Их не было... От "Катюши" до "Сатаны" Главная      
КАРТА САЙТА
Р-5М (8К51)
Р-7 (8К74)
Р-12 (8К63)
Р-14 (8К65)
Р-16 (8К64)
Р-9А (8К75)
Р-36 (8К67)
РТ-2 (8К98)
РТ-15 (8К96)
РСД-10 ("ПИОНЕР")
УР-100 (8К84)
МР-УР-100 (15А15)
УР-100Н (15А30)
ТЕМП-2С (15Ж42)
Р-36М, УТТХ, М2
РТ-23 УТТХ
"ТОПОЛЬ"


МБР УР-200

        Их не было на вооружении РВСН

                          БРСД РТ-1 (8К95)
    По воспоминаниям  И.Н.Садовского, в ОКБ-1 работы  по созданию ракет на твердом
топливе  начались  в ОКБ с  появления  в 1958г. давнего  соратника   С.П. Королева
Ю.А.Победоносцева (работавшего в НИИ-125 у Б.П.Жукова). Основные технические проб-
лемы при создания стратегических  твердотопливных ракет  заключались  в отсутствии
топливных зарядов, обеспечивавших требуемые энергетические характеристики и возмож-
ность изготовления зарядов  диаметром более 1м.  Кроме того необходимо было решить
проблемы защиты корпуса  двигателя и неохлаждаемых сопловых  блоков от воздействия
вылоких температур а для сопла и  высокоскоростных газовых  потоков в течении нес-
кольких десятков секунд, создания системы управления вектором тяги, систем запуска
и отсечки тяги  крупногабаритных  двигателей.  В США решение «топливной»  проблемы
было найдено путем использования  принципиально новых в то  время смесевых твердых
ракетных топлив (СТРТ), которые имели  повышенные энергомассовые характеристики, а
также необходимые  технологические  и механические  характеристики для возможности
изготовления  крупногабаритных  зарядов методом литья  и прочного  скрепления этих
зарядов с корпусом двигателя.  Это позволило использовать  заряд для защиты стенок
корпуса от воздействия продуктов сгорания, а создание новых высокоэффективных теп-
лозащитных и эрозионностойких материалов  обеспечивало работоспособность соплового
тракта.  В нашей стране  широкомасштабные исследования  по СТРТ начались со значи-
тельным опозданием, причем к рассматриваемому  моменту времени  практически отсут-
ствовали сырьевая и производственная базы по зарядам из таких топлив. Победоносцев
предложил начать работы по созданию стратегической твердотопливной ракеты на даль-
ность 2000-3000км, используя пороховые заряды, изготовляемые по технологии проход-
ного прессования  разработанные к тому времени в НИИ-125.  Тогда уже были изготов-
лены и нашли практическое применение шашки диаметром 300-400 мм и массой до 0.5 т.
Результаты работ  НИИ-125 показывали  возможность изготовления зарядов из баллист-
иных порохов  диаметром до 1м. длиной  5-6м. и массой до 4-5т. прочное  скрепление
шашки из  баллиститного  пороха с корпусом могло  быть достигнуто путем намотки на
готовую шашку стеклоленты со связующим, которое полимеризовалось бы при нормальной
температуре (впоследствии эту идею не удалось реализовать из-за недостаточной элас-
тичности  баллиститного пороха  в эксплуатационном интервале температур. Толчком к
началу  работ  над твердотопливными  ракетами стала поступившаяся  в начале 1958г.
информация о работе американцев над  новой  трехступенчатой МБР на твердом топливе
- «Минитмен».  Но в то время создать  собственную   ракету стартовой массой  30 т.
при массе головной части 0,5 т.  и  дальностью около  10 000км. как  у «Минитмена»
было невозможно. 
   Было принято решение образовать инициативную группу специалистов, перед которой
была поставлена  задача  по изучению  перспектив  создания  твердотопливных  ракет
средней и межконтинентальной дальности полета с использованием  баллиститных поро-
хов руководителем группы стал И.Н.Садовский.  Проектные исследования показали, что
для  дальности стрельбы 2000км. и более необходима разработка моноблочных двигате-
лей диаметром более 1м, что не представлялось возможным из-за технических ограниче-
ний по диаметру шашек, изготавливаемых  из баллиститного пороха методом проходного
прессования.  Максимально допустимый по технологии диаметр шашек не превышал 800мм.
