Р-36 (8К67) От "Катюши" до "Сатаны" Главная      
КАРТА САЙТА
Р-5М (8К51)
Р-7 (8К74)
Р-12 (8К63)
Р-14 (8К65)
Р-16 (8К64)
Р-9А (8К75)
РТ-2 (8К98)
РТ-15 (8К96)
РСД-10 ("ПИОНЕР")
УР-100 (8К84)
МР-УР-100 (15А15)
УР-100Н (15А30)
ТЕМП-2С (15Ж42)
Р-36М, УТТХ, М2
РТ-23 УТТХ
"ТОПОЛЬ"
ИХ НЕ БЫЛО...

Р-36

 МБР Р-36(8К67) Р-36орб (8К69) SS-9 «Scarp»
            по классификации НАТО.

	
           Разработка, испытания и развертывание.
    Постановлением Правительства от 12 мая 1962г. КБ «Южное» под руководством М.К.
Янгеля поручалось создать новый БРК с «тяжелой» ракетой способной доставить сверх-
мощный  термоядерный заряд на межконтинентальную  дальность.  Новая ракета второго
поколения получила  обозначение 8К67 и изначально  разрабатывалась  в вариантах: с
наземным и с шахтным стартами; с комбинированной СУ (имевшей канал радиокоррекции)
и чисто инерциальной. От наземного старта быстро отказались, а от  комбинированной
СУ отказались в ходе летных испытаний.  Инерциальная СУ вполне обеспечивала задан-
ную точность и при этом требовала меньших затрат при развертывании БРК.  При проек-
тировании широко использовались отработанные на ракете Р-16 конструктивные решения
и технологии. 
     Испытания на  полигоне Байконур  начались 28 сентября 1963г.  Первый пуск был
неудачным.  Последующие пуски  также проходили  не всегда гладко, но тем не  менее
государственная  комиссия признала эту ракету  перспективной и испытания продолжа-
лись.  Постепенно удалось устранить  все недостатки.  Началась подготовка к серий-
ному производству  ракет  и строильство стартовых  позиций, что  позволило  быстро
развернуть  новый  БРК.  В конце мая 1966г. весь цикл испытаний был завершен, а 21
июля 1967г. ракетный комплекс с МБР Р-36 был принят на  вооружение РВСН.  5 ноября
1966г. в г. Ужуре началась постановка на боевое дежурство  первого ракетного полка
с ракетами этого типа.
      В декабре 1967г. КБ "Южное" приступило  к разработке на  базе 8К67  ракеты с
РГЧ, получившей  обозначение 8К67П.  Ее разработка  велась в исключительно  сжатые
сроки, что  было обусловлено тем, что в  это же время в США  велась разработка РГЧ
для ракет «Минитмен» и СССР не должен был отставать.  Конструкция РГЧ разрабатыва-
лась с учетом выполнения требования по обеспечению переоснащения ракет 8К67, нахо-
дящихся на боевом дежурстве в шахтных ПУ в заправленном состоянии без их выемки из
ПУ и минимальных доработок  наземного  проверочно-пускового  оборудования.  Ракета
8К67П с РГЧ в составе БРК Р-36 была  принята на вооружение в 1970г.  Постановка на
боевое дежурство  началась в 1971г.  Всего до 1972г. включительно  было развернуто
288 ШПУ для ракет Р-36. Комплекс Р-36 с ракетой 8К67 был снят с вооружения в 1978г.
с ракетой 8К67П - в 1979г
 
