|
Ограничение ядерных вооружений.
Первые консультации о возможности начала переговоров об ограничении вооружений
были начаты в 1967г. Переговоры были начаты только в ноябре 1969г. Задержка была
вызвана вводом советских войск в Чехословакию и президентскими выборами в США.
Предметом переговоров был ограничение как наступательных так и оборонительных воо-
ружений. В ходе переговоров не было достигнуто всеобъемлющего соглашения о нас-
тупательных вооружениях оно не включает ограничений на бомбардировщики. В то же
время, стороны согласились заключить полномасштабное соглашение об ограничении
оборонительных средств. Результатом переговоров стали - Договор об ограничении
систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение о некоторых
мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (Договор
ОСВ-1). Которые были подписаны 26 мая 1972г. и вступили в силу 3 октября 1972 г.
Срок действия Договора ОСВ-1 составлял 5 лет. Договор по ПРО обладал неограничен-
ным сроком действия.
Договор ОСВ-1
Договор ОСВ-1 ограничивал количество пусковых установок МБР и БРПЛ количество
же бомбардировщиков и количество боезарядов никак не ограничивалось. Стороны обя-
зались не начинать с 1 июля 1972г. строительства новых стационарных пусковых уста-
новок МБР, а также не увеличивать количество подводных лодок и пусковых установок
БРПЛ. Запрещалось также переоборудование существующих ШПУ в пусковые установки
тяжелых ракет. В результате установления этих ограничений была фактически заморо-
жена структура группировок баллистических ракет наземного базирования. На момент
подписания соглашения в СССР были построены или находились в процессе строитель-
ства 1416 шахтных пусковых установок, 308 из которых предназначались для тяжелых
hакет Р-36 и Р-36М. Кроме этого, к числу тяжелых ракет относились 18 орбитальных
ракет Р-36ОРБ, развернутых на полигоне Байконур. Договор разрешал завершение стро-
ительство подводных лодок и шахтных пусковых установок, начатое к моменту его
заключения. Таким образом СССР имел возможность построить 62 современные ракетные
лодки, на которых могло быть развернуто не более 740 ракет. В дополнение к этому
СССР мог дополнительно развернуть 210 баллистических ракет морского базирования за
счет уничтожения такого же количества наземных пусковых установок ракет Р-16У и
Р-9А (ПУ типа "групповой старт" ракет Р-16У и Р-9А, не могли быть использованы для
размещения новых ракет и в любом случае подлежали ликвидации). В целом Договор
ОСВ-1 никак не ограничивал советскую программу создания ракетых подводных лодок.
Договор по ПРО
Договор по ПРО запрещает создание противоракетной обороны территории страны и
создание базы для ее развертывания. Договором разрешаются системы ПРО для прикры-
тия двух ограниченных районов - это район столицы страны и один позиционный район
баллистических ракет. Основным ограничением, накладываемым на эти системы, стало
ограничение количества ракет-перехватчиков и их пусковых установок числом 100 еди-
ниц. Определенные ограничения накладывались на количество и места размещения РЛС
ПРО и места размещения РЛС системы предупреждения о ракетном нападении. В 1974г.
СССР и США подписали протокол к Договору по ПРО, который сократил количество разре-
шенных к развертыванию систем с двух до одной. В начале 80-х в прямое нарушение
договора по ПРО в США было объявлено о создании ПРО с элементами космического бази-
рования. При этом заранее было сообщено, что уже придумано такое «толкование» дого-
вора, которое давало бы возможность перейти от «исследований» к широкомасштабным
экспериментам по отработке запрещенных договором систем.
