|
БРСД Р-12 или SS-4 "Sandal" по классификации НАТО
Разработка, испытание, развертывание
История создания ракеты Р-12 берет свое начало задолго до того как 13 августа
1955г. вышло Постановление СМ СССР "О создании и изготовлении ракет Р-12".
Первая ракета С.Королева с атомным зарядом - Р-5М, (дальность1200 км.) не от-
вечала новым требованиям к боеготовности, живучести и была чрезвычайно сложна в
эксплуатации в значительной степени по причине того, что в качестве окислителя ис-
пользовался жидкий кислород (горючее –спирт). Начиная с конца 1950г. в НИИ-88 про-
водились научно-исследовательские работы на предмет возможности создания ракет на
окислителях, имеющих высокую температуру кипения (высококипящих). В ноябре 1951г.
был разработан эскизный проект тактической ракеты Р-11— первой советской ракеты на
высококипящих компонентах топлива. Применение высококипящих компонентов топлива
существенно повысило боеготовность ракеты (ракета до пуска могла находиться в
заправленном состоянии в течении месяца). На базе Р-11 были созданы: геофизическая
ракета Р-11 и оперативно тактические ракеты с ядерным зарядом Р-11М для Сухопутных
войск и Р-11ФМ для подводных лодок.
В мае 1952г. директором НИИ-88 был назначен М. Янгель. Развивая применение
высококипящих компонентов топлива руководство НИИ-88 предложило начать разработку
стратегических ракет с их использованием. Директора НИИ-88 М.Янгеля поддержали ми-
нистр Д.Устинов и др. против выступал С.Королев, утверждая, что применение высоко-
кипящих топлив «нерационально и неперспективно» по причине их низких энергетичес-
ких свойств и высокой токсичности (есть основания полагать, что главной причиной
было желание сохранить собственный монополизм в разработке ракетной техники). Побе-
дили сторонники Янгеля и 13 февраля 1953г. постановлением СМ СССР конструкторскому
отделу завода №586 в г. Днепропетровск под руководством главного конструктора
В.Будника была поручена разработка эскизного проекта ракеты средней дальности, а
10 апреля 1954г. на заводе было создано ОКБ руководителем которого назначили
М.Янгелея. Организация КБ и кадровые назначения произошли по решению Устинова кото-
рый таким образом дал возможность Янгелю реализовать свои идеи. Для выполнения
государственной задачи в кратчайшие сроки министр дал указание передать все нара-
ботки НИИ-88 по созданию ракет на долгохранимых компонентах топлива заводу №586.
Янгель оказался в сложной ситуации: завод в Днепропетровске имел жесткий план вы-
пуска Р-5М, не подлежащий сокращению кроме того к тому времени уже имелся проект
ракеты на высококипящих компонентах, выполненный под руководством В. Будника на
базе ракеты Р-5М. Главный конструктор принимает решение: проект основательно дора-
ботать, чтобы получить ракету значительно превосходящую Р-5М по боеготовности,
дальности и эффективности боевого применения. 13 августа 1955г. вышло Постановле-
ние СМ СССР "О создании и изготовлении ракет Р-12". В октябре 1955г. был выпущен
эскизный проект. Ракета предназначалась для поражения площадных целей. Для уско-
рения перехода на производство новой ракеты решено было широко использовать техно-
логическую базу, созданную для ракет Р-5. Поэтому за базовый диаметр корпуса Р-12
был выбран диаметр 1,652м. марки конструкционных материалов остались теми же. В
марте 1957г. в НИИ-229 (г. Загорск) были успешно проведены стендовые огневые испы-
тания ракеты Р-12, а 5 мая 1957г. первую летную ракету отправили на полигон Капус-
тин Яр. В это же время на соседней площадке Капустина Яра Королев готовил запуск
своей геофизической ракеты Р-2А. Увидев ракету Янгеля на стартовом столе Королев
сказал: «Это что за карандаш? Он сломается, не успев взлететь!» Но первый же пуск
ракеты Р-12 22 июня 1957г. оказался успешным. Пролетев две тысячи километров, раке-
та попала в цель — гору Мунлу в Казахстане. Всего в ходе летно-конструкторских
испытаний было запущено 25 ракет (успешный ход испытаний позволил отказаться от
последних девяти пусков третьего этапа). При проведении испытаний были получены
предельные отклонения ГЧ от расчетной точки по дальности в около 1100м. по направ-
лению около 600м. при стрельбе на максимальную дальность в 2000км. Испытания за-
вершили пуском контрольной ракеты от серийной партии. 4 марта 1959г. ракету Р-12
наземного базирования приняли на вооружение после чего началось массовое строитель-
ство военных городков и стартовых позиций. Впервые ракета Р-12 продемонстрирована
на параде в Москве 1961г.