                          Р-36орб 
     В начале 60-х годов  в США начались  работы по  программе  "FOBS" (Fractional
Orbital Bombardment System) -  «частично-орбитальной бомбардировки».  Американские
военные достаточно  серьезно изучали данный вопрос.  Идея не получила поддержки по
причине высокой стоимости  развертывания полномасштабной  системы.  Советский Союз
пошел дальше.
      Разработка Р-36орб (индекс изделия - 8К69, код NATO - SS-9 Mod 3 «Scarp») на
базе МБР Р-36 и орбитального блока для нее была начата в КБ «Южное»  согласно Пос-
тановления  правительства  от 16 апреля 1962г.  Уже в декабре 1962г. был  выполнен
эскизный проект, а в 1963г. началась разработка технической документации и изготов-
ление опытных образцов ракеты. 
      Летно-конструкторские испытания ракеты Р-36орб проходили  в четыре этапа. На
первом  отрабатывалась ракета-носитель, на  втором – выведение орбитального  блока
на околоземную орбиту, на третьем - система "частично-орбитального бомбометания" в
целом. Четвертый  этап предусматривал сдачу системы заказчику. 
      Первый этап начался 16 декабря 1965г. пуском с наземной  пусковой установки,
расположенной на площадке № 67 полигона  Тюра-Там (космодром Байконур),  Последний
состоявшийся 19 мая 1966 г. был впервые  проведен из шахтной пусковой установки на
площадке № 69. Во всех пусках ракета вместо орбитального блока несла его габаритно-
весовой макет. Пуски были признаны успешными.  
      Второй этап (два пуска) ЛКИ был начат 17 сентября 1966г. когда ракета вывела
орбитальный блок на околоземную орбиту. Официально о запуске, как и о любом другом
запуске боевой ракеты  (за редким исключением), сообщено не было.  Однако западные
средства наблюдения зафиксировали появление на околоземной орбите,  сначала одного
объекта, а через некоторое время еще 52 небольших объектов, идентифицированных как
возникшие в результате этого запуска.  Очевидно что объект взорвался на орбите. Но
было  ли  это сделано  умышленно  или  взрыв  произошел  произвольно,  неизвестно.
Возможно при попытке сведения орбитального блока с орбиты, не сработала  тормозная
двигательная установка (ТДУ) и в действие была приведена система аварийного уничто-
жения или же на этом этапе испытывался только сам орбитальный блок, не оборудован-
ный ТДУ  (по причине неготовности) и  после успешного  выведения он был уничтожен.
Аналогичный запуск состоялся 2 ноября 1966г. О дальнейших пусках в рамках создания
системы "частично-орбитального бомбометания" официально сообщалось, как об очеред-
ных запусках спутников серии «Космос», но только после того, как их регистрировало
Космическое командование США. 
     С началом  1967г. начался третий этап ЛКИ  в ходе которого  было осуществлено
9 пусков с выводом орбитального  блока на околоземную орбиту.  По другим данным их
было 10.  В целом пуски прошли успешно, но нарекания  вызвала система наведения на
цель, которая не позволяла добиться требуемой точности. 
     Американская сторона впервые сообщила о том, что Советский Союз проводит испы-
тания системы «частично-орбитальной бомбардировки»  только 3 ноября 1967г.  К тому
времени основные испытания были уже завершены, и разработчики устраняли замечания,
сделанные заказчиком. 
     В 1968г. было осуществлено два (по другим данным четыре) пуска ракет Р-36орб. 
19 ноября 1968 г. ракета-носитель Р-36орб  и орбитальный блок  8Ф021  были приняты
на вооружение.  Первый  и единственный  ракетный  полк  в составе  18 ШПУ  Р-36орб
заступил на  боевое дежурство  25 августа 1969г. на космодроме  Байконур (командир
полка - А.В.Милеев). 
     В последующие  годы запуски  осуществлялись с частотой один - два  в год и их
задачей было  поддержание боеготовности системы.  В 1971г. был осуществлен послед-
ний запуск  по  «частично-орбитальной  траектории».  В целом система  не  показала
желаемой эффективности в связи с чем ограничились развертыванием одного полка в то
время как ракеты Р-36 были развернуты в больших количествах. В 1979г. был подписан
Договор ОСВ-2 запрещавший сторонам иметь  системы вооружений подобные FOBS.  Из 18
ШПУ ракет Р-36орб, 12 подлежали ликвидации, а 6 оставшихся должны были быть перео-
борудованы для испытаний модернизируемых МБР. К январю 1983г. работы по ликвидации
ракет Р-36орб были завершены, и система была снята с вооружения. 
           
