Морские СЯС Ядерные силы Главная      
КАРТА САЙТА
Р В С Н
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ
ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ
ДОГОВОРЫ ОСВ,СНВ
ЯДЕРНЫЕ БОЕПРИПАСЫ
РАДИАЦИЯ
12-е ГУ МО
ЯДЕРНЫЕ ПОЛИГОНЫ

           Атомные подводные лодки и их вооружение.

     В составе ВМФ в настоящее время по разным данным находятся  14-15 стратегичес-
ких ракетоносцев. Однозначных данных о количестве баллистических ракет на них найти
не удалось (количество ББ около 600) количество  же пусковых шахт можно  подсчитать
самостоятельно. Но проблема в отсутствии ракет в некоторых пусковых шахтах.  Выпуск
соответствующих ракет  был прекращен  на всех  заводах  бывшего СССР  несколько лет
назад. Поэтому остающиеся  на флотах БРПЛ скоро выработают свой ресурс, а Булава» и
«Синева» только начали поступать на вооружение. В 2004г.  ПЛАРБ проекта 941 - ТК-17
«Архангельск»  и ТК-20 «Северсталь»  были выведены  в резерв в  связи с отсутствием
ракет Р-39.
    На Северном флоте базируются 3 ПЛАРБ проекта 941/941У и 6 ракетоносцев  проекта
667БДРМ, которые несут 92 ракеты Р-29РМ, 2 ракетоносца проекта 667БДР. На Тихоокеан-
ском флоте базируются четыре ракетоносца проекта 667БДР.  В настоящее время ракето-
носцы 667БДР несут 81 ракету Р-29Р. Данные о количестве ракет возможно уже устарели.
Головная лодка проекта 941 - «Дмитрий Донской» прошла модернизацию и вооружена раке-
тами Р-30 «Булава». По российской военно-морской терминологии проект 941- это тяже-
лый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН),  а 667 проект -
просто ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН). 
    В ближайшей  перспективе  планируется  построить от 3 до 10 ПЛАРБ  проекта  955
«Borey». Основным оружием нового атомохода будут БРПЛ "Булава". Корабль будет иметь
12 пусковых ракетных шахт, размещенных за рубкой.
    Морские  стратегические  ядерные  силы  ВМФ составляют  около трети совокупного
потенциала СЯС России и обладают  рядом преимуществ по сравнению другими составляю-
щими СЯС:
   - высокая мобильность -способность ПЛАРБ менять свое местоположение на 700-800км.
     в сутки, оставаясь при  этом в полной готовности к применению своего оружия по
     объектам противника;
   - высокая скрытность действий;
   - возможность перенацеливания ракет в кратчайшее время (от одной до двух минут с
     момента получения команды); 
   - способность наносить ракетные  удары из  любого  положения  ПЛАРБ: надводного,
     подводного,  от причала из места базирования,  с грунта,  а также с подводного
     якоря.

                       Проект 667БДР «Кальмар» (NATO - Delta-3)	
     Головная  лодка  К-441 введена  в состав флота в 1976г. До 1981г. построено 12
лодок  (К-424, К-449, К-455, К-490, К-487. К-44, К-496, К-506, К-211, К 223, К-180,
К-433). В строю находятся  К-44, К-496, К-505, К-211, К-223, К-433.
 
                       Проект 667БДРМ "Дельфин" (NATO - Delta-4)
     Головная  лодка К-51 «Верхотурье»  введена  в строй  в 1984г.  Всего до 1992г.
построено 7 лодок (К-84, К64, К-114,К-117, К-18, К-407).  В настоящее время в строю
находятся 6 лодок.  В 1999г. К-64 выведен из состава флота и отправлен на МП «Звез-
дочка» с целью прохождения среднего ремонта и переоборудования для выполнения специ-
альных  задач  для ВМФ  России.  К 2002г. из лодки вырезаны ракетные отсеки, на  их
место  планируется  установка  блока отсеков  с оборудованием и жилыми помещениями, 
взятого от подводной лодки БС-411 ( проект 09774), которая  была приспособлена  для
несения глубоководных спускаемых аппаратов.  В связи с отсутствием  финансирования,
работы по переоборудованию корабля заморожены. 
     В отличие от предыдущих модификаций семейства 667, лодки проекта 667БДРМ могут
производить  пуск ракеты  в любом направлении  относительно курса движения корабля.
Подводный пуск может  осуществляться на глубинах до 55м. при скорости 6-7 узл.  Все
16 ракет могут быть запущены одним залпом.
                               

