|
Космодромы России
Космодромов в мире насчитывается более двух десятков. Все они имеют схожую
структуру и различаются лишь деталями конструкции стартовых комплексов. На разме-
щение космодромов в конкретных точках земной поверхности влияют несколько факторов.
Одним из самых важных является баллистика полета. Дело в том, что с минимальными
энергетическими затратами космический аппарат (КА) выводится на орбиту, наклонение
которой соответствует географической широте космодрома. Наиболее критична широта
космодрома при выведении на геостационарные орбиты, лежащие в плоскости экватора.
На них размещают спутники связи и ретрансляторы телепередач, то есть прежде всего
коммерческие КА. Космодром для запуска геостационарных спутников должен распола-
гаться в более низких широтах. В этом отношении лучшие места занимают новый евро-
пейский космодром Куру, расположенный на широте около 5град. бразильский космодром
Алькантара с широтой всего 2,2град. и плавучий космодром Sea Launch, который может
вести запуски прямо с экватора. При старте с экватора ракета носитель (РН) сразу
получает дополнительную скорость 465 м/с. в направлении на восток, обусловленную
вращением Земли. (Для Плесецка величина этой дополнительной скорости равна 211м/с,
для Байконура - 315). Поэтому, кстати, траектории запуска РН обычно прокладываются
в восточном направлении. Исключение составляет Израиль — с востока расположены
недружественные страны, и он вынужден производить запуски в обратном направлении,
преодолевая вращение Земли. Другим фактором является расположение «полей падения»
- районов падения отработанный ступеней и др. частей ракет. Меньше всего проблем
озникает в том случае, когда они располагаются в акватории океана. Именно поэтому
подавляющее большинство космодромов мира расположено на побережье. В частности, на
восточном побережье США на мысе Канаверал в 1958г. был построен космодром (в 1963г.
он получил название — Космический центр им.Джона Кеннеди). Мыс Канаверал имеет
широту 28,5град. - это почти самая южная точка континентальной части США, что
давало американским ракетчикам определенное преимущество перед советскими.
Одна из серьезных проблем, связанных с космодромами, — их неблагоприятное вли-
яние на окружающую среду. В первую очередь это обусловлено применением в качестве
компонентов топлива ядовитых и агрессивных веществ. Азотная кислота, азотный тет-
раксид (четырехокись азота) и гептил (несимметричный диметилгидразин), способны
нанести значительный ущерб растительности и здоровью человека и животных. Наряду с
катастрофами компоненты топлива попадают в окружающую среду и в процессе повседнев-
ной деятельности космодрома- это утечки компонентов топлива при хранении, заправке
ракеты. При падении «нижних» ступеней РН оставшиеся излишки топлива (недозаправка
может привести к потере дорогого спутника) попадают в окружающую среду. Например
отработанная вторая ступень РН «Протон» содержит 600—900кг. гептила и 1000—1500кг.
азотного тетраксида. Как правило, вторые ступени ракет, запускаемых с космодрома
Байконур, попадают в так называемый район падения № 326. Он имеет форму эллипса
площадью более 5000 кв.км. из которых больше половины приходятся на территорию
Алтайского государственного природного заповедника, который с 1998г. включен в
программу ЮНЕСКО «Всемирное наследие», и по закону его территория должна быть сво-
бодна от хозяйственной деятельности. Между тем за время эксплуатации «Протонов» на
алтайскую землю упало около 180 их ступеней. Первые ступени запущенных с Байконура
ракет падают на территории Казахстана и Туркмении. Большая часть вторых ступеней
падают в Томской и Новосибирской областях. Существуют и другие районы падения,
например в Якутии. В советское время практически единственным фактором для выбора
трассы запуска было построение оптимальной траектории полета ракет. В результате
по стране разбросаны десятки районов падения, занимая в общей сложности 4,8 млн.га.
на которых нельзя жить и работать.
Капустин Яр. Капустин Яр строился как полигон
для испытания ракетной техники и с
1947 по 1957г. был единственным
местом испытаний баллистических ра-
кет. Еще во время первой серии пус-
ков в октябре-ноябре 1947г. Капус-
тин Яр начинает использоваться для
пуска геофизических ракет к которым
в дальнейшем прибавились метеороло-
гические. В июне 1951г. состоялась
первая серия пусков ракет с собака-
ми на борту. 16 марта 1962г. когда
был осуществлен запуск спутника
«Космос-1» Капустин Яр из полигона
превратился в космодром.
|
|
Первые пуски РН 63С1 при лётно-конструкторских испытаниях проводились из экспе-
риментальной шахтной пусковой установки (ШПУ) «Маяк-1», построенной для испытаний
Р-12У. Она имела вертикальную цилиндрическую шахту, вырытую в холме и укрепленную
железобетонной облицовкой. Стакан шахты, выполненный в виде гладкой цилиндрической
оболочки диаметром 3м. и толщиной стальной стенки 12мм. имел на своей внутренней
поверхности направляющие, по котором перемещались бугели, закреплённые на внешней
поверхности корпуса ракеты. Верхняя часть стакана выполнялась в форме раструба.
Кольцевое пространство между стаканом и корпусом шахты являлось газоходом для
выброса газовой струи работающего двигателя первой ступени ракеты при старте.
Снаружи ШПУ закрывалась сдвижной крышей. Поскольку длина РН 63С1 значительно пре-
вышала длину базовой ракеты, её запуски производились из открытой ШПУ, и при сдви-
нутой крыше вторая ступень РН возвышалась над срезом шахты.
В 1964г. с ракетного полигона Капустин Яр был осуществлен запуск РН «Космос-2»
с военно-исследовательским КА ДС-2 №2. Полет закончился аварией РН из-за разруше-
ния головного обтекателя. Это был первый запуск РН космического назначения с ПУ
1-1 нового шахтного стартового комплекса СП 8П763 «Двина».
