности, в Российском же флоте такие торпеды использова- лись так как были более дёшевы, чем торпеды с серебряно-цинковыми аккумуляторами (после расследования торпеда 65-76А была снята с вооружения). Через 2 мин. пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Вторым взрывом эквивалентным 2-3т. тринитротолуола была сре- зана переборка между первым и вторым отсеками, которая, двигаясь как поршень, сми- нала оборудование и 22мм. настилы. После подъёма она была обнаружена на месте пере- борки второго/третьего отсеков. Вторая ударная волна была остановлена лишь кормовой переборкой 5-бис отсека. 26 июля Генеральный прокурор сообщил, что уголовное дело по факту гибели АПЛ «Курск» закрыто за отсутствием состава преступления. В действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели людей, нет состава преступления. До сих пор многие специалисты высказывают сомнение по поводу выводов комиссии чему немало способствовали противоречивые сведения поступавшие от официальных лиц с самого начала трагедии. Не объяснено происхождение вмятины на правом борту. На фотографии хорошо видно что обшивка лёгкого корпуса продавлена в пространство между элементами поперечного набора. Происхождение отверстия в обшивке объясняют дей- ствиями водолазов вырезавших этот фрагмент для исследования. Чтобы расставить все сомнения необходимо рассекретить и показать материалы подводных видеосъёмок затонув- шего «Курска» в том виде, как он выглядел на дне Баренцева моря до начала прореза- ния в его корпусе разного рода «технологических» отверстий, опубликовать план проводившихся учений (какие пуски и в какое время проводились учавствовашими в нем судами). Продолжая летопись аварий и катастроф, назовем еще АПЛ К-159, затонувшую 30 августа 2003г. в Баренцевом море на входе в Кольский залив (у острова Кильдин) во время буксировки на утилизацию. На ее борту было вооружения, а реакторы находились в заглушенном состоянии. Кроме того имеются сведения о минимум 15-и столкновениях советских (российских) АПЛ с другими судами (по большей части - американскими подводными лодками). 11 февраля 1992г. в Баренцевом море АПЛ К-276 (проект ???) при всплытии стол- кнулась с АПЛ ВМС США «Батон Руж». Обе субмарины имели на вооружении ракеты, торпе- ды и мины в ядерном снаряжении. 20 марта 1993г. опять же в Баренцевом море (это связано с высокой интенсивностью противолодочной деятельности американцев у побе- режья Кольского полуострова) подводный ракетоносец К-407 (проект 667) столкнулся с американской АПЛ «Грейлин». Случались и другие столкновения. В 1984г. АПЛ К-279 (проект 667Б) в море Баффина на глубине 197м. столкнулась с айсбергом и провалилась на глубину 287м. Усилиями экипажа лодка была спасёна и вернулась на базу. В середи- не 80-х на лодке произошел трагический случай. Во время всплытия матрос незаметно для вахтенного офицера поднялся покурить на ракетную палубу между легким и прочным корпусом. Во время погружения его отсутствия не заметили. На судоремонтных заводах. 7 февраля 1965г. на судоремонтном заводе «Звездочка» (г.Северодвинск Архангель- ская обл,) при перегрузке активной зоны реактора АПЛ К-11 (проект 627), из-за ха- латности персонала произошел несанкционированный пуск реактора, сопровождавшийся парогазовым выбросом. Приборы радиационного контроля зашкалили. Весь персонал был удален. В течение пяти суток работы не велись, специалисты пытались выяснить причи- ну происшедшего. Сделав неправильные выводы, 12 февраля начали повторный подъем крышки, при этом опять нарушили технологию. Произошел новый выброс радиоактивной паровоздушной среды из-под крышки, и начался пожар. В результате погибла часть лич- ного состава АПЛ, остальные получили большие дозы облучения. При тушении пожара в реакторный отсек закачали 250т. морской воды, которая через выгоревшие уплотнения попала в соседние отсеки. Чтобы избежать затопления лодки, радиоактивную воду отка- чали за борт прямо на заводской акватории. Радиоактивному загрязнению подверглись территория завода, причалы и акватория порта. Аварийный реакторный отсек был выре- зан и затоплен у острова Новая Земля на глубине 20м. 27 августа 1968г. там же на АПЛ К-140 (проект 667А) вследствие самопроизволь- ного поднятия компенсирующей решетки произошел несанкционированный выход ядерного реактора левого борта на мощность, превосходящую номинальную в 18 раз. Причиной оказался неправильный монтаж сети питания. В результате реактор был выведен из строя. Официальных данных об уровнях загрязнения подводной лодки, и облучения лич- ного состава нет. Отсек с ОЯТ вырезали и затопили в районе Новоземельской впадины. 