|
Советская лунная программа.
Первые лунные станции начали разрабатываться в ОКБ Королева с конца 1957г. и
уже в декабре 1957г. был готов эскизный проект аппаратов: Е-1 для выполнения задачи
попадания в лунный диск, Е-2 -облет и фотографирование Луны, Е-З - ядерный взрыв на
видимой стороне Луны (в некоторых источниках этот проект обозначается как Е-4). В
начале 1958г. академики С.Королев и М.Келдыш принесли в Политбюро ЦК КПСС проект
программы изучения Луны. От ядерного взрыва на Луне к этому времени уже отказались.
20 марта 1958г. вышло постановление Правительства и ЦК КПСС которое предусматривало
разработку на базе МБР Р-7 трёхступенчатой ракеты-носителя (РН) 8К72 «Луна» (иногда
встречается название «Восток-Л»), способной вывести космический аппарат (КА) на тра-
екторию полета к Луне и нескольких вариантов лунных КА. Обеспечение приоритета СССР
в исследовании Луны требовало создания РН и КА в максимально сжатые сроки. Эскизный
проект третьей ступени РН, названной блоком Е, был выпущен в 1958г. Блок Е (разгон-
ный блок) позволял разгонять до второй космической скорости КА массой до 450кг. Пер-
вые лунные станции выводились сразу на траекторию полёта к Луне, без выхода на орби-
ту спутника Земли поэтому блок Е включался один раз - сразу после выключения двига-
телей второй ступени.
Станции Е-1 конструктивно были подобны первому спутнику ПС-1, их корпус имел
сферическую форму (диаметром менее метра). В корпусе и на наружной поверхности КА
устанавливалась различная научная аппаратура (для исследования метеорных частиц,
магнитного поля Земли и Луны, излучения Солнца, космического излучений и связи).
Масса станции составляла 187кг. Кроме того научная аппаратура устанавливалась и на
блоке Е. Общая их масса составляла 361кг. Отделение станции от разгонного блока про-
исходило сразу после выключения двигателей пружинными толкателями. Третья ступень
так же выходила на траекторию полета к Луне и вместе со станцией падала на ее по-
верхность. В корпусе станции был установлен металлический шар диаметром 75см. состо-
явший из шестигранников (вымпелов) на части из них был изображен герб СССР, на дру-
гой части имелась надпись «СССР сентябрь 1958г.» Кроме того в корпусе станции и на
третьей ступени в специальном контейнере имелись алюминиевые ленточки с надписью.
«Союз Советских Социалистических Республик» с одной стороны, и гербом, месяцем и
годом запуска станции с другой стороны. Поскольку торможения станции перед прилуне-
нием не предусматривалось, то для обеспечения сохранности вымпелов внутри шара имел-
ся заряд взрывчатки, который подрывался при касании поверхности, при этом часть шес-
тигранных осколков приобретала скорость направленную противоположно направлению дви-
жения станции и скорость их падения гасилась (хотя бы частично). Вымпелы падали на
лунную поверхность не повреждаясь. Ленточки, скатанные в рулон, помещались а проч-
ную ампулу, заполненную жидкостью с плотность алюминия. Эта ампула помещалась в еще
одну менее прочную. При ударе первая ампула проходила через менее прочную, теряя
при этом часть своей кинетической энергии.
В целях экономии времени и затрат испытания РН 8К72 совместили с запуском пер-
вых лунных аппаратов. Первая попытка запуска станции Е-1 при помощи РН 8К72 пред-
принятая 23 сентября 1958г. завершилась взрывом РН на 87сек. Это был первый пуск РН
8К72. При повторном пуске 12 октября 1958г. ракета взорвалась на 104сек. полета.
Аварийная комиссия сумела в короткий срок выявить причины (резонансные колебания в
системе «силовая конструкция - двигательная установка») аварий и выработать реко-
мендации по их устранению. Однако и следующий полет 4 декабря 1958г. завершился на
245сек. На этот раз разрушился редуктор-мультипликатора привода насоса перекиси
водорода. Это привело к резкому падению тяги и ракета была подорвана по команде с
Земли. При очередном, четвертом пуске 2 января 1959г. все три ступени РН отработали
нормально, аппарат был выведен на гелиоцентрическую орбиту. Однако из-за ошибки во
времени выдачи команды на выключенме двигателя, переданнной с Земли по радиолинии,
станция 4 января прошла на расстоянии около 6000 км. от Луны и стала первым искус-
ственным спутником Солнца (орбита 147 млн.км. в перигелии и 198 млн.км. в афелии).
Такой результат тоже можно было считать успехом поскольку первый американский лун-
ный аппарат «Пионер-4» 4 марта 1959г. пролетел на расстоянии около 60000км. от Луны.
Сигналы со станции принимались до 5 января (удаление от Земли составяло около 600
тыс.км.) пока полностью не разрядились ее аккумуляторы. Станция получила название
«Луна-1» (в печати иногда именовалась «Мечта»). В ходе полета станции были получены
данные о интенсивности и составе космических лучей, излучении Солнца, о метеоритных
частицах.
В результате появившейся возможности увеличения полезной нагрузки РН в кон-
струкцию станции и блока Е были внесены небольшие изменения и она получила обозна-
чение Е-1А. Ее масса возпосла до 190кг. масса аппаратуры установленной на станчии и
блоке Е составила для 390кг. Дополнительно был установлен второй шар с вымпелами
диаметром 12см. Первая попытка запуска станции Е-1А была предпринята 18 июня 1959г.
и оказалась неудачной из-за отказа гирогоризонта. По команде с Земли ракету подор-
вали на 152 сек. полета. Следующую станцию Е-1А должны были запустить 6 сентября
1959г. но из-за сброса автоматики при подготовке старта пуск был отменен. Следующая
попытка запустить эту же станцию, предпринятая 8 сентября, тоже была неудачной из-
за возникших проблем с наддувом бака окислителя центрального блока. В результате не
удалось уложиться в стартовое окно. При пуске 9 сентября двигатели ракеты вышли на
промежуточную ступень однако команда «Главная» не прошла и ракету вновь сняли со
старта. На старт вывезли резервную ракету с аналогичной станцией и 12 сентября
1959г. она успешно стартовала. Система управления сработала на «отлично», обеспечив
необходимую скорость в конце активного участка траектории с точностью до нескольких
м/сек. а отклонение вектора скорости по направлению не превышало 0,1 град., что
обеспечило успех полета. 14 сентября 1959г. в 0 час.2 мин. 24 сек. по Московскому
времени КА достиг поверхности Луны в 800 км. севернее центра лунного диска. В сред-
ствах массовой информации было опубликовано сообщение о полёте станции «Луна-2»,
доставшей на Луну вымпелы с изображением Государственного герба СССР.
При подготовке к запускам аппаратов для съемки обратной стороны Луны (Е-2) бы-
ли проведены обширные исследования (под руководством академика М.Келдыша) возможных
траекторий облета Луны и анализ условий фотографирования. В результате было выясне-
но, что для получения изображения возможно большей части обратной стороны Луны необ-
ходимо проведение двух «фотосеансов»: весеннего с фотографированием до сближения и
осеннего с фотографированием после сближения. Осенние пуски были запланированы на
4-6 октября 1959г, весенние — на 15-17 апреля 1960г. Создавалось две станция Е-2А
для осеннего и Е-2Ф для весеннего полетов На первой станции было установлено фото-
телевизионное устройство (ФТУ) «Енисей-1» (созданное во Всесоюзном научно-исследова-
тельском институте телевидения в Ленинграде) с фотоаппаратом имевшем объективы с
фокусным расстоянием 200 и 500 мм., а на другой - его усовершенствованный вариант
«Енисей-2». Станция Е-2А должна была сфотографировать обратную сторону Луны в вер-
тикальных солнечных лучах (находясь на оси Солнце - Луна), а Е-2Ф при «косом» осве-
щении, что давало представление о рельефе отснятой поверхности. В остальном разли-
чий между станциями не было. Обе станции были выполнены из алюминиевого сплава в
виде цилиндра со сферическими днищами. На наружной поверхности устанавливались па-
нели солнечных батарей, жалюзи системы терморегулирования, антенны радиокомплекса,
иллюминаторы фотоаппаратов, датчики научной аппаратуры, датчики и микродвигатели
системы ориентации. Расположение солнечных батарей обеспечивало возможность полу-
чать ток необходимой величины на всей траектории неориентированного полета. Система
ориентации состояла из датчиков положения Солнца, датчиков положения Луны, датчиков
угловой скорости, микродвигателей, работающих на сжатом азоте и счётно-решающего
блока. Это была первая система активной ориентации КА (создана в НИИ-1 МАП под ру-
ководством Б.Раушенбаха).
