От "Катюши" до "Сатаны" Главная
КАРТА САЙТА
Р-5М (8К51)
Р-7 (8К74)
Р-12 (8К63)
Р-14 (8К65)
Р-16 (8К64)
Р-9А (8К75)
Р-36 (8К67)
РТ-2 (8К98)
РТ-15 (8К96)
РСД-10 ("ПИОНЕР")
УР-100 (8К84)
МР-УР-100 (15А15)
УР-100Н (15А30)
ТЕМП-2С (15Ж42)
Р-36М, УТТХ, М2
РТ-23 УТТХ
"ТОПОЛЬ"
ИХ НЕ БЫЛО...

           Развитие советских балистических ракет.

    Ракеты, начиненные дымным порохом использовались еще в дореволюционной России.
Боевые ракеты такого типа были сняты с вооружения в 70-х г. XIXв,  а осветительные
состояли на вооружении до 1917г. С 1919г. началось проектирование ракет с двигате-
лями, работающими на бездымном порохе. 
    В 1921г. в Москве по инициативе Н.Тихомирова создана лаборатория по разработке
ракетных снарядов на бездымном порохе,а также ЖРД (жидкостных ракетных двигателей).
В 1927г. лаборатория перебазирована в Ленинград, а в 1928г. переименована в Газоди-
намическую лабораторию (ГДЛ).  В 1929г. подразделение по разработке  ЖРД возглавил
В.Глушко.  На первых  ракетах качестве  топлива использовали различные компоненты:
азотную кислоту,  четырехокись азота,  кислород,  бензин,  толуол, керосин  и даже
бериллий – шел  поиск оптимальных компонентов.
    В сентябре 1931г. при ЦС Осавиахима создана ГИРД - Группа Изучения Реактивного
Движения под руководством Цандера. В апреле 1932г. руководителем ГИРД был назначен
Королев. В ГИРДе создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллисти-
ческие ракеты ГИРД-09 и -10.  
    21.09.1933г. М.Тухачевский издал  приказ  Реввоенсовета СССР об организации на
базе ГДЛ и Московской организации ГИРД первого в мире Реактивного научно-исследова-
тельского института (РНИИ) РККА.  Начальником РНИИ был назначен И.Клейменов, а его
заместителем —С.Королев. С начала 1934г. зам.начальника РНИИ назначен Г.Э.Лангемак,
а С.Королев стал нач.отдела по разработке крылатых ракет, Глушко руководил отделом
ЖРД. Отделом В.Глушко, за первые четыре  года существования  РНИИ было разработано
много  конструкций ЖРД.  Одним из  лучших советским  двигателем  того  времени был
ОРМ-65. Время непрерывной работы до 30 мин, а главное — во время экспериментов его
включали и выключали до 50 раз. Тяга его могла  регулироваться в пределах от 50 до
175кг. В 1938г. проводились испытания  крылатой управляемой ракеты 301 конструкции
С.Королева с двигателем ОРМ-65 (аэроторпеда). Она предназначалась для пуска с само-
лета ТБ-3 на  расстояние  до 10км, площадь  крыла 1,2м; размах 2,2м;  длина ракеты
3,2м; диаметр 300мм; стартовая масса 200кг. (70кг. топлива).  
     К концу 1937г. под руководством Г.Лангемака и И.Клейменова в РНИИ были разра-
ботаны реактивные снаряды на бездымном порохе PC-82 и PC-132.  Летом 1938г. начали
разработку многозарядной установки, которая превратилась потом в «Катюшу». Заряжа-
лась она 132-мм снарядами РС-132. РС-82 впервые были применены  в конфликте у реки
Халхин-Гол в 1939г. (первое боевое применение произошло 20 августа 1939г. в воздуш-
ном  бою 5-и  И-16 с японскими  истребителями).  Широко применялись РС-ы в войне с
белофиннами и  особенно во  время  Великой Отечественной войны.  Первое применение
реактивных установок «Катюша» произошло  14 июля 1941г.   
     В 1938г. РНИИ был переименован в НИИ-3. В конце 30-х годов в СССР было немало
людей, увлеченных ракетной техникой. Работали они и во Всесоюзном авиационном инже-
нерно-техническом обществе (ракета «АвиаВНИТО»),в ленинградской ГИРД, в Московском
институте механизации и электрификации социалистического сельского хозяйства, про-
ектировали ракеты в Харькове, Тифлисе, Баку, Архангельске, Нижнем Новгороде.  Есть
сведения, что в  Кандалакше тоже создали и испытали свою  ракету с ЖРД.  В страто-
сферном комитете Осоавиахима существовала  реактивная секция, где под руководством
инженера И.Меркулова была построена первая советская  двухступенчатая ракета РВ-3.
Первая ступень - пороховая, вторая - с прямоточным  воздушно-реактивным двигателем
(впервые в мире), которая на испытаниях 19.05.1939г. поднялась на высоту 1800 м.
    В 1938г. С.Королёв был  арестован по ложному  обвинению и без  суда приговорен
ОСО НКВД к 10 годам исправительных работ. В 1939г. попал на Колыму на золотой при-
иск.  Осенью 1940г. он был  переведён в новое  место заключения — московскую спец-
тюрьму НКВД ЦКБ-29, где работал под руководством А.Н.Туполева. 
    В 1939г. отдел, руководимый Глушко, выделился из РНИИ в самостоятельную группу
при Московском авиационном моторостроительном заводе. В 1940г. эта группа перебази-
ровалась на Казанский авиационный завод. В 1941г. проект установки ЖРД на самолете
для улучшения его летнотехнических характеристик был принят ВВС, и группа с 1941г.
