|
Война в небе Вьетнама. МиГи против «Фантомов.»
Во второй половине дня 2 августа 1964г. эсминец «Мэддокс» находившийся в Тон-
кинском заливе у берегов Северного Вьетнама был атакован тремя северо-вьетнамскими
торпедными катерами. В ходе боя истребитель F-8 «Крусейдер», поднявшийся с находив-
шегося в заливе авианосца «Тикондерога», потопил один из катеров. Вьетнамская сто-
рона заявила что эсминец вторгся в их территориальные воды и поэтому был атакован
катерами, американское же руководство отрицало нарушение границы, заявляя что ко-
рабль находился в международных водах. «Мэддокс» получил приказ продолжать выполне-
ние своего задания. К нему присоединился эсминец «Тэрнер Джой». Поздним вечером 4
августа в условиях шторма, когда радары эсминцев зафиксировали приближение более
десятка неопознанных судов, был открыт заградительный огонь. Поднятые с авианосца
самолёты не обнаружили в районе никаких других судов кроме двух эсминцев. Но сооб-
щение о новом нападении на американские корабли в Тонкинском заливе ушло в Вашинг-
тон. Хотя ситуация была неясной, президент Джонсон распорядился нанести авиацион-
ные удары по базам северовьетнамских торпедных катеров и по нефтехранилищу, чтобы
лишить их топлива. Операция была проведена 5 августа, это был первый налёт амери-
канской авиации на Северный Вьетнам. Конгресс США, поставленный перед фактом двух
агрессивных акций ВМС Северного Вьетнама против американских кораблей в международ-
ных водах, 7 августа принял так называемую «Тонкинскую резолюцию» которая уполно-
мочивала президента принять меры для пресечения дальнейших нападений, а также раз-
решала предпринять все шаги, включая использование вооружённых сил США, для защиты
свободы стран Юго-Восточной Азии.
Практически все современные исследователи признают, что атаки 4 августа не было.
Показания радаров американских эсминцев, скорее всего, были помехами, вызванными
штормом, а сообщения акустика о выпущенных по кораблям торпедах можно списать на
его неопытность и характерные шумы, возникающие при боевом маневрировании корабля.
На встрече бывших министров обороны Роберта Макнамары и Во Нгуен Зиапа последний
подтвердил факт морского боя 2 августа, но категорически отверг возможность второго
столкновения 4 августа. Многие авторы полагают, что Тонкинский инцидент был наме-
ренно спровоцирован (или сфабрикован) руководством США для того, чтобы получить
предлог для вооружённого вмешательства во Вьетнаме поскольку Соединенные Штаты счи-
тали что потеря Южного Вьетнама приведет в дальнейшем к потере Лаоса и Камбоджи
(впоследствии это оправдалась), а затем и всей Юго-Восточной Азии.
Предистория Вьетнамского вопроса возвращает нас в 1945г. когда для разоружения
японской армии оккупировавшей Вьетнам были привлечены части Китайской (Гоминданов-
ской) армии – севернее 16-й параллели, а южнее 20-я Индийская дивизия Британской
армии (конце 1945г. ее сменил Французский экспедиционный корпус). На севере Вьет-
нама при руководящей роли компартии были сформированы новые органы власти и 2 сен-
тября 1945г. в Ханое от имени временного правительства Президент Хо Ши Мин огласил
декларацию о создании на всей территории Вьетнама государства - Демократическая
Республика Вьетнам (ДРВ), которое было признано и Францией. Однако всеоре на юге
Вьетнама при поддержке французской администрации образовалось другое вьетнамское
государство известное под названием «автономного правительства Намки». На этой
почве между Францией и ДРВ возник конфликт который 19 декабря 1946г. перерос в бое-
вые действия. В их результате к середине 1947г. под контролем правительства ДРВ ос-
тался только самый северный, труднодоступный горный район. В 1949г. на территории
подконтрольной Франции было образовано государство Вьетнам во главе с императором
Бао Даем.
Признание ДРВ в январе 1950г. Советским Союзом и Китаем резко изменили обста-
новку. Правительство Хо Ши Мина получило от СССР и КНР огромную военную помощь что
позволило осенью 1950г. вернуть северные районы. США и Великобритания в феврале
1950г. официально признают Государство Вьетнам (Южный Вьетнам) и предоставляют
Франции военную помощь размеры которой были невелики из-за начавшейся Корейской вой-
ны. В июле 1954г. французское правительство было вынуждено подписать Женевские сог-
лашения и вывести свои войска. Территория Вьетнама была временно разделена на две
части (по реке, Бен-Хай и по линии 16,5град. с. ш.) между которыми располагалась
демилитаризованная зона. В обеих частях страны предусматривалось провести в 1956г.
свободные выборы, после чего должно было состояться их объединение. Но проведение
выборов было сорвано южновьетнамским режимом при поддержке США. В 1955г. в Южном
Вьетнаме была провозглашена Республика Вьетнам, что являлось прямым нарушением Же-
невских соглашений. Поскольку процесс мирного объединения страны зашёл в тупик, в
1959г. северовьетнамское руководство приняло решение поддержать начавшееся в Южном
Вьетнаме восстание местных коммунистов. Результатом этого стала Вьетнамская война.
