Система ВКО Космические войска Главная
КАРТА САЙТА
ВОЕННЫЕ  ИСЗ
СПУТНИКИ  ШПИОНЫ
ЗВЕЗДНЫЕ  ВОЙНЫ
ТАЙНЫ  "ПОЛЮСА"
СИСТЕМЫ ПРО
РАДАРЫ ПРО
СИСТЕМА ПРН
СИСТЕМА ККП

                 Система ВКО России.

    Еще в 1963г. был подписан договор, запрещающий  испытания ядерного оружия в кос-
мосе это стало одной из причин того, что разрабатывавшееся  тогда противоспутниковое
оружие было оснащено неядерной боевой частью.  В 1967г. был подписан договор по кос-
мосу, запрещавший размещение оружия на Луне и других космических телах. Большое зна-
чение для предотвращения размещения оружия в космосе имел Договор по ПРО между США и
СССР, действовавший с 1972 по 2002г.  Но пока не существует полного запрещения воен-
ной деятельности в космосе. Международными договорами не регулируется  развертывание
в космосе противоспутникового оружия,  систем ПРО космического  базирования, средств
оптико- и радиоэлектронного подавления, оружия, основанного на новых физических прин-
ципах, которое не может быть отнесено к оружию массового уничтожения. В 2002г. Китай
и Россия внесли на рассмотрение постоянной Конференции по разоружению в Женеве доку-
мент о неразмещении оружия в космосе и  неиспользовании силы в отношении космических
объектов.  В результате Генассамблея  ООН приняла в 2003г. резолюцию «Предотвращение
гонки вооружений в космическом  пространстве».  Однако обсуждения  конкретных мер по
предотвращению размещения в космосе оружия любого вида пока не состоялось. Опасность
размещения оружия в космосе состоит в том что это потребует создания полностью авто-
номных оружейных систем, которые будут могут быть  применены автоматически без учас-
тия человека. Что увеличивает риск начала вооруженного конфликта вследствие неисправ-
ности или ложного срабатывания аппаратуры.
     В военном  использовании космического пространства сегодня  безусловно лидируют
США.  Но по пути милитаризации космоса вслед за США и Россией следуют и другие госу-
дарства. Во многих странах активно ведутся научно-исследовательские, опытно-конструк-
торские работы (НИР, ОКР) и испытания принципиально новых средств воздушно-космичес-
кого нападения (СВКН),  совершенствуются характеристики баллистических и аэродинами-
ческих (в частности гиперзвуковых)  средств нападения.  Возможности СВКН  стран НАТО
к 2015г. возрастут в 1,5–2 раза.  Средства, созданные по  гиперзвуковым технологиям,
будут обладать существенными боевыми преимуществами: 
 - малое (до 10 мин. и менее при дальности пуска до 1000 км) подлетное время; 
 - сравнительно низкая уязвимость для  средств ПВО и ПРО; 
 - универсальность применения (воздушное,наземное , морское базирование). 
    Задачи по отражению ударов СВКН в вооруженнх силах  России до последнего времени
выполнялись средствами  функционально сведенными в самостоятельные системы ПВО, ПРО,
ПРН и ККП входящими в различные виды и рода войск – космические войска (КВ), зенитно-
ракетные и радиотехнические части и войска  Сухопутных войск, ВМФ и ВВС.  Однако уже
сегодня эти  системы не способны  в полном объеме решать  задачи по отражению ударов
противника с  воздуха, из  космоса  и через космос.  Для повышения  их эффективности
необходимо обеспечить комплексное применение всех существующих информационно-разведы-
вательных  и огневых  средств ПВО и  РКО всех видов и родов войск.  Для решения этой
задачи руководством страны была принята Концепция ВКО которая предполагает использо-
вание с максимальной эффективностью имеющихся потенциалов всех сил и средств противо-
воздушной и противоракетной  обороны независимо от видовой и  родовой принадлежности
путем интеграции их элементов в единую систему ВКО.
