РН КБ Янгеля Освоение космоса Главная
КАРТА САЙТА
ПЕРВЫЕ  СПУТНИКИ
МАЛЫЕ    КА
ИСЗ  СВЯЗИ И  НАВИГАЦИИ
РН  КБ  КОРОЛЕВА
РН  КБ  ЧЕЛОМЕЯ
РН  ДРУГИХ  КБ
МНОГОРАЗОВЫЕ СИСТЕМЫ
КОСМОДРОМЫ
ПОЛЕТЫ  СОБАК
КОСМИЧЕСКИЕ АВАРИИ
   РН "Космос-3М"




   Комплекс" "Маяк"

          Ракеты-носители созданные в КБ Янгеля

                      РН   «Циклон» (11К69)
   Её прототипом является МБР Р-36орб. Первый запуск РН«Циклон» состоялся в 1968г.
Дальнейшим  развитием  «Циклона»  являются  Двухступенчатые  «Циклон-2»  (11К69) и
«Циклон-2А» а так же трёхступенчатая  «Циклон-3» (11К68).  РН «Циклон» относится к
лёгкому классу и предназначена для вывода КА на низкие околоземные орбиты.  Первый
запуск «Циклон-3»  осуществлён в июне 1977г.  РН «Циклон» считается одной из самых
надёжных -  все 200 пусков прошли безаварийно.Производство всех основных элементов
РН «Циклон-2» и «Циклон-3» осуществляется на Украине - конструкции и ДУ в  Днепро-
петровске, а системы управления - в Харькове. Это обстоятельство в современных
условиях делает перспективы их использования достаточно туманными. 
    РН «Циклон»  использовалась  в рамках испытаний  по программе ПРО (истребитель
спутников). Всего в период с 1969 по 1982г.  в интересах противодействия космичес-
ким объектам РН 11К69 были выведены три КА — мишени и 18 КА — перехватчиков. Пере-
хват объектов обеспечивался на высоте до 1000км. 


           ТТХ            РН «Циклон-2»
Стартовая масса                  т.  -  176 
Масса полезного груза 
 на орбиту Н=200км, 51град.      т.  -   2,9 
Длина (без головного блока)      м.  -  28,3 
Наибольший поперечный размер     м.  -   3,6 
Первая ступень  
  Стартовая масса                т.  - 122,3 
  Длина                          м.  -  18,9 
  Наибольший поперечный размер   м.  -   3,6 
  Диаметр баков                  м.  -   3,0
  Маршевый двигатель                 - РД-261 
  Тяга на Земле,                кН.  - 2364 
  Рулевой двигатель                  - РД-68М 
  Тяга на Земле,                кН.  -  285 
Вторая ступень 
  Стартовая масса                т.  -  49,3 
  Длина                          м.  -   9,4 
  Наибольший поперечный размер   м.  -  3,45 
  Диаметр  баков                 м.  -   3,0 
  Маршевый двигатель                 - РД-262 
  Тяга в пустоте                кН.  -  941 
  Рулевой двигатель                  - РД-69М 
  Тяга в пустоте                кН.  -  54,3 

         
РН «Днепр» Трехступенчатая РН «Днепр» создан на базе подлежащих ликвидации МБР Р-36М (15А18). Третьеи ступенью является блок разведения ГЧ. Ракета способна вывести на орбиту высотой 300—900км. КА (или группу спутников) массой до 3,7т. Ракета имеет две модификаций. - «Днепр-1» — базовая модификация, имеет максимальную преемственность с ракетой 15А18. Использует основные составные части МБР без доработок. - «Днепр-М» — улучшенная модификация, имеет более широкие возможности по выведе- нию полезного груза и повышенную высоту орбиты. Модернизация в основном кос- нулась третьей ступени (установку дополнительных двигателей ориентации и ста- билизации, установку удлинённого головного обтекателя). Доработанна и система управления РН.