Повстанчиские отряды (позднее их назовут Вьет-Конг), при помощи и руководстве Север-
ного Вьетнама превратились в хорошо вооруженные и обученные подразделения. Для
доставки им всего необходимого из ДРВ через территорию Лаоса и Камбоджи была протя-
нута сеть стратегических коммуникаций, известная под названием «тропы Хо Ши Мина».
На территорию Южного Вьетнама тайно проникали и регулярные подразделения северо-
вьетнамской армии. Слабо оснащенная и подготовленная армия Республики Вьетнам не
могла оказать им сопротивления. Поэтому США в 1961г. предоставили Южному Вьетнаму
военную помощь. Поначалу это была чисто техническая помощь, но все увеличивающийся
американский военный персонал (его численность к октябрю 1963г. составила 16732 че-
ловека) постепенно начинает принимать участие в боевых действиях. Тем не менее, к
началу 1964г. под контролем Вьет-Конга находилось уже около 40% территории страны.
Американцы оказались перед выбором: либо потерять Южный Вьетнам либо предпринять
серьезные действия против Северного Вьетнама. Понимая, что применение сухопутных
войск полностью исключено, так как привело бы в лучшем случае к появлению миллионов
китайских «добровольцев», а в худшем - к военному столкновению с СССР, американское
командование сделало ставку на уничтожение военного и экономического потенциала ДРВ
с помощью ударов авиации. «Тонкинская резолюция» стала правовой основой для начала
полномасштабного участия США в боевых действиях на территории Вьетнама без формаль-
ного объявления войны.
До конца 1964г. из-за недостатка сил и средств по ДРВ было нанесено лишь нес-
колько ударов. Для начала полномасштабной воздушной войны американцам пришлось пос-
троить или модернизировать десятки военно-воздушных баз в Таиланде и Южном Вьетнаме,
разместить на них примерно 330 тактических самолетов. Основу группировки американ-
ских ВВС составили истребители-бомбардировщики F-105 «Тандерчиф» и F-100 «Супер
сейбр», имелись также новые истребители F-4C «Фантом», для ведения разведки исполь-
зовались RF-101 «Вуду» и RF-4C «Фантом». С целью защиты авиабаз от возможного воз-
душного нападения были переброшены две эскадрильи перехватчиков F-102 «Дельта
Деггер». В Тонкинском заливе были сформированы две мощные авианосные группировки:
одна (3 авианосца с 238 самолетами) у берегов ДРВ другая - у берегов Южного Вьет-
нама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B «Фантом» и F-8
«Крусейдер», штурмовиками А-4 «Скайхок» и A-1 «Скайрейдер».
F-105 F-4
13 февраля 1965г. президент одобрил проведение крупномасштабной воздушной опе-
рации «Rolling Thunder» («Раскаты грома») продолжавшейся до октября 1968г. Ее цель
заключалась в принуждении к прекращению поддержки вьетконговцев на южных террито-
риях. Первая бомбардировка столицы - Ханоя и портового города Хайфона была прове-
дена 29 июня 1966г. Советские поставки в ДРВ осуществлялись через порт Хайфон, от
бомбардировок и минирования которого США воздерживались, опасаясь последствий ги-
бели советских судов. Военное присутствие США во Вьетнаме выросло до 60 тыс. чел.
В качестве международной поддержки во Вьетнам прибыли войска из Кореи и Австралии.
В то время на вооружении ВВС Северного Вьетнама находилось всего 40-60 боевых
самолетов: 25 истребителей J-5 (МиГ-17 китайского производства), возможно, некото-
рое количество истребителей J-2 (МиГ-15 китайского производства) и несколько бом-
бардировщиков Ил-28. Для прикрытия крупных административных центров имелось нес-
колько дивизионов зенитной артиллерии (по американским данным до 1000 стволов).
МиГ-17 МиГ-21
Война в небе Северного Вьетнама стала самым крупным воздушным столкновением в
послевоенный период. С обеих сторон в ней участвовали самолеты десятков типов. Од-
нако как и в небе Кореи основными «действующими лицами» стали два самолета, исход
схваток между которыми и определял ход борьбы. Со стороны США основным был истреби-
тель F-4 «Фантом». Эта двухместная двухдвигательная машина была создана в 1958г.
Максимальная скорость составляла 2260 км/ч, нормальная взлетная масса более 20 т.
практический потолок 16600-17900м, дальность полета без подвесных баков 2380 км. К
началу 60-х годов «Фантом» установил ряд мировых рекордов в скорости и был, пожа-
луй, самым популярным американским боевым самолетом. F-4 имел мощную бортовую РЛС
вооружение состояло, из 4-х управляемых ракет (УР) «воздух-воздух» малой дальности
AIM-9 «Сайдуиндер» и 4-х УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу». В ходе войны ис-
требители неоднократно модифицировались (F-4В, J, С, D, E). Главным его соперником
стал советский фронтовой истребитель МиГ-21 также созданный в 1958г. Нормальная
взлетная масса применявшихся во Вьетнаме модификаций менее 8т. Соответственно он
имел значительно меньшую дальность - около 1500км. Максимальная скорость 2175-2300
км/ч, практический потолок - 18 000- 19000м. Вооружение МиГа было значительно
слабее, чем у «соперника» - две (в дальнейшем - четыре) УР «воздух-воздух» Р-Зс с
инфракрасным самонаведением (копия американской УР AIM-9 «Сайдуиндер») на некоторых
модификациях имелась пушка калибром 23 или 30мм.
