РН КБ Королева Освоение космоса Главная
КАРТА САЙТА
ПЕРВЫЕ  СПУТНИКИ
МАЛЫЕ    КА
ИСЗ  СВЯЗИ И  НАВИГАЦИИ
РН  КБ  ЧЕЛОМЕЯ
РН  КБ  ЯНГЕЛЯ
РН  ДРУГИХ  КБ
МНОГОРАЗОВЫЕ СИСТЕМЫ
КОСМОДРОМЫ
ПОЛЕТЫ  СОБАК
КОСМИЧЕСКИЕ АВАРИИ
ЛУННАЯ  ПРОГРАММА
        РН Н-1Ф
    РН "Спутник"

    РН "Восток"
    РН "Молния"

        РН "Союз-2"

    РН "Союз-ФГ"
    РН "Энергия"    ВКС "Буран"

          Ракеты-носители созданные в КБ Королева


                               РН  H1
    H1 (11А52) — РН сверхтяжёлого класса разрабатывалась с середины 1960—х в ОКБ-1
под  руководством С.Королёва, Предназначалась  для  вывода на  околоземную  орбиту
полезной нагрузки 75т.  Изначально с  помощью Н1 предполагалось осуществить сборку
межпланетного корабля для полётов к Венере и Марсу. С началом осуществления  в США
«лунной программы» Н1 стала рассматриваться как носитель  лунного корабля Л3.  Все
четыре испытательных запуска Н1 закончились аварией на этапе работы первой ступени.
Пуски  Н1 производились  с площадки № 110  (с двумя стартовыми столами) космодрома
Байконур.  23 ноября 1972г. был произведен последний четвертый пуск РН Н1 с беспи-
лотным лунным  орбитальным кораблем 7К-ЛОК (11Ф93) и  макетом лунного  посадочного
корабля Т2К-ЛК (11Ф94) комплекса Л3. Ракета, стартовавшая в этом пуске, претерпела
значительные изменения, направленные на устранение выявленных недостатков и увели-
чение массы выводимого полезного груза, и получила название Н1Ф. После вновь прове-
денных доводочных работ очередной пуск носителя Н1Ф со штатными беспилотным лунным
кораблем  намечался  на август  1974г.  Программа  предусматривала  полет к Луне и
обратно. Но в 1974г. советская пилотируемая лунная программа была закрыта и работы
по Н1 прекратились.  Два уже изготовленных  экземпляра и задел еще  на 2 носителея
были уничтожены, а 150 изготовленных  двигателей НК-33 и НК-44 в КБ Кузнецова уда-
лось сохранить до конца XX века, когда, благодаря  их высокому совершенству, часть
из них, а также лицензия на производство, были проданы американской компании «Аэро-
джет» и использованы в американской и японской ракетах-носителях 
    Наименование Н1 было производным от слова «носитель». Согласно некоторым источ-
никам Н1 должна была получить официальное название «Раскат». Носитель Н1 был выпол-
нен по последовательной схеме расположения и работы ступеней и включал 5 ступеней,
на всех использовались кислород-керосиновые двигатели. Топливо хранилось в шаровых
баках, подвешенных на несущей оболочке. Ступени именовались блоками «А», «Б», «В»,
«Г», «Д».  Первые три использовались для выведения корабля Л3 на околоземную орби-
ту.  Четвертая ступень предназначалась для выведения (разгона)  корабля на  орбиту
полета  к Луне, пятая  для торможения  у Луны.  Таким образом, фактически носитель
Н1 был 3-ступенчатым, а 43,2-метровый 95-тонный отлётный  лунный ракетный комплекс
состоял из блоков «Г» и «Д» носителя  Н1 и корабля Л3.  Лунный корабль в свою оче-
редь состоял  из двух модулей - 9,85-тонный  лунный  орбитальный  корабль 7К-ЛОК и
5,56-тонный лунный  посадочный  корабль Т2К-ЛК.  На первой ступени Н1Ф  вдоль двух
концентрических  окружностей было  установлено  30 двигателей НК-33 (на Н1 — НК-15
тягой 154т.) с тягой 171т. на второй ступени - 8 двигателей НК-43 (на Н-1 —НК-15В)
с тягой 179т. на третьей ступени - 4 двигателя НК-31 (на Н-1 — НК-21) с тягой 41т. 
на четвертой ступени - 1 двигатель НК-19 (на Н-1 — НК-9В) с тягой 45,5 т. на пятой
- 1 двигатель РД-58 с тягой 8,5 т. 
     Сборка ступеней ракеты и корабля осуществлялась непосредственно на космодроме
Байконур, в специально построенном  огромном монтажно-испытательном  корпусе (МИК)
на 112 площадке, так как из-за негабаритных  размеров ступеней не было возможности
транспортировать их на космодром в собранном виде с завода-изготовителя «Прогресс»
(в г.Куйбышев).  Сборка в МИКе производилась  в горизонтальном  виде, так же как и
вывоз на стартовый стол силами  двух тепловозов на платформе, двигавшейся  по двум
параллельным железнодорожным путям
     Несмотря наменьшую  полезную нагрузку что  было вызвано  использованием менее
эффективного топлива (керосин+кислород вместо кислород+водород) и некоторыми менее
прогрессивными  техническими решениями (большее число ступеней, большее количество
двигателей,  носитель Н1 был сравним с американским носителем Сатурн-5.