                                  ТТХ лодок проекта:
                           667БДР                667БДРМ                  941
Экипаж            чел.   -  130                 -   135                -  163
Длина               м.   -  155                 -   167                -  172,8   
Ширина              м.   -  11,7                -   11,7               -   23,3
Осадка по КВЛ       м.   -   8,7                -    8,7               -   11,5
Водоизмещение норм. т.   - 10550                -  11740               -  28500
            полное  т.   - 16000                -  18200               -  49800
Глубина погружения
           рабочая  м.   -  320                 -   400                -   380
         предельная м.   -  400                 -   600                -   500
Мощность турбины  л.с.   -2х30000               - 2х30000              - 2х50000
Макс.скорость
       надводная  узл.   -  14                  -   14                 -    13
       подводная  узл.   -  24                  -   24                 -    27
Автономность      сут.   -  90                  -   90                 -   120
Вооружение           16 ракет Р-29Р, 4-    16 ракет Р-29РМ      20 ракет Р-39,или
                     533  и  2 - 406-мм,   или Р-29РМУ2         Р-30, 6 -533 мм.ТА
                     ТА   (16 торпед)      4 -533 мм. ТА        8- ЗУР «Игла»
                                           (12 торпед)  4-8
                                           ЗУР «Игла»

                           Проект 941  «АКУЛА» (NATO – Typhoon)
    Головная ПЛАРБ  ТК-208 «Дмитрий Донской» была заложена на СМП в 1976г. спущена
на воду 23 сентября 1980г. вступила  в строй в конце 1981г.  Всего было заложено 7
ПЛАРБ проекта 941, но из-за договора по ОСВ строительство их было ограничено 6 ед.
и последний - ТК-210 был  разобран недостроенным  на стапеле, выведены  из боевого
состава  флота  и утилизированы  ТК-202, ТК-12 и ТК-13.  ТК-17 и ТК-20  выведены в
резерв.  Первоначально  лодки имели на  вооружении ракеты  Р-39. В 2007г. головная
ПЛАРБ ТК-208 прошла  модернизацию и была  вооружена  ракетами Р-30 «Булава» причем
переоборудования  шахт не потребовалось.  В старые шахты ракета  устанавливается в
пусковом контейнере. 
    Требование  получения  минимальной  осадки в надводном  положении для захода в
существующие базы привело к  необходимости иметь огромный  запас плавучести  что в
совокупности с громадной массой  ракет Р-39 привело к тому что водоизмещение лодки
превосходит все разумные пределы (больше авианосца «Адмирал Горшков»). Причем поло-
вину этого веса составляет балластная вода, из-за чего лодку окрестили «водовозом».
В результате "Акула" стала самой большой подводной лодкой в мире (занесена а книгу
рекордов  Гиннесса).  Для постройки этих  кораблей на Северном  машиностроительном
предприятии был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире.

