Космодромы Освоение космоса Главная
КАРТА САЙТА
ПЕРВЫЕ  СПУТНИКИ
МАЛЫЕ    КА
ИСЗ  СВЯЗИ И  НАВИГАЦИИ
РН  КБ  КОРОЛЕВА
РН  КБ  ЧЕЛОМЕЯ
РН  КБ  ЯНГЕЛЯ
РН  ДРУГИХ  КБ
МНОГОРАЗОВЫЕ СИСТЕМЫ
ПОЛЕТЫ  СОБАК
КОСМИЧЕСКИЕ АВАРИИ
ЛУННАЯ  ПРОГРАММА

                 Космодромы России

    Космодромов в мире  насчитывается  более двух десятков.  Все они  имеют схожую
структуру и различаются лишь деталями конструкции стартовых комплексов.  На разме-
щение космодромов в конкретных точках земной поверхности влияют несколько факторов.
Одним из самых важных является  баллистика полета.  Дело в том, что с минимальными
энергетическими затратами космический аппарат (КА) выводится на орбиту, наклонение
которой соответствует географической  широте космодрома.  Наиболее критична широта
космодрома при выведении на  геостационарные орбиты, лежащие в плоскости экватора.
На них размещают спутники связи и  ретрансляторы телепередач, то есть прежде всего
коммерческие КА.  Космодром для запуска  геостационарных спутников должен распола-
гаться в более низких широтах.  В этом отношении лучшие места занимают новый евро-
пейский космодром Куру, расположенный на широте около 5град. бразильский космодром
Алькантара с широтой всего 2,2град. и плавучий космодром Sea Launch, который может
вести запуски прямо с экватора.  При старте с экватора ракета носитель (РН)  сразу
получает  дополнительную скорость 465 м/с. в направлении  на восток, обусловленную
вращением Земли. (Для Плесецка  величина этой дополнительной скорости равна 211м/с,
для Байконура - 315). Поэтому, кстати, траектории запуска РН обычно прокладываются
в восточном  направлении.  Исключение составляет  Израиль — с востока  расположены
недружественные страны, и он вынужден производить  запуски в обратном направлении,
преодолевая вращение Земли.  Другим фактором является расположение «полей падения»
- районов падения отработанный  ступеней и др. частей ракет.  Меньше всего проблем
озникает в том случае, когда они располагаются в акватории океана.  Именно поэтому
подавляющее большинство космодромов мира расположено на побережье. В частности, на
восточном побережье США на мысе Канаверал в 1958г. был построен космодром (в 1963г.
он получил  название — Космический  центр им.Джона Кеннеди).  Мыс Канаверал  имеет
широту 28,5град. - это почти  самая южная  точка  континентальной  части  США, что
давало американским ракетчикам определенное преимущество перед советскими. 
 
    Одна из серьезных проблем, связанных с космодромами, — их неблагоприятное вли-
яние на окружающую среду.  В первую очередь это обусловлено применением в качестве
компонентов топлива ядовитых и агрессивных веществ.  Азотная кислота, азотный тет-
раксид  (четырехокись азота)  и гептил (несимметричный  диметилгидразин), способны
нанести значительный ущерб растительности и здоровью человека и животных. Наряду с
катастрофами компоненты топлива попадают в окружающую среду и в процессе повседнев-
ной деятельности космодрома- это утечки компонентов топлива при хранении, заправке
ракеты.  При падении «нижних» ступеней РН оставшиеся излишки топлива (недозаправка
может привести к потере дорогого спутника) попадают  в окружающую среду.  Например
отработанная вторая ступень РН «Протон» содержит 600—900кг. гептила и 1000—1500кг.
азотного тетраксида.  Как правило, вторые ступени ракет, запускаемых  с космодрома
Байконур, попадают в так называемый  район падения № 326.  Он имеет форму  эллипса
площадью более  5000 кв.км. из которых  больше половины  приходятся  на территорию
Алтайского государственного  природного  заповедника, который  с 1998г.  включен в
программу ЮНЕСКО «Всемирное наследие», и по закону его территория должна быть сво-
бодна от хозяйственной деятельности. Между тем за время эксплуатации «Протонов» на
алтайскую землю упало около 180 их ступеней. Первые ступени запущенных с Байконура
ракет падают на территории Казахстана и Туркмении.  Большая часть  вторых ступеней
падают в Томской  и Новосибирской областях.  Существуют и другие  районы  падения,
например в Якутии.  В советское время практически единственным фактором для выбора
трассы запуска было построение оптимальной  траектории полета ракет.  В результате
по стране разбросаны десятки районов падения, занимая в общей сложности 4,8 млн.га.
на которых нельзя жить и работать.
                                 Капустин Яр.

   Капустин Яр строился как полигон
для испытания ракетной техники  и с
1947  по  1957г.  был  единственным
местом испытаний баллистических ра-
кет. Еще во время первой серии пус-
ков в октябре-ноябре  1947г. Капус-
тин Яр начинает  использоваться для
пуска геофизических ракет к которым
в дальнейшем прибавились метеороло-
гические.  В июне 1951г. состоялась
первая серия пусков ракет с собака-
ми на борту.  16 марта 1962г. когда
был  осуществлен   запуск  спутника
«Космос-1»  Капустин Яр из полигона
превратился  в космодром.