                           ТТХ    Н-1Ф

 Длина                     м.    105,3 
 Диаметр блоков «Г» и «Д»  м.      4,4
 Максимальный диаметр      м.       17
 Габариты по рулям         м.       22
 Сухая масса               т.      208
 Стартовая масса           т.     2950
 Тяга ДУ 1-ой ступени      т.     5130
 Тяга ДУ 2-ой ступени      т.     1432
 Тяга ДУ 3 -й ступени      т.      164  
 Тяга ДУ 4-ой ступени      т.      45,5 
 Тяга ДУ 5-ой ступени      т.       8,5 
 Масса полезной нагрузки
 на   орбите Н=200км       т.      100

                         Носители на базе МБР  Р-7
   На базе  Р-7 создано  целое семейство  ракет-носителей, которые  участвовали  в
запуске 1700 ракет.  97% из этих запусков прошли успешно!  Под руководством  ОКБ-1
предприятием ЦСКБ (г. Куйбышев) созданы три начальные модификации ракет-носителей:
«Восток», «Молния», «Союз».  Как головным  конструкторским бюро ЦСКБ создано еще 6
модификаций РН семейства Р7. При создании трёхступенчатой и особенно четырёхступен-
чатой РН встретились  новые проблемы, связанные, в основном, с запуском двигателей
в условиях космического  пространства и невесомости, которые приводили к аварийным
исходам первых пусков космических объектов.
    РН созданные на базе МБР Р-7 изготвливаются  на заводе «Прогресс» в г.Куйбышев
(Самара) Четвёртую ступень РН «Молния» с 1965г. курируют и изготавливают в НПО им.
Лавочкина
   На сегодняшний день завершена эксплуатация РН «Восток»,«Восход»,«Союз»,«Союз-Л»,
«Союз-М» в  эксплуатации  находятся  РН «Союз-У» и «Союз-ФГ».  Вывод  на средние и
высокие орбиты осуществляется ракетами-носителями «Союз-У» и «Союз-ФГ» с использо-
ванием блока выведения (БВ) «Икар»  (разработчик и изготовитель – ЦСКБ-«Прогресс»)
или разгонного блока (РБ) «Фрегат» (разработчик и изготовитель –НПО им.Лавочкина).
Для запуска на высокоэллиптические  и геостационарные орбиты (ГСО) используется РН
«Молния-М». Для запуска РН серий «Союз» и «Молния» используются космодромы Плесецк
и Байконур. 
                         РН  «Спутник» (8К71ПС)
    РН «Спутник» (8К71ПС) представляет  собой МБР Р-7 (8К71) с которой были  сняты
головная часть, вся аппаратура системы управления полётом вместе с отсеком, в кото-
ром она  размещалась.  Отсек был заменён  лёгким коническим  переходным отсеком, в
котором размещалась  минимально необходимая  для обеспечения полёта аппаратура СУ.
РН была использована для запуска на орбиту первого искусственного спутника Земли 4
октября 1957г.  Произведено два  (оба успешные) пуска  РН «Спутник» (8К71-ПС).  На
орбиту были выведены спутники ПС-1 и ПС-2.  
    Третий  спутник  был выведен  РН «Спутник-3» (8А91)  которая стала результатом
более глубокой модернизации ракеты 8К71 и была способна вывести на орбиту полезную
нагрузку массой около 1300кг. На новой РН были установлены форсированные двигатели,
а так же снята система радиоуправления, упрощенны  приборный отсек и система отде-
ления ГЧ. Произведено два пуска РН «Спутник-3». При первом запуске вследствие воз-
никновения  автоколебаний  ракета на 102сек. полета разрушилась.  Второй пуск этой
ракеты успешно произведен 15 мая 1958г.

