Страница 1 Страницы истории Главная   
КАРТА САЙТА
СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦА 16

  Хроника воздушных сражений "Холодной войны".

      
     Сразу же после окончания Второй Мировой войны в сентябре 1945г. начались инци-
денты связанные с вторжением в воздушное пространство СССР самолетов недавних союз-
ников. Конечно и во время воны было немало таких случаев но тогда мы были союзника-
ми и подобные случаи не приводили к печальным последствиям.  Немалая часть наруше-
ний носила случайный характер, увлекшись или потеряв ориентировку, в пределы  СССР
влетали самолеты из  Китая, Турции, Ирана и других сопредельных стран.  По большей
части пребывали они  в советском  воздушном пространстве считанные минуты. Нередко
и наши  летчики нарушали  границы соседних  государств. Советские  власти признали
факт нарушения чужой границы лишь раз, когда осенью 1960г. самолет Як-25 Ленинград-
ской армии ПВО на три минуты, как говорилось в докладе, из-за отказа аэронавигаци-
онного прибора оказался в финском небе. 
     С началом «холодной войны» США и их союзники  развернули  против СССР широко-
масштабную разведывательную деятельность.  В 40-е и начале 50-х годов американцы и
англичане  нередко  забрасывали по  воздуху в  СССР свои  разведгруппы,  оказывали
помощь «лесным братьям» (с августа 1951г. по май 1954г. самолеты ВВС  США не менее
7 раз  нарушали воздушное  пространство СССР, сбросив около 20 своих  агентов  над
Молдавией, Украиной, Белоруссией, Прибалтикой, Северным Кавказом. В связи с разра-
боткой планов атомных бомбардировок СССР перед американской разведкой встал вопрос,
какова эффективность советской ПВО, а в середине 50-х годов когда в ЦРУ и Пентагон
начали поступать сведения о том, что в СССР развернуты работы  по созданию  ракет-
ного оружия появились новые вопросы:  каковы состояние и  перспективы разработок в
Советском Союзе различных видов новейшего вооружения.  У ЦРУ были свои авиаподраз-
деления разведки, у Пентагона - свои, и каждое из них выполняло свои специфические
задачи. Разведывательной  деятельностью занималась  и авиация  нейтральных  стран.
Самолеты шведских ВВС  не только  вели интенсивную воздушную разведку  балтийского
побережья  Советского Союза, но и летали в Советскую  Прибалтику, оказывая  помощь
антиправительственным  отрядам. Появлялись и  самолеты Великобритании, ФРГ, Ирана,
Турции. Их визиты в советское воздушное пространство были относительно редки, но с
годами положение менялось.
     В течение 1949г. и в начале 1950г. разведывательные самолеты США  сопровожда-
лись советскими истребителями-перехватчиками которые, демонстрируя свою готовность
к решительным действиям, не раз открывали предупредительный огонь по нарушителям. 
     Первая кровь пролилась 8 апреля 1950г. когда над  Балтикой был сбит  самолет-
разведчик ВМФ  США PB4Y «Privateer» с  авиабазы Висбаден  (ФРГ).  Самолет  нарушил
советское воздушное пространство в районе военно-морской базы Либава.  Поднятая по
тревоге четверка Ла-11 из  состава 30-го ИАП под  командованием ст. л-та Б. Докина
перехватила этот самолет и после того как нарушитель не выполнил требования следо-
вать на  посадку,  открыла огонь.  Американцы ответили тем же.  В ходе перестрелки
нарушитель был сбит и упал в море. Экипаж в составе 10 человек погиб. Поняв, что с
ПВО СССР шутить опасно, в «Пентагоне» главный упор при проведении воздушных разве-
дывательных операций стали делать на радиотехническую разведку,которая должна была
выявить количество советских РЛС и их  возможности по обнаружению воздушных целей.
Так начались полеты  самолетов  радиотехнической разведки ВВС США,  продолжавшиеся
много лет.  Была разработана  специальная тактика  действий воздушных разведчиков,
которые умышленно  нарушали воздушное  пространство СССР, чтобы заставить работать
как можно больше советских РЛС и выявить возможности радиолокационной сети пригра-
ничных районов. Опытный бортовой  оператор изучает не только сигналы РЛС, он может
перехватить данные  секретной радиосвязи.  Однако  основным  назначением  самолета
радиолокационной  разведки является  получение данных  необходимых  для разработки
методов подавления радиолокаторов противника. Советская сторона с первых дней появ-
ления воздушных разведчиков у границ страны неоднократно заявляла ноты протеста,не
имевшие, как правило, положительного  результата.  С 1950г. начался перехват само-
летов-разведчиков с  целью принуждения их  к посадке  на советской  территории или
уничтожения.  С 1950г. до конца 60-х годов США произвели от 12  до 20 тысяч шпион-
ских полетов вдоль границ Советского Союза. 
    В начале 50-х самолеты-разведчики РВ-47 и РБ-45 действовали с аэродромов Вели-
кобритании с опознавательными знаками  британских ВВС. Так 17-18 апреля 1952г. три
РБ-45, стартовав из Англии, пилотировавшиеся английскими и американскими летчиками,
вторглись в воздушное пространство СССР  и прошли по трем маршрутам через Прибалти-
ку,  Белоруссию  и Украину.  Полеты проходили на высоте 12 тыс.м. достигли  рубежа
Псков-Смоленск-Харьков.  Советские РЛС следили за этими самолетами, но истребители
и зенитная  артиллерия  не могли их сбить.  По мере  совершенствования системы ПВО
СССР риск таких полетов возрастал, потери росли в 1950г. был сбит один нарушитель,
в 1951-1952 гг. - по два, а в 1953 г. - три.
    13 июня в 1952г. над  Японским  морем близ советских берегов исчез РБ-29 После
этого  Посольство США в Москве направило запрос о наличии в СССР каких-либо сведе-
ний о пропавшем  самолете, но не  получило ответа.  Развивать  эту щекотливую тему
правительство США не стало родственникам сообщили, что  самолет пропал  без вести.
Позднее стало известно,  что он был сбит над советскими  территориальными водами в
180 километрах южнее Владивостока самолет RB-29 советским истребителем МИГ-15.
     29 июля  1953г. РБ-50 ВВС США,  вылетевший  из Иокоты (Япония) совершал полет
вдоль советской границы на север от Владивостока на высоте 10 000 м. На борту само-
лета-разведчика было 17 человек. Советские РЛС обнаружили самолет на траверсе Вла-
дивостока. Для выяснения принадлежности самолета-нарушителя были подняты два истре-
бителя МИГ-15(капитан Рыбаков).  При сближении для опознания наши истребители были
обстреляны самолетом-нарушителем.  Американская версия диаметрально противоположна
советской.  По свидетельству  второго  пилота  RB-50 капитана  Дж.Роче, их самолет
внезапно был обстрелян советским истребителем после чего упал в море.  Роче, един-
ственный  из экипажа оставшийся в живых, был подобран спасательным судном через 18 
часов. Сегодня невозможно сказать, кто первый открыл огонь. Обстановка тех дней на
Дальнем Востоке была очень нервозной, только что (27 июля 1953г.) завершилась пере-
мирием Корейская война. 
