Тайны "Полюса" Космические войска Главная
КАРТА САЙТА
ВОЕННЫЕ  ИСЗ
СПУТНИКИ  ШПИОНЫ
ЗВЕЗДНЫЕ  ВОЙНЫ
СИСТЕМА ВКО
СИСТЕМЫ ПРО
РАДАРЫ ПРО
СИСТЕМА ПРН
СИСТЕМА ККП

                     Тайны "Полюса"

   15 мая 1987г. с космодрома Байконур впервые стартовала сверхтяжелая РН «Энергия».
В сообщении  ТАСС  поэтому  поводу  говорилось:  «В Советском  Союзе  начаты  летно-
конструкторские испытания новой  мощной универсальной  РН «Энергия»…  Вторая ступень
РН... вывела в расчетную точку габаритно-весовой макет спутника. …макет после разде-
ления со второй ступенью должен был с помощью собственного двигателя быть выведен на
круговую околоземную орбиту. Однако из-за нештатной работы его бортовых систем макет
на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана...» Обычно габа-
ритно-весовым макетом (ГВМ) в ракетно-космической отрасли называют «болванку»  кото-
рая не имеет «собственного двигателя» и «бортовых систем».  Вообще все, что касалось
этого макета  советская печать  как-то упорно  обходила  молчанием  даже фотографии,
помещенные в газетах, показывали  «Энергию» только с той стороны  откуда его не было
видно.  Первая информация о полезной нагруке «Энергии» в том полете появилась только
в 1992г. в  журнале «Земля и Вселенная» N4, в статье  «Неизвестный «Полюс». В 1996г.
в фотоальбоме  РКК «Энергия»  были опубликованы снимки РН  «Энергия»  на которых был
виден закрепленный на его боку объект с надписью «Полюс» и «Мир-2».  В прессе появи-
лись самые невероятные предположения о назначении аппарата. Высказали предположение,
что «Полюс» был первой боевой  станцией в рамках программы  «советской СОИ».  Другие
уверяли, что аппарат  предназначался для отработки  модулей будущей  большой станции
«Мир-2».  Что же это было на самом деле?
    А дело обстояло следующим образом.  В середине 1985г. было принято решение пере-
делать предназначенную для  стендовых испытаний  РН «Энергия» № 6С  в летную  (номер
носителя изменился на 6СЛ) и запустить ее осенью 1986г. с ГВМ «Бурана» разработанным
в КБ «Салют».  Это был  цилиндр из толстолистовой стали  с оживальной носовой частью
диаметром 4м. и длиной около 25м.  По габаритам он  соответствовал  грузовому отсеку
«Бурана».  Внутри макета стояли  только переборки для повышения  прочности и никаких
бортовых систем.  Макет был жестко закреплен  на центральном блоке и должен был сго-
реть вместе с  ним в атмосфере.  Однако скоро  планы  изменились.  Сначала  появился
отделяемый вариант  ГВМ на котором  можно было испытать  в реальных условиях систему
разделения  «Бурана» и РН.  Буквально через неделю была поставлена задача создать КА
со  сроком жизни до 7 суток для проверки динамики  аппарата «Скиф-Д» (17Ф19Д), пред-
ставлявшего собой  прототип боевой  орбитальной станции  с лазерным оружием на борту
(подробности см. на странице «Звездные войны»).  Еще через неделю было  решено уста-
новить на аппарат (который все еще назывался ГВМ) все  готовые на тот момент системы
штатного «Скифа-Д» для  их отработки в космосе.  Срок активного существования увели-
чился до месяца. Так увидел свет проект аппарата «Скиф-ДМ» (17Ф19ДМ) буква "М" озна-
чала - макетный.  Аппарат получил и несекретное название - «Полюс». 19 августа 1985г.
вышел соответствующий приказ министра общего машиностроения  О.Бакланова N295.