была преобразована в ОКБ-16 по ЖРД.  Благодаря  ходатайству Глушко С.П.Королев был
направлен на  работу ОКБ.  С 1942г. по 1946г. С.Королев был  заместителем главного
конструктора ОКБ по летным испытаниям. В 40-х годах ОКБ разработало несколько вспо-
могательных авиационных ЖРД: РД-1, РД-1ХЗ*, РД-2, РД-3 с насосной подачей  азотной
кислоты и  керосина,  неограниченным  числом ( в пределах ресурса)  повторных пол-
ностью  автоматизированных  пусков, с регулируемой  тягой, и максимальной  тягой у 
земли от 300 до 900кгс.   
    В 1944г. НИИ-3 (РНИИ) был  переименован в НИИ-1 и  передан в  авиационную про-
мышленность.
    В 1944г. после  освобождения Польши советские  инженеры смогли познакомиться с
фрагментами  немецкими  ракетами ФАУ-2.  Они были  ошеломлены  увиденным.  Один из
талантливейших конструкторов В.Болховитинов не мог поверить, что немцам в условиях
войны удалось создать такой мощный ракетный двигатель.  Ведь советские ученые в те
годы испытывали экспериментальных ЖРД с тягой в сотни кг. А здесь по расчетам выхо-
дило, что у двигателя  тяга как минимум 20т.  С началом оккупации  Германии работы
советским  специалистам прибавилось.  Летом 1945г. в Германии был создан "Институт
Рабе" - организацию по изучению немецкой  ракетной техники.  Начальником института
стал Б.Черток.  Трофейным командам удалось  собрать достаточное количество деталей
для сборки более двух десятков ракет.  Заказ  на изготовление недостающих бортовых
приборов и  испытательного  оборудования, разместили  на немецких  заводах. Осенью
1945г. правительством было принято  решение создать  вместо «Института Рабе» новую
организацию — институт «Нордхаузен» расположенный в  одноименном городе.  Институт
«Рабе» вошел в  его состав  в качестве Института  систем  управления.  Начальником
«Нордхаузена»  стал Л.Гайдуков, а его  заместителем и главным инженером — Королев,
прилетевший в Германию в конце октября 1945г.  В.Глушко прибыл  сюда раньше вместе
со своей группой  от Наркомата авиационной промышленности), рассчитывая  применить
ракетные двигатели для самолетов. Собственно Нордхаузен - подземный завод, где ра-
ботали узники  концлагерей.  Кроме того  в «Нордхаузен» вошли три завода по сборке
ракет, завод «Монтания», занимавшийся изготовлением двигателей для Фау-2, и стендо-
вая база  в  Леестене, где осуществлялись  их огневые  испытания, а также  завод в
Зондерхаузене, занимавшийся сборкой  приборов системы управления.  Советские инже-
неры приступили к практическому освоению трофейной техники.
     С мая 1946г. в соответствии  с вышедшим постановлением  правительства  в СССР
началось  развертывание  работ по  реактивному вооружению – создание отечественной
ракетостроительной  промышленности.  Для работ  по жидкостной  ракетной  технике в
г. Калининград  Московской области на базе артиллерийского  завода № 88 был создан
научно-исследовательский институт реактивного вооружения НИИ-88 (с 1967г. ЦНИИмаш).
Тем же постановлением  создана сеть научно-исследовательских организаций в области
ракетной техники: 
  -  НИИ-88 (Подлипки), разработка ракет, директор - генерал Гонор;  
  -  ОКБ-46 (Химки), ракетные двигатели, главный конструктор - Глушко;
  -  НИИ-885, системы наведения, главный конструктор - Рязанский;
  -  НИИ-885 (Монино), системы управления, главный конструктор – Пилюгин
  -  НИИ-10, гироскопы, главный конструктор - Кузнецов;
  -  ЦКБ, стартовые комплексы, главный конструктор - Бармин;
  -  НИИ-4 (испытательный полигон Капустин Яр), командующий - генерал Вознюк.
    9.08.1946г. приказом  Министра вооружения  главным  конструктором  изделия №1-
начальником отдела № 3 НИИ-88 был назначен Королев.  Задача была поставлена «прос-
тая» создание  аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов.  А в 1947г. выхо-
дит постановление  о разработке  новых баллистических  ракет с большей чем у Фау-2
дальностью  полёта (до 3000 км.)  В мае 1948г. в состав НИИ вошло  двигательное КБ
главного конструктора А.Исаева, впоследствии получившее статус ОКБ-2. Королев воз-
главил ОКБ-1 по разработке ракет.  Подготовка ракеты к испытаниям  была  завершена
в сентябре 1947г. а в октябре был  проведен  первый пуск.  В октябре 1948г. прошли
успешные летно-конструкторские испытания ракеты Р-1 (аналога Фау-2), и в 1950г. её
принимают на вооружение (дальность 270 км. полезная нагрузка 800кг. КВО 1,5 км.). 
    В 1950г. директором НИИ-88 назначен К.Руднев (1950-1952 гг.).
    В апреле 1950г. НИИ-88  был освобожден от работ по ЗУР, а затем  и по крылатым
ракетам дальнего действия.  НИИ-88 становится  головным по баллистическим ракетам.
Материалы по теме Т-2 (создание двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты,
летящей на  высоте 23-25км. со  скоростью ЗМ, с автономной  системой  управления и
астронавигацией) вместе с  подразделением,  занимавшимся  проектированием  системы
астронавигации было передано в мин.авиационной промышленности.