После подписания Договора ОСВ-1 Советский Союз и США продолжили переговоры о
дальнейшем ограничении стратегических вооружений. Первой договоренностью стало
Владивостокское соглашение достигнутое в ноябре 1974г. согласно которому количес-
тво стратегических носителей ограничивалось 2400 единицами, из которых только 1320
могли быть оснащены РГЧ ИН. В ходе переговоров США стремились сократить количество
советских тяжелых ракет (еще в ходе переговоров во Владивостоке США пытались так
изменить определение тяжелой ракеты чтобы оно включало создаваемую в СССР ракету
УР-100Н). Проблема тяжелых ракет остро встала после того, как в 1973г. СССР провел
первые испытания РГЧ ИН что позволяло, учитывая значительное преимущество в суммар-
ном забрасываемом весе советских ракет и запрет по договору ОСВ-1 на развертывание
новых ракет, значительно превзойти США в количестве боезарядов. Советский Союз
настаивал на установлении ограничений на развертывание крылатых ракет воздушного
базирования и запрете развертывания крылатых ракет морского и наземного базирова-
ния. Кроме того возникла проблема советского бомбардировщика Ту-22М который США
хотели включить в число стратегических носителей. Не было согласия и в том что
считать носителем ядерного заряда: бомбардировщик или каждую крылатую ракету на
нем (на последнем настаивал Советский Союз). В 1976г. была достигнута договорен-
ность о том, что каждый бомбардировщик, оснащенный крылатыми ракетами, будет счи-
таться носителем РГЧ ИН, а Ту-22М не будет учитываться как стратегический носи-
тель. При этом СССР обязался снять с Ту-22М систему дозаправки в воздухе и ограни-
чить их производство 30 машинами в год.
Поскольку к моменту истечения срока действия Договора ОСВ-1 (в октябре 1977г.)
нового соглашения достигнуто не было СССР и США объявили, что будут продолжать
соблюдать договор ОСВ-1. Содержание Договора ОСВ-2 было в основном согласовано к
концу 1978г. и 18 июня 1979г. в ходе встречи в Вене этот документ был подписан.
Договор ОСВ-2
Договор ОСВ-2 ограничивал общее количество стратегических носителей на уровне
2400 единиц и предусматривал их сокращение до 2150 к 1 января 1981г. Из этого
числа 1320 носителей могли быть оснащены РГЧ ИН. Число носителей без учета бомбар-
дировщиков оснащенных крылатыми ракетами дальностью свыше 600км. не должно превы-
шать 1200, а число баллистических ракет наземного базирования с РГЧ ИН- 820. Зап-
рещалось увеличивать количество ББ на баллистических ракетах наземного базирования,
а также оснащать ракеты морского базирования более чем 14 ББ. Тяжелые бомбардиров-
щики существующих типов не должны были оснащаться более чем 20 крылатыми ракетами,
а с учетом новых бомбардировщиков среднее количество крылатых ракет, приходящихся
на бомбардировщик, не должно было превышать 28.
Договор запрещал сооружение новых шахтных пусковых установок и переоборудова-
ние шахт легких ракет в шахты тяжелых. Был также установлен запрет на создание
ракет более тяжелых (по стартовому и забрасываемому весу), чем существующие. Дого-
вором был наложен запрет на орбитальные ракеты, и Советский Союз должен был унич-
тожить или переоборудовать 18 ПУ орбитальных ракет Р-36ОРБ. Стороны обязались не
испытывать и не развертывать средства скоростного перезаряжания пусковых установок
МБР, баллистические ракеты с дальностью свыше 600км. для установки на плавучих
средствах, не являющихся подводными лодками, пусковые установки баллистических или
крылатых ракет для размещения на дне океанов, морей или внутренних водоемов или в
их недрах, либо подвижные пусковые установки таких ракет, перемещающиеся по дну.
В Договоре ОСВ-2 были предусмотрены меры, направленные на сдерживание процесса
модернизации стратегических вооружений. Так, каждая из сторон могла развернуть не
более одной новой МБР. Это положение было включено в Договор по настоянию США, так
как давало им возможность развернуть ракету MX. При этом США предполагали, что с
советской стороны новой ракетой станет моноблочная ракета «Тополь», работы над
которой были начаты в 1977г. Однако СССР объявил «Тополь» модернизацией ракеты
РТ-2П (забрасываемый вес новой ракеты был увеличен с 600кг. до 1000кг.), а в
качестве новой ракеты была создана ракета РТ-23. В соответствии с положениями
Договора ракета считалась новой если она отличается от своего прототипа хотя бы по
одному из следующих признаков:
- числу ступеней;
- виду топлива любой из ступеней;
- стартовой массе более чем на 10%;
- длине ракеты без ГЧ, либо по длине 1-ой ступени более чем на 10%;
- диаметру 1-ой ступени более чем на 5%;
- забрасываемому весу более чем на 21% если при этом длина первой
ступени увеличена на 5% или более.