    Комплекс, состоящий из РН «Энергия» (11К25) N6СЛ и КА «Скиф-ДМ» (17Ф19ДМ) N18201,
получил  обозначение 14А02.  Сейчас в своих  воспоминаниях  О.Бакланов так говорит о
целях создания «Полюса»: - «Не имея статистики  по запускам, мы  не могли  рисковать
«Бураном»,  да он еще и  не был готов.  Поэтому я как  председатель  Государственной
комиссии настоял, и комиссия согласилась,  чтобы носителю «Энергия»  дать нагрузку в
виде грузомакета массой в 100т. Было очень интересно посмотреть, как можно с помощью
соответствующих импульсов управлять в космосе такими массами по скорости, вращению и
так далее.  Поэтому был  создан макет  массой в 100т. и системой строгой ориентации.
Вот что  запускали под  названием «Скиф»».  По каким-то причинам он умолчал о других
системах которыми был оснащен аппарат. Но об этом позже.
    Несмотря на всю  сложность создания  аппарата такого  класса, его запуск остался
назначенным на третий квартал 1986г.  Пуск «Скифа-Д» планировался на  второй квартал
1987г.  К моменту разработки «Скифа-ДМ» в НПО им. Лавочкина  была практически готова
система безмометного выхлопа (СБВ) углекислого газа (CO2) использовавшегося для рабо-
ты лазера. Решено было испытать ее на «Скифе-ДМ» однако использование CO2 могло рас-
крыть назначение аппарата.  Потому для испытаний  выбрали смесь ксенона с криптоном.
Эта смесь позволяла провести  интересный геофизический эксперимент - изучить взаимо-
действие искусственных газовых  образований с ионосферой Земли.  Такая «легенда» для
прикрытия испытаний лазера бвла достаточно убедительна. К сентябрю 1986г. планирова-
лось изготовить систему наведения лазера на цель.  Для ее испытания  решено было ис-
пользовать  отделяемые мишени двух типов - надувные  шары и уголковые отражатели. На
надувных мишенях устанавливались бариевые  плазмогенераторы для имитации работы дви-
гателей баллистических ракет и спутников.  Работу плазмогенераторов было решено офи-
циально объявить как геофизический эксперимент по изучению взаимодействия искусствен-
ных плазменных образований с земной ионосферой, а отстрел мишеней для СНУ - как испы-
тания перспективной системы сближения и стыковки.  Хотя, отработка системы стыковки,
при которой аппарат не сближался с мишенями,  а наоборот - отстреливал их, выглядела
бы со стороны очень странно и американцы могли догадаться об истинном предназначении
«Скифа-ДМ». 
    Головной фирмой по созданию «Скифа-ДМ» было, КБ «Салют» проектирование  началось
в сентябре 1985г.  Непосредственно эту  тему вел  зам. Ген. конструктора В.Палло.  В
связи с чрезвычайно сжатыми сроками  (пуск комплекса 14А02 был  запланирован на сен-
тябрь 1986г. (в июле 1986г. все отсеки должны были уже находиться на Байконуре) соз-
дание аппарата велось с максимальным использованием уже  имевшихся в наличии агрега-
тов и систем  ранее отработанных изделий.  Изготовление и  сборка «Скифа»  велись на
заводе им.Хруничева.  Всего в создании  «Скифа-ДМ» принимали  участие 45 предприятий
Министерства общего машиностроения  и 25 предприятий других отраслей.  Чтобы сэконо-
мить время, было решено  не проводить  комплексные испытания  «Скифа» на контрольно-
испытательной станции завода, а провести их после  окончательной сборки  аппарата на
космодроме  Байконур.  Кроме  того было  решено обойтись  одним комплексным  стендом
(электрический аналог аппарата  для испытаний системы управления движением (СУД)) на
заводе изготовителе СУД в Харькове (НПО «Электроприбор»). Обычно при создании нового
КА создавалось три стенда:  на заводе-изготовителе СУД,  на заводе-изготовителе КА и
на космодроме. Но времени на это не было.