     Новые технические решения заложенные в ракете Р-29 (код СНВ - РСМ-40
      по классификации НАТО - SSN-8 «Sawfly») и последующих ее модификациях.
    Первой в мире МБР морского базирования стала Р-29 (РСМ-40). Её разработка нача-
лась в КБ В. Макеева по  постановления  Совета Министров  № 808–33 от 28.09.1964г.
Поскольку дальность полёта  новой ракеты составляла около 8000км. отпадала необхо-
димость  патрулирования РПКСН  непосредственно  у берегов вероятного противника, в
эффективной зоне  действия его противолодочной обороны.  Предусматривалась возмож-
ность и надводного старта, теоретически  пуск ракет  мог производится без выхода в
море прямо от пирса.
     В 1974г. ракетный комплекс Д-9 с ракетой Р-29 был принят на  вооружение. Пред-
полагалось вооружить 12-ю ракетами ПЛ проекта 667Б («Delta-I»).
     Наиболее  сложными проблемами,  которые возникли  при разработке ракеты были:
достижение малых габаритов ракеты при существенном росте дальности, создание новых
малогабаритных пусковых установок и качественно новых двигательных установок, дос-
тижение  существенного увеличения  точности стрельбы,  автоматизация обслуживания,
подготовки  старта и залповой  стрельбы боекомплекта  ракет,  реализация заводской
заправки ракет топливом с ампулизацией баков, эксплуатация на флотах  заправленных
ракет, обеспечение  всепогодности боевого  применения и  готовности к применению в
любое время в любой точке Мирового океана и др.
     Основным  решением, кардинально  сократившим  габариты ракеты,  было введение
«утопленной схемы» двигательной установки—расположение двигателей в баках горючего
или окислителя. Оно привело к сокращению габаритов ракеты.  Были созданы двигатели
нового класса:  без какого-либо  обслуживания  после изготовления,  без каких-либо
разъемных соединений, имеющие высокий уровень энергомассовых характеристик. Двига-
тели обоих ступеней  работают на несимметричном  диметилгидразине (НДМГ) и азотном
тетраксиде (АТ).  Значительный  выигрыш  дали решения  по цельносварным  корпусам,
использованию «вафельных» оболочек, созданию  неразъемных переходников от стальных
элементов двигателя к алюминиевому корпусу ракеты. Ступени ракеты разделяются энер-
гией газов  наддува первой ступени, жесткие связи  между ступенями снимаются удли-
ненным  детонирующим зарядом.  Верхнее днище бака имело конусовидное углубление, в
котором размещалась боеголовка с зарядом мощностью 1 Мт.  В качестве меры противо-
действия системам противоракетной обороны в днище бака второй ступени, в специаль-
ных цилиндрах находились ложные цели, имевшие эффективную поверхность  рассеивания
(ЭПР) сопоставимую с ЭПР БЧ. Данное решение на БР морского базирования применялось
впервые. Выпуск ложных целей происходил в момент отделения  головной части.
     В конструкции  пусковой установки  вместо жесткого  крепления ракеты относит-
ельно пусковой шахты применили свободную подвеску в шахте на упругих связях, вмес-
то направления  движения  ракеты  при погрузке  и старте с помощью  пары бугельных
направляющих использовали внутреннюю стенку шахты и непосредственно оболочку раке-
ты. В результате кольцевой зазор и масса  пусковой системы уменьшились на порядок,
ракета соответственно увеличилась почти до размеров самой пусковой шахты, заполне-
ние кольцевого зазора перестало лимитировать время предстартовой подготовки, умень-
шился послестартовый разбаланс подводной лодки и его влияние на скорострельность.
     Особоважным для  морских ракетных  комплексов  является  обеспечение  высокой
точности стрельбы и подготовка полетного  задания при стрельбе по любому направле-
нию, в любое время, из любой точки океана.  Аппаратура управления должна обеспечи-
вать  автоматическое проведение регламентных  проверок, предстартовой подготовки и
старта всех ракет, предназначенных к пуску.
     В 60-е годы попытки решения возложенных на систему управления функций и задач
с помощью аналоговой аппаратуры не дававли приемлемой  точности стрельбы для ракет
средней, а тем более межконтинентальной  дальности.  Выход был найден в применении
прецизионных  гироскопических  устройств,  работающих  в вакууме,  а также системы
астрокоррекции, переход от аналоговых к цифроаналоговым и затем полностью к цифро-
вым системам с применением высокопроизводительных малогабаритных бортовых цифровых
вычислительных  комплексов  и корабельных  цифровых вычислительных систем. В итоге
предстартовая подготовка и залповая стрельба  боекомплектом ракет стали  осуществ-
ляться централизованно одним оператором.  Старт происходил с глубины до 55 метров,
при волнении моря до 8 баллов.   
     Рост эксплуатационных качествах жидкостных ракет обеспечивался заводской зап-
равкой ракеты топливом с последующей заваркой заправочных клапанов («ампулизация»).
Она обеспечила существенный рост гарантийных сроков эксплуатации и обусловила эко-
логическое совершенство морских  ракет, поскольку исключила заправочные  работы на
флотах и возможные при этом проливы компонентов.

                   БРПЛ  Р-29Р  (РСМ-50 SS-N-18 «Stingray»).
     В начале 70-х в ответ на разрвертывание в США морских  баллистических ракет с
разделяющимися  головными частями (РГЧ) была начата  опытно-конструкторская разра-
ботка  двух ракет с  межконтинентальной  дальностью стрельбы:  жидкостной РСМ-50 и
твердотопливной РСМ-52. В ракете РСМ-50(Р-29Р) и ракетном комплексе использовались
схемные, конструктивные и технологические решения,  прошедшие отработку и проверку
на ракетах Р-29 (РСМ-40). Было создано три модификации:Р-29Р (трёхблочная), Р-29РЛ
(моноблочная), Р-29РК (семиблочная).  В настоящее время ракета находится на воору-
жении ВМФ в трехблочном варианте. Впервые новый ракетный комплекс обеспечивал фор-
мирование любого по количеству ракет залпа.
     На основе ракеты Р-29Р создана ракета носитель «Волна»
     На первой ступени  применен  двухблочный двигатель, состоящий из неподвижного
основного блока и двух, размещенных в кардановых подвесах,камер рулевого блока. На
второй ступени применен  размещенный в кардановом подвесе  однокамерный двигатель.
Верхнее днище бака горючего второй ступени выполнено в виде конуса, в котором раз-
мещается боевая ступень.  В состав боевой  ступени входят  жидкостная двигательная
установка,  отсек боевой  нагрузки с  боевыми блоками и приборный отсек, в котором
размещена аппаратура системы управления,  обеспечивающие  индивидуальное наведение
блоков на разные цели. Для преодоления системы  противоракетной обороны противника
боевая ступень может комплектоваться ложными целями.  В боевом отсеке ракеты могут
размещаться три ядерных боевых блока мощностью по 200 кт.
                
