РТ-2 (8К98) От "Катюши" до "Сатаны" Главная      
КАРТА САЙТА
Р-5М (8К51)
Р-7 (8К74)
Р-12 (8К63)
Р-14 (8К65)
Р-16 (8К64)
Р-9А (8К75)
Р-36 (8К67)
РТ-2 (8К98)
РТ-15 (8К96)
РСД-10 ("ПИОНЕР")
УР-100 (8К84)
МР-УР-100 (15А15)
УР-100Н (15А30)
ТЕМП-2С (15Ж42)
Р-36М, УТТХ, М2
РТ-23 УТТХ
"ТОПОЛЬ"
ИХ НЕ БЫЛО...

МБР РТ-2

   МБР РТ-2 (8К98) SS-13 «Savage» по классификации НАТО.
              РС-12 по договору СНВ-1

                            Разработка. 
     4 апреля 1961г. вышло  в свет  постановление  Правительства,  в котором ОКБ-1
Королева назначалось головным по созданию принципиально нового БРК твердотопливной
МБР РТ-2 (8К98).  Ведущий  конструктором  был назначен  И.Садовский.  После смерти
Королева работы были продолжены под  руководством В.Мишина. Кроме того тем же пос-
тановлением предусматривалось создание еще двух ракетных комплексов: 
- РТ-25 (8К97) на дальность до 5000 км. шахтного базирования с использованием пер-
  вой и третьей  ступеней 8К98. Главным конструктором комплекса был назначен глав-
  ный конструктор пермского КБ машиностроения  М.Цирульников, он же был  разработ-
  чиком двигателей первой и  третьей ступени для 8К98.  В процессе проектных работ
  выяснилось, что ракету 8К97 создавать нет смысла, так как дальность 5000км. обес-
  печивалась ракетой 8К98 при перенастройке системы управления. 
- подвижный и стационарный ракетные  комплексы РТ-15 (8К96) и морской вариант  для
  подводных лодок 8К22,  на дальность до 2500 км. Для нее использовались двигатели
  второй и третьей ступеней 8К98.  Головной организацией по  разработке подвижного
  комплекса было определено  ЦКБ-7 главный конструктор П.Тюрин работавшее до этого
  над созданием артиллерийских систем для ВМФ. Ракета 8К96 была разработана, испы-
  тана и в 1968 - 1972г.г. прошла  опытную  эксплуатацию.  Работы по стационарному 
  стартовому комплексу выполнял ЦКБ-34 (КБСМ). Было изготовлено два ПУ 15У64 после
  чего работы были прекращены.  Ракету морского  варианта 4К22 должен был разраба-
  тывать коллектив Главного конструктора В.Макеева. После выполнения эскизного про-
  екта и проведения ряда испытаний Макеев практически прекратил работы, сосредото-
  чившись на  жидкостной тематике.  Таким образом, дальнейший  период до  середины
  70-х годов был, фактически, потерян для создания ракет на твердом топливе для
  подводных лодок.
     По всем трем  ракетным комплексам  Королев был  председателем  Совета главных
конструкторов.  Первоначально для ракеты  РТ-2 разрабатывались  проекты двух типов
шахтных стартовых  комплексов - группового  и одиночного, а также  железнодорожный
стартовый комплекс.  В процессе разработки был выбран вариант размещения МБР в ШПУ
типа «ОС».
    Эскизный проект  ракеты РТ-2 на дальность 10500 км. при стартовой массе 46,1т.
был разработан в 1963 г. Однако, при согласовании  тактико-технических  требований
Министерством  обороны  были проведены уточнения и дополнения, связанные с возмож-
ностью применения на ней двух типов ГЧ с  различными тротиловыми  эквивалентами, с
ужесточением требований к точности стрельбы и к времени готовности к пуску, с раз-
работкой автоматизированного  старта и т.п.  Постановлением от 16 июля 1963 г. эти
требования были узаконены. На ракете РТ-2 предусматривалось применение основной ГЧ
массой 520кг. на дальность 10000-12000км. и головной  части массой 980кг. на даль-
ность 4000-5000км. Старт ракеты проводился из защищенной шахты, готовность к пуску
составляла 3-5 мин. 