     В августе 1953г. с аэродрома  Гибельштадт (ФРГ) по маршруту: ФРГ — Чехослова-
кия — Киев — Харьков — Капустин Яр — Иран стартовала «Канберра».  На пути следова-
ния самолет был неоднократно  атакован советскими истребителями и обстрелян зенит-
ной артиллерией. От зенитного огня в зоне  Капустина Яра «Канберра» испытала такую
вибрацию, что  фотоснимки  получились крайне  низкого качества.  Получив множество
пробоин и вмятин, самолет все же дотянул до Ирана, где и приземлился. Командование
ПВО СССР считало в то время  самолет «Канберра» весьма трудной целью для советских
истребителей-перехватчиков.  Летчикам,  вылетавшим  на перехват, ставилась  задача
сбить «Канберру» любой ценой, вплоть до тарана. 
     28–29 апреля 1954г. три американских разведчика RB-47 с опознавательными зна-
ками Великобритании вылетели из Англии  по маршруту  проходившем  над Прибалтикой,
Белоруссией и Украиной с целью разведке  аэродромов  базирования советских страте-
гических  бомбардировщиков.  Однако к тому  времени  советская ПВО уже получила на
вооружение более совершенные средства борьбы  с воздушным противником.  Один само-
лет,  приближавшийся к Киеву,  был  встречен сильным огнем  зенитной артиллерии и,
опасаясь быть сбитым,  повернул назад.  Два других были атакованы  истребителями и
вынуждены были  тоже  повернуть назад. 8 мая того же года RB-47, также из  Англии,
вылетел на  фотографирование советских  военных объектов в районе Мурманск, Архан-
гельск  Онежское озеро.  В районе  Мурманска  американский  разведчик был встречен
тремя советскими МИГ-17ПФ5, которые  могли действовать на  тех же высотах и скорос-
тях, что и В-47.  Маневрируя, экипаж  В-47 вынужден  был отклоняться  от заданного
маршрута, что затрудняло  выполнение задачи. Близ Архангельска на перехват воздуш-
ного разведчика были подняты уже 6 истребителей МИГ-17ПФ. Ведущий  к-н  М.Китайчик
открыл огонь на поражение и нарушитель вынужден был уйти на территорию Финляндии.
     7 ноября  1954г. советские  истребители  сбили американский  разведчик RB-29,
совершивший разведывательный полет вдоль береговой черты  Советского Дальнего Вос-
тока в  Японском море.  10 членов экипажа  выпрыгнули  на парашютах и были спасены
американскими аварийно-спасательными службами, один человек погиб.
     С 1954г. на вооружении западных спецслужб стали появляться АДА - автоматичес-
кие дрейфующие  аэростаты.  Они  поднимались  на большие  высоты, недоступные  для
истребителей и других средств ПВО.  Аэростаты запускались с баз в Германии, Норве-
гии, Италии,Турции,Франции и других стран и проникали на большой высоте (до 30км.)
в советское  воздушное пространство, ведя воздушную разведку от западных границ до
Тихого океана, где контейнеры  с фотоаппаратурой сбрасывались в назначенном районе
и подбирались специальными командами. Имевшиеся тогда на вооружении ВВС и ПВО СССР
истребители типа  МиГ-15 6ис,  МиГ-17П и Як-25 не  могли  достать  их, т.к. имели 
потолок 15-16км.  Некоторые АДА все  же сбивались,  но большинство было недоступно
для средств ПВО. Первый АДА  летом 1954г. уничтожил к-н Л.Савичев на новом истреби-
теле МиГ-17П (с РЛС-прицелом). Под городом Черновцы летчику удалось сбить аэростат
на высоте 10км. и тот упал на  советской территории.  Через несколько дней Савичев
вновь вылетел на перехват АДА, но на этот раз сразу сбить его не удалось, аэростат
начал набирать высоту, достать его стало невозможно. Пик интенсивности полетов АДА
пришелся  на январь-февраль  1956г. когда  в воздушное  пространство СССР проникло
около 3000 шаров. Из только около 10% дошли до Японского моря остальные были сбиты
советскими истребителями или не долетели до назначенного района по техническим при-
чинам.  Всего за 20 лет, с 1956г. по 1977г. системой  ПВО было  зафиксировано 4112
аэростатов-разведчиков, из них  сбить  удалось  только 793. Аппараты  запускали не
только США но и Франция, Финляндия, ФРГ, Норвегия, Швеция,Турция. Поскольку запуск
аэростатов в  воздушное пространство СССР  не дал сколько-нибудь ощутимых результа-
тов, ВВС США продолжали  глубокую авиационную разведку приграничных регионов СССР. 
     С баз в Англии  и Германии  англичане  на "Канберрах" и американцы  на RB-57F
прорывали систему ПВО. Только в период с 4 по 9 июля 1956г. высотными разведчиками
было  осуществлено  5 прорывов  глубиной  до 150-350км. по маршрутам: Гродно-Минск
Вильнюс- Каунас-Калининград;  Брест-Пинск-Барановичи-Каунас-Калининград.  В 1957г.
«Канберра»  беспрепятственно  долетела до  Баку, в 1958г. разведчики этого же типа
появлялись в небе  Украины, в том числе и над Киевом. Залетали и в Московскую зону
ПВО. В 1955г. на вооружение ПВО поступил зенитный комплекс С-25,способный поражать
цели на высоте 18км.
     В марте 1955г. три RB-45 под командованием майора Дж.Андерсона произвели раз-
ведывательный полет  в ночное время с задачей  установить дислокацию и возможности
РЛС социалистического блока на территории Чехословакии, Польши и прибалтийских рес-
публик СССР.  Ночь была выбрана специально, чтобы затруднить перехват  разведчиков
советскими истребителями. Все три RB-45 благополучно вернулись на свои базы.
     В апреле - мае 1955г. осуществляя  «проект Сишор» (морское побережье)  четыре
RB-47Е, оборудованные 100-дюймовыми длиннофокусными фотоаппаратами, выполняли раз-
ведывательные полеты над районами Северной  и Восточной Сибири.  Они действовали с
авиабазы на Аляске. Главная задача этих  полетов состояла  в том, чтобы  разведать
систему ПВО и ВВС  на северном, главном для стратегической  авиации США, маршруте,
кратчайшим  путем  выводящем в глубинные военнопромышленные районы СССР. 
     В марте - мае 1956г. в  течение 7 недель  новые самолеты-разведчики  RB-47E и
RB-47H, действуя через Северный полюс, вылетали на задания практически ежедневно и
вели разведку  северных районов СССР от Кольского полуострова до Берингова пролива
Их обслуживали две эскадрильи самолетов-заправщиков  КС-97. Полеты производились с
авиабазы  Туле (Гренландия).  Как правило, B-47  вылетали  парами  на фото (Е) или
электронную (Н) разведку. В ходе ежедневных полетов, проводившихся в дневное время
американским разведчиком, удалось получить фотографии советского ядерного полигона
на Новой Земле; установить, что радиолокационные станции на севере СССР немногочис-
ленны и удалены друг от друга на значительные расстояния; аэродромная сеть недоста-
точно развита и не обеспечивает базирования необходимого количества перехватчиков.
