РТ-23 УТТХ От "Катюши" до "Сатаны" Главная      
КАРТА САЙТА
Р-5М (8К51)
Р-7 (8К74)
Р-12 (8К63)
Р-14 (8К65)
Р-16 (8К64)
Р-9А (8К75)
Р-36 (8К67)
РТ-2 (8К98)
РТ-15 (8К96)
РСД-10 ("ПИОНЕР")
УР-100 (8К84)
МР-УР-100 (15А15)
УР-100Н (15А30)
ТЕМП-2С (15Ж42)
Р-36М, УТТХ, М2
"ТОПОЛЬ"
ИХ НЕ БЫЛО...

МБР РТ-23 УТТХ «Молодец» (15Ж60, 15Ж61) по классификации
          НАТО SS-24 «Scalpe» (код СНВ РС-22А, В)

                          Немного истории.
    Впервые  заговорили о необходимости  создания  железнодорожного  старта  еще в
начале 60-х годолв.  В 1966—67гг. в ОКБ-586( КБ "Южное") были проведены  проектные
изыскания по  разработке на  основе Р-12 боевого  железнодорожного ракетного комп-
лекса (БЖРК).  Проект предусматривал создание  специального состава из 20 вагонов,
шесть из которых являлись одновременно транспортным средством и ПУ для ракет. Пред-
полагалось, что БРЖК обеспечит возможность скрытого маневрирования ракетного соеди-
нения, находящегося  на боевом дежурстве.  Но работы  тогда не  вышли из проектной
стадии.  По мере развития ракетостроения рассматривалась возможность создания БЖРК
применительно  к ракетам РТ-40, РТ-2, РТ-20.  Проект ракетного комплекса с твердо-
топливной трехступенчатой МБР шахтного и железнодорожного базирования РТ—21 (15Ж41)
разрабатывался в первой половине 60-х годов в КБ «Южное».  Проект как и предыдущие
не был реализован. Во второй половине 60-х годов на его основе разрабатывался про-
ект БРЖК РТ—22, который  также не был  завершен.  Только в конце 60-х  годов когда
стало  известно о  подготовке американцами  проекта  железнодорожного  состава для
запуска МБР типа «Минитмен» работы  по созданию БЖРК перешли в плоскость полномас-
штабной разработки.
РТ—23  (15Ж43).
    Приказ  «О создании подвижного боевого железнодорожного  ракетного комплекса с
ракетой РТ-23» массой порядка 80т. был подписан 13 января 1969г. Головным разработ-
чиком было  назначено КБ «Южное». БЖРК должен  был составлять  основу  группировки
ответного удара, поскольку обладал повышенной  живучестью и с большой вероятностью
мог уцелеть  после нанесения  противником первого удара.  Этот способ  базирования
позволял обеспечить высокую мобильность ракетному комплексу. Выследить БЖРК, непре-
рывно курсирующий по  разветвленным, и забитым обычными составами  железнодорожным
магистралям страны, весьма непросто, даже  для системы спутниковой  разведки.  Еще
сложнее нанести  по нему прицельный удар.  Но разработанный эскизный проект вызвал
массу возражений со стороны военных из-за возможной уязвимости комплекса от дивер-
сионных действий  и  сложностей  в организации  железнодорожного движения.  Тем не
менее в октябре 1975г. на Павлоградском механическом заводе началось строительство
корпуса сборки твердотопливных двигателей для МБР РТ—23. 
РТ—23 (15Ж44).
    Учитывая сложности, возникшие при разработке БРЖК РТ—23, правительство 23 июля
1976г. приняло постановление о разработке в КБ «Южное» шахтного варианта РТ—23 под
индексом 15Ж44 с моноблочной ГЧ.  Эскизный проект  был завершен в марте 1977г. а 1
июня 1979г. вышло  постановление  правительства  о разработке  для ракеты  РГЧ ИН.
Второй, доработанный, эскизный  проект ракеты с РГЧ ИН 15Ф143 и повышенной энерге-
тикой был выполнен в декабре 1979г. Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) шахтного
варианта  начались  в декабре 1982г. но ракета  не была принята  на вооружение. 10
февраля 1983г. решением Совета Обороны СССР работы были прекращены.
