|
Система ВКО России.
Еще в 1963г. был подписан договор, запрещающий испытания ядерного оружия в кос-
мосе это стало одной из причин того, что разрабатывавшееся тогда противоспутниковое
оружие было оснащено неядерной боевой частью. В 1967г. был подписан договор по кос-
мосу, запрещавший размещение оружия на Луне и других космических телах. Большое зна-
чение для предотвращения размещения оружия в космосе имел Договор по ПРО между США и
СССР, действовавший с 1972 по 2002г. Но пока не существует полного запрещения воен-
ной деятельности в космосе. Международными договорами не регулируется развертывание
в космосе противоспутникового оружия, систем ПРО космического базирования, средств
оптико- и радиоэлектронного подавления, оружия, основанного на новых физических прин-
ципах, которое не может быть отнесено к оружию массового уничтожения. В 2002г. Китай
и Россия внесли на рассмотрение постоянной Конференции по разоружению в Женеве доку-
мент о неразмещении оружия в космосе и неиспользовании силы в отношении космических
объектов. В результате Генассамблея ООН приняла в 2003г. резолюцию «Предотвращение
гонки вооружений в космическом пространстве». Однако обсуждения конкретных мер по
предотвращению размещения в космосе оружия любого вида пока не состоялось. Опасность
размещения оружия в космосе состоит в том что это потребует создания полностью авто-
номных оружейных систем, которые будут могут быть применены автоматически без учас-
тия человека. Что увеличивает риск начала вооруженного конфликта вследствие неисправ-
ности или ложного срабатывания аппаратуры.
В военном использовании космического пространства сегодня безусловно лидируют
США. Но по пути милитаризации космоса вслед за США и Россией следуют и другие госу-
дарства. Во многих странах активно ведутся научно-исследовательские, опытно-конструк-
торские работы (НИР, ОКР) и испытания принципиально новых средств воздушно-космичес-
кого нападения (СВКН), совершенствуются характеристики баллистических и аэродинами-
ческих (в частности гиперзвуковых) средств нападения. Возможности СВКН стран НАТО
к 2015г. возрастут в 1,5–2 раза. Средства, созданные по гиперзвуковым технологиям,
будут обладать существенными боевыми преимуществами:
- малое (до 10 мин. и менее при дальности пуска до 1000 км) подлетное время;
- сравнительно низкая уязвимость для средств ПВО и ПРО;
- универсальность применения (воздушное,наземное , морское базирование).
Задачи по отражению ударов СВКН в вооруженнх силах России до последнего времени
выполнялись средствами функционально сведенными в самостоятельные системы ПВО, ПРО,
ПРН и ККП входящими в различные виды и рода войск – космические войска (КВ), зенитно-
ракетные и радиотехнические части и войска Сухопутных войск, ВМФ и ВВС. Однако уже
сегодня эти системы не способны в полном объеме решать задачи по отражению ударов
противника с воздуха, из космоса и через космос. Для повышения их эффективности
необходимо обеспечить комплексное применение всех существующих информационно-разведы-
вательных и огневых средств ПВО и РКО всех видов и родов войск. Для решения этой
задачи руководством страны была принята Концепция ВКО которая предполагает использо-
вание с максимальной эффективностью имеющихся потенциалов всех сил и средств противо-
воздушной и противоракетной обороны независимо от видовой и родовой принадлежности
путем интеграции их элементов в единую систему ВКО.
Разработка концепции ВКО, ведется уже не первый год, Начало было положено Указом
президента России 1993г. «О противовоздушной обороне в Российской Федерации». Первый
проект концепции был подготовлен еще в 1994-1995гг. Однако он был тогда отклонен как
преждевременный. В 2001г. созданием Космических войск, объединивших Военно-космичес-
кие силы и Войска РКО, в фундамент ВКО был заложен первый камень. Новый проект кон-
цепции был рассмотрен в ноябре 2002г. коллегией Министерства обороны, которая, одоб-
рив его в целом, поставила задачу доработать документ и представить в правительство.
Уже с 2006г. ВВС в рамках эксперимента начали принимать в свой состав окружные и
часть армейских комплексов ПВО военных округов.