Впервые «Фантомы» встретились с вьетнамскими МиГ-17 2 апреля 1965г. но столк-
новение закончилось безрезультатно. Первый результативный бой состоялся утром 9
апреля. По американской версии истребитель ВМС США F-4B был атакован над морем че-
тырьмя вьетнамскими МиГ-17. В ходе боя один МиГ был сбит ракетой «Спэрроу», но и
вьетнамцам удалось зайти в хвост и сбить «Фантом» очередью из пушки (летчики погиб-
ли). Однако есть и другая (китайская) версия этого события согласно которой восемь
F-4B вторглись в воздушное пространство над территориальными водами Китая (в районе
острова Хайнань, лежащего в Тонкинском заливе) и были перехвачены группой МиГов.
Один из которых был поврежден (а не сбит) раке-
той и благополучно вернулся на базу. Другой
«Фантом», выпустив ракету «Сайдуиндер» по еще
одному китайскому истребителю, по ошибке пора-
зил свой же F-4. 12 мая двенадцать F-4B вторг-
лись в воздушное пространство провинции Юньнань
(юго-западный Китай) и сбили один J-5, выпол-
нявший, по китайской версии, «тренировочный»
полет. В ответ на протест КНР американцы объяви-
ли, что МиГ был уничтожен над территорией ДРВ,
в зоне боевых действий (проверить этот факт
никто не пытался).
| | Первый «Фантом» (по вьетнамским данным) был сбит 4 июня 1965г. когда звено
МиГ-17Ф над городом Ву-Бан атаковало тройку F-4B. Один из «Фантомов» сразу уклонил-
ся от схватки и ушел на восток. Два других американских самолета втянулись в ближ-
ний бой на виражах, где более маневренные МиГи имели преимущество. Ведущий вьетнам-
ского звена вышел в хвост одного из F-4 и с дистанции 700м. открыл огонь. «Фантом»
получил повреждения и, не дотянув до своего аэродрома, упал на территории Лаоса.
Следующий воздушный бой с участием «Фантомов» произошел 17 июня над городом Нинь-
Бинь. В ходе него четыре МиГ-17Ф атаковали противника с задней полусферы с дистан-
ции 100-600м. Им удалось сбить два F-4B, при этом американцы не проявили особой
активности и довольно беспорядочно вышли из боя. Вьетнамцы потерь не понесли, хотя
их боевой порядок также был нарушен, а управление звеном утеряно. При возвращении
на аэродром два вьетнамских летчика вынуждены были катапультироваться из-за полного
расхода топлива, а один МиГ-17 совершил вынужденную посадку на аэродроме Хайфон. В
тот же день открыли свой боевой счет и «Фантомы»: F-4В, стартовавший с палубы авиа-
носца «Мидуэй», сбил над Хайфоном истребитель МиГ-17. 10 июля 1965г. первую победу
одержал F-4C из состава ВВС США, сбив два МиГ-17. Скоро встречи МиГов и «Фантомов»
в небе Северного Вьетнама стали обычным явлением.
С 1965г. американцы начали широко применять стратегические бомбардировщики
В-52, выполнявшие в основном так называемые «ковровые бомбежки» (бомбардировка пло-
щадных целей с больших высот. Типовая нагрузка В-52 составляла 27т. За весь период
вьетнамской кампании они выполнили в общей сложности 126615 самолето-вылетов, в
ходе которых сбросили 2,6 млн. т. бомб (для сравнения, во второй мировой войне вся
английская авиация сбросила 955 тыс. т. боеприпасов).
В целом следует отметить, что, пока на сцену не вышли МиГ-21 и не началось
массовое применение зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-75»Двина» и С-125 «Нева»
(которые на первых порах обслуживались советскими расчетами), американская авиация
в небе Вьетнама вела себя довольно беспечно, не рассматривая малочисленные МиГ-17
как серьезную угрозу. «Фантомы» которые должны были прикрывать истребители-бомбар-
дировщики зачастую сами загружались бомбами. Вьетнамские МиГ-17 поджидали груженые
бомбами машины на малой высоте (где камуфлированные МиГи были визуально менее замет-
ны и практически совсем невидимы для бортовых РЛС американцев), внезапно атакуя они
заставляли их избавляться от бомб груза и, сближаясь на короткую дистанцию, расстре-
ливали из пушек. Истребители сопровождения, находившиеся обычно выше, зачастую прос-
то не успевали вступить в бой с МиГами. Это заставило американцев понизить высоту
полета групп прикрытия до малой (находясь на одном уровне или ниже вьетнамских ис-
требителей, «Фантомы» могли их «видеть» с помощью своих РЛС или визуально на фоне
неба). Используя более высокую скорость, F-4 сближались с противником и поражали
его ракетами, после чего так же стремительно выходили из боя. Если же бой выливался
в «карусель» на виражах, то преимущество переходило к вьетнамцам, которые быстро
сближались с противником на дистанцию менее 1000м, где F-4, имевшие лишь ракетное
вооружение, были практически беспомощны. Вскоре американцы усовершенствовали так-
тику: несколько «Фантомов» принимали ближний бой, при этом одно из звеньев позволя-
ло затянуть себя в схватку на виражах, а другое быстро набирало высоту и с даль-
ности в несколько километров атаковало МиГи ракетами «Спэрроу». Потеряв в подобной
ситуации шесть истребителей, вьетнамцы перешли к ранее проверенной тактике внезап-
ных одноразовых ударов «из засады» с последующим быстрым выходом из боя.
