|
Нeудaчи в космосе и на земле.
В 1957г. начались испытания первой советской межконтинентальной баллистической
ракеты (МБР) Р-7 конструкции С.Королева. Первые опытные образцы МБР были ненадежны
и во многом не отвечали заданным требованиям (в частности тяга двигателя была ниже
расчетной) тем не менее три из тринадцати опытных экземпляров МБР Р-7 (предназначав-
шиеся для летно-конструкторских испытаний) решили использовать для запуска первых
искусственных спутников Земли (ИСЗ). До старта первого ИСЗ было предпринято пять
попыток запуска опытных ракет. Две взорвались в воздухе, одна вообще не взлетела и
только две благополучно достигли цели. Статистика не радовала. Но 4 октября 1957г.
все прошло благополучно, на орбиту был выведен первый ИСЗ. Первая «космическая»
авария произошла 27 апреля 1958г. когда при пуске с космодрома Байконур ракеты -
носителя (РН) «Спутник» (модификация Р-7) с третьим ИСЗ она упала и взорвалась едва
оторвавшись от стартового стола. В 1958г. произошло еще 3 аварии РН «Восток» (так
же на базе Р-7) сопровождавшиеся их взрывом. В печати, разумеется, о них никогда не
сообщали. Только те аварии, которые невозможно было скрыть, попадали на страницы га-
зет. Вместе с тем советская пропаганда замалчивала успешные запуски американских
спутников и ракет и без конца трубила об их неудачах. Советскому народу внушалось,
что у нас одни успехи, а у американцев только неудачи но это было не так. В 1959г.
произошла 1 авария с РН «Восток». В 1960г. было 6 аварий РН «Восток» и ее дальней-
шего развития – РН «Молния». В 1961г. 3 аварии с РН «Восток» и «Космос-1» (на базе
Р-12). В 1962г. 1 авария РН «Космос-1». В 1963г. 8 аварий РН «Космос-1», «Восток»,
«Молния». К середине 60-х годов процент советских неудачных запусков был существен-
но выше, чем у американцев. Полный список неудачных пусков РН можно посмотреть в
этой ТАБЛИЦЕ. Здесь перечислены аварии в результате которых спутники не выходили на
орбиту. Кроме того немало было случаев когда космические аппараты (КА) выводились
на нерасчетную орбиту. Это приводило или к полной невозможности использования аппа-
рата по назначению или (если для коррекции орбиты удавалось использовать собствен-
ную двигательную установку КА) существенному сокращению срока его работы на орбите.
19 декабря 1978г. с космодрома Байконур состоялся пуск РН «Протон» с разгонным бло-
ком (РБ) «ДМ», которые должны были вывести на геостационарную орбиту спутник связи
«Горизонт». Из-за нештатной работы последней ступени РН спутник вышел на нерасчет-
ную орбиту и не мог использоваться по назначению.
Первая «космическая» трагедия случилась на Земле. 23 марта 1961г. Валентин Бон-
даренко (самый молодой в отряде космонавтов) проходил тренировку в барокамере, сняв
с себя медицинские датчики, он обтер места их установки спиртом. Кусок ваты, смо-
ченный спиртом, попал на нагретые электропластины и, в насыщенной кислородом атмос-
фере, мгновенно вспыхнул, загорелась одежда космонавта. Дверь камеры не удавалось
открыть в течение нескольких минут. Бондаренко получил сильные ожоги от которых
скончался через 8 часов.
Следующая катастрофа произошла в апреле 1967г. когда при испытаниях нового кос-
мического корабля (КК) «Союз» (типа 7К-ОК серийный № 4) погиб летчик-космонавт
В.Комаров. Комплекс «Союз» изначально предназначался для пилотируемого облета Луны
(о советской Лунной программе достаточно подробно рассказано в Википедии) и состоял
из КК (изделие 7К) и двух РБ (изделия 9К и 11К). Впоследствии на базе 7К начали
делать многоцелевой трехместный орбитальный корабль 7К-ОК, предназначенный для от-
работки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, перехода из кораб-
ля в корабль через открытый космос (необходимых для выполнения полета к Луне) и др.
экспериментов. Испытания 7К-ОК начались в ноябре 1966г. Обычно при создании новых
КА комплексную отработку всех систем проводят на технологическом аппарате (на что
уходило около года). Следующий, летный, экземпляр строился уже с учетом выявленных
недостатков. В случае с «Союзом» для сокращения сроков (шла необъявленная «Лунная
гонка») решено было совместить технологический и летный аппараты в одном. В ходе
отработки первого экземпляра аппарата еще на заводе было выявлено 2123 дефекта, для
устранения которых потребовалось 897 доработок. 12 мая 1966г. КК 7К-ОК сер. № 1 был
доставлен в контрольно-испытательную станцию (КИС) космодрома Байконур, Уже здесь
было выявлено еще около трёх сотен дефектов, но поскольку полет предстоял беспилот-
ный это не вызывало опасений. Одновременно с 7К-ОК № 1 готовился и № 2 чтобы сразу
провести их стыковку на орбите. В сентябре прибыли аппараты № 3 и 4 в которых в
случае успеха первой пары могли полететь экипажи. Первым 28 ноября 1966г. должен
был стартовать № 2 через сутки предполагалось запустить № 1. 28 ноября всё начина-
лось хорошо, корабль, получивший наименование «Космос-133», благополучно вышел на
орбиту. Настораживали только странные колебания корабля, но поскольку он вышел из
зоны видимости измерительных пунктов, выяснить причину удалось только на следующем
витке. Как оказалось на заводе была допущена ошибка при монтаже электросхем в сис-
теме управления. В результате управление двигателями причаливания и ориентации по
каналу крена и управляющих сопел дублирующего корректирующего двигателя по тангажу
и рысканию было нарушено. Баки с топливом для двигателей ориентации быстро опустели,
корабль не только не мог стыковаться, под вопросом была и его посадка. Из-за неус-
тойчивой ориентации тормозной импульс оказался недостаточным и траектория входа в
атмосферу была слишком пологой - спускаемый аппарат (СА) корабля был уничтожен сис-
темой самоликвидации.
Несмотря на провал в первом полете от идеи готовить корабли №3 и №4 по програм-
ме пилотируемого полёта решили не отказываться. Ещё оставался испытательный №1.
Поскольку он не имел пары проверить режим автоматической стыковки было невозможно,
зато можно было проверить работу бортовых систем корабля. Пуск назначили на 14 де-
кабря. При подготовке пуска на одном из боковых блоков не сработал пирозапал. Авто-
матика дала «отбой» и ракета осталась на старте. Начались работы по сливу топлива,
персонал покинул бункер и находился у подножия ракеты. Через 27 минут после отмены
пуска внезапно сработала система аварийного спасения (САС) корабля. Как выяснилось
эта система оставалась включенной и продолжала следить за состоянием и положением
корабля. Через некоторое время гироскопические датчики зафиксировали угловое откло-
нение КК, появившееся из-за вращения Земли, и выдали аварийный сигнал. СА и бытовой
отсек с помощью твердотопливных двигателей были подняты на высоту около километра
где произошло отделение СА и он спустился на парашюте. В приборно-агрегатном отсеке,
оставшемся на РН загорелся теплоноситель выливавшийся из трубопроводов на которых
отсутствовали обратные клапана. Минут через двадцать один за другим последовали
несколько взрывов но этих минут оказалось достаточно, чтобы основная масса людей ус-
пели покинуть опасную зону. Майор Коростылев из испытательного управления решил не
бежать, а спрятаться за стену ограждения, и погиб, задохнувшись в дыму. На следую-
щий день после пожара умерли еще два солдата.