За все время операции только в трех  или четырех случаях RB-47 приходилось уходить
от преследования советских истребителей. 
     Отсутствие  эффективной  ПВО на севере  СССР позволило  американцам перейти к
более активным  действиям.  6 и 7 мая 1956г. по  шесть RB-47, взлетев  с аэродрома
Туле, пересекли Северный полюс и вторглись в светлое время суток в воздушное прос-
транство Советского Союза в районе г.Амбарчик.  Им удалось беспрепятственно сфото-
графировать территорию от Анадыря до Берингова пролива, после чего приземлиться на
авиабазе Айельсон (Аляска). Всего из Туле за этот период было совершено 156 разве-
дывательных полетов  у советских северных границ.  14 мая посолу США в Москве была
вручена нота протеста, а 28 мая на совещании по поводу советской  ноты руководства
вооруженных сил США  и ЦРУ было решено прекратить полеты  воздушных разведчиков на 
севере СССР. На следующий день госдепартамент вручил советскому послу в Вашингтоне
заявление, в котором говорилось что если нарушения  воздушного пространства СССР и
были только по причине  навигационных трудностей полетов в Арктике,
     Интенсивность американской воздушной радиолокационной разведки с каждым годом
нарастала.  К середине 50-х годов  более 100  самолетов-разведчиков привлекалось к
решению этих задач, расширялась и география полетов. Долгое время на средне-азиат-
ском юге страны почти не случалось эксцессов, т.к. Иран и Пакистан не имели доста-
точно мощной авиации, а  Афганистан относился  к числу друзей.  Но к середине 50-х
американцы, наладив отношения с иранским руководством, получили возможность исполь-
зовать  территорию  этой страны  для базирования  своей  разведывательной авиации.
Таким образом у южных границ довольно быстро возникла мощная авиационная группиров-
ка, которая  грозила весьма ощутимо беспокоить  советскую ПВО. Пользуясь слабостью
системы  ПВО «противнк» постоянно  наращивал  количество разведывательных  полетов
с 1000 в начале до  3000 в конце 50-х годов.  Лишь в 1960-61 гг. дислоцирующийся в
Туркменистане отдельный  корпус ПВО и 73-я  Воздушная Армия были  дополнены личным
составом и получили новую технику - более 100 ЗРК “Десна” С-75, значительное коли-
чество новых РЛС, в том числе 12 станций П-14. В дополнение к двум имевшимся авиа-
полкам перехватчиков прибыло еще четыре.
     Совершенствование советской ПВО привело к необходимости создания нового разве-
дывательного  самолета  способного совершать  безнаказанные полеты  над глубинными
районами СССР. Таким самолетом стал специально сконструированный самолет-разведчик

фирмы «Локхид» У-2. Он представлял  собой  одноместный  самолет  с турбореактивным
двигателем  способный совершать  полет на высотах до 20км. и производить аэрофото-
съемку с этих высот и вести  радиотехническую разведку.  Такая высота обеспечивала
недосягаемость самолета для советских средств ПВО того времени. Самолет мог проле-
тать расстояние 8800км. без дозаправки и находиться в воздухе около 11 часов. Пер-
вый испытательный полет У-2 состоялся в августе 1955г. а в мае следующего года был
сформирован  первый отряд этих  самолетов (который, как и все последующие входил в
систему ЦРУ). Сначала отряд дислоцировался в Англии. Однако вскоре британское пра-
вительство, опасаясь осложнения  отношений с Советским Союзом, потребовало  убрать
его из Англии и он был переброшен в  Западную Германию, на авиабазу Висбаден (близ
Франкфурта-на-Майне), где готовился к предстоящим разведывательным полетам. 
     В 1956г. Эйзенхауэр санкционировал полеты У-2 в воздушном пространстве СССР и
других  социалистических стран.  20 июня летчик К. Оверстрит совершил первый полет
над Польшей и Восточной Германией. Полеты над СССР откладывались сначала из-за пло-
хой погоды, а затем связи с пребыванием в СССР  начальником штаба ВВС США генерала
Н.Туайнинга (на воздушном параде в Тушино). Первый полет над СССР состоялся 4 июля. 
     В течение 10 дней отряд У-2 из Западной Германии произвел пять глубоких втор-
жений в  воздушное  пространство европейской  части СССР на высоте 20км. продолжи-
тельностью 2-4 часа.  Один из самолетов прошел над Москвой, в окрестностях которой
обнаружил аэродромы базирования бомбардировщиков М-4. Другой сфотографировал в рай-
оне Ленинграда верфь, где строились подводные лодки. Фотографии были исключительно
высокого качества  можно было  прочесть хвостовые  номера на бомбардировщиках. РЛС
ПВО СССР следили за каждым из них на всем протяжении маршрута, истребители ПВО вы-
водились на цель, но их потолок был ниже высот У-2 на несколько километров, что не
позволяло  действовать эффективно.  Надо сказать,  что по  причине  недостаточного 
совершенства первых РЛС цели велись со значительными перерывами — провалами, кроме
того многие РЛС того времени (П-8, П-10) не имели высотомеров, а определяли только
азимут и дальность до цели. Более совершенные РЛС — П-12, П-30, П-35 — могли обна-
ружить цели на высоте более 20км. но их было еще недостаточно, и поэтому уверенно,
без провалов сопровождать  высотную цель не всегда  удавалось.  10 июня 1956г. со-
ветское правительство направило ноту протеста правительству США в с вязи с вторже-
нием американских военных самолетов в воздушное пространство СССР.  В ноте говори-
лось, о двухдвигательных  самолетах ВВС США, из чего  американцы поняли, что руко-
водство СССР не имеет точных  данных о самолетах-нарушителях (У-2 имел один двига-
тель),  а поскольку  самолеты  не имели  опознавательных  знаков,  государственный
департамент, отрицал  причастность США к фактам нарушения границ.
    Первые донесения о полетах новых разведчиков над СССР вызвали недоверие совет-
ского  командования.  Решили, что у летчика,  доложившего  о самолете – нарушителе
летевшем на высоте 20км. произошло помутнение  в голове от переутомления.  Специа-
листы и  крупные военачальники  полагали, что самолет не может в течение 7–8 часов
идти  на высоте 20км. и большую часть маршрута  должен идти на  меньших высотах, а
следовательно может быть перехвачен нашими истребителями. Позднее все-таки выясни-
лось, что такой самолет  существует и начались поиски “противоядия”. 
     После первой серии разведывательных полетов наступила пауза.  Осенью 1956г. в
связи с вторжением  англо-франко-израильских  войск в Египет одно из подразделений
У-2 было переброшено в Турцию, на авиабазу Адана. Оттуда в сентябре Фрэнсис Пауэрс
и его коллеги совершили свои первые полеты на У-2 над территориями Египта, Израиля,
Иордании, Саудовской Аравии и Кипра. 