    В процессе создания ракетного комплекса пришлось решать сложные  научно-техни-
ческие и производственные проблемы. Так были разработаны смесевые твердые топлива,
крупногабаритные заряды для двигателей, освоена уникальная технология  их изготов-
ления. Создана принципиально новая  система управления.  Был разработан новый  тип
пусковой установки, обеспечивавший старт ракеты  при помощи маршевого двигателя из
глухого пускового стакана.
    Наиболее сложными задачами оказались создание  высокоэнергетического  топлива,
способного в течение многих  лет сохранять эластичные  свойства и  формирование из
него непосредственно  в корпус двигателя крупногабаритных зарядов жестко скреплен-
ных со стенками. Не менее сложной была проблема серийного производства крупногаба-
ритных зарядов и  стеклопластиковых  корпусов.  Одним из  влиятельных  противников
твердотопливных ракет  выступил Челомей, заявивший, что при длительном  хранении в
зарядах обязательно будут образовываться трещины и это сделает их непригодными для
использования.  К тому же отсутствие сырьевой и промышленной  базы по производству
смесевого твердого ракетнорго топлива (СТРТ) требовало в кратчайшие сроки большого
объема финансирования для их создания.
    Смесевое топливо содержит до десяти  и более компонентов, основными из которых
являются окислитель (обычно перхлорат аммония) и горючее связующее вещество (поли-
уретан, полибутадиен, бутил каучук и другие), которое создает из механических час-
тиц окислителя и других добавок плотную монолитную массу. В рецептуру входит много
добавок улучшающих характеристики топлива (порошок алюминия и др.). К разработке и
производству первых  отечественных  СТРТ приступили  Ленинградский Государственный
институт прикладной  химии (ГИПХ), возглавляемый  В.Шпаком, Пермский НИИ-130, воз-
главляемый  Л. Козловым (НПО имени С.М.Кирова), Люберецкое  НИИ-125  (НПО «Союз»),
возглавляемое  Б.П Жуковым,  НИИ-6 директор  И.И.Вернидуб  позднее был подключен и
Алтайский НИИ-9  (НИИ химической технологии), возглавляемый Я.Ф.Савченко. В разра-
ботке двигательных установок  участвовали  ОКБ-1 (С.П.Королев)  и Пермский СКБ-172
Главного  конструктора  М.Ю.Цирульникова, ЦКБ-7 Главного  конструктора П.А.Тюрина.
Таким образом  разработка ракетных ступеней проводилась, в известной мере, на кон-
курсных началах.  В разработке первой и третьей ступеней принимали  участие по две
конструкторские организации, а в разработке топлив и зарядов для ракеты 8К98— пять
топливных организаций.
     К 1963г. в Пермском НИИ-130 было создано топливо на основе связующего полифу-
рита. Это топливо не обладало требуемой эластичностью, но позволяло провести отра-
ботку двигателей всех  ступеней ракеты. На всех трех ступенях РТ-2 были применены
твердотопливные заряды, разработанные в Пермском НИИ-130. На полигоне Капустин Яр
были проведены первые семь испытательных пусков ракет, оснащённых этими  двигате-
лями. Для двигателей из топлива НИИ-130 приходилось использовать сложную техноло-
гию производства заряда. Последний отливался в отдельную форму, после выпрессовки
из которой  он устанавливался  в корпус двигателя,  а образовавшийся зазор запол-
нялся бронирующим составом, скрепляющим заряд с корпусом. 
     К середине  1965г. в НИИ-9  было разработано  высокоэнергетическое  смесевое
твердое топливо на основе связующего бутилкаучука, позволявшее создавать эффектив-
ные и надежные твердотопливные двигатели со скрепленным зарядом. После проведения
модельных испытаний началась разработка зарядов 1-ой ступени (совместно с СКБ-172)
и 2-ой  ступени (совместно с ЦКБ-7).  В окончательном  варианте на  1-ой  ступени
серийной РТ-2 установлены двигатели 15Д23 разработанные Пермским СКБ-172 с твердо-
топливными зарядами НИИ-9. На второй ступени двигатели 15Д24 Ленинградского ЦКБ-7
с твердотопливными зарядами НИИ-9. На третьей ступени - двигатели 15Д25 Пермского
СКБ-172 с твердотопливными зарядами НИИ-130. Топливо НИИ-9 стало основой для соз-
дания зарядов последующих поколений ракет.