После катастрофы стало ясно, что нужен по крайней мере ещё один тестовый пуск.
Для него начали готовить 7К-ОК №3, старт которого назначили на 15 января 1967г. За-
пуск пилотируемых «Союзов» (№4 и №5) наметили на март. Старт корабля 7К-ОК № 3
(«Космос-140») с манекеном на борту состоялся 7 февраля 1967г. И на сей раз, мягко
говоря, не все прошло гладко. Из-за отказов в системе ориентации корабль израсхо-
довал слишком много топлива и не смог выполнить все поставленные задачи. При посад-
ке из-за проблем с системой ориентации СА приземлился в незапланированном районе -
на лёд Аральского моря. При этом аппарат пробил лед и затонул. Как показало рассле-
дование (аппарат подняли) причиной затопления стал прогар корпуса в месте где в
теплозащитном экране имелось технологическое отверстие закрытое винтовой пробкой.
Что случилось с этой пробкой, точно установить не удалось. После этого полета теп-
лозащитный экран сделали монолитным.
Несмотря на все эти отказы и аварии, было принято решение о запуске пилотируе-
мого корабля. При подготовке полета Гагарина с мая 1960 по март 1961г. состоялось
семь пусков беспилотных кораблей «Восток» (до орбиты добралось только пять), а пило-
тируемый «Союз» должен был стать только четвертым КК этой серии. При этом «Восток»
был значительно проще «Союза». Даже невооруженному глазу видно отличие формы его СА
от шарообразных СА КК «Восток» и «Восход». Она напоминает колокол или фару. Если
«шарик» камнем летит к Земле по баллистической траектории, то СА «Союза» создает
подъемную силу т.е. обладает аэродинамическим качеством. Вращая СА по крену, можно
управлять подъемной силой, изменяя траекторию спуска. Эту задачу выполняла система
управления спуском (СУС). Она позволяла решить проблему торможения СА лунного ко-
рабля при его возвращении на Землю посредством осуществления двойного нырка в атмос-
феру. Спешка объяснялась необходимостью отработать на кораблях «Союз» отдельные
элементы полета к Луне: стыковка и переход космонавтов из одного корабля в другой.
Проектанты «Союза» стремились форсировать события. Им казалось, что на новом кораб-
ле уже можно летать в космос, выявленные недостатки устранены, испытания прошла
даже САС. В.Мишин, ставший главным конструктором после смерти Королева, в конце
концов согласился с их аргументами. Кроме того приближался «Международный день тру-
дящихся» - 1 мая. Брежневу хотелось «ознаменовать» этот праздник очередным дости-
жением в космосе, и он стал требовать срочной организации полета. Пользовавшегося
авторитетом Королева, который мог противостоять подобным требованиям, уже не было в
живых, а Мишин, не чувствовал себя достаточно прочно и уступил требованиям Брежнева.
Программа полёта выглядела так. Первым стартует 7К-ОК №4 («Союз-1»), пилотиро-
вать который предстояло В.Комарову. Его дублёром назначили Ю.Гагарина. Через сутки
к кораблю присоединяется 7К-ОК №5 («Союз-2») с экипажем в составе В. Быковского,
Е.Хрунова и А.Елисеева. Их дублёрами были А.Николаев, В.Горбатко и В.Кубасов. После
стыковки Хрунов и Елисеев должны были перейти через открытый космос в корабль Кома-
рова и вместе с ним вернуться на землю. Пуск состоялся 23 апреля 1967г, а уже 24
апреля КК вернудся на Землю. При посадке (близ Орска) СА «Союза-1» разбился, кос-
монавт В. Комаров погиб. Вот официальное сообщение ТАСС:
«23 апреля 1967г. в Советском Союзе был выведен с целью лётных испытаний на
орбиту Земли новый космический корабль «Союз-1», пилотируемый лётчиком-космонавтом
СССР Героем Советского Союза инженер-полковником Комаровым Владимиром Михайловичем.
В течение испытательного полёта, продолжавшегося более суток, В.М. Комаровым была
полностью выполнена намеченная программа отработки систем нового корабля, а также
проведены запланированные научные эксперименты. При полёте летчик-космонавт В.М.
Комаров совершал маневрирование корабля, проводил испытания основных его систем на
различных режимах и давал квалифицированную оценку технических характеристик нового
космического корабля. 24 апреля, когда программа испытаний была окончена, ему было
предложено прекратить полет и совершить посадку. После осуществления всех операций,
связанных с переходом на режим посадки, корабль благополучно прошёл наиболее труд-
ный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью пога-
сил первую космическую скорость. Однако при открытии основного купола парашюта на
семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп
парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной ги-
бели В.М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта инженера-испытателя
космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжелой утратой для
всего советского народа».
В сообщении говорится о полном выполнении программы полета, о том как все было
на самом деле «»широкая общественность» узнала только в 90-е годы когда вышли книги
Мишина, Б.Чертока, К.Феоктистова, А.Елисеева и были опубликованы воспоминания дру-
гих участников событий. Основываясь на этих материалах можно воссоздать следующую
картину.
После благополучного выхода на орбиту обнаружилось что как и в предыдущем полете
отказал солнечно-звёздный датчик и к тому же не раскрылась одна панель солнечных
батарей (СБ). На «Союзах» для обеспечения работы СБ применялась закрутка корабля
вокруг его продольной оси направленной на Солнце. Благодаря чему и корабль и СБ
сохраняли ориентацию на Солнце во время всего полета. Отказ датчика делал невозмож-
ной автоматическую ориентацию на солнце. Оставалась возможность провести ориентацию
вручную, но нераскрытая солнечная батарея нарушила центровку корабля и делала зак-
рутку невозможной. Поддерживать «солнечную» ориентацию «вручную» с помощью управ-
ляющих двигателей было возможно только непродолжительное время из-за ограниченного
запаса топлива. Но и в этом случае СБ давала только половину мощности. Недостаток
мощности приходилось восполнять за счет аккумуляторных батарей. Когда они «сядут»
вернуться на Землю уже не удасться. Ктому же Нераскрывшаяся батарея не дала развер-
нуться антеннам телеметрической системы и коротковолновая связь не работала, а в
УКВ-диапазоне она имела значительно меньшую дальность. Поскольку к старту был готов
второй «Союз» возникла идея восстановить работоспособность СБ прямо на орбите для
чего после его запуска необходимо было состыковавшись с «Союзом-1» выйти в космос и
устранить неисправность (как показало дальнейшее расследование СБ зацепилась за
маты экранно-вакуумной теплоизоляции и освободить её космонавтам не составило бы
труда). Экипаж второго «Союза» спас президент Академии наук М.Келдыш. Он настоял
на том, что второй пуск необходимо отменить, а Комарова — сажать.
Но и посадка оказалась под вопросом. Для выдачи тормозного импульса аппарат необ-
ходимо было соответствующим образом сориентировать. Отказ солнечно-звёздного датчи-
ка поставил крест на попытках сделать это в автоматическом режимею. Вручную, без
проблем, можно было сориентировать аппарат только днём, ночью с этим были большие
трудности (Комаров специально попробовал провести пробную ориентацию по ночной сто-
роне). Посадка после «дневной» ориентации привела бы к тому что СА «Союза» призем-
лился где-то в Америке или Австралии. По понятным причинам этого никто не хотел, и
нужно было попробовать сесть в СССР. Оставалась возможность провести ориентацию с
помощью новой, еще недостаточно отработанной, ионной системы ориентации. Решать
нужно было быстро: наступала пора витков, во время которых можно посадить корабль.