   Для запуска  РН «Днепр» используются пусковые установки
на площадках №108 и №109 космодрома Байконур и ПУ в районе
Домбаровский Оренбургской обл.  Первый запуск был произве-
дён боевым расчетом РВСН  21 апреля 1999г.  На  рассчётную
орбиту был  успешно выведен английский спутник «UoSAT-12».
В июне 2004г. РН «Днепр»  вывела в космос сразу  восемь КА
Саудовской Аравии, США, Италии и Франции. На начало 2009г.
произведено 11 успешных и один аварийный запуск.  Один за-
пуск  «Днепра»  стоит  около  18 млн. Евро. Для реализации
программы  создания и  дальнейшей эксплуатации  РН «Днепр»
была создана Международная компания ЗАО «Космотранс».  
   Надёжность РН «Днепр» подтверждена более чем 160 запус-
ками базовой ракеты 97% из которых прошли успешно.  Основу
программы «Днепр» составляют  более 150 МБР 15А18, пригод-
ных для  переоборудования в носители.  Располагая  большим
парком базовых ракет, «Космотрас» при запуске одновременно
с  основной ракетой имеет на  космодроме в хранилище также
и резервную ракету.  При возникновении проблемы с запуском
основной ракеты резервная  может быть подготовлена и запу-
щена  в течение 30 суток, обеспечивая тем самым выполнение
контракта в заданные сроки.  Ни одна  другая  компания  не
может предложить заказчику такой вид сервиса.

   ТТХ   РН «Днепр»:
 Стартовая масса            т.      211
 Диаметр                    м.        3  
 Длина                      м.       34  
 Точность выведения: 
 по высоте орбиты          км.     ± 4,0 
 по наклонению           град.    ± 0,04  
 Наклонение  орбит       град.    64,5-98,0 
 