Безусловным приоритетом в создании системы ВКО является развитие системы развед-
ки и предупреждения о воздушно-космическом нападении и единой автоматизированной
системы управления. Однако настоятельной потребностью сегодняшнего дня является не
столько создание полномасштабной системы ВКО сколько совершенствование систем и
средств ПВО и стратегической ПРО, а также создание нестратегической ПРО (НПРО). Для
борьбы с нестратегическими баллистическими ракетами (НБР) могут применяться комп-
лексы ПВО С-400 «Триумф». В зависимости от модификации ракеты они могут поражать
цели на дальностях от 1 до 400км. и на высотах от 5м. до 30км. Система средств связи
С-400 позволяет интегрировать ее в различные виды вооруженных сил и, таким образом,
заложить основу единой системы ПВО-ПРО, что станет следующим шагом в создании ВКО.
Основу единой ПВО-ПРО могут составить существующие средства ПВО ВВС, ВМФ, Сухопутных
войск и ПРО КВ. Однако этот шаг сделать никак не удается. В январе 2005г. в Ген-
штабе состоялось совещание по созданию единой системы ПВО-ПРО, Сейчас функции ПВО
территории РФ обеспечивают две системы - войсковая (зенитные ракетные и радиотехни-
ческие части Сухопутных войск) и объектовая (Зенитные ракетные и Радиотехнические
войска ВВС): первая защищает военные объекты страны, вторая- Московский промышленный
район. Система ПРО (за исключением Москвы) практически отсутствует, По итогам сове-
щания в Генштабе образована очередная комиссия по созданию единой комплексной систе-
мы ПВО-ПРО.
На протяжении последних десяти лет Ракетно-зенитные (РЗВ) и Радиотехнические
войска (РТВ) были сокращены во много раз. Это привело к огромному снижению их боевых
возможностей. Поле радиолокационной разведки сократилось из-за численного уменьшения
войск в 24 раза. По данным бывшего командующего РТВ Г.Дуброва, около 70% техники РТВ
относится к первому или второму поколению, снятому с производства более 20 лет назад.
Запас ресурса средств радиолокации и автоматизации - около 20%. В результате на
сегодняшний день система ПВО России имеет одноэшелонное, во многих местах очаговое,
построение (много радиолокационных «дыр» на Дальнем Востоке и Крайнем Севере).
Начальник вооружений ВС, заместитель министра обороны А.Московский отмечал, что
нижняя кромка радиолокационного поля для Советского Союза была примерно от 50м. до
километра. Сегодня она колеблется в пределах 3-5 км. При условии создания интегриро-
ванной АСУ ПВО разных видов ВС картина может существенно улучшится. Для исправления
положения нужно завершить создание и развертывание сети радиолокационных станций,
создающих сплошное радиолокационное поле и обеспечивающих обнаружение оперативно-
тактических и тактических ракет. При этом средства СПРН могли бы выступить в роли
«дежурных» для систем НПРО и ПВО, выдавая им предварительные целеуказания (сейчас
СПРН используется только в интересах РКО - для обнаружения запуска МБР).
Возможность создания новой системы, которая будет совмещать в себе элементы ПВО
и ПРО рассматривались правительственной комиссией в 2007г. тогда концерну ПВО «Алмаз
-Антей» было дано поручение начать разработку системы пятого поколения С-500. Но
проектирование в лучшем случае будет завершено к 2015г. а пока у нас в войсках нет
современных комплексов, кроме C-400 и возможности наши таковы, что мы можем прикрыть
только отдельные объекты.
Концепция ВКО была все же принята в января 2008г. Реализация ее рассчитана на
период до 2016г. В 2009г. в России создано объединенное стратегическое командование
ВКО (ОСК ВКО). Под единое стратегическое командование будут переданы все основные
войска и силы, решающие задачи ПВО и РКО. Оно будет подчиняться Генштабу.
В перспективе должна быть создана система ВКО, представляющая собой совокупность
разновидовых и разнородных сил и средств под единым руководством, объединенных в
функционально связанные подсистемы:
- разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;
- поражения и подавления СВКН противника;
- управления и обеспечения,
Подсистема разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении должна
представлять собой совокупность развернутых на земле и в воздушно-космическом прос-
транстве функционально связанных сил и средств, органов управления ими. Ее основу
составят силы и средства разведки и контроля воздушного пространства, ПРН, ККП, а
также информационные средства ПРО.
Подсистема поражения и подавления СВКН должна представлять собой совокупность
развернутых на земле и в воздушно-космическом пространстве, функционально связанных,
противоракетных, истребительных авиационных и зенитных ракетных группировок, частей
и подразделений РЭБ видов и родов войск ВС предназначенных для поражения (подавления)
СВКН противника.