    Разработка концепции ВКО, ведется уже не первый год, Начало было положено Указом
президента России 1993г. «О противовоздушной обороне в Российской Федерации». Первый
проект концепции был подготовлен еще в 1994-1995гг. Однако он был тогда отклонен как
преждевременный. В 2001г. созданием Космических войск, объединивших Военно-космичес-
кие силы и Войска РКО, в фундамент ВКО был заложен первый камень.  Новый проект кон-
цепции был рассмотрен в ноябре 2002г. коллегией Министерства обороны, которая, одоб-
рив его в целом, поставила задачу доработать документ и представить в правительство.
Уже с 2006г. ВВС в  рамках  эксперимента начали  принимать в свой  состав окружные и
часть армейских комплексов ПВО военных округов.
    Безусловным приоритетом в создании системы ВКО является развитие системы развед-
ки и предупреждения  о воздушно-космическом  нападении  и единой  автоматизированной
системы управления.  Однако настоятельной потребностью сегодняшнего дня  является не
столько  создание  полномасштабной системы  ВКО сколько  совершенствование  систем и
средств ПВО и стратегической ПРО, а также создание нестратегической ПРО (НПРО).  Для
борьбы с нестратегическими  баллистическими  ракетами (НБР)  могут применяться комп-
лексы ПВО  С-400 «Триумф».  В зависимости  от модификации  ракеты они могут поражать
цели на дальностях от 1 до 400км. и на высотах от 5м. до 30км. Система средств связи
С-400 позволяет интегрировать ее в  различные виды вооруженных сил и, таким образом,
заложить основу единой системы ПВО-ПРО,  что станет  следующим шагом в создании ВКО.
Основу единой ПВО-ПРО могут составить существующие средства ПВО ВВС, ВМФ, Сухопутных
войск и  ПРО КВ.  Однако  этот шаг сделать никак не удается.  В январе 2005г. в Ген-
штабе состоялось совещание по созданию единой системы ПВО-ПРО,  Сейчас  функции  ПВО
территории РФ обеспечивают две системы - войсковая  (зенитные ракетные и радиотехни-
ческие части  Сухопутных войск) и объектовая  (Зенитные ракетные и  Радиотехнические
войска ВВС): первая защищает военные объекты страны, вторая- Московский промышленный
район. Система ПРО (за исключением  Москвы) практически отсутствует, По итогам сове-
щания в Генштабе образована очередная комиссия по созданию единой комплексной систе-
мы ПВО-ПРО.
     На протяжении  последних десяти  лет Ракетно-зенитные  (РЗВ) и Радиотехнические
войска (РТВ) были сокращены во много раз. Это привело к огромному снижению их боевых
возможностей. Поле радиолокационной разведки сократилось из-за численного уменьшения
войск в 24 раза. По данным бывшего командующего РТВ Г.Дуброва, около 70% техники РТВ
относится к первому или второму поколению, снятому с производства более 20 лет назад.
Запас ресурса  средств  радиолокации  и автоматизации - около 20%.  В результате  на
сегодняшний день система  ПВО России имеет одноэшелонное, во многих местах очаговое,
построение  (много  радиолокационных «дыр» на  Дальнем  Востоке  и Крайнем  Севере).
Начальник  вооружений  ВС, заместитель  министра  обороны  А.Московский отмечал, что
нижняя кромка радиолокационного  поля для Советского Союза  была примерно от 50м. до
километра. Сегодня она колеблется в пределах 3-5 км. При условии создания интегриро-
ванной АСУ ПВО разных видов ВС картина может существенно улучшится.  Для исправления
положения  нужно завершить создание и  развертывание сети  радиолокационных станций,
создающих сплошное  радиолокационное поле и обеспечивающих  обнаружение  оперативно-
тактических и  тактических ракет.  При этом средства СПРН могли  бы выступить в роли
«дежурных»  для систем НПРО и ПВО, выдавая  им предварительные  целеуказания (сейчас
СПРН используется  только в интересах РКО - для  обнаружения  запуска МБР). 
