|
МиГи в небе Кореи.
Сразу хочу предупредить внимательного читателя что все количественные оценки
присутствующие с настоящей статье носят достаточно приблизительный характер пос-
кольку имеют по крайней мере два источника американский (западный) и советский.
А поскольку и внутри каждого лагеря бывают разногласия и в количественных оценках
и в датах то прошу учитывать что приводимые цифры могут несколько отличаться от
известных вам по другим источникам.
Начало войны
25 июня 1950г. пользуясь подавляющим численным превосходством и внезапностью
корейская народная армия (КНА) начала стремительное продвижение на юг полуострова,
На третий день был взят Сеул. Американские ВВС вступили в боевые действия 27 июня
сразу же, уничтожив значительную часть авиации Северной Кореи на аэродромах. ВВС
КНДР к началу войны имели около 150 устаревших Як-9, Ил-2 и Ту-2 и не могли проти-
востоять превосходящей ее качественно и количественно (почти в 10 раз)авиацией ООН.
Исход борьбы за господство в воздухе на данном этапе был предрешен. Войска Север-
ной Кореи несли большие потери от налетов авиации США. Перед командованием Воору-
женных Сил КНДР встала первоочередная задача воздушного прикрытия своих войск но
поскольку в их распоряжении не было ни мощной авиации, ни достаточного количества
опытных летчиков, то только прямое участие советских авиачастей могло в корне изме-
нить положение. Осенью 1950г. правительство КНДР обратились к Советскому Союзу с
просьбой о помощи непосредственно советскими частями ПВО и реактивной истребитель-
ной авиацией. И такая помощь была оказана. Сталин принял решение о создании осо-
бого истребительного авиакорпуса при участии авиации и сил ПВО СССР. Чтобы не дать
повода американцам, обвинить СССР в причастности к конфликту наши военнослужащие
участвовали в войне под видом китайских добровольцев.
Весной 1951г. линия фронта стабилизировалась на реке Ханган севернее Сеула.
С этого времени и до конца войны стороны начинали бесчисленные большие и малые
наступления и контрнаступления, однако линией раздела Корейского полуострова так и
осталась 38-я параллель.
64 истребительный авиакорпус (ИАК)
151-я истребительная авиационная дивизия (иад) появилась в Китае еще в авгус-
те 1950г. и выполняла задачи по обучению китайских летчиков полетам на МиГ-15. С 1
сентября 1950г. дивизия одновременно с переучиванием обеспечивала прикрытие войск
13-й армейской группы народной освободительной армии Китая (HОАК), дислоцированной
у границ с КHДР. После согласования вопроса ввода в Северную Корею китайских добро-
вольцев советский Генштаб принял решение о формировании в Северо-Восточном Китае
истребительного авиационного корпуса в составе трех дивизий: 28, 50 и 151-й под
командованием генерал-майора Белова. В них насчитывалось более 3 тыс. военнослу-
жащих. Базируясь на аэродромах Северо-Восточного Китая Мукден, Аньшань, Аньдун,
Мяогоу и Дапу, корпус имел боевую задачу по прикрытию с воздуха: мостов, переправ,
гидроэлектростанций, аэродромов, а также объектов тыла и коммуникаций корейско-
китайских войск в Северной Корее. Летать приходилось с корейскими опознаватель-
ными знаками, в китайской форме, без документов. Ведь официально Советский Союз в
войне не участвовал. Сталин избегал открытого столкновения с американцами, чрева-
того третьей мировой. Чтобы исключить возможность пленения советским лётчикам
запрещалось действовать над морем и приближаться к линии фронта (южнее линии
Пхеньян-Вонсан). Все радиопереговоры первоначально предписывалось вести на китай-
ском (корейском) языке. Летному составу выдали блокноты с русской транскрипцией
слов-команд. После того как в тех полках, где пытались следовать инструкции появи-
лись первые потери китайскую азбуку отменили.
На тему радиопереговоров имеются интересные воспоминания авиационного инже-
нера В. Мацкевича связанные с полком под командованием Шестакова который наводил
страх на американцев. Как только он поднимался в воздух, тут же по радио раздава-
лось по английски: «Бандиты Шестакова в воздухе! Бандиты Шестакова в воздухе!
Будте осторожны!». Hаши летчики не несли потерь, но им удавалось сбивать «Сейбры».
Однажды Мацкевич стал невольным свидетелем разноса устроенного генералом Шестакову.
«- Шестаков, что за безобразие! Когда твой полк в воздухе, прекращается радиосвязь
не только у нас, но и у американцев. Вы забиваете эфир матерщиной. Они по этому
узнают вас, и как только услышат мат, тут же сообщают, что полк Шестакова в
воздухе. А вчера и меня обматерили! Я спрашиваю: «Я – «Алмаз», кто в квадрате
37?» А мне отвечают: «Hу, и х... с тобой, что ты «Алмаз», не знаем, кто в 37
квадрате»". Hа всех аэродромах, на всех радиоточках прозвучала эта мерзость.
Это же вообще совершенно возмутительно! Что, Вы меня совсем не уважаете?!