      
РН «КОСМОС» «Космос» — семейство двухступенчатых РН лёгкого класса, предназначенных для выведения малых КА на эллиптические и круговые орбиты. Существовало несколько моди- фикаций РН: «Космос-1» (63С1); «Космос-1М» (63С1М или 11К63); «Космос-2» (65С3); «Космос-3» (11К65); «Космос-3М» (11К65М). РН 63С1 была разработана в 1960-1961г. на базе БРСД Р-12У (8К63У) конструкция которой была существенно доработана: конический хвостовой отсек заменен на цилин- дрический, введен теплозащитный экран на верхнем днище бака горючего первой сту- пени. Дополнительно разработана вторая ступень С1, межступенная ферма. Приборный отсек перенесен на вторую ступень. Система управления включала гиростабилизирован- ную платформу, допускавшую расширение углов прокачки по тангажу до 120град. Вторая ступень была оснащена оригинальным двигателем РД-119 (8Д710), который рабо- тал на компонентах топлива жидкий кислород и НДМГ. Такое сочетание позволило получить более высокий уд. импульс, чем при использовании керосина, но создало неудобства в обслу живании и запуске ракеты поскольку она заправлялась шестью разными жидкостями: горючее первой ступени ТМ-185, пусковое горючее ТГ-02, окисли- тель АК-27И, перекись водорода, НДМГ и жидкий кислород. Другим недостатком ракеты была невозможность вывода спутников на средневысотные круговые орбиты, что требо- вало повторного включения двигателя 2-ой ступени, или возможности его длительной работы в режиме малой тяги. Двигатель развивал тягу в пустоте - 10,76т. уд. импульс в пустоте - 351,7с. В качестве органов управления движением второй ступени служили три пары неподвиж- ных рулевых сопел, снабженных газораспределителем с электроприводами. Общая длина ракеты составила 30м, а стартовая масса - 49,4т. Пуск с обычной наземной стартовой установки Р-12 стал невозможен (ракета попросту могла упасть от ветра). Для пусков приспособили площадки «Маяк» (площадки 86 и 87), которые прежде использовались для испытания шахтных Р-12У. Поскольку вторая ступень не помещалась полностью в защит- ное сооружение, то пришлось создать специальную башню, закрывавшую ракету от воз- действия атмосферных явлений и отводившуюся перед стартом в сторону. Испытания РН серии «Космос» начались на космодроме Байконур 18 августа 1964г.Из 8 пусков РН 63С1 7 были успешными. Пуски с площадки «Маяк-2» продолжались почти до конца 1964г. В 1962г. В ОКБ-586 началась разработка модернизированной РН 63С1М (11К63) со следующими характеристиками. Масса полезного груза, выводимого на круговые орбиты высотой 220км. и наклонениями 49, 74, 82град. составляла соответственно 450кг, 380 кг. и 350кг. Длина РН (без головного обтекателя) 26,4 м; диаметр корпуса - 1,652м. Масса РН с КА - 49,4 т. Масса конструкции РН (без головного обтекателя) - 3,99 т. В 1964 г. РН 11К63 был принят в эксплуатацию Министерством обороны СССР. Авторский надзор осуществляло КБ ПО «Полёт» (г.Омск), которому к этому времени была передана вся конструкторская документация по носителю (КБ являлось первым филиалом КБ «Южное»). Входящий в объединение завод №172 (ранее серийно выпускавший ракеты Р-12 и Р-16) стал производить РН 11К63. Для пусков РН 63С1М были дооборудованы две уста- новки пускового комплекса «Двина» на площадке 86 ГЦП-4. Первый (неудачный) пуск был осуществлен 1 декабря 1964г. Успешно прошел следующий пуск, 10 декабря 1964г. Пуски с этой площадки продолжались до 1973г. В 1967г. в Плесецке был сдан в экс- плуатацию наземный стартовый комплекс 11П863 «Радуга» с башней обслуживания для пусков этой РН. Аналогичные комплексы были сооружены и на 4 ГЦП МО. В 1961г. в ОКБ-586 началась разработка РН на базе 8К65 которая должна была обеспечить выведение ИСЗ массой до 1500кг. на круговую орбиту высотой 200 км и наклонением 51,70град, а также массой до 300кг. на круговую орбиту высотой 1700км. и наклонением около 75град. В 1963г. была разработана двухступенчатая РН 65С3. Вторая ступень СЗ диаметром 2,4м. и длиной около 6,6м. имела двигатель 11Д47 рабо- тавший на топливе АК-27И + НДМГ (тех же, что и на первой ступени). Двигатель откры- той схемы, двукратного запуска с тягой в пустоте 16т. и уд. импульсом в пустоте 303,3с. Управление полётом ступени СЗ обеспечивали рулевые сопла двигателя 11Д47. На базе РН 65С3 в 1964г. в ОКБ-586 разрабатывается РН 11К65. Основным отличием этой ракеты от прототипа является оснащение второй ступени системой малой тяги, обеспечивающей так называемое «растягивание» активного участка по времени полёта и за счёт этого выведение полезного груза на орбиты с высотой перигея до 1500км. Для обеспечения работы двигательной установки на режиме малой тяги, вторая ступень была снабжена двумя парами дополнительных топливных баков малого диаметра, располо- женными на корпусе бакового отсека второй ступени в плоскости II-IV. В 1965г. серийное производство РН 11К65 было налажено на Красноярском машиностроительном заводе, а затем передано в производственное объединение «Полёт» в г. Омске. С 1965 по 1968г. с 5 НИИП МО было проведено 7 пусков РН 11К65, из которых три закончились авариями. На основании анализа результатов ЛКИ было принято решение о модернизации 11К65. Модернизированная РН 11К65М разработаная КБ ПО «Полёт» (глав- ный конструктор - Клинышков) является до настоящего времени единственным, изготав- ливаемым в России средством выведения КА лёгкого класса. На обеих ступенях РН установлены жидкостные ракетные двигатели, работающие на тех же, что и у 11К65 компонентах топлива. В качестве двигательной установки первой ступени используется РД-216М (11Д614), состоящий из двух двухкамерных ЖРД РД-215М (11Д613). Управление первой ступенью осуществляется газоструйными графитовыми рулями. На второй ступени используется однокамерный ЖРД 11Д49, обеспечивающий двукратное включение. Двига- тель работает на трёх режимах: основном режиме, режиме рулевых сопел и режиме малой тяги. РН 11К65М эксплуатируется с 1971г. Пуски РН 11К65М производятся с космодрома Плесецк со стартовой позиции 11П865М «Восход» наземного типа с башней обслуживания и двумя пусковыми установками. С 1978г. для пусков РН 11К65М переобо- рудован и стартовый комплекс «Радуга» РН 11К63. С 1973 г. на 4 ГЦП начались пуски спецносителя К65М-Р который используется для имитации полета МБР (в интересах отра- ботки средств ПРО). Именно на эти пуски приходится подавляющее большинство пусков ракет 11К65М с 4 ГЦП - до 20 в год против 2-4 орбитальных (в интересах ВКС). Для запусков РН 11К65М на 4 ГЦП также используется стартовая позиция «Восход». Основ- ные характеристик РН 11К65М следующие. Масса запускаемых КА - до 1400кг. Орбиты выведения КА: эллиптические и околокруговые высотой от 250 до 1700 км с наклоне- ниями 51, 66, 74, 83град. Длина РН 32,4м. диаметр корпуса 2,4м. стартовая масса 109т. Тяга двигателей: первой ступени на Земле 151,5т. в пустоте 177,9 т. второй ступени (в пустоте) 16 т. РН 11К65М является самой надежной ракетой в своем классе. С 1968г. произведено более 760 пусков 97% из которых прошли успешно. В 2011г. эксплуатация этого носителя завершается. ПО «Полет» является сейчас одной из круп- нейших аэрокосмических корпораций России. В настоящее время КБ объединения прово- дит работы по модернизации РН «Космос-3М» под названием «Взлет» («Космос-У»). РН «Зенит» Разработка РН «Зенит» (11К77) была начата согласно Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 марта 1976г. Блок первой ступени РН (11С771 или блок А) представляет собой доработанный ракетный блок первой ступени универсальной ракетно- космической транспортной системы многоразового использования «Энергия» (некоторые источники говорят о создании первой ступени РН «Энергия» на базе первой ступени РН «Зенит»). Базовая ракета имеет две ступени. Двигатели всех ступеней работают на кислороде и керосине.