Если спуск на них не удасться, то следующего удобного случая придется ждать целые
сутки и садиться на «неприкосновенном запасе» аккумуляторных батарей (была вероят-
ность, что они «сядут» еще раньше). В сложившейся ситуации решили попробовать про-
вести посадку с помощью ионной ориентации, но она дала сбой, и автоматика запретила
запуск двигателя. Тогда было принято новое решение - сориентировать корабль на сол-
нечной стороне, затем передать управление гироскопам, чтобы ориентация не потеря-
лась, а незадолго до выхода из тени, если это будет возможно, провести корректиров-
ку. Комаров задачу успешно выполнил торможение началсь точно над расчётной точкой.
Вскоре после этого космонавт вышел на связь с кораблём наблюдения в Средиземном
море. Именно этот сеанс считается последним. Голос у Комарова бодрый, но, по понят-
ным причинам, усталый. Он доложил что занял среднее кресло и ждёт, когда произойдёт
отделение СА. Последние его слова: - «Передайте всем...(помехи) произошло разде-
ление...». При входе в атмосферу из-за нераскрывшейся СБ корабль слегка отклонился
от курса. Автоматика это поняла это как аварийную ситуацию и выдала команду пере-
хода на спуск по баллистической траектории. В этом не было ничего опасного, и сей-
час иногда СА «Союзов» возвращаются на землю по баллистической траектории, а для
«Восхода» на котором в первый раз летал Комаров это был «штатный» режим. Катастрофа
произошла при выходе основного парашюта. Вытяжной, создававший силу около тонны, не
смог вытянуть его из контейнера. Автоматически был введен в действие запасной, но
он обернулся вокруг вытяжного и сложился. Как потом оказалось, никто не занимался
изучением одновременной работы этих парашютов. Встреча с землей произошла на ско-
рости около 80 м/с. от удара воспламенились баки с перекисью водорода использовав-
шейся в СУС (из-за перехода на бллистический спуск они были полны). Прибывшая на
место посадки группа спасателей немедленно приступила к тушению пожара но концентри-
рованная перекись – страшная штука. За время тушения произошло полное разрушение
аппарата. Комиссия, занимавшаяся расследованием катастрофы «Союза-1», почти не
имела материала для анализа - СА превратился в кучу обожжённого металла. Восста-
новить данные бортовых регистраторов не удалось (так что узнать что говорил Комаров
перед смертью было нельзя). Парашюты были в более или менее приличном состоянии,
поэтому причину катастрофы установили быстро. Почему же не вышел основной парашют?
Согласно выводам госкомиссии, виной тому был конструкторский просчёт. Когда парашют
на высоте 10км. выходит из контейнера, в последнем устанавливается давление, равное
приблизительно 25% от земного. А за стенкой контейнера давление было равно давлению
внутри СА (т.е. атмосферному). Разность давлений деформировала корпус контейнера, в
результате чего усилие вывода парашюта сильно возрастало. Но не все факты укладыва-
лись в официальную версию. Так непонятно почему при сбросах с самолёта всё было в
порядке. Кроме того она не объясняла эксперимент с «Союзом-2» неофициально проведен-
ный на космодроме заводскими специалистами. Они, зацепив крюк подъёмного крана за
вытяжной парашют, стали постепенно поднимать СА «Союза». В результате кран пол-
ностью поднял аппарат весом почти 3т. но основной парашют так и не вышел (об этом
«подпольном» эксперименте госкомиссии не сообщили). Среди специалистов основной счи-
тается другая версия. По «штатной» технологии изготовления «Союзов» теплозащитное
покрытие наносилось на полностью собранный корабль. Предварительно на металлическую
поверхность корпуса СА наносилось полимерное покрытие, увеличивающее адгезию тепло-
изоляции, после чего он помещался в автоклав, где при высокой температуре происхо-
дила полимеризация. При сборке первых трех «Союзов» изготовление парашютных контей-
неров несколько задержалось и они были установлены после нанесения теплозащиты.
Кораблям №4 и №5 «повезло» больше: контейнеры были поставлены в срок и установлены
до нанесения полимерного покрытия. Технологические крышки, закрывавшие контейнеры,
оказались негерметичными, полимерное покрытие попало на внутреннюю поверхность и
после установки в контейнер паращюта он приклеился к стенке. Эта версия объясняла
то, почему сбросы с самолётов были успешными – эти СА попросту не имели теплозащиты.
По результатам расследования были приняты меры: стенки контейнера усилили и сде-
лали конусными, стали полировать их внутреннюю поверхность, уделять особое внимание
защищённости контейнеров при полимеризации, усовершенствовали систему раскрытия за-
пасного парашюта. Были сделаны и оргвыводы- заместитель Главного конструктора Цыбин
и группа товарищей получили строгое взыскание «за недостаточную и некачественную
отработку корабля».
После гибели Комарова из-за скудности официальной информации ходило множество
слухов. Рассказывалось, что Комаров не хотел лететь в космос, его практически заста-
вили, когда же он понял неизбежность гибели то, не выбирая слов, сказал в эфир всё,
что думает о конструкторах и родной партии, пославших его на верную смерть на
«сыром» корабле. Но это было попросту невозможно поскольку связь после окончания
аэродинамического торможения (когда приводится в действие парашютная система) осу-
ществлялась с помощью антенны асположенной в стропах основного парашюта, но он так
и не вышел (после этого полета антенна появилась и на стропах запасного парашюта) и
Комаров не мог выйти на связь.
После гибели Комарова было выполнено еще 5 полетов беспилотных КК 7К-ОК и прове-
дено две автоматические стыковки прежде чем в космос вновь полетел человек, но и
тут не обошлось без аварий и отказов техники (об этом - чуть ниже).
Следующий трагический случай произошел 30 июня 1971г., когда после 23-х суток
полета, установив мировой рекорд пребывания в космосе, при спуске с орбиты погиб
экипаж КК «Союаз-11» (типа 7К-Т) Г. Добровольский, В. Волков и В.Пацаев. 19 апреля
1971г. была запущена долговременная орбитальная станция (ДОС-1), получившая назва-
ние «Салют-1». Через пять дней при стыковке с ней КК «Союза-10» (В.Шаталов, А.Ели-
сеев, Н.Рукавишников) был сломан стыковочный узел КК. Первая экспедиция на орбиталь-
ную станцию была сорвана. Через 5 часов КК отсты-
ковался от станции и совершил посадку. Решено было
запустить КК «Союз-11» с экипажем А. Леонов, В.
Кубасов, П.Колодин. Но в начале июня врачи обнару-
жили у Кубасова затемнение в лёгких. С диагнозом
(как позднее выяснилось ошибочным) туберкулёз его
отстранили от полёта. Взамен стали готовить экипаж
Добровольского. 7 июня 1971г. КК «Союз-11» с новым
экипажем состыковался со станцией «Салют-1». Кос-
монавты перешли на борт станции, первая в мире пи-
лотируемая станция приступила к работе. 29 июня
экипаж КК «Союз-11» должен был вернуться на Землю.