- Товарищ генерал! Hу, вот послушайте! Как обычно, летит наш летчик, вдруг сзади
что-то появилось, поблескивает. То ли МиГ, то ли «Сейбр». В нос их отличить
невозможно. Hаш летчик, к примеру спрашивает:«Я- 82-й, я- 82-й, кто там сзади?».
И тот час же слышит ответ: «Я свой, я свой!». А кто это ответил? Или наш летчик,
или это специальная служба американцев отвечает: «Я свой!». Hаш продолжает спо-
койно лететь и оказывается сбитым! Сколько мы потеряли наших летчиков в резуль-
тате американской хитрости, одному Богу известно! А как в моем полку? Наш спра-
шивает: «Я 82-й, я 82-й, какая б... там прицепилась сзади?» Если отвечают аме-
риканцы, то они говорят: «Я свой, я свой!». А если наш летит, то в ответ разда-
ется «Что, сдрейфил? Е.... твою мать и т.д. Свой, я свой!» И так мать-перемать.
Вот это значит действительно свой, потому что американцы материться не умеют!
Генерал засмеялся:
- Вот это номер! Что, так в самом деле?
- Hу конечно. А приходится ругаться, чтобы общий фон был такой матерный. Понима-
ете? Потому что, если мы будем материться только во время атаки, то они тоже
схитрят и быстренько сообразят, что мат у нас принят на вооружение. Hу, так что,
товарищ генерал, будем накладывать взыскание или делиться боевым опытом?»
Американцы были осведомлены обо всех этих запретах и умело ими пользовались
например, когда становилось совсем уж жарко, их самолеты уходили от нас всегда в
сторону моря, где мы не могли их преследовать. Пространство вдоль корейско-китай-
ской границы, американцы нарекли "аллеей МиГов"
64-й иак принимал участие в военных действиях с ноября 1950г. по июль 1953г.
Через 5 - 12 месяцев соединения сменялись на их место приходили новые. В состав
корпуса входили две-три иад, один-три отдельные ночные иап, две зенитные артилле-
рийские дивизии, один зенитный прожекторный полк, одна авиационно-техническая диви-
зия и другие части обеспечения. Средняя общая численность личного состава корпуса
составляла 26 тыс.чел. Hа вооружении первоначально имелись истребители МиГ-15,
Як-11 и Ла-9. Весной 1951г. их сменили более современные МиГ-15 бис и Ла-11. За
время Корейской войны, поочередно сменяясь, получили боевой опыт 10 советских
истребительных авиационных дивизий, 4 зенитных артиллерийских дивизии, 2 отдельных
(ночных) истребительных авиационных полка, 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиаци-
онные технические дивизии и другие части обеспечения из состава ВВС и ПВО и 2
истребительных авиационных полка авиации ВМФ. Всего в Корейской войне приняли учас-
тие около 40 тыс. советских военнослужащих. Ниже приведен список дивизий принимав-
ших участие в боевых действиях и примерные сроки их участия в боевых действиях.
28 иад 11.1950 - 3.1951; 50 иад 11.1950 - 3.1951; 151 иад 11.1950 - 3.1951;
303 иад 5.1951 - 2.1952; 324 иад 4.1951 - 2.1952; 97 иад 1.1952 - 8.1952;
190 иад 1.1952 - 8.1952; 32 иад 7.1952 - 8.1953; 133 иад 7.1952 - 8.1953;
216 иад 9.1952 - 8.1953.
Смена полков полным составом имела тот недостаток, что вновь прибывшим лет-
чикам приходилось постигать обстановку на собственном опыте, а это часто приво-
дило к неоправданным потерями. Конечно полки прибывающие для боев в небе Кореи
проходили в течении нескольких месяцев подготовку на тыловых аэродромах Китая, но
это помогало мало. Вот как о первых днях вспоминает участник корейской войны Герой
Советского Союза Е. Пепеляев: «Я понял, что мой полк не готов к боям. Перед нами
был другой противник и другая техника - реактивная. К тому же начало пятидесятых в
советских ВВС- период полетов в сложных условиях. Часто летали ночью, при минимуме
погоды, сажали самолеты по радиолокационным приборам...Но ведь летчик, кроме всего,
должен уметь вести бой, уметь драться. Наше высокое начальство не заботилось об
этом. Считалось: война позади впереди ничего серьезного не предвидится. Корею,
словом, никто не ждал. Пришлось все наверстывать уже на месте». Первый же полковой
вылет на облет района закончился трагически: был сбит и погиб замыкающий в строю
3-й эскадрильи А.Травин. Главное никто не видел, как его сбили - вернулись, одного
ссамолета нет. Это была первая смерть.
Для повышения «результативности» применялись меры морального и материального
стимулирования. За сбитый истребитель платили 1000 руб. за бомбардировщик 1500 руб.
за три любых сбитых самолета обещалось представление к Ордену Красного Знамени, за
пять сбитых самолетов — Ордену Ленина, за шесть сбитых — к званию Героя Советского
Союза. Но это не всегда выполнялось.