С появлением С-75 потери американцев возросли. С 7 февраля 1965г. до 7 февраля
1966г. было сбито (по данным вьетнамской сторооны) 460 самолетов более 40% из них
«приходится на долю» ЗРК С-75. Причем на первые сбитые 58 самолетов было израсхо-
довано всего 70 ракет. Это заставило американцев принять контрмеры. Применение
средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) по-
зволили снизить уровень потерь от ЗРК.
Разрабатывались и средства для огневого
поражения ЗРК с воздуха. С июня 1971г.
стали применятся новые противорадиолока-
ционные ракеты «Шрайк» с блоком запоми-
нания цели (на случай внезапно прекраще-
ния работы РЛС). Используя разрыв ракеты
как целеуказание, по стартовым позициям
ЗУР производилось бомбометание шариковы-
ми бомбами. Такая тактика вынудила вьет-
намских ракетчиков сразу же после произ-
веденного залпа менять позиции ЗРК.
| | С февраля 1966г. основными противниками F-4 стали сверхзвуковые МиГ-21Ф-13
(часть из них чехословацкого производства) а позднее и МиГ-21ПФ-В (МиГ-21ПФ в тропи-
ческом исполнении) имевшего радиолокационный прицел и вооруженного только самонаво-
дящимися ракетами Р-Зс. В столкновениях с более легкими МиГ-21 F-4 начали терпеть
поражение за поражением. С мая по декабрь 1966г. США в воздушных боях потеряли 47
самолетов, уничтожив при этом лишь 12 истребителей противника (за первые четыре ме-
сяца 1966г. самолеты МиГ-17 сбили 11 американских самолетов, а сами потеряли 9. Ска-
зались большая нагрузка на крыло и несколько меньшие (особенно на средних высотах)
угловые скорости разворота американских истребителей, ограничения по эксплуатацион-
ной перегрузке (6 против 8 у МиГ-21) и допустимым углам атаки, худшая управляемость
американской машины. Недостатком «Фантома» были и неудовлетворительные штопорные
характеристики. В ближнем бою проходившем на низких скоростях и насышенном форсиро-
ванными разворотами с торможением существовала возможность попадания в плоский што-
пор, выйти из которого летчику средней квалификации практически не удавалось. Сооб-
щалось, что лишь до 1971г. из-за попадания в штопор было потеряно 79 «Фантомов».
Бортовая РЛС американского истребителя хотя и обладала большой дальностью обнару-
жения и захвата, но имела относительно низкую помехозащищенность. К достоинствам
«Фантома, надо отнести несколько лучшие разгонные характеристики, более высокую ско-
роподъемность, лучший обзор из кабины, наличие второго члена экипажа, который сле-
дил за воздушной обстановкой и своевременно предупреждал командира об угрозе со
стороны задней полусферы. К недостаткам МиГ-21 следует отнести малую дальность ра-
диолокационного прицела (не более 10-12 км. по целям типа истребитель), большое
время полного цикла обзора бортовой РЛС, плохо воспринимающаяся отметка цели на
индикаторе, недостаточный обзор из кабины. Для переключения вариантов вооружения
летчик должен был снимать одну из рук с рычагов управления самолетом. Двигатель ист-
ребителя на некоторых режимах работы сильно дымил, что демаскировало самолет (при
ясной погоде МиГ-21 можно было обнаружить на дальности до 30 км.).
МиГ-21 обычно атаковали противника на сверхзвуковой скорости, выполняя ракет-
ный пуск из задней полусферы и быстро отрываясь от возможного преследования. Такой
тактике, требовавшей высокой подготовки летчиков и офицеров наведения наземного ко-
мандного пункта, американцам трудно было что-либо противопоставить. Начали практи-
коваться также и совместные действия с МиГ-17, вытеснявшими противника с малых
высот на средние, где его атаковали МиГ-21. Вот как описывает воздушный бой с
МиГ-21, произошедший 14 июля 1966г., капитан Билл Швендер: «Во главе звена F-4C я
вылетел с авиабазы Тахли. Вооружение моего самолета состояло из четырех «Спэрроу» и
четырех «Сайдуиндеров», под крылом висело два бака, еще один был размещен под фюзе-
ляжем. Дозаправившись над Лаосом от КС-135, мы встретились с тройкой «Тандерчифов»,
целью которых был аэродром в Плаг Йен. Вскоре топливо в центральном ПТБ кончилось,
и он был сброшен. Мы снизились и следовали на расстоянии 1000-1500м. от истребите-
лей-бомбардировщиков, летчики которых вели между собой малопонятные переговоры о
чем-то, касавшемся радиоэлектроники. Неожиданно ведущий группы «Тандерчифов» сооб-
щил, что ему угрожает опасность (какая именно, я не успел разобрать). Решив что
речь идет о зенитных ракетах противника, я собирался облететь угрожаемый район
справа. Однако после разворота на 180 град. третий самолет моего звена сообщил: -
«МиГ, «восемь часов» (способ целеуказания когда направление на цель определяется
направлением часовой стрелки), приближается к нам!» Быстро развернувшись влево, я
оглянулся через плечо и увидел блеск анодированного металла стремительно пикирую-
щего МиГа. Резко отвернув вправо, я сбросил подкрыльевые баки, приготовившись к
атаке, однако противник исчез в плотной облачности. Вскоре в направлении «два часа»
я увидел МиГ-21, приближающийся к «Тандерчифам». Сообщив о нем командиру группы
истребителей-бомбардировщиков и продолжая правый вираж, я начал сближение с против-
ником с таким расчетом, чтобы мой оператор смог провести его захват радиоприцелом я
нажал на гашетку, пустив УР «Спэрроу» и в тот же момент краем глаза заметил на эк-
ране РЛС исчезновение отметки цели. Раздался возглас оператора: «Слишком мала дис-
танция!» В течение считанных мгновений я переключил тип оружия и вновь нажал на га-
шетку, выпустив в противника «Сайдуиндер», хотя знал, что цель слишком близка, да и
ракурс для атаки неподходящий. Ракета прошла над кабиной МиГа, не разорвавшись.
