Страница 10 Страницы истории Главная   
СТРАНИЦА 1
СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦА 16

             АПЛ 705-го проекта

    Создание атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 705 (705К)  стало одной из наи-
более ярких страниц в истории Специального  конструкторского бюро (СКБ) №143 (ныне
СПМБМ «Малахит»).  В 1957г. вступила в строй первая  отечественная АПЛ проекта 627
созданная в СКБ-143 под руководством В.Н.Перегудова. В 1959г. один из ведущих спе-
циалистов СКБ - А.Б. Петров -  вышел к руководству СКБ с  предложением  о создании
торпедной АПЛ водоизмещением  всего 1500т. (лодки проекта 627 имели  водоизмещение
3000т.). Малое водоизмещение новой лодки предполагалось получить за счет: 
-  уменьшенного запаса плавучести при однокорпусной архитектуре; 
-  отказа от второй главной  энергетической  установки (ГЭУ обычно советские лодки
   имели два реактора две турбины и два винта); 
-  сокращения численности экипажа (планировалась максимальная автоматизация процес-
   сов управления и боевого применения); 
- применения титановых сплавов. 
Главный конструктор Перегудов заинтересовался этим проектом.  В составе проектного
отдела был создан сектор перспективного проектирования, начальником которого назна-
чили  Петрова.  
    В конце 1959г. в Государственный комитет по судостроению (ГКС) и заказчику был
направлен доклад с  краткой характеристикой  «заказа»,  над проектом которого бюро
предлагало  работать:  малая (водоизмещение до 1500т.),  автоматизированная  АПЛ с
небольшим количеством личного состава  (не более 15-17 человек, причем только офи-
церов).  Новый корабль, располагая  скоростью подводного  хода более 40 узлов  был
способен в короткое время выйти в заданную точку океана. При своевременном обнару-
жении торпедной атаки противника АПЛ могла уклоняться от торпед, малое водоизмеще-
ние в сочетании с мощной энергетической установкой обеспечивали быстрый набор ско-
рости и высокую  маневренность.  АПЛ могла собственным  ходом в  считанные  минуты
отходить от причальной стенки, а после  возвращения «домой» — самостоятельно швар-
товаться. Предложение получило благожелательную оценку Главкома ВМФ и председателя
ГКС. 
    Перегудов, который по состоянию  здоровья, уже практически отошел от дел, воз-
главить проект не мог. Доверить руководство проектированием Петрову ГКС и админис-
трация бюро не решились. В это время были прекращены все работы по  проектированию
АПЛ проекта 653,  Главным конструктором  которой являлся  М.Г. Русанов.  Поэтому в
марте 1960г. ему предложили возглавить работы по проектированию новой лодки.
    23 июня 1960г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектирова-
нии и постройке «опытной комплексно-автоматизированной, скоростной» АПЛ «с торпед-
ным вооружением». Проект получил  номер 705 и шифр «Лира». Предэскизный проект был
завершен  31 декабря  1960г. и рассмотрен  на совещании  в Москве.  От предложений
группы Петрова этот проект сильно  отличался. Количество отсеков увеличилось с 3-х
до 6-ти, водоизмещение — в 1,5 раза. Одна из  главных особенностей - однокорпусная
архитектура  и уменьшенный запас  плавучести, сулившие  выигрыш в  водоизмещении и
скорости (уменьшение поверхности снижало  сопротивление) также не нашли  поддержки
у заказчика.  Величина запаса плавучести современных АПЛ  находится в пределах 10—
12% (от надводного водоизмещения) для  ПЛ однокорпусной архитектуры  до 35-37% для
двухкорпусных.  Соответственно изменяется и уровень обеспечения надводной непотоп-
ляемости.  Американские лодки имеющие однокорпусную архитектуру и 3-5 отсеков сох-
раняли плавучесть только при  частичном затоплении  одного из отсеков.  При запасе
плавучести около 35% и 6—9 отсеках, как на советских лодках, было возможно  полное
затопление одного отсека или  частичное затопление нескольких отсеков. Несмотря на
вроде бы большую  пассивную  безопасность  советских АПЛ за время  их эксплуатации
затонуло в 2,5 раза  больше лодок чем в США.  Не стали отступать от  традиции и на
этот раз.  Первоначальный проект предусматривал комплексную автоматизацию большин-
ства систем АПЛ, благодаря чему обеспечивалась численность экипажа 16 человек.  По
требованию руководства ВМФ состав  экипажа был увеличен до 29 офицеров и  мичманов
(позднее до 31 человека из которых единственным матросом был помошник кока).  Воп-
рос о частоте тока для электросистем лодки решался на самом  высоком уровне - в ЦК
КПСС.  Дело в том, что все  наши ПЛ имели  электрооборудование  на переменном токе
частотой 50 Гц., а в проекте 705  предлагалось применить ток частотой 400 Гц., что
обеспечивало снижение веса и  габаритов электрооборудования.  25 мая 1961г. появи-
лось постановление, разрешающее научному руководству  и главному конструктору про-
екта при наличии достаточных обоснований  отступать от норм и правил военного ко-
раблестроения. 