4 октября 1959г. станция Е2А, получившая наименование «Луна-3, (вес 279кг.
а вместе с отработанной ступенью РН 1553кг.) была выведена на сильно вытянутую эл-
липтическую орбиту спутника Земли (апогей 480 тыс.км. перигей 47,5 тыс.км.). После
сближения с Луной на заданное расстояние была включена система ориентации. Фотогра-
фирование производилось в момент максимального сближения с Луной 7 октября с рас-
стояния 6200км. При этом аппарат находился в таком положении что в «кадр» попало
достаточное количество известных объектов видимой части, что позволило привязать
карту обратной стороны Луны к существующей координатной сетке. После проявления
пленки на борту станции, изображение должно было передаваться на Землю дважды – с
большого расстояния и при подлете к Земле. Вследствие большого расстояния при пер-
вом качество принятого изображения было плохим.Принятые картинки позволили лишь оп-
ределить некоторые элементы рельефа. На подлете к Земле, кпогда соотношение сигнал-
шум и соответственно качество принятой картинки, были бы значительно лучше устано-
вить связь со станцией не удалось. Совершив 11 оборотов вокруг Земли, аппарат 20
апреля вошел в земную атмосферу и сгорел. Интересно, что некий богатый французский
винодел объявил о награде в виде тысячи бутылок шампанского тому, кто покажет обрат-
ную сторону Луны. После полета «Луны-3» он обратился в советское посольство в Пари-
же с просьбой сообщить в чей адрес высылать шампанское. Посольство запросило МИД,
которое после долгих согласований назвало адрес президиума академии наук. Несколько
десятков бутылок все же попало на стол сотрудников Королевского КБ.
Попытка запуска станции Е-2Ф предпринятая 5 апреля 1960г. закончилась аварией
РН на участке выведения. 19 апреля 1960г. при повторной попытке у РН вскоре после
старта отвалился один из боковых блоков. В результате взрыва и последовавшего за
ним пожара были сильно повреждены стартовые сооружения космодрома.
С обозначениями лунных станций в различных источниках имеются разночтения. По
одним данным аппарат Е-2Ф после отказа от проекта ядерного взрыва на Луне получил
его обозначение (Е-3). Кроме того, якобы, он имел ФТУ с одним длиннофокусным объек-
тивом, разработанное в ОКБ МЭИ. Однако по другим данным аппарат такую аппаратуру
предполагалось установить на другой аппарат изначально имевший индекс Е-3 (аппарат
для доставки ядерного заряда имел индекс Е-4). Данная фототелевизионная аппаратура
допускала съемку в условиях когда оптическая ось фотоаппарата была направлена не
строго на Луну, а могла отклонятся от местной вертикали в пределах угла до 30 град.
Этот факт в некоторых источниках был неверное истолкован в результате чего в них со-
общалось о якобы полном отсутствии на аппаратах Е-3 системы ориентации. Запуск Это-
го варианта станции так и не был осуществлен.
Американцы получили первые снимки лунной поверхности 31 июля 1964г. в ходе по-
лета аппарата «Рейнджер-7». КА «Рейнджер» производили съемку во время свободного
падения на Луну (с высоты около 1600км. до нескольких сот метров) для чего они были
оснащены щестью телевизионными камерами. Поскольку в конце полета аппараты разбива-
лись о лунную поверхность то изображение сразу же передавалось на Землю по телекана-
лу. Были получены первые снимки луны с близкого расстояния. Все предыдущие запуски
были неудачными, однако «Рейнджер-4», запущенный 23 апреля 1962г., стал первым ис-
кусственным объектом, достигшим обратной стороны Луны. Вскоре после его запуска
вышла из строя бортовая радиоаппаратура. Управление аппаратом было потеряно и 26
апреля он попросту случайно упал на невидимую сторону Луны. Было осуществлено еще
два успещных полета аналогичных аппаратов «Рейнджер-8» и -9».
Проработка аппарата Е-5, предназначеавшегося для выхода на орбиту спутника Луны
началась чуть позднее первых лунных станций. Он создавался на базе Е-2, но вместо
ФТУ устанавливалась тормозная двигательая установка (ТДУ). Но поскольку главное в
«гонке преследования» было не достижение результата, а первенство, то после прова-
ла американской программы «Атлас-Эйбл», предусматривавшей вывод на орбиту спутника
Луны аппаратов «Пионер» (в 1959-60гг.), аппарат Е-5 стал не нужен. К тому же для
его запуска предполагалось использовать РН 8К73, но ОКБ Глушко не смогло своевремен-
но разработать двигатель для ее третьей ступени и в 1959г. работы по РН 8К73 и КА
Е-5 были прекращены.
Работа над новыми аппаратами для исследования Луны Е-6 и Е-7 начались в КБ Коро-
лева в 1958-59гг. Новые аппараты имели массу около 1600кг. и должны были в отличи
от аппаратов первого поколения выводиться сначала на околоземную орбиту (РН 8К78
«Молния»). После уточнения параметров орбитыЕе четвертая ступень РН (разгонный блок
Л) выводила станцию на траекторию полёта к Луне. Станция отделялась от разгонного
блока который после достижения апогея возвращался к Земле и сгорал в атмосфере. На
траектории полета осуществлялась коррекция и торможение в окололунном пространстве.
Аппарат Е-6 должен был осуществить мягкую посадку на Луну, а Е-7 предназначался для
выхода на окололунную орбиту. После передачи в 1965г. всех работ по лунной тематике
в КБ Машиностроительного завода имени Лавочкина (МЗЛ), там было принято решение не
разрабатывать отдельный проект искусственного спутника Луны, а использовать для
этого платформу Е-6. Аппараты предназначенные для посадки на поверхность Луны осу-
ществляли полет по так называемой траектории прямого попадания, когда посадка произ-
водилась без выхода на окололунную орбиту т.е. только на видимой стороне Луны. Для
аппататов предназначенных для выхода на орбиту схема полета была несколько видоиз-
менена. Точка «прицеливания» находилась не на лунном диске, а в окололунном прост-
ранстве куда аппарат выводился не с нулевой скоростью, а с эллиптической, необходи-
мой для выхода на орбиту спутника Луны (высота 350-1017км.). Поскольку при посадке
скорость необходимо было гасить практически до нуля, то масса топлива необходимого
для этого была больше, а масса полезного груза меньше чем в случае выхода на лунную
орбиту. Станция Е-6 могла доставить на поверхность Луны около 100 кг. полезного
груза, тогда как на орбиту доставлялось около 250кг. В качестве источников питания
на станции использовались химические аккумуляторы. Для выполнения коррекции траек-
тории и мягкой посадки станция была оснащена корректирующей тормозной двигательной
установкой (КТДУ) с запасом топлива 773кг., системой астроориентации «Юпитер» весом
312кг. (перед торможением эта система, размещенная в двух навесных отсеках, сбрасы-
валась для уменьшения массы) и радиовысотомером больших высот. На расстоянии около
250 тыс.км. от Земли с помощью системы «Юпитер» проводилась ориентация по Солнцу,
Луне и Земле после чего осуществлялась коррекция траектории. За 2 часа до посадки
вновь производилась ориентация станции, и на высоте 8700км. над поверхностью Луны
продольная ось станции направлялась по лунной вертикали. На высоте около 260м. ско-
рость гасилась с 2,6 км/сек. до нескольких м/с, и КТДУ переключалась на режим малой
тяги (работали только управляющие сопла КТДУ), выдвигался контактный щуп (длиной
5м.) после касания которым грунта производился отстрел спускаемого аппарата (СА),
который представлял собой герметичный контейнер сферической формы. На его вершине с
внешней стороны были установлены оптико-механическая телекамера (угол обзора 360
град. по горизонтали и 36град. по вертикали) и прибор для регистрации корпускуляр-
ного излучения. Посадочное устройство СА было выполнено в виде двух резиновых надув-
ных баллонов-амортизаторов (их наддув осуществлялся одновременно с работой КТДУ).