Подсистема управления ВКО РФ должна представлять собой совокупность функционально
связанных органов и пунктов управления, систем автоматизированного управления и
связи. Эта подсистема должна обеспечивать единство, непрерывность, надежность и ус-
тойчивость боевого управления в реальном масштабе времени всеми разновидовыми и раз-
нородными войсками (силами), решающими задачи борьбы с СВКН противника.
Подсистема обеспечения ВКО должна представлять собой совокупность функционально
связанных государственных и военных предприятий, организаций и учреждений, группиро-
вок специальных войск и органов управления ими для решения задач обеспечения эффек-
тивной деятельности системы ВКО.
Состав сил и средств, привлекаемых к решению задач ВКО, весьма широк. Базовой
составной частью ВКО будет система РКО основное назначение которой состоит в:
- предупреждении о ракетном нападении любыми типами БР с любых направлений;
- непрерывном контроле околоземного космического пространства с целью обнаружения
опасных изменений обстановки;
- обороне Центрального промышленного района от ударов НБР и МБР и других районов РФ
от ударов НБР;
- ПКО путем снижения эффективности иностранных информационных КА, а также обеспече-
ние защиты отечественных КА;
- формировании и оперативном доведении необходимой информации до соответствующих
органов управления.
Для выполнения перечисленных задач РКО должна иметь в своем составе системы ПРН,
ККП, стратегической ПРО, НПРО, ПКО, а также систему связи и передачи данных которая
объединяет все системы в единое целое с единой информационной базой.
Система ПРО является составной частью РКО. Целью ПРО является обеспечение защиты
объектов и группировок войск на территории России от ракетных ударов противника и
состоит из стратегического и нестратегического компонента.
Система стратегической ПРО функционирует в тесном взаимодействии с системами ПРН
и ККП обеспечивает оборону объектов центрального района и г.Москва от ударов МБР и,
во взаимодействии с системой ПВО Московского промышленного района, защищает г.Москву
от ударов НБР.
Основными направлениями развития системы стратегической ПРО являются:
- поддержание работоспособности и обеспечение боевого применения системы современ-
ного этапа развития;
- поэтапное совершенствование с повышением потенциала и расширением зоны обороны
от ударов стратегических и нестратегических ракетных средств нападения (РСН) в
пределах Центрального промышленного района;
- совершенствование и развитие существующих и создание новых систем оружия;
- создание дежурного центрального радиолокационного комплекса с возможностями реше-
ния задач ПРО, СПРН, СККП;
- развития информационного взаимодействия системы ПРО с системой ПРН в целях реше-
ния задач по новым типам баллистических целей класса нестратегических РСН;
- развития информационного взаимодействия системы ПРО с системой ККП в целях повы-
шения вклада РЛС ПРО в решение задач ККП;
- совершенствование взаимодействия системы стратегической ПРО с системами ПВО в це-
лях решения задач обороны объектов центрального региона от ударов нестратегичес-
ких РСН.
Главное з вено системы ВКО Центральной зоны (наряду с системой ПРО Москвы) -
система ПВО Московского промышленного района, принятая на вооружение в 1994г.
является головным участоком системы ВКО России. Ее основой стало около трех десят-
ков полков зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300, объединенных в так называемую
«систему С-50». В 2001г. проверка Главным контрольным управлением президента выпол-
нения указа президента от 1993г. о создании ВКО показала, что из-за резкого сокраще-
ния боевого состава и отсутствия в «системе С-50» полков постоянной боевой готов-
ности в настоящее время Москва и Центральный промышленный район практически не при-
крываются от ударов имеющихся на вооружении развитых стран средств воздушного напа-
дения. Если в 1994г. при внезапном даре «система С-50» могла уничтожить до 94-98%
крылатых ракет, летящих на предельно малых высотах, то в 2001г. в лучшем случае -
до 28%. По результатам проверки президент потребовал от правительства и Минобороны
безотлагательных мер по исправлению положения, однако в 2002г. был расформирован
еще один зенитный ракетный полк из состава «системы С-50».
Наращивание боевых возможностей информационной компоненты ПВО системе ВКО может
быть обеспечено за счет ввода в строй вновь разрабатываемых средств ВВС - РЛС дежур-
ного режима и дежурно-боевого режима, совершенствования РЛС ПВО Сухопутных войск и
доработок РЛС кораблей ВМФ.