Объединенная воздушная армия
С декабря 1951г. в небе Кореи появились первые две китайские авиадивизии, а
с марта 1952г. - первая северокорейская иад образовавшие Объединенную воздушную
армию. Китайские дивизии имели на вооружении МиГ-15 а корейская Як-9, Ла-9/11,
штурмовики Ил-10 и бомбардировщики Ту-2. Из-за плохой выучки китайских и корейских
пилотов их встречи с американцами скорее радовали, чем огорчали последних. В своих
воспоминаниях капитан Забелин из 190 ИАД (сбивший 8 "Cейбров" и 1 F-84) пишет:«…мы
летали на боевые задания, а они только тренировались. Ким Ир Сен, в дело ее не
пускал. По той причине, что, ее бы разбили в короткий срок в клочья. Он держал эту
дивизию, чтобы сохранить хоть какие-то военно-воздушные силы». Запомнился ему и
такой случай из истории корейских ВВС. По случаю национального праздника «они гото-
вили для Ким Ир Сена подарок – собаку. Специально закормленную, черненькую, куче-
рявую. Солдаты, под присмотром офицеров таскали ее на руках. Ей не давали бегать
потому что они тогда потеряют свой вкус». И еще одна цитата: «…я наблюдал вылет,
целого китайского полка. Они только пересекли реку Ялудзян, шли еще с набором, а
их уже подхватили «Сейбры» и начали сбивать, одного за другим… Летать-то их учили,
а для чего? Он знал… должен любой ценой убить. Вот и все что он знал… Я говорю о
молодых летчиках, пролетарского происхождения. Мы называли их «рикши». А таких
было большинство.
Силы ООН
Костяк ВВС США в Корее, их главную ударную силу, составляли две воздушные
армии 5-я тактическая и 20-я стратегическая, располагавшие большим количеством
самолетов. В их числе были и всепогодные истребители F-94 «Старфайр», имевшие бор-
товые локаторы. Основную часть парка самолетов составляли F-84 "Тандерджет", F-86
"Сейбр", F-80 "Шутинг Стар" В-29 "Суперкрепость" Р-51 "Мустанг". По мере увеличе-
ния размаха боевых действий состав авиации интервентов возрастал и в максимуме
достигал 2400 самолетов. Они выполняли свыше 1.200 боевых вылетов в день. За два
года и десять месяцев воздушной войны самолетами 5-ой ВА было совершено 732 тысячи
боевых вылетов
В течение корейской кампании поддержку ВВС США оказывали присоединенные к
5-ой ВА подразделения: 1-е Морское Воздушное Крыло, южноафриканские, австралийские
и южнокорейские подразделения. 1-е Морское Воздушное Крыло воевало на самолетах
A-1«Скайрейдер», F-9F«Пантера», F-4U«Корсар» и недавно появившихся F-3D«Скайнайт».
Первое участие южноафриканских ВВС в конфликте произошло в сентябре 1950г. Р-51
«Мустанг» пилотировались южноафриканскими пилотами вплоть до начала 1953г, когда
2-ой Южноафриканский Воздушный Эскадрон перешел на пилотирование F-86«Сейбр». Южно-
корейские подразделения ВВС пилотировали Р-51 начиная с октября 1951г. Участие
Австралийских ВВС на Р-51 началось в июне 1950г. Летом 1951г. в небе КНДР появи-
лась австралийская эскадрилья многоцелевых самолетов «Метеор». Поскольку «Метеоры»
по всем статьям уступают нашим истребителям, австралийцы для своих ударов исполь-
зовали момент, когда американцы выполняли массированные налеты и наши МиГи были
заняты его отражением. Это было замечено, и наши летчики решили наказать хитрецов.
Задачу выполняла группа из 16 МиГов под командованием подполковника С. Вешнякова.
В режиме радиомолчания не вмешиваясь в уже начавшийся бой по отражению налета про-
тивника, группа вышла в район Пхеньяна где и встретила 16 «Метеоров» из которых
12 было сбито, МиГи потерь не имели.
Соотношение сил
Летом 1951г. в 64 ИАК входили 303 и 324 ИАД на МиГ-15 (всего 5 полков) и
отдельный 351 ИАП на Ла-11 всего около 180 МиГов и 20 Ла. С другой стороны, в зоне
ответственности корпуса действовали: 4-е истребительное авиакрыло (ИАКр) на F-86
(2 эскадрильи в Корее, 1 в резерве в Японии), 49 и 136-я истребительно-бомбардиро-
вочные авиакрылья (ИБАКр) на F-84 (6 эскадрилий), 8 и 51-я ИБАКр на F-80 (5 эскад-
рилий),18-я ИБАКр на F-51 (3 эскадрильи), 77-я эскадрилья Австралии на «Метеорах».
Всего около 70 «Сейбров», 200- F-84, 170 F-80, и 30 «Метеоров» не считая поршневых
«Мустангов». Кроме того, противник имел три группы на В-29 (всего 9 эскадрилий,
около 100 самолетов), две группы на В-26, части авиации морской пехоты и ВМС США и
Великобритании. Соотношение МиГов и Сейбров изменялось в течении войны в пользу
последних. Если в конце 1950г. МиГов и «Сейбров» было 174 и 75 соответственно то
в конце 1951 счет стал 203:120 а к середине 1952г. 270:150, а вначале 1953г. счет
стал 270 против 275 (не считая южноафриканской эскадрильи – еще около 30 F-86).