14 октября 1969г. космодром стал уже международным - состоялся запуск спутника
«Интеркосмос-1», затем ушли в полёт индийские ИСЗ «Ариабхата» и «Бхаскара», фран-
цузский «Снег-3».
В 1972г. по проекту КБ транспортного машиностроения (КБТМ) был создан наземный
стационарный стартовый комплекс 11П865М. Первый пуск состоялся 26 января 1973г. На
настоящее время с этого комплекса произведено 365 пусков РН семейства «Космос».
Орбиты КА запускаемых из Капустина Яра имеют наклонение к плоскости экватора
в пределах от 48 до 51град. Запуски на такую орбиту невозможны ни с одного из рос-
сийских космодромов, поскольку при старте из Плесецка, Свободного или Байконура
отработавшие ступени ракеты падали бы в густонаселенных районах, а при запуске из
Капустина Яра - в районе Аральского моря. В 1988г. потребность в запусках таких
спутников резко сократилась и космические пуски из Капустина Яра были прекращены.
Возрождение космодрома началось лишь в 1998г. когда был произведен коммерческий
запуск РН 11К65М которая вывела на орбиту французский спутник, а 28 апреля 1999 г.
был осуществлен запуск спутников «ABRIXAS» и «Megsat-0». Кроме того на полигоне
возобновились испытательные работы.
В настоящее время Капустин Яр имеет статус Государственного центрального меж-
видового полигона Минобороны РФ №4. За время существования испытательного полигона
Капустин Яр отсюда было произведено более тысячи пусков. Большую роль сыграл Капус-
тин Яр в подготовке квалифицированных кадров испытателей ракетно-космической тех-
ники и руководящих кадров для новых космодромов.
Байконур
Днем «рождения» космодрома принято считать 12 июня 1955г. когда Директивой
Генштаба ВС была определена организационно-штатная структура Научно-исследователь-
ского испытательного полигона №5 (НИИП-5) министерства обороны. Полигон предназ-
начался для проведения испытаний новой ракетной техники, но поскольку ракета Р-7
под которую и строился полигон стала носителем первых спутников то с первых же лет
существования он стал использоваться как космодром. Расположен полигон-космодром
в излучине Сырдарьи, посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области -
Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там. Координаты 45,6 град с.ш. 63,3
град. в.д. С точки зрения климата этот район для стартов ракет благоприятен -более
300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Внутри-
континентальное расположение космодрома облегчало создание сети станций слежения и
сбор падающих на землю частей ракетных систем. Но вместе с тем такое расположение
накладывало жесткие ограничения на траектории возможных запусков. С Байконура
нельзя запускать аппараты на орбиту с наклонением около 46град. поскольку при этом
трасса полета пройдет по территории Китая. Поэтому минимальное наклонение орбиты
так называемого «прямого» выведения (наиболее экономичного) при старте с Байконура
составляет 51град. (максимальное 99град.) — именно это наклонение было у советских
орбитальных станций.
Строительство началось 12 января 1955г. Уже весной 1957г. основные элементы
инфраструктуры космодрома (площадка №1- пусковая установка, площадка №2- монтажно-
испытательный корпус) были готовы к эксплуатации. Уже 15 мая 1957г. состоялся
первый пуск МБР Р-7. В марте 1960г. для испытаний и эксплуатации ракет Р-7, Р-7А,
Р-9 было сформировано 1-е управление 5-го НИИП МО. В 1962г. оно было переформиро-
вано в самостоятельное соединение - 1-е испытательное управление (с 1989г. 1-й
центр испытаний и применения космических средств). Рядом с космодромом возник
закрытый поселок – Ленинск. Постепенно расширяясь, Байконур занял площадь в 6717
кв.км. Он включает центр, левый и правый фланги, а также поля падения. Примерно
40% всех КА бывшего СССР и России запускались с этого космодрома.
Инфраструктура Космодрома
состоит из:
- 9-и стартовых комплексов с 15-ю
пусковыми установками, откуда
стартуют РН«Протон-К»,«Зенит-2»,
«Союз-У», «Союз-У2», «Молния-М»,
«Циклон-2»,«Днепр» и «Стрела»;
- измерительного комплекса с сов-
ременным информационно-вычис-
лительным центром для контроля
и управления полётом РН,а также
обработки телеметрической инфор-
мации;
- 11 монтажно-испытательных корпу-
сов, в которых размещены 34 тех-
нических комплекса для предстар-
товой подготовки РН и КА и 3
заправочно - нейтрализационные
станции;
|
| - кислородно-азотного завода производительностью до 300т. криогенных продуктов в
сутки;
- аэродромов «Крайний» (1-го класса) и «Юбилейный» (внеклассный для МКС «Буран»);
- кроме того имеется теплоэлектроцентраль на 60 МВт, газотурбинный энергопоезд на
72 МВт, 600 трансформаторных подстанций, 92 узла связи, 470км. железнодорожных
путей, 1281км. автомобильных дорог, 6610км. линий электропередачи, 2784км.
линий связи.
В центре космодрома расположен комплекс Универсальной ракетно-космической
системы «Энергия-Буран». Работы по его созданию были развёрнуты на базе закрытой
в 1974г. программы освоения Луны «Н1-Л3».
| Комплекс состоит из:
- универсального комплекса стенд-старт
(УКСС) 17П315 площадка №250, №250А
(на фото);
- стартового комплекса 11П825 площадка
№110, №110А;
- посадочного комплекса орбитального
корабля «Буран» комплекс 11П72, пло-
щадка №251;
- технической позиции 11П595, 11П596
площадка №112А;
- площадки №254 для огневых контроль-
ных испытаний орбитального корабля
11П592.
| Испытаниями новой системы «Энергия-Буран» занималось 6-е испытательное управ-
ление и отдельные инженерно-испытательные части. 15.05.1987г. был проведён испы-
тательный пуск РН «Энергия» с КА «Скиф-ДМ» (динамический макет). 15.11.1988г.