    На стадии эскизного  проектирования было  разработано более  десятка вариантов
ГЭУ, из них для дальнейшей проработки  приняли два, один из которых включал в свой
состав водо-водяной  реактор (ВВР), а второй - реактор с жидкометаллическим тепло-
носителем (ЖМТ).  Выделенные в АПЛ объемы и массы  для ГЭУ не позволяли разместить
установку с ВВР, вследствие чего для дальнейшего проектирования утвердили установ-
ку с ЖМТ.  Было принято решение о разработке для этого проекта двух типов паропро-
изводящих установок (ППУ) с ЖМТ:  ОК-550 (с рзветвленными коммуникациями 1-го кон-
тура с тремя  паропроводами  и тремя  циркуляционными насосами)  разрабатывалась в
ОКБМ (г.Горький), БМ40А (двухсекционная, два паропровода, два циркуляционных насо-
са) в  ОКБ «Гидропресс» (г.Подольск)  мощность обеих 150 МВт.  Паротурбинная уста-
новка (ПТУ) ОК-7 (затем ОК-7К) – одновальная, блочной  конструкции. Главный турбо-
зубчатый агрегат (ГТЗА) смонтирован на новой  системе амортизации, а наиболее шум-
ные механизмы установлены на  пневматических амортизаторах.  В качестве теплоноси-
теля был выбран сплав висмута и свинца (Тплавления=135град., Ткипения=1679град.),
который хотя и уступал натрию по теплофизическим свойствам, но был менее химически
активен и опасен в случае аварии.  Таким образом удалось избежать проблем, с кото-
рыми столкнулись американцы на своей опытной лодке с натриевым теплоносителем. ППУ
с ЖМТ, обладают, в принципе,  такими неоспоримыми по сравнению с традиционными ВВР
преимуществами, как: низкое давление в первом контуре (10-15 атм. вместо 150-100),
что делает их  значительно потенциально  более безопасными;  возможность улучшения
массогабаритных  показателей  (на 15-20% по сравнению с ВВР).  Другой особенностью
ППУ с реактором на ЖМТ была ее высокая «приемистость» - лодка (в  отличии от лодок
с ВВР) могла развить полный ход в течение минуты. Кроме того такой лодке достаточ-
но было 30 минут, чтобы отойти от пирса и скрыться под водой, в то время как АПЛ с
ВВР для этого необходимо было 2-3 часа. Недостатком было то что приходилось посто-
янно поддерживать  высокую температуру  теплоносителя (даже  на стоянке в порту) -
затвердевание сплава привело бы к выходу из строя ППУ. Использование в первом кон-
туре более низкого давления, чем во втором с одной стороны исключало распростране-
ние радиоактивности ва второй контур при нарушении плотности парогенераторов.  Од-
нако в этом случае попадание воды в ЖМТ  приводило к его окислению, что стало при-
чиной многочисленных  аварий на  АПЛ с ЖМТ.  Сам теплоноситель  обладал  небольшой
долгоживущей наведенной  альфа-активностью  однако при его  нейтронном облучении в
первом контуре реактора из висмута образовывался радиоактивный Полоний- 210 (пери-
од полураспада 138 дней).  Кроме нейтронной активности  он был опасен еще  и своей
токсичностью. 