Миг и Сейбр
Первый вылет МиГ-15 состоявшийся 30 декабря 1947г. показал, что летные
качества этого самолета вполне удовлетворительны. Уже через год был испытан первый
серийный МИГ-15, а еще через год были сформированы первые строевые авиационные под-
разделения, летавшие на МИГах. В это же время в США на фирме "Норт Америкен" шли
испытания реактивного самолета F-86 «Сейбр». Первый полет его состоялся 1 октября
1947 г.
Эти самолеты и встретились в небе Кореи. У нашего истребителя было превос-
ходство в вертикальном маневре, американские же летчики пытались навязать бой в
горизонтальной плоскости, где преимущество имели "Сейбры". Миг-15 имел небольшое
преимущество перед F-86 в потолке, скороподъемности и удельной тяговооруженности,
уступая в дальности полета и критической скорости (критическая скорость: МиГ-15бис
- 0,92М, после чего начиналась «валежка», и самолет терял управляемость; F-86 -
0,95М, после чего начиналась тряска). «Сейбр» быстрее набирал скорость на пикиро-
вании, МиГ превосходил «Сейбра» в мощности вооружения - одна 37мм. и две 23мм.
против шести пулеметов 12,6мм. Электронное пилотажное и навигационное оборудование
«Сейбров» было совершеннее, чем на МиГ-15. К тому же у американских летчиков име-
лись противоперегрузочные костюмы. Благодаря им летчики легче переносили высокие
перегрузки и меньше уставали.
Основным истребителем наших авиаторов в начале боевых действий был МиГ-15,
а с 1951 г. стали поступать самолеты МиГ- 15 бис. У этого самолета был двигатель,
с большей тягой. Это повысило его скороподъемность и тяговооруженность. Если срав-
нить МиГ- 15 с аналогичными самолетами противника, то по своим боевым качествам он
превосходил любой из них, за исключением Р-86 появившихся в Корее в декабре 1950г.
В последующем появились новые, более совершенные модификации F-86E (с августа
1951г.) и F-86F(с марта 1952 г.).
МиГ-15 МиГ-15 бис F-86A F-86F
Тяга двигателя кг. 2270 2700 2360 2683
Взлетный вес кг. 4800 5040 6400 6900
Маким.скорость км/час 1050 1076 1086 1112
Потолок км. 15,2 15,5 14,6 14,6
Дальность полета км. 1420 1330 1686 2584
Скороподъемномть м/сек. 48 60 38 47
Боевые действия советских авиаполков
С ноября 1950г. по апрель 1951г., сменяя друг друга на передовых и тыловых
аэродромах в небе Кореи воевали три неполные авиадивизии (около 180 истребителей
МиГ-15) 28-я, 50-я и 151-я. Конечно, они не могли в полной мере прикрыть всю терри-
торию Северной Кореи, и ввиду подавляющего численного превосходства в небе по-преж-
нему господствовала авиация сил ООН, а наземные войска КНА и КНД несли большие
потери от вражеских воздушных налетов. На первых этапах войны советские летчики
вели боевые действия в основном против американских истребители-бомбардировщики и
бомбардировщиков, в том числе стратегических В-29 "Суперкрепостей. С появлением
МиГов американская авиация стала переносить свои удары поближе к побережью или к
границе где советские летчики не летали. Первые же потери бомбардировщиков В-29
вызвали быструю реакцию со стороны командования ВВС США (поскольку самолет очень
дорог, кроме того вместе с самолетом зачастую погибал и многочисленный экипаж 10 —
12 человек). Даже небольшие их группы стали прикрываться многочисленными отрядами
истребителей прикрытия. Однако и это не помогало.
Пытаясь повысить устойчивость истребителей-бомбардировщиков в воздушных боях
против МиГов, противник начиная с 1951г. трижды провел перевооружение заменив
сначала поршневые Р-51 «Мустанг» на реактивные Р-80 «Шутингстар», затем на Р-84
«Тандерджет»,а затем для ударов по наземным объектам начал применять и Р-86. Значи-
тельные потери заставили американцев ускорить отправку в Корею новых истребителей
F-86A«Сейбр» появившихся в декабре 1950г. F-86 действительно круто изменил картину
войны в воздухе. За полтора месяца, предшествовавших его появлению в "Аллее МиГов",
советские дивизии потеряли в воздушных боях три МиГ-15 и столько же за две недели
боев с ним.
Новый этап воздушной войны начался в апреле 1951г.,когда в КНДР прибыла 324-я
ИАД под командованием трижды Героя Советского Союза генерал-майора И.Кожедуба. Ее
появление совпало с перевооружением советской авиации в Корее на более мощный
МиГ-15 бис. В конце мая на тыловые китайские аэродромы прибыла 303-я дивизия гене-
рал-майора Г.Лобова, располагавшая, в отличие от дивизии Кожедуба, тремя полками.
С появлением этих авиадивизий начался наиболее результативный период в боевой
биографии МиГ-15.