                           РН «Луна» (8К72)
    РН «Луна» (8К72), создана  на базе МБР Р-7А (8К74) путем  оснащения ее третьей
ступенью - блоком «Е» который был способен  вывести космический  аппарат с базовой
орбиты в направлении Луны и осуществить коррекцию орбиты путем запуска ЖРД в усло-
виях невесомости.  При первых запусках в июле — декабре 1958г. вследствие развива-
ющихся автоколебаний  ракеты разрушались  в полете на 102—104 сек.  И только после
установки в топливных  системах блоков  гидродемпферов ракета успешно стартовала в
январе 1959г. в сторону Луны. С помощью РН «Луна» на орбиту  запускались  спутники
Е-1 (Луна-1), Е-2А (Луна-2А), Е-3 (Луна-3), Е-1А (Луна-1А).

                           РН «Восток» (8К72К)
    РН «Восток» является дальнейшим развитием  трехступенчатой РН 8К72.  Она обес-
печила  успешные запуски первых  пилотируемых кораблей, а затем  метеорологических
спутников типа «Метеор», «Метеор-Природа», «Космос», болгарского и индийских спут-
ников. Первый пуск РН «Восток» был осуществлен 28 июля 1962г.  Эксплуатация завер-
шена 29 августа 1991г. успешным запуском индийского спутника IRS-1B.  Всего прове-
дено  139 пусков  из них 132  успешных.  Энергетические  возможности  РН  «Восток»
обеспечивали выведение с космодрома Байконур  космических аппаратов массой от 1150
до 1840кг. на солнечно-синхронную орбиту (ССО) наклонением 98 или 99 град. высотой
650-1000км. 
 
                       Ракеты-носители серии «Союз»
    «Союз» - наименование  серии РН среднего  класса, разработанных  на базе Р-7А.
Модификация РН 1963г.  называется в  СМИ «Восход».  Модификация РН 1966г. получила
официальное наименование «Союз». Значительной модернизации РН подверглась в 1973г,
получив название в СМИ «Союз-У», модификация 1982г. называлась «Союз-У2». Дальней-
шей модификацией  РН «Союз-У» является  РН «Союз-ФГ».  С 1963  по 2003г. проведено
1143 пуска  РН серии «Союз»  (из них 36 аварийных).  Самой  массовой  модификацией
стала РН  «Союз-У». В настоящее время эксплуатируются и изготавливаются серийно РН
«Союз-У» и «Союз-ФГ» они являются базовыми в российской системе средств выведения,
на их долю приходится основной объем запусков космических аппаратов. 

                             РН  «Восход» ( 11А57)  
    Трехступенчатая РН «Восход» разработана ОКБ-1 и ЦСКБ-Прогресс на базе МБР Р-7А
в качестве 3-ей ступени  использовался блок «И» (разработан на  основе конструкции
второй ступени МБР Р-9А). Первый пуск РН «Восход» был осуществлен 16 ноября 1963г.
За время эксплуатации РН были выведены на орбиту пилотируемые трехместные космичес-
кие корабли  «Восход», двухместные «Восход-2» с первым выходом  в открытый  космос
космонавта Леонова  и автоматические  космические  аппараты типа «Зенит-4».  Всего
проведено  299 пусков  РН «Восход», из них 285 - успешных.  Наиболее широко эта РН
использовалась для запуска спутника-разведчика «Зенит», созданного  на базе косми-
ческого корабля «Восток».