    25.05.1950г.приказом министра вооружения  С.Королев был назначен начальником и
главным конструктором ОКБ-1 НИИ-88. А 30 июня состоялись новые назначения в ОКБ-1:
   -  К.Бушуева - начальником проектно-исследовательского отдела;
   -  В.Будника - начальником конструкторского отдела;
   -  М.Янгеля - и.о. начальника отдела приборов управления;
   -  Б.Чертока - заместителем начальника отдела приборов управления.    
    Первые ЛКИ ракеты Р-2 прошли 26.10.1950г. Ракета существенно отличалась от Р-1:
имела дальность 550км, отделявшуюся ГЧ, несущий бак горючего, вдвое лучшую по точ-
ности систему  автономного управления.  В мае 1951г. было принято  постановление о
передаче Мин. вооружения СССР Днепропетровского автозавода для  производства ракет
Р-1, Р-2 (завод №586).  
    В декабре  1950г. начались исследования  возможности применения  высококипящих
окислителей для  ракет дальнего  действия.  В результате была создана ракета Р-11,
которую  можно было хранить и транспортировать в заправленном  состоянии.  В то же
время начались  работы  по теме  «Исследование  перспектив  создания ракет большой
дальности полета»( ракета Р-7).
     В 1952г. директором НИИ-88 назначен М.Янгель (1952-1953гг.)
     В апреле 1953г. прошли ЛКИ ракеты Р-5 с дальностью до 1200км. В течение 1954г.
Королев одновременно работает  над различными  модификациями ракеты Р-1, завершает
работу над ракетой Р-5М с ядерным боевым зарядом, продолжает работу по Р-11. Разра-
ботку морских баллистических ракет  Р-11ФМ передали (вместе с  коллективом опытных
конструкторов во главе с В.Макеевым) в созданное на Южном Урале СКБ-385. 
    В 1953г директором НИИ-88 назначен А.С. Спиридонов (1953-1959гг.).
    В мае 1954г. вышло  постановление  правительства о создании межконтинентальной
балистической ракеты (МБР) Р-7. 29.08.1955г. заместитель директора НИИ-88, главный
конструктор ОКБ-1  С.Королев направляет  в правительство предложения  по программе
исследования космоса. В результате в 1956г. ОКБ-1 с опытным заводом (ныне ОАО «РКК
«Энергия») выделились из  НИИ-88 в самостоятельную организацию.  В дальнейшем про-
цесс выделения самостоятельных организаций продолжился: 1956г. – филиал № 2 НИИ-88
(ныне ФГУП «НИИХИММАШ»); 1958г. – филиал № 1 НИИ-88  (ныне ФГУП «Звезда»); 1959г.– 
ОКБ-2 (ныне ФГУП «КБ Химмаш им. А.М.Исаева»), 1966г.– НИИ ИТ (ныне ФГУП «НПО изме-
рительной техники»);  1968г.– Спецмонтажтрест (ныне «Стройинвест»); 1972 г.– Орга-
низация «Агат», 1975г.- ЦНИИМВ (ныне ОАО «Композит»). Таким образом НИИ-88 оконча-
тельно отошли от практического проектирования ракетных систем вооружения.
     В 70-е годы на  ЦНИИмаш возлагаются руководство отраслевыми  координационными
советами по прочности, аэродинамике, теплообмену, автоматизации  проектирования, а
также обязанности головной организации по  методическому обеспечению  исследований
надежности и качества РКТ.
     10.04.1954г. на базе отдела 101 завода №586 было образовано ОКБ №586 (позднее
КБ«Южное»), начальником и главным конструктором которого был назначен М.Янгель. На
годы работы Янгеля в НИИ-88  приходится начало  создания ракеты Р-12 на  высококи-
пящих  компонентах топлива. Все материалы по Р-12 в апреле 1953г. были переданы на
завод в Днепропетровск. Р-12 стала первой самостоятельной  разработкой Янгеля. На-
земный вариант Р-12 принят на вооружение 4.03.1959г. после чего началось  массовое
строительство военных городков и стартовых позиций.  В мае 1961г. ракета продемон-
стрирована на военном параде в Москве.  Первые боевые шахты для Р-12У были постро-
ены к  1 января 1963г. в Плунге  (Прибалтика), а 5 января 1964г.  боевой  ракетный
комплекс с ракетой Р-12У был  принят на вооружение.   К 1965г. было развернуто 608
пусковых установок (ПУ) для ракет Р-12 и Р-12У. К 1987г. оставалось 149 ракет Р-12
подлежащих ликвидации  по договору РСМД.  Последняя ракета была  уничтожена 23 мая
1990г. 
     В июле 1958г. вышло постановление по созданию  ракеты Р-14 с  дальностью 4000
км., предусматривавшее  начало ЛКИ в 1960г.  Но еще раньше, в  декабре 1956г.  при
непосредственной поддержке  Устинова Янгель  добился выпуска  постановления Совета
Министров о  создании новой  межконтинентальной ракеты Р-16.  Первоначально ракету
предполагалось запускать только с наземных ПУ. В процессе подготовки первого пуска
ракеты  24 октября 1960г. на полигоне Тюра-Там произошла авария, приведшая  к боль-
шим человеческим жертвам и разрушению стартовой позиции. Второй испытательный пуск
состоялся 2.02.1961г.  Несмотря  на то, что ракета  упала на  трассе полета  из-за
потери  устойчивости, испытание  показало жизнеспособность  принятой  конструкции.