               Р-29РМ разрезе                        Ракета Р-30

                                         ТТХ ракет
                      Р-29Р          Р-29РМ             Р-39               Р-30
Кол. ступеней       -   2           -   3             -   3              -   3
Стартовый вес  т.   -  35,3         -  40,3           -  90              -  36,8
Вес ГЧ         т.   -  1,65         -   2,8           –  2,25            -  1,15 
Дальность     км.   - 6500          –  8300           – 8250             - 8000
Длина ракеты   м.   -  14,1.        -  14,8           -  16              -  11,5
Диаметр        м.   -   1,8         -   1,9                              -   2
КВО            м.   -  900          -   500           - 500

                        БРПЛ Р-29РМ  (РСМ-54, SSN-23 «Skiff»)
    Является модификаией Р-29Р способна поражать малоразмерные защищенные наземные
цели  стратегического  назначения, расположенные на расстоянии до 9000км. от места
старта в акватории мирового океана Ракета Р-29РМ трехступенчатая. В качестве марше-
вых двигателей на всех ступенях применены "утопленные" в баки ЖРД с высокими тяго-
выми  характеристиками.  Двигательные  установки  третьей ступени и головной части
объединены в единую сборку с общей баковой системой.
     Ракета   может нести  4 или 10 РГЧ ИН мощностью по 100 кт. Возможно оснащение
ГЧ осколочно-фугасным зарядом  массой ВВ около 2000 кг, предназначенных для сверх-
точного поражения целей в неядерном конфликте.  Система управления  помимо аппара-
туры астрокоррекции имеет  аппаратуру коррекции траектории полёта по навигационным
спутникам и обеспечивает КВО при стрельбе на максимальную дальность около 500 м.
     На основе ракеты Р-29РМ создана ракета-носитель "Штиль-1" с забрасываемой мас-
сой 100 кг.  С её помощью  впервые мире с ПЛ  из подводного  положения был запущен
искусственный спутник.

                     Р39 «Вариант» (РСМ-52, SSN-20 «Sturgeon»).
      Твёрдотопливная  баллистическая  ракета подводных лодок, предназначенная для
размещения на ТРПКСН «Акула» в составе ракетного комплекса Д-19. На вооружение при-
нята в 1984г. Ракета была первой серийной советской твердотопливной ракетой подвод-
ного  базирования.  Всего было  развёрнуто  120 ракет (6 носителей по 20 ракет). В
1999г. принято решение ракеты этого  класса заменить ракетным комплексом «Булава».
Тип старта «сухой» - без предварительного заполнения шахты водой.

                    Р-29РМУ2 «Синева» (РСМ-54, SSN-23 «Skiff»)
     Трёхступенчатая жидкостная баллистическая ракета используется в пусковых комп-
лексах Д-9РМУ2, размещаемых на стратегических подводных  крейсерах проекта 667БДРМ
«Дельфин».  Р-29РМУ2 является  усовершенствованием  ракеты Р-29РМ, разработанной в
80-х годах. Принята на вооружение в 2007г.  11 октября 2008г. в рамках учений Ста-
бильность-2008  в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки К-114 из подвод-
ного положения  был произведен запуск ракеты "Синева", которая  установила  рекорд
дальности полёта в 11547км.

                       Р30 «Булава» (РСМ-56, SSN-30).
    Ракета разработана Московским институтом теплотехники - разработчику «Тополь-М»
на базе которой она  и создана.  Ракета может использовать  как обычную траекторию
полета, так и настильную. В первом случае ракета летит из акватории Баренцева моря
на Камчатку за 30 минут, а во втором — за 17.  Двигатели первой и второй ступени –
твердотопливные,  третья  ступень  оснащена  жидкостным двигателем для обсепечения
маневрирования на заключительном участке полёта. В качестве полезной нагрузки раке-
та несет шесть гиперзвуковых маневрирующих ядерных блока индивидуального наведения. 
    Тип старта ракеты - «сухой»,  может осуществляется под наклоном, что позволяет
ракетоносцу вести стрельбу «на ходу».
      
                                  Наверх
 

Hosted by uCoz