Примерно через 4 мин. после посадки амортизационная оболочка отбрасывалась, а так
как центр тяжести СА был смещён, то он автоматически устанавливалась в нужное поло-
жение (антенной вверх). Раскрывались четыре лепестковые антенны, которые дополни-
тельно выравнивали СА, нацеливая его на Землю. После этого включалась телекамера,
приборы и радиокомплекс.
Было произведено одиннадцать запусков РН «Молния» со станциями Е-6, все они бы-
ли неудачными. Первая станция стартовала 4 января 1963г. однако двигатель разгон-
ного блока Л не запустился. Станция вместе с РБ сгорела в атмосфере. Официально о
запуске, как всегда в таких случаях не сообщалось. Следующая станция также на орби-
ту не вышла (3 февраля 1963г.) из-за откаа в системе управления РН. Только третья
станция 2 апреля 1963г. была успешно выведена на траекторию полёта к Луне и получи-
ла название «Луна-4». Но из-за отказа системы астронавигации коррекция траектории
не удалась, и станция, пройдя на расстоянии 8,5тыс.км. от Луны, вернулась к Земле.
Следующий старт был осуществлен 21 марта 1964г. но из-за отказа третьей ступени РН
(не открылся главный кислородный клапан) станция на орбиту не вышла. Две следующие
станции Е-6 (20 апреля 1964г. и 12 марта 1965г.) были успешно выведены на околозем-
ную орбиту. Однако двигатель блока Л вновь не запустился, и старт к Луне не состо-
ялся. 10 апреля 1965г. из-за аварии третьей ступени (негерметичность системы надду-
ва баков горючего и окислителя) станция вновь не вышла на орбиту. 9 мая 1965г. стан-
ция была выведена на траекторию полёта к Луне и получила название «Луна-5». Однако
прои подготовке к посадке возникли проблемы с прогревом поплавковых гироскопов
из-за чего не прошел режим торможения, и станция разбилась. Станция получившая наз-
вание «Луна-6» успешно стартовала 8 июня 1965г. но 9 июня при проведении коррекции
двигатель КТДУ не выключился (из-за ошибки при выдаче команды) и работал до полной
выработки топлива. В результате станция вышла на нерасчетную траекторию и, пройдя
на расстоянии более 159 тыс.км. от Луны, стала спутником Солнца. Следующая Станция
Е-6 должна была стартовать 4 сентября 1965г, но из-за отказа системы регулирования
кажущейся скорости. ракету пришлось снять со стартового стола. Со второй попытки
4 октября 1965г, станция все же была успешно выведена на траекторию полёта к Луне и
получила название «Луна-7». На расстоянии 4000км. от Луны при начале торможения из-
за неправильной настройки оптического датчика поиска Земли включение двигателя на
торможение было заблокировано и 9 октября станция разбилась о поверхность Луны. Сле-
дующая станция стартовала 3 декабря 1965г. и получила название «Луна-8». Все шло
нормально, но при включении КТДУ началась закрутка станции (угловая скорость около
12 град/сек), В результате двигатель выключился, проработав всего 9 сек. вместо по-
ложенных 42 и станция разбилась. Закрутка началась после начала наддува резиновых
амортизаторов.
Весной 1965г. разработка межпланетных станций была передана в КБ МЗЛ, возглав-
ляемое Г.Н.Бабакиным. Здесь станция Е-6 была модернизирована (усилена прочность
оболочки амортизаторов, их наддув осуществлялся до запуска КТДУ на торможение), по-
лучив обозначение Е-6М. Всего было изготовлено три такие станции. Первая, построен-
ная в середине 1965г., предназначалась только для наземной отработки на полигоне.
Две другие успешно выполнили поставленную задачу. 3 февраля 1966г. станция «Луна-9»,
запушенная 31 января, приблизилась к Луне На расстояние 75км. и начала тормодение.
Через 48сек. СА станции весом 100 кг. (по другим данным 84кг.) совершил посадку в
Океане Бурь. Мягеой ее назвать нельзя поскольку вертикальная скорость составляла
около 20км/+час. Длительность активного существования аппарата на поверхности Луны
составила почти 47час. За это время было проведено 7 сеансов связи во время которых
передавалось панорамное изображение поверхности Луны и др научная информация. В про-
цессе работы станции произошло ее смещение (очевидно она немного съехала по склону
кратера). Это позволило провести съемку одного и того же участка под другим углом,
получив стереоскопическое изображение поверхности с близкого расстояния. «Луна-13»
стала вторым КА, совершивший посадку на Луну. Она была запущена 21 декабря 1966г. а
24 декабря ее СА прилунился в 400 км. от места посадки «Луны-9». На СА станции было
дополнительно установлено второе ФТУ (одно из них на этапе полёта к Луне вышло из
строя), устройство для определения прочности наружного слоя грунта, радиационный
плотномер, динамограф для регистрации перегрузок, возникающих при посадке, прибор
для измерения теплового потока от лунной поверхности, счетчики для регистрации кор-
пускулярного излучения. В результате вес СА достиг 116кг. (по другим данным 110кг.),
Связь со станцией поддерживалась до 28 декабря за это время было проведено 8 сеан-
сов связи, передано несколько панорам лунной поверхности.
Первой по настоящему мягкой посадкой на Луну (с помощью тормозных двигателей)
стало прилунение -- июня 1966г. американского аппарата «Сервейер-1». Было произ-
ведено пять успешных полетов аппаратов этой серии (при семи запусках). Аппараты
«Сервейер» совершали автоматическую посадку с использованием радара в системе управ-
ления. Главный тормозной двигатель (твердотопливный) включался радаром на расстоя-
нии около 100км. от места посадки. После окончания его работы на высоте 7,5км. он
сбрасывался. На конечном этапе снижения вертикальная скорость составляла около 5
м/сек. Масса аппарата при запуске составляла около 1т. а при посадке - 285кг. Аппа-
раты были оснащены двумя камерами для панорамного обзора местности, небольшим ков-
шом для рытья траншеи в грунте, а последние три еще прибором для определения элеме-
нтного состава грунта. Полеты «Сервейеров» внесли большой вклад в подготовку пило-
тируемых полетов.
Аппарат Е-6С предназначался для исследования Луны с орбиты ее искусственного
спутника. В марте 1966г. было запущенно два таких аппарата. Первый остался на около-
земной орбите и получил обозначение («Космос-111»). Второй стартовал 31 марта и 3
апреля вышел на орбиту вокруг Луны, став первым ее искусственным спутником. Он по-
лучил обозначение «Луна-10». Отличие аппаратов этой серии от Е-6М заключалось в том,
что вместо отстреливаемого СА был установлен отделяемый герметичный контейнер с при-
борами. Среди научных приборов были гамма-спектрометр для получения данных о хими-
ческом составе лунной поверхности, радиометр для изучения радиационной обстановки
вблизи Луны, аппаратура для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации ин-
фракрасного излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц, магнитометр
для исследования межпланетного магнитного поля, прибор для обнаружения рентгеновско-
го излучения Луны. Система ориентации отсутствовала. Через 20сек. после выключения
КТДУ контейнер, имевший вес 248 кг., отделялся от станции весившей к тому времени
около 850кг. (Сама станция также становилась спутником Луны). Стартовый вес станции
1582кг. Срок активного существования «Луны-10» составил 56 суток за это время было
проведено 219 сеансов связи. Связь со станцией прекратилась после истощения химичес-
ких источников тока. Аппарат просуществовал еще некоторое время после чего упал на
лунную поверхность. Хотя с полощью аппарата и были получены определенные научные
данные, но основной его задачей было опередить США на очередном этапе лунной гонки.
Американские аппараты предназначенные для исследования Луны с окололунной ор-
биты назывались «Лунар орбитер». В период с августа 1966г. по август 1967г. было
произведено семь запусков этих аппаратов пять из них успешно выполнили задачу. Мас-
са искусственного спутника Луны составляла около 390 кг.