Прежде всего удалось добиться существенных побед над В-29. Наиболее значитель-
ная произошла 30 октября когда 21 «Суперкрепость» и большое количество истребите-
лей-бомбардировщиков направлялись для нанесения удара по аэродрому Намси под при-
крытием истребителей F-86 (всего около 200 самолетов). На перехват было поднято
44 МиГ-15 обеих дивизий. Еще 12 машин оставались на земле в качестве резерва. Лёт-
чики, обнаружив бомбардировщики, не стали ввязываться в бой с истребителями прикры-
тия, а парами, пикируя через их строй атаковали В-29. В результате было сбито 12
В-29 и 4 F-84. Кроме того, многие «Крепости» получили повреждения - практически
каждый вернувшийся экипаж привёз убитых или раненых. Американцам удалось сбить
всего один МиГ-15. В историю ВВС США этот день вошёл как «чёрный вторник». После
этого поражения «Крепости» применялись исключительно ночью.
Период с февраля 1952г. до конца войны оказался наиболее тяжёлым для совет-
ских лётчиков. Американцы, учтя печальный опыт 1951г., улучшили подготовку своих
пилотов, ввели в бой новые модификации «Сейбра» F-86E и F-86F. Советское же коман-
дование в феврале произвело замену авиачастей. В Китай прибыли 97-я ИАД ПВО двух-
полкового состава и 190-я ИАД ВВС трехполкового состава (около 180 самолетов).
Летный состав этих частей был на 90% был укомплектован молодыми пилотами, окончив-
шими авиаучилища в 1948 - 49 годах. Командование ВВС решило проверить, насколько
готовы к современной войне наши молодые летные кадры. Это решение повлекло за
собой потерю инициативы, утрату превосходства в воздухе и большие потери.
Летчикам 97-й и 190-й авиадивизий за весь период действий в небе Кореи
только семь раз удалось прорваться через заслон из "Сэйбров" и атаковать боевые по-
рядки штурмовиков. Вместе с тем истребители 64-го корпуса в этот период одержали
ряд примечательных побед, в том числе над несколькими известными пилотами ВВС США.
Большого успеха добилась пара М.Аверина из 148-го ГИАП, сбившая 10 февраля 1952г.
ведущего аса ВВС США в Корее майора Д.Девиса. Американский пилот, имевший 14 побед
в этой войне и 7 - во второй мировой, не смог покинуть горящий истребитель. Он был
настолько популярен среди своих коллег, что был объявлен 3-х дневный траур по зна-
менитому лётчику. Летчик 821-го полка 190 иад Забелин в 39 воздушных боях сбил
9 самолетов (официально признанных) 8 «Сейбров» и 1 - F-84.
В начале июля 97-я ИАД была выведена во второй эшелон. Дивизия перебазиро-
валась на тыловые аэродромы Северо-восточного Китая и еще в течение месяца иногда
выполняла боевые вылеты в основном с задачей деблокирования передовых аэродромов
64-го ИАК. Ее сменила 133-я ИАД ПВО, в том же месяце вступившая в боевые действия.
Крайне неудачным днем для летчиков оставшейся 190-й ИАД стало 4 июля. В этот
день 70 истребителей-бомбардировщиков F-84 под прикрытием около 50 "Сэйбров" пред-
приняли массированный налет на Супхунскую ГЭС и военную академию КНА в г.Сакчу. На
отражение налета были подняты два авиаполка 190-й ИАД (494-й и 821-й), всего 53
самолета. Итог дня был нерадостным: 64-й ИАК потерял 11 самолетов и одного летчика.
Американцы заявили, что пилоты "Сэйбров" сбили 13 "Мигов" ценой потери двух F-84E.
После этого поражения 190-ю ИАД также вывели во второй эшелон. В начале
августа она и вовсе убыла в Союз. На передовых позициях осталась лишь 133-я ИАД. И
только в сентябре на корейский фронт прибыли полки 216-й ИАД ПВО. Они сразу включи-
лись в боевую работу, существенно ослабив тем самым нагрузку на летчиков 133-й ИАД.
Боевое крещение новой смены состоялось 20 августа. В этот день летчикам 726
-го ИАП в районе Сиодзио удалось перехватить группу F-84, которых прикрывали
«Сэйбры». Наши оттеснили штурмовики в сторону моря, сбив один «Тандерджет». Затем,
завязался бой с «Сэйбрами», в ходе которого американские асы майор Фредерик Блэйз
и майор Эдвард Беллинджер сбили два МиГа. Погиб комэск майор А.Шеховцев, другой
пилот спасся на парашюте. Нашим удалось сбить одного «Сэйбра», так что итог боя
оказался ничейным. Примечательно, что обе победы советских пилотов подтверждаются
американскими данными.