Вьетнамский летчик, включив форсаж, резко ушел вправо… стал стремительно набирать
высоту, увеличивая дистанцию между нами. Вскоре он стал выглядеть как яркое светя-
щееся пятно на фоне голубого неба - отличная мишень для ракет с ТГС. Запустив вто-
рой «Сайдуиндер», я от злости заскрежетал зубами, поняв, что ракета идет мимо цели,
но тут же взял себя в руки и произвел пуск третьей ракеты. МиГ, уклоняясь от ракет,
волчком вертелся среди оставляемых ими дымных шлейфов. «мы снова промахнулись!» -
крикнул я в отчаянии своему напарнику, но в этот момент на месте вьетнамского истре-
бителя возник огромный огненный шар.»
Возросшая активность северовьетнамской истребительной авиации начавшей быстро
нарашивать счёт воздушных побед, вынудила американцев искать «нетрадиционные» пути
решения вопроса. Была разработана операция «Боло» входе которой истребители F-4
«Фантом» должны были, имитируя ударные самолёты F-105 «Тандерчиф», заманить против-
ника в ловушку. Операция была осуществлена 2 января 1967г. В этот день американские
пилоты записали на свой счёт семь побед над МиГ-21, не потеряв ни одного «Фантома».
Вьетнамцы признали потерю шести машин, признав отсутсвие потерь у американской сто-
роны. После потери ещё двух самолётов 6 января ВВС Северного Вьетнама на два месяца
почти полностью прекратили боевую активность. Это а также поступление новых самоле-
тов F-4D, модернизированных с учетом военного опыта (5 июня истребитель F-4D открыл
боевой счет самолетов этой модификации, сбив над Ханоем МиГ-17) привело к тому, что
за первое полугодие 19б7г. в ходе воздушных боев авиации ДРВ удалось сбить лишь 15
самолетов США. Однако в дальнейшем вьетнамские истребители вновь увеличили свою эф-
фективность (сказался приобретенный боевой опыт, а также переход на новые и модерни-
зированные типы машин - МиГ-21ПФ и МиГ-17Ф с управляемыми ракетами Р-Зс). В первом
полугодии 1968г. в 40 боях вьетнамцам удалось уничтожить 25 самолетов противника. В
конце 1967г. официальные власти США сообщили, что во вьетнамской войне они потеряли
1833 самолета и 1204 вертолета, из них 767 были сбиты над Северным Вьетнамом. По
вьетнамским же данным на конец 1967г. над Северным Вьетнамом было сбито 1067 амери-
канских самолетов, из них зенитными ракетами 435 (41%), истребителями — 129 (12%),
зенитной артиллерией — 503 самолета (47%) (как всегда в таких случаях данные сторон
сильно отличаются так что истина где-то посередине). В период с апреля 1965 по
ноябрь 1968г, над Вьетнамом было проведено 268 воздушных боев, в ходе которых было
сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов (в том числе в 46 боях потери сос-
тавили 27 F-4 и 20 МиГ-21). По американским данным за период с 4 августа 1964 по 29
октября 1969г. над территорией Северного Вьетнама было сбито 919 самолетов, из них
около 90% наземными средствами ПВО (т.е. в воздушных боях потеряно менее 100 само-
летов).
В мае 1968г. начались вьетнамо-американские переговоры в Париже, результатом
которых явилось прекращение бомбардировок ДРВ с 1 ноября 19б8г. В небе Вьетнама ус-
тановилось относительное затишье, военные действия переместились в джунгли юга. С
декабря 1968 по апрель 1972г. произшло всего пять воздушных боев над приграничными
районами ДРВ и Южного Вьетнама, в том числе четыре боя - в 1971г. (сбито по одному
истребителю F-4 и МиГ-17, а также американский самолет передового авианаведения
OV-10A «Бронко»). Возникшая пауза была использована обеими сторонами для качествен-
ного усиления истребительных группировок. С 19б8г. ВВС США во Вьетнаме начали полу-
чать истребители F-4E, имеющие улучшенные маневренные характеристики, встроенное
пушечное вооружение и новую БРЛС. Авианосная авиация получили палубные истребители
F-4J. Советской стороной вьетнамским ВВС были переданы истребители МиГ-21ПФМ с под-
весным пушечным контейнером ГП-9, а несколько позже МиГ-21МФЛ со встроенной пушкой
ГШ-23. Китай в 1968-1969гг. предоставил Вьетнаму 44 истребителя J-6 (лицензионный
вариант МиГ-19).