    ШПУ одиночного старта и командный пункт  спроектированы в ЦКБ-34 (КБ Спецмаш)
под  руководством  В.Чернецкого.  Для разработки  агрегатов  наземного  комплекса
были привлечены КБ «Мотор» под  руководством В.А.Рождова, и Ленинградский  филиал
ЦПИ-20 под руководством Г.П.Ливенкова. Автономная инерциальная система управления
разработана в НИИ автоматики и приборостроения под руководством Н.Пилюгина.  Сис-
тема дистанционного управления и контроля (СДУК) создана в ОКБ "Импульс" под руко-
водством Т. Соколова. 
    9 мая 1965 г. ракета РТ-2 была показана на военном параде в Москве.
     Скромные тактико-технические характеристики  ракеты предопределили необходи-
мость ее модернизации. Модернизированная РТ-2П, имела на всех трех ступенях твёр-
дое топливо ПАЛ-17/7 (НИИ-9) на основе бутил-каучука, обладающего высокой пластич-
ностью, не имеющего заметного старения и растрескивания  в процессе хранения, при
этом топливо заливалось прямо в корпус двигателя, затем производилась его полиме-
ризация и  формование необходимых  поверхностей  горения заряда. Корпус 3 ступени
ракеты РТ-2П изготавливался двухслойным:  высокопрочная стальная рубашка упрочня-
лась стеклопластиковыми нитями, наматываемыми снаружи.  Кроме ракета  имела более
совершенную систему  управления, головную частью  мощностью 750кт, несколько воз-
росла точность  стрельбы.  Ракета  была  оснащена  комплексом  преодоления систем
ПРО.  Были  разработаны  специальные  средства,  исключающие  несанкционированный
запуск  двигателей  не старте, и увеличены  гарантийные  сроки хранения  РДТТ. По
летно-техническим характеристикам РТ-2П приближалась к ракете «Минитмен-3». Значи-
тельную часть работ по модернизации РТ-2 провело самостоятельно ЦКБ-7.
     В 1973г. началась передача документации и технических прав главного конструк-
тора Ленинградскому «Арсеналу».  За ЦКБЭМ (НПО «Энергия») оставалась  обязанность
авторского надзора за ракетами, дежурившими в позиционных районах.

                      Испытания и развертывание
    Для испытаний  МБР РТ-2 и реализации  ряда других программ 2 января 1963г. на
базе объекта «Ангара», создается новый испытательный полигон Плесецк. Пуски ракет
РТ-2 в феврале-июле 1966г. производились с  ГЦП Карустин ЯР в район оз. Балхаш из
приспособленной  шахты, ранее созданной для одной из ракет Янгеля. Первый испыта-
тельный  пуск РТ-2 на полигоне  Капустин Яр 5 февраля 1966г. осуществить  не уда-
лось. За двести секунд до старта произошел сбой в работе одной из систем. Следую-
щий пуск 25 февраля вновь закончился  неудачей.  Ракета  не взлетела.  26 февраля
1966г. произведен  успешный пуск первой  советской  твердотопливной МБР.  Из семи
пусков ракет шесть были успешными  после чего испытания  были перенесены на новый
полигон Плесецк, где для  РТ-2 уже были построены ШПУ.  Первый пуск ракеты РТ-2 с
полигона Плесецк состоялся  4 ноября 1966г.  Последовавшие в декабре 1966 г.  два
пуска были  аварийными.  Всего за период с 4 ноября 1966г. по 3 октября 1968г.  в
процессе ЛКИ было проведено 25 пусков, из них 16 были успешными.   Из 25 ракет 21
была запущена на промежуточную дальность в район п-ова Камчатка, четыре - в аква-
торию Тихого океана, на  максимальную дальность.  Программа испытательных полётов
была завершена. Во время испытаний в Плесецке использовались ракеты с двигателями,
снаряженными  серийными  твердотопливными зарядами.  Семь ракет  были  отобраны и
поставлены в шахты на длительное дежурство с последующей проверкой отстрелом. 
    В 1968г. ракеты 8К98 были приняты на вооружение и началась развертывание  БРК
с ШПУ 15ПО98.  Первый ракетный  полк (г.Йошкар-Ола) приступил  к несению  боевого
дежурства 8 декабря 1971г. МБР РТ-2 существенно уступала по ряду параметров совет-
ской УР-100 и  американской «Минитмен-2», созданных  приблизительно в те же годы.
Это сказалось на  развертывании  этих ракет.  Ракетами  РТ-2 была  вооружена одна
ракетная дивизия  в составе  шести полков (60 ракет).