Система ПРН является стратегической системой, информация которой используется
при принятии решения на проведение ответных действий Вооруженных Сил, включая приме-
нение стратегических ядерных сил (СЯС) России. Статус системы ПРН закрепляется соот-
ветствующими внутригосударственными и международными правовыми актами. Преднамерен-
ное нарушение функционирования системы ПРН со стороны иностранных государств явля-
ется одним из источников внешней военной угрозы России и может расцениваться как
акт подготовки к нанесению ракетного удара. Учитывая, что с качественным совершен-
ствованием СВКН угрозу России будут составлять не только БР (в том числе с планирую-
щими головными частями), но и аэродинамические, гиперзвуковые цели предусматрива-
ется возможность расширения типов обнаруживаемых средствами системы ПРН целей. А
с учетом возросших требований к информационному обеспечению высших звеньев государ-
ственного управления, основными задачами развития системы ПРН следует считать:
- расширение зоны контроля старта БР с доведением ее в перспективе до глобальной;
- обнаружение всех существующих и перспективных типов БР, включая НБР на любых тра-
екториях их полета;
- повышение достоверности информации о старте БР и ракетном нападении;
- повышение помехозащищенности;
- повышение живучести и боевой устойчивости;
- снижение эксплуатационных расходов.
В связи с ростом числа государств-обладателей ядерного оружия и средств его дос-
тавки и, соответственно, возникновением для России «разнонаправленных» угроз ракет-
ного нападения роль СПРН на современном этапе возрастает. Технической основой разви-
тия космической компоненты СПРН являются КА нового поколения, оснащенные современной
бортовой аппаратурой и высокопроизводительными вычислительными комплексами. Техни-
ческой основой модернизации и развития группировки радиолокационных средств системы
ПРН служит технология создания разнодиапазонных локаторов высокой заводской готов-
ности, отличающихся низкими эксплуатационными расходами, малыми сроками создания,
гарантированной возможностью создания РЛС с заданными характеристиками и возмож-
ностью их модульного наращивания практически без снятия РЛС с боевого дежурства.
Возрастающая роль СККП в обеспечении безопасности России определяется:
- ускоренной милитаризаций околоземного космического пространства;
- разработкой рядом государств противокосмических средств, представляющих угрозу
для отечественных космических систем;
- необходимостью обеспечения безопасности пусков и полетов отечественных КА в ус-
ловиях увеличивающегося засорения околоземного космического пространства;
- повышением уровня требований к информационному обеспечению системой ККП системы
ПРН.
Основными направлениями развития средств СККП являются:
- расширение диапазонов высот и наклонений контролируемых КО на основе новых спе-
циализированных средств ККП и развития взаимодействия с информационными средст-
вами и системами других ведомств;
- создание специализированных радиолокационных и оптико-электронных средств ККП,
обеспечивающих надежное обнаружение, сопровождение и распознавание КО;
- создание оптико-электронных средств ККП космического базирования;
- модернизация на новых информационных технологиях командного пункта системы ККП,
расширение объема каталога КО;
В перспективе СККП должна обеспечить осуществление контроля космического прос-
транства во всех освоенных диапазонах высот и наклонений орбит на основе рациональ-
ного использования орбитальных и наземных средств наблюдения.
Новые угрозы национальной безопасности России с появлением новых типов СВКН,
совершенствованием способов их боевого применения обуславливают необходимость уско-
ренного развития системы ВКО. Работы в области создания ВКО должны осуществляться
поэтапно. На первом этапе необходимо обеспечить:
- восстановление технической исправности имеющегося вооружения,
- создание головного участка системы ВКО и отработку на нем всех оперативных и тех-
нических решений;
- развитие системы ПВО, интеграция и централизованное управление силами и средства-
ми ПВО различных видов и родов войск;
- дальнейшее совершенствование средств систем разведки и предупреждения о воздушном
и ракетном нападении и контроля космического пространства;
- создание в рамках единой системы управления ВС контура управления существующими
силами и средствами видов и родов Вооруженных сил, решающих задачи ВКО;
- проведение комплекса НИР и ОКР, направленных на создание новых образцов вооруже-
ния и военной техники и начало их серийного производства;
- создание на территории России необходимой полигонной базы.
На втором этапе необходимо будет завершить:
- оснащение войск, решающих задачи ВКО, новым вооружением и военной техникой;
- преобразование систем предупреждения о ракетно-космическом и воздушном нападении
в единую систему предупреждения о воздушно-космическом нападении;
- развертывание новых и наращивание существующих группировок сил и средств, решаю-
щих задачи в интересах ВКО;
- создание единой системы управления ВКО за счет централизации руководства ее основ-
ными составными частями.
Наверх
|