    13 апреля 1985г. с космодрома Байконур осуще-
ствлен  первый  испытательный пуск  РН «Зенит-2»,
который оказался аварийным,  а 21 июня 1985г. на
орбиту был успешно выведен  спутник «Космос1697».
Стоимость одного запуска ориентировочно 70 млн.$
    Существует  несколько  модификаций РН (двух и
трехступенчатые):
 - «Зенит-2» (11К77) -двухступеньчатая РН, первая
   ступень оснащена  двигателем  РД-171 (11Д520),
   на второй ступени   установлен маршевый РД-120
   (11Д123)  и рулевой  РД-8.
- «Зенит-3SL» - разработана для  проекта «Морской
   старт» и  представляет из себя  РН «Зенит-2» с
   разгонным  блоком (РБ) ДМ  в качестве  третьей
   ступени. РН и РБ получили соответственно обоз-
   начения  «Зенит-2S» и ДМ-SL.  Стартовая  масса
   470,8т. длина 59,6м. диаметр головного обтека-
   теля 4,15м.
 - «Зенит-М» - совершила первый полёт с Байконура
   29 июня 2007г.  От предыдущей  версии её отли-
   чает полностью цифровая  система управления  и
   большая  масса   выводимого  полезного  груза.
   Предполагается, что «Зенит-М» станет  одной из
   наиболее часто используемых  российским минис-
   терством обороны РН для  запуска военных спут-
   ников.
 - «Зенит-3SLБ» — модификация  РН  «Зенит-3SL», в
   состав  которой  входят   модифицированные  РН
   «Зенит-2SБ»  и  РБ ДМ-SLБ.  Предназначена  для
   запуска  с  космодрома  «Байконур»  («Наземный
   старт»). Первый пуск состоялся 28 апреля 2008г.

                    ТТХ           РН    «Зенит-2» 
 Стартовая масса                   т.     459
 Диаметр                           м.      3,9
 Длина (макс.)                     м.      57
 Полезная нагрузка (Орбита 200 км) т.     13,7 
 Тяга 1-ой ступени                 т.    740
 Тяга 2-ой ступени                      85 + 8
 Масса  2-ой ступени               т.     89,9
 Головной обтекатель
 Длина                             м.     13,7
 Диаметр                           м.      3,9

      
Наверх

Hosted by uCoz