   
Первые пуски РН 63С1 при лётно-конструкторских испытаниях проводились из экспе- риментальной шахтной пусковой установки (ШПУ) «Маяк-1», построенной для испытаний Р-12У. Она имела вертикальную цилиндрическую шахту, вырытую в холме и укрепленную железобетонной облицовкой. Стакан шахты, выполненный в виде гладкой цилиндрической оболочки диаметром 3м. и толщиной стальной стенки 12мм. имел на своей внутренней поверхности направляющие, по котором перемещались бугели, закреплённые на внешней поверхности корпуса ракеты. Верхняя часть стакана выполнялась в форме раструба. Кольцевое пространство между стаканом и корпусом шахты являлось газоходом для выброса газовой струи работающего двигателя первой ступени ракеты при старте. Снаружи ШПУ закрывалась сдвижной крышей. Поскольку длина РН 63С1 значительно пре- вышала длину базовой ракеты, её запуски производились из открытой ШПУ, и при сдви- нутой крыше вторая ступень РН возвышалась над срезом шахты. В 1964г. с ракетного полигона Капустин Яр был осуществлен запуск РН «Космос-2» с военно-исследовательским КА ДС-2 №2. Полет закончился аварией РН из-за разруше- ния головного обтекателя. Это был первый запуск РН космического назначения с ПУ 1-1 нового шахтного стартового комплекса СП 8П763 «Двина». 14 октября 1969г. космодром стал уже международным - состоялся запуск спутника «Интеркосмос-1», затем ушли в полёт индийские ИСЗ «Ариабхата» и «Бхаскара», фран- цузский «Снег-3». В 1972г. по проекту КБ транспортного машиностроения (КБТМ) был создан наземный стационарный стартовый комплекс 11П865М. Первый пуск состоялся 26 января 1973г. На настоящее время с этого комплекса произведено 365 пусков РН семейства «Космос». Орбиты КА запускаемых из Капустина Яра имеют наклонение к плоскости экватора в пределах от 48 до 51град. Запуски на такую орбиту невозможны ни с одного из рос- сийских космодромов, поскольку при старте из Плесецка, Свободного или Байконура отработавшие ступени ракеты падали бы в густонаселенных районах, а при запуске из Капустина Яра - в районе Аральского моря. В 1988г. потребность в запусках таких спутников резко сократилась и космические пуски из Капустина Яра были прекращены. Возрождение космодрома началось лишь в 1998г. когда был произведен коммерческий запуск РН 11К65М которая вывела на орбиту французский спутник, а 28 апреля 1999 г. был осуществлен запуск спутников «ABRIXAS» и «Megsat-0». Кроме того на полигоне возобновились испытательные работы. В настоящее время Капустин Яр имеет статус Государственного центрального меж- видового полигона Минобороны РФ №4. За время существования испытательного полигона Капустин Яр отсюда было произведено более тысячи пусков. Большую роль сыграл Капус- тин Яр в подготовке квалифицированных кадров испытателей ракетно-космической тех- ники и руководящих кадров для новых космодромов. Байконур Днем «рождения» космодрома принято считать 12 июня 1955г. когда Директивой Генштаба ВС была определена организационно-штатная структура Научно-исследователь- ского испытательного полигона №5 (НИИП-5) министерства обороны. Полигон предназ- начался для проведения испытаний новой ракетной техники, но поскольку ракета Р-7 под которую и строился полигон стала носителем первых спутников то с первых же лет существования он стал использоваться как космодром. Расположен полигон-космодром в излучине Сырдарьи, посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области - Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там. Координаты 45,6 град с.ш. 63,3 град. в.д. С точки зрения климата этот район для стартов ракет благоприятен -более 300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Внутри- континентальное расположение космодрома облегчало создание сети станций слежения и сбор падающих на землю частей ракетных систем. Но вместе с тем такое расположение накладывало жесткие ограничения на траектории возможных запусков. С Байконура нельзя запускать аппараты на орбиту с наклонением около 46град. поскольку при этом трасса полета пройдет по территории Китая. Поэтому минимальное наклонение орбиты так называемого «прямого» выведения (наиболее экономичного) при старте с Байконура составляет 51град. (максимальное 99град.) — именно это наклонение было у советских орбитальных станций. Строительство началось 12 января 1955г. Уже весной 1957г. основные элементы инфраструктуры космодрома (площадка №1- пусковая установка, площадка №2- монтажно- испытательный корпус) были готовы к эксплуатации. Уже 15 мая 1957г. состоялся первый пуск МБР Р-7. В марте 1960г. для испытаний и эксплуатации ракет Р-7, Р-7А, Р-9 было сформировано 1-е управление 5-го НИИП МО. В 1962г. оно было переформиро- вано в самостоятельное соединение - 1-е испытательное управление (с 1989г. 1-й центр испытаний и применения космических средств). Рядом с космодромом возник закрытый поселок – Ленинск. Постепенно расширяясь, Байконур занял площадь в 6717 кв.км. Он включает центр, левый и правый фланги, а также поля падения. Примерно 40% всех КА бывшего СССР и России запускались с этого космодрома.

       Инфраструктура  Космодрома
состоит из:
- 9-и стартовых комплексов с 15-ю
  пусковыми  установками,  откуда
  стартуют РН«Протон-К»,«Зенит-2»,
  «Союз-У», «Союз-У2», «Молния-М»,
  «Циклон-2»,«Днепр» и  «Стрела»;
- измерительного комплекса с сов-
  ременным   информационно-вычис-
  лительным центром для  контроля
  и управления полётом РН,а также
  обработки телеметрической инфор-
  мации;
- 11 монтажно-испытательных корпу-
  сов, в которых размещены 34 тех-
  нических комплекса для предстар-
  товой  подготовки  РН и  КА и 3
  заправочно - нейтрализационные 
  станции;

   
- кислородно-азотного завода производительностью до 300т. криогенных продуктов в сутки; - аэродромов «Крайний» (1-го класса) и «Юбилейный» (внеклассный для МКС «Буран»); - кроме того имеется теплоэлектроцентраль на 60 МВт, газотурбинный энергопоезд на 72 МВт, 600 трансформаторных подстанций, 92 узла связи, 470км. железнодорожных путей, 1281км. автомобильных дорог, 6610км. линий электропередачи, 2784км. линий связи. В центре космодрома расположен комплекс Универсальной ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Работы по его созданию были развёрнуты на базе закрытой в 1974г. программы освоения Луны «Н1-Л3».
      