Утром 9 сентября янки предприняли новый налет на военную академию в Сакчу
силами 45 (по другим данным - 60) F-84 под прикрытием 40 F-86. На отражение этого
налета вылетела 216-я ИАД в полном составе. В районе Кайсен-Сингисю летчики диви-
зии встретили первый заслон "Сэйбров". Наши истребители вступили в схватку и ско-
вали их боем. Затем на перехват штурмовиков подняли 133-ю ИАД. Итог воздушного
сражения, по данным командования 64-го ИАК,был таков: корпусом за день сбит 21
самолет (плюс две предположительные победы) и еще один подбит. Уничтожено 14 F-84
и 7 F-86. Свои потери - шесть МиГ-15 бис и трое летчиков 133-й ИАД. Американцы
заявили, что в этом сражении пилоты "Сэйбров" одержали шесть побед. Это пожалуй
единственный случай, когда реальные потери корпуса совпали с заявленным американ-
цами числом своих побед, но при этом сами признали потерю в тот день только трех
F-84E и одного F-80C и то только потому что самолеты упали на территории южной
Кореи.
В целом участие советских истребителей в корейском конфликте можно считать
вполне успешным. Они сражались с противником на равных, а в период с апреля 1951г.
по февраль 1952г. в зоне своей ответственности обладали даже некоторым превосход-
ством в воздухе.
Первые победы и потери.
Первый боевой вылет совершили летчики 72-го Гвардейского ИАП 1 ноября 1950г.
в период времени с 13:50 по 14:46. Группа из пяти МиГ-15, возглавляемых майором
Стройковым, атаковала американские Р-51 «Мустанг» и ст. л-т Чиж открыл счет побед
МиГ-15 в Корее. Западные издания факт потери «Мустанга» единодушно отрицают. О том
проводились ли какие-либо бои позднее в тот день, ни одно из изданий не сообщает.
Однако в боевых донесениях 72-го ИАП от 1 ноября описывается и второй бой летчиков
полка. В период 14:12-15:31 группа из четырех МиГ-15, ведущий м-р Бордун, л-т
Хоминич, л-т Сухов, л-т Есюнин вылетали на перехват самолетов противника в район
Анъдун. Через 30 мин. после прихода группы в район Анъдун л-т Хоминич обнаружил
слева, впереди 10 F-80 «Шутинг Стар», которые шили на высоте 4500м. Л-т Хоминич,
передав по радио о противнике, с левым разворотом сверху, сзади со стороны солнца
атаковал головную четверку. В результате один F-80 был сбит. Пара м-ра Бордун ата-
ковала замыкающую четверку, которая пыталась атаковать л-та Хоминич при выходе из
атаки, но безрезультатно. В результате атаки истребители противника нарушили свой
порядок и одиночно и парами вышли из боя.
Уверенно назвать л-та Хоминич пилотом, одержавшем первую в истории «реак-
тивную» победу, мы не можем поскольку в архивном описании боя не указывается, что
конкретно произошло с F-80, упал ли он, взорвался ли в воздухе, или просто задымил
и ушел на юг? Американская же сторона не признает факта потери F-80 от советских
истребителей. По их данным F-80 был сбит зенитным огнем в утреннем налете группы
истребителей-бомбардировщиков на аэродром Синыйджу. Но если победа Хоминич просто
не доказана, то в отношении победы Брауна которому западные источники приписывают
первую «реактивную» победу мы уверенно можем сказать, что она не состоялась.
Западные источники описывают бой 8 ноября 1950г. по-разному. Мы приведем
усредненное его описание. Два звена F-80 на высоте 6000м. осуществляли прикрытие
налета штурмовиков когда заметили шесть МиГ-15, взлетающих с Анъдуна. МиГи, набрав
высоту 9000м, пересекли реку и пошли в атаку на звено «Шутинг Стар». Пилоты США
развернулись на атакующих и раскололи их строй, а затем, попытались увлечь МиГи
на малые высоты, где их F-80 имели преимущество в горизонтальной маневренности.
МиГи с разворотом на свою базу с набором высоты вышли из боя - все, кроме одного,
избрав шего пикирование. Лейтенант Расселл Браун увидел МиГ, проходящий ниже его
F-80, и переворотом с последующим пикированием пошел в атаку. F-80 был тяжелее
МиГа и быстрее набирал скорость в пикировании. Когда пилот МиГа понял свою ошибку
было уже поздно, очередь вспорола фюзеляж МиГа, оставляя за собой шлейф дыма, МиГ
перешел в беспорядочное падение и разбился. Уверенность в том, что Рассел Браун
не сбил МиГ-15 приходит после изучения архивных документов. 8 ноября потерь среди
советских частей не отмечено. В тот период бои с авиацией ООН вели только наши
летчики, следовательно сбить корейца или китайца Браун не мог.
Первая в истории «реактивная» победа которую признают обе стороны состоялась
9 ноября 1950г. В то утро налет на мост через Ялуцзян осуществили флотские F4U-4
«Корсар» и штурмовиками А-1 «Скайрэйдер», под прикрытием F9F «Пантера». К 10:00 в
район моста на высоте 5000м. подошли 13 МиГ-15 из 151-й и 28-й ИАД. В паре кило-
метров перед МиГами из густой дымки возникли два звена «Пантер», идущих навстречу.