произведен успешный запуск системы «Энергия-Буран». С 1991г. в связи с развалом
СССР, общим спадом и развалом промышленности финансирование программы «Энергия-
Буран» было сокращено, она переведена из Программы вооружения в Государственную
космическую программу решения народно-хозяйственных задач. Дальнейшее сокращение
финансирования привело к невозможности проведения работ с кораблём «Буран». В 1994
-1995г. объекты наземного испытательного комплекса «Энергия-Буран» от Министерства
обороны РФ переданы предприятиям РКА, а обслуживающие их воинские части расформиро-
ваны. О состоянии в котором находились уже в то время объекты комплекса говорят
страницы «Акта технического состояния универсального комплекса стенд-старт (УКСС)»,
а так же следующая цитата из «Акта технического состояния объектов МКС «Буран»:
-«Диверторы и осветительные мачты (комплекс 11П825) имеют большое количество разру-
шенных крепежных деталей... Стартовое сооружение 2, сооружение 83Б под заправочно-
дренажной мачтой (комплекс 11П825) залиты водой на минусовых отметках на высоту до
8 м... Сооружеие 103 (2 этаж) комплекса КИПР неоднократно затоплялось грунтовыми
водами на глубину до 0,3 м... Вышло из строя около 50% кабелей напряжением 6 кВ. и
0,4 кВ. питающие сооружения пл. 112 и ТЦ 114Б... Выведены из строя систесы оборот-
ного и горячего водоснабжения комплекса 17П31... Техническое состояние взлетно-
посадочной полосы со штатным радиотехническим оборудованием... не соответствует
нормам годности к эксплуатации аэродромов...» Стартовый комплекс был переведен в
режим хранения. В декабре 2008г. прояснились планы дальнейшего использования УКСС
- было принято решение о его использовании в качестве старта РН «Ангара» в рамках
российско-казахского проекта «Байтерек». В 2009г. начались реконгсцировочные рабо-
ты, на основании которых в марте 2009г. специальным решением Роскосмоса был произ-
веден раздел УКСС между КБОМ (которое использует часть сооружений в качестве топли-
вохралища) и «Байтереком», которому были переданы во временное пользование основ-
ные стартовые сооружения. Планами работ на 2009г. предусмотрена комплексная инст-
рументальная диагностика первоочередных стартовых сооружений. Здесь же расположен
стартовый комплекс РН на базе Р-7 - площадка №1 и №2 или «Гагарингский старт».
Всего с площадки №1 проведено более 400 пусков ракет космического назначения, из
них более 100 –пилотируемых, а также произведено 37 пусков МБР.
В 50км. на северо-восток от Ленинска находится «правый фланг» космодрома.
Здесь находится второй стартовый комплекс РН на базе Р-7 - площадка №31» (введена
в строй в 1961г.). С площадки №31 на 10.03.2002г. проведено 14 пусков МБР и более
350 пусков ракет космического назначения, из них 12 - пилотируемых. Другие объекты
комплекса располагаются на пл. №112, 254. С 1966г. эти два комплекса обеспечивали
запуск на орбиту КА типа «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Прогресс», «Прогресс М»,
«Зенит», «Янтарь», Т2К, «Гамма». На "южном фланге проводились испытания ракет КБ
Янгеля и были введены в эксплуатацию первые шахтные комплексы ракеты Р-12.
В 10км. южнее расположен комплекс РН «Зенит». В его состав входит техническая
позиция подготовки РН - пл. №42 и стартовый комплекс с двумя пусковыми установками
- площадка №45. Рядом находится криогенный центр. Для проведения испытаний Рн
«Зенит» и стартового комплекса в 1980-1982г. было создано 5-е научно-испытательное
управление. 13.04.1985г. состоялся первый пуск РН «Зенит». Всего было проведено
около 40 пусков РН «Зенит».
21 апреля 1999г. осуществлен первый пуск РН «Днепр» на базе МБР Р-36М2. Под
комплекс «Днепр» были дооборудованы две ШПУ на площадке №109. Комплекс «Днепр»
включает стартовую позицию с двумя ШПУ, командный пункт и монтажно-испытательные
сооружения. Пуск ракеты производится из транспортно-пускового контейнера по «мино-
метной» схеме.
На расстоянии 70км. от «Центра» с северо-западной стороны Ленинска начинается
так называемый «левый фланг» космодрома. Здесь расположены комплексы РН «Протон»,
«Циклон» (на базе МБР Р-36) и «Рокот»/«Стрела» (на базе УР-100Н УТТХ).
Первый пуск РН «Рокот» сотоялся 20 ноября 1990г. с пл. №175 где имеются две
ШПУ. В 1994г. осуществление программы было переведено на космодром Плесецк, а 5
декабря 2003г. отсюда успешно стартовала еще одна конверсионная РН легкого класса
«Стрела» которая вывела на орбиту макета КА.
Комплекс РН «Циклон» создавался на базе наземного комплекса ракеты УР-200. В
состав комплекса входят, техническая позиция и стартовый комплекс в составе двух
пусковых установок на площадке №90. Для проведения испытаний в составе 5-го НИИП
МО в 1966г. были сформированы 5-е испытательное управление (позднее 2-й центр испы-
таний и применения космических средств) и войсковая часть запуска с дислокацией на
площадке № 95. Запуски РН «Циклон» были начаты в 1967г. и из 112 проведенных на
10.03.2002 г. пусков только один завершился аварией. Данная РН использовалась для
запуска космических аппаратов серии «Космос». В настоящее время запуски «Циклонов»
прекращены.