Американцы использовали «передышку» для совершенствования боевого мастерства
своих летчиков. ВВС США организовали специальные курсы переподготовки по программе
«Ред Флэг», в ходе которой отрабатывали воздушные бои с эскадрильями «Агрессор»,
оснащенными истребителями F-5, имитирующими самолеты МиГ-21. Для летчиков морской
авиации по инициативе капитана Фрэнка Аулта в 19б9г. также была организована «Школа
истребительного вооружения ВМС», известная'как школа «Топ Ган», где в течение пяти
недель происходила интенсивная подготовка летчиков в условиях, максимально прибли-
женных к боевым.
В июне 1971г. США возобновили налеты на Северный Вьетнам. В марте 1972г. на-
чалось массированное и весьма успешное наступление вооруженных сил ДРВ на юге.
Стремясь предотвратить полное военное поражение сайгонского правительства и оказать
воздействие на ход переговоров в Париже, американцы усилили бомбардировки севера.
Весной 1972г. США, увеличив состав авиации до 1000 боевых самолетов, провели широко-
масштабную воздушную операцию «Фридом Трэйн» (9 апреля-7 мая), в ходе которой по
северовьетнамским коммуникациям и аэродромам было нанесено в общей сложности около
40 мощных бомбовых ударов. 8 мая американцы приступили к воздушной операции «Лайн-
бэкер», продолжавшейся до 23 октября. Кульминацей борьбы в воздухе весной 1972г.
стало 10 мая, когда авиация ДРВ выполнила 64 боевых вылета, проведя 15 воздушных
боев, в которых было сбито семь «Фантомов». Тем, в свою очередь, удалось уничтожить
два МиГ-21, два МиГ-17 и один J-6. В ходе одного из боев 10 мая звено МиГ-17 подня-
ось по тревоге на деблокирование соседнего аэродрома. МиГи скрытно, на предельно
малой высоте вышли на цель и с первой атаки сбили один «Фантом». Вторая пара звена
втянулась в маневренный воздушный бой с четверкой F-4, закончившийся потерей одного
МиГ-17. Однако вовлечение «Фантомов» в воздушную «карусель» позволило вьетнамцам
поднять в воздух с блокированного аэродрома два МиГ-21, которые с горки на высоте 2
км. атаковали такое же количество F-4 и сбили оба «Фантома» всего лишь двумя раке-
тами Р-Зс.
Летом 1972г. интенсивность воздушных боев пошла на убыль, столкновения в воз-
духе приобрели эпизодический характер. По американским данным, с июня по сентябрь
1972г. в воздушных боях над Северным Вьетнамом самолеты ВВС и ВМС США уничтожили 17
истребителей противника, в том числе 11 МиГ-21, 4 МиГ-17 и 2 J-6 , потеряв при этом
11 «Фантомов». К осени на театре боевых действий 360 тактическим истребителям ВВС
США и 96 истребителям ВМС, большую часть которых составляли «Фантомы» последних мо-
дификаций, противостояло лишь 187 истребителей ДРВ (МиГ-17, МиГ-21, J-6) из них
только 71 самолет (в том числе 31 МиГ-21) являлись боеспособными. Надо думать что и
у американцев не все истребители были исправны. К тому же основу системы ПВО Север-
ного Вьетнама составляли зенитные орудия и пулемёты различных калибров. Воздушные
бои во Вьетнаме имели менее интенсивный характер чем в Корее. Из общего числа сби-
тых американских самолётов около 60% приходится на зенитную артиллерию, более 30%
на ЗРК и менее 10% на авиацию. Наземная Система ПВО ДРВ к 1972г. располагала 7000
зенитных пушек и более 100 ЗРК средней дальности.
В сентябре 1972г. произошел единственный воздушный бой, в котором против
«Фантомов» действовал советский летчик. На двухместном учебно-тренировочном самоле-
те МиГ-21УС, не имевшем вооружения, вьетнамский летчик-истребитель и советский инс-
труктор отрабатывали технику пилотирования. На удалении 8км. от своего аэродрома
они получили предупреждение о приближении на малой высоте звена «Фантомов». К этому
времени в баках МиГа оставалось лишь 800 л. топлива. Стремясь выйти из-под удара,
летчик выполнил бочку со скольжением, чем сорвал атаку первой американской пары.
Затем МиГ был дважды атакован самолетами второй пары противника, однако на форсиро-
ванном вираже он вновь ушел из-под удара, и ракеты прошли мимо. Третья атака амери-
канцев также оказалась безрезультатной, но энергичное маневрирование МиГа у самой
земли с включенной форсажной камерой съело последние остатки топлива, и экипаж при-
нял единственно верное решение - катапультироваться. МиГ стал набирать высоту но
двигатель остановился, и в этот момент в него попала ракета. Экипажу удалось благо-
получно приземлиться на парашютах. Других сведений об участии наших летчиков в
воздушных боях над Вьетнамом нет, тем не менее в народном «фольклере» конца 60-х
появилась дворовая песня (существующая во множестве вариантов) о пилоте «Фантома».
С одним из вариантов можно познакомится здесь. «Вторую жизнь» песня получила после
того, как была исполнена в 1996г. группой Чиж & Cо, (альбом «Новый Иерусалим»),хотя
ещё в 1989г. песня появилась в альбоме «Лет Ит Би» проекта Егора Летова «Коммунизм».
Песню в исполнении группы Чиж & Cо можно прослушать на Яндекс-музыка.