Поэтому двигатели каждой ступени должны были иметь пакетную компоновку из 4-8 бло-
ков в зависимости от дальности полета ракеты.  
    В ноябре 1959г. вышло постановление правительства о разработке ракеты на даль-
ность 2500км.  с использованием зарядов  из баллистных  порохов,  массой ГЧ 800кг.
мощностью 0,3 Мт. отклонение от цели должно было составлять  не более 5км. по даль-
ности и  4км.  в  боковом направлении  стартовая масса не более 35т.  Предусматри-
вались старт из шахты или  с наземного пускового устройства,  готовность к пуску -
15 мин, срок хранения - до 3 лет, начало  лётно-конструкторских испытаний - первый
квартал 1961г. Ракета получила обозначение  РТ-1(8К85).  В этом же году вышло Пос-
тановление  правительства об объединении  КБ артиллерийских  систем  В.Г.Грабина с
ОКБ-1 С.П.Королева.  В результате было образовано  подразделение в ОКБ-1 по разра-
ботке твердотопливных ракет.  К началу 1960г. над ракетой уж е работало  около 600
человек.  Общее руководство  было  возложено на заместителя  Главного конструктора
И.Н.Садовского.  РТ-1 была в необычайно короткие сроки  проектирована и запущена в
производство.  Эскизный проект был выпущен в августе 1960г.
     Ракета имела  три ступени,  Первая ступень представляла из  себя пакет из 4-х
блоков и имела тягу 100т.  Вторая ступень состояла из двух блоуов тягой 51 т.  Все
блоки одной ступени имели огневую связь для  выравнивания рабочих давлений в РДТТ.
Третья ступень имела один блок тягой  25т. Давление в камерах сгорания -40 кг/см2,
время работы каждого двигателя - 30с.  Цилиндрические корпуса двигателей изготовля-
лись из стеклопластика  методом тканевой намотки и  имели отъемные стальные днища,
сопловые блоки из  титанового сплава ВТ-14 с напылением  раструба покрытием трехо-
киси апюминия толщиной 1мм.  Цилиндрическая обечайка и днища корпуса соединялись с
помощью ленточной резьбы. Двигатели первых двух ступеней работали до полного выго-
рания топлива. Разделение ступеней было "горячим", т.е. последующая ступень ракеты
запускалась при ещё работающей предыдущей. Ступени соединялись ферменными конструк-
циями. В переднем днище двигателя третьей ступени имелись четыре сопла противотяги,
которые с  помощью  детонирующих  шнуров вскрывались  в конце работы  двигателя по
команде системы управления и обеспечивали обнуление тяги двигателя. Для уменьшения
разброса импульса последействия выключение двигателя 3-й ступени проводилось в два
этапа: сначала вскрывались два сопла, после чего двигатель переходил на пониженную
тягу, а затем, с некоторой  временной задержкой  еще  два оставшихся.  После этого
происходило отделение ГЧ.  Такая схема обнуления  РДТТ последней ступени оказалась
очень удачной и используется с тех пор на всех отечественных твёрдотопливных раке-
тах средней  и межконтинентальной  дальности.  Сопла двигателей  основных ДУ  были
неподвижными,  рулевые двигатели 1-ой и 3-й ступеней также были твёрдотопливными с
поворотом  корпуса  (на угол до 45град.) с помощью  рулевых машин.  Управление 2-й
ступенью осуществлялось с  помощью складных воздушны х рулей, которые устанавлива-
лись в рабочее положение после старта ракеты.  В двигателях планировалось использо-
вать баллиститный  порох РСТ-4К, который в дальнейшем  был заменен на порох НМФ-2.
Вкладной  пороховой  заряд горел  по внутреннему  цилиндрическому каналу, торцам и
поверхности 4-х продольных  щелей, расположенных в передней части заряда.  Диаметр
шашек составлял:  у 1-й ступени — 800мм, у 2-й и 3-й — 700мм.  При стартовой массе
около 34 т, относительная масса топлива составляла около 80%  (у снарядов «Катюши»
-17%), что обеспечивало  дальность 2400 км.
    Стендовая  отработка  двигательной  установки  началась  в марте 1961г. и была
завершена  за очень  короткий  срок - к марту 1963г.  За этот период было испытано
более 100 блоков всех трех ступеней.  Успешная стендовая отработка двигателей поз-
волила  уже в  начале 1962г. приступить  к этапу летно-конструкторских  испытаний.
