|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РН "Космос-3М"
|
|
Комплекс" "Маяк"
|
|
|
Ракеты-носители созданные в КБ Янгеля
РН «Циклон» (11К69)
Её прототипом является МБР Р-36орб. Первый запуск РН«Циклон» состоялся в 1968г.
Дальнейшим развитием «Циклона» являются Двухступенчатые «Циклон-2» (11К69) и
«Циклон-2А» а так же трёхступенчатая «Циклон-3» (11К68). РН «Циклон» относится к
лёгкому классу и предназначена для вывода КА на низкие околоземные орбиты. Первый
запуск «Циклон-3» осуществлён в июне 1977г. РН «Циклон» считается одной из самых
надёжных - все 200 пусков прошли безаварийно.Производство всех основных элементов
РН «Циклон-2» и «Циклон-3» осуществляется на Украине - конструкции и ДУ в Днепро-
петровске, а системы управления - в Харькове. Это обстоятельство в современных
условиях делает перспективы их использования достаточно туманными.
РН «Циклон» использовалась в рамках испытаний по программе ПРО (истребитель
спутников). Всего в период с 1969 по 1982г. в интересах противодействия космичес-
ким объектам РН 11К69 были выведены три КА — мишени и 18 КА — перехватчиков. Пере-
хват объектов обеспечивался на высоте до 1000км.
ТТХ РН «Циклон-2»
Стартовая масса т. - 176
Масса полезного груза
на орбиту Н=200км, 51град. т. - 2,9
Длина (без головного блока) м. - 28,3
Наибольший поперечный размер м. - 3,6
Первая ступень
Стартовая масса т. - 122,3
Длина м. - 18,9
Наибольший поперечный размер м. - 3,6
Диаметр баков м. - 3,0
Маршевый двигатель - РД-261
Тяга на Земле, кН. - 2364
Рулевой двигатель - РД-68М
Тяга на Земле, кН. - 285
Вторая ступень
Стартовая масса т. - 49,3
Длина м. - 9,4
Наибольший поперечный размер м. - 3,45
Диаметр баков м. - 3,0
Маршевый двигатель - РД-262
Тяга в пустоте кН. - 941
Рулевой двигатель - РД-69М
Тяга в пустоте кН. - 54,3
|
|
РН «Днепр»
Трехступенчатая РН «Днепр» создан на базе подлежащих ликвидации МБР Р-36М
(15А18). Третьеи ступенью является блок разведения ГЧ. Ракета способна вывести на
орбиту высотой 300—900км. КА (или группу спутников) массой до 3,7т. Ракета имеет
две модификаций.
- «Днепр-1» — базовая модификация, имеет максимальную преемственность с ракетой
15А18. Использует основные составные части МБР без доработок.
- «Днепр-М» — улучшенная модификация, имеет более широкие возможности по выведе-
нию полезного груза и повышенную высоту орбиты. Модернизация в основном кос-
нулась третьей ступени (установку дополнительных двигателей ориентации и ста-
билизации, установку удлинённого головного обтекателя). Доработанна и система
управления РН.
Для запуска РН «Днепр» используются пусковые установки
на площадках №108 и №109 космодрома Байконур и ПУ в районе
Домбаровский Оренбургской обл. Первый запуск был произве-
дён боевым расчетом РВСН 21 апреля 1999г. На рассчётную
орбиту был успешно выведен английский спутник «UoSAT-12».
В июне 2004г. РН «Днепр» вывела в космос сразу восемь КА
Саудовской Аравии, США, Италии и Франции. На начало 2009г.
произведено 11 успешных и один аварийный запуск. Один за-
пуск «Днепра» стоит около 18 млн. Евро. Для реализации
программы создания и дальнейшей эксплуатации РН «Днепр»
была создана Международная компания ЗАО «Космотранс».