     ЦРУ и САК ВВС  (стратегическое авиационное командование) интересовали полигон
Капустин Яр, оборонные предприятия и авиабазы  на Украине, Кавказе, в Поволжье. Но
президент не соглашался на полеты, ссылаясь на напряженность ситуации в мире. Толь-
ко в январе 1957г. было дано разрешение на полеты над СССР.  Теперь они охватывали
более глубинные районы СССР. Самолеты-разведчики  проникали  в Казахстан и Сибирь,
где испытывались новые виды советских стратегических вооружений. В марте - октябре
1957г. советские РЛС системы ПВО  отметили 5 пролетов У-2.  Нарушители проникали в
воздушное пространство СССР на глубину 150–1650км. на высотах 20км. и  по-прежнему
были недосягаемы для средств  ПВО СССР.  В 1957г. подразделения  У-2 стали базиро-
ваться в Японии (аэродром Ацуги) и на Аляске.  С начала выполнения программы поле-
тов У-2 до 1 мая 1960г. когда был сбит  Пауэрс, было произведено более  20 вылетов
самолетов-разведчиков. Летом 1957г. был обнаружен испытательный  полигон для  меж-
континентальных  ракет  находившийся  близ населенного пункта  Тюратам (Байконур).
Накапливались и сведения о развертывании в СССР работ по созданию зенитного ракет-
ного оружия. У-2 обнаружили полигон ПВО в Сары-Шагане, недалеко от озера Балхаш. 
     В 1957г. над Приморьем два МиГ-17П из 17-го ИАП пытались достать U-2, но без-
успешно.  В том же году на границе с Узбекистаном летчик 9-го ИАП на МиГ-17 попро-
бовал перехватить  U-2, но когда его МиГ был уже на потолке (17км),  до нарушителя
оставалось еще 3000м. Стреляли по U-2 и первыми зенитными ракетами, но также  без-
результатно.  До ноября 1959г. в СССР не было эффективного оружия против  высотных
разведчиков.  Возможность  бороться с ними появилась только осенью 1959г. когда на
вооружение войск ПВО поступил зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-75 “Десна” с даль-
ностью действия 30км. Уже в самом начале года стали приниматься меры по пресечению
полетов U-2 над СССР. Новыми ЗРК стали постепенно закрывать как границу, так и наи-
более  важные объекты  в глубине территории. Кроме того, на приграничные аэродромы
стали поступать новейшие истребители-перехватчики Су-9 с потолком в 20км. В войска
ПВО начали  поступать радиолокационные станции П-30, обнаруживающие воздушные цели
на высотах свыше 20км. 
     В 1958г. высотные разведчики У-2 были оборудованы аппаратурой постановки пас-
сивных помех, был установлен  новый  двигатель, позволивший  поднять  практический
потолок самолета до 22км. И все же маршруты самолетов-разведчиков выбирались в сто-
роне от позиций зенитных ракет, которые были уже известны американцам. 
     Летом 1958г. большой переполох в Вашингтоне вызвал инцидент с самолетом C-118
принадлежавшем ЦРУ. 27 июня он совершал перелет из Висбадена (ФРГ) на аэродром Пе-
шавар (Пакистан), имея на борту девять офицеров и солдат, трое из которых были сот-
рудниками ЦРУ.  При них были  секретные документы, связанные  с программой полетов
У-2 над СССР.  При перелете из Аданы (Турция)  в Тегеран  самолет  нарушил границу
СССР над территорией Армении. Поднятая на перехват пара истребителей  Як-25  вышла
на цель и опознала американский военно-транспортный самолет, который на  сигналы —
следуй за мной на посадку — не реагировал и  стремится уйти в Турцию. Летчик запро-
сил КП – что делать? Командующий округом генерал-полковник В.Иванов в свою очередь
запросил  Центральный командный  пункт Войск ПВО: как быть, цель уходит в  сторону
Турции? Ответ был -  действуйте по обстановке. Тогда Иванов принял решение: сбить.
Истребители задачу выполнили.  Самолет загорелся  и начал снижение.  Часть экипажа
выбросилась с парашютом,но пилот сбил пламя и сопровождаемый истребителями посадил
самолет на военный  полевой аэродром Гиндарх (Армения).  В самолете находились еще
четыре человека  все имели удостоверения военнослужащих ВВС США. Согласно их  вер-
сии,самолет выполнял обычный рейс по обслуживанию американского посольства в Иране
и следовал  в Тегеран, обходя грозовой фронт пилот принял озеро Севан в Армении за
находившееся  в Турции озеро Ван.  В ходе  расследования  выяснилось  пассажиры на
борту С-118 не являются офицерами ВВС. Однако прямых доказательств не было. Экипаж
самолета С-118 был передан на советско-иранской границе представителям США. Только
много лет спустя выяснилось, что это был самолет ЦРУ, на  котором летели в Пешавар
три его сотрудника. Полковник Д.Бреннер и майор Б.Шуп в 90-х годах рассказали, что
они успели во время захода на посадку уничтожить важные  документы  по предстоящим
разведывательным  полетам У-2. 
      2 сентября, в том же районе произошел новый инцидент.  Американский самолет-
разведчик С-130 оказался в воздушном пространстве СССР. Четыре  МИГ-17 поднятые на
перехват  подавали ему сигнал: «Следуй за нами», но он же уходил от них к границе.
Ст. л-т Лопатков после предупредительной очереди, на которую нарушитель не отреаги-
ровал, открыл огонь на поражение. Самолет загорелся и упал в районе  Мастара, 20км.
юго-восточнее  Ленинакана.  Все 17 человек, находившиеся  на борту  погибли, но на
месте  падения  найдены останки семи тел.  Из них смогли опознать  только четырех.
Государственный департамент США опубликовал заявление в котором  утверждалось, что
американский военный самолет будто бы был «перехвачен и  атакован советскими истре-
бителями в районе  советско-турецкой границы, близ Карса (Турция), что вызвало его
гибель в Советской  Армении».  В подтверждение  госдепартамент  ссылался на запись
радиопереговоров  между  летчиками  советских  истребителей,  которые сбили С-130.
Советская сторона  естественно  эти домыслы опровергала, а запись радиопереговоров
назвала сфабрикованной. После  этих случаев  американские  самолеты  радиотехничес-
кой разведки стали действовать более осторожно при полетах  вдоль советских границ,
но  операции У-2 продолжались с прежней интенсивностью.        
     Ранним утром 9 апреля 1960г. РЛС Туркестанского ВО  обнаружили воздушную цель
в 430км. южнее г.Андижан на высоте 19–21км. и двигавшеюся в сторону Семипалатинска.