Следующей модификацией аппаратов Е-6 стала станция Е-6ЛФ, предназначавшаяся
для фотографирования Луны с окололунной орбиты. Вместо отделяемого приборного кон-
тейнера на аппарате был установлен стационарный, что дало возможность использовать
КТДУ для ориентации и стабилизации станции при съемке лунной поверности. Система
управления была модиицирована и обеспечивала стабилизацию и ориентацию аппарата в
течение 3-х час. после выхода на орбиту вокруг Луны. Затем аппарат переводился в
режим «закрутки» и продолжал исследования. В программу полёта входило изучение хи-
мического состава лунной поверхности с помощью спектрофотометра, исследование грави-
тационного поля Луны, изучение микрометеоритной и радиационной обстановки в около-
лунном пространстве. Для выполнения основной задачи На станции были установлены два
ФТУ, высокого и низкого разрешения (фокусное расстояние объективов 500 и 110 мм.
соответственно), съемка которыми велась одновременно. Второе использовалось для
«привязки» к местности детальных изображений участков лунной поверхности. Запаса
пленки (28 кадров в первом и 14 во втором ФТУ) хватало на 64 мин. непрерывной съем-
ки за это время ствнция совершала примерно 1/3 оборота вокруг Луны. Разрешение
детальных снимков составляло 15-20м. Время передачи одного снимка по радиоканалу
составляло 17мин. Стартовый вес станции около 1630кг. после выхода на орбиту Луны -
1140кг. Были запущены две такие станции. «Луна-11», запущенная 24 августа 1966г.,
вышла на окололунную орбиту 27 августа. При этом включение КТДУ произошло примерно
на 5мин. раньше запланированного времени и станция заняла нерасчетное положение на
лунной орбите. В результате когда через 2 час. были включены ФТУ в их объективах
вместо Луны оказалось пустое космическое пространство. Тем не менее со станцией
было проведено 137 сеансов радиосвязи во время которых передавалась информация с
установленных на станции приборов. Связь со станцией была потеряна 1 октября, ско-
рее в всего из за разрядки аккумуляторных батарей. 22 октября была запущена «Луна-
12» которая вышла на орбиту спутника Луны 25 октября. Были включены оба ФТУ, прора-
ботавшие запланированные 64 мин. Станция проработала на орбите до 19 января 1967г.
(после чего связь прекратилась из-за разряда батарей). За это время было проведено
302 сеанса радиосвязи, в ходе которых были получены фотографии лунной поверхности и
показания установленных приборов.
Последней модификацией Е-6 был аппарат Е-6ЛС, предназначенный для отработки
элементов советской программы высадки космонавта на Луну (Изучались космические из-
лучения, условия прохождения и стабильность радиосигналов при нахождении аппарата в
разных точках лунной орбиты, проводилась юстировка наземных средств радиосвязи).
Было произведено 3 пуска РН с аппаратами этой серии. 16 мая 1967г. из за преждевре-
менного выключения двигателя разгонного блока аппарат («Космос-159») остался на
сильно вытянутой земной орбите (апогей - 60637км.). 7 февраля 1968г. он и вовсе не
вышел на орбиту из-за преждевременного выключения двигателей второй ступени (в ре-
зультате повышенного более чем в 2 раза расхода горючего оно просто закончилось).
Лишь последний пуск 7 апреля 1968г. увенчался успехом - аппарат «Луна-14» выполнил
задачу. Хотя станция была рассчитана на 30 суток работы, но она проработала в два
раза больше - 75 суток. За это время был проведен 271 сеанс связи.
В 20 июля 1965г. станция «Зонд-3» (весом 950кг.) сделала первые снимки обратной
стороны Луны высокого качества. 18 июля 1965г. аппарат был выведен РН «Молния» на
гелиоцентрическую орбиту которая была подобрана таким образом, чтобы при пролете
вблизи Луны объектив попали области не охваченные станцией «Луна-3». Всего было по-
лучено 25 снимков с расстояния 11600 - 9220 км. Затем аппарат по гелиоцентрической
орбите отправился к орбите Марса. Фотографирование Луны не было основной целью это-
го полета. «Зонд-3» принадлежал к серии аппаратов 3МВ, предназначенных для исследо-
вания Венеры и Марса и был запущен для отработки техники дальних космических полё-
тов и проверки работы системы дальней телевизионной связи и радиосвязи. С этой
целью он передавал снимки Луны с разных расстояний, вплоть до нескольких десятков
миллионов километров.
Аппараты Е-8, предназнаишиеся для доставки на Луну управляемого с Земли само-
ходного исследовательского аппарата 8ЕЛ, начали разрабатываться в ОКБ-1 еще в 1960г.
Поскольку имевшаяся в то время РН 8К78 могла доставить на Луну не более 100кг. по-
лезного груза, то в том же году началась разработка более мощной РН Н-2 (на базе
Н-1). После закрытия программы пилотируемых полетов и отказа от завершения разработ-
ки РН Н-1 было решено использовать РН УР-500 с дополнительной 4-й ступенью - разгон-
ным блоком Д (будующий «Протон-К»). Перелет к Луне осуществлялся по той же схеме
что и аппараты Е-6, но при этом для увеличения точности посадки была предусмотрена
коррекция не только на траектории полета к Луне, но и на лунной орбите. Сначала ап-
парат выходился на окололунную орбиту высотой около 100км. после чего проводились
две коррекции для снижения орбиты до высоты примерно 20км. и для коррекции плоскос-
ти орбиты. Стартовая масса аппаратов составляла около 5700кг. а после выхода на ор-
биту Луны 4100кг. На поверхность Луны доставлялось 1900кг. из которых 756кг. состав-
ляла масса самоходного аппарата. Он имел длину (с открытой солнечной батареей) 4,42
м., ширину 2,15 м., высоту 1,92м. Колёсная база составляла 1,7м., ширина колеи 1,6м.
Рассчетное время работы на поверхности Луны -3 месяца. Первая попытка запуска, пред-
принятая 19 евраля 1969г., закончилась неудачей. На 52сек. полета произошло разруше-
ние головного обтекателя его обломки пробили баки первой ступени, произошел контакт
самовоспламеняющихся компонентов топлива приведший к взрыву (см. видео на You Tube).
Второй пуск произведенный 10 ноября 1970г. был успешным, на траекторию полета к
Луне была выведена станция «Луна-17» с самоходным аппаратом, получившим наименова-
ние «Луноход-1». 15 ноября станция вышла на орбиту вокруг Луны и 17 ноября соверши-
ла мягкую посадку на ее поверхности. Впервые в мире на Луну был доставлен самоход-
ный аппарат. Он предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, косми-
ческого излучения на Луне, химического состава и физико-механических свойств грунта.
С помощью установленного на нем уголкового отражателя проводилось точное измерение
расстояния до Луны. Кроме того в ходе первых 3-х месяцев работы аппарата производил-
ся поиск места посадки по программе высадки человека на Луне. «Луноход-1» прорабо-
тал на Луне почти 10 месяцев вместо предполагавшихся трех. 15 сентября 1971г. после
окончания 11-го лунного дня аппарат был переведен в «спящее» состояние. С наступле-
нием ночи температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать (исчер-
пался ресурс изотопного источника тепла). По окончании лунной ночи (30 сентября)
аппарат на связь не вышел. За время работы «Луноход-1» проехал 10,5км. 8 января
1973г. на траекторию полета к Луне выведена станция «Луна-21» с «Луноходом-2». 12
января она вышла на орбиту спутника Луны и 15 января совершила мягкую посадку. 16
января новый луноход сошел на поверхность Луны и приступил к исследованиям. Он про-
работал до 22 апреля 1974г. за это время было пройдено более 36км. 8 мая после
окончания 4-й лунной ночи были предприняты попытки привети аппарат в рабочее состо-
яние, но оказалось что его системы в большинстве своем не функционируют и 20 мая
работа с аппаратом была прекращена.