    Возможность создания новой системы, которая будет  совмещать в себе элементы ПВО
и ПРО рассматривались правительственной комиссией в 2007г. тогда концерну ПВО «Алмаз
-Антей» было дано  поручение начать разработку  системы пятого поколения  С-500.  Но
проектирование в  лучшем случае будет  завершено к 2015г. а пока у нас в войсках нет
современных комплексов, кроме C-400 и возможности наши таковы, что мы можем прикрыть
только отдельные объекты. 
    Концепция ВКО была  все же принята в января 2008г.  Реализация ее  рассчитана на
период до 2016г.  В 2009г. в России создано объединенное стратегическое командование
ВКО (ОСК ВКО).  Под единое стратегическое  командование будут  переданы все основные
войска и силы, решающие задачи ПВО и РКО. Оно будет подчиняться Генштабу.  
    В перспективе должна быть создана система ВКО, представляющая собой совокупность
разновидовых и  разнородных сил  и средств под  единым руководством,  объединенных в
функционально связанные подсистемы: 
 - разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении; 
 - поражения и подавления СВКН противника; 
 - управления и обеспечения,
    Подсистема  разведки  и предупреждения  о воздушно-космическом  нападении должна
представлять собой совокупность  развернутых на земле и в воздушно-космическом прос-
транстве функционально  связанных  сил и средств, органов управления ими.  Ее основу
составят силы  и средства разведки  и контроля воздушного  пространства, ПРН, ККП, а
также информационные средства ПРО. 
    Подсистема поражения  и подавления СВКН  должна представлять  собой совокупность
развернутых на земле и в воздушно-космическом пространстве, функционально связанных,
противоракетных, истребительных авиационных и зенитных  ракетных группировок, частей
и подразделений РЭБ видов и родов войск ВС предназначенных для поражения (подавления)
СВКН противника. 
   Подсистема управления ВКО РФ должна представлять собой совокупность функционально
связанных  органов  и пунктов  управления,  систем автоматизированного  управления и
связи. Эта подсистема должна обеспечивать единство,  непрерывность, надежность и ус-
тойчивость боевого управления в реальном масштабе времени всеми разновидовыми и раз-
нородными войсками (силами), решающими задачи борьбы с СВКН противника. 
    Подсистема обеспечения  ВКО должна представлять собой совокупность функционально
связанных государственных и военных предприятий, организаций и учреждений, группиро-
вок специальных войск и органов управления ими для  решения задач обеспечения эффек-
тивной деятельности системы ВКО. 
    Состав сил и  средств, привлекаемых к решению  задач ВКО, весьма широк.  Базовой
составной частью ВКО будет система РКО основное назначение которой состоит в:
 - предупреждении о ракетном нападении любыми типами БР с любых направлений;
 - непрерывном контроле околоземного  космического пространства с целью  обнаружения
   опасных изменений обстановки;
 - обороне Центрального промышленного района от ударов НБР и МБР и других районов РФ
   от ударов НБР;
 - ПКО путем снижения эффективности иностранных информационных КА, а также обеспече-
   ние защиты отечественных КА; 
 - формировании и  оперативном  доведении  необходимой информации до соответствующих
   органов управления.
     Для выполнения перечисленных задач РКО должна иметь в своем составе системы ПРН,
ККП, стратегической ПРО, НПРО, ПКО, а также систему связи и передачи данных  которая
объединяет все системы в единое целое с единой информационной базой. 
    Система ПРО является составной частью РКО. Целью ПРО является обеспечение защиты
объектов и группировок  войск на территории  России от ракетных  ударов противника и
состоит из стратегического и нестратегического компонента.