Отработали тормозные двигатели, благополучно отде-
лился СА, начался спуск. Вот уже поисковая команда
увидела купол парашюта, все шло вроде бы нормально,
не слышно было только голосов космонавтов. Группа
спасателей, высадившаяся рядом с кораблем, обнару-
жила экипаж на своих рабочих местах без признаков
жизни. На вид они были целы даже температура у
всех практически нормальная. Мгновенно разверну-
лась вся медицинская бригада. Шесть врачей начали
делать космонавтам искусственное дыхание и непря-
мой массаж сердца, но все безрезультатно-вернуть
космонавтов к жизни не удалось.
| слева направо Пацаев, Добровольский, Волков за несколько суток до старта | Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под
председательством академика М.Келдыша. Анализ записей автономного регистратора пока-
зал, что с момента отделения бытового отсека (высота более 150км.) давление в СА
стало падать и в течение 30-40с. пришло практически к нулю. Комиссия пришла к вы-
воду, что при спуске преждевременно и несанкционированно открылся клапан дыхатель-
ной вентиляции, предназначенный для сообщения с атмосферой. «Штатно» клапан откры-
вался при срабатывании специального пиропатрона на высоте четырех километров. В
полете «Союза-11» в результате того что на заводе при монтаже клапана усилие затяж-
ки было ниже предусмотренного произошло его самопроизвольное вскрытие от перегрузки
при срабатывании пироболтов во время отделения бытового отсека. Через отверстие диа-
метром 20 мм. из кабины вышел весь воздух. Положение тел погибших космонавтов гово-
рило о том, что они пытались что-то предпринять (отверстие можно было заткнуть даже
пальцем). Но как показали эксперименты добраться до отверстия можно было лишь за
30с. а через 22с. космонавты потеряли сознание. Через 80с. в последний раз сократи-
лось сердце у Волкова, через 100 — у Пацаева, через 120 — у Добровольского. Полеты
на «Востоках» как известно выполнялись в скафандрах, а в «Союзах у космонавтов не
было даже кислородных масок (три космонавта в скафандрах не помещались в СА). После
гибели Добровольского, Волкова и Пацаева космонавты стали летать по двое и перед
спуском на землю надевать специальные скафандры «Сокол» (они прошли испытания в по-
лете «Союза-12»). По рекомендации комиссии была повышена устойчивость клапана к
ударным нагрузкам, установлены быстродействующие ручные заглушки.
26 июня 1973г. на космодроме Плесецк при сливе топлива из РН «Космос-3М», после
отмененного запуска разведывательного спутника «Целина-0» произошел взрыв и пожар.
В результате катастрофы погибли 9 человек.
Самая крупная катастрофа произошла в марте 1980г. на космодроме Плесецк. Во
время подготовки к пуску РН «Союз» с разведывательным спутником «Целина-Д» произо-
шел взрыв и пожар в результате которых погибли 48 человек.
Теперь расскажем о инцидентах не имевших столь трагических последствий.
15 мая 1960г. был осуществлен первый запуск КК «Восток» в беспилотном режиме.
После завершения программы полета при включении двигательной установки для создания
тормозного импульса из за отказа в системе ориентации вместо того чтобы опускаться
корабль перешел на более высокую орбиту. При следующем запуске «Востока» уже с подо-
пытными собаками на борту 28 июля 1960г. на 29-й секунде полета произошел взрыв
камеры сгорания двигателя 1-ой ступени. Собаки погибли. Только третий запуск «Вос-
тока» 19 августа 1960г. был успешным. На второй день полета СА с Белкой и Стрелкой
благополучно совершил посадку в заданном районе. Следующий (четвертый) полет 1 де-
кабря 1960г. поначалу проходил благополучно - корабль вышел на орбиту и за сутки
полета выполнил всю программу. 2 декабря должна была состояться посадка, но из-за
сбоя спуск произошел в нерасчетном районе и было принято решение подорвать СА. Нахо-
дившиеся на борту собаки естественно погибли. Во время старта «Востока» с собачьим
экипажем 22 декабря 1960г. на 425-й секунде полета произошло разрушение газогенера-
тора двигателя 3-ей ступени. СА аварийно отделился и, совершив суборбитальный полет,
приземлился в районе Туры Красноярского края. При этом катапульта не сработала и
собаки остались в СА. Только шестой (9 марта 1961г.) и седьмой (25 марта 1961г.)
старты «Востока» прошли вполне благополучно. Первый в истории полет человека состо-
ялся, как известно, 12 апреля 1961г. став восьмым пуском КК «Восток».
18 марта 1965г. во время полета КК «Восход-2» с космонавтами И.Беляевым и А.
Леоновым, последний совершил первый в мире выход человека в открытый космос и чуть
не погиб. При возвращении в космический корабль возникли трудности, которые были
связаны с увеличением размеров скафандра космонавта в вакууме. В условиях дефицита
времени космонавту все-таки удалось вернуться внутрь корабля. Продолжительность пре-
бывания Леонова в открытом космосе составила 20 минут. Но на этом неприятности не
закончились. Перед возвращением на Землю выяснилось, что вышла из строя автоматичес-
кая система ориентации корабля на Солнце. Полет корабля был продлен еще на два вит-
ка, после чего космонавты вручную сориентировали корабль и включили тормозной дви-
гатель. Посадка произошла в нерасчетном районе, в тайге, в 180км. севернее Перми.
Экипаж был обнаружен через четыре часа после посадки, но из-за глубокого снега был
эвакуирован с места посадки только через двое суток.
27 октября 1967г. был осуществлен первый после гибели Комарова запуск КК «Союз»
теперь уже в беспилотном варианте. 30 октября был запущен еще один беспилотник. КА
получили официальное наименование «Космос-186» и -188. 30 октября впервые в мире
была осуществлена их автоматическая стыковка после чего СА «Космоса-186» совершил
мягкую посадку, а на «Космосе-188» опять возникли неисправности системы ориентации
в результате которых штатный спуск с орбиты оказался невозможным. 2 ноября «Космос
-188» был взорван системой самоуничножения.
26 октября 1968г., впервые после гибели Комарова, на орбиту был выведен КК
«Союз-3» пилотируемый космонавтом Г.Береговым. Программой полета предусматривалась
стыковка с запущенным ранее беспилотным КК «Союз-2». Корабли сблизились до расстоя-
ния нескольких десятков метров, но дальнейшие операции были прекращены из-за сбоя в
работе системы сближения. Стыковку провести не удалось.
15 января 1969г. на орбиту был выведен КК «Союз-5» с экипажем в составе: Б.Во-
лынов, А.Елисеев, Е.Хрунов, На следующий день впервые в мире была осуществлена его
стыковка запущенным ранее «Союзом-4». После чего Елисеев и Хрунов совершили выход
в открытый космос и перешли в корабль «Союз-4». 18 января 1969г. в 200км. юго-запад-
нее г.Кустанай совершил посадку СА «Союза-5» с Волыновым. Во время посадки возникла
нештатная ситуация, которая едва не привела к катастрофе. После включения тормозно-
го двигателя не произошло разделение СА и орбитального отсека. Корабль беспорядочно
кувыркаясь, вошел в атмосферу и устремился к Земле. Разделение отсеков все же прои-
зошло, но уже при спуске в атмосфере. Вот что вспоминает о посадке сам Волынов:
«Я летел кувырком... Всё горело вокруг, видел струи, запах гари, бушующий гул за
иллюминатором. Эмоций было предостаточно... Думал, что что-то будет на магнитофоне,
о чём я размышлял. Оказывается, всё было только в моей голове, ни одного нецензур-
ного слова, но тем не менее выжил. Корабль вращался по крену очень здорово, спускае-
мый аппарат — 2,5 тонны, и когда раскрылся парашют, стропы стали закручиваться, вра-
щение не прекратилось... Я понял, что сейчас стропы закружатся, и купол сложится и
как платочек до земли... Но до конца купол не сложился... замедлил движение и оста-
новился рывком и начал раскручиваться в обратную сторону. Думаю: «Слава богу...