     В то время на  «Адмиралтейских верфях» Ленинграда (завод № 196) уже строилась
АПЛ проекта 645 (К-27), имевшая два  реактора РМ-1 (созданный в  ОКБ «Гидропресс»)
со свинцово-висмутовым теплоносителем. Лодка создавалась на базе проекта 627 И сох-
ранила с ним внешнее сходство.  Новая ГЭУ по своим выходным  характеристикам также
мало чем отличалась от ГЭУ  с ВВР лодок 627 проекта.  Более того масса ГЭУ с ЖМТ с
учетом всех вспомогательных систем, системы биологической защиты и фундаментов под
оборудование на 20% превосходила массу ГЭУ с ВВР АПЛ проекта 627 (частично это ком-
пенсировалось за счет отказа от установки резервных дизель-генераторов).  Первона-
чально намечалось сдать  АПЛ флоту в конце 1960г.  однако задержка  готовности ППУ
сдерживала постройку корабля.  В результате спуск на воду  состоялся лишь 1 апреля
1962г., а в мае начались швартовые испытания.  30 октября 1963г. Правительственная
комиссия подписала  приемный акт АПЛ К-27 и рекомендовала  применение ППУ с ЖМТ на
ПЛ новых проектов.  В первом походе  (21 апреля - 11 июня 1964г.) лодка за 51 день
прошла 12425 миль, из них 99% под водой это был мировой рекорд непрерывного пребы-
вания под  водой.  В походе энергетическая  установка работала  устойчиво  хотя не
обошлось  без мелких неполадок.  Начавшаяся удачно опытная эксплуатация этой  АПЛ,
к сожалению, скоро была прервана серией радиационных аварий,  закончившихся полным
выходом из строя одного из реакторов. 
    В 1962г. на базе проекта 705 в СКБ-143 был выполнен предэскизный проект лодки,
оснащенной  противокорабельным  комплексом  с подводным стартом  «Аметист» (705А).
Шесть наклонных контейнеров с крылатыми  ракетами предполагалось разместить в раз-
витом ограждении рубки  и в верхней части  дополнительного отсека, «врезанного»  в
прочный корпус лодки перед реакторным отсеком.  Однако проект не был реализован по
причине затягивания работ по 705-му проекту. Дальнейшим продолжением этого направ-
ления стал проект 686.  На базе  705-го планировалось  так же создать  модификацию
705Д, которая являлась бы его  полным аналогом, но была бы оснащена ВВР.  Но и эта
лодка так и остались в эскизах.  Параллельно  в СКБ-143 велась разработка ракетной
лодки под комплекс Д-5 - проект 705Б-  водоизмещением 4200т. Однако в конце 1962г.
было принято решение о передаче работы  по данному проекту в ЦКБ-16 где дальнейшие
работы велись под шифром 687.  В ЦКБ-16 разрабатывались параллельно варианты с ВВР
(АКУ-80) и с ЖМТ (БМ-40).  После аварии на  К-27 работы  были приостановлены.  А в
июне 1969г. все работы по проекту 687 были прекращены в серию пошел проект 667А.
    АПЛ проекта 705 (705К) - двухкорпусная,  одновальная. Корпус, изготовленный из
титанового сплава, по всей длине представлял  собой тело вращения. Ограждение руб-
ки – «лимузинного» типа  (его обводы, плавно  сопрягающиеся с обводами корпуса ко-
рабля, были отработаны  гидродинамиками ЦАГИ).  Прочный корпус разделялся попереч-

      
    1-ый отсек - торпедный, 2-ой - электромеханический, 3-й - Центральный пост (жилой),
             4-ый - реакторный, 5-ый - ГТЗА, 6-ой - рулевых машин.

ными переборками  на шесть  водонепроницаемых  отсеков.  3-й отсек, где на средней
палубе распологались главный командный  пункт (ГКП), жилые, медицинские и санитар-
ные помещения, а на нижней — камбуз  и провизионные  помещения, ограничивался сфе-
рическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.  Прямо над ним,
впервые в мире, размещалась аварийная всплывающая камера (на фото справа), которая

      

обеспечивала спасение всего экипажа  с глубин вплоть до предельной, при значитель-
ных крене и дифференте.  Носовые горизонтальные  рули были выполнены  убирающимися
в корпус и размещены ниже ватерлинии.