    Комплекс состоит из:
  - универсального комплекса стенд-старт
    (УКСС)  17П315 площадка №250,  №250А
    (на фото);
  - стартового комплекса 11П825 площадка
    №110, №110А;
  - посадочного  комплекса  орбитального
    корабля «Буран» комплекс 11П72, пло-
    щадка №251;
  - технической  позиции  11П595, 11П596
   площадка №112А;
  - площадки №254 для огневых контроль-
    ных  испытаний орбитального корабля
    11П592.

Испытаниями новой системы «Энергия-Буран» занималось 6-е испытательное управ- ление и отдельные инженерно-испытательные части. 15.05.1987г. был проведён испы- тательный пуск РН «Энергия» с КА «Скиф-ДМ» (динамический макет). 15.11.1988г. произведен успешный запуск системы «Энергия-Буран». С 1991г. в связи с развалом СССР, общим спадом и развалом промышленности финансирование программы «Энергия- Буран» было сокращено, она переведена из Программы вооружения в Государственную космическую программу решения народно-хозяйственных задач. Дальнейшее сокращение финансирования привело к невозможности проведения работ с кораблём «Буран». В 1994 -1995г. объекты наземного испытательного комплекса «Энергия-Буран» от Министерства обороны РФ переданы предприятиям РКА, а обслуживающие их воинские части расформиро- ваны. О состоянии в котором находились уже в то время объекты комплекса говорят страницы «Акта технического состояния универсального комплекса стенд-старт (УКСС)», а так же следующая цитата из «Акта технического состояния объектов МКС «Буран»: -«Диверторы и осветительные мачты (комплекс 11П825) имеют большое количество разру- шенных крепежных деталей... Стартовое сооружение 2, сооружение 83Б под заправочно- дренажной мачтой (комплекс 11П825) залиты водой на минусовых отметках на высоту до 8 м... Сооружеие 103 (2 этаж) комплекса КИПР неоднократно затоплялось грунтовыми водами на глубину до 0,3 м... Вышло из строя около 50% кабелей напряжением 6 кВ. и 0,4 кВ. питающие сооружения пл. 112 и ТЦ 114Б... Выведены из строя систесы оборот- ного и горячего водоснабжения комплекса 17П31... Техническое состояние взлетно- посадочной полосы со штатным радиотехническим оборудованием... не соответствует нормам годности к эксплуатации аэродромов...» Стартовый комплекс был переведен в режим хранения. В декабре 2008г. прояснились планы дальнейшего использования УКСС - было принято решение о его использовании в качестве старта РН «Ангара» в рамках российско-казахского проекта «Байтерек». В 2009г. начались реконгсцировочные рабо- ты, на основании которых в марте 2009г. специальным решением Роскосмоса был произ- веден раздел УКСС между КБОМ (которое использует часть сооружений в качестве топли- вохралища) и «Байтереком», которому были переданы во временное пользование основ- ные стартовые сооружения. Планами работ на 2009г. предусмотрена комплексная инст- рументальная диагностика первоочередных стартовых сооружений. Здесь же расположен стартовый комплекс РН на базе Р-7 - площадка №1 и №2 или «Гагарингский старт». Всего с площадки №1 проведено более 400 пусков ракет космического назначения, из них более 100 –пилотируемых, а также произведено 37 пусков МБР. В 50км. на северо-восток от Ленинска находится «правый фланг» космодрома. Здесь находится второй стартовый комплекс РН на базе Р-7 - площадка №31» (введена в строй в 1961г.). С площадки №31 на 10.03.2002г. проведено 14 пусков МБР и более 350 пусков ракет космического назначения, из них 12 - пилотируемых. Другие объекты комплекса располагаются на пл. №112, 254. С 1966г. эти два комплекса обеспечивали запуск на орбиту КА типа «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Прогресс», «Прогресс М», «Зенит», «Янтарь», Т2К, «Гамма». На "южном фланге проводились испытания ракет КБ Янгеля и были введены в эксплуатацию первые шахтные комплексы ракеты Р-12. В 10км. южнее расположен комплекс РН «Зенит». В его состав входит техническая позиция подготовки РН - пл. №42 и стартовый комплекс с двумя пусковыми установками - площадка №45. Рядом находится криогенный центр. Для проведения испытаний Рн «Зенит» и стартового комплекса в 1980-1982г. было создано 5-е научно-испытательное управление. 13.04.1985г. состоялся первый пуск РН «Зенит». Всего было проведено около 40 пусков РН «Зенит». 21 апреля 1999г. осуществлен первый пуск РН «Днепр» на базе МБР Р-36М2. Под комплекс «Днепр» были дооборудованы две ШПУ на площадке №109. Комплекс «Днепр» включает стартовую позицию с двумя ШПУ, командный пункт и монтажно-испытательные сооружения. Пуск ракеты производится из транспортно-пускового контейнера по «мино- метной» схеме. На расстоянии 70км. от «Центра» с северо-западной стороны Ленинска начинается так называемый «левый фланг» космодрома. Здесь расположены комплексы РН «Протон», «Циклон» (на базе МБР Р-36) и «Рокот»/«Стрела» (на базе УР-100Н УТТХ). Первый пуск РН «Рокот» сотоялся 20 ноября 1990г. с пл. №175 где имеются две ШПУ. В 1994г. осуществление программы было переведено на космодром Плесецк, а 5 декабря 2003г. отсюда успешно стартовала еще одна конверсионная РН легкого класса «Стрела» которая вывела на орбиту макета КА. Комплекс РН «Циклон» создавался на базе наземного комплекса ракеты УР-200. В состав комплекса входят, техническая позиция и стартовый комплекс в составе двух пусковых установок на площадке №90. Для проведения испытаний в составе 5-го НИИП МО в 1966г. были сформированы 5-е испытательное управление (позднее 2-й центр испы- таний и применения космических средств) и войсковая часть запуска с дислокацией на площадке № 95. Запуски РН «Циклон» были начаты в 1967г. и из 112 проведенных на 10.03.2002 г. пусков только один завершился аварией. Данная РН использовалась для запуска космических аппаратов серии «Космос». В настоящее время запуски «Циклонов» прекращены.
      

