Р-12 (8К63) От "Катюши" до "Сатаны" Главная      
КАРТА САЙТА
Р-5М (8К51)
Р-7 (8К74)
Р-14 (8К65)
Р-16 (8К64)
Р-9А (8К75)
Р-36 (8К67)
РТ-2 (8К98)
РТ-15 (8К96)
РСД-10 ("ПИОНЕР")
УР-100 (8К84)
МР-УР-100 (15А15)
УР-100Н (15А30)
ТЕМП-2С (15Ж42)
Р-36М, УТТХ, М2
РТ-23 УТТХ
"ТОПОЛЬ"
ИХ НЕ БЫЛО...

   БРСД Р-12 или SS-4 "Sandal" по классификации НАТО

                 Разработка, испытание, развертывание
     История создания ракеты Р-12 берет свое начало задолго до того как 13 августа
1955г. вышло Постановление СМ СССР "О создании и изготовлении ракет Р-12".
     Первая ракета С.Королева с атомным зарядом - Р-5М, (дальность1200 км.) не от-
вечала новым  требованиям к боеготовности,  живучести и была  чрезвычайно сложна в
эксплуатации в значительной степени по причине того, что в качестве окислителя ис-
пользовался жидкий кислород (горючее –спирт). Начиная с конца 1950г. в НИИ-88 про-
водились научно-исследовательские работы на предмет  возможности создания ракет на
окислителях, имеющих высокую температуру кипения (высококипящих).  В ноябре 1951г.
был разработан эскизный проект тактической ракеты Р-11— первой советской ракеты на
высококипящих  компонентах топлива.  Применение высококипящих  компонентов топлива
существенно  повысило  боеготовность  ракеты (ракета  до пуска могла  находиться в 
заправленном состоянии в течении месяца). На базе Р-11 были созданы: геофизическая
ракета Р-11 и оперативно тактические ракеты с ядерным зарядом Р-11М для Сухопутных
войск и Р-11ФМ для  подводных лодок.
     В мае 1952г. директором  НИИ-88 был  назначен М. Янгель.  Развивая применение
высококипящих компонентов топлива руководство  НИИ-88 предложило начать разработку
стратегических ракет с их использованием. Директора НИИ-88 М.Янгеля поддержали ми-
нистр Д.Устинов и др. против выступал С.Королев, утверждая, что применение высоко-
кипящих топлив «нерационально и неперспективно» по  причине их низких энергетичес-
ких свойств и высокой  токсичности (есть основания полагать, что  главной причиной
было желание сохранить собственный монополизм в разработке ракетной техники). Побе-
дили сторонники Янгеля и 13 февраля 1953г. постановлением СМ СССР конструкторскому
отделу  завода  №586 в г. Днепропетровск под  руководством  главного  конструктора
В.Будника была поручена разработка эскизного  проекта ракеты средней  дальности, а
10 апреля 1954г. на  заводе  было создано  ОКБ  руководителем  которого  назначили
М.Янгелея. Организация КБ и кадровые назначения произошли по решению Устинова кото-
рый таким  образом дал  возможность Янгелю  реализовать свои идеи.  Для выполнения
государственной  задачи в кратчайшие сроки министр дал указание передать все нара-
ботки НИИ-88 по созданию  ракет на  долгохранимых компонентах топлива заводу №586.
Янгель оказался в сложной ситуации: завод  в Днепропетровске имел жесткий план вы-
пуска Р-5М, не подлежащий  сокращению кроме того  к тому времени уже имелся проект
ракеты на  высококипящих  компонентах, выполненный под руководством  В. Будника на
базе ракеты Р-5М. Главный конструктор принимает решение: проект основательно дора-
ботать, чтобы  получить  ракету  значительно превосходящую  Р-5М по боеготовности,
дальности и эффективности боевого применения.  13 августа 1955г. вышло Постановле-
ние СМ СССР "О создании и  изготовлении ракет Р-12".  В октябре 1955г. был выпущен
эскизный  проект.  Ракета предназначалась для поражения площадных целей. Для уско-
рения перехода на производство новой ракеты решено было широко использовать техно-
логическую базу, созданную для ракет Р-5. Поэтому за базовый диаметр  корпуса Р-12
был выбран диаметр 1,652м.  марки  конструкционных  материалов остались теми же. В
марте 1957г. в НИИ-229 (г. Загорск) были успешно проведены  стендовые огневые испы-
тания ракеты Р-12, а 5 мая 1957г. первую летную ракету отправили на полигон Капус-
тин Яр. В это же время  на соседней площадке Капустина Яра Королев  готовил запуск
своей геофизической ракеты Р-2А.  Увидев ракету  Янгеля на стартовом столе Королев
сказал: «Это что за карандаш? Он сломается, не успев взлететь!»  Но первый же пуск
ракеты Р-12 22 июня 1957г. оказался успешным. Пролетев две тысячи километров, раке-
та попала  в цель — гору  Мунлу в  Казахстане. Всего в  ходе летно-конструкторских
испытаний было  запущено 25 ракет  (успешный ход  испытаний позволил отказаться от
последних девяти пусков третьего этапа).  При проведении  испытаний были  получены
предельные отклонения ГЧ от расчетной точки по дальности в около 1100м. по направ-
лению около 600м. при стрельбе  на максимальную дальность в 2000км.  Испытания за-
вершили пуском контрольной ракеты от  серийной партии.  4 марта 1959г. ракету Р-12
наземного базирования приняли на вооружение после чего началось массовое строитель-
ство военных городков и стартовых позиций.  Впервые ракета Р-12 продемонстрирована
на параде в Москве 1961г.