После анализа результатов и устранения недостатков испытания были продолжены.  Они
завершились  в конце 1961г. и в том же году на боевое дежурство был поставлен пер-
вый ракетный полк  с незащищенными  наземными ПУ.  С мая 1960г. начались работы по
шахтной пусковой установке (ШПУ) ракеты Р-16У,  а 5 февраля 1963г. началась поста-
новка на боевое дежурство первого ракетного полка, вооруженного этими МБР. С 1976г.
началось снятие ракеты с вооружения и замена на новые МБР. Последняя ракета ликви-
дирована в 1978г.
    В начале 1957г. к испытаниям была готова ракета Р-7.  Первый старт 15 мая ока-
зался неудачным - после  команды на запуск двигателей в хвостовом отсеке одного из
боковых блоков возник пожар.  Ракета взорвалась.  Первая серия испытаний  показала
наличие серьезных  недостатков в конструкции Р-7.  Первый успех  пришел  только 21
августа.  Ракета имела  комбинированную систему управления.  Ее автономная система
обеспечивала угловую  стабилизацию и стабилизацию центра масс на  активном участке
траектории, радиотехническая система обеспечивала коррекцию бокового движения цен-
тра масс в конце активного участка траектории и выдачу команды на выключение двига-
телей. Для базирования этих ракет,  в 1958г. было принято решение о  строительстве
стартовой станции в районе посёлка Плесецк. В январе 1960г. она была готова. Ракет-
ный комплекс получился громоздким, уязвимым,очень дорогим и сложным в эксплуатации.
Для создания и пополнения необходимого запаса кислорода необходим был целый завод.
Комплекс имел низкую  боевую готовность. Недостаточной  была и точность  стрельбы.
Ракета данного типа не годилась для массового развертывания. Всего было  построено
четыре старта (2 в Плесецке, 2 в Байконуре). 12 сентября 1960г. на вооружение была
принята МБР Р-7А. Она имела большую дальность – до11000км. К концу 1968г. их сняли
с вооружения.
     В ОКБ Королева не  было единодушия в необходимости  развивать боевую тематику
после блестящих побед в космосе, многие без восторга  переживали  потерю монополии
на создание  межконтинентальных  ракет, но отход от боевой тематики грозил потерей
поддержки Министерства обороны и благосклонности Хрущева. В итоге чувство ревности
и азарт гонки возобладали. Первые предложения о разработке новой МБР, которой было
присвоено секретное наименование Р-9, исходили от Мишина. Он в меньшей степени,чем
Королев, был увлечен мирной космонавтикой. Постановление о  создании Р-9 подписано
Хрущевым — 13 мая 1959г.  Первоначально  пробатывались два варианта: «кислородная»
ракета - Р-9А  и Р-9Б на  высококипящем окислителе.  Но поскольку Королев был ярым
противником применения токсичных  высококипящих окислителей то ответ  был известен
заранее (твердотопливные РДТТ были еще ненадежны). 
     Время готовности ракеты Р-7 к пуску с момента установки в стартовую систему в
самых оптимальных условиях измерялось 8–10 часами.  Сократить это время можно было
только в том случае, если боевое дежурство ракета несет в  заправленном состоянии.
Но дежурить после заправки жидким кислородом можно только десятки часов.  Огромные
потери кислорода на  испарение при его транспортировке,  хранении и после заправки
были принципиальным недостатком кислородных ракет. Если вместо минус 183°С,близких
к точке кипения  кислорода, понизить его  температуру до минус 210°С, то он займет
меньший  объем и резко  уменьшатся  потери на  испарение.  Если такую  температуру
удастся поддержать, можно будет осуществить скоростную заправку: кислород, попадая
в теплый бак, не будет бурно вскипать. Эту схему и применили на Р-9А.
    Первый пуск первой ракеты Р-9 был  9 апреля 1961г. прошел  неудачно на 155сек.
остановился двигатель второй ступени. Только второй пуск 21 апреля прошел успешно.
Головная часть дошла до Камчатки.  Не дожидаясь окончания ЛКИ,  куйбышевский завод
«Прогресс» начал серийное изготовление Р-9.
    Время готовности  Р-9 к пуску, считая  от горизонтального  положения,  удалось
довести до 20 мин. Дальнейшее сокращение времени  готовности определяет не процесс
заправки, а время раскрутки гироприборов, на что требовалось 15 минут (на американ-
ских ракетах роторы гироприборов вращаются непрерывно в течение всего дежурства  а
наша промышленность не могла выпускать подшипники с ресурсом  непрерывной работы в
течение года). 
    На три этапа ЛКИ было затрачено  54 ракеты (за 3 года) из них только около 2/3 
дошли до цели. Несмотря на не очень утешительные цифры, ракета  под  индексом Р-9А
в июле 1965г. была принята на  вооружение. При так  называемых «серийных  контроль-
ных  отстрелах»  уже  после  принятия  на  вооружение  в период с  15.05.1964г. по
16.12.1968г. из 16 ракет 14 дошли до  цели.
     По числу пусковых установок Р-9А (30 шахт) сильно отстала от шахтного вариан-
та  Р-16У, которая была принята  на вооружение на два года раньше Р-9.  Ко времени
принятия на вооружение Р-16 и Р-9А эти ракеты морально устарели.  Оба эти ракетных
комплекса первого поколения были сняты с вооружения в середине 70-х годов. 