|
Комплекс «Протон» расположен на площадках №92
(техническая позиция для подготовки РН) и №81,
№ 200 (два стартовых комплекса по две пусковые
установки в каждом. Позже был построен еще один
монтажный корпус на площадке №92А. Испытания
комплекса «Протон» проводились расчётами 4-го
испытательного управления космодрома (позже пере-
формированного во 2-й центр испытаний и примене-
ния космических средств). Отсюда проводились за-
пуски аппаратов «Протон», 7К-Л1 («Зонд»), «Луна»,
«Марс», «Венера», «Вега», «Фобос», «Радуга»,
«Экран», «Горизонт», «Луч», «Галс», «Экспресс»,
КА военного назначения, орбитальных станций
«Салют», «Алмаз», их кораблей снабжения, а также
модулей станции «Мир» и международной косми-
ческой станции, иностранных коммерческих спут-
ников связи, космических телескопов «Астрон» и
«Гранат». Всего более 300 пусков РН «Протон».
|
Между центром космодрома и Ленинском расположены измерительные комплексы, узел
связи и крупнейший в мире кислородно-азотный завод, который в час может произвести
6т. жидкого кислорода и 7,2т. жидкого азота (используется в системах термостатиро-
вания и для наддува баков с керосином). С учетом того, что в баки «Союза» нужно
закачать около 190т. жидкого кислорода, процесс подготовки одной «заправки» окисли-
теля занимает чуть меньше полутора суток.
На 1 июня 2003г. со всех стартовых комплексов космодрома произведено 1207 пус-
ков ракет космического назначения и 1187 (по другим данным около 2000) испытатель-
ных пусков МБР.
Развал на Байконуре начался еще в середине 80-х когда Ленинск открыли для ра-
боты казахскому населению из Тюра-Тама. Город стал подвергаться нашествиям ванда-
лов и грабителей. Завершила разгром передача Ленинска в 1989г. местным казахсским
властям. Развитие националистических настроений в союзных республиках привело к
созданию в городе национальных солдатских банд - «нерусские» били «русских» и нао-
борот – город превратился в бандитский заповедник. Вечером и ночью на улицах было
небезопасно. В Ленинск стали приезжать представители национальных «фронтов» убеж-
дая солдат бежать на «свою родину». В феврале 1992г. началось массовое бегство
солдат казахской национальности (которые составляли большинство солдат). Убегая,
они сжигали казармы и штабы своих частей. Надолго запомнится жителям города зима
1993-94г. Уже 24 октября выпал снег, наступили настоящие холода, продолжавшиеся до
апреля месяца. Городская ТЭЦ обеспечить город теплом не могла - не хватало мазута.
В большинстве домов температура воздуха не поднималась выше 5 град. Во многих зда-
ниях вышли из строя системы отопления, водовода и канализации. Централизованное
снабжение города практически прекратилось, начались перебои с продуктами, электро-
энергией, теплом, водой, бытовым газом. Многие жители готовили еду на улице на
кострах. В квартирах ставили «буржуйки», туристические палатки, чтобы было теплее
спать. Многие офицеры, не выдержав суровых испытаний службы и жизни на космодроме,
увольнялись из Вооруженных Сил. Часть офицеров перевелась служить на территорию
России, а некоторые просто сбежали в соседние страны СНГ, откуда были родом. Город
опустел, около трех десятков домов были заброшены, а опустевшие квартиры были раз-
граблены или незаконно заселены местными жителями близлежащих аулов и поселков.
Зачастую это были люди с уголовным прошлым, нередки были случаи избиения и даже
убийства военнослужащих. Офицерами не раз поднимался вопрос о разрешении ношения
личного оружия для самозащиты.
С момента своего образования космодром вводил в структуру Министерства обороны
СССР (РВСН, Военно-космические силы). В мае 1992г. Россия и Казахстан заключили
соглашение, согласно которому объекты космодрома, расположенные на территории
Казахстана, стали собственностью этой республики. А два года спустя в соответствии
с Договором аренды объекты и обеспечивающая инфраструктура космодрома и Ленинска
были переданы в аренду России сроком на 20 лет с продлением на последующие десять
при взаимном согласии сторон. Плата - 115 млн.долларов в год. Однако в Казахстане
все чаще говорят о том, что договор об аренде необходимо пересмотреть. Естественно,
в сторону существенного увеличения платы. Общая координация работ, проводимых на
космодроме, была возложена на Министерство обороны РФ (Военно-космические силы).
Обеспечение содержания и эксплуатации объектов космодрома, использующихся для реа-
лизации российских военно-космических программ, осуществлялось ВКС, для реализации
Федеральной космической программы России - Российское космическое агентство (РКА).
В 1994г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ ряд объектов космодрома
(более 60% балансовой стоимости) были переданы РКА (выше уже приводились документы,
свидетельствующие о состоянии некоторых объектов на момент передачи). В 1995г.
ород был передан в ведение российской администрации. Финансовые поступления из рос-
сийского бюджета позволили начать восстановление разрушенного жилищного фонда и
благоустройство города. В 1996г. начата поэтапная передача объектов космодрома от
Министерства Обороны в ведение Роскосмоса. Указом Президента России от 17 декабря
1997г. был создан ФКЦ «Байконур». В функции ФКЦ входит поддержание научно-техничес-
кого потенциала космодрома, управление его деятельностью, организация эксплуатации
объектов космодрома, организация и обеспечение работ при подготовке и проведении
запусков КА. Все технологические операции на техническом и стартовом комплексах
космодрома проводятся под контролем инструкторских групп ФКЦ. ФКЦ выполняет также
баллистическое, астрономо-геодезическое и метрологическое обеспечение, таможенное
сопровождение и т.п. В 2005г. дислоцирующиеся на Байконуре космические войска
приступили к завершающему этапу передачи объектов и к концу 2007г. на космодроме
осталось около 500 военнослужащих. В 2008г. расформирование войсковых частей, вхо-
дивших в состав 5-го государственного испытательного космодрома МО РФ завершилось.