     Стартовый комплекс ракеты Р-12 из-за обилия обслуживающей техники представлял
собой уязвимую мишень. Для повышения живучести необходимо было разработать шахтную
пусковую  установку (ШПУ).  30 мая 1960г. вышло Постановление СМ СССР о разработке
ШПУ "Двина" для ракеты Р-12.  Разработку поручили конструкторскому  коллективу под
руководством В. Бармина.  30.12.1961г. был проведен первый пуск  модернизированной
ракеты, получившей обозначение Р-12У. Ракета вышла из сооружения и легла на расчёт-
ную траекторию.  На 58-й секунде  полета ракета  потеряла  устойчивость и упала на
землю. Как выяснилось- при старте был срезан один из стабилизаторов. Ракету срочно
доработали – сняли аэродинамические стабилизаторы на хвостовом отсеке и  испытания
продолжились до октября 1963г. Первые боевые шахты для Р-12У были построены к янва-
рю 1963г. в Плунге (Прибалтика), а 5 января 1964г. боевой  ракетный комплекс (БРК)
с ракетой  Р-12У был принят на вооружение РВСН.  БРСД Р-12У стали  развёртывать не
только взамен Р-12, но и в новых районах: на Северном  Кавказе, в Средней Азии, на
Кольском полуострове  и в Западной Сибири.  К 1965 г. было развернуто  608 ПУ  для
ракет Р-12 и Р-12У. 
      В сентябре 1961г. произведен пуск ракеты с ядерным зарядом из-под Воркуты по
полигону на Новой Земле. Пуски выполнялись расчетами 181-го полка  который позднее
был отправлен на Кубу. Было выполнено 3 или 4 пуска (точных данных нет) первые 1-2
пуска «холостые» с целью контроля точности попадания. В октябре 1961-ноябре 1962г.
на полигоне Сары-Шаган произведена серия высотных ядерных взрывов с использованием
ракеты Р-12 с целью исследовать влияние ядерных взрывов  на ракетную технику и ра-
диосвязь.  Ракета Р-12 использовалась  в качестве мишени при  испытательных пусках
ракет системы ПРО. 
      Ракету Р-12  выпускали  заводы в  Днепропетровске, Омске, Перми и Оренбурге,
она стала самой массовой ракетой стратегического назначения (было изготовлено 2300
ракет).  После посещения в 1961г. завода  в Днепропетровске  Н.С. Хрущев заявил на
весь мир, что в СССР ракеты делают как сосиски. К 1987г. оставалось 149 ракет Р-12
подлежащих ликвидации по договору РСМД.  Последняя ракета  была уничтожена  23 мая
1990 года на базе "Лесная" в Брестской области. 
    Ракета Р-12 можно по праву назвать уникальным образцом современного вооружения.
Вряд ли в мире найдется другой  образец технически сложного оружия которое находи-
лось на вооружении 30 лет без модернизации.  Конечно в современной истории имеются
случаи когда некоторые образцы вооружений экплуатируются и дольше.  Например амери-
канские В-52 стоят на  вооружении с середины  50-х годов. Но они проходили неодно-
кратную модернизацию  да и производство их закончилось позже чем Р-12.

                         Конструкция
    Ракета состоит из головной части, переходного отсека, бака окислителя, прибор-
ного отсека, бака горючего и хвостового отсека. 
    Р-12 несла моноблочную головную часть с термоядерным зарядом мощностью 1-2 Мт.
Головная часть конической формы  имеет стальную клепаную конструкцию и асботексто-
литовое теплозащитное покрытие.  Крепление ГЧ к ракете осуществляется пироболтами.