                            Конструкция
     Первая ступень  ракеты Р-36 состоит из переходника,  бака окислителя, прибор-
ного отсека, бака  горючего и  хвостового отсека.  Двигатель  1-ой ступени  РД-251
(8Д723) состоит из трех  двухкамерных модулей РД-250, а также  рулевого  двигателя
РД-68М (тяга в пустоте 30т.) с четырьмя поворотными камерами сгорания.  Длина сту-
пени составляла  18,9м.  диаметр - 3м.  сухой  вес - 6,4т. а с полной  заправкой -
122,3 т. 
     Вторая ступень состоит из приборного, топливного и хвостового отсеков. Компо-
ненты топлива размещены в едином  топливном отсеке, разделенном на полости окисли-
теля и горючего промежуточным днищем (впервые реализован принцип плотной компонов-
ки отсеков ракеты).  На 2-ой ступени установлен двухкамерный маршевый  ЖРД  РД-252
и  рулевой -  РД-69М  с четырьмя  рулевыми камерами  (тяга в пустоте 5,5 т.). Дви-
гатели имеют высокую степень унификации с двигателями первой ступени.   Длина сту-
пени составляет 9,4м. диаметр - 3м. сухой вес - 3,7 т, а вместе с топливом - 49,3т. 
Для разделения ступеней и отделения ГЧ на обеих ступенях устанавливались тормозные
пороховые двигатели.  На всех ступенях используется  самовоспламеняющееся топливо:
окислитель - азотный  тетраоксид (121,7т.),  горючее – НДМГ (48,5т.).  Наддув всех
баков в полёте осуществляется продуктами сгорания основных компонентов топлива. На
каждой ступени, для уменьшения гарантийных  запасов топлива, устанавлена своя сис-
тема одновременного опорожнения баков.  Наполнение баков компонентами топлива кон-
тролировалось системой контроля уровней.  На ракете устанавливались также системы:
аварийного подрыва для  ликвидации ГЧ при отклонениях  параметров движения  ракеты
сверх допустимых, дистанционного контроля загазованности отсеков ракеты парами ком-
понентов топлива, предохранения баков от вакуума и избыточного давления.
     Одной из серьезных проблем, решенных  при разработке  этой ракеты, была проб-
лема обеспечения высокой степени герметичности топливных систем с целью выполнения
требования по семилетнему хранению в заправленном состоянии. В конструкции топлив-
ных баков применены прессованные и химфрезерованные панели,  пустотелые шпангоуты,
изготавливаемые  из прессованных профилей,  что позволило  значительно снизить вес
отсеков и упростить технологию их изготовления.
    Элементы системы управления размещались в приборных отсеках на первой и второй
ступенях.  Характерной  особенностью СУ ракеты являлось то, что с целью  повышения
боеготовности ракеты предусматривался форсированный разгон гироскопов гироблоков и
гироинтеграторов путем подачи на гиромоторы повышенного напряжения электропитания.
СУ  обеспечивала  автоматическую дистанционную  предстартовую подготовку к пуску и
пуск ракеты из ШПУ с последующим (после выхода ракеты из шахты) наведением  ракеты
на цель по азимуту разворотом в плоскость стрельбы  (исключен поворотный  пусковой
стол на старте),  высокие по сравнению с предыдущими ракетами боеготовность и точ-
ность стрельбы.
     Р-36  могла оснащаться двумя типами головных частей: моноблочной (8К67) и раз-
деляющейся с простым разбросом боевых блоков (8К67П). Все ГЧ имели в своем составе
комплекс средств преодоления ПРО.
    Ракета 8К67  могла  нести  «тяжелую» ГЧ с зарядом  мощностью 20 мт; (по другим
данным 25)  или «легкую» с зарядом мощностью 8 Мт. Ракета 8К67П  оснащалась разде-
ляющейся ГЧ  8Ф676 в составе трех ББ  8Ф677 мощностью  по 2.3Мт.  Основным силовым
узлом РГЧ являлась  платформа, устанавливаемая  на штатный приборный отсек ракеты.
Разведение ББ осуществлялось «скатыванием» их по наклонным направляющим при работа-
ющем двигателе  2-ой ступени.  Для уменьшения  аэродинамического  сопротивления ББ
устанавливались с наклоном к продольной оси ракеты на 11°, а на их вершины устанав-
ливался обтекатель в виде трехконусного наконечника. Установка РГЧ на ракету потре-
бовала доработки бортовой СУ в части обеспечения электросвязи СУ с РГЧ.  Конструк-
ция РГЧ  не обеспечивал а  индивидуального  наведения  каждого из  трех  блоков по
отдельной цели.  Прицелить можно было один  из блоков либо центр их группирования.
Тем не менее, применение такой РГЧ в условиях противодействия системы ПРО повысило
боевую эффективность ракеты  8К67П по сравнению с  8К67 примерно в  2 раза.
    Орбитальный боевой блок 8Ф021, который отличал ракету «Р-36орб» от МБР «Р-36»,
состоял из корпуса, приборного отсека с системой управления, боевого блока с термо-
ядерным зарядом мощностью 2,3 мт.(по другим источникам 5мт.) и ТДУ, который сводил
блок с околоземной орбиты и обеспечивал попадание в цель. Отделение ББ происходило
путем сбрасывания давления из топливных баков ТДУ через специальные сопла.