16 декабря 2008г. Президент РФ Медведев подписал Указ «О реорганизации федераль-
ного государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной
космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) в форме присоединения КБ «Мотор», КБОМ, КБТМ,
КБТХМ, НПФ «Космотранс», ОКБ «Вымпел», ФКЦ «Байконур». Реорганизация осуществля-
лась в целях сохранения, развития и оптимизации использования интеллектуальных,
производственных и финансовых ресурсов ракетно-космической промышленности. ЦЭНКИ
стал четвёртым по численности персонала и значимости предприятием российской косми-
ческой отрасли на Байконуре (наряду с РКК «Энергия», ЦСКБ-Прогресс и ГКНПЦ им.
Хруничева).
Байконур сегодня и на ближайшее время является единственной базой для реали-
зации пилотируемых программ и для запуска больших объектов типа орбитального комп-
лекса «Мир». Для строительства аналогичного российского космодрома потребуются
сотни млн. долларов в течение 6-7 лет. Но с созданием новой РН «Ангара» возрастет
значение российского космодрома Плесецк. Ведь даже с него «Ангара» сможет выводить
на низкие орбиты полезную нагрузку в 26т. (больше, чем «Протон»), а на геостацио-
нарные - в 4,5т. Что касается Байконура то уже находит свое воплощение идея созда-
ния совместного предприятия с участием России, Украины, Казахстана по эксплуатации
стартового комплекса для РН «Днепр». Казахстан в настоящее время прорабатывает
вопросы самостоятельной эксплуатации Байконура после прекращения аренды космодрома
Россией (после 2050 г.) и переноса стартов в Амурскую область.
Плесецк
В начале 60-х годов происхо-
дило расширение объемов задач,
решаемых с помощью космической
техники. Однако, с расположенных
в глубине континента космодромов
Капустин Яр и Байконур невозможно
было проводить запуски спутников
на все стратегически важные орби-
ты. Поэтому в начале 1962г. было
принято решение о создании нового
научно-исследовательского поли-
гона, предназначенного для испы-
таний и штатной эксплуатации кос-
мических комплексов и испытаеий
новых твердотопливных МБР. Перво-
| |
начально предполагалось разместить новый ракетно-космический полигон в Устьянском
районе Архангельской обл. между Вельском и Котласом, у железнодорожной станции
Илеза. Там даже были начаты строительные раборы. Но позднее было принято решение
о размещения испытательной базы ракетно-космического полигона на боевом объек-
те «Ангара» в районе Плесецка. Плесецк, находится на широте 63 град. и минималь-
ное наклонение орбит прямого выведения больше чем на Байконуре. Тем не менее,
поскольку влияние вращения Земли на массу спутника, выводимого на орбиту, зависит
в первую очередь от величины наклонения плоскости орбиты, а широта точки старта
играет второстепенную роль, из Плесецка возможно было осуществление всех без исклю-
чения космических программ Байконура тех лет. На запуск спутников на полярные и
околополярные орбиты широта расположения космодрома влияния вообще не оказывает.
Кроме того объект «Ангара» к тому времени имел уже развитую инфраструктуру, а рас-
положение Плесецка в относительной близости от Москвы обеспечивало надежную связь
вновь создаваемого космодрома с научными и производственными центрами страны, поля
падения отработавших ступеней РН расролагались в необжитых районах Крайнего Севера,
Сибири и в акватории морей Северного ледовитого океана. По своим климатическим
характеристикам Плесецк более предпочтителен для осуществления полетов человека в
космос, чем Байконур. Таким образом, Плесецкий район, где расположился объект
«Ангара», по всем параметрам удовлетворял требованиям к месту запусков космических
объектов. Совет Министров СССР своим Постановлением от 16 сентября 1963г. утвердил
такое размещение и объединил вновь создаваемый космический полигон и боевое соеди-
нение в 53-й Научно-исследовательский испытательный полигон МО СССР в составе трех
испытательных управлений: боевого (№1), по испытанию космических аппаратов и ракет
-носителей (№2) и измерительного (№3).
В 1963-64г. началось строительство монтажно-испытательных корпусов (МИК) для
подготовки и наземных испытаний КА и РН, стартовых комплексов для проведения
пусков ракет лёгкого класса, созданных на базе Р-12 и Р-14. После снятия с боевого
дежурства 42-й БСС и преобразования ее в ОИИЧ, в марте 1965г. началось переоборудо-
вание стартового комплекса, расположенного на площадке №41, для проведения пусков
ракет космического назначения. К декабрю работы были закончены. 14 и 21 декабря
1965г. состоялись первые учебные пуски ракет. Начало космической деятельности Пле-
сецка было положено 17 марта 1966г. когда с пусковой установки №1 стартовала РН
«Восток-2» которая вывела на орбиту ИСЗ «Космос-112». Уже через год проводились
пуски РН «Восток-2», «Восток-2М», «Восход», «Космос-2», «Космос-3М» с семью типами
КА. В 1968г. была снята с боевого дежурства и переформирована в ОИИЧ (передана из
Первого во Второе управление) 70-я БСС (пусковые установки №3 и 4 на площадке 43).
В 1974г. на решение космических задач было перепрофилировано и Первое управление
полигона. В его состав вошли две ОИИЧ. Одна из этих испытательных частей осуществ-
ляла пуски РН «Космос-2» и «Космос-3М» другая РН «Циклон-3». Во Втором управлении
оставались две ОИИЧ осуществлявшие пуски РН типа Р-7 («Восток-2М», «Восход»,
«Молния-М», «Союз»). В 1979г.в составе Второго управления формируется новая ОИИЧ и
начинается восстановление пусковой установки №2, стартовое оборудование которой
было демонтировано в конце 60-х годов и отправлено на Байконур для ремонта старто-
вого комплекса, поврежденного в результате аварийного пуска. После чего космодром
имел девять пусковых установок:
- стартовые комплексы РН семейства Р-7 (площадки 41, 16, 43 с ПУ № 3 и 4),
- стартовые комплексы РН серии «Космос» (площадки 132 с ПУ № 1 и2, 133),
- стартовые комплексы РН серии «Циклон» (площадки 32 с ПУ № 1 и 2).