Отделяется ГЧ — с помощью пневмотолкателя после подрыва пироболтов. 
    Переходной отсек, изготовленный  из алюминиевых сплавов В-95 и Д-16, имеет вид
низкого кольца клепаной конструкции и состоит из силового набора и обшивки.
    Бак окислителя ракеты наземного базирования изготовлен из сплава АМг-6 состоит
из двух отсеков: верхнего и нижнего, разделенных общим полусферическим днищем. Ци-
линдрические обечайки отсеков гладкие сварные, из колец, образованных путем сварки
гнутых листов с утолщениями в местах сварки. Сверху и снизу бак ограничен полусфе-
рическими  днищами,  соединенными  с обечайками  с  помощью  торцевых  шпангоутов.
Полость верхнего отсека  соединена с полостью нижнего с помощью трубопровода пере-
лива в котором  установлен  клапан перелива  топлива, включающий  в нужный  момент 
подачу  окислителя из верхней  части бака.  Такая конструкция была необходима  для
компенсации изменения  центровки  ракеты  при прохождении  звукового  барьера. При
проектировании шахтного варианта ракеты система управления была доработана и могла
самостоятельно  справляться с изменением  центровок  при переходе  через  звуковой
барьер. Необходимость в разделении бака на два отсека отпала: он состоял только из
цилиндрической обечайки и двух полусферических днищ.  Кроме того отсутствие ветро-
вых нагрузок  позволило уменьшить толщину  стенок бака ракеты  Р-12У что привело к
уменьшению сухой массы ракеты. Внутри каждого отсека имеются продольные пластины -
гасители колебаний жидкости, датчики уровня топлива и заборная арматура. В верхней
части отсеков размещены кольцевые коллекторы наддува. Баки во время полета наддува-
ются сжатым азотом из баллонов, смонтированных в хвостовом отсеке.
   Приборный отсек цилиндрической формы клепаной конструкции имеет внутри раму для
установки приборов системы управления. СУ автономная аналоговая, управляющие сигна-
лы — электрические, служат для приведения в действие электрических пневмо- и гидро-
клапанов и управляющих  механизмов.  Кабели и трубопроводы  проложены по  наружной
стороне бакового отсека ракеты и закрыты желобом. 
    Бак горючего в основном аналогичен по конструкции баку окислителя ракеты Р-12У,
однако внутри него по оси в тоннельной трубе проложен расходный трубопровод окисли-
теля.
    Хвостовой отсек  клепанной конструкции  из сплава В-95 (силовой набор) и  Д-16
(обшивка). Внутри цилиндрической (верхней) части отсека  смонтирован  тороидальный
сварной бак с перекисью водорода для питания ТНА двигателя. Поверхность хвостового
отсека имеет люки для  доступа к агрегатам двигателя.  Коническая юбка  хвостового
отсека служит для передачи веса ракеты на пусковое устройство, для чего  она имеет
в нижней части четыре опорных кронштейна, оборудованных винтовыми опорами для вер-
тикализации ракеты.  На кронштейнах крепятся также графитовые газовые рули с элек-
трическими рулевыми машинками. Снаружи юбки наземного варианта ракеты на кронштей-
нах жестко закреплены лопасти аэродинамических стабилизаторов, которых нет на шахт-
ном  варианте  Р-12У.  Двигательная  установка ракеты состоит из  четырехкамерного
маршевого  ЖРД РД-214,  разработанного в ОКБ академика В.Глушко.  Двигатель РД-214
крепится в цилиндрической части хвостового отсека с помощью рамы, связанной тягами
с узлами крепления в верхней  части камер  сгорания.  РД-214 работает по  открытой
схеме (без дожигания  отработанного турбогаза).  Камеры сгорания цилиндрические, с
плоскими форсуночными головками и профилированными соплами. Охлаждение камер комби-
нированное, проточно завесное. Охлаждающий компонент — горючее. Двигатель работает
на азотнокислотном окислителе АК-27И (27% раствор окислов азота в азотной кислоте)
и углеводородном горючем ТМ-185. Привод ТНА от турбины, вращаемой газами, получае-
мыми в газогенераторе путем  каталитического разложения  80%-ной перекиси водорода
на посеребренных медных сетках.  Запуск двигателя  «пушечный», без предварительной
ступени. Зажигание топлива в камерах — химическое,  при помощи пускового  горючего
(смесь ксилидина  с триэтиламином)  ТГ-02, заливаемого  перед  заправкой  ракеты в
магистраль  горючего между ТНА и главным клапаном. Перед отключением для получения
минимального импульса последействия двигатель переводится на конечную ступень тяги.
При этом тяга уменьшается путем уменьшения расхода перекиси водорода через газоге-
нератор.