    Внешне аппарат имел много общего со «Скифом-Д» за исключением неподвижной голов-
ной части отсека специальной аппаратуры.  Длина составляла 36.9 м. максимальный диа-
метр 4,1 м. масса 77 т.  Он также состоял из двух модулей:  функционально-служебного
блока (ФСБ) и целевого модуля (ЦМ). В связи с тем, что для ФСБ  был использован  уже
готовый транспортный корабль снабжения (ТКС) 11Ф72 пришлось (для обеспечения соответ-
ствия нагрузок действующих на аппарат при запуске РН «Энергия» нагрузкам действующим
при запуске ТКС РН «Протон») разместить  его в головной  части  «Скифа»  двигателями
вперед. Это привело к необходимости  разворота
аппарата после отделения от РН вокруг попереч-  
ной оси на 180 град. (из-за  особенностей сис-
темы управления  требовался еще доворот вокруг
продольной оси на 90град.  Этот маневр получил
наименование «перевертон».  Бортовой  комплекс
управления укомплектовали аппаратурой демонти-
рованной с комплексного стенда ТКС (1972-78гг.
изготовления).  Элементы крепления  РН взяли с
макетного орбитального корабля «Буран».
    В ЦМ должны были  разместиться спецсистемы
и устройства «Скифа» он состоял из отсека рабо-
чих тел (ОРТ), энергетического отсека (ОЭ), от-
сека специальной аппаратуры (ОСА).  Внутри ОРТ
располагалась система  хранения и подачи рабо-
чих тел (СХПРТ).  В нее входили  42 баллона со
смесью ксенона и криптона, каждый емкостью 36л.
(420кг. газовой смеси). Также в ОРТ стояла пла-
та с пневмоавтоматикой и трубопровод для пода-
чи газовой  смеси  через  ОЭ в ОСА  к СБВ.  ОЭ
«Скифа-ДМ» был, практически, пустым, поскольку
не были готовы электро-турбогенераторы. На его
корпусе крепился  лишь выходной  патрубок СБВ.
На ОСА устанавливались два боковых блока (ББ):
по I-й (ББ-I) и III-й (ББ-III) плоскостям аппа-
рата.  В  ББ-I  устанавливались  десять  малых
(М1) и 14 больших (М5)надувных мишеней с барие-
выми плазмогенераторами, а в герметичной части
ББ-I - автоматика СНУ и СУБК. В ББ-III размеща-
лось десять мишеней с уголковыми  отражателями 
М4.  Боковые блоки  были закрыты крышками, от-
стреливаемыми на  этапе  выведения  на орбиту.
Снаружи весь «Скиф-ДМ» имел специальное покры-
тие черного цвета.  Оно должно было обеспечить
температурный  режим  аппарата.  На «Скифе-ДМ»
стояло слишком мало тепловыделяющих  устройств
поэтому  нужно было  максимально  использовать
солнечное тепло для обогрева.  Черное покрытие
позволяло это делать.
22 мая 1986г. в монтажно-испытательный корпус (МИК) 92А-50 на 92-й площадке кос- модрома Байконур был доставлен ФСБ «Скифа». Из-за срыва сроков поставки он не был еще полностью укомплектован. Недостающие элементы систем (блоки СУД, часть бортовой кабельной сети, экранно-вакуумная теплоизоляция, объединенная двигательная установка) для ускорения работ было решено устанавливать на технический позиции космодрома (СУД отправили на Байконур только в июле). Работ с ЦМ было еще больше, ведь он создавался впервые. Целиком собрать и испытать его на заводе не было времени. Поэтому 15 июля 1986г. составные части ЦМ прибыли на Байконур. Их монтаж, дооснащение аппаратурой производились сначала в МИК 92А-50, а затем в МИК 92-2 на 92-й площадке. Большая задержка вышла с переходным стыковочным блоком, изготавливаемым НПО «Энергия». Еще одна проблема заключалась в том, что штатный стартовый комплекс РН «Энергия» на 110-й площадке мог быть готов не ранее конца 1986г. - первого квартала 1987г. В июне 1986г. было решено проводить пуск РН «Энергия» со «Скифом-ДМ» с дооборудован- ного универсального комплексного стенда-старта (УКСС) на 250-й площадке космодрома, ранее использовавшегося для огневых испытаний ракеты «Энергия». Для этого предстояло выполнить доработку пускового устройства и заправочно-дренажной мачты под ракету N6СЛ, доработку башни обслуживания под «Скиф ДМ». Для ускорения подготовки УКСС было решено отказаться от ряда огневых испытаний РН «Энергия», что позволило бы подгото- вить его к запуску в сентябре 1986г. Но к намеченному сроку не были готовы ни аппа- рат, ни ракета «Энергия», ни стартовый комплекс. Только 22 сентября 1986г. были состыкованы ФСБ и ЦМ и начались испытания «Скифа- ДМ» в сборе. Но времени на детальную проверку уже не было. К 22 октября наземные стендовые испытания агрегатов, систем и отсеков «Скифа-ДМ» N18201 в объеме «Комплек- сной программы экспериментальной отработки» (КПЭО) были завершены. Весь ноябрь «Скиф -ДМ» простоял в МИКе 92-2. Стартовый комплекс еще дооборудовался. Время вынужденного простоя использовали для проведения еще одних испытания в объеме КПЭО, которые за- вершились в январе 1987г. Вывоз «Скифа-ДМ» на УКСС должен был состояться 22 января, а запуск намечался 15 февраля 1987г. В это время на корпусе «Скифа-ДМ» появилась вторая надпись «Мир-2», первая – «Полюс» была сделана на целевом модуле КА еще на заводе. Дело в том, что с 1984г. в НПО «Энергия» велась разработка перспективной пилотируемой орбитальной станции боль- шой размерности 180ГК «Мир-2», состоящей из нескольких модулей весом по 90т. Предпо- лагалось для их запуска использовать РН «Энергия» и дополнительные разгонные модули которые также разрпбптывались в НПО «Энергия». КБ «Салют» в 1985г. предложило свой вариант модулей для «Мира-2» с массой тоже около 90т. Для их вывода на опорную орбиту предлагалось использовать корабль-буксир на базе ТКС, как это должно было про- исходить и у «Скифа-ДМ». Надпись «Мир-2» была рекламой «салютовского» проекта модуля официально же ее появление объяснялось как «прикрытие» военного аппарата. В случае успешного запуска планировалось опубликовать снимки РН «Энергия» со «Скифом» так, чтобы была видна только надпись «Мир-2» и сообщить, что в ходе пуска был отработан прототип модуля для будущей советской орбитальной станции. Параллельно со «Скифом-ДМ» шла подготовка и РН 11К25 N6СЛ. Сборка пакета прово- дилась на технической позиции с 18 ноября 1986г. С 3 декабря по 21 января были выполнены комплексные проверки. Подготовка в монтажно-заправочном корпусе РН нача- лась 22 января. 15 января 1987г. состоялось заседание технического руководства, рассмотревшего готовность «Скифа-ДМ» к запуску после которого было отдано распоряжение приступить к подготовке пуска. В последней декаде января «Скиф-ДМ» был перевезен на заправочную станцию на площадке 91А (западнее пусковых установок 90-й площадки в самом конце «левого фланга» космодрома), где его заправили несимметричным диметилгидразином, азотным тертраксидом и сжатыми газами. Затем аппарат перевезли в здание монтажно- заправочного комплекса на площадке 112А. Там 3 февраля 1987г. он был состыкован с РН «Энергия». 11 февраля комплекс 14А02 вывезли на УКСС на 250-й площадке. Там начались предстартовые совместные испытания. Продолжалась и доделка УКСС. Реально комплекс 14А02 был готов к запуску лишь в конце апреля. Все это время РН «Энергия с полностью заправленным и снаряженным бортовыми источниками энергопитания «Скифом» простояла на пусковом устройстве. 16 апреля состоялось заседание технического руководства, рассмотревшего ход подготовки комплекса 14А02 к запуску. Старт был намечен на начало мая. Однако срок да и сама возможность пуска зависели уже не от технических а от политических причин. В то время Горбочев, используя тезис о мирном космосе, неоднократно публично поносил американскую программу СОИ и планы милитаризации космоса. В высшем эшелоне партийной власти сложилась группировка, выступившая против демонстрации летных возможностей прототипа орбитальной лазерной станции. Опасаясь скомпрометировать миротворческие заявления руководства страны, Госкомиссия еще в феврале 1987г. отменила отстрелы мишеней, испытания БРЛС и СНУ, выброс ксеноново-криптоновой газовой смеси через СБВ. Теперь программа полета «Скифа-ДМ» включала в себя лишь десять наиболее «безобидных» экспериментов: четыре военно-прикладных (ВП) и шесть геофизических (ГФ). ВП1 был посвящен отработке схемы выведения крупногабаритного КА по безконтейнерной схеме. ВП2 - исследование условий выведения крупногабаритного КА, работы элементов его кон- струкции и систем. ВП3 - проверка принципов построения крупногабаритного и сверхтя- желого КА (системы управления, терморегулирования, электропитания, вопросы электро- магнитной совместимости). В эксперименте ВП11 планировалось отработать схему и тех- нологию полета. Программа геофизических экспериментов «Мираж» была посвящена иссле- дованию влияния продуктов сгорания на верхние слои атмосферы и ионосферы. Экспери- мент «Мираж-1» (А1) должен был проводиться до высоты 120км. на этапе выведения, эксперимент «Мираж-2» (А2) - на высотах от 120 до 280км. при доразгоне, эксперимент «Мираж-3» (А3) - на высотах от 280 до 0км. при торможении. Геофизические экспери- менты ГФ-1/1, ГФ-1/2 и ГФ-1/3 планировалось проводить при работе двигательной уста- новки ФСБ. Эксперимент ГФ-1/1 был посвящен генерации искусственных внутренних грави- тационных волн верхней атмосферы. Целью эксперимента ГФ-1/2 было создание искус- ственного «динамо-эффекта» в земной ионосфере. Наконец, эксперимент ГФ-1/3 планиро- вался для создания крупномасштабных ионообразований в ионо- и плазмосферах (дыр и дактов). Для чего использовалась газовая смесь ксенона с криптоном и система выпуска его в ионосферу. Однако эти три эксперимента ГФ были под вопросом: руководство полетом опасалось их проводить, чтобы не вызвать недовольство Кремля. 20 апреля решили снять с аппарата все мишени но от этих планов отказались, так как это было сопряжено с очень большим риском. Операции по демонтажу мишеней снаряженных 50кг. взрывчатых веществ системы отстрела пришлось бы выполнять на стартовом столе на высоте 11м. на необорудованной площадке, ядом с полностью заправленным КА. 11 мая 1987г. Горбачев прилетел на космодром. для ознакомления с образцами космической техники. 12 мая он приехал на пусковую установку РН «Энергия» и «Скифа». Вот как об этом рассказывал главный конструктор «Энергии» Б.Губанов: «Выйдя из автобуса, поздоровавшись с встречающими, Горбачев сказал, обращаясь ко мне: «Полит- бюро не разрешит вам пуск этой ракеты...» Ошарашенный этим, … я сразу приступил к докладу о ракете - габариты, масса, назначение систем, особенности, водород, криоген- ная температура, мощность двигателей, сравнимая с Красноярской ГЭС... Обходили большой толпой ракету по часовой стрелке. Примерно на четверти окружности Горбачев задумался и сказал: «Надо обсудить...». Через полкруга: «Давайте серьезно подумаем». В конце концов выйдя из лифта, по дороге к автобусу он наконец произнес: «Сегодня решим - кворум бюро мы имеем.» Во время обеда, просто и немногословно, было дано разрешение на пуск.» Пуск назначен на 15 мая. Но на встрече с военными и граждан- скими работниками Байконура 13 мая во Дворце офицеров Горбачев заявил: «...Наш курс на мирный космос не признак слабости. Он является выражением миролюбивой внешней политики Советского Союза... Всякие разглагольствования о защите от ядерного оружия - это величайший обман народов. Именно с этих позиций мы и оцениваем так называемую Стратегическую оборонную инициативу, которую стремиться осуществить американская администрация...Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос. Мы видим свой долг в том, чтобы показать серьезную опасность СОИ всему миру...» Стало ясно, что на проекте «Скиф» окончательно поставлен крест. С утра 15 мая началась заправки ракеты «Энергия» в ходе которой возникли тех- нические неполадки на устранение которых ушло около 6 часов. старт пришлось отложить. Лишь в 20:30 (Московского времени) была объявлена часовая готовность. В 21:30 прошел сигнал «Контакт подъема», Две ступени отработали успешно. Через 460сек. после старта «Скиф-ДМ» отделился от РН на высоте 110км. В процессе разделения без замечаний срабо- тала система увода аппарата с помощью 16 РДТТ. Через 52сек. после разделения начался
 «перевертон». На 568сек. полета была выдана команда на отстрел
 крышек боковых  блоков и защитной крышки СБВ.  И тут случилось
 непоправимое:  двигатели  стабилизации и  ориентации  (ДСО) не
 остановили вращение  аппарата после  его разворота  на 180град.
