РТ-15 (8К96) От "Катюши" до "Сатаны" Главная      
КАРТА САЙТА
Р-5М (8К51)
Р-7 (8К71)
Р-12 (8К63)
Р-14 (8К65)
Р-16 (8К64)
Р-9А (8К75)
Р-36 (8К67)
РТ-2 (8К98)
РСД-10 ("ПИОНЕР")
Р-100 (8К84)
Р-100Н (15А30)
МР-УР-100 (15А15)
"ТЕМП-2С" (15Ж42)
Р-36М, УТТХ, М2
РТ-23 УТТХ
"ТОПОЛЬ"
ИХ НЕ БЫЛО...

БРСД РТ-15 в ТПК

        БРСД  РТ-15 (8К96) SS-X-14 "Spacegoat" 
           по классификации НАТО

                  Разработка, испытания и развертывание
    История создания БРСД РТ-15 началась 4 апреля 1961г. когда вышло в свет поста-
новление  Правительства, в котором КБ  Королева назначалось  головным  по созданию
принципиально  нового БРК стационарного типа с МБР на твердом  топливе, оснащенной
моноблочной ГЧ и получившей обозначение РТ-2 (8К98). Предусматривалась возможность
путём комбинации ступеней  ракеты РТ-2 создать ракеты  на промежуточные дальности.
2-я и 3-я ступени ракеты образовали ракету РТ-15 (8К96), 1-я и 3-я ступени  ракету
РТ-25 (8К97). 
    Эскизный проект ракеты РТ-2 на дальность 10000-12000 км был разработан в 1963г.
В разработке  двигателей  второй  ступени  принимал  участие  Ленинградский  ЦКБ-7
(главный конструктор Тюрин) завода «Арсенал». По постановлению правительства от 16
июля 1963г. разработка РТ-15 была приостановлена до получения положительных резуль-
татов по отработке РТ-2. Работы возобновились в 1965г. предполагалось использовать
ракету в составе  подвижного (15П696) и  стационарного (15П069) комплексов. Работы
по стартовому  комплексу с ПУ 15У64  выполнял ЦКБ-34 (КБСМ)  но вскоре  тема  была
закрыта.  Ракета РТ-15 в составе подвижного ракетного  комплекса 15П696 была дове-
дена до сдачи заказчику. Производство ракет РТ-15 было  налажено на  Ленинградском
Машиностроительном заводе № 7. Разработка и производство самоходных пусковых уста-
новок (СПУ) на шасси тяжёлого танка Т-10  проводились в КБ-3 Кировского завода под
руководством главного  конструктора Ж.Я.Котина. Транспортно-пусковые стеклопласти-
ковые контейнеры 15Я25  проектировались в ЦКБ-34 с  привлечением СКТБ  (г.Хотьково
Московской области) в части технологии изготовления стеклопластиковых конструкций.
Наземное оборудование, входящее в состав  технической позиции было  разработано КБ
«Мотор» (главный конструктор В.А.Рождов).  Для транспортировки контейнера КБ Кали-
нинского  вагоностроительного  завода (главный конструктор Л.Д.Новиков) был создан
изотермический вагон 15Т83 и вагон сопровождения 15Т89. 
     Пусковая установка с ракетой впервые были показаны на военном параде в Москве
в 1965г.
    Испытания  комплекса РТ-15  проводились  на полигоне  Капустин Яр. С 1965г. по
1970г. было  проведено 20 пусков.  В 1965г. проведено 3 пуска  для чего в качестве
технической позиции использовалась площадка №105 созданная  для ракет РТ-1 и РТ-2.
Здесь проводились все  испытания и предстартовая подготовка  ракеты в вертикальном
положении после чего ПУ в походном положении  направлялась на площадку  №84 откуда
производился пуск.  Наибольшее количество пусков – 8 было выполнено в 1968г.  Сог-
ласно приказу  Главнокомандующего РВСН от  05.07.1966г. в 638-м рп (г.Слоним) 31-й
рд и 323-м рп (г.Гусев) 24 рд были проведены  войсковые испытания  этого ракетного
комплекса. Цель испытаний – отработка вопросов боевого применения самоходных пуско-
вых установок, определение  временных  нормативов  занятия и  оставления  позиций,
объём и порядок технического  обслуживания СПУ, разработка  ориентировочного штата
ракетного  комплекса и проверка  эксплуатационных и  ходовых  характеристик СПУ. С
целью продолжения войсковых испытаний подвижного ракетного комплекса 15П696 с раке-
той РТ-15 вдекабре 1966г. в 50-й ра были сформированы два ракетных дивизиона- один
в составе  94 рп (г.Хаапсалу) 23-й рд  другой - 50-й отдельный  ракетный  дивизион
(ордн) при 638 рп (г.Слоним) 31-й рд.  В соответствии с планом перевооружения час-
тей РСД в 1968-1970 гг. 50-я РА должна была перевооружаться на самоходные ракетные
комплексы Темп-С, РТ-15  и РТ-15 «ОС» (отдельные старты).  В январе 1969г.  произ-
водство ракет было прекращено. После завершения в марте 1970 г. испытаний комплекс
15П696 с  БРСД  РТ-15 был принят  в опытную  эксплуатацию, которая  осуществлялась
силами 50-го ордн до 1972г. Этот дивизион базировался н а территории ракетной базы
Лесная и совершал длительные  тренировочные марши, во время которых отрабатывались
вопросы боевого применения СПУ. Дивизионом командовал подполковник Дроздов.  Диви-
зион участвовал в парадах  на Красной площади в Москве.  На боевое дежурство он не
ставился и боевых задач не имел.  Несмотря на то, что летные и войсковые испытания
данного комплекса показали достаточно высокие боевые и эксплуатационные характерис-
тики, на вооружение  войск РСД он так и не был принят, а 1.07.1973г. 50-й ордн был
расформирован.  Министерство обороны, мотивировало отказ от развертывания комплек-
са необходимостью  слишком большого  количества  самоходных шасси для  обеспечения
его функционирования.  Однако уже через несколько лет было выдало задание на разра-
ботку подвижного  грунтового комплекса  для ракеты  средней дальности.  Эта работа
была поручена КБ  А.Д.Надирадзе, и в 1977г.  появился  хорошо  известный  комплекс
«Пионер» с  ракетой PCД-10.