Первый и последующие два пуска аварийно прекращались по команде  системы АПР.  Она
подрывала детонирующие шнуры, которые вскрывали двигатели и «обнуляли» тягу.  Выя-
вилась потребность  в доработках зарядов  и системы управления.  ЛКИ возобновились
только в марте 1963г. 28 апреля 1962г. на полигоне Капустин Яр был проведен первый
пуск ракеты РТ-1 (с падением ГЧ в районе озера Балхаш). По воспоминаниям испытате-
лей работать с  РТ-1 было намного приятнее чем с кислородными или тем более с кис-
лотными ракетами того времени. Из НИИ-125 прибывали готовые пороховые шашки, кото-
рые до закладки  в корпуса каждого  ракетного блока  по инструкции полагалось тща-
тельно обтереть  медицинским спиртом.  Всего было испытано  в полете девять  ракет
только три выполнили  свою задачу.  Первый успешный пуск состоялся 18 марта 1963г.
последний - в июне 1963г. Головная часть достигла цели с отклонением вправо на 2,7
км. и с перелетом по  дальности 12,4км.  Результаты по точности были разочаровыва-
ющими  но в  целом заданные  характеристики  ракеты были  достигнуты.  Параллельно
велась разработка комплекса наземного оборудования.  На первом этапе для обеспече-
ния лётно-конструкторских  испытаний ракеты  РТ-1 был создан приспособленный комп-
лекс средств наземного оборудования, в котором, в основном, использовались сущест-
вующие сооружения  полигона и  агрегаты и системы,  разработанные ранее  для ракет
Р-5М, Р-7, Р-9. 
    Было ясно, что в силу  своего  конструктивного  несовершенства  ракета РТ-1 не
будет рекомендована для  принятия на вооружение.  Но разработка ракеты  РТ-1 стала
важным этапом в накоплении опыта проектирования, разработки технологических процес-
сов и лётной отработке  ракет с РДТТ. Основные недостатки ракеты РТ-1 были связаны
с отсутствием зарядов  твёрдых топлив с требуемыми конструктивными и технологичес-
кими характеристиками.  К этому времени Королев и Садовский добились постановления
Совета Министров об организации  широкомасштабных работ по твердому  смесевому топ-
ливу. Головной организацией по разработке смесевых топлив был определен Государст-
венный институт прикладной химии (ГИПХ), возглавлявшийся директором и главным конс-
труктором В.С.Шпаком.  Работали институты, КБ и  заводы в  Бийске,  Перми,  Москве,
Ленинграде, Воткинске и подмосковном Краснозаводске. В целях экспериментальной от-
работки отдельных элементов и систем перспективной твердотопливной МБР был спроек-
тирован и  испытан  вариант ракеты РТ-1-1963 (8К95-1963), в котором на 3-й ступени
устанавливался разработанный к тому времени  моноблочный четырёхсопловый двигатель
- прототип  двигателя 3-й ступени МБР РТ-2 с улучшенными лётно-техническими и экс-
плуатационными характеристиками.  Были изготовлены три ракеты РТ-1-1963.  Для обес-
печения ЛКИ ракеты  8К95-1963  был спроектирован, изготовлен  и испытан при пусках
транспортно-пусковой  контейнер СМ-162.  Пуски ракет РТ-1-1963  были  проведены на
полигоне  Капустин Яр  в сентябре-ноябре 1965г. на дальность  около 1950км. Только
одна ракета из трёх выполнила свою задачу,  после этого работы по ракете 8К95 были
прекращены.
                             МБР   УР-200
     Проектирование ракеты  УР-200 началось в ОКБ-52 в 1960г. а Постановление пра-
вительства о создании ракеты вышло 16 марта 1961г. УР-200 представляла собой двух-
ступенчатую ракету с  последовательным расположением ступеней.  На обеих  ступенях
ракеты были установлены жидкостные ракетные двигатели РД-0201, работавшие на высо-
кокипящих компонентах  ракетного топлива- НДМГ и азотном тетраксиде.  Тяга у земли
составляла 200т.