10 августа 1985г. случилась самая тяжелая радиационная авария за все время существования отечественного атомного флота. При загрузке ядерного топлива на АПЛ К-431 (проект 671), стоявшую у пирса судоремонтного завода «Звезда», в Уссурийском заливе (бухта Чажма) из-за нарушения персоналом технологии в одном из реакторов возникла самопроизвольная цепная реакция и произошёл тепловой взрыв. В результате была сорвана пятитонная крышка реактора, а все его содержимое было разбросано на близлежащей территории. Все десять человек, проводивших регламентные работы, по- гибли мгновенно. Позже по золотому обручальному кольцу одного из погибших, было ус- тановлено, что в момент взрыва уровень радиации достигал 90000 рентген в час. На- чался пожар, гигантские языки пламени и клубы бурого дыма, вырывались из разрушен- ного копуса подводной лодки, а в воздухе отчетливо чувствовался резкий запах озона, как после сильной грозы (первый признак мощного радиоактивного излучения). Первыми бороться с аварией начали экипажи подводных лодок, стоявших поблизости. Работали, кто в чем был - в тапочках на босу ногу - никаких средств защиты у первого эшелона ликвидаторов не былою. Контроль за радиационной обстановкой практически не велся, работали как с обыкновенным пожаром. Пожар удалось потушить за два с половиной часа и только через полчаса после этого прибыла аварийная флотская команда. Всех, прини- мавших участие в тушении пожара, собрали вместе на территории завода и отправили на дезактивацию. Одежду у всех отобрали, так как она была радиоактивной, но сменной на заводе не оказалось. До двух часов ночи по заводу ходили раздетые донага мужчины и женщины, пока со складов не привезли одежду и людей отпустили по домам, а матросов в казармы. Радиоактивный шлейф полосой в 5,5км., пересек полуостров Дунай в северо- западном направлении и вышел к побережью Уссурийского залива, пройдя по акватории еще 30км. В ходе аварии и при ликвидации ее последствий повышенному облучению под- верглись 290 человек у десяти была определена острая лучевая болезнь, у 39 -лучевая реакция. К 2000г. американскими кораблестроительными верфями построено более 190 подвод- ных лодок с ЯЭУ, СССР (Россия) построил 261 АПЛ, Великобритания - 25, Франция — 12, Китай —6. За весь период эксплуатации подводных лодок с ЯЭУ в ВМС США произошло две катастрофы, закончившиеся гибелью АПЛ (в Великобритании и Франции ни одной). 22 мая 1968г. в 650км. на юго-запад от Азорских островов (Атлантический океан) на глубине 3600м. затонула американская АПЛ SSN-589 «Скорпион». Существует версия, что на одной из торпед с неядерной боеголовкой неожиданно сработал механизм приве- дения её в боевое положение. Капитан подлодки принял решение избавиться от ставшего опасным снаряда и отдал команду произвести пуск. Выпущенная торпеда начала поиск цели, пока ее самонаводящаяся боеголовка не захватила «родную» подводную лодку. Есть другая версия: якобы, во время испытательного запуска торпеды сдетонировал ее боевой заряд. Все 99 члена экипажа погибли. На борту находились две торпеды с ядер- ными боеголовками. 10 апреля 1963г. в 16 км. от мыса Код (Атлантическое побережье штата Массачу- сетс) при испытательном погружении затонула американская АПЛ «Трешер». Погибли 112 члена экипажа и 17 гражданских лиц. Через 15 мин. после достижения заданной глубины с «Трешера» поступило сообщение о возникших «трудностях». Затем гидрофоны судна сопровождения зафиксировали звук «словно воздух врывается в цистерны», после чего наступила тишина. Позднее спасательный корабль обнаружил над местом катастрофы раз- личные обломки и мусор, включая куски внутренней обшивки. Причиной катастрофы, ве- роятно, послужила утечка воды из трубопровода в машинном отделении, Лодка лежит на глубине 2590м. ее прочный корпус разрушен на несколько крупных частей. Кроме того на американском флоте произошло около 60 инцидентов и аварий в ре- зультате которых АПЛ получили различные повреждения корпусов, механизмов и заборт- ных устройств. Наибольшее число аварий было вызвано навигационными причинами (нару- шением безопасности плавания, ошибками в использовании технических средств и т.д.). Согласно статистике, Россия по общему количеству известных инцидентов и аварий своих АПЛ (около 50) уступает «первенство» ВМС США. Если же сравнить коэффициент аварийности, т.е. отношение общего количества аварий субмарин к количеству постро- енных, то для российского подводного флота он составляет 0,2, а в американском - 0,3. При этом большинство аварий американских подлодок произошло по навигационным причинам (почти в два раза больше, чем в российском флоте). А вот по тяжести послед- ствий российский флот далеко впереди. У американцев погибло две АПЛ, мы потеряли шесть (не считая одной дизельной с ядерным оружием на борту и одной списанной АПЛ) Одна из них была (К-429) поднята и вновь вернулась в строй. Соотношение количества погибших подводников вследствие аварий и катастроф примерно 1,5 к 1,0 не в нашу пользу. Наверх



Hosted by uCoz