     Последней боевой  ракетой КБ Королева  стала трехступенчатая  твердотопливная
МБР РТ-2 разработка которой (с использованием опыта разработки РТ-1) была начата в
ОКБ-1  в соответствии с постановлением  правительства от 4.04.1961г.  После смерти
Королева  работы были продолжены под руководством В.Мишина.  Наиболее  сложной для
отечественной науки  и промышленности была  проблема разработки высокоэнергетичес-
кого и  высокоэластичного твердого смесевого  топлива и создания  крупногабаритных
топливных зарядов, формуемых непосредственно в корпус двигателя и жестко скреплен-
ных с его стенками. 
    Смесевое топливо содержит до десяти и более  компонентов, основными из которых
являются окислитель (обычно, перхлорат  аммония), энергетическая добавка  (порошок
алюминия), а также  горючее связующее  вещество (полиуретан,  полибутадиен,  бутил
каучук и другие), которое создает из механических частиц плотную монолитную массу.
К 1963г. в Ленинградском институте прикладной химии было создано топливо на основе
связующего полиуретана, в Пермском  НИИ-130 - топливо на основе связующего полифу-
рита. Эти топлива не обладали требуемой эластичностью, но позволяли провести стен-
довую отработку двигателей всех трех ступеней ракеты РТ-2. К середине 1965г. Алтай-
ским НИИ химической технологии было создано высокоэнергетическое  смесевое твердое
топливо на основе связующего бутилкаучука которое позволяло  создавать эффективные
и надежные твердотопливные двигатели со скрепленным зарядом и было принято в качес-
тве окончательного варианта для первой и второй ступеней ракеты РТ-2.
    На всех трех ступенях РТ-2, проходивших испытания, были применены твердотоплив-
ные заряды, разработанные в НИИ-130. На полигоне Капустин Яр были проведены первые
семь испытательных пусков ракет, оснащённых этими двигателями. В окончательном ва-
рианте на двух первых ступенях серийной РТ-2 установлены двигатели с твердотоплив-
ными зарядами, разработанные Алтайским НИИ. На третьей ступени - двигатели с твер-
дотопливными зарядами, разработанные НИИ-130.
     Уникальная конструкция  ШПУ одиночного  старта и командный пункт котлованного
типа разработаны в ЦКБ-34 (КБ Спецмаш"). Ракета подвешивалась на шахтных амортиза-
торах над емкостью с водой. При запуске маршевого двигателя первой ступени горячая
газовая струя ударялась о воду.  Вода закипала и превращалась в пар.  Пар давил на
днище ракеты и  выталкивал ее из шахты.  Нагрузки и температура,  действовавшие на
корпус ракеты и шахту, были значительно ниже, чем при обычном старте. 
     Первоначально для  ракеты РТ-2  разрабатывались проекты   двух типов  шахтных
стартовых комплексов - группового и одиночного, а также  железнодорожный стартовый
комплекс. В процессе разработки был выбран  вариант размещения МБР РТ-2 в ШПУ типа
"ОС". Ракета оснащалась  моноблочной ядерной отделяемой в полёте головной частью.
     9 мая 1965г. ракета РТ-2  была показана  на военном  параде в Москве.  Первый
испытательный пуск РТ-2 на  полигоне  Капустин Яр 05.02.1966г. осуществить не уда-
лось. За  двести секунд до старта произошел сбой в работе одной из систем. Следую-
щий пуск 25 февраля вновь закончился неудачей. Ракета не взлетела. Первый успешный
пуск первой советской твердотопливной МБР произведен 26.02.1966г.  В октябре 1968г.
программа  испытательных  полётов была  завершена.  Серийное производство начато в
1966г. на  Пермском  машиностроительном  заводе ( №172)  преобразовано  позднеее в
Пермский завод химического оборудования (ПЗХО). 
    18 декабря 1968г. комплекс РТ-2 был принят на вооружение. В 1971г. первый полк
РТ-2 поставлен на  боевое дежурство под Йошкар-Олой. Всего под Йошкар-Олой развер-
нуто  шесть полков,  каждый из  которых имел на  вооружении 10 ШПУ ОС  и командный
пункт. Группировка  РТ-2 не превышала 60 ПУ. В середине 70-х годов началась замена
РТ-2 модернизированными комплексами РТ-2П.
     Предусматривалась возможность из ракеты РТ-2 8К98) путём комбинации  ступеней
создать ракеты промежуточной дальности 2 и 3 ступени ракеты образовали ракету 8К96
дальностью 2500км. 1 и 3 ступени - ракету 8К97.
     Ракета 8К96 (РТ-15) в составе подвижного комплекса была в последующем доведе-
на до сдачи заказчику Ленинградским КБ завода "Арсенал" (П.Тюрин).  В состав комп-
лекса РТ-15 входили шесть самоходных ПУ (на базе тяжёлого танка Т-10), оснащённых
ракетами РТ-15 в транспортно-пусковых контейнерах. Кроме того подвижный командный
пункт, две дизель-электростанции и подвижный узел связи "Рельеф",  выполненные на
колёсном шасси МАЗ-543. Подвижные ПУ на базе танка имели тот недостаток что езди-
ли только  вне дорог с  твердым покрытием,  поскольку асфальт  они разбивали пол-
ностью,  ресурс хода был  всего 3000-5000км,  крайне сложна была  их эксплуатация
(затруднен доступ к многим элементам шасси, замена одних специальных систем требо-
вала демонтажа смежных систем и т.д.).  Испытания комплекса  РТ-15 проводились на
полигоне  Капустин Яр с  ноября 1966г. по  март 1970г. было  проведено 20 пусков.
После завершения  испытаний комплекс РТ-15 был  рекомендован  для укомплектования
одного полка с целью  отработки специальных  задач.  В январе 1969г. производство
ракет было прекращено. Построенные комплексы находились в эксплуатации до 1971г.