    Чтобы сократить экипаж АПЛ до 30 чел. было принято  решение о создании для АПЛ
ккомплексной  автоматизированной системы управления.  В ЦКБ при заводе им.Кулакова
(ныне — ЦНИИ «Гранит») для  корабля была  создана уникальная боевая информационно-
управляющая система (БИУС) «Аккорд», позволившая сосредоточить все управление АПЛ,

            

ее боевыми и техническими средствами, на ГКП. Основой БИУС (впервые на флоте) были
две быстродействующие  вычислительные машины.  Боевая смена в  реальной обстановке
была ограничена восемью членами экипажа. Несение постоянных вахт у отдельных меха-
низмов и устройств не было предусмотрено,  по готовности №1 и №2 производился лишь
периодический обход необслуживаемых отсеков вахтенными.  Для программного, автома-
тического  и ручного  управления  движением и стабилизацией  АПЛ по курсу, а также
по глубине  погружения служила  система «Боксит».  Автоматическая дифферентовка на
ходу производилась при помощи системы «Тан». Управление и контроль за работой энер-
гетической установки, а также электроэнергетической системы и общесудовых систем и
устройств  обеспечивались системой «Ритм».  Лодка была оснащена также: автоматизи-
рованным комплексом гидроакустических средств «Океан»; автоматизированным комплек-
сом автономных средств навигации «Сож»;  системой автоматического  управления ору-
жием «Сарган»;  автоматической системой  радиационного контроля «Альфа»; автомати-
зированным комплексом средств радиосвязи  «Молния и др. системами.  Соответственно
выросла и стоимость лодки.  Если АПЛ проекта 627 стоила 15 млн. руб. (в ценах 60-х
годов), то корабль проекта 705 – уже 105 млн. рублей. 
    ГЭУ состояла из реактора на ЖМТ, мощностью 150мВт., ППУ БМ-40А, ПТУ ОК-7К мощ-
ностью 40000 л.с. двух турбогенераторов мощностью по 1500 кВт.  Кроме того имелась
вспомогательная дизельгенераторная установка мощностью 500кВт, аварийная аккумуля-
торная батарея из 112 элементов и два электродвигателя мощностью по 100кВт, разме-
щенные в герметических гондолах в горизонтальных стабилизаторах и снабженных греб-
ными винтами с поворотными лопастями.
    Основное вооружение  включало шесть носовых 533-мм  торпедных аппарпата с сис-
темой быстрого заряжания. Боекомплект: 18 торпед или 36 мин, а также противокора-
бельные ракеты «Вьюга» выстреливаемые через ТА.
    Длина лодки 81,4м. наибольшая  ширина 10,0м. осадка 7,6м. полное водоизмещение
3100т. запас плавучести 37%, предельная глубина погружения 400м. скорость подводно-
го хода 41 уз. надводная скорость 14 уз.  Уникальные скоростные характеристики АПЛ
705 проекта отмечены в книге «Рекордов Гиннеса». 
    Строительство первой АПЛ  проекта 705 (тактический номер К-64),  было начато в
эллинге Ленинградского Адмиралтейского объединения  (завод №196) 2 июня 1968г.  22
апреля 1969г. корабль был спущен на воду.  Летом 1970г. был  произведен физический
пуск реактора и начались швартовые испытания.  Многое не ладилось, системы не были
«доведены» (200 образцов оборудования  установили без проведения ресурсных испыта-
ний на заводах-изготовителях), но на это закрывали глаза.  Еще  в период швартовых
испытаний вышла из строя одна автономная петля первого контура.  Решили АПЛ поста-
вить в плавдок и по Беломорско-Балтийскому  каналу перевести на Север.  С Беломор-
ского рейда, где К-64 была выведена из дока, она с большими трудностями, но все же
своим ходом пришла в Северодвинск.  Сюда же прибыла и огромная заводская сдаточная
команда - 900 человек.  31 декабря 1971г. все же  был подписан акт о передаче К-64
в опытную  эксплуатацию лодка  вошла в состав  1-й флотилии  3-й дивизии подводных
лодок Северного флота (СФ). Первым командиром стал капитан 1 ранга А.С.Пушкин. Уже
в начальный период эксплуатации  вышла из строя вторая петля первого контура. Было
выявлено и растрескивание сварного титанового корпуса. А вскоре на атомоходе случи-
лась авария приведшая к застыванию  теплоносителя и  полному выходу из строя реак-
тора.  В августе  1974г. лодку вывели  из боевого  состава флота,  отбуксировали в
Северодвинск, где вскоре корпус был разрезан на две части. Носовые отсеки перевез-
ли в Ленинград, предполагалось использовать  их как тренировочный стенд.  Кормовую
часть, включая реакторный отсек, разместили на заводе «Звездочка» в Северодвинске.