купол уже больше не сложится». Я вращался в одну и в другую сторону до самой
земли... А потом о мёрзлую землю. Это был январь Сели «мягко», причём настолько,
что кое-какие осколки полетели с приборной доски, магнитофон… вырвало-срезало, он
улетел мимо моих колен и ударился в днище очень сильно...»
12 и 13 октября 1969г. был осуществлен запуск КК «Союз-7» с А.Филипченко,
В. Волковым и В. Горбатко и «Союз-8» с В.Шаталовым и А.Елисеевым с целью их сты-
ковки на орбите. В процессе сближения кораблей выявился сбой в работе системы сбли-
жения и стыковки, что заставило стыковку отменить.
29 июля 1972г. запуск на околоземную орбиту ДОС «Салют» (типа 17К) не состоялся
из-за аварии 2-й ступени РН «Протон-К» (на 162-й секунде полета). 3 апреля 1973г.
РН «Протон-К» вывела на околоземную орбиту ДОС «Салют-2» (типа «Алмаз»). Сразу
после запуска на станции были обнаружены неполадки, которые ставили под сомнение
возможность ее дальнейшего использования - все запланированные полеты на борт стан-
ции были отменены. 15 апреля произошла внезапная разгерметизация отсеков станции.
25 апреля перестала поступать телеметрическая информация. Станция закончила свое
существование 28 мая 1973г. когда в результате естественного торможения в верхних
слоях атмосферы сошла с орбиты и упала в океан около Австралии. ТАСС 28 мая объя-
вило, что «программа полёта завершена» (не сказав «успешно»). Анализ причин аварии
позволил предположить нештатную работу двигательной установки, что привело к прого-
ранию корпуса станции. 11 мая 1973г. на орбиту была выведена еще одна ДОС того же
типа. Практически сразу после пуска на станции начались неполадки бортовых систем и
эксплуатировать ее в пилотируемом режиме не представлялось возможным. Официально
было сообщено о запуске спутника «Космос-557».
26 августа 1974г. на орбиту был выведен КК «Союз-15» (типа 7К-Т) с экипажем в
составе Г.Сарафанова и Л.Демина. На следующий день была предпринята попытка стыков-
ки с ДОС «Салют-3». Из-за сбоя в работе аппаратуры сближения и стыковки это сделать
не удалось. Было принято решение прервать полет и совершить посадку.
5 апреля 1975г. был осуществлен пуск РН «Союз», которая должна была вывести на
орбиту КК «Союз-18» с экипажем в составе В.Лазарева и О.Макарова. На 295с. полета
(при запуске 3-ей ступени) произошел сбой, автоматика выдала команду «Авария». Сра-
ботала САС и на высоте около 150км. произошло отделение СА. Спуск произошел по бал-
листической траектории с большими перегрузками, достигавшими 21 g. СА приземлился в
горном районе Монголии, чудом избежав падения с горного склона. Эвакуация экипажа
была произведена только на следующий день. Поскльку полет не состоялся то следующий
КК «Союз» (с экипажем в составе П.Климука и В. Севастьянова) получил тот же номер -
18, а потерянный «Союз» номер 18-1.
15 октября 1976г. в ходе полета КК «Союз-23» с экипажем в составе В. Зудова и
В.Рождественского была предпринята попытка стыковки с ДОС «Салют-5». Из-за нерасчет-
ного режима работы системы управления сближением стыковка была отменена и принято
решение о досрочном возвращении космонавтов на Землю. 16 октября СА корабля привод-
нился на поверхность озера Тенгиз, покрытую кусками льда при окружающей температуре
-20 град. Соленая вода попала на контакты внешних разъёмов часть которых оставалась
под напряжением. Это привело к образованию ложных цепей и прохождению команды на
отстрел крышки контейнера запасной парашютной системы. Парашют вышел из отсека,
намок и перевернул корабль. Выходной люк оказался в воде, и космонавты чуть не по-
гибли. Их спасли пилоты поискового вертолета, которые в трудных метеоусловиях смог-
ли обнаружить СА и, зацепив его тросом, волоком дотащить до берега (СА слишком тя-
желый и вертолет не мог его поднять). Зудов и Рождественский находились в СА около
12-и часов.
9 октября 1977г. был произведен запуск КК «Союз-25», пилотируемого космонавтами
В.Коваленком и В.Рюминым. Программа полёта предусматривала стыковку с ДОС «Салют-6»,
которая была выведена на орбиту 29 сентября 1977г. Из-за возникшей нештатной ситуа-
ции, стыковку со станцией с первого раза выполнить не удалось. Вторая попытка тоже
была неудачной. И после третьей попытки корабль, коснувшись станции и оттолкнувшись
пружинными толкателями, отошел на 8—10 м и завис. Топливо в основной системе конч-
илось полностью, и отойти подальше с помощью двигателей было уже невозможно. Нес-
колько витков прошло в ожидании, столкнутся корабль и станция или же наоборот - ра-
зойдутся. Наконец они разошлись на безопасное расстояние. Топливо для выдачи тор-
мозного импульса впервые взято из резервного бака. Истинную причину неудачи стыков-
ки установить так и не удалось. Вероятнее всего, имел место дефект стыковочного
узла «Союза-25» (исправность стыковочного узла станции подтверждается последующими
стыковками с КК «Союз»), но он сгорел в атмосфере. При посадке экипаж пережил нес-
колько очень неприятных минут. Дело в том, что перед посадкой космонавтам сообщили
время ввода основной парашютной системы —06:08:12. Однако в назначенное время этого
не произошло. Автоматикой спуска предусмотрено введение в действие запасного пара-
шюта через 50с. Когда и через 50с. экипаж не ощутил рывка от выхода парашюта то
мысленно стал готовиться к худшему. Однако вскоре они ощутили тряску, а потом ввел-
ся основной парашют. Часы показывали 06:12:08. Оператор связи перепутал местами
минуты и секунды!
10 апреля 1979г. стартовал КК «Союз-33» с экипажем в составе Н.Рукавишникова и
болгарина Г.Иванова. При сближении со станцией отказал основной двигатель корабля.
Причиной аварии стал газогенератор, питающий турбонасосный агрегат. Он взорвался
повредив резервный двигатель. При выдаче (12 апреля) тормозного импульса резервный
двигатель работал с недобором тяги, и импульс был выдан не полностью. Однако СА
благополучно осуществил посадку, хотя и со значительным перелетом.
3 июня 1980г. при посадке корабля «Союз-35» с экипажем в составе В.Кубасова и
венгра Б.Фаркаша не сработал двигатель мягкой посадки. Энергию удара восприняли
амортизаторы кресел. Перегрузки на экипаж были предельно допустимыми (около 30ед.).
Анализ показал что из-за неправильной установки излучателя посадочного высотомера
не прошла команда включения двигателей.
В полете КК «Союз Т-2» с экипажем в составе Ю.Малышева и В.Аксенова, стартовав-
шего 5 июня 1980г., автоматическая система сближения раблотала со сбоями поэтому
стыковка была произведена в ручном режиме
20 апреля 1983г. при полете корабля «Союз Т-8» с космонавтами В.Титовым, Г.
Стрекаловым и А.Серебровым не вышла штанга антенны стыковочной системы станции
«Салют-7». Все их попытки состыковаться со станцией кончились неудачей. После 2-х
суток полета они вернулись не выполнив задание. В новый полет В.Титов и Г.Стрекалов
должны были отправиться 26 сентября 1983г. на «Союзе Т-10-1». За несколько секунд
до пуска ракета загорелась. За мгновение до взрыва САС вырвала корабль из пламени и
он приземлился в 4 км. от старта. Только с 3-ей попытки Титову удалось выполнить
программу полета полностью.