      Комплекс «Протон» расположен на площадках №92
  (техническая  позиция  для  подготовки РН) и №81,
  № 200 (два стартовых  комплекса  по две  пусковые
  установки в  каждом.  Позже был построен еще один
  монтажный  корпус  на  площадке  №92А.  Испытания
  комплекса  «Протон»  проводились  расчётами  4-го
  испытательного управления космодрома (позже пере-
  формированного во 2-й центр  испытаний и примене-
  ния космических средств).  Отсюда проводились за-
  пуски аппаратов «Протон», 7К-Л1 («Зонд»), «Луна»,
  «Марс»,  «Венера»,  «Вега»,  «Фобос»,  «Радуга»,
  «Экран»,  «Горизонт»,  «Луч», «Галс», «Экспресс»,
  КА  военного   назначения,  орбитальных  станций
  «Салют», «Алмаз», их кораблей  снабжения, а также
  модулей  станции  «Мир»  и  международной  косми-
  ческой станции,  иностранных  коммерческих  спут-
  ников связи,  космических  телескопов  «Астрон» и
  «Гранат».  Всего более 300 пусков РН «Протон».

Между центром космодрома и Ленинском расположены измерительные комплексы, узел связи и крупнейший в мире кислородно-азотный завод, который в час может произвести 6т. жидкого кислорода и 7,2т. жидкого азота (используется в системах термостатиро- вания и для наддува баков с керосином). С учетом того, что в баки «Союза» нужно закачать около 190т. жидкого кислорода, процесс подготовки одной «заправки» окисли- теля занимает чуть меньше полутора суток. На 1 июня 2003г. со всех стартовых комплексов космодрома произведено 1207 пус- ков ракет космического назначения и 1187 (по другим данным около 2000) испытатель- ных пусков МБР. Развал на Байконуре начался еще в середине 80-х когда Ленинск открыли для ра- боты казахскому населению из Тюра-Тама. Город стал подвергаться нашествиям ванда- лов и грабителей. Завершила разгром передача Ленинска в 1989г. местным казахсским властям. Развитие националистических настроений в союзных республиках привело к созданию в городе национальных солдатских банд - «нерусские» били «русских» и нао- борот – город превратился в бандитский заповедник. Вечером и ночью на улицах было небезопасно. В Ленинск стали приезжать представители национальных «фронтов» убеж- дая солдат бежать на «свою родину». В феврале 1992г. началось массовое бегство солдат казахской национальности (которые составляли большинство солдат). Убегая, они сжигали казармы и штабы своих частей. Надолго запомнится жителям города зима 1993-94г. Уже 24 октября выпал снег, наступили настоящие холода, продолжавшиеся до апреля месяца. Городская ТЭЦ обеспечить город теплом не могла - не хватало мазута. В большинстве домов температура воздуха не поднималась выше 5 град. Во многих зда- ниях вышли из строя системы отопления, водовода и канализации. Централизованное снабжение города практически прекратилось, начались перебои с продуктами, электро- энергией, теплом, водой, бытовым газом. Многие жители готовили еду на улице на кострах. В квартирах ставили «буржуйки», туристические палатки, чтобы было теплее спать. Многие офицеры, не выдержав суровых испытаний службы и жизни на космодроме, увольнялись из Вооруженных Сил. Часть офицеров перевелась служить на территорию России, а некоторые просто сбежали в соседние страны СНГ, откуда были родом. Город опустел, около трех десятков домов были заброшены, а опустевшие квартиры были раз- граблены или незаконно заселены местными жителями близлежащих аулов и поселков. Зачастую это были люди с уголовным прошлым, нередки были случаи избиения и даже убийства военнослужащих. Офицерами не раз поднимался вопрос о разрешении ношения личного оружия для самозащиты. С момента своего образования космодром вводил в структуру Министерства обороны СССР (РВСН, Военно-космические силы). В мае 1992г. Россия и Казахстан заключили соглашение, согласно которому объекты космодрома, расположенные на территории Казахстана, стали собственностью этой республики. А два года спустя в соответствии с Договором аренды объекты и обеспечивающая инфраструктура космодрома и Ленинска были переданы в аренду России сроком на 20 лет с продлением на последующие десять при взаимном согласии сторон. Плата - 115 млн.долларов в год. Однако в Казахстане все чаще говорят о том, что договор об аренде необходимо пересмотреть. Естественно, в сторону существенного увеличения платы. Общая координация работ, проводимых на космодроме, была возложена на Министерство обороны РФ (Военно-космические силы). Обеспечение содержания и эксплуатации объектов космодрома, использующихся для реа- лизации российских военно-космических программ, осуществлялось ВКС, для реализации Федеральной космической программы России - Российское космическое агентство (РКА). В 1994г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ ряд объектов космодрома (более 60% балансовой стоимости) были переданы РКА (выше уже приводились документы, свидетельствующие о состоянии некоторых объектов на момент передачи). В 1995г. ород был передан в ведение российской администрации. Финансовые поступления из рос- сийского бюджета позволили начать восстановление разрушенного жилищного фонда и благоустройство города. В 1996г. начата поэтапная передача объектов космодрома от Министерства Обороны в ведение Роскосмоса. Указом Президента России от 17 декабря 1997г. был создан ФКЦ «Байконур». В функции ФКЦ входит поддержание научно-техничес- кого потенциала космодрома, управление его деятельностью, организация эксплуатации объектов космодрома, организация и обеспечение работ при подготовке и проведении запусков КА. Все технологические операции на техническом и стартовом комплексах космодрома проводятся под контролем инструкторских групп ФКЦ. ФКЦ выполняет также баллистическое, астрономо-геодезическое и метрологическое обеспечение, таможенное сопровождение и т.п. В 2005г. дислоцирующиеся на Байконуре космические войска приступили к завершающему этапу передачи объектов и к концу 2007г. на космодроме осталось около 500 военнослужащих. В 2008г. расформирование войсковых частей, вхо- дивших в состав 5-го государственного испытательного космодрома МО РФ завершилось. 16 декабря 2008г. Президент РФ Медведев подписал Указ «О реорганизации федераль- ного государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) в форме присоединения КБ «Мотор», КБОМ, КБТМ, КБТХМ, НПФ «Космотранс», ОКБ «Вымпел», ФКЦ «Байконур». Реорганизация осуществля- лась в целях сохранения, развития и оптимизации использования интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов ракетно-космической промышленности. ЦЭНКИ стал четвёртым по численности персонала и значимости предприятием российской косми- ческой отрасли на Байконуре (наряду с РКК «Энергия», ЦСКБ-Прогресс и ГКНПЦ им. Хруничева). Байконур сегодня и на ближайшее время является единственной базой для реали- зации пилотируемых программ и для запуска больших объектов типа орбитального комп- лекса «Мир». Для строительства аналогичного российского космодрома потребуются сотни млн. долларов в течение 6-7 лет. Но с созданием новой РН «Ангара» возрастет значение российского космодрома Плесецк. Ведь даже с него «Ангара» сможет выводить на низкие орбиты полезную нагрузку в 26т. (больше, чем «Протон»), а на геостацио- нарные - в 4,5т. Что касается Байконура то уже находит свое воплощение идея созда- ния совместного предприятия с участием России, Украины, Казахстана по эксплуатации стартового комплекса для РН «Днепр». Казахстан в настоящее время прорабатывает вопросы самостоятельной эксплуатации Байконура после прекращения аренды космодрома Россией (после 2050 г.) и переноса стартов в Амурскую область. Плесецк