                   Состав комплекса и его эксплуатация.
    В состав БРК входило 6 ШПУ типа «ОС».  Каждая шахта имела диаметр ствола 8,3м.
и высоту 41,5м. Расстояние между шахтными пусковыми установками составляло 6–10км.
Вблизи одной из них размещался командный пункт БРК, связанный линиями системы бое-
вого управления и связи со всеми стартовыми позициями.  ШПУ состояла из оголовка и
шахтного ствола. ШПУ перекрывалась специальным защитным устройством (крышей) сдвиж-
ного типа, обеспечивающим герметизацию  ствола шахты и защиту ракеты от поражающих
факторов ЯВ. В оголовке размещались источники электроснабжения, аппаратура  техно-
логических и технических систем, обеспечивавшая  дистанционные контроль  техничес-
кого состояния систем ракеты и проведение  операций по подготовке к пуску  и  пуск
ракеты.  Ракета хранилась в заправленном состоянии в течение нескольких лет. Время
подготовки к пуску  составляло 5 минут. Пуск ракеты проводился автоматически после
получения команды с КП.  Ракета стартует с пускового стола,  установленного в ШПУ.
Старт ракеты - газодинамический  с запуском ДУ 1-ой ступени непосредственно в ШПУ.
Безударный выход из ШПУ обеспечивался движением ракеты по направляющим расположен-
ным  в одной  диаметральной  плоскости  пускового  стакана.  Скольжение  ракеты по
направляющим обеспечивалось бугелями, закрепленными на 1-ой ступени ракеты.  После
выхода ракеты из  ШПУ бугели сбрасывались.  Пусковой стол - неповоротный.  Газовый
поток от работающей ДУ 1-ой ступени отводился (с помощью рассекателя газовых пото-
ков, установленного  в нижней части ШПУ) в газоотводящие  устройства,  размещенные
вдоль ствола пускового стакана и в оголовке шахты в одной диаметральной плоскости.
ШПУ обеспечивал боевое применение в любых  метеоусловиях при температурах  воздуха
от - 40 до + 50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и после ядер-
ного воздействия по БРК. 


                      ТТХ   
      
          Ракета                       Р-36                 Р-36ОРБ
 Максимальная дальность            
   с «тяжелой» («легкой») ГЧ км.  -10200 (15200)         не ограничена
 Стартовый вес ракеты                   
   с «тяжелой» («легкой») ГЧ  т.  - 183.9  (182.0)         -  181,3
 Вес «тяжелой» («легкой») ГЧ кг.  –  5825  (3950)          - 3648 
 Длина с  «тяжелой» ГЧ        м.  -  32.2                  -  32,65 
 Диаметр                      м.  -    3                   -    3
 Тяга двигателя 1 ступени              
     на земле (в пустоте)     т.  -  270.3 (303.2)
 Тяга  двигателя 2 ступени
      в пустоте               т.  -  101.5
 КВО                          м.  -  1300

                                 Наверх                
      

Hosted by uCoz