                ТТХ
 Число ступеней 	                   -       1 
 Тип ДУ 	                         -     ЖРД 
 Стартовый вес                  т.   -   41.7-42.2
 Длина ракеты                   м.   -  22.1-22.77
 Диаметр ракеты                 м.         1.652 
 Дальность полёта               км.  -  2000-2280
 Вес пустой ракеты              т.   -     3.15 
 Масса двигателя                кг.  -    645 
 Тяга на земле                  т.   -	   60 
 Давление в камере сгорания  кг/см2. -    44.5 
 Вес горючего ТМ-185            т.   -     7.3 
 Вес окислителя АК-27И          т.   -    29.065
 Вес приборов СУ                кг.  -      430 
 Вес боевой части (легкая ГЧ)   кг.  -  1300-1400
 Вес боевой части (тяжелая ГЧ)  кг.  -     1630 
  

        
Перечень наземного испытательного, пускового, заправочного, вспомогательного оборудования используемого при подготовке и пуске 8К63. 1. 8У217, пусковая установка (наземный пусковой стол) вес - 6,9т. Размеры – 3,02 х 3,02 х 3,27 м; 2. 8У210, установщик ракет портальный на шасси МАЗ-529В или МоАЗ-546 двигатель – ЯАЗ-206 165(215) л.с. Длина – 15,62 м., ширина – 3,15 м., высота – 3,76 м.; 3. 8Т115, грунтовая тележка с тягачем МАЗ-535 (МАЗ-529 или АТ-Т) размеры – 22,85 х 2,72 х 2,5 м.; 4. 8Г112, цистерна (емкость) горючего на трехосном шасси; 5. 8Г113, заправщик окислителя; 6. 8Г131, цистерна окислителя; 7. 8Г210, подогреватель-заправщик перекиси водорода на базе ЗИЛ-157; 8. 8Г11, цистерна перекиси водорода на шасси ЗиС-151; 9. ???, транспортируемая емкость горючего размеры – 11,38 х 2,63 х 2,96 м.; 10. 8Т555, транспортируемая емкость окислителя размеры – 10,7 х 2,63 х 3,35 м.; 10. 8Т318, стыковочная машина; 11. 8Н112, машина автономных испытаний для... ; 12. 8Н113, машина горизонтальных испытаний; 13. 8Н213, машина подготовки на шасси ЗИЛ157 "КУНГ"; 14. 8Н214, электропреобразовательный агрегат; 15. 8Н215, кабельная машина №1 на шасси ЗИЛ157 "КУНГ"; 16. 8Н216, кабельная машина №2 на шасси ЗИЛ157 "КУНГ"; 17. 8Н217, машина обогрева головной части; 18. 8Н218, машина с кабелями технической позиции; 19. 8Т310, машина принадлежностей технической позиции; 20. 8Т331, машина ЗИП электроогневого отделения на шасси ЗИЛ157 "КУНГ"; 21. 8Г27, подогреватель воздуха (теплогенератор бензиново-электрический); 22. 8Г33, воздушная компрессорная станция на шасси ЗиС-151; 23. 8Т325, машина ЗИП №1 (двигательного отделения); 24. 8Т330, машина ЗИП №2 (стартовых принадлежностей); 25. 8Т116, автовышка; 26. 8Ш14, комплект приборов наведения; 27. 8Ш31(ДДН-1), Фотоэлектрический индикатор влажности (измеритель точки росы); 28. 8Ю12, палатка технической позиции (применялась на выездах для хранения ракеты, длиной примерно 30 и шириной 5 м, каркас из алюминиевых труб); 29. 8Т311, Обмывочно-нейтрализационная машина; 30. 8Т26, автокран 10 т на шасси полуприцепа с одноосным тягачем МАЗ-529В; 31. ЭСД-20-ВС/400, дизельная электростанция 20 кВт, ток - переменный (50 Гц), три фазы, 400в, пуск - стартер, монтировалась на двухосном автоприцепе 2-ПН-2; 32. ЭСД-50-ВС/400, дизельная электростанция 50 кВт, ток - переменный (50 Гц), три фазы, 400в, пуск - стартер, монтировалась на двухосном автоприцепе 2-ПН-4; 33. Машина радиоуправления дальностью; 34. 8Ф12Н, головная часть; 36. Наземное оборудование для эксплуатации ГЧ по спецификации Минсредмаша; 37. Машина-хранилище; 38. Аппаратура 8Н122; 39. Аппаратура 8Н231; 40. Аппаратура 8Н65; 41. Аппаратура 8Н66; 42. Аппаратура 8Н67. Наверх

Hosted by uCoz