                              РН «Союз» (11А511) 
   РН «Союз» создана в 1966г. и является дальнейшим развитием РН «Восход» с блоком
«И». К концу 60-х годов в эксплуатации находилось несколько модификаций РН на базе
Р-7А - 11А511 запускала только пилотируемые  корабли  «Союз»,  только с космодрома
Байконур и только на орбиты с наклонением 51град.  РН 11А57 запускала только фото-
разведчики всех серий, существовавшие к  тому времени, но ее нагрузка не превышала
5900кг. для нового, более  тяжелого спутника  фоторазведки «Зенит-4МТ» требовалась
новая модификация.  Ею стала РН 11А511М которая первоначально разрабатывалась  для
запуска  военных кораблей 7К-ВИ.  27 декабря 1971г. с  космодрома Плесецк  впервые
стартовала РН «Союз»  модификации 11А511М  со спутником «Зенит-4МТ». Для испытаний
лунного модуля Т2К была резработана еще одна модификация «Союза» – 11А511Л.
    Весной 1969г. встал вопрос о РН для  запуска нового тяжелого спутника фотораз-
ведки «Янтарь-2К».  В конце 1969г. в связи с началом работ по программе ДОС (орби-
тальная станция «Салют») началась разработка  транспортного  корабля 7К-Т, а также
работы над новым кораблем 7К-С.  РН 11А511 требовала  существенной модификаций под
эти  корабли.  В  этих  условиях  руководство  Куйбышевского  филиала  во  главе с
Д.Козловым  приняло  решение о  разработке  унифицированного  носителя, способного
запускать  КА разных  типов и большей массы на орбиты с разными параметрами, и как
с космодрома Байконур, так и с Плесецка. Работы над проектом такого  нового унифи-
цированного  варианта носителя, получившего  обозначение 11А511У начались  в конце
1969г.  В 1971г. КБ «Энергомаш» получило задание от Куйбышевского филиала ЦКБЭМ на
разработку модификаций  двигателей РД-107/108 с повышенными характеристиками полу-
чившими  обозначение 11Д512 и 11Д511. Некоторые новые элементы и блоки  РН 11А511У
отрабатывались  в ходе  восьми  пусков  РН 11А511М.  Первый испытательный  пуск РН 
11А511У  состоялся 18 мая 1973г.
    Унифицированная РН среднего  класса «Союз-У» (11А511У) предназначена для выве-
дения  на околоземную  орбиту пилотируемых и  грузовых  космических  кораблей типа
«Союз» и «Прогресс»,  космических аппаратов  серии «Космос», «Ресурс-Ф», «Фотон» и
«Бион», а также  зарубежных  космических  аппаратов.  На РН «Союз-У»  используются
головные обтекатели  следующих диаметров: 2,7 м; 3,0 м; 3,3 м; 3,7 м.  Отличие  РН
«Союз-У» от предшественников  заключалось  в применении двигателей первой и второй
ступеней с повышенными энергетическими характеристиками.  Первый запуск  состоялся
18 мая 1973г. Масса полезного груза выводимого на орбиту Н=200км. в зависимости от
наклонения орбиты составляет 7000-6200кг.
    В отличие от СУ  предыдущих РН – 11А57, 11А511 и 11А511М, СУ 11А511У выполнена
на более  совершенной для  того времени элементной базе,  что позволило сделать ее
более  компактной  и существенно  уменьшить объем и массу приборного отсека. После
катастрофы ракеты 8А92М на космодроме Плесецк 18 марта 1980г.  все РН на базе Р-7А
были  модифицированы с целью  повышения  их пожаровзрывобезопасности.  Модификация
коснулись некоторых  элементов хвостового  отсека,  но главным  образом стартового
оборудования и правил предстартовой подготовки.  РН получила к своему  обозначению
добавку «ПВБ» (11А511У-ПВБ пожаровзрывобезопасная). Однако, поскольку к настоящему
времени  эксплуатируются только ПВБ-модификации, эти буквы в обозначении обычно не
пишут.
    Вариант «Союз-У2» отличался от базового «Союза-У»  использованием  на первой и
второй ступенях синтетического керосина  (синтина), что позволило увеличить полез-
ную нагрузку  на 200кг.  Первый запуск  состоялся в декабре 1982г.  Всего за время
эксплуатации проведено  70 успешных запусков  «Союза-У2».  Запуски этого  варианта
были свернуты в 1996г. после прекращения производства синтина.
     «Союз-У», вместе с ее более  поздними модификациями 11А511У-ПВБ, 11А511У/50КС
(с разгонным блоком  «Икар»), 11А511У/РБФ (с РБ «Фрегат»), 11А511У-2  и 11А511У-ФГ
(с  усовершенствованными форсуночными головками на двигателе второй ступени), явля-
ется  самой массовой из всех  модификаций РН, созданных на базе МБР Р-7 и Р-7А.  К
февралю 2008г. было  совершено 714 запусков (без учета 11А511У-2 и 11А511У-ФГ), из
них 695 успешно и 19 аварийно.  Надежность  РН 11А511У и ее модификаций составляет
97.5%.
                              РН  «Молния»  (8К78)
     Четырехступенчая  РН «Молния» разработана  на базе ракеты  Р-7А с добавлением
блоков «И», «Л»  в качестве 3-й и 4-й ступеней. Предназначена для выведения радио-
трансляционных спутников типа «Молния», исследовательских спутников типа «Прогноз»
и спутников серии «Космос»  
     Экономичная схема выведения с использованием  промежуточной орбиты с запуском
четвертой ступени в условиях  невесомости позволяет  выводить полезные нагрузки на
вытянутые эллиптические орбиты  и на орбиты перелета к планетам Солнечной системы.
Использовалась для  выведения первых межпланетных аппаратов к Луне, Венере, Марсу.
В декабре 1995г. на  ССО выведен индийский спутник IRS-1C. Первый пуск РН «Молния»
был осуществлен 10 октября 1960г. с космодрома Байконур, а с космодрома Плесецк 19
февраля 1970г.  Всего с космодрома Плесецк  было осуществлено  свыше 220 пусков РН
«Молния».
     В 1965г. РН была модернизирована и получила название «Молния-М».  В настоящее
время «Молния-М» изготавливается серийно и находится в эксплуатации.  Энергетичес-
кие характеристики РН «Молния-М» (при использовании головного обтекателя диаметром
2,7 м) позволяют выводить полезную нагрузку массой 2000кг. на круговую орбиту высо-
той 510км. или на элиптическую орбиту с максимальной высотой 40000км.
  