Надёжность РН «Днепр» подтверждена более чем 160 запус-
ками базовой ракеты 97% из которых прошли успешно. Основу
программы «Днепр» составляют более 150 МБР 15А18, пригод-
ных для переоборудования в носители. Располагая большим
парком базовых ракет, «Космотрас» при запуске одновременно
с основной ракетой имеет на космодроме в хранилище также
и резервную ракету. При возникновении проблемы с запуском
основной ракеты резервная может быть подготовлена и запу-
щена в течение 30 суток, обеспечивая тем самым выполнение
контракта в заданные сроки. Ни одна другая компания не
может предложить заказчику такой вид сервиса.
ТТХ РН «Днепр»:
Стартовая масса т. 211
Диаметр м. 3
Длина м. 34
Точность выведения:
по высоте орбиты км. ± 4,0
по наклонению град. ± 0,04
Наклонение орбит град. 64,5-98,0
|
|
РН «КОСМОС»
«Космос» — семейство двухступенчатых РН лёгкого класса, предназначенных для
выведения малых КА на эллиптические и круговые орбиты. Существовало несколько моди-
фикаций РН: «Космос-1» (63С1); «Космос-1М» (63С1М или 11К63); «Космос-2» (65С3);
«Космос-3» (11К65); «Космос-3М» (11К65М).
РН 63С1 была разработана в 1960-1961г. на базе БРСД Р-12У (8К63У) конструкция
которой была существенно доработана: конический хвостовой отсек заменен на цилин-
дрический, введен теплозащитный экран на верхнем днище бака горючего первой сту-
пени. Дополнительно разработана вторая ступень С1, межступенная ферма. Приборный
отсек перенесен на вторую ступень. Система управления включала гиростабилизирован-
ную платформу, допускавшую расширение углов прокачки по тангажу до 120град.
Вторая ступень была оснащена оригинальным двигателем РД-119 (8Д710), который рабо-
тал на компонентах топлива жидкий кислород и НДМГ. Такое сочетание позволило
получить более высокий уд. импульс, чем при использовании керосина, но создало
неудобства в обслу живании и запуске ракеты поскольку она заправлялась шестью
разными жидкостями: горючее первой ступени ТМ-185, пусковое горючее ТГ-02, окисли-
тель АК-27И, перекись водорода, НДМГ и жидкий кислород. Другим недостатком ракеты
была невозможность вывода спутников на средневысотные круговые орбиты, что требо-
вало повторного включения двигателя 2-ой ступени, или возможности его длительной
работы в режиме малой тяги.
Двигатель развивал тягу в пустоте - 10,76т. уд. импульс в пустоте - 351,7с.
В качестве органов управления движением второй ступени служили три пары неподвиж-
ных рулевых сопел, снабженных газораспределителем с электроприводами. Общая длина
ракеты составила 30м, а стартовая масса - 49,4т. Пуск с обычной наземной стартовой
установки Р-12 стал невозможен (ракета попросту могла упасть от ветра). Для пусков
приспособили площадки «Маяк» (площадки 86 и 87), которые прежде использовались для
испытания шахтных Р-12У. Поскольку вторая ступень не помещалась полностью в защит-
ное сооружение, то пришлось создать специальную башню, закрывавшую ракету от воз-
действия атмосферных явлений и отводившуюся перед стартом в сторону. Испытания РН
серии «Космос» начались на космодроме Байконур 18 августа 1964г.Из 8 пусков РН
63С1 7 были успешными. Пуски с площадки «Маяк-2» продолжались почти до конца
1964г.
В 1962г. В ОКБ-586 началась разработка модернизированной РН 63С1М (11К63) со
следующими характеристиками. Масса полезного груза, выводимого на круговые орбиты
высотой 220км. и наклонениями 49, 74, 82град. составляла соответственно 450кг, 380
кг. и 350кг. Длина РН (без головного обтекателя) 26,4 м; диаметр корпуса - 1,652м.