     Разработка нового стратегического ракетного комплекса Р-36(8К67),  с ракетой
тяжёлого класса, способной преодолевать систему ПРО была начата в КБ«Южное» в мае
1962г. При проектировании широко использовался опыт проектирования Р-16. Изначаль-
но разработка велась в двух вариантах: с комбинированной  системой управления  (с
радиокоррекцией) и с чисто инерциальной. Но в ходе лётных испытаний оказалось что
инерциальная СУ обеспечивала необходимую точность.  Время подготовки к пуску уда-
лось сократить до 5 мин.
    28 сентября 1963г. состоялся первый пуск, который завершился неудачно. В ходе
первой серии  испытаний из 10 пусков 7 завершилось  неудачно.  К концу мая 1966г.
удалось устранить  все недостатки в результате  из 85 пусков было 14 отказов.  21
июля 1967г. ракетный комплекс Р-36 был принят на вооружение. С ноября 1966г. нача-
лась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка с ракетами этого типа. 
    В декабре 1967г. после завершения испытаний ракеты 8К67 КБ «Южное» приступило
к разработке на базе 8К67 ракеты с разделяющейся головной частью (РГЧ) 8К67П. Раз-
работка новой ракеты  велась в очень сжатые сроки, поскольку в это же время в США
велась разработка РГЧ  для ракеты «Минитмен».  РГЧ состояла из трёх боевых блоков
мощностью по 2,3 Мт и комплекса средств преодоления ПРО. Разведение боевых блоков
осуществлялось «скатыванием» их по наклонным направляющим при работающем двигате-
ле второй ступени ракеты, и не  обеспечивало  индивидуального наведения ББ по от-
дельной цели.  Прицелить можно  было один из блоков  либо центр их группирования.
Тем не менее, применение такой РГЧ в условиях противодействия системы ПРО повыша-
ло боевую эффективность такой ракеты по сравнению с моноблочной примерно в 2 раза.
     Ракета 8К67П с разделяющейся  головной  частью в составе комплекса Р-36 была
принята на вооружение в 1970г, а в 1979г. - снята с вооружения.
     В августе 1969г. на Совете  обороны были рассмотрены и одобрены  предложения
КБ «Южное» по модернизации существующих комплексов. КБ было  поручена  разработка
комплексов получивших обозначение Р-36М и МР УР100 с ракетами 15А14  и 15А15 соот-
ветственно.
    Эскизный проект ракеты Р-36М (15А14) был разработан в декабре 1969г.  В новой
ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании Р-36.  Но-
вая ракета  превосходила свою предшественницу по  точности  стрельбы  в 3 раза по
боеготовности в 4 раза по  установленному  гарантийному  сроку эксплуатации в 1,4
раза по защищенности ПУ в 15-30 раз. Ракет могла оснащатся  ГЧ в трех вариантах:
                  -   легкая моноблочная мощностью 8мт. И дальностью 16000км.
                  -   тяжелая моноблочная мощностью 25мт. И дальностью 11200км.
                  -   РГЧ из 8 блоков общей мощностью 7,2мт.
Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств прео-
доления ПРО.  Испытания ракеты Р-36М с целью отработки системы минометного старта
из транспортно-пускового  контейнера начались  в январе 1970г.  Впервые в мировой
практике была разработана и внедрена минометная схема для тяжелой жидкостной МБР.
При старте давление, создаваемое пороховыми  аккумуляторами давления, выталкивало
ракету из шахты после чего запускались двигатели ракеты. Лётные испытания проводи-
лись с 21 февраля 1973г. Из 43 пусков 36 прошли успешно.  
     В 1970г.по состоянию здоровья Янгель покинул свой пост и с 1970 по 1990г. КБ
«Южное» возглавлял В.Уткин.   
     Первый полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство в декабре 1974г. Именно 
эти ракеты американцы назвали «Сатаной».  В 1980г. ракеты 15А14,  находившиеся на
боевом  дежурстве,  были переоснащены без извлечения  из ШПУ усовершенствованными
РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначе-
нием 15А18-1.  В 1982г. МБР Р-36М были сняты  с боевого дежурства и заменены раке-
тами Р-36М УТТХ.
     Эскизный проект  ракеты МР-УР-100  был разработан в сентябре 1970г. с макси-
мальным  использованием  технических решений, уже исследованных для ракеты Р-36М.
Высокая степень преемственности способствовала  ускоренным темпам отработки раке-
ты МР-УР-100. Летные испытания этих ракет начались практически одновременно. При-
нята на вооружение в 1975г. Может нести РГЧ ИН с 4-я ББ по 0,4Мт  или одну 3,4Мт.
Дальность  10200 км.  В 1980г. на вооружение  был принят  комплекс  МР-УР-100УТТХ
(15А160), с улучшенными ТТХ.
     Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ
с ракетой 15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16
августа 1976г.  Точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза,  а время готовности к
запуску сократилось до 62 сек.
    18.09.1979г. три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на но-
вом ракетном комплексе. По состоянию на 1987г. было развернуто 308 МБР Р-36М УТТХ
в  составе пяти ракетных дивизий. 
    В августе 1983г. перед КБ  «Южное» была поставлена  задача доработать  ракету
Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать  перспективную систему американской ПРО.