Стороны обменялись данными о численности своих стратегических наступательных
вооружений по состоянию на 1 ноября 1978г. от которой должны были осуществляться
сокращения:
СССР США
Пусковые установки МБР (в том числе РГЧ ИН) - 1398 (576) - 1054 (550)
Пусковые установки БРПЛ (в том числе РГЧ ИН) - 950 (128) - 656 (496)
Число подводных лодок с БРПЛ - 62 - 41
Тяжелые бомбардировщики с крылатыми ракетами - 156 - 574
Неотъемлемой частью Договора ОСВ-2 явился Протокол к нему, который оставался в
силе по 31 декабря 1981г. В нем стороны на временной основе решали ряд вопросов,
которые не удалось решить в рамках Договора. Протоколом запрещалось развертывание
мобильных пусковых установок, крылатых ракет морского и наземного базирования бал-
листических ракет воздушного базирования. Кроме этого, Советский Союз обязался
ликвидировать мобильные ракетные комплексы «Темп-2С».
После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979г. администрация США
отозвала Договор из сената, который рассматривал вопрос о его ратификации. Тем не
менее США и СССР продолжали в целом соблюдать его положения. Исключениями стало
превышение Советским Союзом предельного количества носителей - 2500 вместо 2400.
Соединенные Штаты в 1986г., в ходе реализации программы развертывания оснащенных
крылатыми ракетами бомбардировщиков, превысили установленный в Договоре предел на
количество носителей с РГЧ ИН. В декабре 1981г. когда истек срок действия прото-
кола к договору США приступили к производству и массовому развертыванию КР большой
дальности наземного и морского базирования.
В начале 80-х годов остро встал вопрос об американских средствах средней даль-
ности которые предполагалось развернуть в Европе. СССР воспринимал это решение как
попытку обойти только что достигнутые соглашения об ограничении стратегических
вооружений. Переговоры о ядерных средствах в Европе были начаты в октябре 1980г.
Советский Союз был согласен сократить количество своих балистических ракет средней
дальности (БРСД) до уровня, имевшегося у НАТО (т.е. с учетом ракет Великобритании
и Франции). США отказывались от учета ядерных ракет своих союзников и были готовы
отказаться от развертывания ракет «Першинг-2» и крылатых ракет наземного базирова-
ния только в обмен на ликвидацию всех советских БРСД (в основном это были комп-
лексы «Пионер»).
Переговоры о дальнейшем сокращении стратегических вооружений были начаты в
июне 1982г. Однако в начале 80-х годов СССР и США продолжали осуществлять свои
программы модернизации стратегических сил, придерживаясь основных ограничений Дого-
вора ОСВ-2 и заключение нового соглашения ограничивающего ядерные вооружения не
входило в ближайшие планы ни одной из сторон.
Переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе были полностью останов-
лены 23 ноября 1983г. Для Соединенных Штатов поводом для прекращения переговоров
послужил инцидент корейским авиалайнером (сбитым 1 сентября 1983г. советским истре-
бителем). Советский Союз ссылался на отказ США остановить начало развертывания
своих ракет средней дальности. Одновременно были приостановлены и переговоры о
сокращении стратегических вооружений. Лишь в ноябре 1984г. Советский Союз и США
объявили о готовности возобновить переговоры, что и было сделано 12 марта 1985г. В
марте 1985г. пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М.С.Горбачев и в советско-
американских отношениях произошли существенные изменения. В ноябре 1985г. состоя-
лась советско-американская встреча на высшем уровне. В ходе встречи конкретных
договоренностей достичь не удалось основной проблемой стала осуществлявшаяся США
программа создания систем ПРО.
В ходе советско-американской встречи в Рейкьявике в октябре 1986г. Советский
Союз снял требование об учете ядерных средств дальности Франции и Великобритании и
согласился на полную ликвидацию всех советских и американских БРСД в Европе при
условии отказа США от разработки системы ПРО и обязательстве невыхода из Договора
по ПРО в течение десяти лет. Поскольку США на это не пошли, Советский Союз снял
свои предложения.