Достигнув Семипалатинского ядерного полигона,  самолет-разведчик повернул  в район
озера Балхаш (где находился полигон зенитных ракетных войск — Сары-Шаган), а затем
на Тюратам и через г.Мары ушел в Иран.  Полет продолжался более 6 часов.  На аэро-
дроме ближайшего от Семипалатинска истребительного авиаполка  ПВО, находились  два
самолета Су-9, оснащенные ракетами «воздух — воздух», и летчики, имевшие опыт поле-
та на них.  Но, для того чтобы осуществить  перехват, им необходимо было совершить
посадку на аэродром Семипалатинского полигона, т.к. на возвращение «домой» не хва-
тило бы топлива.  Но летчики, не имели специальных допусков в зону полигона.  Пока
летчики ждали результатов переговоров командования Войск ПВО с правительством СССР
о получении  необходимых допусков нарушитель уже повернул на Сары-Шаган и вышел из
зоны досягаемости. Появилась надежда с бить самолет-нарушитель используя  ЗРК С-75,
имевшийся на полигоне. Но волей случая У-2 вновь избежал угрозы уничтожения. В тот
день не планировались стрельбы, и ракет готовых к боевому применению не оказалось.
У-2, закончив фотографирование полигона Сары-Шаган, направлялся к полигону Тюратам
и далее через  Мары уходил в сторону иранской границы.  В ближайшем  авиаполку ВВС
были истребители Су-9, но не было штатных ракет.  И все-таки Су-9 взлетели с раке-
тами от  МИГ-19.  Но поскольку  летчики не имели опыта полетов  на этом самолете а
операторы наведения не имели опыта наведения высотных самолетов перехват не состо-
ялся.  Многие  генералы  и офицеры  получили  строгие взыскания,  но урок 9 апреля
был  не прошел даром.
    1 мая 1960г. летчик Фрэнсис Пауэрс поднял в воздух свой У-2, имея задание про-
лететь на предельной высоте по маршруту: Пешавар (Пакистан), Аральское море, Сверд-
ловск, Киров, Плесецк  и совершить посадку на аэродроме  Буде (Норвегия).  Это был
один из наиболее опытных пилотов он летал на У-2 с 1956г. Первые  засечки высотной
цели, приближавшейся  к границе СССР южнее г. Душанбе  на высоте  более 19км, были
получены  в 5.36 (время московское). К 8.00 на КП  Войск ПВО страны  сделан вывод,
что маршрут полета пройдет через район Свердловска, далее — к Белому морю, а аэро-
дром посадки, вероятно, будет в Норвегии. О полете было доложено министру обороны,
членам  Политбюро и  Н.С.Хрущеву  который требует любой  ценой сбить  самолет. Как
всегда в таких случаях, различные случайности  мешают сбить его то на одном, то на
другом участке пути.  Нарушитель минует Тюратам, летит вдоль Аральского моря, про-
ходит Магнитогорск,Челябинск и уже приближался к Свердловску. С аэродрома Кольцово
(г.Свердловск)  на перехват  поднялся  высотный истребитель Су-9, случайно оказав-
шийся там в ходе перегона самолета с завода в часть. Его пилот капитан И. Ментюков
не имел компенсирующего высотного костюма и кислородной маски а самолет не был воо-
ружен. Летчик получает задачу сблизиться с  нарушителем и таранить его.  Учитывая,
что Ментюков долго действовать на предельной высоте не мог, а нужно было еще точно
навести скоростной сверхзвуковой истребитель на цель, шедшую на дозвуковой скорос-
ти шанс на успех был минимальным. Ментюков набрал нужную высоту, но цели не увидел,
наведение не состоялось. 
     С приближением к Свердловску  У-2 входил в зону действия  зенитного ракетного
дивизиона С-75 который получает приказ: «Цель уничтожить». Был произведен последо-
вательный пуск  трех ракет.  В 8.53 первая ракета взрывается позади У-2 ее осколки
пробивают хвостовое оперение и крылья,не затронув кабины. Падающий У-2, продолжает
восприниматься оператором РЛС как цель. Пауэрс с трудом, уже на высоте 10км. вылез
из кабины. Едва он оторвался от самолета — еще одна ракета прямым попаданием пора-
зила У-2. Операторы РЛС приняли отметки от падающих обломков У-2 за пассивные  по-
мехи, примененные летчиком-шпионом, но тут отметка цели появилась вновь. Дело было
в том, что после неудачного наведения И.Ментюкова на перехват У-2 была поднята еще
пара  истребителей МиГ-19 — капитана Б.Айвазяна
и ст. л-та С. Сафронова задача была
все та же: при обнаружении атаковать противника.  В ракетном дивизионе ПВО воспри-
няли появившуюся  отметку от истребителей за вражескую цель, которая  снизилась до
10км. Через считанные секунды она была сбита (по приказу с КП армии ПВО). Увы! Это
был истребитель ст. л-та Сафронова. Айвазян увидел в чистом небе необычное облачко
и резко спикировал. Это спасло ему жизнь. Экраны РЛС очистились, стало ясно - нару-
шитель сбит.
     Пауэрса и все собранные обломки отправили в Москву. В Парке культуры и отдыха
имени Горького позднее устроили выставку трофеев.
     3 мая, было обнародовано сообщение НАСА составленное под диктовку  ЦРУ. В нем
говорилось, что с 1956г. по программе изучения метеоусловий в верхних слоях атмос-
феры НАСА использует  самолеты фирмы «Локхид» — У-2.  1 мая 1960г. У-2 выполнявший
задание в воздушном пространстве Турции, пропал без вести, возможно потерпел катас-
трофу в районе озера Ван.  На следующий день на открытии сессии  Верховного Совета
СССР  Хрущев обнародовал  некоторые подробности инцидента с самолетом-разведчиком.
Только после того как 7 мая Хрущев сообщил, что летчик жив и находится в СССР, аме-
риканские  официальные круги  признали  факт преднамеренного вторжения в воздушное
пространство Советского  Союза.  Президент Д.Эйзенхауэр подтвердил на пресс-конфе-
ренции 11 мая, что полеты американских  самолетов-разведчиков над территорией СССР
являются одним из  элементов системы сбора информации о Советском Союзе и проводи-
лись планомерно в течение ряда лет. Он заявил, что «отдавал приказы о сборе любыми 
возможными способами  информации, необходимой для защиты  США и свободного мира от
внезапного  нападения и для того, чтобы  дать им возможность  провести эффективные 
приготовления к обороне».  После международного  скандала, вызванного инцидентом с
Пауэрсом, программа  систематических разведывательных полетов над СССР была прекра-
щена. Но самолеты-разведчики продолжали выполнять полеты без нарушения границ СССР,
хотя и это иногда случалось. 
      Так, 1 июля 1960г. в Баренцевом море, у побережья Кольского полуострова был
сбит самолет-разведчик ВВС США RB-47. На борту его было шесть человек. Вылетев из
Англии, самолет  взял курс  к советской границе в районе мыса Святой Нос. В 17.28
RB-47 вошел в воздушное  пространство СССР.  Через несколько минут к нему прибли-
зился советский  истребитель МИГ-17.  Летчик к-н В.Поляков дал сигнал  «следуй за
мной», но RB-47 продолжал движение по своему маршруту.  На предупредительные выс-
трелы Полякова RB-47 ответил огнем. После чего нарушитель был сбит и упал в море.
