|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БРСД РТ-15 в ТПК
|
|
|
БРСД РТ-15 (8К96) SS-X-14 "Spacegoat"
по классификации НАТО
Разработка, испытания и развертывание
История создания БРСД РТ-15 началась 4 апреля 1961г. когда вышло в свет поста-
новление Правительства, в котором КБ Королева назначалось головным по созданию
принципиально нового БРК стационарного типа с МБР на твердом топливе, оснащенной
моноблочной ГЧ и получившей обозначение РТ-2 (8К98). Предусматривалась возможность
путём комбинации ступеней ракеты РТ-2 создать ракеты на промежуточные дальности.
2-я и 3-я ступени ракеты образовали ракету РТ-15 (8К96), 1-я и 3-я ступени ракету
РТ-25 (8К97).
Эскизный проект ракеты РТ-2 на дальность 10000-12000 км был разработан в 1963г.
В разработке двигателей второй ступени принимал участие Ленинградский ЦКБ-7
(главный конструктор Тюрин) завода «Арсенал». По постановлению правительства от 16
июля 1963г. разработка РТ-15 была приостановлена до получения положительных резуль-
татов по отработке РТ-2. Работы возобновились в 1965г. предполагалось использовать
ракету в составе подвижного (15П696) и стационарного (15П069) комплексов. Работы
по стартовому комплексу с ПУ 15У64 выполнял ЦКБ-34 (КБСМ) но вскоре тема была
закрыта. Ракета РТ-15 в составе подвижного ракетного комплекса 15П696 была дове-
дена до сдачи заказчику. Производство ракет РТ-15 было налажено на Ленинградском
Машиностроительном заводе № 7. Разработка и производство самоходных пусковых уста-
новок (СПУ) на шасси тяжёлого танка Т-10 проводились в КБ-3 Кировского завода под
руководством главного конструктора Ж.Я.Котина. Транспортно-пусковые стеклопласти-
ковые контейнеры 15Я25 проектировались в ЦКБ-34 с привлечением СКТБ (г.Хотьково
Московской области) в части технологии изготовления стеклопластиковых конструкций.
Наземное оборудование, входящее в состав технической позиции было разработано КБ
«Мотор» (главный конструктор В.А.Рождов). Для транспортировки контейнера КБ Кали-
нинского вагоностроительного завода (главный конструктор Л.Д.Новиков) был создан
изотермический вагон 15Т83 и вагон сопровождения 15Т89.
Пусковая установка с ракетой впервые были показаны на военном параде в Москве
в 1965г.
Испытания комплекса РТ-15 проводились на полигоне Капустин Яр. С 1965г. по
1970г. было проведено 20 пусков. В 1965г. проведено 3 пуска для чего в качестве
технической позиции использовалась площадка №105 созданная для ракет РТ-1 и РТ-2.
Здесь проводились все испытания и предстартовая подготовка ракеты в вертикальном
положении после чего ПУ в походном положении направлялась на площадку №84 откуда
производился пуск. Наибольшее количество пусков – 8 было выполнено в 1968г. Сог-
ласно приказу Главнокомандующего РВСН от 05.07.1966г. в 638-м рп (г.Слоним) 31-й
рд и 323-м рп (г.Гусев) 24 рд были проведены войсковые испытания этого ракетного
комплекса. Цель испытаний – отработка вопросов боевого применения самоходных пуско-
вых установок, определение временных нормативов занятия и оставления позиций,
объём и порядок технического обслуживания СПУ, разработка ориентировочного штата
ракетного комплекса и проверка эксплуатационных и ходовых характеристик СПУ. С
целью продолжения войсковых испытаний подвижного ракетного комплекса 15П696 с раке-
той РТ-15 вдекабре 1966г. в 50-й ра были сформированы два ракетных дивизиона- один
в составе 94 рп (г.Хаапсалу) 23-й рд другой - 50-й отдельный ракетный дивизион
(ордн) при 638 рп (г.Слоним) 31-й рд. В соответствии с планом перевооружения час-
тей РСД в 1968-1970 гг. 50-я РА должна была перевооружаться на самоходные ракетные
комплексы Темп-С, РТ-15 и РТ-15 «ОС» (отдельные старты). В январе 1969г. произ-
водство ракет было прекращено. После завершения в марте 1970 г. испытаний комплекс
15П696 с БРСД РТ-15 был принят в опытную эксплуатацию, которая осуществлялась
силами 50-го ордн до 1972г. Этот дивизион базировался н а территории ракетной базы
Лесная и совершал длительные тренировочные марши, во время которых отрабатывались
вопросы боевого применения СПУ. Дивизионом командовал подполковник Дроздов. Диви-
зион участвовал в парадах на Красной площади в Москве. На боевое дежурство он не
ставился и боевых задач не имел. Несмотря на то, что летные и войсковые испытания
данного комплекса показали достаточно высокие боевые и эксплуатационные характерис-
тики, на вооружение войск РСД он так и не был принят, а 1.07.1973г. 50-й ордн был
расформирован. Министерство обороны, мотивировало отказ от развертывания комплек-
са необходимостью слишком большого количества самоходных шасси для обеспечения
его функционирования. Однако уже через несколько лет было выдало задание на разра-
ботку подвижного грунтового комплекса для ракеты средней дальности. Эта работа
была поручена КБ А.Д.Надирадзе, и в 1977г. появился хорошо известный комплекс
«Пионер» с ракетой PCД-10.