В марте 1987г. Советский Союз пошел на то чтобы отделить достижение договорен-
ности о БРСД в Европе от вопроса о соблюдении Договора по ПРО. В результате была
достигнута договоренность о полной ликвидации БРСД. Более того сфера действия Дого-
вора была распространена и на ракеты меньшей дальности. Под Договор попадали
ракеты дальность которых лежала в пределах от 500 до 5500км. Договор о ликвидации
ракет средней и меньшей дальности (Договор РСМД) был подписан 8 декабря 1987г. и
вступил в силу 1 июня 1988г.
Договор РСМД
В соответствии с условиями Договора СССР ликвидировал БРСД «Пионер», P-12,
P-14, США - баллистические ракеты «Першинг-2» и крылатые ракеты наземного базиро-
вания GLCM (BGM-109G). Ликвидируемыми типами ракет меньшей дальности для СССР
были OTP-22 и ОТР-23, а для США баллистические ракеты - «Першин-1А». Договором
было определено, что ликвидации подлежат:
со стороны СССР: - 826 развернутых и неразвернутых РСД (470 развернутых);
- 926 развернутых и неразвернутых РМД;
со стороны США: - 689 развернутых и неразвернутых РСД (429 развернутых);
- 170 развернутых и неразвернутых РМД.
БРСД Р-12 и Р-14 представляли собой устаревшие системы разработки 50-х годов.
Ракета Р-14 была уже снята с вооружения, а число ракет Р-12 быстро сокращалось
(оставалось всего 170 ракет в т.ч. 65 развернутых) и она также выводилась из ядер-
ного арсенала. Реальный интерес для США представляли комплексы «Пионер». Эти
ракеты были оснащены РГЧ с 3 ББ (всего 1950 ББ) по 150кт. каждая (общая мощность
292,5 Мт.). Дальность действия позволяла им поражать цели на всей территории Запад-
ной Европы, базируясь на Урале. Кроме того с 1985г. проходила испытания новая моди-
фикация «Пионер-3» с легкой моноблочной ГЧ мощностью 50кт. и дальностью (7400км.),
достаточной для поражения целей на территории США. ОТР-22 и ОТР-23 представляли
собой современные мобильные оперативно-тактические ракеты. ОТР-22 обладала значи-
тельным радиусом действия, позволявшим ей при размещении в странах ОВД поражать
цели, расположенные в странах НАТО. В принципе их можно было снастить легкими ГЧ
(мощностью 100 кт,) при этом дальность их была бы сравнима с «Першинг-2». Ракеты
ОТР-23 имели существенно меньшую дальность. Общая мощность зарядов ОТР-22– 368 мт.
а ОТР-23 – 23,9 мт.
ТТХ ракет «Пионер» ОТР-22 ОТР-23 "Першинг-2" GLCM
Стартовый вес т. 37 9,7 4 7,5 1,2
Дальность км. 5000 900 500 1800 2500
Мощность ГЧ кт. 3х150 500 100 до 50 до 50
КВО, м. 450 350 370 45 30
Количество в 1987г. 405 220 167 ~215 ~475
План развертывания 650* 726* 239* 385 565
* общее число ракет в 1987г. включая неразвернутые
Среди американских ракет подлежавших сокращению «Першинг-1А» и без того снимались
с вооружения и должны были быть заменены на «Першинг-2». Таким образом, интерес
для СССР имели только «Першинг-2» и крылатая ракета наземного базирования GLCM. В
перспективе предполагалось увеличение числа этих видов ракет до 950 единиц с сум-
марной мощностью ББ 47,5 Мт. Дальность "Першинг-2" позволяла поражать цели на
территории Украины, Белоруссии, Прибалтики и западной части европейской территории
РСФСР, но они не могли поражать основную часть стартовых позиций современных совет-
ских МБР. Таким образом «Першинги» не представляли опасности в смысле обезоружива-
ющего удара. При этом места их базирования могли быть уничтожены боеголовками
«Пионеров», размещенных вне досягаемости «Першингов». Дальность КР GLCM позволяла
поражать цели до Москвы включительно. Следует отметить что КР GLCM являлась «сухо-
путым» вариантом ракеты морского базирования SLCM «Томагавк» и обладала теми же
характеристиками что и GLCM. Однако ракеты SLCM не были ограничены Договором, и в
этом плане ликвидация ракет GLCM ничего не давала СССР так как была полностью ком-
пенсирована боевыми возможностями комплекса SLCM. По сути США разменяли 385 (в
перспективе) БР "Першинг-2" на 650 БР РСД-10 при этом 965 ракет ОТР-22 и ОТР-23
были и вовсе ликвидированы «даром» т.к. БР «Першинг-1А» и без Договора подлежали
снятию с вооружения. Очевидно, что Договор РСМД был подписан вследствие политичес-
кой, а не военной целесообразности.