В мае 2009г. при запуске корабля «Союз ТМА-15» САС срабюотала нештатно. При
«штатном» полете САС отделяется от ракеты после старта. При старте «Союза ТМА-15»
все так и произошло, однако потом, внештатно сработала основная камера центрального
двигателя и система упала в нерасчетном квадрате.
Особенно не повезло в плане аварий советской «лунной программе». На начальном
этапе исследований Луны автоматичекскими межпланетными станциями (АМС) неудачи сле-
довали одна за другой. В результате взрывов РН «Восток» в 1958г. было потеряно три
лунных космических аппарата (КА), в 1959г. один и в 1960г. два. Запуски к другим
планетам также зачастую были неудачными. В октябре 1960г. были предприняты две по-
пытки пуска АМС в сторону Марса с задачей попадания в диск планеты. В обоих случаях
РН «Молния» потерпела аварию на участке выведения и взорвалась. В 1963г. произошла
авария РН «Молния» с автоматической лунной станцией которая предназначалась для
мягкой посадки на Луну. В 1964г. три аварии РН «Молния» в результате которых потеря-
но 2 лунные станции и одна станция направлявшаяся к Венере (попадание в диск). В
марте-апреле 1968г. в результате аварии РН «Протон-К» было потеряно две марсианские
станции. Но и успешный запуск станции к планете не гарантировал успешного заверше-
ния полета. В результате отказов бортового оборудования было потеряно несколько АМС
(подробнее о программах исследования Луны, Марса и Венеры будет рассказано на от-
дельных страницах сайта). Если автоматические станции все же достигали своей цели,
то с пилотируемой программой дела обстояли много хуже. Постановление ЦК КПСС и Со-
вета Министров СССР «О разработке комплекса для пилотируемого облета Луны» вышло в
январе 1962г. 10 марта 1967г. с Байконура был произведен пуск РН «Протон-К» с РБ
«Д», которая вывела на околоземную орбиту (с которой предполагался пуск в сторону
Луны, ее облет и возвращение на Землю) беспилотный КК, получивший наименование
«Космос-146» (типа 7К-Л1, сер. № 2). Однако, из-за аварии последней ступени РН,
старт к Луне не состоялся. В апреле 1967г. по тем же причинам не состоялся полет к
Луне беспилотного КК «Космос-154» (7К-Л1, сер. № 3). В сентябре и ноябре 1967г.
полет аналогичных КК (сер. № 4 и 5) закончился еще раньше из-за аварии 1-ой и 2-ой
(соответсвенно) ступеней РН «Протон-К». В обоих случаях САС сработала без замечаний
КК были успешно отведены от аварийных ракет и совершили посадку. Более удачным был
пуск 2 марта 1968г. когда РН «Протон-К» с РБ «Д» вывела на траекторию полета к Луне
беспилотный КК, получивший наименование «Зонд-4» (7К-Л1, сер. № 6). 7 марта он, со-
вершив облет Луны, возвратился к Земле. Но на заключительном этапе не удалось осу-
ществить двухнырковый маневр входа в атмосферу. Выяснилось, что корабль должен
напрямую войти в атмосферу с большими перегрузками и совершить посадку в Атлантичес-
ком океане, где не было советских поисковых кораблей. В связи с этим было принято
решение уничтожить корабль. В 1968г. было две неудачные (по причине аварии РН) по-
пытки вывести на траекторию полета к Луне КК типа 7К-Л1 (сер. № 7 и 8). 14 сентября
1968г. РН «Протон-К» успешно вывела на траекторию полета к Луне беспилотный КК, ко-
торый получил официальное наименование «Зонд-5» (7К-Л1 сер. № 9). На его борту
находились биологические объекты: черепахи, плодовые мушки, черви, растения, бакте-
рии. 18 сентября он совершил облет Луны, пройдя в 1960км. от ее поверхности. При
возвращении как и в случае с «Зондом-4» произошел отказ в системе управления и ко-
рабль вошел в атмосферу по баллистической траектории. Перегрузки при спуске дости-
гали 20g. Приземление аппарата произошло в акватории Индийского океана. Относитель-
но успешным можно считать полет беспилотного КК, получившего официальное наименова-
ние «Зонд-6» (7К-Л1 сер.№ 12). 14 ноября 1968г. он совершил облет Луны, пройдя на
расстоянии 2420км. от ее поверхности. 17 ноября СА «Зонда-6» совершил посадку в
заданном районе на территории СССР правда при этом произошла разгерметизация кабины
и отказ парашютной системы. В августе 1969г. был осуществлен еще один успешный по-
лет аппарата «Зонд-7».
В 1969г. к испытаниям была готова новая РН Н-1, предназначенная для осуществле-
ния высадки человека на Луне. Первый ее старт с КК типа Л-1С состоялся 21 февраля
1969г. но закончился он на 70-й секунде - РН взорвалась. 3 июня 1969г. осуществлен
второй пуск РН Н-1, которая должна была вывести на орбиту КК типа Л-1С. Из-за ава-
рии РН пуск закончился неудачей при этом был полностью разрушен стартовый комплекс.
После того как 21 июля 1969г. командир корабля «Аполлон-11» установил на Луне аме-
риканский флаг смысла продолжать работы по пилотируемой луной программе не стало.
26 июня 1971г. все же состоялся очередной пуск РН Н-1 с лунным КК. После отрыва от
стартового стола было потеряно управление по крену. РН была подорвана на 51-ой се-
кунде полета, когда угол поворота достиг 200 град. Очередная авария произошла 23
ноября 1972г. когда РН Н-1 взорвалась на заключительном этапе работы 1-й ступени.
15 мая 1974г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о прекра-
щении работ.
Кроме отказов РН и разгонных блоков потери спутников происходили по причине от-
казов их бортовых систем. Полной статистики по таким проишествиям очевидно не су-
ществует т.к. в советское время космос был полностью военным и, соответственно, за-
секреченным. В печати если и появлялись какие-то соообщения то только об успешном
выполнении программы полета очередным спутником серии «Космос». Огласку (да и то
только на Западе) получали те аварии последствия которых невозможно было скрыть.
Например падение на канадскую территорию спутника радиолокационного обзора УС-А,
оснащенного ядерным реакторм с 30кг. высокообогащенного урана-235. Аварии с учас-
тием этого спутника происходили неоднократно. 25 января 1969г. из-за аварии РН
«Циклон-2А» при запуске с космодрома Байконур КА УС-А упал на нашей территории. При
падении корпус реактора выдержал удар, и радиоактивного заражения не произошло.
Аналогичный случай произошел 25 апреля 1973г. когда аппарат затонул в Тихом океане.
3 октября 1970г. на очередном КА серии УС-А («Космос-367») на 110-ой минуте работы
реактора (на 2-м витке) произошло расплавление активной зоны. Аппарат был переведен
с рабочей орбиты (высотой 260-280км.) на более высокую (т.н. орбиту «захоронения»),
где он может просуществовать около 250 лет. 12 декабря 1975г. на орбиту был выведен
«Космос-785» типа УС-А. Из-за отказа системы ориентации активная зона была поднята
на орбиту «захоронения». 18 сентября 1977г. был запущен очередной УС-А («Космос-
954»). 28 октября он неожиданно перестал контролироваться наземными службами управ-
ления. Причина этого так и осталась неизвестной. Существует версия, что он был пов-
режден американским лазером испытания которого проходили на полигоне в Австралии.