Для доставки на Землю лунного грунта в КБ МЗЛ была создана модификация аппарата
Е-8, получившая обозначение Е-8-5. На унифицированную посадочную ступень, было ус-
тановлено грунтозаборное устройство (буровой станок) с механизмом выноса (штанга с
системой приводов). Кроме того для выбора места бурения были установлены два теле-
фотометра со светильниками. Посадочная ступень служила стартовой площадкой для воз-
вратной ракеты. В верхней ее части находился СА сферической формы массой 36кг, диа-
метром 50см. в котором имелся цилиндрический контейнер для лунного грунта. Из 8-ми
попыток запуска этих аппаратов, предпринятых с июня 1969г. по февраль 1972г. 6 за-
кончились неудачей. 14 июня 1969г. не запустился двигатель блока Д, станция не выш-
ла и сгорела в атмосфере. 13 июля 1969г. станция, получившая обозначение «Луна-15»,
была успешно выведена на траекторию полета к Луне. 18 июля она вышла на окололунную
орбиту. Рельеф предполагаемого района посадки точно известен не был и 21 июля при
посадке станция угодила в достаточно высокую гору и разбилась. Очередной старт 23
сентября 1969г. тоже был неудачен. Уже после выхода на околоземную орбиту при пов-
торном запуске двигателя блока Д (для старта к Луне), в баке не оказалось окислите-
ля, он весь вытек чкрез незакрый после первого включения разделительный клапан. Ап-
парат, получивший наименование «Космос-300», остался на низкой околоземной орбите и
через четыре дня по команде с Земли был затоплен в Тихом океане. 22 октября 1969г.
погибла следующая станция Е-8-5. Из-за отказа одного из блоков радиокомплекса к
моменту второго включения двигателя блока Д станция с разгонным блоком оказались
неправильно ориентированы в пространстве. В результате вместо выхода на траекторию
полета к Луне они вошли вошли в плотные слои атмосферы и сгорели. Аппарат получил
наименование «Космос-305». 6 февраля 1970г. очередная станция не вышла на орбиту
из-за отказа РН. При запуске двигателя второй ступени, в результате отказа сигна-
лизатора давления в камере сгорания одного из двигателей прошла команда на их отклю-
чение. 12 сентября 1970г. на траекторию полета к Луне была выведена «Луна-16» (типа
Е-8-5). 17 сентября она вышла на орбиту спутника Луны и 20 сенеября совершила посад-
ку на поверхности Луны с отклонением от расчетной точки около 1,5 км. После забора
грунта, 21 сентября стартовала возвратная ступень станции, а 24 сентября ее СА со-
вершил посадку в 80км. юго-восточнее г.Джезказган. На Землю было доставлено более
100гр. лунного грунта. 2 сентября 1971г. на траекторию полета к Луне была выведена
станция «Луна-18» (типа Е-8-5). 7 сентября она успешно вышла на орбиту спутника Лу-
ны. Первая коррекция прошла неудачно параметры предпосадочной орбиты сильно отлича-
лись от расчетных. 11 сентября была предпринята попытка посадки однако из-за нештат-
ной работы двигателя стабилизации, приведшей к перерасходу горючего, »мягкой» посад-
ки не получилось. Аппарат упал на поверхность Луны и разбился. 14 февраля 1972г. на
траекторию полета к Луне была выведена очередная станция типа Е-8-5, получившая
наименование «Луна-20». 18 февраля она вышла на орбиту спутника Луны, а 21 февраля
совершила посадку на ее поверхность. После прилунения был произведен забор лунного
грунта и 22 февраля в сторону Земли стартовала взлетная ступень станции. 25 февраля
ее СА доставил на Землю 55 г. лунного грунта. О еще одной попытке запуска станции
Е-8-5 сведений не найдено. Очевидно старт не состоялся по причине неполадок при на-
земной подготовке.
На базе станции Е-8 был разработан также тяжелый искусственный спутник Луны,
получивший обозначение Е-8ЛС. Он запускался дважды. 28 сентября 1971г. стартовала
«Луна-19» которая 3 октября вышла на орбиту спутника Луны. С помощью этого аппарата
было уточнено гравитационное поле Луны, измерено ее магнитное поле, получены фото-
графии лунной поверхности. 29 мая.1974г. к Луне отправилась «Луна-22». 2 июня она
стала спутником Луны. Программа полета была в основном та же что и у «Луны-19».
В начале 70-х годов была создана модификация станции для забора проб лунного
грунта Е-8-5М. Главным ее отличием было новое грунтозаборное устройство, жестко ус-
тановвленное на корпусе посадочной ступени. В процессе бурения грунт поступал в
гибкую трубку — грунтонос и удерживался в виде столбика. По окончании бурения грун-
тонос с грунтом наматывался на барабан, размещенный в специальном контейнере кото-
рый затем помещалсяя в СА возвратной ракеты. Максимальная глубина бурения составля-
ла 2,3м. Было запущено три станции E-8-5М, но только одна из них выполнила задачу.
Первый аппарат типа Е-8-5М, запущенный 28 ноября 1974г. получил обозначение «Луна-
23». Он успешно вышел на орбиту спутника Луны. 6 ноября 1974г. в заданное время
была включена двигательная установка для схода с орбиты. До высоты 400-600м. все
шло нормально, но когда прибор измеряющий дальность должен был перейти на другой
диапазон измерений, этого не произошло. В результате с высоты 130 м. прекратилось
измерение высоты полета и вертикальная скорость в момент посадки более чем вдвое
превысила допустимую (11 м/сек. вместо 5 м/сек.). Кроме того посадочная площадка
имела уклон 10-15 град. Аппарат опрокинулся на грунтозаборное устройство, оно было
повреждено кроме того произошла разгерметизация приборного отсека. Все же была пред-
принята попытка произвести забор грунта и подготовить возвратную ракету к старту,
но безрезультатно. 9 ноября работа со станцией была прекращена. 16 октября 1975г.
очередной запуск станции типа Е-8-5М закончился аварией РН. 9 августа 1976г. РН вы-
вела на траекторию полета к Луне станцию «Луна-24» (типа Е-8-5М). 14 августа она
вышла на орбиту спутника Луны и 18 августа совершила посадку. Через 15 мин. по ко-
манде с Земли было включено грунтозаборное устройство и произведен забор керна длин-
ной 225см. В связи с тем, что бурение проводилось с наклоном вертикальное заглубле-
ние составило около 2м. 22 августа СА станции «Луна-24» доставил на Землю (200км.
юго-восточнее Сургута) 170г. лунного грунта.
Параллельно с созданием автоматических станций для исследования Луны в СССР с
1961г. велись работы по программе пилотируемых полетов. К 1962г. был готов первый
эскизный проект ракетно-космического комплекса «Союз»» на базе ракеты-носителя Р-7А
(другой тогда просто не было) для облёта Луны (но не посадки) с экипажем из двух
человек. Из-за недостаточной грузоподьемности РН для осуществления полета к Луне не-
обходимо было четыре старта. Первая РН выводила на околоземную орбиту незаправлен-
ный разгонный блок (РБ) 9К для старта к Луне пилотируемого корабля 7К. Вторая и
третья РН выводили на орбиту танкеры-заправщики 11К которые автоматически стыкова-
лись с РБ 9К и производили его заправку горючим и окислителем. Затем выводился пило-
тируемый корабль 7К, осуществлявший стыковку с заправленным РБ 9К. В середине 1964г.
в связи с переориентацией пилотируемой программы на проекты УР500К-Л1 (пилотируемый
облет Луны) и Н1-Л3 (посадка на поверхность Луны) работы по лунному комплексу «Союз»
были прекращены. К этому времени проект корабля 7К уже был завершён. Был выпущен
основной комплект конструкторской документации и началось изготовление материальной
части. Чтобы не терять этого задела на базе корабля 7К был создан многоцелевой трех-
местный орбитальный корабль 7К-ОК (будущий «Союз») предназначенный для отработки
операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, перехода космонавтов из
корабля в корабль через открытый космос необходимых для программы полета на Луну.
Лунный корабль по программе УР500К-Л1 пакже имел очень много общего с Союзом (внеш-
не он отличался отсутствием орбитального отсека).