На переговорах по сокращению стратегических вооружений к июню 1988 г. удалось
согласовать основные положения возможного соглашения. Но поскольку сокращение
стратегических сил по-прежнему связывалось с отказом США от создания ПРО, перего-
воры зашли в тупик. В сентябре 1989г. Советский Союз отказался от увязки вопроса
о соблюдении Договора по ПРО с заключением соглашения о сокращении стратегических
вооружений. Кроме того, СССР согласился не включать в сферу действия будущего
договора крылатые ракеты морского базирования. На окончательное согласование всех
договора ушло еще около двух лет. Договор о сокращении стратегических наступа-
тельных вооружений (СНВ-1) был подписан 31 июля 1991г. в Москве в ходе встречи
президентов СССР и США М.Горбачева и Д.Буша и вступил в силу 5 декабря 1994г. Срок
действия Договора СНВ-1 истекает 5 декабря 2009г. Каждая из сторон имеет право
выйти из договора, предупредив партнера за шесть месяцев.
Договор СНВ-1
Основными положениями Договора СНВ-1 являются сокращение количества стратеги-
ческих носителей до уровня 1600 единиц и количества боезарядов, размещенных на них,
до 6000 единиц. Фактическое количество боезарядов, которое стороны могут иметь на
вооружении может превышать раcчетную величину, поскольку для ее определения предус-
мотрены достаточно сложные правила зачета (так на бомбардировщиках СССР мог иметь
около 6,5 тысяч боеголовок, а США — 8,5 тысяч). В дополнение к общим ограничениям
на количество боезарядов в Договоре СНВ-1 установлены ограничения на боезаряды,
числящиеся за баллистическими ракетами наземного и морского базирования, количес-
тво которых не должно превышать 4900 единиц, а также за мобильными ракетами назем-
ного базирования, на которых должно быть развернуто не более 1100 боезарядов. Коли-
чество тяжелых ракет должно быть сокращено вдвое, так что их число не должно превы-
шать 154 единицы. Кроме этого, Договором ограничивается суммарный забрасываемый
вес баллистических ракет, который не должен превышать 3600 тонн. Запрещалось раз-
рабатывать и развертывать тяжелые бомбардировщики, не являющиеся самолетами,
баллистические ракеты воздушного запуска (БРВЗ), тяжелые баллистические ракеты,
подводные пусковые установоки баллистических и крылатых ракет кроме размещаемых на
подводных лодках, средства скоростного перезаряжения пусковых установок. а также
орбитальных ракет. Не разрешается: увеличивать число зарядов на существующих раке-
тах, переоборудовать «обычные» средства доставки для применения ядерного оружия.
Мобильные грунтовые комплексы должны базироваться только в ограниченных районах,
названия районов и их географические координаты должны быть указаны
В Договоре предусмотрен ряд мер, предусматривающих возможность снижения коли-
чества боезарядов, числящихся за определенным типом ракет. Такая операция может
быть проведена только с двумя существующими типами ракет, а на ракетах одного типа
количество боезарядов не может быть уменьшено более, чем на 500 единиц. Договор
требует, чтобы общее уменьшение зачетного количества боезарядов не превышало 1250
единиц, а количество боезарядов, числящееся за ракетой определенного типа, не
уменьшалось более, чем на четыре. Кроме этого, если количество боезарядов на
ракете уменьшается более, чем на два, то платформа, на которой размещались боеза-
ряды, подлежит уничтожению.