Двумя тысячами метров ниже до 20-ти «Скайрэйдеров» и «Корсаров» один за другим
пикировали на мост. К-н Грачев принял решение атаковать самолеты, «обрабатывающие»
мост. МиГи перешли в пикирование. Решение было не самым лучшим — не связанные боем
«Пантеры» остались сзади и выше, получив почти идеальное положение для атаки. В
результате поседующего боя группа рассыпалась и вела бой парами и поодиночке. В
бою МиГи уничтожили шесть (по другим данным три) самолета, причём три победы одер-
жал командир 1-й АЭ М.Грачёв. Американская сторона факт потери самолетов 9 ноября
отрицает. К сожалению, Грачёв из боя не вернулся. Информацию о его судьбе дают за-
падные источники. "Лидер группы прикрытия лейтенант Уильям Эмен заметил, что один
МиГ заходит в хвост их группе, и развернул звено в лобовую атаку. Пилот МиГа рва-
нул вверх затем выровнял самолет и начал полет «змейкой», пытаясь сорвать прицели-
вание. Однако «Пантеры» удержались в хвосте, дали несколько очередей из своих
20-мм пушек и наблюдали несколько попаданий. МиГ перешел в пикирование, но Эмен
не отставал и продолжал стрелять, отмечая хорошие попадания. МиГ упал на склон
сопки". Таким образом, честь первой, всеми признанной, победы принадлежит пилоту
авиации ВМС США Уильяму Эмену
Счёт уничтоженных В-29 МиГи открыли 9 ноября, когда лётчики Н.Подгорный (67
ИАП)и А.Бордун (72 ГИАП) сбили по одному В-29.
17 декабря 1950г. произошёл первый бой между «Сейбрами» и МиГ-15. Бой закон-
чился в пользу американских пилотов -лейтенант Брюс Хинтон сбил МиГ из 29-го ГИАП.
23 декабря в групповом воздушном бою лётчик 177-го ИАП Н.Воробьев одержал первую
победу над «Сейбром». В итоге сбито 3 F-86 и 2 МиГ-15. По американским данным, в
этом бою был потерян один «Сейбр» и сбито 6 МиГов. По другим данным первая победа
над F-86 записана на счет к-на И.Юркевича из 29-го ГвИАП 50-й ИАД 21 декабря. По
американским же данным, первая потеря “Сейбра” в воздушном бою произошла 22
декабря 1950г.
Особенностью последних полутора лет войны являлось применение американцами
бомбардировочной авиации в основном в ночное время. Первую ночную победу на МиГе в
Корее одержал летчик 351-го ИАП м-р A.Карелин. В конце мая 1952г. он поднялся на
перехват В-29. Увидев бомбардировщик в лучах прожекторов, истребитель сблизился с
ним и почти в упор расстрелял.
15 июня 1951 г. особо отличился гвардии м-р С.Субботин из 324-й дивизии. В
этот день он совершил первый реактивный воздушный таран, направив свой МиГ-15 с
отказавшим двигателем на американский «Сейбр».
Итоги противостояния
По данным Генерального штаба СА, летчики 64-го иак произвели в ходе военных
действий 64300 самолето-вылетов, участвовали в 1872 воздушных боях и с били 1106
самолетов войск ООH (в т.ч. 651 «Сейбр»). Еще 153 самолета противника (в т ч. 40
«Сейбров») было сбито огнем зенитной артиллерии корпуса. В это же время авиация
ОВА произвела 22300 самолето-вылетов, участвовала в 366 воздушных боях и сбила 271
самолет (в т.ч. 181 «Сейбр»). К сожалению нет данных о потерях от корейской зенит-
ной артиллерии.
По другим данным, приведенным в историческом формуляре 64-го иак, советские
летчики произвели 63229 боевых вылетов, участвовали в 1790 воздушных боях. Сбито
1309 самолетов противника, в том числе истребительной авиацией- 1097 и 212 - огнем
зенитной артиллерии. В результате воздушных боев советской стороной были захвачены
в плен, и переданы китайцам и северокорейцам 262 американских летчика. Потери со-
ветской стороны составили 142 офицера (в том числе 126 летчиков), 133 сержанта и
солдата 335 самолетов. По другим данным советские потери составили 351 машину и
311 погибших летчиков. Объединенная воздушная армия (КHР и КHДР) потеряла 126
летчиков и 231 самолет.
В ходе Корейской войны 51 советский летчик стал асом,одержав по пять и более
побед. К-н H.Сутягин сбил 22 самолета к-н Е.Пепеляев -19. Результаты американских
пилотов скромнее. Hаиболее удачливыми из них были: капитан Дж. Макконелл- 16, капи-
тан Дж. Джабара - 15,. А асами стали всего 40 летчиков.
В усредненном виде данные из разных советских источников выглядят так: потери
авиации ООН около 1600 в т.ч.870 «Сейбров»; СССР КНР и КНДР потеряли 570 самолетов
(из них около 520 МиГи) и 400 летчиков.
Данные советской стороны существенно расходятся с западными источниками. В
частности, в книге "Воздушная мощь-решающая сила в Корее" отмечается:«За 32 месяца
войны, с ноября 1950г. и по июль 1953г. сбито 802 МиГа и 56 «Сейбров»».