     Изготовление  опытных  образцов ракеты  проводилось на Ленинградском машино-
строительном заводе «Арсенал». Серийное производство ракет РТ-2 начато в 1966г. в
цехах специального производства Пермского машиностроительного завода имени Ленина
(завод № 172). В сентябре 1967г. спецпроизводство завода выделено в филиал, кото-
рый  6 октября  1967г. преобразован  в Пермский  завод  химического  оборудования
(ПЗХО). На ПЗХО продолжен выпуск ракет РТ-2, двигателей первой и третьей ступеней
этих ракет - 15Д23  и 15Д25, а также  головной части 15Ф1.  Серийное производство
ракет на ПХЗО осуществлялось до 1981г.
      16  января  1970г. на полигоне  Плесецк состоялся первый испытательный пуск
ракеты РТ-2П.  Всего до марта 1971г. было  проведено 15 пусков  РТ-2П, из которых
только два были неудачными. 12 пусков были проведены в  районы падения Норильск и
«Кура» на полуострове Камчатка и три- в акваторию Тихого океана. Летные испытания
ракеты  продолжались до января  1972г. был проведен  пятьдесят  один пуск.  После
устранения выявленных при пусках ракеты РТ-2П  недостатков в 1972г. она была при-
нята на вооружение с индексом 8К98П вместе  с комплексом наземного  оборудования.
Началось перевооружение развернутых ракетных полков новыми ракетами  (закончилось
в 1981г.).   
      С декабря 1974г. по декабрь 1975г. было проведено  пять пусков установочной
партии ракет РТ-2П, все  пуски были успешными.  Ракетный комплекс  в составе трёх
пусковых установок с ракетами РТ-2П и командный пункт были испытаны на длительное
хранение в течение 7 лет (1976-1983 гг.) на полигоне Плесецк.  При этом регламен-
тные работы с ракетой РТ-2П, системами пусковых установок и командным пунктом про-
водились сначала  через год, а с 1977г. - через два года.  Результаты комплексных
испытаний  подтвердили, что  все системы пусковых  установок и командного  пункта
сохранили свою  работоспособность  после семи  лет экспериментального  дежурства.
Срок эксплуатации ракет был продлен сначала на  три года (до 10 лет), а затем ещё
на пять лет  (до 15 лет).  В течение экспериментального  дежурства  испытательным
управлением было осуществлено сто сорок два учебно-боевых пуска ракет РТ-2П. 
      Начиная с декабря 1989г. в связи с окончанием  гарантийного срока на ракеты
8К98П (15 лет) и наземного оборудования (20 лет),  комплекс был постепенно снят с
боевого дежурства. К моменту подписания в 1991г. Договора СНВ-1 на боевом  дежур-
стве  находилось 40 РТ-2П.  Последние  два БРК  прекратили  свое  существование в
середине 1994г. 

                            Конструкция
    Ракета РТ-2 имела три маршевые ступени. Для их стыковки между собой применили
соединительные отсеки ферменной конструкции, позволявшие  свободно выходить газам
от работающих двигателей при  «горячем» разделении ступеней.  Между  третьей сту-
пенью ракеты и головной  частью располагались приборный отсек и переходник, пред-
назначенный для крепления ГЧ. Все РДТТ были выполнены в разных диаметрах. На всех
ступенях для управления полётом использовались четыре разрезных управляющих сопла
состоящие из неподвижной и подвижной частей. Маршевые двигательные установки РДТТ
первой и  второй  ступеней  имели одинаковую  конструктивную  схему и состояли из
стальных цилиндрических корпусов с эллиптическими задними и передними днищами. На
передних  днищах размещались воспламенители зарядов твердого топлива. Заряды РДТТ
изготовлялись из смесевого топлива на основе бутилкаучука и  перхлората аммония с
добавлением  порошкообразного алюминия.  Сопловые блоки, рулевые  приводы и часть
приборов  системы  управления  размещались в хвостовых отсеках ступеней,  имевших
форму усеченного  конуса.  Для повышения  устойчивости  ракеты на начальном этапе
полета, на хвостовом отсеке первой ступени устанавливались четыре складных решет-
чатых стабилизатора. Третья ступень по компоновочной схеме была аналогична первым
двум, но имела  отличия в  конструкции  корпуса  заряда РДТТ и хвостового отсека.