                             Конструкция
     В качестве двигателей первой и второй ступеней РТ-15 использовались двигатели
второй и третьей супеней ракеты РТ-2, с соответствующей их дороботкой для оптимиза-
ции работе на  старте и в полёте.  На хвостовом отсеке первой ступени устанавлива-
лись четыре решетчатых стабилизатора.  В остальном конструкция  аналогична  второй
и третьей ступеням РТ-2.  Информация по топливным зарядам противоречива одни источ-
ники утверждают, что заряды были  вкладными (изготовленные по технологии Пермского
НИИ-130).  По другим Двигатели первой и второй ступеней имели заряды скреплённые с
корпусом двигателя (изготовленные методом литья непосредственно в корпус двигателя
по технологии Алтайского НИИ-9). Хотя известно, что на второй ступени РТ-2 исполь-
зовалось топливо НИИ-9 а на третьей НИИ-130. Кроме того по имеющимся воспоминаниям
участников полевых испытаний после  месячного маневрирования при вскрытии заглушек
сопел из двигателя вылили не менее ведра воды что не характерно для ракет РТ-2.  
   Ракета в период всего срока эксплуатации находилась в герметичном, обогреваемом
стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере 15Я25 размером 12,7 на 2,1м. Все
погрузочно-разгрузочные работы проводились безкрановым  способом, что положительно
сказывалось на удобстве и безопасности эксплуатации.        

                           Состав комплекса.
     Подвижный боевой ракетный  комплекс 15П696 должен был обеспечивать автономное
боевое  дежурство, автоматизированную  предстартовую  подготовку  и залповый  пуск
шести ракет в любое время года и суток, без специальной подготовки боевой позиции.
В комплексе  был заложен  принцип  кратковременного  боевого дежурства на одной из
боевых позиций с последующим  перебазированием на новую.  Боевой порядок комплекса
(полка) 15П696 представлял собой шестигранник, в центре которого с высокой геодези-
ческой точностью  устанавливалась машина боевого управления 15Н809. Сердцем машины
являлась шестигранная  призма, к граням которой  оптическим методом  привязывались
приборы прицеливания СПУ 15У59. В состав комплекса входило: 
   - 6 подвижных пусковых установок 15У59 (танк Т-10) с ракетами в ТПК 15Я25
   - машина боевого управления 15Н809 (МАЗ-543),
   - машина подготовки позиции 15В51 (МАЗ-543),
   - узел связи «Рельеф» (3 машины МАЗ-543 - «А»,«Б»,«В»),
   - 2 дизель-электростанции 15Н964 (МАЗ-543)
   - автофургон для личного состава,
Наземное оборудование, входящее в состав технической позиции:  
   - 15Т79 - агрегат загрузки контейнера;
   - 15Т81 - перегрузочный агрегат; 
   - 15Т84 - транспортный агрегат;
   - 15Т21П - изотермическая стыковочная машина;
   - машины регламентных испытаний системы управления и системы прицеливания. 

   Пусковая установка 15У59 на базе тяжелого танка  Т-10 (экипаж 3 человека) имела
следующие характеристики:
 Вес    шасси               т.  –  29,96
 Вес СПУ с ракетой          т.  –  62,5 
 Длина с ТПК                м.  -  4,8 
 Ширина                     м.  –  3,3 
 Высота на позиции          м.  –  15,2
 Клиренс                   мм.  –  450 
 Уд.давление на грунт  кг/см2.  –  0,78 
 Мощность двигателя       л.с.  -  750 л.с. 
 Скорость                км/ч.  –  30-40 
 Запас хода                км.  –  250
 Преодолеваемые препятствия
               подъем    град.  –  20
                крен     град.  –  15 
                ров         м.  –  3 
                стенка      м.  –  0,9
                брод        м.  –  1,3


               ТТХ     РТ-15
 Дальность            км.    – 2500
 мощность Гч          Мт.    -    1 
 масса ГЧ             кг.    -  535 
 Стартовая масса       т.    –   16
 Длина полная          м.    – 11,93 
          1-я ступень  м.    –  4,74
          2-яступень   м.    -  6,77
 Диаметр               м.    –  1,49 
 Диаметр 1 ступени     м.    –  1,9 
 КВО                   м.    -  900
     

         
Наверх

Hosted by uCoz