О начале реализации программы пилотируемых полетов на Луну (получившей наимено-
вание «Аполлон») президент Соединенных Штатов Д.Кеннеди объявил в мае 1961г. Для
поднятия престижа страны, проигравшей «гонку» за первый спутник и первого человека
в космосе, он был готов на огромные материальные затраты и призвал американский
народ объединиться вокруг идеи высадки человека на Луну к концу десятилетия. В ян-
варе 1962г. NASA опубликовало планы строительства РН «Сатурн-V», которая должна бы-
ла выводить на траекторию полета к Луне полезную нагрузку массой в 41т. Малоизвест-
но, что в сентябре 1963г. выступая в ООН, Кеннеди призвал Советский Союз объединить
усилия в реализации планов высадки человека на Луне. 25 октября 1963г. Н.С.Хрущев
так прокомментировал в печати предложение мамериканского президента. По его словам
слетать на Луну было бы «очень интересно», но хотя советские сученые и работают над
этой проблемой в настоящий момент планов высадки человека на луне у СССР нет потому
что, в отличие от «людоедской» Америки, мы не станем посылать людей на Луну без тща-
тельной подготовки. «Посмотрим, — сказал Хрущев,— как они долетят дотуда, как сядут
на Луну, а самое главное, как взлетят с нее и как вернутся домой. Мы же примем во
внимание их опыт». Похоже, что именно программа «Сатурн V - Аполлон» подтолкнула
советское руководство к решению заняться своей программой высадки на Луну (програм-
мы «Союз» и УР500К-Л1 предусматривали только облет Луны). КБ Королева, Янгеля и
Челомея получили задания дать предложения по разработке проекта высадки чловека на
Луне. В результате был выбран проект КБ Королева одним из оснований такого выбора
было то, что проект (получивший наименование Н1-ЛЗ) предусматривал использование РН
Н-1 разработка которой велась уже несколько лет. Изначально РН Н-1 предназначалась
для запуска орбитальной станции весом 75т. Ракету несколько доработали - на первой
ступени установили 30 двигателей вместо 24, стартовая масса выросла с 2200 до 3000т.
Но все равно по массе полезного груза доставляемого на земную орбиту она уступала
«Сатурну-V» (90т. против 140). Н1 состояла из пяти блоков - А, Б, В, Г, Д. Первые
три предназначались для вывода верхних ступеней на околоземную орбиту, блок Г являл-
ся разгонным, блок Д предназначался для торможения у Луны 15-тонного лунного кораб-
ля ЛЗ. В 1965г. была сформирована и приступила к тренировкам группа «лунных» космо-
навтов, которая сначала начала готовиться к полетам по программе УР500К-Л1, а затем
и по программе Н1-Л3.
Одним из альтернативных проектов был Челомеевский проект УР700-ЛК700. РН УР-700
при стартовой массе более 4500т. доставляла на низкую опорную орбиту лунный корабль
ЛК-700 массой 151т. Длина РН (вместе с ЛК-700) составляла около 75м. Проект оста-
новился на этапе создания уменьшенных моделей, РН на которых производились статичес-
кие, динамические и гидравлические испытания. Был разработан и доведен до экспери-
ментальных моделей базовый двигатель первой ступени (РД-270). 16 ноября 1966г. про-
был представлен комиссии, возглавляемой Келдышем и, хотя Глушко п оддерживал его,
был отвергнут поскольку первый полет планировался не ранее 1973г. Отличительной осо-
бенностью проекта была прямая посадка на Луну. КА выводился на траекторию прямого
попадания видимый диск Луны (практически в любую его точку) в то время как проекты
с использованием лунных орбитальных аппаратов, накладывали ограничения на выбор мес-
та посадки наклонением своей орбиты. Посадка и взлет в этом случае также происходи-
ли без сложных операций по переходу космонавтов и стыковке-расстыковке. Орбитальная
схема накладывала ограничение и на время старта с поверхности Луны отклонение от ко-
торого могло оказаться катастрофическим. Схема прямой посадки для того времени была
более простой, и, следовательно, надёжной.
В США с 28 мая 1964г. по 30 июля 1965г. с помощью РН «Сатурн-I» уже были осу-
ществлены пять запусков на земную орбиту макетов основного блока (без лунного мо-
дуля) КК «Аполлон».
В рамках программы УР500К-Л1 в ОКБ Королева велись работы по созданию двух-
местного корабля 7К-Л1 (11Ф91). Ракета УР-500К («Протон-к») разрабатывалась в КБ
Челомея. Программой УР500К-Л1 предусматривалось сначала осуществить 10 полетов бес-
пилотного варианта корабля 7К-Л1 и лишь 11-й должен был стать пилотируемым. В отли-
чии от программы «Апполон» советский лунный корабль не выходил на орбиту спутника
Луны (поскольку не имел запаса топлива необходимого для торможения и последующего
разгона). Облет Луны осуществлялся по «пролетной» траектории - используя гравитаци-
онное поле Луны аппарат без затрат топлива переводился на траекторию возвращения к
Земле. Расстояние на которое аппарат приближался к Луне, около 2000км., не позволя-
ло получить какие либо новые, интересные научные донные - проект носил сугубо прес-
тижный характер). При возвращении на Землю для гашения второй космической скорости
применялся так называемый «двухнырковый» маневр. Первый вход в атмосферу осуществ-
лялся над южным полушарием Земли, при этом за счет аэродинамических сил СА вновь
поднимался в космос, а его скорость уменьшалась до суборбитальной. Повторный вход в
атмосферу проходил уже над территорией Советского Союза. Чтобы обогнать США пилоти-
руемый полет планировался на июль 1967г. Однако из-за скудности финансирования, не-
достаточности проектных и производственных мощностей и другим причинам первый КК
серии 7К-Л1 был запущен лишь 10 марта 1967г. При этом из-за неполадок в системе
управления разгонного блока Д корабль вышел на нерасчетную орбиту с перигеем в плот-
ных слоях атмосферы где и сгорел на второй день. По другим данным аппарат был успеш-
но разогнан до второй космической скорости и ушел с земной орбиты, но поскольку это
был лишь макет станции, то управление им не предусматривалось и программа полета на
этом была завершена. Поскольку аппарат получил наименование «Космос-146» эта версия
представляется ошибочной. В том же году были предприняты еще три попытки запуска
беспилотного 7К-Л1 к Луне. 8 апреля отказ в системе управления блока Д привел к не-
возможности запуска его двигатель и КА остался на орбите Земли и полусил наименова-
ние Космос-154»). Два других вовсе не вышли на орбиту. 27 сентября 1967г. отказал
один из шести двигателей 1-й ступени (ракета была подорвана на 67-й сек. полёта), а
22 ноября из-за разрушения сопла не набрал необходимой тяги один из четырех двигате-
лей 2-й ступени (ракета была подорвана на 130сек. полета). В обоих случаях система
аварийного спасения (САС) сработала успешно, отведя СА от аварийной ракеты после че-
го он совершил посадку. 2 марта 1968г. был осуществлен успешный пуск РН «Протон-К»,
которая вывела на траекторию полета к Луне беспилотный КК 7К-Л1, получивший назва-
ние «Зонд-4». 5 марта 1968г. он совершил облет Луны и перешел на траекторию возвра-
щения к Земле. 7 марта 1968г. при возвращении корабля на Землю не удалось осущест-
вить двухнырковый маневр входа в атмосферу. Корабль вошел в атмосферу с большими
перегрузками (до 20g) и должен был совершить посадку в Атлантическом океане, где
не было наших поисковых кораблей, поэтому по команде из Центра управления полетом
СА «Зонда» был подорван. Во время полета «Зонда-4» Попович и Севастьянов находились
в Центре управления полетом в Евпатории, в изолированном бункере, из которого тече-
ние 6-ти суток вели переговоры с ЦУПом через ретранслятор «Зонда-4», имитируя полет
к Луне. Американцы, перехватив эти переговоры, решили что советские космонавты ле-
тят к Луне. Но вскоре все разъяснилось. К тому времени из группы космонавтов, гото-
вившихся по программе УР500К-Л1, сформировали три экипажа: А.Леонов и О.Макаров;
В.Быковский и Н.Рукавишников; П.Попович и В.Севастьянов (основной экипаж не назна-
чался).
В США в 1966-68гг. при помощи РН «Сатурн-1В» было осуществлено 4 испытательных
полета отдельных блоков КК «Аполлон» (по баллистической траектории и с выходом на
орбиту. Первый испытательный пуск РН «Сатурн-V» был осуществлен 9 ноября 1967г. при
этом РН вывела на баллистическую траекторию основной блок КК «Аполлон» (для провер-
ки СА при входе в атмосферу со скоростью 11км/сек.). Второй пуск «Сатурна-V» был
осуществлен 4 апреля 1968г. а 11 октября 1968г. на орбиту был выведен первый пило-
тируемый КК «Аполлон-7» представлявший собой основной блок КК «Аполлон» без лун-
ного модуля. В одиннадцатидневном орбитальном полёте были проведены его комплексные
испытания.