 «Перевертон» продолжался, а согласно логики работы программно-
 временного устройства  происходило отделение  крышек ББ и СНУ,
 раскрытие антенн  системы «Куб»  и т.д.  Затем, на вращающемся
 «Скифе-ДМ» включились разгонные двигатели. Вот что говорится в
 заключении по  результатам пуска  комплекса 14А02  «... на 568
 секунде... из-за  прохождения  непредусмотренной  циклограммой
 команды системы  управления на отключения  питания  усилителей
 мощности ДСО, изделие потеряло ориентацию. Таким образом, пер-
 вый импульс доразгона  штатной длительности  384 секунды выда-
 вался при  непогашенной  угловой  скорости (изделие  совершило
 примерно два полных оборота по  тангажу) и через  3127  секунд
 полета,  вследствие  неполучения требуемой скорости доразгона,
 совершило  спуск в  акваторию  Тихого  океана, в  районе  зоны
 падения  блока «Ц»  ракеты-носителя.  Глубины  океана  в месте
 падения  составляют  2.5-6км.» 
Отключение усилителей мощности произошло по команде блока логики по получении метки от бортового программно-временного устройства (ПВУ) на сброс крышек боковых блоков и защитных крышек СБВ. Ранее на изделиях 11Ф72 эта метка использовалась для раскрытия панелей солнечных батарей и блокировки ДСО что не было учтено НПО «Элек- троприбор» при переадресовке метки ПВУ на выдачу команд на сброс крышек ББ и СБВ. КБ «Салют» при анализе функциональных схем СУ также не выявило эту ошибку. В ходе про- верки функционирования системы управления на комплексном стенде эта нештатная ситуа- ция не была выявлена хотя в контрольных записях, которые делали самописцы факт отключения усилителей мощности ДСО был аккуратно зафиксирован. Вот только времени на расшифровку этих записей не оставалось - все очень спешили запустить «Энергию» со «Скифом». Проведение аналогичной работы на заводе-изготовителе КА и в КБ «Салют» не предусматривалось поскольку комплексный стенд и электрический аналог изделия в КБ «Салют» были демонтированы, а оборудование передано для укомплектования штатного из- делия и комплексного стенда НПО «Электроприбор», а заводские комплексные испытания были совмещены с подготовкой изделия на техническом комплексе космодрома который не был оснащен предприятием НПО «Электроприбор» необходимым программно-математическим обеспечением. Однако и неудачный полет «Скифа-ДМ» дал много результатов. Прежде всего был получен весь необходимый материал по уточнению нагрузок на орбитальный корабль «Буран». Были выполнены все четыре военно-прикладных эксперимента, а также часть геофизических экспериментов («Мираж-1» и частично ГФ-1/1 и ГФ-1/3, получен опыт наземной эксплуатации на всех этапах подготовки к старту сверхтяжелого ракетно-косми- ческого комплекса. Прошли испытания элементы конструкции, которые использовались потом и для других аппаратов и ракет-носителей. Наверх
Hosted by uCoz