    В начале 60-х годов  происхо-
дило  расширение  объемов  задач,
решаемых  с  помощью  космической
техники. Однако,  с расположенных
в глубине континента  космодромов
Капустин Яр и Байконур невозможно
было проводить  запуски спутников
на все стратегически важные орби-
ты.  Поэтому в начале 1962г. было
принято решение о создании нового
научно-исследовательского   поли-
гона, предназначенного  для испы-
таний и штатной эксплуатации кос-
мических  комплексов и  испытаеий
новых твердотопливных МБР. Перво-

      
начально предполагалось разместить новый ракетно-космический полигон в Устьянском районе Архангельской обл. между Вельском и Котласом, у железнодорожной станции Илеза. Там даже были начаты строительные раборы. Но позднее было принято решение о размещения испытательной базы ракетно-космического полигона на боевом объек- те «Ангара» в районе Плесецка. Плесецк, находится на широте 63 град. и минималь- ное наклонение орбит прямого выведения больше чем на Байконуре. Тем не менее, поскольку влияние вращения Земли на массу спутника, выводимого на орбиту, зависит в первую очередь от величины наклонения плоскости орбиты, а широта точки старта играет второстепенную роль, из Плесецка возможно было осуществление всех без исклю- чения космических программ Байконура тех лет. На запуск спутников на полярные и околополярные орбиты широта расположения космодрома влияния вообще не оказывает. Кроме того объект «Ангара» к тому времени имел уже развитую инфраструктуру, а рас- положение Плесецка в относительной близости от Москвы обеспечивало надежную связь вновь создаваемого космодрома с научными и производственными центрами страны, поля падения отработавших ступеней РН расролагались в необжитых районах Крайнего Севера, Сибири и в акватории морей Северного ледовитого океана. По своим климатическим характеристикам Плесецк более предпочтителен для осуществления полетов человека в космос, чем Байконур. Таким образом, Плесецкий район, где расположился объект «Ангара», по всем параметрам удовлетворял требованиям к месту запусков космических объектов. Совет Министров СССР своим Постановлением от 16 сентября 1963г. утвердил такое размещение и объединил вновь создаваемый космический полигон и боевое соеди- нение в 53-й Научно-исследовательский испытательный полигон МО СССР в составе трех испытательных управлений: боевого (№1), по испытанию космических аппаратов и ракет -носителей (№2) и измерительного (№3). В 1963-64г. началось строительство монтажно-испытательных корпусов (МИК) для подготовки и наземных испытаний КА и РН, стартовых комплексов для проведения пусков ракет лёгкого класса, созданных на базе Р-12 и Р-14. После снятия с боевого дежурства 42-й БСС и преобразования ее в ОИИЧ, в марте 1965г. началось переоборудо- вание стартового комплекса, расположенного на площадке №41, для проведения пусков ракет космического назначения. К декабрю работы были закончены. 14 и 21 декабря 1965г. состоялись первые учебные пуски ракет. Начало космической деятельности Пле- сецка было положено 17 марта 1966г. когда с пусковой установки №1 стартовала РН «Восток-2» которая вывела на орбиту ИСЗ «Космос-112». Уже через год проводились пуски РН «Восток-2», «Восток-2М», «Восход», «Космос-2», «Космос-3М» с семью типами КА. В 1968г. была снята с боевого дежурства и переформирована в ОИИЧ (передана из Первого во Второе управление) 70-я БСС (пусковые установки №3 и 4 на площадке 43). В 1974г. на решение космических задач было перепрофилировано и Первое управление полигона. В его состав вошли две ОИИЧ. Одна из этих испытательных частей осуществ- ляла пуски РН «Космос-2» и «Космос-3М» другая РН «Циклон-3». Во Втором управлении оставались две ОИИЧ осуществлявшие пуски РН типа Р-7 («Восток-2М», «Восход», «Молния-М», «Союз»). В 1979г.в составе Второго управления формируется новая ОИИЧ и начинается восстановление пусковой установки №2, стартовое оборудование которой было демонтировано в конце 60-х годов и отправлено на Байконур для ремонта старто- вого комплекса, поврежденного в результате аварийного пуска. После чего космодром имел девять пусковых установок: - стартовые комплексы РН семейства Р-7 (площадки 41, 16, 43 с ПУ № 3 и 4), - стартовые комплексы РН серии «Космос» (площадки 132 с ПУ № 1 и2, 133), - стартовые комплексы РН серии «Циклон» (площадки 32 с ПУ № 1 и 2). Стартовые комилексы РН «Союз» «Космос» «Ангара» (строящийся) В 1991 г. площадка 41 была законсервирована и использовалась как учебная. В 1998г. началась ее разборка. В 80-е годы начались постоянные изменения в структуре ракетно-космического полигона. 11 ноября 1994г. Президентом Российской Федерации Ельциным был подписан Указ о создании 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ (космодром Плесецк) в составе Военно-космических сил. Этот указ официально присвоил Плесецку статус «космодрома». До последнего времени отсюда проводились запуски РН легкого класса - «Космос-3М», «Циклон-3» (украинского производства) и «Рокот» и среднего класса - «Союз-У» и «Молния-М». Запуски «Циклона-З» уже несколько лет как прекра- щены, поскольку в российских арсеналах этих ракет уже нет, а заказывать на Украине другие не планируется. Уже принято решение о переоборудовании стартовой площадки «Циклона-З» под носитель «Ангара» легкого класса. Ракет «Космос-М» осталось нес- колько штук и от возобновления их серийного производства отказались. Их заменит РН «Рокот» (конверсионная МБР УР-100Н УТТХ). В ноябре 2004г. из Плесецка был успешно выполнен первый пуск модернизированной РН «Союз-2». После завершения летных испыта- ний она должна заменить все эксплуатируемые в настоящее время РН семейства «Союз». В настоящее время ведется сооружение стартового комплекса РН серии «Зенит» (пл. №35). В будущем предполагается его развитие до универсального наземного комплекса для запусков семейства РН «Ангара». Одна из особенностей этих носителей - единая стартовая позиция, рассчитая сразу на пуск трех разных по грузоподъемности ракет. В ближайшие годы Плесецк должен стать основной стартовой площадкой отечественной космонавтики, как гражданской, так и военной. Всего из Плесецка с 1966г. старто- вали около 1600 РН которые вывели на орбиту почти 2000 КА. Свободный – Восточный.