Стартовые комилексы РН «Союз» «Космос» «Ангара» (строящийся)
В 1991 г. площадка 41 была законсервирована и использовалась как учебная. В 1998г.
началась ее разборка.
В 80-е годы начались постоянные изменения в структуре ракетно-космического
полигона. 11 ноября 1994г. Президентом Российской Федерации Ельциным был подписан
Указ о создании 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ (космодром
Плесецк) в составе Военно-космических сил. Этот указ официально присвоил Плесецку
статус «космодрома». До последнего времени отсюда проводились запуски РН легкого
класса - «Космос-3М», «Циклон-3» (украинского производства) и «Рокот» и среднего
класса - «Союз-У» и «Молния-М». Запуски «Циклона-З» уже несколько лет как прекра-
щены, поскольку в российских арсеналах этих ракет уже нет, а заказывать на Украине
другие не планируется. Уже принято решение о переоборудовании стартовой площадки
«Циклона-З» под носитель «Ангара» легкого класса. Ракет «Космос-М» осталось нес-
колько штук и от возобновления их серийного производства отказались. Их заменит РН
«Рокот» (конверсионная МБР УР-100Н УТТХ). В ноябре 2004г. из Плесецка был успешно
выполнен первый пуск модернизированной РН «Союз-2». После завершения летных испыта-
ний она должна заменить все эксплуатируемые в настоящее время РН семейства «Союз».
В настоящее время ведется сооружение стартового комплекса РН серии «Зенит» (пл.
№35). В будущем предполагается его развитие до универсального наземного комплекса
для запусков семейства РН «Ангара». Одна из особенностей этих носителей - единая
стартовая позиция, рассчитая сразу на пуск трех разных по грузоподъемности ракет.
В ближайшие годы Плесецк должен стать основной стартовой площадкой отечественной
космонавтики, как гражданской, так и военной. Всего из Плесецка с 1966г. старто-
вали около 1600 РН которые вывели на орбиту почти 2000 КА.
Свободный – Восточный.
После распада СССР (в 1992г.)
руководство Военно - космических
сил выступило с инициативой о соз-
дании нового российского космо-
дрома, расположенного на широте
не большей, чем Байконур. Военные
рассматривали несколько вариантов
его расположения. В итоге оста-
лось два -Советская Гавань в Хаба-
ровском крае и Углегорск в Амур-
ской области. По результатам ана-
лиза информации, полученной в
результате проведенных в 1993г.
рекогносцировочных работ предпоч-
тение было отдано Углегорску.
Приамурье обеспечит максимально
широкий спектр наклонений орбит.
|
|
Отсюда можно эффективно выводить полезные нагрузки на геостационарные и солнечно-
синхронные орбиты. Районы падения частей РН лежат вдали от территорий иностранных
государств и густонаселенных областей России. Однако по наклонениям орбит новый
космодром не имеет преимуществ перед Байконуром. Климат здесь континентальный -
холодная, сухая (малоснежная) зима с преобладанием ясной погоды. Среднемесячная
температура самого холодного месяца - января - 25-27град. (абсолютный минимум -50
град.). Максимальная высота снежного покрова 22-24см. В летний период материк
сильно прогревается. С моря на территорию суши начинают проникать воздушные потоки,
обуславливая теплое и дождливое лето. Самый теплый месяц – июль среднемесячная тем-
пература воздуха +19-21 град. (абсолютный максимум достигает +37-38град.). Годовая
сумма осадков 400-800мм. Космодром расположен в квадрате от 51,67 до 50град.с.ш. и
от 128 до 128,5град.в.д и предназначен для запусков ИСЗ на орбиты с наклоненим от
51 до 110 град.
Поселок Углегорск – это 33 жилых 5-этажных дома. Основан в 1961г. с 1969 по
1994г. имел название - Свободный-18. В Углегорске (Свободный-18) на протяжении
нескольких десятилетий дислоцировалась 27-я ракетная дивизия РВСН (оснащенная МБР
УР-100 а позднее УР-100Н). После подписания договора ОСВ-2 началось ее расформиро-
вание. Директивой Министра обороны РФ от 30 ноября 1993г. объекты и часть войско-
вых частей и подразделений этой двизии были переданы в состав Военно-космических
сил, и на их базе был образован Главный центр испытаний и применения космических
средств перед которым была поставлена задача обеспечить подготовку к пуску в 1996-
1997г. РН легкого класса «Рокот» и «Старт».
В соответствии с Планом строительства космодрома развитие его инфраструктуры
задумывалось осуществлять поэтапно. На первом этапе создания космодрома предполага-
лось создание ракетно-космических комплексов (РКК) для обеспечения пусков РН лег-
кого класса типа «Рокот» и «Старт». На втором этапе планировалось разместить здесь
стартовый комплекс РН тяжелого класса «Ангара».
Комплекс РН «Рокот», ранее базировавшийся на космодроме Байконур, был рекомен-
дован для размещения на новом космодроме, так как он создан на основе МБР, кото-
рыми была оснащена базировавшаяся здесь ракетная дивизия и для него имелась вся
основная инфраструктура (были сохранены от уничтожения 5 ШПУ). Однако сложная
экономическая обстановка в стране и связанное с ним недостаточное финансирование,
обусловили медленный темп работ по комплексу «Рокот» в связи с чем 5 января 1999г.
вышло постановление Правительства РФ «О создании на космодроме «Свободный» РКК
«Стрела» (на базе той же МБР с минимальными доработками). Комплекс предназначен
для вывода на околоземные орбиты полезных нагрузок до 2000кг. Создание Комплекса
планировалось завершить в 2004г. но из-за проблем с финансированием срок несколько
раз переносился. Более оперативно удалось осуществить проект с размещением на кос-
модроме комплекса твердотопливных РН семейства «Старт». Этому способствовало отсут-
ствие необходимости капитального строительства. На космодроме были созданы техни-
ческая и стартовые позиции для этих РН и КА, развернут измерительный комплекс в
составе пристартового и выносного измерительных пунктов, система связи, организо-
ваны поля падения для отделяющихся частей РН, проведено обучение боевых расчетов
подготовки и запуска.