Конструкция
В качестве двигателей первой и второй ступеней РТ-15 использовались двигатели
второй и третьей супеней ракеты РТ-2, с соответствующей их дороботкой для оптимиза-
ции работе на старте и в полёте. На хвостовом отсеке первой ступени устанавлива-
лись четыре решетчатых стабилизатора. В остальном конструкция аналогична второй
и третьей ступеням РТ-2. Информация по топливным зарядам противоречива одни источ-
ники утверждают, что заряды были вкладными (изготовленные по технологии Пермского
НИИ-130). По другим Двигатели первой и второй ступеней имели заряды скреплённые с
корпусом двигателя (изготовленные методом литья непосредственно в корпус двигателя
по технологии Алтайского НИИ-9). Хотя известно, что на второй ступени РТ-2 исполь-
зовалось топливо НИИ-9 а на третьей НИИ-130. Кроме того по имеющимся воспоминаниям
участников полевых испытаний после месячного маневрирования при вскрытии заглушек
сопел из двигателя вылили не менее ведра воды что не характерно для ракет РТ-2.
Ракета в период всего срока эксплуатации находилась в герметичном, обогреваемом
стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере 15Я25 размером 12,7 на 2,1м. Все
погрузочно-разгрузочные работы проводились безкрановым способом, что положительно
сказывалось на удобстве и безопасности эксплуатации.
Состав комплекса.
Подвижный боевой ракетный комплекс 15П696 должен был обеспечивать автономное
боевое дежурство, автоматизированную предстартовую подготовку и залповый пуск
шести ракет в любое время года и суток, без специальной подготовки боевой позиции.
В комплексе был заложен принцип кратковременного боевого дежурства на одной из
боевых позиций с последующим перебазированием на новую. Боевой порядок комплекса
(полка) 15П696 представлял собой шестигранник, в центре которого с высокой геодези-
ческой точностью устанавливалась машина боевого управления 15Н809. Сердцем машины
являлась шестигранная призма, к граням которой оптическим методом привязывались
приборы прицеливания СПУ 15У59. В состав комплекса входило:
- 6 подвижных пусковых установок 15У59 (танк Т-10) с ракетами в ТПК 15Я25
- машина боевого управления 15Н809 (МАЗ-543),
- машина подготовки позиции 15В51 (МАЗ-543),
- узел связи «Рельеф» (3 машины МАЗ-543 - «А»,«Б»,«В»),
- 2 дизель-электростанции 15Н964 (МАЗ-543)
- автофургон для личного состава,
Наземное оборудование, входящее в состав технической позиции:
- 15Т79 - агрегат загрузки контейнера;
- 15Т81 - перегрузочный агрегат;
- 15Т84 - транспортный агрегат;
- 15Т21П - изотермическая стыковочная машина;
- машины регламентных испытаний системы управления и системы прицеливания.
Пусковая установка 15У59 на базе тяжелого танка Т-10 (экипаж 3 человека) имела
следующие характеристики:
Вес шасси т. – 29,96
Вес СПУ с ракетой т. – 62,5
Длина с ТПК м. - 4,8
Ширина м. – 3,3
Высота на позиции м. – 15,2
Клиренс мм. – 450
Уд.давление на грунт кг/см2. – 0,78
Мощность двигателя л.с. - 750 л.с.
Скорость км/ч. – 30-40
Запас хода км. – 250
Преодолеваемые препятствия
подъем град. – 20
крен град. – 15
ров м. – 3
стенка м. – 0,9
брод м. – 1,3
ТТХ РТ-15
Дальность км. – 2500
мощность Гч Мт. - 1
масса ГЧ кг. - 535
Стартовая масса т. – 16
Длина полная м. – 11,93
1-я ступень м. – 4,74
2-яступень м. - 6,77
Диаметр м. – 1,49
Диаметр 1 ступени м. – 1,9
КВО м. - 900
|
|
Наверх
|