    После распада СССР (в 1992г.)
руководство  Военно - космических
сил выступило с инициативой о соз-
дании  нового  российского космо-
дрома,  расположенного  на широте
не большей, чем Байконур. Военные
рассматривали несколько вариантов
его  расположения.  В итоге оста-
лось два -Советская Гавань в Хаба-
ровском крае и  Углегорск в Амур-
ской области. По результатам ана-
лиза  информации,  полученной  в
результате  проведенных  в 1993г.
рекогносцировочных работ предпоч-
тение  было  отдано   Углегорску.
Приамурье  обеспечит  максимально
широкий спектр  наклонений орбит.

      
Отсюда можно эффективно выводить полезные нагрузки на геостационарные и солнечно- синхронные орбиты. Районы падения частей РН лежат вдали от территорий иностранных государств и густонаселенных областей России. Однако по наклонениям орбит новый космодром не имеет преимуществ перед Байконуром. Климат здесь континентальный - холодная, сухая (малоснежная) зима с преобладанием ясной погоды. Среднемесячная температура самого холодного месяца - января - 25-27град. (абсолютный минимум -50 град.). Максимальная высота снежного покрова 22-24см. В летний период материк сильно прогревается. С моря на территорию суши начинают проникать воздушные потоки, обуславливая теплое и дождливое лето. Самый теплый месяц – июль среднемесячная тем- пература воздуха +19-21 град. (абсолютный максимум достигает +37-38град.). Годовая сумма осадков 400-800мм. Космодром расположен в квадрате от 51,67 до 50град.с.ш. и от 128 до 128,5град.в.д и предназначен для запусков ИСЗ на орбиты с наклоненим от 51 до 110 град. Поселок Углегорск – это 33 жилых 5-этажных дома. Основан в 1961г. с 1969 по 1994г. имел название - Свободный-18. В Углегорске (Свободный-18) на протяжении нескольких десятилетий дислоцировалась 27-я ракетная дивизия РВСН (оснащенная МБР УР-100 а позднее УР-100Н). После подписания договора ОСВ-2 началось ее расформиро- вание. Директивой Министра обороны РФ от 30 ноября 1993г. объекты и часть войско- вых частей и подразделений этой двизии были переданы в состав Военно-космических сил, и на их базе был образован Главный центр испытаний и применения космических средств перед которым была поставлена задача обеспечить подготовку к пуску в 1996- 1997г. РН легкого класса «Рокот» и «Старт». В соответствии с Планом строительства космодрома развитие его инфраструктуры задумывалось осуществлять поэтапно. На первом этапе создания космодрома предполага- лось создание ракетно-космических комплексов (РКК) для обеспечения пусков РН лег- кого класса типа «Рокот» и «Старт». На втором этапе планировалось разместить здесь стартовый комплекс РН тяжелого класса «Ангара». Комплекс РН «Рокот», ранее базировавшийся на космодроме Байконур, был рекомен- дован для размещения на новом космодроме, так как он создан на основе МБР, кото- рыми была оснащена базировавшаяся здесь ракетная дивизия и для него имелась вся основная инфраструктура (были сохранены от уничтожения 5 ШПУ). Однако сложная экономическая обстановка в стране и связанное с ним недостаточное финансирование, обусловили медленный темп работ по комплексу «Рокот» в связи с чем 5 января 1999г. вышло постановление Правительства РФ «О создании на космодроме «Свободный» РКК «Стрела» (на базе той же МБР с минимальными доработками). Комплекс предназначен для вывода на околоземные орбиты полезных нагрузок до 2000кг. Создание Комплекса планировалось завершить в 2004г. но из-за проблем с финансированием срок несколько раз переносился. Более оперативно удалось осуществить проект с размещением на кос- модроме комплекса твердотопливных РН семейства «Старт». Этому способствовало отсут- ствие необходимости капитального строительства. На космодроме были созданы техни- ческая и стартовые позиции для этих РН и КА, развернут измерительный комплекс в составе пристартового и выносного измерительных пунктов, система связи, организо- ваны поля падения для отделяющихся частей РН, проведено обучение боевых расчетов подготовки и запуска. Указом президента РФ от 1 марта 1996г. центру был официально придан статус 2- го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны РФ «Свободный». Первый запуск РН Старт-1 с ИСЗ Зея-1 с космодрома «Свободный» был осуществлен 4 марта 1997г. В декабре того же года проведен запуск первого КА дистанционного зон- дирования Земли иностранного производства «Ear1у Bird» (США). 5 декабря 2000г. роведен запуск Израильского КА дистанционного зондирования Земли EROS –A 1, 20 февраля 2001г. выполнен запуск шведского КА «Odin». 