Вывести аппарат на орбиту «захоронения» не удалось. 6 января следующего года прои-
зошла разгерметизация приборного отсека, аппарат полностью вышел из строя и перес-
тал отвечать на команды из центра управления. После чего начал резко снижаться и
24 января вошёл в плотные слои атмосферы над северо-западом Канады. Фрагменты спут-
ника упали на территорию Канады, вызвав радиоактивное заражение территории. Всего
на территорию площадью более 100 тыс. кв.км. упало около сотни радиоактивных облом-
ков. В местах падения некоторых из них радиоактивность была значительной (до 200
рентген/час). Жертв среди населения не было. 28 апреля 1982г. был запущен КА
«Космос-1266» серии УС-А. Из-за отказа его активная зона была досрочно поднята на
орбиту «захоронения». Еще один КА серии УС-А («Космос-1402») был запущен 30 августа
1982г. В конце 1983г. когда он успешно отработал положенный срок ядерную энергети-
ческую установку не удалось вывести на орбиту «захоронения». Сложилась ситуация
аналогичная аварии спутника «Космос-954». В американских СМИ активно обсуждалась
проблема советских спутников-шпионов с ядерными реакторами на борту. К счастью, сра-
ботала система радиационной безопасности реактора, отсутствовавшая в предыдущих
вариантах спутников, которая разрушила его на три части – антенну (сгорела в атмос-
фере 30 декабря), собственно спутник (упал в Индийский океан 23 января 1983г.) и
активную зону реактора. Последняя сгорела в атмосфере и была рассеяна над островом
Вознесения в Атлантическом океане 7 февраля. Если бы реактор упал всего на 20 минут
раньше, то это произошло бы над Центральной Европой. В течеие последующих лет
радиоактивные элементы из активной зоны выпадали на Землю в виде осадков. После
этой аварии полёты спутников серии УС-А были прекращены на полтора года. Аналогич-
ный случай произошел в 1988г. с «Космосом-1900», запущенным 12 декабря 1987г. За
несколько дней до возможного входа в земную атмосферу сработала система радиацион-
ной безопасности. Менее значительные отказы бортовых систем КА происходили и на
других аппаратах серии УС-А -«Космос-651» (запуск 15 мая 1974г.), «Космос-724» (7
апреля 1975г.), «Космос-860» (17 октября 1976г.), «Космос-1670» (1 августа 1985г.),
«Космос-1677» (23 августа 1985г.).
Аварии других спутников не имели таких глобальных последствий и не получали ши-
рокой огласки. Второй полет разведывательного спутника «Зенит-2» («Космос-4»), за-
пущенного 26 апреля 1962г., был завершен досрочно на третий день полета, из-за
травления воздуха из баллонов через клапан дренажа. В ноябре 1964г. очередной
«Зенит» из-за неисправности тормозного двигателя не смог доставить на Землю отсня-
тый материал. КА был взорван на орбите системой самоликвидации. 6 сентября 1975г.
из-за отказа новой системы управления «Кондор» КА «Янтарь-2К» №3 был подорван на
орбите. «Янтарь-2К» №4 стартовл 20 февраля 1976г. Через 20 суток программа полета
была выполнена полностью и СА вернулся на Землю. Однако обе спускаемые капсулы, от-
делившиеся от «Янтаря» в ходе полета, сработали нештатно. На первой не сработала
парашютная система и капсула разбилась, на второй произошел отказ порохового тор-
мозного двигателя. Капсула в расчетное время с орбиты не сошла. «Янтарь-2К» №5 был
запущен 22 июля 1976г. Но в результате неполадок одна из двух панелей СБ не раскры-
лась. В таком состоянии спутник эксплуатироваться не мог и 25 июля аппарат был по-
дорван.
Для первых КА срок активного существования (САС) исчислялся сначала днями, затем
месяцами. У современных КА он составляет; для низких орбит до 5 лет, для высоких
круговых и эллиптических орбит – 7-10 лет, для геостационарных орбит – 10-15 лет.
Для низкоорбитальных КА ресурс определяется в основном запасом компонентов топлива
для двигательной установки. У долгоживущих ресурс определяется системой энергопита-
ния. После истечения гарантийного срока характеристики системы энергопитания значи-
тельно ухудшаются, и КА зачастую используются с ограничениями по целевому назначе-
нию. В связи с широким использованием в современных КА микроэлектроной аппаратуры и
большим САС важным фантором влияющим на долговечность бортовых систем становится
космическое ионизирующее излучение. Другим фактором влияющим на любой КА является
уровень технологии и культуры производства. Диапазоны разброса наработки на отказ
бортовой аппаратуры весьма значительны, что свидетельствует о недостаточном уровне
стабильности качества производства. Это приводит к преждевременному прекращению
функционирования КА. Для обеспечения необходимых велчин САС приходится прибегать к
резервирования бортовых систем и их элементной базы. Но и это не спасает от потерь
КА.
Телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ2», выведенный на орбиту в марте 2005г.,
имел САС 10 лет, но реально проработал на орбите четыре года. Хроника возникавших
неисправностей, приведшая к невозможности его эксплуатации такова:
7 апреля 2005г. в связи с ненормальной работой основного двигателя ориентации Д5
был осуществлен переход на резервный двигатель Д5Р. 14 апреля 2005г. то же случи-
лось с двигателем Д6. Управление ориентацией КА осуществлялось двигателями ориен-
тации Д1, Д2, Д3, Д4, Д5Р, Д6Р. Основные двигатели ориентации Д5 и Д6 остаются ог-
раниченно работоспособными.
В мае 2005г,, ноябре 2005г. и октябре 2006г. отмечались неполадки в работе (за-
нижение показаний) датчика температуры системы терморегулирования.
26 февраля 2007г. возникла аномальная ситуация с управлением режимами заряда ак-
кумуляторных батарей. Неисправность зафиксирована в релейно-коммутационных узлах
блока электронного регулирования, что привело к возникновению тока утечки.
7 сентября 2007г. произошел автоматический переход на вторые комплекты блока
управления двигателем (БУД2) и преобразователя «фаза-код» поворотного устройства СБ.
Наиболее вероятной причиной отказа БУД1 назван отказ электродвигателя, заключающий-
ся в возникновении повышенного трения в шарикоподшипниковой опоре вплоть до заклини-
вания вала электродвигателя.
29 декабря 2007г. зафиксирована аномалия в работе поворотного устройства СБ,
приведшая к невозможности в штатных режимах работы обеспечивать необходимую точ-
ность ориентации СБ при работе на БУД2. Причиной аномального поведения БУД 2 по
заключению специалистов стало нарушение электрического контакта вследствие развития
случайного дефекта пайки в процессе эксплуатации КА. В связи с аномальной работой
двух комплектов поворотного устройства СБ спрогнозировать период дальнейшего исполь-
зования КА стало невозможно.
25 августа 2008г. произошел отказ четвертого измерительного канала блока инерци-
альных гироскопов (ИК4 БИГ). 6 октября 2008г. отказ ИК3 БИГ. 16 октября 2008г.
отказ ИК1 БИГ. Штатная ориентация осуществлялась с использованием ИК2 БИГ.
8 марта 2009г. возникла новая нештатная ситуация в результате которой спутник
не мог быть использован по целевому назначению в полном объеме. 11 марта специалис-
там удалось восстановить работоспособность КА. Бесперебойную работу удавалось под-
держивать до мая 2008г. после чего в работе КА стали возникать длительные перерывы.
1 июля 2010г. в связи с тем, что КА «Экспресс АМ2» работал в нештатном режиме и был
непригоден для оказания услуг телерадиовещания было принято решение о прекращении
его эксплуатации.
Причиной выхода из строя КА были не только отказы техники. Так 29 марта 2006г.