После этого подводники шутили, что К-64 самая длинная АПЛ в мире - нос в Ленингра-
де, а корма в Северодвинске.
    Сразу после аварии программу  строительства лодок проекта 705 приостановили (к
этому времени в Ленинграде и  Северодвинске на стапелях находились еще пять анало-
гичных кораблей). Было принято решение заменить  энергетическую установку разрабо-
танную в Горьковском ОКБМ на разработанную  в Подольске БМ-40А.  После чего работы
по строительству лодок  продолжились.  В Ленинграде 26.06.1975г. была заложена еще
две лодки, но впоследствии она была разобрана на стапеле. Проект усовершенствован-
ных лодок получил номер 705К. На воду были спущены еще 6 лодок: в Ленинграде К-316
(введена  в эксплуатацию 30.09.1978г.), К-373 (29.12.79г.), К-463 (30.12.1981г.) и
в Северодвинске К-123 (12.12.1977г.), К-432 (31.12.1978г.) и К-493 (30.09.1981г.).
Новая ППУ оказалась более надежной, во всяком случае, на АПЛ проекта 705К по причи-
не радиационных аварий не погиб ни один моряк. 
    После аварии на К-64  Русанов в 1974г. был отстранен  от должности и отправлен
на пенсию. Работы по модернизации лодки и завершению строительства серии продолжил
его первый  заместитель В.В.Ромин.  В 1981г. СКБ-143 за  создание  АПЛ проекта 705
(705К) было награждено орденом Октябрьской революции. Главному конструктору Ромину
была присвоена Ленинская премия  большую группу специалистов бюро  наградили орде-
нами и медалями орден Ленина получил и персональный пенсионер Русанов.
   В декабре 1977г. после завершения  заводских и государственных испытаний первая
лодка проекта 705К (К-123) приступила к отработке курсовых задач боевой подготовки
для ввода в состав сил  постоянной готовности СФ.  Первым командиром  стал капитан
2-го ранга А.Ч.Аббасов.
    Появление лодок  проекта 705К стало  неприятным сюрпризом для американцев  (на
«западе» они получили кодовое наименование «Альфа»). Вот выдержка из американского
журнала «Defense Electronics» (1984г.) «Появление советской ПЛ типа «Альфа» в кон-
це 70-х захватило ВМС США врасплох. Новая противолодочная ПЛ создала трудное поло-
жение для американских стратегических сил- ракетных лодок. «Альфа» была также дос-
таточно глубоководна и быстроходна, чтобы уйти от американских торпед.  Даже обна-
ружение новой лодки представляется трудновыполнимым, так как  её корпус изготовлен
из  титана,  который  вследствие  немагнитности  неуязвим  для  магнитометрических
средств обнаружения.  Кроме того, она покрыта, примерно  шестидюймовым  покрытием,
которое поглощает звуки, делает ПЛ менее  обнаруживаемой акустическими средствами.
Ее способность погружаться  глубже, чем другие лодки, также позволяет использовать
температурные и другие неоднородности океана для сохранения скрытности, xто снижа-
ет эффективность многих ГАС, используемых в США. «Альфа» является подлин-
но скрытной лодкой».
    АПЛ проекта  705К обладали  исключительно  высокими скоростными и маневренными
характеристиками - для  разворота на 180 град. при максимальной скорости лодке тре-
бовалось всего 42 cек. Комбинация высокой скорости  сопоставимой со скоростью про-
тиволодочных средств, большой глубины погружения и  высокой маневренности вынудила
наших вероятных противников создавать новое поколение противолодочного оружия, все
существовавшее казались американцам неэффективным. 
    Вместе с тем  западные  специалисты  неизменно  критиковали «Альфы» за высокую
шумность, почти неизбежную при движении  АПЛ с высокой подводной скоростью. Но бо-
лее существенными оказались эксплуатационные проблемы которые возникали по причине
необходимости постоянного  поддержания 1-го контура  реактора в горячем состоянии,
сложности проведения специальных операций по предотвращению окисления теплоносите-
ля, контроля за его  состоянием и  периодической  регенерации (удаление  окислов),
сложности ремонта. В Западной Лице, где базировались лодки 705 проекта, был создан

      

целый береговой комплекс для кораблей этого проекта. Построена специальная котель-
ная для подачи пара кроме того у пирсов, где стояли корабли, были поставлены плав-
казарма и эсминец, которые  давали пар от своих  котлов.  Однако, в связи с низкой
надежностью берегового комплекса, подводные  лодки «грелись» от своего тепла, т.е.