    Система управления — автономная инерциальная с радиокоррекцией. Органами управ-
ления первой ступени служили поворотные маршевые ЖРД. Впервые в УР-200 была приме-
нена вафельная конструкция обечаек боков, что позволило снизить  вес конструкции и
увеличить срок хранения заправленной ракеты. Старт УР-200 предполагался с наземных
стационарных позиций и шахтных ПУ типа «Шексна».

   Недостатком УР-200 явилась невозможность дли-
тельного  нахождения в  заправленном  состоянии.
Поэтому  вывоз ракеты  из хранилища, установка и
заправка входили в  предстартовую подготовку что
значительно увеличивало время подготовки пуска.
    В 1961—1963 годах на  полигоне Байконур было
построено два открытых старта ракет УР-200 (пло-
щадка № 90).  Первый старт  УР-200 состоялся  5
ноября 1963г.  Всего до октября 1964г. проведено
десять пусков  УР-200, из них аварийным оказался
только первый пуск.  К этому времени на вооруже-
ние была принята  МБР  Р-16, к тому  же в 1964г.
Челомей лишился поддержки Н.С. Хрущева снятого с
поста генсека  и в  1965г. работы по УР-200 были
прекращены. 

         
Глобальная ракета ГР-1 (11А513) Официально начало работ по созданию глобальной ракеты датируется 24 сентября 1962 г. когда было принято соответсвующее Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Фактически работы в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева были начаты гораздо раньше. Еще 15 марта 1962г. Первый секретарь ЦК КПСС, Н.С.Хрущев заявил, что «мы можем запускать ракеты не только через северный полюс, но и в противоположном нап- равлении». Ракета создавалась в в трех вариантах: - МБР 8К713 с моноблочным термоядерным зарядом мощностью свыше 5мт. и дальностью 12000 км; - глобальная ракета 11А513 для вывода на околоземную орбиту орбитального блока, оснащенного боеголовкой мощностью до 2,2мт. который мог поразить цель в любой (по траектории движения) точке земного шара; - противоспутниковая ракета 8К513 для ничтожения спутников на рабочих орбитах. В 1962 г. был готов эскизный проект изделия. Ракета проектировалась трехсту- пенчатой и должна была иметь следующие габариты: длина полная - 35,305 - 36,5 м. длина без головной части - 33,9 м. максимальный диаметр корпуса - 2,85 м. стартовая масса - 117 т. первая ступень - длина - 18 м. - диаметр - 2,85 м. -тяга двигателя у земли - 147 т. вторая ступень - длина - 7,7 м. - диаметр - 2,7 м. -тяга двигателя в пустоте - 46 т. третья ступень - длина - 6,4 м. - диаметр - 2,35 м. -тяга двигателя в пустоте - 6,8 т. дальность - 40000км. Точность- по дальности - 5000 м. - по боковому отклонению- 3000 м. Система управления проектировалась инерциальная. На 1-ой ступени должен был быть установлен четырехкамерный ЖРД замкнутого цикла НК-9 Н.Д.Кузнецова (ОКБ- 276 г.Куйбышев). 2-я ступень оснащалась однокамер- ным ЖРД замкнутого цикла НК-19 того же разработчика. На 3-ей ступени устанавли- вался разработанный в ОКБ-1 однокамерный ЖРД замкнутого цикла 8Д726. В двигателях всех трех ступеней в качестве топлива был использован керосин, а в качестве окис- лителя - кислород. Третья ступень выводилась на околоземную орбиту вместе с термоядерной ГЧ, в заданный момент осуществлялась ориентация ступени, включались тормозные двигатели, после чего ГЧ сходила с орбиты и пикировала на цель. Настильная траектория сниже- ния позволяла ГЧ быть практически невидимой для радиолокационных станций системы ПРО противника. В том же 1962г. были созданы стендовые макеты ракеты, а в 1963г. началась отработка двигателя третьей ступени. Всего заводом № 88 было изготовлено 230 дви- гателей 8Д726 и проведено около 500 их испытаний. Изготовление ГР-1 велось на заводе «Прогресс» в г.