В декабре американцы приступили к осуществлению последней широкомасштабной опе-
рации «Лайнбэкер-2», направленной на то, чтобы выторговать на переговорах в Париже
определенные условия. Основное место в ней отводилось стратегическим бомбардировщи-
кам В-52 (до этого действовавшим эпизодически) которые массированными ударами с
В-52
воздуха должны были завершить разрушение инфраструктуры Северного Вьетнама и вывес-
ти из строя его военные объекты. Однако подготовку столь мощного удара не удалось
провести незаметно, и это дало возможность вьетнамской стороне разработать ряд
контрмер. Сюрпризом для американцев явилось использование МиГ-21 с замаскированных
площадок подскока, куда самолеты доставлялись на внешней подвеске вертолетов Ми-6,
а стартовали с помощью пороховых ускорителей. Вооруженные столкновения сверхзвуко-
вого истребителя со стратегическим бомбардировщиком ни где кроме Вьетнама больше не
пороисходили. В первую же ночь после начала операции на перехват обнаруженной груп-
повой цели, прикрытой помехами, взлетел дежурный МиГ-21. Летчик набрал высоту 6000м.
и начал маневр выхода на попутные с целью курсы сзади–снизу. Противника обнаружил
по навигационным огням (очевидно, американский летчик об угрозе атаки оповещен не
был). Бомбардировщик находился впереди справа на удалении 15-20км. Получив указание
с КП начать атаку, летчик включил форсаж, сбросил подвесные баки и перешел на сбли-
жение с выравниванием высот. Но атака была сорвана истребителями сопровождения:
рядом с Мигом разорвалась ракета, потом еще одна. Летчик выполнил маневр уклонения
и прекратил преследование бомбардировщика. Через несколько дней на перехват В-52
снова был поднят истребитель МиГ-21. На высоте примерно 6000м. летчик по включенным
аэронавигационным огням обнаружил бомбардировщик и начал маневр захода на цель (при-
цел РП-21 на излучение не включал). Выполнив маневр пилот оказался сзади цели на
дальности 2500м. (высота 10000м.) и перешел на сближение при скорости 1300км/ч. На-
водка производилась по визиру (коллиматорному прицелу), после захвата цели были
выпущены две ракеты. Обе попали в цель. После выхода из атаки пилот благополучно
произвел посадку на своем аэродроме (в 1980г. именно этот летчик - 33-х летний Фам
Туан стал первым вьетнамским космонавтом). На следующую ночь с полевого аэродрома,
не подвергшегося бомбардировкам, поднялся на перехват истребитель МиГ-21. Достигнув
высоты 7000м., летчик доложил на пункт наведения, что обнаружил аэронавигационные
огни бомбардировщика. Цель следовала на высоте 10000м. и находилась справа по курсу.
В момент начала маневра экипаж В-52 выключил огни (хотя прицел РП-21 на излучение
не включался). Предположительно, сработала служба подслушивания. Летчик сообщил по
радио о случившемся, и это был его последний доклад. На экране РЛС пункта наведения
метки самолетов пропали; по обломкам МиГ-21 и В-52, расположившимся рядом на земле,
было установлено, что они столкнулись в воздухе.
Во время налетов тяжелых бомбардировщиков В-52 на Ханой F-4 несколько раз иг-
рали роль ложных целей: звено F-4, имевшее хорошую групповую слетанность, шло плот-
ным строем. На кранах вьетнамских радаров отметка такой цели была неотличима от от-
метки бомбардировщика. Пока на мнимый В-52 наводили перехватчики. цель исчезала,
разделившись на четыре самолета, которые сами атратаковали вьетнамские истребители.
Всего МиГ-21 произвели шесть ночных вылетов на перехват В-52, четыре из них сорва-
лись, один завершился уничтожением цели и один – тараном. За время операции (18-29
декабря) «Лейнбакер-2» американская авиация потеряла 15 В-52 из них 13 было сбито
Зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) кроме того в восьми воздушных боях было сбито
семь американских самолетов (из них 4 «Фантома»). Вьетнамская сторона потеряла 3
МиГ-21. 20 декабряа было сбито 6 В-52 правда в тот день по американским самолетам
было выпущено 220 ЗУР. 26 декабря по группе из 120 В-52, выполнявших массированный
удар по целям в районе Ханоя и Хайфона, было выпущено 68 ЗУР, но сбито было всего
два бомбардировщика. Сказалось использование американцами средств РЭБ, что снизило
эффективность ЗРК С-75 с 0,8 до 0,19. Всего в 1972г. вьетнамцы выпустили по против-
нику 2059 ЗУР этого типа, уничтожив 421 самолет. За этот год между американскими и
вьетнамскими самолетами произошел 201 воздушный бой, в результате было потеряно 54
вьетнамских истребителя (в том числе 36 МиГ-21, один МиГ-21УС, 12 МиГ-17 и 5 J-6) и
сбито 90 американских машин (из них 74 истребителя F-4 и 2 разведчика RF-4C) МиГ-21
уничтожили 67 самолетов противника, на счету МиГ-17 и J-6, соответственно, 11 и 12).
Это по вьетнамским данным.