Следующие два пуска КК 7К-Л1 22 апреля 1968г. и 21 июля 1968г. закончились неу-
дачей. В апреле произошло короткое замыкание в системе активации САС и на 260сек.
полёта она отключила двигатели второй ступени РН и увела СА от РН. По другим данным
САС сработала из-за отказа в системе управлеия который привел к недопустимому враще-
нию по крену. В июле у ракеты, установленной на старте, из-за перенаддува бака окис-
лителя разгоннго блока произошло его разрушение. Корабль 7К-Л1 упал на несколько
метров вниз, застряв на площадке фермы обслуживания. при авариитри человека погибло
три человека. 14 сентября 1968г. РН «Протон-К» вывела на траекторию полета к Луне
очередной КК «Зонд-5» на борту которого находились биологические объекты: черепахи,
плодовые мушки, черви, растения, бактерии. 18 сентября «Зонд-5» совершил облет Луны,
пройдя на расстоянии 1960км. от ее поверхности. С расстояния 90 тыс.км. была произ-
ведена съемка Земли с высоким разрешением. 21 сентября СА «Зонда» приводнился в Ин-
дийском океане и был подобран советскими военными кораблями. Впервые в мире автома-
тическая станция, облетев Луну, успешно возвратилась на Землю. Однако как и в пре-
дыдущем случае произошел отказ в системе управления и корабль вошел в атмосферу по
баллистической траектории. Перегрузки при спуске достигали 20g. Однако черепахи ос-
тались живы хотя и потеряли за время полета до 10% массы тела. 10 ноября стартовал
«Зонд-6», совершивший успешный полет к Луне и обратно. Корабль прошел на расстоянии
2420км. от поверхности Луны. В ходе пролета были сделаны фотографии видимой и об-
ратной сторон Луны. 17 ноября СА корабля приземлился на территории СССР. Однако
полностью успешным и этот полет назвать нельзя. При посадке на высоте нескольких
километров произошел отстрел парашюта и СА врезался в землю, разбившись в лепешку.
Однако не это стало бы причиной гибели экипажа если бы это был пилотируемый полет.
Еще на траекториии возврата к Земле произошла разгерметизация СА.
Из-за преследовавших программу УР500К-Л1 неудач, запуск первого пилотируемого
корабля все время откладывался (прежде должны были быть осуществлены три подряд
полностью успешных полета беспилотного аппарата). Стало ясно, что США могут опере-
дить СССР в первом пилотируемом полете к Луне. 7 декабря 1968г. открывалось окно
для запуска корабля к Луне его и намеревальсь использовать американцы для запуска
своего пилотируемого корабля с целью облета Луны. космонавты трех «лунных» экипажей
написали письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно,
обосновывая свое решение тем, что пребывание космонавтов на борту корабля повысит
надежность полета. Имеются данные что решение о первом пилотируемом полете корабля
7К-Л1 было принято. Старт должен был состояться 8 декабря. В первых числах декабря
космонавты вылетели на Байконур и находились там в полной готовности к старту. РН
«Протон» с кораблем была установлена на стартовой площадке. При подготовке к пуску
возник ряд проблем с РН и прежде чем они были решены окно для запуска закрылось. В
результате американцы первыми совершили облет Луны, а советские космонавты остались
живы.
21 декабря 1968г. при третьем старте РН «Сатурн-V» на траекторию полета к Луне
был выведен КК «Аполлон-8» (без лунного модуля) с тремя астронавтами на борту. 24
декабря он вышел на окололунную орбиту и, совершив 10 витков, перешел на траекторию
полета к Земле. 27 декабря астронавты благополучно приводнились в Тихом океане. Пер-
вый этап «лунной» гонки СССР проиграл. Интересно, что первоначально «Аполлон-8»
должен был остаться на земной орбите и на ней имитировать все режимы работы при по-
лёте к Луне, Лишь в следующем полете предполагалолсь совершить пилотируемый облёт
Луны. Но опасения что Советский Союз обгонит США и первым пошлет к Луне пилотируе-
мый корабль заставила руководителей проекта переставить полёты, несмотря на то, что
лунный модуль ещё не был готов. 3 марта 1969г. при четвертом пуске РН «Сатурн-V» на
орбиту спутника Земли был выведен пилотируемый КК «Аполлон-9» в полном составе (с
лунным модклем). В этом полете были осуществлены отделение лунного модуля, его ав-
тономный полет, обратная стыковка, после чего была произведена посадка на Землю. 18
мая 1969г. при пятом запуске РН «Сатурна-V» на окололунную орбиту был доставлен КК
«Аполлон-10» с экипажем. Лунный модуль корабля отделился от основного блока, была
проведена имитация его посадки на поверхность Луны с последующей встречей и стыков-
кой взлетного модуля с основным блоком, переходом астронавтов в спускаемый аппарат.
После чего они возвратились на Землю.
После полета «Аполлона-8» программа УР500К-Л1 потеряла смысл, однако полеты
автоматических кораблей продолжались поскольку раз уж они были построены то их необ-
ходимо было использовать. 20 января 1969г. попытка очередного запуска беспилотного
КК 7К-Л1 закончилась аварийно из-за отказа одного из двигателей второй ступени. 8
августа 1969г. и 20 октября 1970г. были успешно запущены «Зонд-7» и «Зонд-8», кото-
рые совершили облет Луны, а их СА благополучно вернулись к Землю. 28 ноября 1969г.
РН «Протон-К» должна была вывести на околоземную орбиту КК 7К-Л1, доработанный для
испытаний разгонного блока. На корабле установили телекамеры для наблюдения за ра-
ботой разгонного блока и он получил обозначение 7К-Л1Е. Пуск закончился аварией РН.
Эти испытания были проведены только через год. 2 декабря 1970г. РН «Протон-К» выве-
ла на околоземную орбиту КК 7К-Л1Е («Космос-382»), который выполнил ряд маневров,
имитирующих разгон к Луне и выход на окололунную орбиту. Только после этого про-
грамма была окончательно закрыта.
Все силы были сосредоточены на программе Н1-ЛЗ. К полету готовились экипажи:
Леонов и Макаров, Быковский и Рукавишников. Леонову или Быковскому предстоял выход
на поверхность Луны. Программа Н1-Л3 предусматривала вывод на орбиту Луны связки
состоящей и корабля Л3 и пятой ступени РН Н-1 (тормозного блока Д). Корабль Л3 сос-
тоял из лунного орбитального корабля - ЛОК (11Ф93) весом 9,85т. и лунного корабля -
ЛК (11Ф94) весом 5,56т. (см рисунки ниже). На лунной орбите один из космонавтов,
Лунный орбитальный корабль: 1 -спускаемый аппарат, 2 -бытовой отсек, 3 -стыковочный узел, 4 -
отсек двигателей ориентации и причаливания, 5 -двигатели причаливания, 6 -агрегатный отсек,
7 -энергетический отсек, 8 -двигатели ориентации, 9 -ракетный блок И, 10 -приборный отсек.
Лунный корабль: 1 -посадочный агрегат, 2 -ракетный блок Е, 3 -кабина космонавта, 4 -блоки
системы жизнедеятельности, 5 -прибор наблюдения при посадке, 6 -блок двигателей ориентации,
7 -радиатор системы терморегулирования, 8 -стыковочный узел, 9 -датчик прицеливания, 10 -
юстировочные датчики, 11 -приборный отсек, 12 -телевизионная камера, 13 -всенаправленные
антенны, 14 -источники питания, 15 -опорная стойка с амортизатором, 16 -подкос с амортиза-
тором, 17 -посадочный радиолокатор, 18 -навесной приборный отсек, 19 -слабонаправленные ан-
тенны, 20 -антенны системы сближения, 21 -телевизионные антенны, 22 -двигатель прижатия,
23 -основной двигатель, 24-отражатель, 25-резервный двигатель.
через открытый космос (используя бытовой отсек как шлюзовую камеру) переходил в ЛК.
Это существенное отличие нашего проекта от американского, которые использовали для
перехода герметичный тоннель, было вызвано недостаточной грузоподъемностью РН Н1.