Куйбышев. Пуск ракеты предполагалось осуществлять из ШПУ, для чего на площадке 51 поли- гона Байконур был создан специальный стартовый комплекс с полной автоматизацией предстартовых операций. На позицию ракета должна была поставляться в транспортно- пусковом контейнере. Из-за трудностей, возникших в ОКБ-276 при отработке двигателей НК-9 для пер- вой ступени, ракета ГР-1 не была доведена и в серию не пошла. Всего было изготов- лено два экземпляра ракеты, которые предполагалось использовать для летных испы- таний. Но на летные испытания ракета не передавалась. Работы по комплексу с глобальной ракетой были прекращены в 1964 г. В связи с закрытием работ, оба экземпляра сначала были продемонстрированы на военном параде в Москве 9 мая 1965г. с официальным представлением как орбитальные ракеты, а в конце 60-х годов были уничтожены. В дальнейшем наработки по глобальной ракете были использованы при создании носителя Н-1. МБР РТ-20П (8К99) по классификации НАТО SS-X-15 Scrooge». Разработка мобильного грунтового ракетного комплекса с межконтинентальной ракетой началась в КБ «Южное» в 1964г. Первый вариант МБР РТ-20(8К99) представ- лял из себя трехступенчатую твердотопливную ракету. При проведении следующей стадии проектных работ для уменьшения стартового веса (из-за ограниченной грузо- подъемнрости шасси) ракеты было принято решение о разработке двухступенчатой РТ-20П имевшей твердотопливную первую ступень а вторую с ЖРД (имела собственное обозначение 8К94). Официально разработка комплекса была начата после выхода постановления СМ СССР от 24 августа 1965г. В 1966г. был выполнен эскизный проект подвижного комп- лекса 15П699. Разработчик самоходной пусковой установки - КБСМ (гл. конструктор Б.Г.Бочков), твердотопливный двигатель первой ступени разрабатывался в КБ машино- строения (гл.конструктор Цирюльников М.Ю.), разработчик заряда - НИИ-130 (гл. конструктор Л.Н.Козлов). Параллельно основному варианту размещения ракет в КБСМ прорабатывалось несколько шахтных вариантов базирования МБР РТ-20П. Комплекс был продемонстрирован на военном параде в Москве 7 ноября 1966г. Летные испытания ракеты начались в октябре 1967г. в Плесецке. Начальный период летных испытаний был отмечен целым рядом неудач, в связи с чем правитель- ственным решением летные испытания были прекращены. Янгелю было разрешено достре- лять оставшиеся ракеты, однако, несмотря на то что еще около 10 пусков прошли успешно, судьба комплекса была предрешена. Было проведено уже 12 испытательных пусков когда в октябре 1969г. вышло постановление СМ СССР о прекращении работ. Причиной прекращения работ была сложность эксплуатации подвижного комплекса с жидкостным ракетным двигателем на второй ступени, а также отсутствие государствен- ной программы по его размещению на территории страны. Головные части моноблочные, термоядерные двух типов «легкая» и «тяжелая». Для отделения ГЧ использовались три двигателя обратной тяги. Система управления ракетой 8К99 - инерциальная, автономная с гироприборами на воздушном подвесе и быстродействующей цифровой вычислительной машиной. Основная часть приборов сис- темы управления размещена в приборном отсеке. На первой ступени ракеты установлен РДТТ РД-15Д15 вес топлива 16.7 т. двига- тель работает примерно 58с. В качестве органов управления используются четыре поворотных сопла твердотопливного двигателя. Поворот сопл осуществляется гидрав- лическими рулевыми машинами. Для выработки газа используется пороховой аккуму- лятор давления. К нижнему торцевому шпангоуту двигателя первой ступени крепится хвостовой отсек, предохраняющий сопла двигателя и рулевой привод от воздействия потока воздуха и газовых струй Вторая ступень в ампулизированном исполнении. Топливный отсек представляет собой емкость, разделенную промежуточным днищем на две полости: верхнюю для окис- лителя и нижнюю для горючего. На 2-ой ступени установлен ЖРД 15Д12. В качестве окислителя используется азотный тетраоксид в качестве горючего - НДМГ. Управле- ние второй ступенью по углам тангажа и рысканья осуществляется вдувом турбогаза в закритическую часть сопла двигателя. Для управления по крену служат две пары тан- генцильно установленных управляющих сопла, также использующих турбогаз. Разделение ступеней «горячее», срабатывание разрывных болтов происходит после запуска двигательной установки второй ступени. В оболочке переходного отсека име- ются окна, обеспечивающие выход газов на начальной стадии процесса разделения. Переходной отсек с помощью болтов соединен с твердотопливным двигателем первой ступени. В конце работы двигателя первой ступени ракета набирает высоту около 27 км. Разделение ступеней на такой малой высоте требует значительных усилий (из-за больших аэродинамических