В отношении мобильных ракетных комплексов были предусмотрены более строгие,
чем для шахтных ракет, процедуры ликвидации. В частности, для исключения мобильной
ракеты из зачета необходимо было уничтожение не только пусковой установки, но и
самой ракеты. Для ракет шахтного и морского базирования уничтожения самих ракет не
требовалось. Одним из наиболее существенных недостатков Договора стало отсутствие
в нем положений, регулирующих развертывание крылатых ракет морского базирования.
Советский Союз и США ограничились сделанными при подписании Договора политическими
заявлениями, в соответствии с которыми они обязались не развертывать более 880
крылатых ракет морского базирования, а также информировать друг друга о планах раз-
вертывания этих ракет.
На момент подписания Договора в составе стратегических сил СССР находились
1398 баллистических ракет наземного базирования, 940 баллистических ракет морского
базирования, размещенных на 62 подводных лодках, а также 162 стратегических бомбар-
дировщика, из которых 99 были оснащены крылатыми ракетами. Всего за 2500 носите-
лями, в соответствии с правилами зачета Договора СНВ-1, числился 10271 боезаряд.
США располагали 2246 носителями, за которыми числилось 10563 боезаряда. В число
носителей США входили 1000 баллистических ракет наземного базирования, 672 ракеты
морского базирования и 574 бомбардировщика, из которых 189 были оснащены крылатыми
ракетами. Суммарный забрасываемый вес МБР и БРПЛ у СССР составлял 6626.3 т, у США
- 2361.3 т.
Вскоре после подписания Договора СНВ-1 Соединенные Штаты и СССР в односторон-
нем порядке осуществили ряд мер по снижению боеготовности своих ядерных сил. Наи-
более важным шагом стало снятие с кораблей и подводных лодок всех крылатых ракет,
а также других нестратегических ядерных систем. Часть ядерных крылатых ракет мор-
ского базирования подлежала уничтожению, а часть была направлена в хранилища.
Советский Союз обязался остановить развертывание ракетных комплексов железнодорож-
ного базирования, а развернутые железнодорожные комплексы были ограничены в пере-
движениях и размещены в пунктах базирования.
5 декабря 2001г. Россия и США заявили о полном выполнении условий договора.
На тот момент у РФ было 1136 носителей и 5518 боезарядов, у США — соответственно
1237 и 5948.
Сразу после распада Советского Союза была начата работа над новым договором,
который предусматривал бы дальнейшее сокращение стратегических сил. Соглашение,
зафиксировавшее ьосновные положения будущего договора было достигнуто уже в июне
1992г. Подписание Договора СНВ-2 состоялось 3 января 1993г. Столь быстрое заключе-
ние соглашения стало возможным в основном благодаря тому, что Договор СНВ-2 в зна-
чительной мере опирался на процедуры и положения согласованные при заключении
СНВ-1. Новый Договор фактически лишь устанавливал новые количественные ограничения
и некоторые новые процедуры. В целом, при заключении Договора СНВ-2 Россия сделала
ряд уступок, которые впоследствии существенно затруднили его ратификацию. Договор
находился на рассмотрении Федерального Собрания с 20 июня 1995г. а его ратификация
состоялась лишь в апреле 2000г. (более чем через четыре года после одобрения Кон-
грессом США). Но в 2002г. Россия отозвала свою ратификацию СНВ-2 в ответ на выход
США из Договора по ПРО.
Договор СНВ-2
Основным положением Договора СНВ-2 стало обязательство России и США осущест-
вить сокращения количества боезарядов на стратегических носителях до уровня 3000-
-3500 единиц. При этом на баллистических ракетах морского базирования не может
быть размещено более 1750 ББ. Другим ключевым положением Договора является требова-
ние ликвидации всех баллистических ракет наземного базирования, оснащенных более
чем одним ББ, всех тяжелых ракет и их пусковых установок тяжелых ракет. Исключение
сделано для 90 ШПУ, которые могут быть переоборудованы для размещения моноблочных
ракет при условии невозможности их обратного переоборудования. Датой окончатель-
ного завершения предусмотренных Договором СНВ-2 сокращений было установлено 1
января 2003г.