Стартовый комплекс ракеты Р-12 из-за обилия обслуживающей техники представлял
собой уязвимую мишень. Для повышения живучести необходимо было разработать шахтную
пусковую установку (ШПУ). 30 мая 1960г. вышло Постановление СМ СССР о разработке
ШПУ "Двина" для ракеты Р-12. Разработку поручили конструкторскому коллективу под
руководством В. Бармина. 30.12.1961г. был проведен первый пуск модернизированной
ракеты, получившей обозначение Р-12У. Ракета вышла из сооружения и легла на расчёт-
ную траекторию. На 58-й секунде полета ракета потеряла устойчивость и упала на
землю. Как выяснилось- при старте был срезан один из стабилизаторов. Ракету срочно
доработали – сняли аэродинамические стабилизаторы на хвостовом отсеке и испытания
продолжились до октября 1963г. Первые боевые шахты для Р-12У были построены к янва-
рю 1963г. в Плунге (Прибалтика), а 5 января 1964г. боевой ракетный комплекс (БРК)
с ракетой Р-12У был принят на вооружение РВСН. БРСД Р-12У стали развёртывать не
только взамен Р-12, но и в новых районах: на Северном Кавказе, в Средней Азии, на
Кольском полуострове и в Западной Сибири. К 1965 г. было развернуто 608 ПУ для
ракет Р-12 и Р-12У.
В сентябре 1961г. произведен пуск ракеты с ядерным зарядом из-под Воркуты по
полигону на Новой Земле. Пуски выполнялись расчетами 181-го полка который позднее
был отправлен на Кубу. Было выполнено 3 или 4 пуска (точных данных нет) первые 1-2
пуска «холостые» с целью контроля точности попадания. В октябре 1961-ноябре 1962г.
на полигоне Сары-Шаган произведена серия высотных ядерных взрывов с использованием
ракеты Р-12 с целью исследовать влияние ядерных взрывов на ракетную технику и ра-
диосвязь. Ракета Р-12 использовалась в качестве мишени при испытательных пусках
ракет системы ПРО.
Ракету Р-12 выпускали заводы в Днепропетровске, Омске, Перми и Оренбурге,
она стала самой массовой ракетой стратегического назначения (было изготовлено 2300
ракет). После посещения в 1961г. завода в Днепропетровске Н.С. Хрущев заявил на
весь мир, что в СССР ракеты делают как сосиски. К 1987г. оставалось 149 ракет Р-12
подлежащих ликвидации по договору РСМД. Последняя ракета была уничтожена 23 мая
1990 года на базе "Лесная" в Брестской области.
Ракета Р-12 можно по праву назвать уникальным образцом современного вооружения.
Вряд ли в мире найдется другой образец технически сложного оружия которое находи-
лось на вооружении 30 лет без модернизации. Конечно в современной истории имеются
случаи когда некоторые образцы вооружений экплуатируются и дольше. Например амери-
канские В-52 стоят на вооружении с середины 50-х годов. Но они проходили неодно-
кратную модернизацию да и производство их закончилось позже чем Р-12.
Конструкция
Ракета состоит из головной части, переходного отсека, бака окислителя, прибор-
ного отсека, бака горючего и хвостового отсека.
Р-12 несла моноблочную головную часть с термоядерным зарядом мощностью 1-2 Мт.
Головная часть конической формы имеет стальную клепаную конструкцию и асботексто-
литовое теплозащитное покрытие. Крепление ГЧ к ракете осуществляется пироболтами.
Отделяется ГЧ — с помощью пневмотолкателя после подрыва пироболтов.
Переходной отсек, изготовленный из алюминиевых сплавов В-95 и Д-16, имеет вид
низкого кольца клепаной конструкции и состоит из силового набора и обшивки.