Масса РН с КА - 49,4 т. Масса конструкции РН (без головного обтекателя) - 3,99 т.
В 1964 г. РН 11К63 был принят в эксплуатацию Министерством обороны СССР. Авторский
надзор осуществляло КБ ПО «Полёт» (г.Омск), которому к этому времени была передана
вся конструкторская документация по носителю (КБ являлось первым филиалом КБ
«Южное»). Входящий в объединение завод №172 (ранее серийно выпускавший ракеты Р-12
и Р-16) стал производить РН 11К63. Для пусков РН 63С1М были дооборудованы две уста-
новки пускового комплекса «Двина» на площадке 86 ГЦП-4. Первый (неудачный) пуск
был осуществлен 1 декабря 1964г. Успешно прошел следующий пуск, 10 декабря 1964г.
Пуски с этой площадки продолжались до 1973г. В 1967г. в Плесецке был сдан в экс-
плуатацию наземный стартовый комплекс 11П863 «Радуга» с башней обслуживания для
пусков этой РН. Аналогичные комплексы были сооружены и на 4 ГЦП МО.
В 1961г. в ОКБ-586 началась разработка РН на базе 8К65 которая должна была
обеспечить выведение ИСЗ массой до 1500кг. на круговую орбиту высотой 200 км и
наклонением 51,70град, а также массой до 300кг. на круговую орбиту высотой 1700км.
и наклонением около 75град. В 1963г. была разработана двухступенчатая РН 65С3.
Вторая ступень СЗ диаметром 2,4м. и длиной около 6,6м. имела двигатель 11Д47 рабо-
тавший на топливе АК-27И + НДМГ (тех же, что и на первой ступени). Двигатель откры-
той схемы, двукратного запуска с тягой в пустоте 16т. и уд. импульсом в пустоте
303,3с. Управление полётом ступени СЗ обеспечивали рулевые сопла двигателя 11Д47.
На базе РН 65С3 в 1964г. в ОКБ-586 разрабатывается РН 11К65. Основным отличием
этой ракеты от прототипа является оснащение второй ступени системой малой тяги,
обеспечивающей так называемое «растягивание» активного участка по времени полёта и
за счёт этого выведение полезного груза на орбиты с высотой перигея до 1500км. Для
обеспечения работы двигательной установки на режиме малой тяги, вторая ступень
была снабжена двумя парами дополнительных топливных баков малого диаметра, располо-
женными на корпусе бакового отсека второй ступени в плоскости II-IV. В 1965г.
серийное производство РН 11К65 было налажено на Красноярском машиностроительном
заводе, а затем передано в производственное объединение «Полёт» в г. Омске.
С 1965 по 1968г. с 5 НИИП МО было проведено 7 пусков РН 11К65, из которых три
закончились авариями. На основании анализа результатов ЛКИ было принято решение о
модернизации 11К65. Модернизированная РН 11К65М разработаная КБ ПО «Полёт» (глав-
ный конструктор - Клинышков) является до настоящего времени единственным, изготав-
ливаемым в России средством выведения КА лёгкого класса. На обеих ступенях РН
установлены жидкостные ракетные двигатели, работающие на тех же, что и у 11К65
компонентах топлива. В качестве двигательной установки первой ступени используется
РД-216М (11Д614), состоящий из двух двухкамерных ЖРД РД-215М (11Д613). Управление
первой ступенью осуществляется газоструйными графитовыми рулями. На второй ступени
используется однокамерный ЖРД 11Д49, обеспечивающий двукратное включение. Двига-
тель работает на трёх режимах: основном режиме, режиме рулевых сопел и режиме
малой тяги. РН 11К65М эксплуатируется с 1971г. Пуски РН 11К65М производятся с
космодрома Плесецк со стартовой позиции 11П865М «Восход» наземного типа с башней
обслуживания и двумя пусковыми установками. С 1978г. для пусков РН 11К65М переобо-
рудован и стартовый комплекс «Радуга» РН 11К63. С 1973 г. на 4 ГЦП начались пуски
спецносителя К65М-Р который используется для имитации полета МБР (в интересах отра-
ботки средств ПРО). Именно на эти пуски приходится подавляющее большинство пусков
ракет 11К65М с 4 ГЦП - до 20 в год против 2-4 орбитальных (в интересах ВКС). Для
запусков РН 11К65М на 4 ГЦП также используется стартовая позиция «Восход». Основ-
ные характеристик РН 11К65М следующие. Масса запускаемых КА - до 1400кг. Орбиты
выведения КА: эллиптические и околокруговые высотой от 250 до 1700 км с наклоне-
ниями 51, 66, 74, 83град. Длина РН 32,4м. диаметр корпуса 2,4м. стартовая масса
109т. Тяга двигателей: первой ступени на Земле 151,5т. в пустоте 177,9 т. второй
ступени (в пустоте) 16 т. РН 11К65М является самой надежной ракетой в своем классе.