    Споры с военными о судьбе БРЖК длились почти десятилетие  и закончились только
когда стало очевидно, что  военно-стратегическая  концепция США начала  носить все
более выраженный наступательный характер. Создавались новые ракеты «МХ» модернизи-
ровались «Першинги», «Трайденты», увеличивалось  производство крылатых ракет назем-
ного и морского базирования, начались работы по программе стратегической оборонной
инициативы (СОИ).  Необходимость принятия решительных мер стала  очевидной  и соз-
дание БРЖК стало одной из них.  Однако твердотопливная  ракета в том виде, в каком
она разрабатывалась в начале 70-х годов, не обеспечивала необходимой эффективности.
К тому времени был подписан договор ОСВ—2 в сорответстаии с которым США и СССР раз-
решалось разработать  по одной ракете со стартовой массой, не больше самой тяжелой
ракеты легкого класса. Такой в Союзе была ракета УР-100Н со стартовой массой 105т.
следовательно, новая ракета не должна была быть тяжелее.
РТ—23 (15Ж52).
     Новое постановление  правительства  о разработке  БРЖК РТ—23 с  ракетой 15Ж52
вышло  6 июля 1979г.  В КБ «Южное»  разработка  железнодорожного  варианта  ракеты
велась одновременно с работой над 15Ж44 оснащенной РГЧ ИН  которая  и была взята в
качестве прототипа.  
    Пусковая установка разрабатывалась в Ленинградском КБ Спецмаш под руководством
А. Уткина (брата руководителя КБ «Южное»). Автономная система управления разрабаты-
валась в Московском НИИ автоматики и приборостроения под  руководством В.Лапыгина.
Смесевое топливо и  твердотопливные заряды  для ракеты РТ—23 разработаны в НИИ—125
(НПО «Союз») под руководством Б.Жукова.  Командный модуль для  управления пусковой
установкой разработан в ЦКБ ТМ под руководством Б.Аксютина и А.Леонтенкова .
      Ракета с транспортно пусковым контейнером (ТПК) должна весить не более 130т.
иначе железнодорожное полотно не выдержит.  Ракета не может  быть длиннее обычного
вагона-рефрижератора  чтобы уложится в габариты  решили убрать сопла в сами двига-
тели.  Для сокращения длины ракеты головной  обтекатель сначала  сделали надувным,
но  потом сконструировали металлический складывающийся обтекатель.
     В июне 1980г. эскизный проект БРЖК с ракетой  15Ж52 был готов.  Была разрабо-
тана  сверхкомпактная  компоновка ракеты,  снижена до приемлемых  величин нагрузка
на оси стартового вагона,  обеспечено прицеливание ракеты  даже в момент  движения
встречных поездов.  Весь период эксплуатации ракета находится в ТПК которые разме-
щены на пусковых установках в специальных железнодорожных вагонах. Способ старта —
минометный.  РГЧ ИН оснащена  десятью боевыми  блоками, размещенными  на платформе
разведения в один ярус. Ракета оснащена комплексом средств преодоления ПРО. Первая
ступень МБР РТ—23 унифицирована  с первой ступенью БРПЛ Р—39 главного конструктора
В.Макеева.  Разработка двигателя первой ступени морской ракеты Р—39 была возложена
на КБ «Южное» в сентябре 1973г.  Огневые испытания двигателя ЗД65 в составе ракеты
были начаты в январе 1980г.  Серийное производство  первых ступеней  ракет РТ—23 и
Р—39 развернуто на Павлоградском механическом заводе. Серийное производство двига-
телей третьей ступени  15Д291 развернуто на Пермском заводе химического оборудова-
ния (ПЗХО). Железнодорожная пусковая установка (ЖДПУ)серийно выпускалась Юргинским
машиностроительным заводом.
      Постановлением  правительства  в 1983—1985гг. предусматривалось оборудование
трех маршрутов движения для БЖРК с местами стоянок. В итоге в головном позиционном
районе был оборудован в инженерном отношении и подготовлен  к эксплуатации маршрут
протяженностью около 2000км. Для обеспечения безопасности движения комплексов были
отремонтированы  десятки тысяч километров  железнодорожных путей (заменены рельсы,
шпалы, стрелочные переводы), отлажена  сигнализация, на более высокий уровень под-
нялась организация движения,  приведены в надлежащее состояние  десятки мостов.  В
техническом отчете, выпущенном в 1983г., рассматривались варианты боевого примене-
ния БЖРК с одним и несколькими пусковыми модулями.  Оптимальным оказался вариант с
тремя пусковыми модулями. 
