РСД-10 ("Пионер") От "Катюши" до "Сатаны" Главная      
КАРТА САЙТА
Р-5М (8К51)
Р-7 (8К74)
Р-12 (8К63)
Р-14 (8К65)
Р-16 (8К64)
Р-9А (8К75)
Р-36 (8К67)
РТ-2 (8К98)
РТ-15 (8К96)
УР-100 (8К84)
МР-УР-100 (15А15)
УР-100Н (15А30)
ТЕМП-2С (15Ж42)
Р-36М, УТТХ, М2
РТ-23 УТТХ
"ТОПОЛЬ"
ИХ НЕ БЫЛО...

   Комплексы «Пионер»(15П645) и «Пионер-УТТХ»(15П653),
                 БРСД 15Ж45 и 15Ж53 (РСД-10),
        SS-20 “Saber” Mod 1,2 по классификации НАТО.

                            История создания
    Проектирование комплекса с ракетой средней дальности на твердом топливе (полу-
чившей обозначение  15Ж45) началось в 1971г. в Московском  институте теплотехники
под руководством А.Д.Надирадзе. 28.04.1973г. вышло  постановление правительства о
разработке  подвижного грунтового ракетного комплекса «Пионер» с  ракетой средней
дальности.  В постановлении  говорилось о  применении в  составе ракеты  первой и
второй ступеней ракеты «Темп-2С» и унификации  наземного оборудования  комплексов
«Пионер» и «Темп-2С».Заново были спроектированы: узел отсечки тяги ДУ второй сту-
пени, соединительный  отсек и ГЧ ракеты.  Незначительным  доработкам  подверглась
самоходная ПУ, остальные агрегаты наземного  оборудования были повзаимствованы от
комплекса «Темп-2С».  Сохранились также структура  боевых  подразделений, схема и
средства боевого управления,порядок несения боевого дежурства и повседневной экс-
плуатации.  Это способствовало сокращению сроков разработки и испытания комплекса
(лётные испытания должны были быть начаты во втором квартале 1974г.).
     Совместные  испытания  ракеты 15Ж45 и агрегатов  комплекса 15П645 получившим
также  наименование «Пионер» проводились  на полигоне Капустин Яр.  Первый запуск
ракеты  состоялся 21.09.1974г.  В ходе испытанмй был произведен  21 успешный пуск
ракеты. 09.01.1976г. Государственная комиссия подписала  акт о завершении испыта-
ний и рекомендовала принять комплекс на вооружение.  Ракета  выпускалась на  Вот-
кинском  машиностроительном  заводе, а  ПУ  на заводе  "Баррикады"  г. Волгоград.
11.03.1976г. вышло постановление  Правительства  о постановке на боевое дежурство
боевых ракетных комплексов «Пионер» с баллистическими ракетами 15Ж45. Первая моди-
фикация  ракеты  имела моноблочную  ГЧ мощностью 1Мт.  В 1977г. на вооружение был
принят  комплекс 15П645К с ракетой 15Ж45 имевшей  ГЧ с тремя  ББ  индивидуального
наведения мощностью по 0,15 Мт (SS-20 Mod2 по классификации НАТО).
      Первые годы  эксплуатации в войсках  БРК «Пионер» выявили  ряд  недостатков
комплекса. В частности недостаточен был район разведения боевых блоков РГЧ.  Кол-
лектив головного КБ в сотрудничестве со смежными организациями занялся работой по
их устранению. 10.08.1979г. на летные испытания была  представлена модернизирован-
ная  ракета  15Ж53, которая  имела те  же первую и  вторую ступени, что  и ракета
15Ж45.  Изменения коснулись системы управления и агрегатно-приборного блока с ГЧ.
Для увеличения района разведения была разработана новая ДУ боевой ступени. Под ДУ
с увеличенным  запасом  топлива  разработали новый  отсек, а  систему  управления
разместили во вновь разработанном приборном отсеке большего диаметра. За счет до-
работки  командных  приборов  и алгоритмов работы  БЦВК удалось повысить точность
стрельбы до 450м.  Кроме того была  увеличена максимальная  дальность стрельбы до
5500км. Изменения  коснулись  и  оборудования,  установленного на вспомогательных
агрегатах комплекса.  Внесенные улучшения  позволили существенно увеличить надеж-
ность  доведения  информации  до исполнительных  звеньев,  повысить  надежность и
эксплуатационные характеристики всего комплекса.  Ракета 15Ж53  прошла  испытания
на полигоне Капустин Яр с 10.08.1979г. по 14.08.1980г. (было произведено 10 успеш-
ных пусков).  Постановлением от 23.04.1981г. БРК 15П653 "Пионер УТТХ" (улучшенные
тактико-технические характеристики иногда можно встретить наименование «Пионер-2»)
с БРСД 15Ж53 был принят на вооружение  РВСН. 
       В 1985г. на испытания была представлена  новая модификация  БРК «Пионер» с
более совершенной пусковой установкой, моноблочной головной частью мощностью 50кт.
и увеличенной  до 7400км.  дальностью  стрельбы  (комплекс имел  индекс - 15П157,
ракета - 15Ж57 иногда  можно встретить наименование «Пионер-3»).  Испытания комп-
лекса  прервались  в связи с началом  переговоров о  ликвидации  ракет  средней и
меньшей дальности.  Серийное производство ракет развернуто не было в связи с под-
писанием Договора.
      В 1976г.после принятия комплекса на  вооружение началось его развертывание.
Первым на боевое дежурство с комплексом "Пионер" заступил  396-й РП в г. Петриков
Гомельской обл. (30.08.1976г.).  Массовое развертывание  комплекса "Пионер" нача-
лось в 1978г. в позиционных районах, ранее занимаемых  устаревшими  комплексами с
ракетами Р-16, Р-14, Р-12. С вводом новых комплексов  РВСН Советского Союза вышли
на  новый  качественный  уровень, так как при  нахождении  БРК «Пионер»  в режиме
дежурства ракеты могли стартовать через несколько минут  после получения  приказа
на пуск, а их подвижность  существенно повышала живучесть всей  группировки  БРСД
Советского Союза. В каждый ракетный полк входило 2-3 дивизиона по 3 самоходных ПУ
в каждом. К концу 1977г. имелось 18 ПУ, в 1980г. их было уже 135, а еще через два
года— около 300. По официальным оценкам МО США из 351 ПУ, развернутых к маю 1983г.
108 были размещены восточнее Урала. «Пионеры» поступили на вооружение 49РД г.Лида
Гродненская обл, 32РД г.Поставы Витебская обл. 37РД  г.Луцк, 50РД г.Белокоровичи,
43РД г.Ромны, 39РД  г.Новосибирск, 4 РД Дровяная  Читинская обл., 35РД г.Барнаул,
23РД г. Канск  Касноярский край,  8РД  г.Юрья, 29РД  г. Иркутск,  40РД  г. Остров
Псковская обл., 42РД  г. Нижний Тагил.  Согласно  американским данным  наибольшее
число развернутых ПУ составляло 441 единицу в 1986г. По офицальным советским дан-
ным, приведенным в Меморандуме о договоренности об  установлении  исходных данных
в связи с договором  о ликвидации РСМД, по состоянию  на 01.10.1987г. в СССР было
развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245 БР находились на складах.
      Ракетные комплексы «Пионер» находились на боевом дежурстве до начала 1991г.
За 15 лет эксплуатации  не было ни  одного случая  разрушения или  аварии ракеты.
За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пус-
ки были успешными. При этом вероятность попадания в цель с оставила 98%. 
      В соответсвии с  договором о РСМД Советский Союз  должен был уничтожить 728
ракет этого типа. Из них 650 боевых (405 были  развёрнуты  в позиционных районах,
245 находились  на хранении  в арсеналах), 42 учебные  ракеты, а  также 36 ракет,
находящихся на стадии производства.  Уничтожались 405 развёрнутых и 105 неразвёр-
нутых пусковых установок.  С 26.08. по 29.12.1988г. методом  пуска из позиционных
районов Дровяная (Читинская обл.) и Канска (Красноярский край) были ликвидированы
72 ракеты. Остальные ракеты были уничтожены на полигоне  Капустин Яр методом под-
рыва без извлечения их из пусковых контейнеров.  Пусковые установки  ликвидирова-
лись на  Украине.  Шасси ПУ после прохождения  специальной  процедуры  демонтажа,
исключающей  их  применение  по  основному назначению  использовались  в народном
хозяйстве. Ядерные заряды  были сняты и отправлены  на хранение. Последняя ракета
была уничтожена 12.05.1991г.  Несколько пусковых  установок и ракет сохранились в
качестве экспонатов музеев.