25.04.2006г. на орбиту выведен израильский разведывательный спутник EROS-В1, который будет использоваться минис- терством обороны Израиля для круглосуточного наблюдения за Ираном. В начале 2004г. начальник космодрома п-к Тюрин заявил, что до 2007г. не пла- нируется проводить запуски ракет с космодрома. По его словам, это связано с тем, что ракетный комплекс «Стрела» не прошёл государственную экологическую экспертизу. Проблемой стал гептил — высокотоксичное ракетное топливо. В 2005г. на заседании Совета безопасности РФ было решено в рамках сокращения вооружённых сил ликвидиро- вать и космодром Свободный ввиду малой интенсивности запусков и недостаточного финансирования. Планировалось продолжить эксплуатацию лишь комплекс измерительных средств космодрома в интересах стартующих с Байконура аппаратов. В январе 2007г. командующий космическими войсками Поповкин заявил о том, что космодром Свободный будет законсервирован, а имеющиеся на космодроме ШПУ – уничтожены. Но в результате совместных усилий общественности и администрации Амурской обл. в середине года руководством страны было принято решение об изучении возможности строительства нового российского гражданского космодрома и 6 ноября 2007г. президент подписал указ о создании космодрома Восточный с использованием инфраструктуры космодрома Свободный. Согласно заявлению первого заместителя Председателя Правительства РФ С. Иванова, «Этот космодром будет создаваться для запуска всех КА гражданского и двойного назначения, для пилотируемой российской космонавтики и для перспективных программ изучения небесных тел». Строительство начнётся в 2010г. после подготовки технико-экономического обоснования, определяющего точное местоположение космодрома. Первые беспилотные запуски ожидаются к 2015г. Строительство планируют завершить в 2016г. Первые пилотируемые запуски планируются в 2018г. Полный ввод космодрома в строй планируется в 2020г. «Морской старт». Особняком в ряду космодромов мира стоит проект «Морской старт» (Sea Launch). Во-первых, это единственный (пока) частный комплекс для запуска орбитальных косми- ческих аппаратов. Соучредителями международной компании Sea Launch являются амери- канская Boeing (40%), российская РКК «Энергия» (25%), норвежская судостроительная фирма Aker Kvaerner (20%), украинские ПО «Южмашзавод» (10%) и ГКБ «Южное» (5%). Вторая особенность, как явствует из названия, это запуск ракет не с суши, а с воды. Правда, в этом «Морской старт» не является уникальным. Еще в 1967г. итальянские специалисты создали плавучий космодром Сан-Марко в Индийском океане у побережья Кении. Отсюда было запущено девять РН «Скаут» со спутниками на борту. Но с 1988г. пуски не производились, а оборудование космодрома находится на консервации. Первые проработки проекта «Морской старт». начались в 1991г. Для него были созданы РН «3eнит-2SL» и «Зенит-3SL». В 1995г. было подписано соглашение о созда- нии совместного предприятия «Морской старт». В октябре 1998г. стартовая платформа, переоборудованная на верфи в Выборге из морской нефтяной платформы, пришла в порт базирования — американский город Лонг-Бич (сборочно-командное судно пришло туда ранее). Первый пуск с макетом спутника массой 4,5т. состоялся 28 марта 1999г. В апреле 2009г. компания запустила 30−й спутник. Из 30 морских запусков два были неу- дачными. Запуски производятся из экваториальной зоны в Тихом океане вблизи острова Рождества (154 град. з.д. и 0 градусов широты). Обеспечивается вывод на геопере- ходную орбиту КА с массой до 6,1т. Максимально возможное количество запусков в год - 6. Преимущество морских космодромов заключается в способности производить запуски с экватора. Это позволяет сравнительно небольшому носителю вывести тяжелые (до 3т) спутники на геостационарную орбиту. Недостатки же связаны со сложными и трудоем- кими погрузочно-разгрузочными операциями в порту, и особенно в открытом море, и с затратами времени на вывод стартовой платформы к экватору. По этой причине «Мор- ской старт» заметно уступает наземным космодромам по интенсивности запусков. Плавучие средства комплекса включают в свой состав: - стартовую платформу (СП) «Одиссей» представляющую собой стартовый комплекс «Зенит» адаптированный для морских условий и установленный на самоходную полупог- ружаемую платформу размером 78 на 66м. (высота 48м. водоизмещение 40 тыс.т.); - сборочно-командное судно (СКС) на котором размещены технический комплекс и цент- ральный пункт управления РН «Зенит»; - плавучий измерительный комплекс «Селена». Тхнический комплекс предназначен для приема ступеней РН, разгонных блоков и КА, их стыковки и испытаний, перегрузки проверенной РН на транспортер и передачи ее на СП. На СКС могут находиться две собранные РН. Управление работами на СП начиная от операций заправки до пуска РН по радиоканалу с СКС без присутствия обслуживающего персонала на стартовой платформе. 22 июня 2009г. компания Sea Launch объявила о банкротстве через реорганизацию. Глава 11 кодекса США о банкротстве дает компании возможность продолжать свою дея- тельность, и запрещает кредиторам компании предъявлять какие-либо претензии, пока идет реорганизация. Решение суда ожидается весной 2010г. Куру (Гвианский космический центр).