Кроме того было необходимо повысить защищенность ракеты и всего комплекса от дей-
ствия поражающих факторов  ядерного взрыва.  Ракетный комплекс четвертого поколе-
ния  Р-36М2 «Воевода» (15П018М) с многоцелевой МБР тяжелого класса 15А18М предназ-
начен для поражения всех видов целей,  защищенных современными  средствами ПРО, в
любых условиях  боевого применения,  в том числе при многократном ядерном воздей-
ствии по  позиционному  району.  Его применение  позволяет  реализовать стратегию
гарантированного ответного удара. Летные испытания Р-36М2 начались  в 1986г. Пер-
вый  полк с  МБР Р-36М2  встал на  боевое дежурство  30 июля 1988г.  11.08.1988г.
ракетный комплекс принят на вооружение. На май 2006г. в состав РВСН входит 74 ШПУ
с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенных 10 ББ.
    Работы по созданию  подвижного боевого  железнодорожного ракетного  комплекса
(БЖРК) с МБР начались  в середине 70-х годов.  Первоначально  комплекс разрабаты-
вался  с ракетой РТ-23, оснащаемой  моноблочной головной частью.  После испытаний
БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию. 
    Постановлением правительства от 9 августа 1983г. КБ "Южное" была поручена раз-
работка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ "Молодец" (15Ж61) в трех вариантах
базирования: боевой железнодорожный,  подвижный грунтовый "Целина-2" и шахтный. В
ноябре 1982г. был  разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершен-
ствованными  железнодорожными  пусковыми  установками  (ЖДПУ). В  частности,  для
стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог,
БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ -специальными устрой-
ствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС). 
   Первый ракетный состав был принят на вооружение в 1987г. В состав полка входит
железнодорожный состав из трех ваглнов с ЖДПУ МБР РТ-23УТТХ, командный пункт (раз-
работан ЦКБТМ, главный конструктор - Б.Аксютин), вагоны  с автономными  системами
энергоснабжения  и жизнеобеспечения, вагоны для размещения личного состава. Всего
в состав входит кроме трех ЖДПУ шесть  вагонов обеспечения  и три локомотива М62.
Единственным отличием вагонов с ЖДПУ от стандартных вагонов заключалось в том,что
они опирались на шесть колесных тележек вместо четырех.
    В соревнование между школами Королева и Янгеля по созданию основных стратеги-
ческих ракет в марте 1963г. включилась «третья  сила» —ОКБ-52 авиационной промыш-
ленности, возглавляемое В.Челомеем.  
    С 1944г. Челомей руководил ОКБ-51 и занимался разработкой  самолетов снарядов
на базе ФАУ-1. Успехов не достиг, чем навлек на себя и КБ немилость Сталина. Сог-
ласно постановления правительства от 19 февраля 1953г. ОКБ-51 с  опытным  заводом
были переданы в ОКБ-155, где под руководством  М.Гуревича велись работы по крыла-
тым ракетам. В 1955г. Челомею удалось заинтересовать проектом  противокорабельной
крылатой ракеты (ПКР) со складным крылом руководство ВМФ и он назначается главным
конструктором ОКБ-52. Для нового ОКБ было выделено помещение  бывшего предприятия
по ремонту сельхозтехники в г.Реутово (Подмосковье). 19 июня 1955г. выходит поста-
новление правительства по созданию ПКР П-5 с дальностью стрельбы 350км.  В 1968г.
на вооружение была  принята  система крылатых противокорабельных  ракет «Аметист»
с дальностью полета 80 км.  Безусловной заслугой Челомея  было создание  крылатых
ракет подводного старта. В общем дела КБ шли вполне успешно. С 1958г. зам.началь-
ником отдела в ОКБ-52 работал С.Хрущев - сын Никиты Сергеевича. В 1958г. он выхо-
дит с предложением о создании  многоступенчатой баллистической ракеты. После одоб-
рения Н.Хрущевым, вышло постановление о разработке МБР с привлечением  коллектива
В.М.Мясищева (ОКБ-23).  Осенью 1960г. мощное  ОКБ-23 становится  филиалом №1 куда
более малочисленного ОКБ-52. Филиалом №2 стал НИИ-642.  А с конца  декабря 1962г.
Дубнинский машиностроительный завод и ОКБ-301 им. С.Лавочкина стали филиалом  N`3
ОКБ-52 (с уходом Хрущева  все или почти  все вернулось на свои места).
   В результате была разработана ракета УР-100(8К84) размещенная в ампулизирован-
ном контейнере в шахтной пусковой установке. Ее особенностями была надежная защи-
та от поражающих факторов ядерного оружия, длительное нахождение ракет  в высокой
боевой готовности, новые методы дистанционного управления пусками, контроль техни-
ческого состояния десятка ракет и пускового оборудования с командного  пункта и в
то же время  возможность автономной  подготовки и пуска ракеты.  Дальность полета
ракеты при стартовой массе 50т. составляла 10 000км, КВО — 1400м.  Мощность моно-
блочного заряда 1Мт. Это была самая легкая из МБР. Дальнейшие ее модификации:
 - УР-100Н  Несёт на борту 6 ББ по 0,55Мт. и комплекс средств для преодоления ПРО 
 - УР-100К  Принята на вооружение в 1972г. ракета могла также нести три ГЧ (неин-
            дивидуального наведения) для стрельбы по площадям, имела максимальную
            дальность 12000км. и КВО 900м.  
 - УР-100Н УТТХ (15А35) принята на вооружение в 1979г. серийное производство про-
            должалось до 1985г. Стартовая масса ракеты удвоилась (103,4т.) Макси-
            мальная дальность 10000км.  Ракета была может нести шесть ББ по 0,75
            Мт, КВО не превышало 350м.    
