|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УР-100
|
|
УР-100К
|
|
|
МБР УР-100(8К84) или SS-11«Sego» по классификации НАТО.
(по договору СНВ-1 - РС-10)
Разработка, испытания и развертывание
Первой поступившей на оснащение РВСН МБР второго поколения стала ракета
УР-100 (8К84), разработанная в ОКБ-52 (с 1965г. ЦКБМ) под руководством В.Челомея.
Задание на разработку «легкой»,пригодной для крупносерийной постройки, было выдано
постановлением Правительства от 30 марта 1963г. По времени разработка УР-100 сов-
пала с принятием на вооружение Р-16, а затем и Р-9А. Это давало возможность учесть
слабые стороны ракет Королева и Янгеля, выявленные в процессе эксплуатации. Боль-
шим преимуществом УР-100 было то, что впервые в отечественном ракетостроении раке-
та при дежурстве изолировалась от внешней среды, она была заключена в «ампулу» —
специальный контейнер, заполненный инертным газом. Уже 19 апреля 1965г.на полигоне
Байконур начались летные испытания ракеты пуском с наземной пусковой установки.
Для испытаний на полигоне были построены десять шахт глубиной 32м. и один команд-
ный пункт. Первый пуск из ШПУ состоялся 17 июля 1965г. Всего по программе ЛКИ было
проведено 60 пусков. К 27 октября 1966г. вся программа испытаний была успешно
завершена. 24 ноября 1966г. БРК с ракетой УР-100 был принят на вооружение. Первые
полки были развернуты в п.Дровяная Читинской области, Бершеть Пермской области,
Татищево Саратовской области, Гладкая Красноярского края. Для своего времени БРК
с МБР УР-100 был лучшим по своим боевым и эксплуатационным характеристикам в своем
классе. К концу 1971г. было поставлено на боевое дежурство 940 ШПУ с ракетами
этого типа. Производство ракет 8К84 было начато на Московском Машиностроительном
заводе имени М.Хруничева в 1964г. Серийное производство было развернуто на Омском
авиазаводе № 166 (ПО "Полет") и Оренбургском авиазаводе № 47 (ПО "Стрела").
Успехи в области создания систем управления заставили еще до принятия ракеты
УР-100 на вооружение приступить к ее модернизации. Уже 23 июля 1969г. на полигоне
Байконур начались летные испытания МБР УР-100М (УТТХ) с более совершенной системой
управления и расширенными возможностями по переприцеливанию ракеты, новую облегчен-
ную головную часть с повышенной надежностью и комплекс средств преодоления ПРО.
Были доработаны некоторые системы ракетного комплекса, что улучшило его эксплуата-
ционные характеристики. С марта 1970г. эти ракеты стали поступать в боевые части.
Одновременно дорабатывались существующие комплексы 8К84 и к 1974г. они были сняты
с вооружения.
В 1971г. на вооружение принимается новая модификация ракеты, получившая обоз-
начение УР-100К (15А20). Были доработаны двигательные установки обеих ступеней,
повышен их ресурс и надежность. Длина топливного отсека первой ступени увеличи-
лась. Масса полезной нагрузки возросла на 60%. Система управления на этой ракете
позволяла дистанционно выбрать с командного пункта полетное задание для стрельбы
и ввести данные в бортовые устройства. За счет применения режима форсированного
разгона гироблоков удалось сократить время технической готовности ракеты к пуску.
Ракета находилась на боевом дежурстве до 1994г.
В конце 1973г. заступил на боевое дежурство первый ракетный полк с ракетами
УР-100К УТТХ (15А20У последняя ракета этого семейства). Она оснащалась ГЧ с тремя
боевыми блоками рассеивающегося типа. Каждый блок содержал ядерный заряд мощностью
350 кт. Утяжеление ГЧ привело к сокращению максимальной дальности до 10500 км,
однако эффективность поражения площадных целей заметно увеличилась. Позднее рассе-
ивающая РГЧ была заменена на РГЧ ИН.
Конструкция ракеты.
Ракета конструктивно состояла из первой, второй ступеней и головной части. В
корпусе первой супени размещались: четыре маршевых ЖРД РД-217, пневмогидравличес-
кая система, система опорожнения баков и приборы системы управления. Корпус состо-
ял из хвостового, топливного и переднего отсеков. Топливный отсек, выполненный из
алюминиевого сплава АМг-6, представлял собой неразъемный блок, состоящий из бака
окислителя и бака горючего, которые разделялись общим совмещенным двойным днищем.
Двигательная установка первой ступени была выполненна по замкнутой схеме с дожига-
нием генераторного газа в камерах сгорания. Для управления полетом ракеты каждый
двигатель отклонялся в одной плоскости гидравлическим рулевым приводом.