                      Конструкция 
      Ракета РСД-10 имела  две маршевые ступени и  агрегатно-приборный блок с ГЧ,
которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков. 
      В качестве маршевых двигателей на обеих  ступенях применялись РДТТ со стек-
лопластиковым корпусом и зарядами из  смесевого топлива  практически   одинаковой
конструкции.  В хвостовом отсеке 1-ой ступени  размещались  тормозные двигатели и
приводы рулевых органов.  Управляющие усилия создавали  четыре газодинамических и
четыре аэродинамических руля (выполненые в виде решеток). На 2-ой ступени управле-
ние по углам тангажа и рыскания  осуществлялось  вдувом газа из  газогенератора в
закритическую  часть сопла, а по крену - перепуском газа через специальное устрой-
ство. Двигатели  выключались путем  вскрытия отверстий, расположенных на переднем
днище  камеры сгорания, при этом давление резко падало и горение топлива прекраща-
лось.  Время работы двигателей обеих ступеней около 63 секунд.  Бортовая вычисли-
тельная машина в составе СУ, позволяла  ракете в ходе  несения боевого  дежурства
находиться в горизонтальном положении, обеспечивала высокую точность стрельбы  во
всем диапазоне дальностей без предстартового разворота пусковой установки, полную
автоматизацию предстартовой подготовки и  пуска, и автоматическое проведение рег-
ламентных проверок.  Все основные  блоки имели  резервирование  и располагались в
герметичном приборном отсеке.  
      Большая часть ракета РСД-10 несла РГЧ ИН с тремя боевыми блоками  мощностью
по 150 кт каждый, хотя первый  год на вооружении находились ракеты  с моноблочной
ГЧ мощностью 1 Мт. Боевая ступень  включала систему  управления и твердотопливную
двигательную  установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предус-
матривался.  Для снижения  аэродинамических нагрузок в полёте, боевые  блоки были
установлены под  углом к продольной оси ракеты.  Системы преодоления  системы ПРО
ракета не имела.
      Ракета  размещалась в герметичном  транспортно-пусковом контейнере на само-
ходной пусковой установке (СПУ), выполненной  на базе шасси МАЗ-547. Кроме ракеты
на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техни-
ческим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на вес более 80т. и большие
габариты СПУ имела сравнительно высокую скорость,передвигалась по дорогам с любым
покрытием, легко преодолевала метровые броды и подъемы до 15 град. и имела  адиус
поворота 21м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог. 
      Пуск ракеты  осуществлялся либо из  специального укрытия  гаражного типа на
основной  позиции (сооружение "Крона")  для чего с  помощью  пиропатронов сектора
крыши  отбрасывались  в стороны, либо  с одной из подготовленных полевых позиций.
Сооружения  "Крона" предназначались  для исключения возможности постоянного конт-
роля за  комплексами  "Пионер" со стороны  космических  средств слежения. "Крона"
представляет  собой  сборное сооружение из  металлических конструкций с  воротами
расположенными с двух сторон, что дает возможность сквозного проезда через соору-
жение. Вдоль стен располагались  электрические печки.  Таким образом, при  помощи
тепловизионных  датчиков  невозможно  определить, находится  СПУ в сооружении или
нет.  На маршруте движения  колонны ракетного  полка предусматривалось  несколько
подобных  сооружений, что  способствовало  введению противника в заблуждение.  На
боевом дежурстве  СПУ находилось в вывешенном (на домкратах) состоянии (на основ-
ной или полевой позиции), автоматический гирокомпас установлен в дежурное положе-
ние (прижат к монолиту), в  СУ оператором СПУ  введены координаты  точки стояния.
Если  приказ на пуск поступил на марше: производилось занятие ближайшей подготов-
ленной  позиции,  вывешивание,  горизонтирование,  определение  и ввод координат.
Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасыва-
вшего ее из контейнера.  После достижения безопасной высоты, включался  двигатель
1-ой ступени. Операции по предстартовой  подготовке и пуску  проходили в  автома-
тическом  режиме после  получения специальной  команды с пункта управления. 