ее реакторы постоянно работали на минимально  контролируемом уровне мощности.  Это
приводило к  быстрому  износу реакторов (активные зоны  реактора имели  гомогенную
структуру, т.е. ядерное горючее и  замедлитель  нейтронов  образовывали однородную
смесь.  Перезагрузка ядерного топлива  могла осуществляться только полной  заменой
активной зоны) и  необходимости постоянного  присутствия экипажа  на  борту лодки.
Флоту так и не удалось отладить на практике внешне весьма  привлекательную систему
эксплуатации лодки двумя экипажами – «морским» и «береговым». Сложность эксплуата-
ции вызывалась еще и высокой автоматизацией этих кораблей. Для личного состава ВМФ
она оказалась слишком сложной в освоении и эксплуатации.
   Оценки специалистами лодок 705 проекта варьировались от весьма положительных до
резко негативных.  Причем положительные оценки как правило давали высокопоставлен-
ные военноначальники, представители науки и промышленности. Рядовые же «исполните-
ли», прочувствовавшие» на себе все  сложности эксплуатации  лодок 705 проекта дают
негативную оценку. Впрочем в те годы все лодки не отличались безопасностью эксплуа-
тации.  Многочисленные аварии  были вызваны не только техническими проблемами но и
человеческим фактором - отсутствием  опыта у экипажей (в то время опыта не хватало
и у самих создателей  атомных лодок),  стремлением  высоких начальников  выполнить
поставленную задачу любой ценой, в том числе и ценой жизни и здоровья подводников.
При этом за высокими словами о защите социалистического государства зачастую скры-
вались личные амбиции. Примером может служить уже упоминавшаяся авария на АПЛ К-27
произошедшая  в мае 1968г. (о ней рассказано на странице  «Аварии с ЯО»), а точнее
предшествовавшие  ей события.  К слову сказать хотя К-27 и получила у  подводников
название «Нагасаки», но первой прозвище «Хиросима» получила лодка с ВВР - К-19. 
    После завершения второго  похода, в 1965г. К-27 была поставлена в док для меж-
походового ремонта.  Лодку готовили к новому походу - вокруг "света" под водой.  В
начале 1967г. на ней заменили активную зону (адмиралы в своих воспоминаниях пишут,
что операция по загрузке  ядерного топлива  на  АПЛ К-27 прошла идеально, на самом
деле в результате операции акватория  причала где стояла лодка, и сама лодка  были
«заражены» радиацией.  Осенью 1967г. АПЛ вернулась на постоянное место базирования
в Гремиху.  13 октября 1967г., на  ходовых  испытаниях  произошел заброс  сплава в
газовую систему 1 контура  реактора  правого борта.  Его причиной  стали отложения
окислов сплава  свинец – висмут, закупорившие  проход  для  теплоносителя, который
стал поступать в газовую систему.  В результате этой  аварии два  насоса оказались
залитыми застывшим сплавом.  Пришлось вывести  из работы ППУ правого борта, и вер-
нуться на базу.  Убрать застывший  теплоноситель  можно было  только  выдолбив его
вручную. Это в первую очередь ложилось на плечи команды реакторного (4-го) отсека,
спецтрюмных 1-го и 2-го экипажа, Мало того, что сплав был радиоактивен, но к этому
надо добавить  еще большую  температуру, которая  была в отсеке, в районе  разлива
свинца.  Защиты от радиактивного воздействия  не было никакой, только  респираторы
(да и что можно было надеть для работы  среди трубопроводов и механизмов? ниже для
иллюстрации приведена фотография поперечнго разреза АПЛ) просто установили - рабо-
тать не более 5-ти минут. Личный состав спецтрюмных быстро нахватался запредельных
доз радиации и был временно отстранен от дальнейших работ. Долбить и выносить зас-
тывший теплоноситель стали добровольцы из экипажа.  Металл был убран, подготовка к
кругосветному походу продолжалась. Нескольким членам экипажа врачи запретили выход

в предстоящий поход, и это спасло
их жизни.  Но причина аварии  так
и не была устранена.  Присутство-
вавшие  на корабле  представители
НИИ ВМФ, требовали проведения ре-
генерации сплава (очистки от окис-
лов).  Но такая процедура не была
обязательной, в руководящих  тех-   
нических документах не было  тре-
бования об  обязательном периоди-
ческом проведении таких процедур.