Штурман к-н Маккоун и второй пилот  м-р Олмстед катапультировались. Через 6 часов
их спас советский траулер. Остальные члены экипажа погибли. Американские летчики,
доставленые в Москву утверждали, что их самолет не нарушал границу СССР.  Однако,
по данным советских РЛС, последняя часть его маршрута проходила над территориаль-
ными водами СССР. По американским данным, RB-47 был сбит над нейтральными водами.
На эту  мысль наводила и  фраза в заявлении  Хрущева, что самолет ушел  в сторону
моря и упал за пределами границ СССР.  Окончательную точку в этом споре поставить
вряд ли удастся.
     С появлением на вооружении  войск ПВО Советского Союза новейших ЗРК, а также
истребителей-перехватчиков  второго  поколения (Су-9, МиГ-21, Ту-128, Як-28П) эра
высотных  и глубоких прорывов  границы закончилась.  Да и необходимость  в этом с
появлением разведывательных искусственных спутников Земли отпала. Но нарушений не
стало меньше: США и их союзники изменили тактику. Появившиеся в 60-е годы на воо-
ружении стран  НАТО самолеты  ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) могли
выполнять задания, не входя  в воздушное пространство  сопредельной стороны.  Они
постоянно летали вдоль советских границ и вели радиолокационную разведку на сотни
километров вглубь территории.
     Летом 1963г. двухмоторный поршневой самолет Aircommander-560 появился в воз-
душном  пространстве СССР.  На его перехват были подняты  с аэродрома Мары-2  два
МиГ-17П 156-го ИАП (к-н Степанов, ст. л-т Судариков). Летчики попытались посадить
нарушителя, но тот, развернувшись, стал уходить к границе. Капитану Степанову уда-
лось подбить нарушителя – самолет загорелся, но ему удалось  дотянуть до границы.
Горящий  самолет упал в километре по ту  сторону границы.  Летом 1964г., еще один
самолет того же типа пересек границу СССР в районе Серех-са. На встречу поднялось
звено истребителей 156-го ИАП к-на Печенкина. Они перехватили нарушителя и заста-
вили совершить посадку на один из запасных аэродромов в р-не Мары. Иранцы заявили,
что, в обоих случаях самолеты-нарушители выполняли полеты в интересах ирано-амери-
канской  географо-картографической компании.  Однако разведывательная аппаратура,
которой до  предела был  оснащен  самолет говорила о другом.  После этих эпизодов
обстановка в данном районе на протяжении ряда лет была относительно спокойной.
     За период с 1967 по 1970г. только со стороны США имело место более 10 наруше-
ний воздушных  границ СССР.  За время с 1950 по 1970г. не  менее 252 американских
летчика  были сбиты в ходе  шпионских воздушных  операций, из них 24 погибли,  90
остались в живых, 138 пропали без вести.  
     В 70-е годы накалилась обстановка на границах с Китаем. Отношения двух вели-
ких держав начали портится еще в конце 50-х годов. Какое-то время  это выражалось
только во  взаимных упреках и обвинениях, но к  концу 60-х дошло  уже и до прямых
вооруженных  столкновений что  потребовало переброски  в район советско-китайской
границы несколько авиадивизий всех родов ВВС СССР,многочисленных дивизионов ракет
ПВО. Вдоль границы постоянно летали китайские истребители J-2(лицензионные MиГ-15)
J-5 (МиГ-17) и J-6 (МиГ-19).  Часто они проникали  в воздушное пространство СССР,
правда, на небольшую  глубину, опасаясь возмездия.  Чуть позже вдоль  границ СССР
стали летать бомбардирщики Н-6(Ту-16) ВВС Китая с ядерным оружием на борту. Часто
нарушали  нашу границу и  китайские вертолеты Z-4 (Ми-4), с которых  на советской
территории иногда высаживались разведывательные и диверсионные группы. Есть свиде-
тельства, что некоторые машины не возвращались из этих рейдов. Производился и мас-
совый  запуск  аэростатов, в  основном - агитационных, разбрасывавших  листовки с
"бессмертными изречениями Великого кормчего". Но зафиксированы и факты  использо-
вания  шаров  для ведения  биологической войны:  на них  доставлялись насекомые -
разносчики инфекции. Нарушения  со стороны  авиации  Китая были  многочисленными,
что, к сожалению, их  невозможно  документально подтвердить.  Достоверно известно
об  инциденте,  произошедшем  в 1975г. в  Приморском Крае, когда  два истребителя
МиГ-23 советских ВВС с аэродрома Корфовский, выполняя патрульный  полет в пригра-
ничном районе, неожиданно перехватили  пару китайских истребителей J-7  (МиГ-21),
которые, нарушив границу на глубину 5-10 км, летели вдоль нее, выполняя  разведку.
Пара советских перехватчиков тут же пошла в атаку,и ведущий, зайдя в хвост одному
из китайцев, сбил его. J-7 упал на советской территории. Второму  нарушителю  уда-
лось уйти. Таких инцидентов было очень много, а пресечь их было весьма трудно,т.к.
их отличала  небольшая  глубина  проникновения  и скоротечность  по времени.  Для
борьбы с  такими «гостями» применялись  даже  наземные  засады  вооруженные  ПЗРК
"Стрела-2". В том же 1975г. расчету такой засады удалось сбить еще один J-7, зале-
тевший на 1-2 км на советскую территорию. 
     Спецслужбы  стран Запада  так же продолжали прощупывать наши границы  как на
юге, так и на севере, и конечно на Дальнем Востоке.  Относительно спокойной явля-
лась лишь западная граница. Частыми стали нарушения в районе Закавказских респуб-
лик, где границу охраняли 19-я Армия ПВО и 34-я Воздушная Армия.
     28 ноября 1973г. в 13.15 по московскому  времени состоялся  первый воздушный
таран в истории реактивной авиации. В тот день в р-не Муганской равнины (Азербай-
джанская ССР)  границу  нарушил самолет  ВВС Ирана (учебный Т-ЗЗ).  На перехват с
аэродрома  Вазиани (Грузия) вылетел к-н Елисеев на истребителе МиГ-21СМ.  Летчику
удалось  настигнуть нарушителя, у самой границы.  С КП поступила  команда пресечь
полет нарушителя. Времени  на применение ракетного оружия не оставалось. По непо-
нятной причине  пилот не воспользовался  пушкой,  а принял решение идти на таран.
Крылом своего "МиГа" советский летчик ударил по хвостовому оперению “иранца”, при
столкновении  произошел взрыв,  и оба самолета обломками упали на землю.  Елисеев
погиб, а экипаж нарушителя уцелел (в составе его  экипажа были иранский курсант и
американский летчик-инструктор).  К-ну Е.Елисееву посмертно было присвоено звание
Героя Советского Союза.
      21 июня 1978г. четыре вертолета ВВС Ирана типа Chinook оказались над совет-
ской территориси в р-не г. Душак (Туркмения).  Пролетев  более 100км, они вышли к
г.Ашхабад, где были перехвачены истребителями МиГ-23 с авиабазы Ак-Тепе.  Летчики
сбили один из вертолетов и подбили другой.  Он совершил вынужденную посадку неда-
леко от Ашхабада.  Экипаж первого вертолета погиб,  а второго - задержан  и через
некоторое время  выдан  властям Ирана.  Два других вертолета, пользуясь близостью
границы,ушли невредимыми.  Иранская сторона заявила о потере  ориентировки экипа-
жами своих машин.