       Опытная  эксплуатация  комплекса  началась 10 февраля 1983г. а первый  пуск
ракеты 15Ж52 проведен 18 января 1984г.  Всего было 10 пусков.  Испытания ракеты на
полигоне Плесецк  проходили до апреля 1985г. 
  
                            РТ-23 УТТХ «Молодец».
      Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983г. была  задана разработка
трех вариантов нового ракетного комплекса с ракетой  РТ-23 УТТХ «Молодец»: подвиж-
ных  железнодорожного  и грунтового («Целина-2») и шахтного.  Головной разработчик
- КБ «Южное».  Проект «Целина-2» предусматривал размещение  пусковой установки МБР
на двенадцатиосном  колесном  тягаче МАЗ—7906 который  состоял из двух сочлененных
шестиосных тягачей.  Ракета  размещалась на пусковой установке в виде  двух блоков
стыковка  которых должна  была производиться  перед пуском ракеты.  Очевидно ввиду
сложности грунтового комплекса от него быстро отказались.  Мобильный железнодорож-
ный комплекс, обладая характеристиками грунтового, имел то преимущество что на нем
можно было  разместить более  тяжелую ракету, несущую  большую полезную  нагрузку.
Сегодня говоря о РТ-23 УТТХ  имеют ввиду именно железнодорожный комплекс, получив-
ший  в отличии от шахтного широкую известность.  

                   Разработка, испытания и развертывание.
15Ж61. 
     Эскизный проект ракеты РТ—23 с  улучшенными тактико-техническими  характерис-
тиками (УТТХ)  разработан в  КБ «Южное» по  руководством  В.Уткина в ноябре 1982г.
Основные массо-габаритные характеристики ракеты 15Ж61 не выходят за рамки ограниче-
ний, накладываемых  Договором ОСВ-2, но для  того, чтобы  заявить  РТ-23 УТТХ, как
новую, пришлось объявить ракету РТ-2ПМ (15Ж58)  для «Тополя»  модернизацией  РТ-2,
что мягко говоря мало соответсвует действительности.
      Кооперация предприятий участвующих в создании ракеты была сохранена. Усовер-
шенствованная  ЖДПУ  для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифи-
цированных  железных дорог  была разработана  в Ленинградском КБ Спецмаш.  Система
температурно-влажностного  режима  и отвода тепла  создана  в Московском КБ транс-
портно-химического машиностроения (КБТХМ). 
     ЛКИ проходили на полигоне Плесецк в три этапа. С января по апрель 1984г. были
проведены  пуски с  железнодорожной  платформы экспериментального варианта ракеты.
Летные испытания ракеты в составе комплекса начались 27 февраля 1985г. и продолжа-
лись до 22 декабря 1987г.  Провели 18 пусков и все удачно. После ряда доработок по
результатам  испытаний, в декабре  1988г. БЖРК поставлен  на боевое  дежурство. 28
ноября 1989г. БРЖК  получивший  индекс  15П961 с ракетой РТ—23 УТТХ  был принят на
вооружение.  
      С 1986г. на стенде Dinatest (для транспортировочных  испытаний)  проводились
испытания пускового вагона с загруженным в  него транспортировочным макетом 15Ж61.
В результате почти двух лет круглосуточных испытаний была проимитирована транспор-
тировка ракеты на 300 тыс.км.  
      Первый ракетный полк  РТ-23 УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987г.
(под Костромой).  К середине 1988г. было  развернуто 6-7 полков (около  20 ПУ, все
под Костромой). К 1999г. развернуто три ракетные дивизии, вооруженные БЖРК с РТ-23
УТТХ  с позиционными районами — станция Василек под Костромой , где базировались 4
БЖРК, пос. Бершеть пермской обл. с пятью БРЖК и пос. Гладкое  Красноярского края с
тремя комплексами (в некоторых источниках  говорится о 4 полка х в каждой  дивизии
т.е. по 4 БРЖК).  В радиусе 1500км. от  мест базирования  БЖРК были проведены сов-
местные с  Министерстввом  путей сообщения  мероприятия по модернизации железнодо-
рожного полотна: уложены более тяжелые рельсы,  деревянные шпалы заменены на желе-
зобетонные,  укреплены насыпи. 