перестал функционировать телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ11», запущенный
в апреле 2004г. Это привело к почти трехчасовому перерыву вещания центральных теле-
каналов на Дальнем Востоке. Причиной стало столкновение аппарата с космическим мусо-
ром в результате произошда разгерметизация жидкостного контура системы терморегули-
рования, КА от полученного динамического импульса потерял ориентацию и начал неконт-
ролируемое вращение связь со спутником была потеряна. Принятыми мерами аппарат был
сориентирован, однако его температурный режим стал приближаться к критическому, что
могло привести к полной потере спутника. В целях предотвращения разрушения спутника
в точке стояния на геостационарной орбите (образования космического мусора), что
приведло бы к невозможности использования данной точки в течении длительного време-
ни, 30 марта 2006г. «Экспресс-АМ11» был выведен на орбиту захоронения.
Имелись случаи благополучного преодоления последствий отказов бортовой аппара-
туры КА. 26 августа 2005г. с космодрома Плесецк РН «Рокот» вывела на орбиту высо-
той 550км. КА «Монитор-Э». Из-за отказа наземного оборудования радиолинии управле-
ния бортовой аппаратурой связь с КА сразу установить не удалось. Только через сутки
связь была восстановлена. Однако уже 18 октября из-за отказа одного из каналов ги-
роскопического измерителя вектора угловой скорости аппарат перешел в неориентирован-
ный режим полета. Вскоре эту проблему удалось решить, и уже 26 ноября с борта КА
были получены первые изображения земной поверхности. Работоспособность аппарата
была полностью восстановлена.
В постсоветское время космос в значительной мере «приватизировался» и поэтому
стал более открытым. С 1993г. коммерческую эксплуатацию РН «Протон» осуществляет
совместное предприятие «International Launch Services» (ILS), зарегистрированное в
США. Контрольный пакет принадлежит ГКНПЦ им. Хруничева. На октябрь 2011г. компанией
было осуществлено 72 запуска КА с использованием РН «Протон-К» и «Протон-М». Ком-
мерческую эксплуатацию РН «Днепр» осуществляет ЗАО Международная космическая компа-
ния «Космотрас», образованная в 1997г. Россией, Украиной и Казахстаном (России при-
надлежит 50% акций). Старты РН «Днепр» производятся как со стартовой площадки на
Байконуре, так и с пусковой базы «Ясный», расположенной в Оренбургской области (быв-
ший позиционный район Домбаровский). Произведено 12 запусков с Байконура (один неу-
дачный) и 5 с пусковой базы Ясный.
В 1995г. для реализации программы «Морской старт» был создан международный
консорциум Sea Launch Company (SLC). В него входят американская «Boeing Commercial
Space Company» (дочка «Боинга» владеющая 40 % капитала), российская РКК «Энергия»
(25 %), украинские КБ «Южное» (5 %) и ПО «Южмаш» (10 %), а также норвежская судо-
строительная компания Aker Kvrner (20 %). Программа предусматривала строительство
плавучего космодрома для пусков украинской РН «Зенит-3SL».
12 марта 2000г. при запуске РН «Зенит-3SL» (с КА «ICO-F1») с морской стартовой
платформы находившейся в экваториальной зоне Тихого океана на 471 сек. полета была
выдана команда АПП - аварийное прекращение полета. Ракета пролетела около 4200 км.
и ее 3-я ступень со спутником упали в океан в точке с координатами 25 град.ю.ш, 124
град.з.д. Комиссия по анализу причин аварии установила, что причиной аварии явилась
невыдача в процессе предстартовой подготовки команды на закрытие электропневмокла-
пана пневмосистемы 2-ой ступени РН прелназначенного для питания от наземного комп-
лекса автоматизированных систем управления подготовкой и пуском. В результате этого
из-за значительного стравливания газа из бортовых баллонов 2-ой ступени РН запуск и
работа рулевого двигателя 2-ой ступени РН проходила в нерасчетных условиях с после-
дующим несанкционированным прекращением работы рулевого двигателя. В руководстве по
предстартовой подготовке из-за ошибки разработчика такой команды предусмотрено не
было. В июне 2004г. по программе «Морской старт» был произведен пуск РН «Зенит-3SL»
с РБ ДМ которые должны были вывести на орбиту КА «Telstar-18». Двигатель РБ при
выдаче второго разгонного импульса выключился досрочно и КА остался на орбите с апо-
геем в 20 тыс.км. вместо 36 тыс.км. КА все же вывели на рабочую орбиту используя
собственные компоненты топлива, но это привело к сокращению срока эксплуатации КА.
30 января 2007г. по программе «Морской старт» была предпринята попытка запуска
РН «Зенит-3SL» с телекоммуникационным спутником NSS-8 на борту. В момент старта ра-
кета взорвалась. Никто из обслуживающего персонала не пострадал, сама стартовая
платформа серьезных повреждений не получила (мониторы контроля продолжали показы-
вать нормальную работу комплекса автоматизированных систем управления подготовкой и
пуском) и вернулась в порт своим ходом. Интересно, что трансляция пуска велась в
прямом эфире, но несмотря на это многие российские информационные агентства успели
сообщить «об успешном запуске РН «Зенит-3SL» с морского космодрома». Только через
несколько минут они сообщили об аварии. Комиссия установила, что авария РН «Зенит-
3SL» произошла из-за отказа двигателя 1-й ступени (российского) вследствие его воз-
горания в результате попадания металлической посторонней частицы в насос окислителя.
Поскольку двигатель сгорел, то точно установить, что это была за частица не удалось.
В ХХI веке в России аварийность судя по приведенной ТАБЛИЦЕ снизилась (по 1-2
проишествия в год за исключением 2005г.) однако это скорее связано не с повышением
надежности, а со снижением интенсивности запусков КА. Во второй половине 90-х гг.
прошлого века и первом десятилетии этого в год производилось 20-30 пусков (максимум
33) в то время как в 70-80-х гг. производилось 90-100 пусков. Очередной всплеск
аварийности пришелся на конец 2010г. С декабря 2010г. по август 2011г. в России
произошло 4 аварийных пуска РН которые привели к потере шести спутников. В декабре
РН «Протон-М» утопила в Тихом океане сразу три спутника «ГЛОНАСС-М». Причиной стал
перелив топлива в разгонный блок в результате траектория полета еще до отделения
разгонного блока ушла по тангажу на 8 градусов. Это привело к тому, что ракета выш-
ла на так называемую незамкнутую орбиту. Ущерб составил около 4 млрд.руб. (РН - 2,4
млрд.руб спутник - 1,6). В феврае 2011г. неудачей закончился запуск РН «Рокот» с
военным геодезическим спутником «Гео-ИК-2». Из-за отказа в системе управления раз-
гонного блока спутник не вышел на расчетную орбиту и спустя три месяца сгорел в ат-
мосфере. Стоимость спутника не разглашается, но по оценкам экспертов она составляет
не менее 1 млрд.руб. В августе сначала при запуске РН «Протон-М» со спутником связи
«Экспресс-АМ4» из-за ошибки в расчетах разворота гидростабилизированной платформы
РН спутник оказался на нерасчетной орбите и не мог использоваться по назначению.
Сумма ущерба не называется, но о ней можно судить по величине страховки - 7,4 млрд.
руб. В августе же из-за отказа РН «Союз-У» был потерян грузовой корабль «Прогресс-
М12М» направлявшийся к Международной Космической Станции. Отказ был вызван засоре-
нием тракта подачи горючего в газогенератор двигателя третьей ступени. Сумма ущерба
составила 1,5 млрд.руб.
Наверх
|