     Космодром  находится  во  Французской   
Гвиане (Южная Америка) на  побережье Атлан-  
тического  океана  между  городами  Куру и   
Саннмари, в 50км.  от  столицы  Кайенны. В   
1964г. правительство  Франции выбрало Куру   
из 14 других представленных проектов распо-  
ложения космодрома. Его строительство Фран-  
ция начала в 1965г.  Первый запуск с космо-  
дрома состоялся  9 апреля 1968г.  В 1975г.   
когда образовалось Европейское космическое   
агентство  (EКA),  правительство   Франции   
предложило использовать космодром для евро-  
пейских  космических  программ. ЕКА финан-   
сировало  модернизацию  пусковых  площадок   
Куру  под  РН «Ариан».  В настоящее  время   
основные пусковые площадки космодрома явля-  
ются собственностью ЕКА.

Космодром Куру расположен на широте 5град. с.ш. и 52 град. з.д. (чуть более 500км. к северу от экватора), что позволяет космодрому быть наиболее подходящим местом для запуска спутников на геостационарную орбиту. Вращение Земли придаёт носителю дополнительную скорость в 460м/с. при траектории запуска в восточном нап- равлении. Высокий уровень эффективности, безопасности и надёжности этого европей- ского космопорта привлекает к нему не только европейских клиентов, но также и клиентов из Соединённых Штатов, Японии, Канады, Индии и Бразилии. Европа давно присматривалась российскому «Союзу» еще в 1996г. было создано сов- местное российско-французское предприятие (СП) «Starsem» для коммерческой эксплу- атации этой РН. Название фирмы произошло от сокращения Space Technology Alliance based on R-7 SEMorka launch vehicles, что можно перевести как «Альянс космической технологии на базе Р-7 Семерка». 50% акций СП принадлежит французским компаниям Aerospatiale (35% ныне это – EADS) и Arianespace (15%), самарское «ЦСКБ-Прогресс» и Росавиакосмос имеют по 25% акций. Первоначально в качестве места старта рассмат- ривался космодром Байконур, позднее появилась идея перенести запуски в Куру. Для запусков из Куру «ЦСКБ-Прогресс» на базе РН «Союз-2» разработало новую модификацию «Союз-STK» (от «STarsem-Kouru»). В ноябре 2003г. после нескольких лет переговоров было подписано межправитель- ственное соглашение между Россией и Францией об использовании «Союзов» для запус- ков с космодрома Куру. Общая стоимость проекта составляет 344 млн.евро, из которых Россия получает около 130 млн. Все средства на постройку стартового комплекса выделяются европейской стороной. Но запуск спутника – дело прибыльное, и за 10 лет затраты окупятся. Европейские фирмы несут ответственность за создание инфраструк- туры космодрома, в сфере ответственности России -создание и монтаж технологических систем комплекса запуска и производство РН. Так что строго говоря космодром Куру (как впрочем и Байконур) не является российским. Отметим, что российская площадка будет находится в 13км. от основного комплекса. Для российского персонала будет частично ограничен доступ к площадке с которой запускаются Ariane-5. Это вызвано требованиями безопасности - время от времени США запускает здесь свои военные и правительственные спутники. В ответ российская сторона наложила запрет европей- скому или американскому персоналу на посещение росийских сегментов космодрома без сопровождения. Благодаря расположению космодрома у экватора «Союз-СТК» сможет выводить на ор- биты полезную нагрузку 4т. вместо 1,5т. при запусках из Байконура или Плесецка. Согласно договоренности сторон, тяжелая РН Ariane-5 и российский «Союз» будут доставлять на орбиту КА массой до 3т. Более тяжелые спутники будут выводиться только с Ariane-5, которая способна доставлять на орбиту 2 тяжелых спутников сразу. Легкие спутники, такие как навигационные аппараты Galileo, по-прежнему будут дос- тавляться в космос с Байконура. Система должна обеспечивать 2-4 запуска в год и возможность осуществления двух последовательных запусков с интервалом в 5 недель и продолжительностью пусковой кампании в 48 рабочих дней. С космодрома Куру будет осуществлено не менее 50 пусков российских «Союзов» за 15 лет. Работы по строительству инфраструктуры стартового комплекса РН «Союз» начались в конце 2005г. В 2007г. начаты работы по строительству площадок для пуска РН «Союз-СТК». Сроки первого пуска РН «Союз-СТК» с космодрома Куру неоднократно пере- носились (с 2008г. на 2009г. затем на апрель 2010г.). По последним данным запуск ожидается в июне 2010г. Первые две РН «Союз-СТК» должны были отправиться из Самары в Санкт-Петербург в конце октября 2009г. А из Санкт-Петербурга во Французскую Гвиану корабль с носителями отправится 5-7 ноября. Его прибытие ожидается в двад- цатых числах ноября. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на главу КБОМ И.Бармина, отсрочка первого запуска вызвана необоснованно завышенными требованиями к башне обслуживания, предъявленными европейскими партнерами, что привело к усложнению и удорожанию всей конструкции. Мобильная башня обслуживания – сложная, высокотехноло- гичная конструкция, предназначенная для вертикальной сборки РН и КА, подготовки ракеты к старту и защиты ракеты и КА от неблагоприятных метеорологических условий. В России все ракеты стыкуют с КА горизонтально, поэтому ранее не было опыта созда- ния мобильной башни вертикальной сборки, к тому же европейцы предъявили высокие требования к безопасности. Стартовая площадка для запусков «Союзов» в настоящее время практически достроена, хотя полностью не дооснащена. Полностью закончен мон- таж электрических и механических систем, до конца года планируется закончить все испытания по пневматическим системам и в январе-феврале 2010г. сдать башню. Наверх



Hosted by uCoz