      С 1988г. более трех лет продолжались транспортные, ресурсные и климатические
испытания БЖРК. Для проверки работоспособности при температуре минус 30град. поезд
уходил в сторону Салехарда, проверка при плюс 30град. проводилась в Северном Казах-
стане.    В 1988г. на Семипалатинском полигоне  были успешно проведены специальные
испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения («Сияние») и молниезащиту
(«Гроза»).  В 1991г. на  НИИП-53 была  проведена  проверка на  воздействие ударной
волны («Сдвиг»).  Испытывались две пусковые установки  и командный пункт.  Объекты
испытаний  располагались: один (ПУ с  загруженным в  нее электромакетом  ракеты, а
также КП) — на расстоянии 850м. от центра взрыва, другой (вторая ПУ)— 450м. торцом
к центру взрыва.  Ударная волна  с тротиловым эквивалентом  1000т. не  повлияла на
работоспособность ракеты и ПУ.
      Серийное  производство ракет  осуществлял  Павлоградский  машиностроительный
завод. Гарантийный срок хранения ракеты 10 лет. ЖДПУ выпускалась серийно Юргинским
машиностроительным заводом и Волгоградским ПО «Баррикады». В мае 1986г. изготовле-
ние комплексов  средств  преодоления ПРО  передано с Украины смежным  организациям
России. Производство ракет остановлено в 1991 г. 
      До осени 1991г. регулярно курсировали по железнодорожным магистралям СССР 12
поездов с ракетами РТ-23 УТТХ. С 1991г. по договоренности с США, БЖРК несли боевое
дежурство на базе, без выезда  на железнодорожную сеть страны  однако периодически
меняли пункты своих стоянок.  Тогда же в  ответ на прекращение разработки МБР «МХ»
железнодорожного базирования Горбачев поспешил объявить об отказе  от  дальнейшего
развертывания и модернизации МБР РТ-23. Этим он ограничил период пребывания  ракет
этого типа на боевом дежурстве гарантийным сроком эксплуатации. Вскоре предприятия
производящие эту ракету оказались  за пределами России, чем окончательно подписали
приговор РТ-23 как  железнодорожного, так  и шахтного базирования.  Последний пуск
ракеты снятой с  поезда, произведен в 1998г. боевым  расчётом БЖРК используя ПУ на
полигоне Плесецка.
      По договору  СНВ-2 ракеты РТ-23 УТТХ подлежали ликвидации до 2003г.  Однако,
после одностороннего  выхода США из договора по ПРО  Москва  заявила об отказе  от
выполненитя этого соглашения.  БЖРК оставались  в составе Ракетных войск  до сере-
дины 2005г.  В настоящее время сохранился  лишь один БЖРК 15П961 (без ракет) нахо-
дится в экспозиции  Центрального  музея Октябрьской ж. д. на  Варшавском вокзале в
Санкт-Петербурге.  У проходной  Павлоградского  механического  завода,  где сейчас
собираются троллейбусы установлена в качестве памятника ЖДПУ комплекса РТ-23 УТТХ.
15Ж60.
    В сентябре 1984г. разработан эскизный проект шахтного варианта ракеты получив-
шего индекс 15Ж60. В ноябре 1984г. начаты огневые стендовые испытания  РДТТ 15Д305
с поворотным соплом, имеющим шарнир в дозвуковой части. 
    Автономная инерциальная система управления шахтного варианта ракеты (в отличии
от 15Ж61)  разработана в НПО «Хартрон» под руководством В.Сергеева.  31 июля 1986г.
на полигоне Плесецк (53 НИИП площадки Южная-I, Южная-II) начались ее летные испыта-
ния, продлившиеся до 26 сентября 1988г.  В ходе испытаний проведены пуски 19 ракет
(3 аварийных).  Всего в ходе  испытаний было проведено более 40 пусков ракет  всех
модификаций (15Ж60 и 15Ж61).   