Вторая ступень по конструкции аналогична первой и состояла из хвостового,
топливного и приборного отсеков. На ней устанавливали маршевый однокамерный ЖРД
15Д13 и четырехкамерный рулевой ракетный двигатель 15Д14. Они развивали тягу в пус-
тоте 13,4т. и 1,5т. соответственно. В качестве компонентов топлива применялись
азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин. Все баки перед стартом надду-
вались сжатым азотом и воздухом из баллонов, установленных в ШПУ, а в полете
наддув осуществлялся продуктами газогенерации. Разделение ступеней ракеты осуществ-
лялось с помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на хвостовом отсеке
первой ступени.
На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления, обес-
печивавшая управление полетом на активном участке траектории в соответствии с
заранее рассчитанной программой полета, а также обеспечивала автоматизированную
подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный непрерывный и периодический контроль
состояния ракеты с пункта управления БРК. В ее состав входили устройства установ-
ленные как в приборном отсеке, так и размещенные на пусковой установке. Система
автономного управления разработана в НИИ АП под руководством Н.Пилюгина. КВО при
стрельбе на максимальную дальность составило 1400м. Термоядерная ГЧ имела мощность
1Мт. Ракета УР-100М была одной из первых МБР, оснащенных комплексом средств преодо-
ления ПРО "Пальма".
Состав комплекса и его эксплуатация
Стартовый комплекс создан в КБ общего машиностроения (КБОМ) под руководством
В.Бармина. Стартовый комплекс для ракеты 8К84 состоял из 10 рассредоточенных
боевых стартовых позиций, на каждой из которых размещалась одна ШПУ 15П784. Все
ШПУ были разнесены на дальность, обеспечивавшую непоражение одним ядерным зарядом
противника двух соседних стартовых позиций (так называемые «ОС» - «отдельные
старты»). Вблизи одной из боевых стартовых позиций размещался командный пункт БРК,
связанный кабельными линиями системы боевого управления и связи со всеми старто-
выми позициями. С командного пункта проводились постоянный и периодический конт-
роль технического состояния ракеты, систем пусковой установки и управления пуском
ракет. При этом предстартовая подготовка к пуску проходила в автоматическом режиме
от автономных источников электроснабжения. Ракеты находились в ШПУ в заправленном
состоянии. Предусматривалось проведение не реже одного раза в год регламента техни-
ческого обслуживания пусковой установки с привлечением боевого расчета и подвижных
средств позиционного района. Боевое дежурство пусковой установки и ракеты, а также
пуск ракет осуществлялись без присутствия на них боевого расчета. Пусковая уста-
новка 15П784 представляла собой сооружение, состоящее из шахтного ствола и ого-
ловка, закрытых сверху крышей защитного устройства. В стволе шахты были размещены:
пусковое устройство, элементы стыковки кабельных и газовых коммуникаций с ракетой,
элементы газоотводящего тракта, средства откачки грунтовых вод и другое оборудова-
ние. В оголовке пусковой установки была размещена аппаратура для подготовки и
пуска ракеты, элементы системы дистанционного контроля и управления, средства
снабжения ракеты сжатыми газами и другое оборудование. Шахта выдерживала давление
до 2 кг/см2, что равнозначно ядерному взрыву мегатонной мощности на расстоянии
1300 м. от ШПУ. Способ старта - газодинамический. В течение всего срока эксплуа-
тации ракета находилась в специальном герметичном транспортно-пусковом контейнере
(ТПК) заполненном инертным газом. В нем она транспортировалась, хранилась в ШПУ в
постоянной готовности к пуску и из него стартовала. Днища ТПК герметизировалось
специальной пленкой которая разрывалась при пуске ракеты. Применение мембранных
клапанов, отделявших топливные баки с агрессивными компонентами от ракетных двига-
телей, позволило держать ракету постоянно заправленной в течение нескольких лет.
Контроль технического состояния ракет одного боевого ракетного комплекса, а также
предстартовая подготовка и пуск проводились дистанционно по командам с командного
пункта полка. Защитное устройство для ШПУ имело время открывания 30 секунд и было
выполнено в виде сдвижной железобетонной плиты, расположенной на наклонных рельсо-
вых путях.
В середине 70-х годов был проведен комплекс работ по повышению защищенности
шахтных пусковых установок и ракет установленных в них. Модернизации подвергся и
ТПК. Его конструкция стала более рациональной и удобной, что позволило облегчить
обслуживание ракеты и сократить в три раза время регламентных работ. Улучшилась
система внутренней амортизации. Установка новой аппаратуры контроля дала возмож-
ность полностью автоматизировать цикл проверок технического состояния ракет и сис-
тем пусковых установок. В результате выполнения всех работ защищенность сооружений
ракетного комплекса повысилась на порядок.
ТТХ ракаеты УР-100 УР-100К
Lальность стрельбы км. 11000 12000
Длина ракеты м. 16,93 19
Максимальный диаметр корпуса м. 2,0 2,0
Стартовая масса т. 41,4-42,3 50,1
Тяга двигателя
первой ступени у земли т. 80
КВО м. 1400 1100
ШПУ МБР УР-100
Наверх
|