                             РН  «Союз-2» (14А14)
    Перспективной разработкой ЦСКБ-Прогресс  является РН «Союз-2», предназначенная
для выведения на низкие, средние, высокие, ССО, геопереходные (ГПО) и ГСО автомати-
ческих космических аппаратов по Федеральной космической программе  и на коммерчес-
кой основе, а также пилотируемых и грузовых космических кораблей по программе Меж-
дународной космической станции.
     Ввод в  эксплуатацию  РН «Союз-2» позволит  заменить РН «Союз-У», «Союз-ФГ» и
«Молния-М» одной универсальной РН. Установка на РН «Союз-2» цифровой системы управ-
ления повышает  точность  выведения,  устойчивость  и управляемость  РН, позволяет
использовать крупногабаритные обтекатели. Использование усовершенствованных двига-
телей на 1-ой и 2-ой ступенях и нового двигателя на 3-й ступени РН «Союз-2» обеспе-
чивает увеличение  массы выводимых  полезных нагрузок на  1000-1200кг.  Применение
разгонного блока «Фрегат» в сочетании  с РН «Союз-2» позволяет  расширить диапазон
орбит выведения.
    Разработка РН «Союз-2» проводится в два этапа - 1а и 1б. На «Союз-2.1а» исполь-
зуются новые  система управления  и телеметрирования, модернизированные  двигатели
на  1-ой и  2-ой ступенях.  На «Союз-2.1б по  сравнению с  «Союз-2.1а»  в качестве
двигателя 3-й ступени используется  РД-0124 разработки КБ Химавтоматики с повышен-
ной удельной  тягой  и улучшенной  управляемостью, за счёт  возможности  изменения
вектора тяги основных камер, вместо применения малоэффективных газовых рулей.
    Первый испытательный пуск РН «Союз-2.1а»  состоялся  8 ноября 2004г. с космод-
рома Плесецк.  Пуск был осуществлён  по  суборбитальной  траектории,  при этом 3-я
ступень и макет полезного груза упали в акватории Тихого океана.  Первый запуск РН
«Союз-2.1б» произведён 27 декабря 2006г. с 31-й площадки космодрома Байконур.
    Для обеспечения коммерческих запусков  с косморома Куру на базе РН «Союз-2.1а»
создается  модифицированная   РН «Союз-СТК», адаптированная  к условиям  запуска с
космодрома Куру первый запуск которой запланирован на второе полугодие 2009г. Пер-
вая партия  российского оборудования  для стартового комплекса РН «Союз» прибыла в
Куру в 2008г.
    Энергетические  характеристики РН «Союз-2» (при использовании  головного обте-
кателя диаметром 3,7м.) позволяют выводить на орбиту Н=200км. полегный груз массой
от 6900 до 8250кг. (с космодромов Плесецк и Байконур)  в зависимости от наклонения
орбиты.
                