     В 80-е годы в ГНИП ОКБ «Вымпел» под руководством О.Баскакова начаты работы по
переоборудованию ШПУ высокой защищенности снимаемых с дежурства ракет УР—100Н  для
размещения в них ракет 15Ж60.  19 августа 1988г. первый  полк РТ—23 УТТХ поставлен
на боевое дежурство в ШПУ под украинским городом Первомайск.  Комплекс с МБР 15Ж60
был принят на вооружение 28 ноября 1989г. и получил  индекс 15П060.  Всего до июля
1991г. было поставлено на боевое дежурство 56 ракет.  Из них 46  под Первомайском,
10 ракет разместили под Татищево.  К 1997г. все 46 ракет, находившихся  в ракетной
дивизии  под  Первомайском на Украине, сняты  с боевого  дежурства.  10 оставшихся
комплексов стояли на боевом дежурстве до 1999г.
      Всего на Павлоградском механическом заводе  до момента прекращения производ-
ства в 1991г. было выпущено более двухсот ракет РТ—23 всех модификаций.  
      Говоря о РТ-23 УТТХ, хотелось бы сказать, что  эта  ракета является воплоще-
нием самых последних достижений науки и техники.  Она отличается от всех остальных
ракет  высокой боевой готовностью, универсальностью, мощностью, надежностью и отно-
сительной простотой эксплуатации. Потеря основной группировки ракетных  комплексов
с этой ракетой, оказала существенный удар по боевой мощи РВСН. И что самое  худшее,
привело к потере перспективного, нового, обеспечивавшего боевую устойчивость  всей
группировки МБР на период до 2005г. ракетного комплекса. 
        
                            Конструкция. 
     Ракета 15Ж61 имела три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая,
вторая и третья  ступени имели цельномотанный  из композиционного материала корпус
типа «кокон».  Двигательные установки (ДУ) ракеты  разрабатывались, в  основном, в
рамках  кооперации, сложившейся  на этапе создания  комплексов  с ракетами 15Ж44 и
15Ж52.  Первая ступень  имеет  маршевый  РДТТ 15Д206,  хвостовой  и соединительный
отсеки. РДТТ 15Д206 заимствован с ракеты 15Ж44 имеет центральное неподвижное, час-
тично утопленное сопло и работает на смесевом топливе Т9-БК-8Э.  Управление первой
ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла.   Вторая
ступень имеет маршевый РДТТ  и соединительный отсек.  РДТТ имел выдвижной сопловой
насадок,  позволяющий  увеличить  степень  расширения  и  соответственно  удельный
импульс на больших высотах, без увеличения общих габаритов ракеты.  Третья ступень
аналогичной конструкции. Топливо второй ступени — «Старт», третьей — АП-65.
     На ракете  были сохранены отработанные на 15Ж44 и 15Ж52 схемные и конструктив-
ные решения по управлению  полетом 2-й и 3-й ступеней отклонением головного отсека
и  аэродинамическими  рулями, установленными  на носовом  обтекателе,  минометному
разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого осна-
щения.  Минометное  разделение  ступеней  обеспечивалось  за счет наддува газом от
порохового аккумулятора давления (ПАД) межступенного  объема и поперечного деления
переходного отсека удлиненным  кумулятивным зарядом.  Такая конструкция гарантиро-
вала безударное разделение  ступеней и  обеспечивала максимальную плотность компо-
новки межступенной части ракеты. 
     ГЧ - разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью ББ мощностью 0.4
Мт и комплексом средств преодоления ПРО. Ступень разведения выполнена по стандарт-
ной «толкающей»  схеме и включает двигательную установку и систему управления.  ББ
размещены в один ярус, двигатель ступени - четырехкамерный ЖРД 15Д264,  работающий
на НДМГ и АТ.  ГЧ  прикрывается обтекателям изменяемой геометрии  (из-за габритных
ограничений железнодорожного вагона), который сбрасывается после прохождения плот-
ных слоев атмосферы.  На внешней поверхности обтекателя размещены аэродинамические
рули, для управления  по крену на участках полёта 1 и 2 ступеней.