С 1968г. произведено более 760 пусков 97% из которых прошли успешно. В 2011г.
эксплуатация этого носителя завершается. ПО «Полет» является сейчас одной из круп-
нейших аэрокосмических корпораций России. В настоящее время КБ объединения прово-
дит работы по модернизации РН «Космос-3М» под названием «Взлет» («Космос-У»).
РН «Зенит»
Разработка РН «Зенит» (11К77) была начата согласно Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 16 марта 1976г. Блок первой ступени РН (11С771 или блок А)
представляет собой доработанный ракетный блок первой ступени универсальной ракетно-
космической транспортной системы многоразового использования «Энергия» (некоторые
источники говорят о создании первой ступени РН «Энергия» на базе первой ступени РН
«Зенит»). Базовая ракета имеет две ступени. Двигатели всех ступеней работают на
кислороде и керосине.
13 апреля 1985г. с космодрома Байконур осуще-
ствлен первый испытательный пуск РН «Зенит-2»,
который оказался аварийным, а 21 июня 1985г. на
орбиту был успешно выведен спутник «Космос1697».
Стоимость одного запуска ориентировочно 70 млн.$
Существует несколько модификаций РН (двух и
трехступенчатые):
- «Зенит-2» (11К77) -двухступеньчатая РН, первая
ступень оснащена двигателем РД-171 (11Д520),
на второй ступени установлен маршевый РД-120
(11Д123) и рулевой РД-8.
- «Зенит-3SL» - разработана для проекта «Морской
старт» и представляет из себя РН «Зенит-2» с
разгонным блоком (РБ) ДМ в качестве третьей
ступени. РН и РБ получили соответственно обоз-
начения «Зенит-2S» и ДМ-SL. Стартовая масса
470,8т. длина 59,6м. диаметр головного обтека-
теля 4,15м.
- «Зенит-М» - совершила первый полёт с Байконура
29 июня 2007г. От предыдущей версии её отли-
чает полностью цифровая система управления и
большая масса выводимого полезного груза.
Предполагается, что «Зенит-М» станет одной из
наиболее часто используемых российским минис-
терством обороны РН для запуска военных спут-
ников.
- «Зенит-3SLБ» — модификация РН «Зенит-3SL», в
состав которой входят модифицированные РН
«Зенит-2SБ» и РБ ДМ-SLБ. Предназначена для
запуска с космодрома «Байконур» («Наземный
старт»). Первый пуск состоялся 28 апреля 2008г.
ТТХ РН «Зенит-2»
Стартовая масса т. 459
Диаметр м. 3,9
Длина (макс.) м. 57
Полезная нагрузка (Орбита 200 км) т. 13,7
Тяга 1-ой ступени т. 740
Тяга 2-ой ступени 85 + 8
Масса 2-ой ступени т. 89,9
Головной обтекатель
Длина м. 13,7
Диаметр м. 3,9
|
|
Наверх
|