Поскольку при разработке Договора предполагалось, что значительная часть сок-
ращений боезарядов может осуществляться с помощью снятия ББ с развернутых систем
(так называемая "разгрузка"), в Договоре СНВ-2 были сняты практически все ограниче-
ния на уменьшение количества боезарядов, числящихся за баллистическими ракетами.
Было оставлено условие, требующее, чтобы количество боезарядов уменьшалось не
более, чем на четыре (исключение было сделано для ракет УР-100НУ, за которыми
числилось 6 боезарядов, что позволяло переоборудовать их в моноблочные). Одновре-
менно Договор СНВ-2 снимал требование о том, чтобы при разгрузке ракеты более, чем
на два боезаряда, осуществлялось уничтожение платформы разведения (это позволяло
сохранить платформы разведения ракет «Минитмен-3»).
Существенным отличием нового договора от СНВ-1 стал переход к зачету количес-
тва крылатых ракет, числящихся за бомбардировщиками по максимальному оснащению
бомбардировщиков.
Договор СНП
В 2002г. Россия и США заключили в Москве дополнительный Договор о сокращении
стратегических наступательных потенциалов (СНП), который ограничивает количество
оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1700-2200 единиц,
но не предусматривает механизмов контроля и уведомления.
Перспективы
4 декабря 2009г. заканчивается срок действия СНВ-1, и Россия получает право,
не тратя средств на создание новой ракеты, начать размещение РГЧ на старых
«Тополях» (пока это запрещено договором СНВ-1). Дело в том, что процесс списания
старых ракет с РГЧ серьезно опережает постановку на боевое дежурство моноблочных
«Тополей». К 2015г. России придется снять 74 старых многозарядных УР-100Н (6
боеголовок) и Р-36М (10 боеголовок), а также почти все 270 моноблочных «Тополей»
(ракет с РГЧ почти не останется) случится «обвал». Тогда-то и пригодится возмож-
ность размещения РГЧ ИН на «Тополях». Если в переговорном процессе США и Россия
смогут совершить обмен уступками в чувствительных для каждой стороны областях- США
уступят в вопросе об РГЧ, а Россия - по средствам доставки, можно будет выйти на
подписание видоизмененного договора об ограничении стратегических вооружений. Если
же не удастся, то остается возможность простого продления срока действия СНВ-1.
Тогда он будет продлен на пять лет без сложной процедуры подписания на высшем
уровне новыми президентами России и США. Однако Простое продление срока действия
ОСВ-1 вряд ли возможно. Дело в том, что в США были разработаны мощные неядерные
боезаряды - кавитационный кинетический боеприпас способный пробивать в десять раз
более толстый слой бетона, чем тот, который могут разрушить обычные противобункер-
ные бомбы. Если их разместить на носителях большой дальности и высокой точности,
то они приобретают качество стратегического оружия, но таковым считаться не будут.
Российские СЯС могут быть в значительной степени обесценены новейшими космическими
средствами противодействия противника. Российская орбитальная группировка сейчас
по численности составляет менее одной четверти от группировки США (96 космических
аппаратов против 415). Как только США развернут новейшую группировку спутников кос-
мической радиолокационной разведки, все наши ПГРК превратятся в постоянно контроли-
руемые и беззащитные цели и утратят способность к ответному удару. Поэтому в пере-
говоры о новом соглашении по СНВ кроме «триады» стратегических ядерных сил (СЯС)
логично было бы включать высокоточное оружие (ВТО) - ракеты большой дальности с
неядерными боезарядами большой мощности, орбитальную группировку военных спутников,
перспективные ударные гиперзвуковые беспилотные средства, а также противоспутнико-
вое оружие, если таковое будет развернуто. Уже много лет в Женеве на Конференции
по разоружению идут переговоры о запрещении размещения оружия в космическом про-
странстве, неприменении силы и угрозы силой в отношении космических объектов. Про-
ект такой договоренности был подготовлен Россией и Китаем и в 2002г. передан
участникам Конференции на рассмотрение.
Наверх
|