      Система  управления была  разработана  НПО АП  в процессе  совершенствования
характеристик СУ ракет 15Ж44 и 15Ж52.  Особенностью СУ являлось решение ряда новых
задач: 
 - восстановление информации в вычислителе после воздействия ПФЯВ путем ее переза-
   писи в оперативное ЗУ из хранителя информации на магнитном диске; 
 - реализация принципов терминального наведения; 
 - использование элементной базы повышенной стойкости к ПФЯВ (для 15Ж61 — 
   I уровень, для 15Ж60 - II уровень); 
 - боевое дежурство ракет 15Ж60 с постоянно задействованными командными приборами; 
 - сопряжение с системой СБУ «Сигнал-А».
      Система управления  обеспечивает проведение проверок и непрерывный  контроль
технического состояния ракеты, предстартовую подготовку и старт ракеты, управление
полетом и  разведение боевых  блоков  с высокой точностью.  КВО точек падения сос-
тавляет не более 200м. при  стрельбе н дальность порядка 10000км.
     Шахтный вариант ракеты незначительно отличался от железнодорожного. Во-первых
принципиально новым  двигателем  1-ой ступени.  В новом РДТТ  было применено более
высокоэнергетическое топливо – «Опал», форсированы на 30% расходно-тяговые характе-
ристики (давление в камере сгорания повышено до 100 кгс/см2). Во-вторых в качестве
органа управления вектором тяги пиервой ступени используется  центральное частично
утопленное в камеру сгорания качающееся управляющее сопло. Поворотная часть соеди-
няется с неподвижной с помощью эластичного опорного шарнира.  Первая ступень полу-
чилась несколько короче и легче.  Головной обтекатель ракеты 15Ж60 имел постоянную
геометрию(15Ж61 имела складной носовой обтекатель).
      Принципиальным отличием ракеты 15Ж60 от ракеты 15Ж61 являлась  ее повышенная
стойкость к ПФЯВ, обеспеченная за счет: 
 - защиты конструкции второй ступени специальным многофункциональным покрытием; 
 - использования системы управления второго уровня стойкости к ПФЯВ; 
 - оснащения специально разработанной  ГЧ 15Ф14 повышенной стойкости к ПФЯВ 
  
                   Состав коплексов и их эксплуатация.
     Ракетные комплексы 15П060 (с МБР 15Ж60) и 15П961 (с МБР 15Ж61) разработаны во
исполнение постановления Правительства от 09 августа 1983г. на основе ранее разра-
ботанных ракетных комплексов шахтного (15П044) и железнодорожного (15П952) базиро-
вания, в сочетании с возросшими возможностями  промышленности в части производства
надежной  и стойкой  элементной базы, высокоэнергетичных  смесевых твердых  топлив
конструкционных,  эрозионностойких и теплозащитных  материалов  позволили  создать
ракетный комплекс 15П060, по своим характеристикам не уступающий комплексу «МХ» . 
       ШПУ 15П760  комплекса  15П060  проектировалась  с заимствованием  защитного
устройства, строительного сооружения, ранее разработанных  для МБР УР-100Н (15А35)
в  ГНИП «Вымпел» (главные конструкторы Барышев , Баскаков).  Ракета  размещалась в
ТПКи запускалась методом минометного старта.  ТПК был оснащен системой термостати-
рования и автоматикой  пуска ракеты.  На ШПУ 15П760  внедрены системы  и агрегаты,
обеспечивающие постоянную боевую готовность и автономность в  течение всего срока,
заданного ТТТ.  Боевое применение обеспечивалось в любых  метеоусловиях при темпе-
ратуре воздуха от -50  до +50град.  до и в условиях  ядерного  воздействия по БРК.
Гарантийный срок  эксплуатации - 10лет.   На вооружении  полка шахтных  РТ—23 УТТХ
 находятся шесть или десять пусковых установок.
        В  состав ракетного полка входит один  БЖРК 15П961  состоящий из: 
 - трех  пусковых модулей с тремя  МБР РТ-23УТТХ  (9 вагонов); 
 - командного модуля - командный пункт, вагоны с автономными системами энергоснаб-
   жения и жизнеобеспечения  и вагон для личного состава  (всего 7 вагонов); 
 - вагона-цистерны с запасами горюче-смазочных материалов; 
 - трех тепловозов  ДМ-62.