      20 апреля 1978г. к-ом А.Босовым над Кольским полуостровом сбит пассажирский 
лайнер  «Боинг-707»  южнокорейской авиакомпании  «KAL», выполнявший  рейс №902 по
маршруту Париж – Сеул через Северный полюс. В 21.19 «Боинг» нарушил советскую гра-
ницу в районе Мурманска и стал углубляться на территорию Кольского полуострова. В
воздух были  подняты перехватчики Су-15. Первым обнаружил  нарушителя  к-н 365-го
иап  А.Босов.  На неоднократно  подаваемые  сигналы "Боинг" не реагировал, приказ
истребителя следовать за ним  на ближайший аэродром демонстративно  не выполнил и
стал уходить в сторону Финляндии. В 21.42 к-н Босов выпустил по нарушителю тепло-
вую ракету и поразил его крыло. Позже выяснилось, что ракетой была оторвана левая
консоль крыла, заклинило турбину  на одном из четырех двигателей, самолет получил
насколько пробоин от осколков.«Боинг» был вынужден совершить посадку на лед озера
в 140км. от населенного пункта Лоухи. На борту самолета находилось 110 пассажиров
(корейцы, японцы, французы, немцы).  Двое из них погибли, а 13 получили  ранение.
Спустя  три дня все  пассажиры были  переданы  представителям  консульства США, а
командир экипажа Ким Чанг Кью и штурман Ли Чын Син (бывшие военные летчики) задер-
жаны в связи с проводимым расследованием. В ходе следствия оба члена экипажа пол-
ностью признали свою вину в нарушении воздушного  пространства СССР, а также под-
твердили, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчи-
нились им. 
     В конце  марта 1983г. три ударные  авианосные  группы вошли в воды Алеутских
островов у советской  Камчатки, где провели трехнедельные учения. А 4 апреля аме-
риканцы предприняли беспрецедентную акцию:  6 самолетов А-7, поднявшихся  с авиа-
носцев  "Мидуэй" и "Энтерпрайз",  вторглась на глубину от 2 до 30км. в  воздушное
пространство СССР и провела условное бомбометание по территории острова Зеленый в
группе Курильской гряды. Командир ИАД ПВО, боясь ответственности, так и не поднял
в воздух  дежурные истребители  своей части - страх  инициативы и нерешительность
командиров стали детищем брежневской "реформы". 
     Трагедией  закончилось проникновение 1 сентября 1983г. в воздушное простран-
ство СССР южнокорейского авиалайнера "Boeing 747". Вылетевший с аэродрома "Сокол"
(о.Сахалин) на  Су-15 м-р Г. Осипович сбил нарушителя.  Советский  Союз  обвинили
в уничтожении южнокорейского гражданского самолета «Боинг-747», на борту которого
находилось 269 человек. Со дня трагедии прошло более 20 лет. Тем не менее, до сих
пор достоверно не  известно, чей самолет  сбил советский истребитель.  Существуют
несколько версии событий. 
     В официальной советской говорится:«В ночь с 31 августа на 1 сентября самолет
неустановленной принадлежности вошел в воздушное пространство СССР над полуостро-
вом Камчатка, а затем вторично  нарушил воздушное пространство  СССР над островом
Сахалин.  При этом самолет летел без аэронавигационных огней, на запросы не отве-
чал и в связь с радиодиспетчерской службой не вступал. Поднятые навстречу наруши-
телю истребители ПВО  пытались оказать помощь в его выводе на ближайший аэродром.
Однако самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истре-
бителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря». 
     А вот как описывает события  летчик-истребитель п/п-к Г.Осипович: «Я набрал
8,5 тыс. метров. Вдруг команда: «Впереди самолет-нарушитель». На  удалении 30км.
я увидел  огни. Самолет  мигал.  Темно было, серая  дымка кругом. но я видел два
светящихся  ряда  иллюминаторов.  Меня запрашивали с  земли: «Горит мигалка?» –
«Горит». Мигалка бывает только на транспортных  и пассажирских  самолетах. Пере-
секли береговую границу, и мне дают команду: «Цель нарушила  государственную гра-
ницу, цель  уничтожить».  Вдруг новый  приказ:  «Отставить атаку.  Принуди его к
посадке». Я вышел на одну с ним высоту, чтобы он меня видел. Начал мигать борто-
выми  огнями – есть специальный  международный код,  который предупреждает,  что
самолет нарушил границу. Он не отвечает.  Мне командуют: «Постреляй из пушки». Я
сделал четыре очереди – никакой реакции. Мы уже подходили к Невельску, когда мне
сказали: Цель уничтожить». Пришлось повернуть самолет, зайти  снизу. Ракеты ушли.
Одна – тепловая – попала в  двигатель,  другая – радиолакационная –  под  хвост.
Огни в самолете погасли. Я доложил: «Цель уничтожена». 
     Как видим, в официальном советском заявлении было допущено ряд  неточностей
и умолчаний. Советские власти заявляли, что  самолет шел без каких  либо огней и
поэтому летчик не мог определить какой это  самолет. Но Осипович видел «мигалку»
и сообщил об этом на землю. Об этом, кстати, знали и  японцы, которые писали все
переговоры летчика с базой. Не мог он выйти и  на связь с «Боингом», так  как не
знал его  частоты.  Казалось бы  все ясно – сбит  гражданский  самолет.  Однако,
частично  рассекреченные  в последние годы  советские документы  (американские и
японские и по сей  день закрыты), а также неофициальные  расследования, проведен-
ные некоторыми средствами массовой информации и частными лицами, поставили новые
вопросы. 
     Во-первых в газетах тех лет упоминалось о самолете-разведчике, шедшем парал-
лельно с южнокорейским лайнером, но в  безопасной зоне.  Иногда самолеты шли так
близко, что на радарах на земле их метки временами  совпадали.  По мнению Осипо-
вича, этот самолет-разведчик он и сбил, а лайнер с пассажирами  уничтожили амери-
канцы, чтобы скрыть информацию о разведчике и возложить всю вину на СССР. О том,
что пассажиров в сбитом самолете не было, заговорили сразу же после проведения в
1983г. секретных аварийно-спасательных работ.  При обследовании дна были подняты
части самолета,фрагменты нескольких тел –всего не более 17 человек, старые вещи:
разбитые пудреницы, рваная одежда и обувь, а также  связанные в стопку паспорта!