Бак окислителя ракеты наземного базирования изготовлен из сплава АМг-6 состоит
из двух отсеков: верхнего и нижнего, разделенных общим полусферическим днищем. Ци-
линдрические обечайки отсеков гладкие сварные, из колец, образованных путем сварки
гнутых листов с утолщениями в местах сварки. Сверху и снизу бак ограничен полусфе-
рическими днищами, соединенными с обечайками с помощью торцевых шпангоутов.
Полость верхнего отсека соединена с полостью нижнего с помощью трубопровода пере-
лива в котором установлен клапан перелива топлива, включающий в нужный момент
подачу окислителя из верхней части бака. Такая конструкция была необходима для
компенсации изменения центровки ракеты при прохождении звукового барьера. При
проектировании шахтного варианта ракеты система управления была доработана и могла
самостоятельно справляться с изменением центровок при переходе через звуковой
барьер. Необходимость в разделении бака на два отсека отпала: он состоял только из
цилиндрической обечайки и двух полусферических днищ. Кроме того отсутствие ветро-
вых нагрузок позволило уменьшить толщину стенок бака ракеты Р-12У что привело к
уменьшению сухой массы ракеты. Внутри каждого отсека имеются продольные пластины -
гасители колебаний жидкости, датчики уровня топлива и заборная арматура. В верхней
части отсеков размещены кольцевые коллекторы наддува. Баки во время полета наддува-
ются сжатым азотом из баллонов, смонтированных в хвостовом отсеке.
Приборный отсек цилиндрической формы клепаной конструкции имеет внутри раму для
установки приборов системы управления. СУ автономная аналоговая, управляющие сигна-
лы — электрические, служат для приведения в действие электрических пневмо- и гидро-
клапанов и управляющих механизмов. Кабели и трубопроводы проложены по наружной
стороне бакового отсека ракеты и закрыты желобом.
Бак горючего в основном аналогичен по конструкции баку окислителя ракеты Р-12У,
однако внутри него по оси в тоннельной трубе проложен расходный трубопровод окисли-
теля.
Хвостовой отсек клепанной конструкции из сплава В-95 (силовой набор) и Д-16
(обшивка). Внутри цилиндрической (верхней) части отсека смонтирован тороидальный
сварной бак с перекисью водорода для питания ТНА двигателя. Поверхность хвостового
отсека имеет люки для доступа к агрегатам двигателя. Коническая юбка хвостового
отсека служит для передачи веса ракеты на пусковое устройство, для чего она имеет
в нижней части четыре опорных кронштейна, оборудованных винтовыми опорами для вер-
тикализации ракеты. На кронштейнах крепятся также графитовые газовые рули с элек-
трическими рулевыми машинками. Снаружи юбки наземного варианта ракеты на кронштей-
нах жестко закреплены лопасти аэродинамических стабилизаторов, которых нет на шахт-
ном варианте Р-12У. Двигательная установка ракеты состоит из четырехкамерного
маршевого ЖРД РД-214, разработанного в ОКБ академика В.Глушко. Двигатель РД-214
крепится в цилиндрической части хвостового отсека с помощью рамы, связанной тягами
с узлами крепления в верхней части камер сгорания. РД-214 работает по открытой
схеме (без дожигания отработанного турбогаза). Камеры сгорания цилиндрические, с
плоскими форсуночными головками и профилированными соплами. Охлаждение камер комби-
нированное, проточно завесное. Охлаждающий компонент — горючее. Двигатель работает
на азотнокислотном окислителе АК-27И (27% раствор окислов азота в азотной кислоте)
и углеводородном горючем ТМ-185. Привод ТНА от турбины, вращаемой газами, получае-
мыми в газогенераторе путем каталитического разложения 80%-ной перекиси водорода
на посеребренных медных сетках. Запуск двигателя «пушечный», без предварительной
ступени. Зажигание топлива в камерах — химическое, при помощи пускового горючего
(смесь ксилидина с триэтиламином) ТГ-02, заливаемого перед заправкой ракеты в
магистраль горючего между ТНА и главным клапаном. Перед отключением для получения
минимального импульса последействия двигатель переводится на конечную ступень тяги.
При этом тяга уменьшается путем уменьшения расхода перекиси водорода через газоге-
нератор.