     Каждая из трех  пусковых установок, входящих  в БЖРК может осуществлять пуск
как в составе поезда, так и автономно.  ЖДПУ разработана  на базе четырехтележеч-
ного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135т.  Даже чуть меньшеая масса ракеты

по сравнению  с шахтным  вариантом  не  позволила  уложиться в
допустимую  осевую нагрузку на пу ть (25т.).  Для решения этой
проблемы  был  сконструирован  трехвагонный  сцеп.  При старте
ракеты, когда нагрузки очень велики, соседние вагоны с помощью
специальных устройств «поддерживают» пусковой, обеспечивая его
устойчивость. После пуска ракеты, когда вагон в одно мгновение
становится легче более чем на сто тонн, специальные устройства
соседних  вагонов «догружают» его, прижимая к железнодорожному
полотну. 

    
    

    ТПК оснащен  системой  тер-
мостатирования  и  автоматикой
пуска ракеты.  Пуск  ракет мо-
жет  осуществляться  с  любой
точки маршрута. Для этого ЖДПУ
оборудована открывающейся кры-
шей с гидравлическим  приводом
и устройством  для отвода кон-
тактной сети. После остановки,
открытия  крыши  и  подъема  с
помощью ПАДа  ТПК в вертикаль-
ное положение производится ми-
номтный  старт (ПАД  обеспечи-
вает подъем  ракеты на  высоту
20-30м.) при этом ракета откло-
няется от вертикали чтобы факел
работающего  двигателя  первой
ступени  не  повредил  вагон и
пусковую установку. После окон-
чания действия ПАДа включается
маршевый двигатель первой сту-
пени. 

    
В позиционном районе составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются. Боевое дежурство в автономном режиме комплекс может нести в течение одного - двух месяцев. В каждом из локомотивов несла дежурство отдельная локомотивная бригада. В первом локомотиве она состояла из трех офицеров, в остальных - по два солдата срочной службы. Офицерские локомотивные бригады для детального ознакомления с маршрутом периодически откомандировывались на граждан- ские составы МПС, следующие по тому же маршруту. Маршруты боевого патрулирования железнодорожных комплексов простираются на 1500км. от мест базирования. Стрельба может производиться как с любой точки на маршруте патрулирования, так и непосред- ственно на станции базирования во время стоянки. БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Три из этих «рефрижераторных» вагонов имеют по восемь колесных пар. Именно в них находятся ракеты. Остальные вагоны имеют по четыре колесные пары. Повышенная выживаемость комплекса достигается не только за счет его мобильности, но и за счет укрытия состава в период опасности в одном из скальных железнодорожных тонне- лей, расположенных на маршрутах боевого патрулирования. Ракетные поезда стали постоянной головной болью американцев. Пентагон тратил на их отслеживание больше средств, чем братья Уткины на создание. Двенадцать спут- ников-разведчиков искали их по всей нашей стране и не могли отличать их от обычных рефрижераторов. После выхода ракетных поездов на пути МПС американцы предприняли беспрецедентную акцию: под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии транзитом были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой для радиоперехвата, анализа радиационной обстановки и даже киносъемки через потайную мембрану в корпусе контейнера-шпиона. Но после отхода поезда из Владивостока контейнер был вскрыт нашими контрразведчи- ками. Задумка американцев провалилась. TTX 15Ж52 15Ж61 15Ж60 Дальность км. - 10000 - 10100 - 10450 Мощность заряда Мт. 10 ББ по 0.3 - 0.55 Вес ГЧ кг. - 4050 - 4050 - 4050 Длина ракеты м. - 22 - 23,3 - -без ГЧ м. - - 19 - Длина ТПК м. - - 22,6 - 22,4 Стартовый вес т. - 104 - 104,5 - 104,8 Вес с пусковым контейнером т . - 126 - 126 - Первая ступень - длина, м. - - 9,7 - 9,4 - диаметр, м. 2,4 - 2,4 - 2,4 - вес т. - - 53,7 - 52,5 Вторая ступень - длина м. - - 4,8 - - диаметр м. - - 2,4 - Третья ступень - длина м. - - 3,6 - - диаметр м. - - 2,4 - ЖДПУ Масса пускового вагона т. более 200 - длина м. 23,6 - ширина м. 3,2 - высота м. 5 Наверх

Hosted by uCoz