По словам Осиповича, частично ознакомившегося с результатами этих работ, склады-
валось впечатление, что самолет был набит просто мусором.  Самой важной находкой
были два бортовых «черных ящика» сбитого лайнера. Анализ самописца, фиксирующего
параметры  полета,  показал, что сразу  после  взлета  в Анкоридже  самолет взял
неверный курс на 12 градусов правее, чем требовалось. Причем выбранным направле-
нием лайнер следовал все время полета, а не отклонился от трассы, как утверждали
американцы. При этом пилоты докладывали на землю не соответствующую действитель-
ности информацию, что проходят через точки международной  трассы. Таким образом,
получается, что южнокорейские  пилоты (в прошлом  военные) сразу ввели  неверные
данные в две курсовые и три навигационные системы.  В 1990г. американская газета
«Новое русское слово»  опубликовала  выдержки из частного  расследования бывшего
французского моряка и летчика Мишеля Брэна.  Изучив опубликованные  документы, а
также  материалы в  архивах японского  парламента, сопоставив и  реконструировав
планы полета, проведя поиски на месте катастрофы и опросив японцев-очевидцев, он
обнаружил новые факты и даже нашел некоторые части «Боинга-747», а также различ-
ную аппаратуру военного назначения. Согласно его исследованиям советский летчик-
истребитель сбил военный самолет. По мнению Брэна, это был четырехмоторный само-
лет-разведчик военно-воздушных сил США RC-135.  Военную принадлежность  самолета
подтверждали  обломки,  найденные Брэном  на японских берегах.  Некоторые из них
были выполнены из титана и имели надписи на английском языке.  Южнокорейский  же
лайнер  был  сбит  американцами – ракетой, запущенной, скорее  всего, с военного
корабля. 
     В 1997г. к очередной годовщине трагических событий с сенсационными разобла-
чениями американских спецслужб  выступил бывший сотрудник  японской военной раз-
ведки Иосиро Танако. По его утверждению, которое было подтверждено фактами, аме-
риканские спецслужбы специально направили южнокорейский лайнер  в советское воз-
душное пространство, чтобы «включить» систему ПВО и выявить ее секретные объекты.
     Список потерь в этой необъявленной войне могло быть больше но в период раз-
витого социализма и войсках ПВО стали процветать перестраховка и нерешительность.
Действия летчиков были зарегламентированы многочисленными приказами и указаниями.
Естественно, это не  способствовало тому, чтобы  брать ответственность на себя в
решающие моменты боевого дежурства. В конечном счете все это и  привело к много-
численным безнаказанным  нарушениям в 70-е и  80-е годы апофеозом  которых стала
посадка на Красной площади Матиаса Руста.
     Справедливости  ради надо  сказать, что соответствующие  органы  Советского
Союза так же занимались разведывательной деятельностью,используя военные корабли
и рыболовные траулеры, самолеты и океанские  лайнеры, оборудованные  специальной
аппаратурой, вели радиоэлектронную разведку системы ПВО американского континента,
исследовательских центров и полигонов. 
     Советская сторона также несла потери в этой необъявленной войне. 4 сентября
1950г. в нейтральных водах Японского моря, у берегов  Северной Кореи, истребите-
лями ВМС США был  сбит советский  бомбардировщик  2 члена экипажа погибли сразу,
третий, л-т Г.Мишин, был подобран американцами,  но скончался от ран.  18 ноября
1952г.  в районе  мыса Гамова на  Дальнем Востоке  произошел настоящий бой между
американскими палубными истребителями с авианосца ВМС США, находившимися в 100км.
от советского побережья, и четырьмя советскими истребителями МИГ-15.  Из четырех
истребителей  на аэродром  возвратился  один, который  во время боя оторвался от
своих самолетов.  Другой вследствие отказа двигателя упал в  море в  районе мыса
Льва и в воздушном бою не участвовал, летчик погиб. Остальные два самолета пред-
положительно сбиты  американцами.  Как установлено, воздушный  бой произошел  на
высоте 8 км. над  морем  в 30–35км. от  побережья  мыса Гамова  и в 10–15 км. от
нашей морской границы. Это подтвердили впоследствии и американцы. Существуют две
официальные версии тех лет – советская  и американская  как всегда  диаметрально
противоположные. 
     Согласно советской, четверка МиГов поднялась по тревоге на перехват самоле-
тов, взлетевших с  авианосца и двигавшихся  в направлении советской границы.  По
сведениям командира эскадрильи В.Чувалаева советские истребители  были атакованы
американцами внезапно и не успели перестроиться  в боевой порядок.  Два самолета
были сбиты, третий из-за отказа двигателя в бою не участвовал. Четвертый же отор-
вался во время боя от своих самолетов и вернулся на базу. 
     Согласно американской версии операторами РЛС крейсера «Хелена» в 13.29 было
засечено от  16 до 20 самолетов,  шедших с севера.  В 13.36  л-т Рейс,  командир
2-го звена F-9 увидел семь МиГов. Поднявшись на высоту, он наткнулся на четверку
советских  истребителей открывших по нему огонь. Рейс  направил  свой самолет  в
середину  строя и тоже открыл огонь. В результате  боя один  американский истре-
битель  был поврежден. Сразу же после боя по приказу командира авиакорпуса гене-
рала Мироненко,  781-й истребительный полк  был поднят по тревоге  и направлен к
месту гибели наших летчиков. Однако американский авианосец скрылся. 
     27 июля 1953г. советский  военно-транспортный самолет  Ил-12 во время пере-
лета из Порт-Артура во Владивосток был атакован  4 американскими  истребителями. 
Советский самолет следовал по установленной трассе, которая проходила над терри-
торией КНР на  значительном  удалении, до 300км. от  китайско-корейской границы.
Приблизившись к ИЛ-12, американские летчики убедились, что это военно-транспорт-
ный самолет.  Об этом свидетельствуют доклады к-на Пирра и ст. л-та Скарори, чьи
истребители  атаковали  ИЛ-12.  Тем  не  менее  американские  истребители  сбили
безоружный самолет в 130км. юго-западнее г.Дуньхуа.  Все  находившиеся  на борту
(21 человек) погибли.  Советское руководство в связи с гибелью самолета потребо-
вало от США тщательного расследования инцидента, и выдвинуло  иск за  причиненый
ущерб в размере 1860 тыс. долларов США.  В конечном счете,  иск американцами был
отклонен. 
     25 мая 1968г. самолет «Ту-16р» пролетавший над Норвежским морем  доложил об
обнаружении  американского авианосца «Эссекс». После  доклада  самолет загорелся
и упал в море. Обломки разрушенного самолета и останки трех членов экипажа, най-
денные  во время  поисково-спасательнойоперации  были переданы  на  подошедший к
месту  трагедии  советский  эсминец.  О судьбе  оставшихся  4 летчиков ничего не
известно. По сообщению западной прессы, над американским  авианосцем  летало два
советских бомбардировщика.  Во время последнего бреющего полета, когда  один  из
самолетов находился  на высоте 50 футов он неожиданно потерял левое крыло, заго-
релся и  рухнул в  море.  По заявлению  Пентагона, американские  морские  суда и
воздушные  силы  никакого  отношения  к этой трагедии  не имели.  Тем  не менее,
известно, что  в то же время  в воздухе находилось пять  самолетов, вылетевших с
«Эссекса» для тренировочного полета. 
     Конечно же, это  далеко  не весь список пограничных инцидентов. Потери были
и у моряков. Но это уже другая история.
                              Наверх
 



Hosted by uCoz