Указом президента РФ от 1 марта 1996г. центру был официально придан статус 2-
го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны РФ «Свободный».
Первый запуск РН Старт-1 с ИСЗ Зея-1 с космодрома «Свободный» был осуществлен 4
марта 1997г. В декабре того же года проведен запуск первого КА дистанционного зон-
дирования Земли иностранного производства «Ear1у Bird» (США). 5 декабря 2000г.
роведен запуск Израильского КА дистанционного зондирования Земли EROS –A 1, 20
февраля 2001г. выполнен запуск шведского КА «Odin». 25.04.2006г. на орбиту выведен
израильский разведывательный спутник EROS-В1, который будет использоваться минис-
терством обороны Израиля для круглосуточного наблюдения за Ираном.
В начале 2004г. начальник космодрома п-к Тюрин заявил, что до 2007г. не пла-
нируется проводить запуски ракет с космодрома. По его словам, это связано с тем,
что ракетный комплекс «Стрела» не прошёл государственную экологическую экспертизу.
Проблемой стал гептил — высокотоксичное ракетное топливо. В 2005г. на заседании
Совета безопасности РФ было решено в рамках сокращения вооружённых сил ликвидиро-
вать и космодром Свободный ввиду малой интенсивности запусков и недостаточного
финансирования. Планировалось продолжить эксплуатацию лишь комплекс измерительных
средств космодрома в интересах стартующих с Байконура аппаратов. В январе 2007г.
командующий космическими войсками Поповкин заявил о том, что космодром Свободный
будет законсервирован, а имеющиеся на космодроме ШПУ – уничтожены. Но в результате
совместных усилий общественности и администрации Амурской обл. в середине года
руководством страны было принято решение об изучении возможности строительства
нового российского гражданского космодрома и 6 ноября 2007г. президент подписал
указ о создании космодрома Восточный с использованием инфраструктуры космодрома
Свободный. Согласно заявлению первого заместителя Председателя Правительства РФ
С. Иванова, «Этот космодром будет создаваться для запуска всех КА гражданского и
двойного назначения, для пилотируемой российской космонавтики и для перспективных
программ изучения небесных тел». Строительство начнётся в 2010г. после подготовки
технико-экономического обоснования, определяющего точное местоположение космодрома.
Первые беспилотные запуски ожидаются к 2015г. Строительство планируют завершить в
2016г. Первые пилотируемые запуски планируются в 2018г. Полный ввод космодрома в
строй планируется в 2020г.
«Морской старт».
Особняком в ряду космодромов мира стоит проект «Морской старт» (Sea Launch).
Во-первых, это единственный (пока) частный комплекс для запуска орбитальных косми-
ческих аппаратов. Соучредителями международной компании Sea Launch являются амери-
канская Boeing (40%), российская РКК «Энергия» (25%), норвежская судостроительная
фирма Aker Kvaerner (20%), украинские ПО «Южмашзавод» (10%) и ГКБ «Южное» (5%).
Вторая особенность, как явствует из названия, это запуск ракет не с суши, а с воды.
Правда, в этом «Морской старт» не является уникальным. Еще в 1967г. итальянские
специалисты создали плавучий космодром Сан-Марко в Индийском океане у побережья
Кении. Отсюда было запущено девять РН «Скаут» со спутниками на борту. Но с 1988г.
пуски не производились, а оборудование космодрома находится на консервации.
Первые проработки проекта «Морской старт». начались в 1991г. Для него были
созданы РН «3eнит-2SL» и «Зенит-3SL». В 1995г. было подписано соглашение о созда-
нии совместного предприятия «Морской старт». В октябре 1998г. стартовая платформа,
переоборудованная на верфи в Выборге из морской нефтяной платформы, пришла в порт
базирования — американский город Лонг-Бич (сборочно-командное судно пришло туда
ранее). Первый пуск с макетом спутника массой 4,5т. состоялся 28 марта 1999г. В
апреле 2009г. компания запустила 30−й спутник. Из 30 морских запусков два были неу-
дачными. Запуски производятся из экваториальной зоны в Тихом океане вблизи острова
Рождества (154 град. з.д. и 0 градусов широты). Обеспечивается вывод на геопере-
ходную орбиту КА с массой до 6,1т. Максимально возможное количество запусков в
год - 6.
Преимущество морских космодромов заключается в способности производить запуски
с экватора. Это позволяет сравнительно небольшому носителю вывести тяжелые (до 3т)
спутники на геостационарную орбиту. Недостатки же связаны со сложными и трудоем-
кими погрузочно-разгрузочными операциями в порту, и особенно в открытом море, и с
затратами времени на вывод стартовой платформы к экватору. По этой причине «Мор-
ской старт» заметно уступает наземным космодромам по интенсивности запусков.
Плавучие средства комплекса включают в свой состав:
- стартовую платформу (СП) «Одиссей» представляющую собой стартовый комплекс
«Зенит» адаптированный для морских условий и установленный на самоходную полупог-
ружаемую платформу размером 78 на 66м. (высота 48м. водоизмещение 40 тыс.т.);
- сборочно-командное судно (СКС) на котором размещены технический комплекс и цент-
ральный пункт управления РН «Зенит»;
- плавучий измерительный комплекс «Селена».
Тхнический комплекс предназначен для приема ступеней РН, разгонных блоков и КА, их
стыковки и испытаний, перегрузки проверенной РН на транспортер и передачи ее на СП.
На СКС могут находиться две собранные РН. Управление работами на СП начиная от
операций заправки до пуска РН по радиоканалу с СКС без присутствия обслуживающего
персонала на стартовой платформе.
22 июня 2009г. компания Sea Launch объявила о банкротстве через реорганизацию.