27 января 1973г. США объявили о выводе войск из Вьетнама, фактически признав
свое поражение. Максимальная численность американского военного контингента во Вьет-
наме достигала 550 тыс.человек. А с учетом войск пяти других западных стран и армии
Южного Вьетнама -1,6 млн.человек. В разгар военной кампании в ней участвовало свыше
1/3 боевого состава сухопутных войск США, 2/3 сил морской пехоты, 1/3 парка армей-
ских вертолетов, до 40% самолетов тактической авиации и почти половина стратегичес-
ких бомбардировщиков. За период активных боевых действий в Индокитае главным обра-
зом, в Южном Вьетнаме, только авиацией было сброшено бомб и других боеприпасов об-
щим весом около 8 млн.т. – почти в три раза больше, чем сбросила американская авиа-
ция на всех фронтах за годы второй мировой войны. Общее число убитых и раненых
вьетнамцев (с обеих сторон) составило 5 млн. Потери США - 56 тыс. убитыми, 303 тыс.
ранеными, 2500 американцев попало в плен. ВВС и ВМС США в период с 1961 по 1973г.
потеряли 3744 самолета и 4683 вертолета (по вьетнамским оценкам). Погибло 13 совет-
ских военных специалистов, (большей частью это были офицеры-ракетчики ПВО и летчики
-инструкторы). Всего за восемь лет войны северо-вьетнамские истребители провели в
общей сложности 480 воздушных боев, сбили 350 самолетов противника и потеряли 131
(соотношение 2,3:1). При этом надо учитыварь что этот результат был достигнут при
шестикратном численном превосходстве противника. За период с 1966 по 1972 г. ист-
ребителям F-4 удалось сбить 54 МиГ-21, которыми в свою очередь уничтожено 103
«Фантома» (если учесть что F-4 стоил в несколько раз больше одного МиГ-21 то ре-
зультат более чем положительный). По другим данным (более достоверным поскольку
выделить отдельно результаты боев именно между МиГ-21 и F-4 сложно) соотношение
побед 1,4:1 в пользу МиГ-21. Американская сторона заявила о 197-и победах в воздухе.
Последняя была одержана 12 января 1973г. когда F-4J лейтенанта Виктора Ковалески
сбил МиГ-17. По иронии судьбы именно F-4J Ковалески стал также последним «Фантомом»,
сбитым в небе Вьетнама два дня спустя (летчику и оператору удалось спастись). Пос-
ледним американским самолетом сбитым над Вьетнамом стал самолет огневой поддержки
АС-119 сбитый 30 апреля 1975г. расчетом переносного ЗРК «Стрела-2». ПЗРК широко при-
менялись с 1971г. когда ими были вооружены зенитчики, прикрывавшие легендарную
«тропу Хо Ши Мина» (над «тропой» было сбито более 120 американских и южновьетнам-
ских вертолетов).
В целом самолетам F-4 приходилось решать во Вьетнаме не свойственные им задачи:
создававшийся как тяжелый перехватчик, призванный оборонять ударные авианосные сое-
динения от налетов скоростных бомбардировщиков и противокорабельных крылатых ракет,
«Фантом» использовался в борьбе за завоевание господства в воздухе, противостоя
более приспособленному для этой цели самолету МиГ-21. Это объясняется отсутствием у
США легкого истребителя, способного на равных противостоять МиГ-21. Несмотря на то,
что в ВВС США имелись истребители F-104 «Старфайтер» и F-5 «Фридомфайтер», эти
машины по ряду параметров существенно уступали МиГ-21 и не во Вьетнаме не использо-
вались. Легкий палубный сверхзвуковой истребитель F-8 «Крусейдер», на который пер-
воначально возлагались большие надежды (к началу войны число этих самолетов на
авианосцахи в Тонкинском заливе было примерно равно числу F-4B), также не оправдал
ожиданий, уступая МиГ-21 по основным летным характеристикам. Однако в роли такти-
ческого ударного самолета F-4 проявил себя превосходно. «Фантомы» широко привлека-
лись для ударов по особо важным объектам (мостам, электростанциям) и по железнодо-
рожным транспортам противника. Для решения этих задач самолеты, как правило, воору-
жались свободнопадающими бомбами и неуправляемыми ракетами калибра 70 и 127мм. С
апреля 1965г. над железными и шоссейными дорогами Вьетнама практиковалась «свобод-
ная охота». Самолеты F-4 непрерывно прочесывали коммуникации противника, местами
полностью парализуя движение в светлое время суток.
Самым неуязвимым самолетом ВВС США был признан F-111В, которые совершили более
4000 боевых вылетов, при этом было потеряно всего шесть или семь машин, хотя их
боевой дебют в 1968г. был неудачным. Из первых 6-и самолетов в короткий срок было
потеряно три, причем первый из них был сбит огнем зенитной артиллерии в первом же
вылете. В последующем самолеты этого типа практиковали так называемые «маловысотные
сверхзвуковые прыжки» при подлете к цели.
После завершения войны во Вьетнаме противоборство МиГ-21 и «Фантомов» не прек-
ратилось. Они сходились в воздушных схватках в арабо-израильском конфликте в 1973г.,
в Ливане в конце 70-х - начале 80-х годов, в годы ирано-иракской войны 1980-1988гг.
Перед началом воздушной операции стран НАТО в Ливии на вооружении этой страны нахо-
дились 50 МиГ-21 (кроме того 130 МиГ-23 и 63 МиГ-25). Но встреча МиГ-21 с новейшими
западными истребителями так и не состоялась. Что случилось с Ливийскими ВВС, почему
эти самолеты так и не поднялись в воздух? Ответа пока нет.
Наверх
|