                         РН  «Союз-ФГ» (11А511ФГ)
    Трехступенчатая РН «Союз-ФГ» разработана ЦСКБ-Прогресс на базе РН «Союз-У».  В
ходе модернизации был повышен удельный импульс  двигательных  установок (на блоках
1-ой и 2-ой ступеней  используются  двигатели с  новыми  форсуночными  головками),
минимальным доработкам подверглась и система управления.  В результате энергетичес-
кие возможности новой РН  примерно  на 250—З00кг. выше  возможностей  РН «Союз-У».
Однако, область  её применения всё же ограничена  возможностями аналоговой системы
управления. Разработка велась параллельно с созданием модернизированных РН «Союз-2»
для обеспечения  запусков  космических  кораблей  «Союз-ТМА»  и грузовых  кораблей
«Прогресс-М» к МКС а также автоматических космических аппаратов социально-экономи-
ческого, научно-исследовательского и специального назначения.
     В составе РН «Союз-ФГ» могут быть использованы  головные обтекатели следующих
диаметров:  2,7м; 3,0м; 3,3м; 3,715м.  РН «Союз-ФГ»  с разгонным  блоком  «Фрегат»
использовались для запуска в  2005г. межпланетной станции  «Венера-экспресс».  95%
запусков РН «Союз-ФГ» прошли успешно. Энергетические возможности РН «Союз-ФГ» (при
использовании головного обтекателя диаметром 3,3м.) позволяют  выводить  на орбиту
Н=200км. полезный груз массой от 6800 до 7100кг.
 
                            РН «Союз-2-3» 
     РН «Союз-2-3» создается  в ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»  (г. Самара) на  основе  РН
«Союз-2» путем глубокой модернизации.  Предназначена  для выведения  более тяжелой
полезной нагрузки чем «Союз-2».  Изначально  проектирование  производилось с целью
создания модификации «Союз-2» способной выводить на орбиту челнок «Клипер». Модер-
низация ракеты  проводится  в 3 этапа, которые, по  видимому  будут сосуществовать
параллельно:         
 Этап 1.Относительно Союз-2-1б:  Замена двигателя  РД-108 на  центральном блоке на
        НК-33-1 с увеличением объемов баков в центральном блоке, исключением баков
        перекиси водорода и азота и соответствующей  доработкой системы управления.
        Ожидаемая выводимая полезная нагрузка — порядка 11т.
 Этап 2.Относительно  1 этапа:  замена  двигателей  РД-107  на боковых  блоках  на
        РД-0155 с  увеличением  объемов баков в боковых  блоках, исключением баков
        перекиси водорода и азота и соответствующей доработкой СУ. Ожидаемая выво-
        димая полезная нагрузка — порядка 13т.
 Этап 3.Относительно 2 этапа:  замена  третьей  ступени  на кислородно-водородную.
        Ожидаемая выводимая полезная нагрузка — порядка 15т.
Дополнительно в рамках тендера на носитель для нового  пилотируемого  космического
корабля предложена более глубокая  по сравнению с этапом 2 модернизация РН которая
предусматривает Относительно 1 этапа замену  РД-107 на боковых блоках  на НК-33-1,
увеличение заправки боковых блоков за счет изменения формы  с конической на цилин-
дрическую, увеличение заправки центрального блока за счет  изменения формы верхней
части с конической  на цилиндрическую,  увеличение диаметра «Блока И» до  верхнего
диаметра нового  центрального блока.  Ожидаемая выводимая полезная нагрузка — 16т.
при использовании в «Блоке И» РД-0110 (пилотируемый вариант), 17т. при использова-
нии РД-0124 (грузовой вариант).