Кроме того двигатель этой ступени имел устройства отсечки тяги аналогичное РТ-1.  
     На ракете устанавливалась  инерциальная система  управления,  осуществлявшая
управление полетом ракеты с момента пуска и до  перехода  к неуправляемому полету
ГЧ. В системе  управления  были  применены счетно-решающие приборы. Большая часть
устройств СУ размещалась в приборном отсеке.  Точность стрельбы  все-таки следует
признать невысокой  КВО - 1800м. РТ-2 несла моноблочную отделяемую головную часть
с термоядерным  зарядом мощностью 0,6 Мт. Эта ракета была первой МБР  на  твердом
топливе,  принятой  на вооружение  РВСН, и являлась  по сути  переходной от ракет
второго к третьему поколению.
    Ракета РТ-2П  получила  комплекс средств преодоления ПРО противника, новую ГЧ
с более мощным и компактным зарядом,  на 3-й ступени был применён новый двигатель
15Д94 и улучшенное по энергетике топливо. Серьезной модификации подверглась СДУК,
был увеличен диапазон азимута прицеливания с 45 до 120град, введены дистанционное
перенацеливание и закладка в память СУ двух полётных заданий. Новая система инер-
циального управления, созданная в пилюгинском НИИАПе, имела прецизионную гироплат-
форму и вычислительную машину, обеспечившие КВО не более 1500м.

                   Состав комплекса и его эксплуатация.
    БРК состоял из 10 ШПУ 15ПО98  типа «ОС» и отдельно  расположенного командного
пункта. ШПУ состояло  из бетонного ствола, в котором размещались  пусковой стакан
с ракетой и системой амортизации стакана и цилиндрического оголовка  возведённого
над стволом шахты и отделенного от него переходом, предназначенным для исключения
передачи на ствол подвижки верхних слоев грунта, вызванных  воздействием  взрывов
вблизи ШПУ, в том числе атомных. В оголовке шахты размещались системы поддержания
температурно-влажностного  режима, подготовки  и пуска  ракеты и часть аппаратуры
СДУК, а на  отдельной  амортизированной  платформе - система прицеливания ракеты.
Сверху оголовок  закрывался защитным  устройством выполненной  в виде  монолитной
железобетонной плиты, передвигающей по рельсам. При пуске ракеты крыша сдвигалась
с помощью порохового аккумулятора давления, а при техническом  обслуживании ШПУ с
помощью лебедки.
   Для старта применялась оригинальная схема нечто среднее между газодинамическим
и «минометным» стартами, при котором выход ракеты РТ-2 из шахты  обеспечивался за
счёт тяги собственных двигателей и поршневого эффекта, создаваемого в подракетном
пространстве глухого стакана с  помощью поддона, крепящегося к нижнему  шпангоуту
хвостового отсека 1 ступени, и бандажа на переднем фланце ДУ 1 ступени. Для умень-
шения температурного воздействия на корпус ракеты на дно пускового стакана налива-
лось некоторое количество воды, а поддон и состоящий  из нескольких частей бандаж
обеспечивали замкнутость  пространства между  ракетой и стаканом при движении ра-
кеты по стакану, одновременно исключая воздействие  ракетных струй двигателя 1-ой
ступени на корпус ракеты. При выходе ракеты из стакана бандаж сбрасывался, разде-
ляясь пружинными толкателями на несколько частей.  Поддон отделялся по команде от
СУ примерно на 12с. полёта.  Усилия пружинных толкателей и время отделения исклю-
чали возможность падения поддона на  оборудование пусковой  установки.  С помощью
установленной на внутренней стенке стакана шпонки   и соответствующих пазов в под-
доне и бандаже исключалась  также "закрутка" ракеты при движении  её по пусковому
стакану. Минометный старт существенно сокращал размеры шахтных пусковых установок,
значительно удешевлял её  строительство и снижал их уязвимость со стороны вероят-
ного противника за счёт маломерности шахты.
    В ШПУ в процессе боевого дежурства персонала не было. Управление пуском ракет
из каждой ШПУ осуществлялось с КП с помощью СДУК по  кабельным линиям, причём для
надёжности передачи команд на пуск кабельными линиями соединялись также отдельные
ШПУ между собой, образуя кольцо (радиально-кольцевая схема СДУК). Такая организа-
ция БРК позволяла поддерживать их высокую боевую готовность и обеспечивала надёж-
ное прохождение команд на пуск ракет даже при повреждении отдельных каналов СДУК.