Командование  же флота  оказывало
сильнейшее давление на  всех, то-
ропя с подготовкой к новому похо-
ду.  Командир  БЧ-5 при  проверке
ГЭУ  все же настоял на проведении
регенерации  сплава,  но,  вместо
трёх недель, она продолжалась все-
го одну. Этого было явно недоста-
точно, тем более что перед круго-
светкой,  повторной   регенерации
проводить не собирались.

21 мая 1968г. командование дивизии обязало в приказном порядке командира кораб- ля выйти в море! И случилось то, что должно было случится. 24 мая 1968 в 11:35 на К-27 произошла ядерная авария (подробнее о ней рассказано на странице «Аварии с ЯО») в результате, которой облучился весь экипаж (по разным данным 144-142 челове- ка) погибло 9 человек. За прошедшие годы более половина экипажа ушла из жизни. Средний возраст умерших был не более 50-лет! Десятки стали инвалидами. Многие и до настоящего времени не имеют никаких социальных льгот от государства. Сейчас высокопоставленные военноначальники в своих мемуарах виновным в аварии АПЛ К-27 называют только командира корабля Леонова, умалчивая о роли высших чинов СФ отдав- ших приказ вывести в море фактически неисправную лодку. «Наука» в лице разработ- чиков ППУ тоже не уделила должного внимания проблеме регенерации сплава. Даже пос- ле аварии 13 октября эта операция так и осталась РЕКОМЕНДУЕМОЙ. Другим примером может служить авария произошедшая 8 апреля 1982г. также в Ба- ренцовом море, на АПЛ К-123 (проект 705К) когда по причине закупорки трубок тепло- обменника окислами теплоносителя произошел разрыв первого контура и 2 т. теплоно- сителя оказались в реакторном отсеке. В то злополучное плавание людей собирали со всего соединения. Треть экипажа были прикомандированные (подводники только-только успели познакомиться). Сразу на- чались неполадки сначала в работе установки автоматической регенерации воздуха затем по непонятным причинам начала срабатывать аварийная защита реактора. Потом в питьевой воде был обнаружен полоний-210. Проблему регенерации воздуха в централь- ном отсеке решили, используя химический способ, но в кормовых отсеках, где люди появлялись лишь эпизодически, этой проблемой не занимались и через несколько дней это спасло от серьезной аварии. Лодка отрабатывала учебную задачу в группе с ракет- ной лодкой. Учения шли по плану, и никто из командования не хотел прислушаться к докладам турбинистов, что необходимо сбросить мощность и отремонтировать масляную систему турбины. В результате струя масла, прорвавшись из-под прокладки, попала на теплоизоляцию паровых коллекторов, разогретую до 600 град. К счастью, в турбин- ном отсеке было мало кислорода, и только это спасло от полномасштабного взрыва и пожара. Защита реактора к этому времени срабатывала уже по несколько раз в сутки, а на вопрос о причинах такого поведения реактора техники лишь пожимали плечами. Авария в турбинном отсеке отвлекла от радиоактивности воды и возможных проблемах с реактором. Совместные маневры подходили к концу когда на пульте командира дивизио- на движения (в 3-м отсеке) высветилось табло «неисправность реактора», в 4-ый реак- торный отсек послали на разведку лейтенанта Логинова. Через минуту он доложил от- туда: «Вижу серебристый металл, растекающийся по палубе». Это и был высокоактивный ЖМТ, вырвавшийся из I контура. По лодке была объявлена: «Радиационная опасность!», «Загрязнение реакторного отсека!». Аварийная защита реактора окончательно была сброшена, и лодка стала всплывать. Подошедшие корабли СФ отбуксировали лодку на базу. К счастью никто не погиб. АПЛ встала на ремонт, в ходе которого реакторный отсек был полностью заменён. Ремонт затянулся надолго (сказывалась как сильная загрязнённость АПЛ, так и вскоре начавшаяся в СССР «перестройка»). Только в 1992г. АПЛ вновь вошла в строй. С 1986г. напряженность использования АПЛ проекта 