Глава 11 кодекса США о банкротстве дает компании возможность продолжать свою дея-
тельность, и запрещает кредиторам компании предъявлять какие-либо претензии, пока
идет реорганизация. Решение суда ожидается весной 2010г.
Куру (Гвианский космический центр).
Космодром находится во Французской
Гвиане (Южная Америка) на побережье Атлан-
тического океана между городами Куру и
Саннмари, в 50км. от столицы Кайенны. В
1964г. правительство Франции выбрало Куру
из 14 других представленных проектов распо-
ложения космодрома. Его строительство Фран-
ция начала в 1965г. Первый запуск с космо-
дрома состоялся 9 апреля 1968г. В 1975г.
когда образовалось Европейское космическое
агентство (EКA), правительство Франции
предложило использовать космодром для евро-
пейских космических программ. ЕКА финан-
сировало модернизацию пусковых площадок
Куру под РН «Ариан». В настоящее время
основные пусковые площадки космодрома явля-
ются собственностью ЕКА.
|
|
Космодром Куру расположен на широте 5град. с.ш. и 52 град. з.д. (чуть более
500км. к северу от экватора), что позволяет космодрому быть наиболее подходящим
местом для запуска спутников на геостационарную орбиту. Вращение Земли придаёт
носителю дополнительную скорость в 460м/с. при траектории запуска в восточном нап-
равлении. Высокий уровень эффективности, безопасности и надёжности этого европей-
ского космопорта привлекает к нему не только европейских клиентов, но также и
клиентов из Соединённых Штатов, Японии, Канады, Индии и Бразилии.
Европа давно присматривалась российскому «Союзу» еще в 1996г. было создано сов-
местное российско-французское предприятие (СП) «Starsem» для коммерческой эксплу-
атации этой РН. Название фирмы произошло от сокращения Space Technology Alliance
based on R-7 SEMorka launch vehicles, что можно перевести как «Альянс космической
технологии на базе Р-7 Семерка». 50% акций СП принадлежит французским компаниям
Aerospatiale (35% ныне это – EADS) и Arianespace (15%), самарское «ЦСКБ-Прогресс»
и Росавиакосмос имеют по 25% акций. Первоначально в качестве места старта рассмат-
ривался космодром Байконур, позднее появилась идея перенести запуски в Куру. Для
запусков из Куру «ЦСКБ-Прогресс» на базе РН «Союз-2» разработало новую модификацию
«Союз-STK» (от «STarsem-Kouru»).
В ноябре 2003г. после нескольких лет переговоров было подписано межправитель-
ственное соглашение между Россией и Францией об использовании «Союзов» для запус-
ков с космодрома Куру. Общая стоимость проекта составляет 344 млн.евро, из которых
Россия получает около 130 млн. Все средства на постройку стартового комплекса
выделяются европейской стороной. Но запуск спутника – дело прибыльное, и за 10 лет
затраты окупятся. Европейские фирмы несут ответственность за создание инфраструк-
туры космодрома, в сфере ответственности России -создание и монтаж технологических
систем комплекса запуска и производство РН. Так что строго говоря космодром Куру
(как впрочем и Байконур) не является российским. Отметим, что российская площадка
будет находится в 13км. от основного комплекса. Для российского персонала будет
частично ограничен доступ к площадке с которой запускаются Ariane-5. Это вызвано
требованиями безопасности - время от времени США запускает здесь свои военные и
правительственные спутники. В ответ российская сторона наложила запрет европей-
скому или американскому персоналу на посещение росийских сегментов космодрома без
сопровождения.
Благодаря расположению космодрома у экватора «Союз-СТК» сможет выводить на ор-
биты полезную нагрузку 4т. вместо 1,5т. при запусках из Байконура или Плесецка.
Согласно договоренности сторон, тяжелая РН Ariane-5 и российский «Союз» будут
доставлять на орбиту КА массой до 3т. Более тяжелые спутники будут выводиться
только с Ariane-5, которая способна доставлять на орбиту 2 тяжелых спутников сразу.
Легкие спутники, такие как навигационные аппараты Galileo, по-прежнему будут дос-
тавляться в космос с Байконура. Система должна обеспечивать 2-4 запуска в год и
возможность осуществления двух последовательных запусков с интервалом в 5 недель и
продолжительностью пусковой кампании в 48 рабочих дней. С космодрома Куру будет
осуществлено не менее 50 пусков российских «Союзов» за 15 лет.
Работы по строительству инфраструктуры стартового комплекса РН «Союз» начались
в конце 2005г. В 2007г. начаты работы по строительству площадок для пуска РН
«Союз-СТК». Сроки первого пуска РН «Союз-СТК» с космодрома Куру неоднократно пере-
носились (с 2008г. на 2009г. затем на апрель 2010г.). По последним данным запуск
ожидается в июне 2010г. Первые две РН «Союз-СТК» должны были отправиться из Самары
в Санкт-Петербург в конце октября 2009г. А из Санкт-Петербурга во Французскую
Гвиану корабль с носителями отправится 5-7 ноября. Его прибытие ожидается в двад-
цатых числах ноября. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на главу КБОМ И.Бармина,
отсрочка первого запуска вызвана необоснованно завышенными требованиями к башне
обслуживания, предъявленными европейскими партнерами, что привело к усложнению и
удорожанию всей конструкции. Мобильная башня обслуживания – сложная, высокотехноло-
гичная конструкция, предназначенная для вертикальной сборки РН и КА, подготовки
ракеты к старту и защиты ракеты и КА от неблагоприятных метеорологических условий.
В России все ракеты стыкуют с КА горизонтально, поэтому ранее не было опыта созда-
ния мобильной башни вертикальной сборки, к тому же европейцы предъявили высокие
требования к безопасности. Стартовая площадка для запусков «Союзов» в настоящее
время практически достроена, хотя полностью не дооснащена. Полностью закончен мон-
таж электрических и механических систем, до конца года планируется закончить все
испытания по пневматическим системам и в январе-феврале 2010г. сдать башню.
Наверх
|