    Система стратегической ПРО функционирует в тесном взаимодействии с системами ПРН
и ККП обеспечивает оборону объектов центрального района и г.Москва от  ударов МБР и,
во взаимодействии с системой ПВО Московского промышленного района, защищает г.Москву
от ударов НБР. 
     Основными направлениями развития системы стратегической ПРО являются:
 - поддержание работоспособности и  обеспечение боевого применения системы современ-
   ного этапа развития; 
 - поэтапное  совершенствование с  повышением потенциала и расширением  зоны обороны
   от ударов  стратегических и  нестратегических ракетных  средств нападения (РСН) в
   пределах Центрального промышленного района; 
 - совершенствование и развитие существующих и создание новых систем оружия; 
 - создание дежурного центрального радиолокационного комплекса с возможностями реше-
   ния задач ПРО, СПРН, СККП; 
 - развития информационного взаимодействия  системы ПРО с системой ПРН в целях реше-
   ния задач по новым типам баллистических целей класса нестратегических РСН; 
 - развития информационного взаимодействия  системы ПРО с системой ККП в целях повы-
   шения вклада РЛС ПРО в решение задач ККП; 
 - совершенствование взаимодействия системы стратегической ПРО с системами ПВО в це-
   лях решения задач обороны объектов центрального региона  от ударов нестратегичес-
   ких РСН. 
     Главное з вено системы  ВКО Центральной  зоны (наряду с системой  ПРО Москвы) -
система  ПВО  Московского  промышленного  района, принятая  на  вооружение  в 1994г.
является  головным участоком системы ВКО России.  Ее основой стало около трех десят-
ков полков  зенитно-ракетных  комплексов (ЗРК) С-300,  объединенных в так называемую
«систему С-50». В 2001г. проверка Главным  контрольным управлением президента выпол-
нения указа президента от 1993г. о создании ВКО показала, что из-за резкого сокраще-
ния боевого состава  и отсутствия в  «системе С-50» полков  постоянной боевой готов-
ности в настоящее время Москва и Центральный промышленный  район практически не при-
крываются от ударов имеющихся на вооружении развитых стран  средств воздушного напа-
дения.  Если в 1994г. при внезапном  даре «система С-50» могла  уничтожить до 94-98%
 крылатых ракет, летящих на предельно  малых высотах, то в 2001г. в лучшем  случае -
до 28%.  По результатам проверки президент потребовал  от правительства и Минобороны
безотлагательных  мер  по исправлению  положения, однако в 2002г.  был расформирован
еще один зенитный ракетный полк из состава «системы С-50». 
    Наращивание боевых возможностей  информационной компоненты ПВО системе ВКО может
быть обеспечено за счет ввода в строй вновь разрабатываемых средств ВВС - РЛС дежур-
ного режима и  дежурно-боевого режима, совершенствования  РЛС ПВО Сухопутных войск и
доработок РЛС кораблей ВМФ.
     Система ПРН является  стратегической системой, информация  которой используется
при принятии решения на проведение ответных действий Вооруженных Сил, включая приме-
нение стратегических ядерных сил (СЯС) России. Статус системы ПРН закрепляется соот-
ветствующими внутригосударственными и международными  правовыми актами. Преднамерен-
ное нарушение функционирования системы  ПРН со стороны  иностранных государств явля-
ется одним из  источников  внешней военной угрозы  России  и может расцениваться как
акт подготовки к нанесению ракетного удара.  Учитывая, что с  качественным совершен-
ствованием СВКН угрозу России будут составлять не только БР (в том числе с планирую-
щими головными частями), но и  аэродинамические, гиперзвуковые  цели  предусматрива-
ется  возможность расширения типов  обнаруживаемых  средствами системы ПРН целей.  А
с учетом возросших требований к информационному  обеспечению высших звеньев государ-
ственного управления, основными задачами развития системы ПРН следует считать:
 - расширение зоны контроля  старта БР с доведением  ее в перспективе до глобальной;
 - обнаружение всех существующих и перспективных типов БР, включая НБР на любых тра-
   екториях их полета;
 - повышение достоверности информации о старте БР и ракетном нападении; 
 - повышение помехозащищенности; 
 - повышение живучести и боевой устойчивости; 
 - снижение эксплуатационных расходов.