705 (как и других подводных лодок) стала снижаться, они не ставились в ремонт, межремонтные сроки вышли, ре- сурсы автоматики были исчерпаны, ресурс активной зоны реакторов составлял менее 30%. В результате все они, кроме одной, были выведены из боевого состава флота уже к 1990г. Последней «Альфой» в составе российского ВМФ оставалась головная серийная лодка К-123, списанная в 1997г. К-493 еще некоторое время использовалась как учеб- ный корабль для подготовки экипажей АПЛ, остальные корабли утилизированы. Сейчас, оглядываясь назад, следует признать, что был создан уникальный корабль в котором были использованы революционные, намного опережающие своё время техничес- кие решения. АПЛ проекта 705 сыграли огромную роль в дальнейшем развитии проекти- рования и постройки многоцелевых АПЛ следующих поколений. К сожалению, отсутствие чётко налаженного и надёжного обслуживания реакторов с ЖМТ, неоднозначное отноше- ние к проекту среди тогдашнего военного руководства, а потом и «перестройка» с пос- ледовавшим всеобщим «развалом» сыграли роковую роль в судьбе этих кораблей и ядер- ных энергетических установок (ЯЭУ) с ЖМТ. Сегодня ряд организаций (ФГУП ОКБ «Гидропресс», ГНИПКИ «Атомэнергопроект», СПМБМ «Малахит» и др.), используя опыт эксплуатации ЯЭУ с ЖМТ на АПЛ проектов 645, 705 выполнили концептуальный проект АЭС на базе модульных ППУ с свинцово-висму- товыми реакторами на быстрых нейтронах (СВБР–75/100) электрической мощностью 75 или 100 МВт. Главная проблема технологии тяжелого теплоносителя – проблема периодической очистки теплоносителя после вскрытия первого контура или попадания в него воды – сегодня уже решена. Немалую роль в усовершенствовании ППУ с ЖМТ могло бы сыграть применение биологической защиты из теплоаккумулирующего твердого материала (напри- мер, из химически пассивного кристаллического спрессованного порошка LiF, обладаю- щего высокой теплоемкостью) вместо металловодной. Биологическая защита – тепловой аккумулятор (БЗ-ТА) с температурой 700-1000град. полностью решает проблему поддер- жания сплава в жидком состоянии. Кроме того энергия нейтронов и ?-излучения, преоб- разованная в БЗ-ТА в теплоту, может быть возвращена в паротурбинный цикл, повышая таким образом экономичность ЯЭУ. Опыт проектирования и эксплуатации интегральных стационарных ядерных установок со свинцово-висмутовым теплоносителем на быстрых нейтронах, разработанных ФГУП ОКБ «Гидропресс», позволяет говорить о перспективности перехода к таким установкам для атомных ледоколов, боевых кораблей, атомных электростанций заполярных прибрежных и шельфовых месторождений полезных ископаемых. Генеральный директор «Адмиралтейских верфей» В.Л.Александров еще 10 апреля 1998г. на 50-летии КБ «Малахит» сказал: «Мы еще будем строить лодки проекта 705 в 2010 году». 17 сентября 2009г. на бывшей береговой базе ВМФ в Гремихе (ФГУП «СевРАО») сос- тоялась выгрузка отработавших выемных частей (ОВЧ) реактора АПЛ К–373, которая еще в 1990г. была выведена из состава флота и переведена в режим ожидания по дальней- шему техническому решению, связанному с ЯЭУ. Первоначально предусмптривалось хране- ние реакторного блока без выгрузки на берегу более 100 лет. Но такое решение, вследствие дополнительной нагрузки на обеспечение ядерно-радиационной безопасности Северо-Западного региона России, было пересмотрено в 2008г. Выгрузка была профинан- сирована Комитетом по Атомной Энергии Франции в рамках Программы «Глобальное парт- нерство». Общая стоимость работ составила около 5 млн. евро. После выгрузки ОВЧ реактора была помещена в спецконтейнер. Такие контейнеры временно распологаются на территории ФГУП «СевРАО», а с 2012 по 2014 гг. все они будут вывезены на перера- ботку на одно из предприятий Росатома. Фоторепортаж о выгрузке можно посмотреть на сайте Pokazuha Наверх



Hosted by uCoz