     РН                 Индекс   Ступени  Длина   Масса          
 Спутник                8К71ПС      2     29,67   267
 Спутник-3               8А91       2     31      269,3   
 Луна                    8К72       3     33,5    279
 Восток                  8К72К      3     38,25   287
 Восток-2                8А92       3     38,25   287
 Восток-2М               8А92М      3     38,25   287
 Восход                 11А57       3     44,63   298,4
 Полет                  11А59       2     30      277
 Молния                  8К78       4     43,44   305
 Молния-М                8К78М      4     43,44   305
 Союз                   11А511      3     50,67   308
 Союз-Л                 11А511Л     3     44      305
 Союз-М                 11А511М     3     50,67   310
 Союз-У                 11А511У     3     51,1    313
 Союз-У  с БВ Икар      11А511У     4     47,29   308
 Союз-У  с РБ Фрегат    11А511У     4     46,65   308
 Союз-У2                11А511У2    3     51,1    313
 Союз-ФГ                11А511ФГ    3     49,48   305
 Союз-ФГ с РБ Фрегат    11А511ФГ    4     42,46   305
 Союз-2                 14А14       3     50,67   311
 Союз-2  с БВ Икар      14А14       3     45,78   311
 Союз-2  с РБ Фрегат    14А14       4     45,78   311

                                РН  «ЭНЕРГИЯ»
    Энергия (11К25) РН сверхтяжёлого класса, разработанная НПО «Энергия». Являлась
одной из самых  мощных ракет  в мире.  Единственная  советская/российская  ракета,
использовавшая в качестве горючего жидкий водород. Предназначена для использования
в качестве носителя для  многоразового транспортного  космического  корабля (МТКК)
«Буран», обеспечения  пилотируемых и  автоматических  экспедиций  на Луну  и Марс,
запуска орбитальных станций нового поколения, запуска сверхтяжёлых геостационарных
спутниковых платформ, запуска тяжёлых военных грузов.
    Работы по программе «Энергия—Буран» начались в 1976г. после закрытия программы
Н-1. Ракета выполнена по двухступенчатой пакетной схеме. Первую ступень составляют
четыре боковых блока с кислородно-керосиновыми четырёхкамерными двигателями РД-170,
возвращаемые на Землю с помощью парашютов.  Ресурс модулей  первой ступени состав-
ляет около 10 запусков.  Вторая ступень оснащена  четырьмя  кислородно-водородными
двигателями РД-0120 (тяга 190т.) и несет на себе полезный груз (используется боко-
вое крепление груза). Стартовая масса «Энергии» около 2400т.  Возможны, но не были
испытаны, также варианты компоновки  с двумя («Энергия-М»),  с шестью  и с восемью
(«Вулкан»)  боковыми  блоками, последний — с рекордной  грузоподъёмностью 175т.  В
варианте с четырьмя  боковыми блоками ракета способна вывести на орбиту около 100т.
полезного груза, в 5 раз больше, чем эксплуатируемый носитель «Протон». 
   Головным разработчиком ракеты являлось подмосковное НПО «Энергия», производство
осуществлялось на  куйбышевском  заводе «Прогресс».  Блоки ракеты  доставлялись на
специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т на космодром Байконур.  Было выполнено
лишь два пуска этого уникального комплекса:  15 мая 1987г. экспериментальный спут-
ник «Полюс» (прототип  орбитальной  лазерной платформы), не был выведен  на орбиту
из-за сбоя системы ориентации самого КА. 15 ноября 1988г. в составе комплекса МТКК
«Буран» осуществлен успешный автоматический полет и посадка корабля «Буран».
   В начале 90-х годов работы по программе «Энергия-Буран»  были приостановлены, а
в 1993г. программа была окончательно закрыта. В различной стадии готовности остава-
лось не менее пяти ракет-носителей «Энергия».  Две из них являлись  собственностью
Казахстанав и до 2002г. хранились на космодроме  Байконур где  были уничтожены  12
мая 2002г. при обрушении крыши МИКа на площадке 112.  Три находились  на различных
стадиях строительства  на  стапелях  НПО «Энергия» (ныне РКК «Энергия»),  но после
закрытия работ задел был уничтожен.
    Несмотря на прекращение эксплуатации этого носителя, технологии, разработанные
для «Энергии», используются и в настоящее время: двигатель боковых блоков «Энергии»
РД-170, самый мощный (по состоянию на 2005г.) жидкостный двигатель в истории космо-
навтики, используется (под обозначением РД-171)  на первой  ступени РН «Зенит»  (в
том числе  в проекте  «Морской старт»), а  двигатель  РД-180, спроектированный  на
основе РД-171 — в американской ракете Атлас-5
                             
                              Наверх

Hosted by uCoz