Командный  пункт  котлованного типа  имел ограниченную  защищённость  от ядерного
взрыва и предполагал длительные сроки строительства (до трех лет). Сборка КП про-
исходила на месте. Однако для своего времени это был совершенный командный пункт.
Для боевых расчетов, несущих дежурство, здесь были  созданы  довольно  комфортные
условия  с учетом последних требований эргономики.
    Транспортное оборудование ракетного комплекса разработано в КБТМ под руковод-
ством В.Петрова.  Для доставки блоков твёрдотопливных ракет с завода на техничес-
кую позицию были разработаны и изготовлены специальные  изотермические железнодо-
рожные вагоны.  С технической на боевую  стартовую позицию  отдельно доставлялась
первая ступень и отдельно состыкованные вторая и третья ступени. Затем они загру-
жались в шахту с помощью специализированной транспортно-загрузочной машины  имев-
шей активный привод  на колеса  полуприцепа (так называемое  "мотор-колесо")  что
позволяло передвигаться по дорогам любых категорий. Конструкция всех транспортных
агрегатов и агрегатов технической позиции позволяла проводить все погрузочно-раз-
грузочные работы и работы по установке ракеты РТ-2 в ШПУ без применения кранового
оборудования, что значительно упрощало весь цикл работ с ракетой. Для транспорти-
рования и работ по  пристыковки – отстыковки ГЧ к ракете была разработана изотер-
мическая стыковочная машина с манипулятором.
    Отработка режима боевого дежурства ракетного комплекса РТ-2 началась в 1967г.
на полигоне Плесецк первоначально с использованием  одного КП и трех ШПУ (осталь-
ные семь ШПУ были введены в строй позднее).  Отработка режима  боевого  дежурства
проходила с большими трудностями:  практически каждый день, а иногда  и несколько
раз в сутки комплекс снимался с боевого  дежурства из-за неспособности СДУК рабо-
тать при тех параметрах электропитания, которые обеспечивала государственная сеть
электроснабжения.  Особенно мешали скачки напряжения  при которых  не обеспечива-
лось бесперебойности электропитания оборудования ШПУ (задержка перехода на резерв-
ные источники питания составляла 0,1-0,6с.).  В результате этого  многие системы,
расположенные в ШПУ (в том числе система прицеливания, СДУК) переходили на резер-
вный канал, а их последующий  возврат на  основной  канал дистанционно  с КП в то
время был невозможен.  В этих случаях приходилось направлять к ШПУ (за 10-12 км.)
несколько « кунгов» со специальным оборудованием для приведения всех систем ШПУ в
исходное состояние.  В результате ряд систем ШПУ и КП был доработан.  После этого
режим боевого дежурства стал устойчивым.
      С октября 1968г. с полигона  Плесецк стали  проводиться  отстрелы от партий
ракет РТ-2 (установочная партия, контрольные  пуски от партии  ракет, пуски ракет
после длительного хранения, после истечения  гарантийного срока, по плану  боевой
подготовки). К 1979 г. было проведено  100 пусков ракеты РТ-2 и РТ-2П, из которых
83 пуска были успешными что подтверждало высокие лётно-технические и эксплуатаци-
онные характеристики ракет. Твердотопливные двигатели сохраняли работоспособность
после восемнадцати с половиной  лет эксплуатации.  По результатам этих  испытаний
принимались решения о возможности  продления гарантийных сроков работы оборудова-
ния стартовой позиции и самой ракеты, оценивалась  стабильность основных парамет-
ров БРК, расход ресурса приборов и  агрегатов и его достаточность  для проведения
пусков. 

                      ТТХ       РТ-2     РТ-2П
 Максимальная дальность     км.        9400      9800 
 Стартовая масса             т.                    51
 Масса полезной нагрузки    кг.        470    470(600 )
 Длина ракеты                м.                   23,3
 Диаметр  1-ой ступени       м.             1,84
          2-ой ступени       м.             1,5
          3-ой ступени       м.             1
 Максимальный диаметр        м.             2,4
 Тяга 1-ой ступени           т.                    91
      2-ой ступени                                 44  
      3-ой ступени                                 22
 КВО                         м.       1800       1500

  
                                  Наверх

Hosted by uCoz