ТТХ
Число ступеней - 1
Тип ДУ - ЖРД
Стартовый вес т. - 41.7-42.2
Длина ракеты м. - 22.1-22.77
Диаметр ракеты м. 1.652
Дальность полёта км. - 2000-2280
Вес пустой ракеты т. - 3.15
Масса двигателя кг. - 645
Тяга на земле т. - 60
Давление в камере сгорания кг/см2. - 44.5
Вес горючего ТМ-185 т. - 7.3
Вес окислителя АК-27И т. - 29.065
Вес приборов СУ кг. - 430
Вес боевой части (легкая ГЧ) кг. - 1300-1400
Вес боевой части (тяжелая ГЧ) кг. - 1630
|
|
Перечень наземного испытательного, пускового, заправочного, вспомогательного
оборудования используемого при подготовке и пуске 8К63.
1. 8У217, пусковая установка (наземный пусковой стол) вес - 6,9т. Размеры –
3,02 х 3,02 х 3,27 м;
2. 8У210, установщик ракет портальный на шасси МАЗ-529В или МоАЗ-546 двигатель –
ЯАЗ-206 165(215) л.с. Длина – 15,62 м., ширина – 3,15 м., высота – 3,76 м.;
3. 8Т115, грунтовая тележка с тягачем МАЗ-535 (МАЗ-529 или АТ-Т)
размеры – 22,85 х 2,72 х 2,5 м.;
4. 8Г112, цистерна (емкость) горючего на трехосном шасси;
5. 8Г113, заправщик окислителя;
6. 8Г131, цистерна окислителя;
7. 8Г210, подогреватель-заправщик перекиси водорода на базе ЗИЛ-157;
8. 8Г11, цистерна перекиси водорода на шасси ЗиС-151;
9. ???, транспортируемая емкость горючего размеры – 11,38 х 2,63 х 2,96 м.;
10. 8Т555, транспортируемая емкость окислителя размеры – 10,7 х 2,63 х 3,35 м.;
10. 8Т318, стыковочная машина;
11. 8Н112, машина автономных испытаний для... ;
12. 8Н113, машина горизонтальных испытаний;
13. 8Н213, машина подготовки на шасси ЗИЛ157 "КУНГ";
14. 8Н214, электропреобразовательный агрегат;
15. 8Н215, кабельная машина №1 на шасси ЗИЛ157 "КУНГ";
16. 8Н216, кабельная машина №2 на шасси ЗИЛ157 "КУНГ";
17. 8Н217, машина обогрева головной части;
18. 8Н218, машина с кабелями технической позиции;
19. 8Т310, машина принадлежностей технической позиции;
20. 8Т331, машина ЗИП электроогневого отделения на шасси ЗИЛ157 "КУНГ";
21. 8Г27, подогреватель воздуха (теплогенератор бензиново-электрический);
22. 8Г33, воздушная компрессорная станция на шасси ЗиС-151;
23. 8Т325, машина ЗИП №1 (двигательного отделения);
24. 8Т330, машина ЗИП №2 (стартовых принадлежностей);
25. 8Т116, автовышка;
26. 8Ш14, комплект приборов наведения;
27. 8Ш31(ДДН-1), Фотоэлектрический индикатор влажности (измеритель точки росы);
28. 8Ю12, палатка технической позиции (применялась на выездах для хранения ракеты,
длиной примерно 30 и шириной 5 м, каркас из алюминиевых труб);
29. 8Т311, Обмывочно-нейтрализационная машина;
30. 8Т26, автокран 10 т на шасси полуприцепа с одноосным тягачем МАЗ-529В;
31. ЭСД-20-ВС/400, дизельная электростанция 20 кВт, ток - переменный (50 Гц), три
фазы, 400в, пуск - стартер, монтировалась на двухосном автоприцепе 2-ПН-2;
32. ЭСД-50-ВС/400, дизельная электростанция 50 кВт, ток - переменный (50 Гц), три
фазы, 400в, пуск - стартер, монтировалась на двухосном автоприцепе 2-ПН-4;
33. Машина радиоуправления дальностью;
34. 8Ф12Н, головная часть;
36. Наземное оборудование для эксплуатации ГЧ по спецификации Минсредмаша;
37. Машина-хранилище;
38. Аппаратура 8Н122;
39. Аппаратура 8Н231;
40. Аппаратура 8Н65;
41. Аппаратура 8Н66;
42. Аппаратура 8Н67.
Наверх
|