По той же причине посадочный модуль был ощутимо меньше и легче американского (в нем
находился один космонавт и меньше научной аппаратуры). После отстыковки ЛК он тормо-
зился блоком Д, отстыковывался от него и осуществлял мягкую посадку при помощи соб-
ственной двигательной установки (блок Е) в ручном режиме (космонавт самостоятельно
выбирал место посадки, используя специальный иллюминатор). По завершении программы
работ ЛК стартовал к оставшемуся на орбите ЛОКу. После стыковки космонавт переходил
в орбитальный корабль который стартовал к Земле. Для отработки перехода из корабля
в корабль через открытый космос использовали орбитальный КК «Союз» (7К-ОК), имевший
практически идентичный СА. Ещё на этапе проектирования было утверждено, что первые
пуски «Союзов» должны быть посвящены именно стыковке и переходу космонавтов. Но уже
тогда было ясно, что ранее 1967г. пилотируемый «Союз» не стартует. Паузу между по-
лётами решили заполнить дополнительными пусками четырех «Восходов». Это решение
оказало свое отрицательное влияние на советскую лунную программу поскольку у ОКБ-1
недоставало сил для одновременной отработки «Восходов» и «Союзов» (в итоге «Восход-
3» так и не полетел, а «лунная гонка» была проиграна). Именно спешка с запуском пер-
вого пилотируемого «Союза» привела к гибели его испытателя Комарова В.Н. (подробнее
читайте на странице Космические аварии).
Первый запуск лунной РН Н-1 был осуществлен только 21 февраля 1969г. Несмотря
на то что это был испытательный запуск, в качестве полезной нагрузки был установлен
автоматический корабль 7К-Л1С (11Ф92 - модификация 7К-Л1), предназначенный для фото-
графирования предполагаемых районов посадок ЛК орбиту Луны. На 70-й сек. полета (на
высоте 12км.) в результате пожара в хвостовом отсеке РН взорвалась и упала в 52км.
от старта. Вторая попытка запуска Н-1 с тем же кораблем и макетным ЛК (11Ф94) была
предпринята 3 июля 1969г. Ракета успела подняться только на 200м. когда произошло
разрушение насоса окислителя одного из двигателей. На 15-й сек. полета сработала
система аварийного спасения, СА отделился от носителя и благополучно приземлился.
РН упала на место старта, полностью разрушив стартовый комплекс.
21 июля 1969г. в США стартовал КК «Аполлон-11», и 24 июля американские астро-
навты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин впервые в истории человечества высадились на
поверхность Луны. Это в значительной степени предопределило судьбу пилотируемых по-
летов по программе Н1-Л3. Кроме того доработка РН Н-1 и восстановление стартового
комплекса требовали достаточно много времени. Поэтому вскоре подготовку космонавтов
для лунных полетов прекратили, экипажи расформировали, а космонавтов перевели на
другие программы.
Третий пуск с макетами ЛОК (11Ф93) и ЛК (11Ф94) проведён 27 июня 1971г. Все 30
двигателей блока А вышли на режим сначала предварительной а затем и главной ступе-
ней тяги. Однако в результате возникновения нерасчетного момента по крену ракету
стало поворачивать вокруг продольной оси (рулевые сопла не справлялись с таким воз-
мущающим моментом), и ракета была подорвана на 51-й сек. полета, когда угол поворо-
та достиг 200 град. Ракета упала в 16км. от старта образовав воронку диаметром 45
и глубиной 15м. 23 ноября 1972г. был произведен последний четвертый пуск РН Н1 (зна-
чительно доработанной) с беспилотным ЛОК и макетом ЛК. До 108 сек. полет проходил
без замечаний. На высоте 40км.за 7сек. до разделения первой и второй ступеней прои-
зошло разрушение насоса окислителя одного из двигателей, которое привело к ликвида-
ции ракеты. Автономные испытаеия прототипа лунного корабля (Т2К) весом 7,5 т. про-
ходили более успешно поскольку для его запуска использовалась ракета «Союз-Л». Пер-
вые испытания Т2К на околоземной орбите были проведены 24 ноября 1970г. Аппарат
получил наименование «Космос-379». На четвертый день полета (время полета до Луны и
пребывания на ее орбите) был включен ЖРД блока Е, имитируя зависание корабля над
лунной поверхностью. Еще через четверо суток (срок пребывания на Луне) было сброше-
но посадочное устройство и включен двигатель блока «Е», имитируя выход ЛК на около-
лунную орбиту. После этого аппарат некоторое время находился в режиме стабилизации,
имитируя манёвры сближения и стыковки с ЛОК. Испытания прошли успешно. 26 февраля
1971г. был запущен КА «Космос-398» официальная цель - исследование верхних слоев
атмосферы и космического пространства. На самом деле это был лунный посадочный аппа-
рат - Т2К. На околоземной орбите проводились его испытания по программе полета ана-
логичной «Космосу-379». Последние испытания Т2К было проведено 12 августа 1971г.
(«Космос-434»).
В 1974г. были завершены работы по доведению РН она получила индекс Н1Ф. Старт
с беспилотными ЛОК (11Ф93) и ЛК (11Ф94) намечался на август 1974г. Программа полета
предусматривала автоматическую посадку на Луну с последующим возвращением на Землю.
В 1975г. должен был стартовать беспилотный корабль посадочная ступень которого дол-
жна была остаться на Луне как резерв для следующего пилотируемого полета. Всего
планировалось шесть лунных экспедиций. Однако «лунная гонка» была уже проиграна, и
назначенный в мае 1974г. генеральным конструктором советской космической программы
и руководителем НПО «Энергия» академик Глушко не стал отстаивать продолжение прог-
раммы Н1-ЛЗ, Возможно потому что продвигал свой проект пилотируемых полётов на Луну
(«Вулкан»-ЛЭК с использованием разработанной в его КБ новой сверхтяжёлой РН), но и
этот проект не был реализован. Не нашли поддержки и предложения по новому комплексу
Н1Ф-Л3М для обеспечения к концу 70-х долговременных экспедиций на Луну и сооружения
на её поверхности лунной базы (проект «Звезда»). 15 мая 1974г. было принято поста-
новление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о прекращении всех работ по осуществлению
пилотируемых полетов на Луну.
Работа по проекту «Звезда» начались еще в 1962г. когда Королев поручил ГСКБ
«Спецмаш», которым руководил академик В.Бармин, разработать проект лунной базы. В
документах ГСКБ «Спецмаш» проект проходил под обозначением «ДЛБ» (долговременная
лунная база). База на 9-12 человек должна была состоять из 9 типовых блоков цилинд-
рической формы длиной 8,6м. диаметром 3,3м и массой 18т. (командный пункт, научная
лаборатория, хранилище, мастерская, медпункт со спортзалом, камбуз со столовой и 3
жилых помещения). На Луну блок доставлялся в сложенном гармошкой виде (длиной 4,5м.)
после подачи в него воздуха, стенки блока расправлялись, приобретая размер 8,6м.
Опытный образец одного из таких блоков использовался в 1967г. в экспериментах по
длительному пребыванию в замкнутой среде. Работа заняла около десяти лет и к 1971г.
эскизный проект был готов. Были разработаны детальные чертежи, а также изготовлены
макеты обитаемых модулей и экспедиционных транспортных средств. Но реализация про-
екта зависела от работ по РН Н-1 и после прекращения работ по носителю работы над
проектом «звезда также были прекращены.
В заключении надо сказать, что американская программа таже проходила не без
аварий. Так во время наземных испытаний на стартовом комплексе корабля, получившего
наименование «Аполлон-1», возник пожар в результате которого погибли три астронавта
— В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи. То, что у американцев аварий было меньше в какой
-то степени объясняется наличием более развитой испытательной базы, которая позволи-
ла американцам провести очень большой объем наземных испытаний отдельных узлов и
агрегатов РН «Сатурн-5» и безаварийно провести все испытательные и пилотируемые
запуски. Отсутствие в СССР достаточно мощных двигателей потребовало установки на РН
Н1 большего числа (30 на 1-й ступени) менее мощных, что усложнило конструкцию и тре-
бовало большого объема наземных испытаний. В СССР же все РН по традиции «доводили»
методом пуска и последующего устранения причин выявленных неисправностей, Для кон-
струкции таких размеров и сложности этот путь оказался слишком долгим и дорогостоя-
щим.
Наверх
|