сил, действующих на ракету). В связи с этим сту- пени разделяются после достижения ракетой высоты ~ 40 км. подъем на которую обес- печивается вспомогательным двигателем - пороховым ракетным двигателем конечной ступени тяги. Он расположен на переднем днище двигателя первой ступени и запуска- ется при падении давления в нем ниже установленного предела. Двигатель конечной ступени работает до полного выгорания топлива. Через 11с. после его запуска запускается двигатель второй ступени, при выходе которого на режим 90% тяги проис- ходит разрыв связей между ступенями ракеты и их разделение. Сопло двигателя конечной ступени выходит в полость основного двигателя. При достижении требуемого сочетания параметров движения ракеты (скорости, координат и др.), обеспечивающего заданную дальность стрельбы, система управления подает команду на выключение двигателя второй ступени. Одновременно производится отделение ГЧ. Сначала срабатывают три разрывных болта, при помощи которых ГЧ кре- пится к приборному отсеку, а затем производится торможение второй ступени за счет истечения газа наддува бака окислителя через два противосопла, расположенных на переднем днище бака. Противосопла сообщаются с атмосферой через два люка в кор- пусе приборного отсека и вскрываются с помощью удлиненных детонирующих зарядов. Крышки люков приборного отсека вышибаются заглушками, вылетающими из сопел. Затем срабатывает пироклапан, через который газ наддува истекает в направлении, перпен- дикулярном продольной оси ракеты. В результате этого вторая ступень, выполняющая также роль ложной цели, уводится с траектории головной части. Вдоль корпусов обеих ступеней ракеты снаружи имеются короба в которых проло- жены бортовая кабельная сеть, а с противоположной стороны вдоль корпуса второй ступени проложены трубопроводы пневмогидравлической системы. Старт ракеты производится из вертикально расположенного контейнера. Пуско- вой контейнер - термостатирован. Перед стартом осуществляется азимутальное прице- ливание ракеты, которое заключается в совмещении оси Х гиростабилизированной платформы с плоскостью стрельбы. Грубое совмещение оси Х с плоскостью стрельбы (±10°) производится путем разворота стартового агрегата, а точное - поворотом гиростабилизированной платформы. Ввод полетного задания в СУ - дистанционный. По команде «Пуск» начинаются операции, предшествующие старту ракете: проверка борто- вых систем, переключение ракеты на бортовое питание и т.д. Примерно через 3мин, после команды «Пуск» подрывается удлиненный кумулятивный заряд крышки ТПК, запус- кается пороховой двигатель увода крышки и последняя отделяется от контейнера. После разделения блока разъемов контейнера и разрыва болтов крепления ракеты к ТПК запускается пороховой аккумулятор давления, расположенный в контейнере, и ракета начинает движение. Форма порохового заряда аккумулятора давления выбрана таким образом, чтобы давление в подракетном объеме в процессе движения ракеты в контейнере поддерживается постоянным. В момент выхода из ТПК ракета достигает скорости 30м/с. На высоте 10-20м над срезом контейнера происходит запуск РДТТ первой ступени. В состав комплекса 15П699 входило шесть самоходных ПУ СМ-СП21 (15У21) с ракетами РТ-20П(8К99), машина боевого управления 15Н809, две машины подготовки позиции 15Н1034, две дизель-электростанции 15П694, узел связи «Рельеф».


           ТТХ           с тяжелой  с легкой ГЧ
 Дальность            км.  7000-8000     11000
 КВО                   м.  2000-4000
 Мощность заряда ГЧ   мт.   1.5          0,55
 Вес ГЧ               кг.  1410          545
 Длина  полная         м.  17.8          17,48
              без  ГЧ  м.        16.2
 Длина   1-ой ступени  м.        6.12
  с переходным отсеком м.         9.8 
 Длина 2-ой ступени    м.         8.4
 Диаметр               м.         1.6  
 Стартовая масса       т.       30-30.2
 тяга 1-ой ступени
    на земле           т.         60
 тяга 2-ой ступени
     в пустоте         т.        14,5

 Пусковая установка СМ-СП21
 длина ( с ТПК)        м.         20
 высота                м.        3,15 
 ширина                м.        4,4
 вес                   т.        62.2
      

         
Наверх

Hosted by uCoz