    В связи с ростом числа государств-обладателей ядерного оружия и средств его дос-
тавки и, соответственно, возникновением для России  «разнонаправленных» угроз ракет-
ного нападения роль СПРН на современном этапе возрастает. Технической основой разви-
тия космической компоненты СПРН являются КА нового поколения, оснащенные современной
бортовой аппаратурой и  высокопроизводительными вычислительными комплексами.  Техни-
ческой основой модернизации и развития  группировки радиолокационных средств системы
ПРН служит технология создания  разнодиапазонных локаторов  высокой заводской готов-
ности, отличающихся  низкими  эксплуатационными расходами, малыми  сроками создания,
гарантированной  возможностью  создания РЛС с заданными  характеристиками  и возмож-
ностью их модульного наращивания практически без снятия РЛС с боевого дежурства.
    Возрастающая роль СККП в обеспечении безопасности России определяется:
 - ускоренной милитаризаций околоземного космического пространства; 
 - разработкой рядом  государств  противокосмических средств, представляющих  угрозу
   для отечественных космических систем; 
 - необходимостью обеспечения  безопасности пусков  и полетов отечественных КА в ус-
   ловиях увеличивающегося засорения околоземного космического пространства; 
 - повышением уровня  требований к информационному  обеспечению системой ККП системы
   ПРН.
    Основными направлениями развития средств СККП являются:
 - расширение диапазонов высот и наклонений  контролируемых КО на основе новых спе-
   циализированных средств ККП и развития взаимодействия с  информационными средст-
   вами и системами других ведомств;
 - создание  специализированных  радиолокационных  и оптико-электронных средств ККП,
   обеспечивающих надежное обнаружение, сопровождение и распознавание КО; 
 - создание оптико-электронных средств ККП космического базирования; 
 - модернизация на новых информационных технологиях командного пункта системы ККП,
   расширение объема каталога КО;
     В перспективе СККП должна  обеспечить осуществление контроля космического прос-
транства во всех освоенных диапазонах высот и  наклонений орбит на основе рациональ-
ного использования орбитальных и наземных средств наблюдения.
     Новые угрозы  национальной безопасности  России с появлением  новых типов СВКН,
совершенствованием способов их боевого применения обуславливают  необходимость уско-
ренного развития системы ВКО.  Работы в области создания ВКО  должны  осуществляться
поэтапно. На первом этапе необходимо обеспечить: 
 - восстановление технической исправности имеющегося вооружения,
 - создание головного участка системы ВКО и отработку на нем всех оперативных и тех-
   нических решений; 
 - развитие системы ПВО, интеграция и централизованное управление силами и средства-
   ми ПВО различных видов и родов войск; 
 - дальнейшее совершенствование средств систем разведки и предупреждения о воздушном
   и ракетном нападении и контроля космического пространства; 
 - создание в рамках единой системы  управления ВС контура управления  существующими
   силами и средствами видов и родов Вооруженных сил, решающих задачи ВКО; 
 - проведение комплекса НИР и ОКР, направленных на  создание новых образцов вооруже-
   ния и военной техники и начало их серийного производства; 
 - создание на территории России необходимой полигонной базы. 
      На втором этапе необходимо будет завершить: 
 - оснащение войск, решающих задачи ВКО, новым вооружением и военной техникой; 
 - преобразование систем предупреждения  о ракетно-космическом и воздушном нападении
   в единую систему предупреждения о воздушно-космическом нападении; 
 - развертывание новых и наращивание существующих  группировок сил и средств, решаю-
   щих задачи в интересах ВКО; 
 - создание единой системы управления ВКО за счет централизации руководства ее основ-
   ными составными частями.

 
                            Наверх 
Hosted by uCoz