         Cостав  ракетного  комплекса  15П645К (15П653)
  Ракета                                                  - 15Ж45 (15Ж53) 
  Самоходная ПУ  (на шасси МАЗ-543А,В,М)                  - 15У106 (15У136)
  Транспортно-погрузочное средство (ТПС)                  -
  Ангар-укрытие  «Крона»                                  - 15У111
  Машина подготовки и пуска                               - 15В116 (15В132)
  Машина дизельных электростанций (МДЭС)                  - 15Н1061М
  Машина боевого управления                               - 15В55, 15В81, 15В82
  Машины связи МС-1                                       - 15В57 «Брелок» 
               МС-2                                       - Р-133
  Машина дежурной смены,охраны,обороны и караула МДСООК   - 15Я55 (на базе БТР-70)
  Машина-столовая                                         - 15Т117
  Машины-общежития                                        - 15Т118
  Машины боевого поста с системой навигации               - 15Я56
  Машина подвижного запасного КП дивизии                  - «Выбор»  


                     ТТХ  ракеты 15Ж45
     Число ступеней                     -          2
     Тип ДУ                             -        РДТТ
     Длина ракеты             м         -       16,49
                без ГЧ        м         -       14,9
     Длина 1-ой ступени       м.        -        8,58
     Длина 2-ой ступени       м.        -       4,4-4,6
     Диаметр 1-ой ступени     м.        -         1,79
     Диаметр 2-ой ступени     м.        -         1,47
     Стартовый вес,           т         -        37,0
     Вес 1-ой ступени        кг.        -        26,7
     Вес 2-ой ступени        кг.        -         8,63
     Дальность               км.        -       600-5000
     Вес ГЧ,                 кг         -      1500-1740
     Мощность ББ             Мт.        -    1х1 или 3х0,15
     КВО                     км.        -         0,55
     Предельное отклонение   км.        -         1,3

                


                            Пусковая установка
  Шасси                           -   МАЗ-547А
  Длина                    м.     -     19,6
  Длина ТПК,               м.     -     19,32
  Ширина                   м.     -      3,38
  Высота                   м.     -      3,13
  Радиус разворота         м.     -     21
  Вес пусковой установки   т.     –     40,25
               с ракетой   т.     –     82
  Мощность                л.с.    -    746
  Макс. скорость          км/ч    -     40
         
      

         
Наверх

Hosted by uCoz