А вот данные из других западных источников: "За 34 месяца конфликта авиация
5-ой ВА сбила 819 вражеских самолетов: 650 из которых были МиГ-15. 611 было сбито
американскими самолетами F-86"Sabre". В результате воздушных боев 79 F-86"Sabre"
были потеряны американской стороной". "Основные потери 5-ая ВА несла от наземных
орудий, а не от участия в воздушных боях. Так, потери от наземного огня составили
619 самолетов, по сравнению со 106, сбитыми в воздухе". При этом полные потери по
их признанию составили 2837 самолетов. Обращает внимание совпадение «с точностью
до наоборот соотношения потерь самолетов ООН от зенитнй артиллерии и истребитель-
ной авиации по нашим данным это 1:10 американцы же насчитали 6:1. Опыт 2-й Мировой
подтверждает советскую а не американскую цифру. Из числа полных потерь авиации ООН
(2800) только около 25% (700) они относят к боевым что также не подтверждается
опытом последней войны. Таким образом они как бы признают что их летчики не умели
летать, а техника никуда не годилась иначе объяснить такое количество потерь от
отказов авиатехники и ошибок пилотов невозможно
Усреднив цифры полученные из разных источников, можно установить что ВВС США
и примкнувшие к ним сбили 920 самолетов (850 Миг-15 советских и китайских). Боевые
потери ВВС США составили 170 самолетов и примерно столько же пропало без вести.
Если к ним добавить потери ВМС США и ВВС других стран то общие потери не превысят
400 самолетов а потери от огня зенитной артиллерии 619 самолетов.
Косвенным подтверждением недостоверности американских данных может служить
ими же приведенная цифра числа летчиков спасенных службой спасения -1000 чел. Если
при этом учесть что в плен попало минимум 260 летчиков (см выше), а потери убитыми
были не менее чем у нас, то всего получится как минимум 1650 членов экипажей
сбитых самолетов. Учитывая что в подавляющем большинстве это были одноместные
машины получим 1300-1400 самолетов, примерно совпадающую с советскими данными.
Чем же можно объяснить такое серьезное отличие данных двух противоборствующих
сторон?
Во-первых американцы свои победы засчитывали по снимкам фотокинопулемета,
дополнительно учитывая свидетельства других летчиков. Это делало статистику далеко
не безгрешной. Фотокинопулемет фиксировал только факт попадания в самолет,а не его
падения. Напримерамериканцы заявили, что в бою 3 апреля они уничтожили 4 МиГ-15.
На самом деле в этот день был сбит один и повреждены 3 истребителя 176-го ГИАП.
МиГ-15 был очень живучим по отношению к огню пулеметов «Сейбра». Были случаи,
когда МиГи, получившие по сто и более пробоин, благополучно приземлялись на своих
аэродромах и после небольшого полевого ремонта вновь совершали боевые вылеты.
Во-вторых, свои сбитые в воздушных боях самолеты американцы зачастую списы-
вали как пропавшие без вести либо как потерянные по невыясненным обстоятельствам
или техническим причинам. 3 апреля к-ном И.Яблоковым (176-ой полк) одержана победа
над «Сейбром», пилотируемым майором Рональдом Ширлоу. Американский летчик нес-
мотря на то, что топливные баки его самолета были пробиты, сумел приземлиться на
подбитом самолете недалеко от деревушки Фениан. Летчик был взят в плен, а самолет
был уничтожен в ходе налета F-84. ВВС США приписывают эту потерю неполадкам в
топливной системе в то время как фотопулемет Яблокова не оставляет сомнений в
причине этого «сбоя».
В-третьих часть своих потерь Пентагон мог просто скрыть - ведь официальные
данные о потерях публиковались в прессе и из идеологических соображений они могли
быть занижены. Советские данные были строго секретными, и лишь в последние годы
попали в печать.
В советских авиачастях главным являлось подтверждение наземных частей, без
чего сбитый самолет, как правило, не засчитывался. Кроме того представители полка
выезжали на место падения машины противника, фотографировали ее и должны были при-
везти какую-либо деталь, лучше всего - заводскую бирку с номером. Показания самих
пилотов почти не учитывались. Например, летчик 16-го ИАП Л.Морщихин сбил «Сейбр»
который взорвался в воздухе, обломки рассыпались по большой территории. В резуль-
тате пилот не смог доказать свою победу. Если сбитый самолет падал в море, то
чаще всего его тоже не засчитывали. Через определенное время боевые счета эскад-
рилий, полков и дивизий проверялись высокими инстанциями, которые корректировали
число побед в сторону уменьшения.
Зная все эти нюансы, мы можем с достаточным доверием относиться к данным
советской стороны, которая к такому порядку постепенно приучила китайцев и ко-
рейцев.
В заключение можно привести еще один пример американской «статистики». 14
декабря 1950г. четверка МиГов 29-го ГИАП сбила RB-45«Торнадо» над Аньдунем. Экипаж
был пленен и допрошен. В апреле 1951г. летчик Н.Шеламанов повредил RB-45, который
совершил вынужденную посадку в районе Пхеньяна, причем это подтвердили наземные
войска. Американцы же полностью отрицают потери RB-45 «Торнадо».
Наверх
|