     В 1961г. в ОКБ-52 были начаты предварительные работы по проектированию тяже-
лой МБР, получившей  обозначение  УР-500.  Ракета была задумана как средство дос-
тавки мощнейшей головной части с ядерным зарядом.  29.04.1962г. вышло постановле-
ние правительства о создании новой ракеты.
     Челомей конкурировал С.Королевым и в лунной программе. Проект ОКБ-52 предус-
матривал осуществление посадки экипажа на Луну и его возвращение с использованием
ракеты УР-500К.
    После смещения Хрущева, поддержкой  которого пользовался Челомей в ОКБ нагря-
нула комиссия под руководством М.Келдыша. Многие проекты были закрыты.  Продолжа-
лись работы только по  варианту спускаемого  аппарата лунной программы,  а УР-500
пришлось поменять военный статус на космический. Первый пуск РН "Протон" (УР-500)
состоялся 16 июля 1965г. Тяжелый научный спутник, по имени  которого и был назван
носитель, был спроектирован так же в филиале №1 ОКБ-52. 
    В 1965г. ОКБ-52 переименовывается  в Центральное конструкторское бюро машино-
строения (ЦКБМ)  уже в составе ракетного МОМ.
     С конца 60-х к разработке МБР "подключилось" еще одно КБ под руководством А.
Надирадзе. В 1948г. Надирадзе руководит подразделением КБ-2 Минсельхозмаша (МСХМ),
где ведется разработка неуправляемых зенитных ракет и противотанковых  реактивных
снарядов. В 1951г. КБ-2 вошло в состав  НИИ-642 МСХМ,  объединившись с КБ Орлова,
Кашерининова и Свечарника по разработке крылатых и пороховых ракет, радиоуправля-
емых и самонаводящихся  авиабомб.  В конце 1957г. НИИ-642 был объединен с  ОКБ-52
Челомея. В 1958г. по рекомендации Королева он был переведен из КБ Челомея и назна-
чен главным  конструктором НИИ-1 (ныне - Московский институт теплотехники) и воз-
главлял  его вплоть  до смерти в 1987г.  НИИ-1 было  создано в 1946г.  на окраине
Москвы на базе ремонтных мастерских в структуре МСХМ во исполнение известного пос-
тановления Совмина СССР "Вопросы реактивного вооружения" от 13 мая 1946г. и зани-
малось разработкой  авиационных бомб, мин, торпед.  После 1961г. НИИ сосредотачи-
вает усилия на создании  мобильных оперативно-тактических ракет фронтового назна-
чения  как средства доставки ядерных боеприпасов. 
    В июле 1969г. выходит постановление правительства о создании мобильного комп-
лекса МБР "Темп-2С", уточняется  основная кооперация и основные тактико-техничес-
кие характеристики,  устанавливаются базовые сроки работ.  Разработка  гусеничной
пусковой  установки  для ракеты "Темп-2С"  была поручена КБ-3 Кировского завода),
одновременно разрабатывалась и самоходня  ПУ на автомобильном шасси.  В итоге был
выбран  автомобильный  вариант (15У68)  разработанный  ОКБ Волгоградского  завода
"Баррикады" и Минского автозавода.  
    Летные испытания в марте 1972г. начались с неудачи, а из следующих 4-х пусков
один  был неудачным. Однако все последующие пуски прошли успешно.  Испытания были
завершены в декабре 1974г. залповым пуском 2 ракет. Подвижный  грунтовый ракетный
комплекс "Темп-2С" был  принят на вооружение в 1976г. Однако в соответствии с До-
говором об ограничении  стратегических наступательных  вооружений считался как бы
неразвернутым.  Все 42 серийно изготовленные ракеты "Темп-2С" несли боевое дежур-
ство на полигоне Плесецк в пункте постоянной дислокации в хранилищах. 
    Проектирование комплекса "Пионер" с ракетой средней  дальности РСД-10 (15Ж45)
на твердом топливе началось в 1971г. на базе двух  верхних ступеней МБР комплекса
"Темп-2С". 21.09.1974г.на полигоне Капустин Яр начались летные испытания. В марте
1976г. комплекс  "Пионер" с ракетой  15Ж45 ( РСД-10)  принят на  вооружение РВСН.
Появление «Пионеров» вызвало переполох в странах НАТО,  они получили  обозначение
SS-20 - "Гроза Европы".  10 августа 1979г. на летные испытания  была представлена
ракета 15Ж53, имевшая  более высокие  боевые характеристики.  17 декабря этого же
года новый комплекс,  получивший обозначение  "Пионер УТТХ" (улучшенные  тактико-
технические характеристики), был принят на вооружение.  Удалось повысить точность
стрельбы,  увеличить район разведения  боевых блоков,  что имело большое значение
при планировании объектов поражения, была увеличена дальность стрельбы до 5500 км. 
    В 1987г.на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Оба комплекса
эксплуатировались до 1991г. и были ликвидированы в соответствии с условиями Дого-
вора о РСМД. Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991г. 
    Разработка  стратегического  мобильного  комплекса "Тополь" 15Ж58 (РТ-12ПМ) с
трехступенчатой МБР (на базе МБР РТ-2П) была начата в 1975г. Постановление прави-
тельства о  разработке  комплекса  вышло 19 июля 1977г.  После смерти А.Надирадзе
работа была продолжена под руководством Б.Лагутина.  К концу осени 1983г. опытная
серия новых ракет была построена. 23 декабря 1983г. начались летные испытания. За
все время  их проведения  неудачным был только  один пуск.  Серийное производство
развернуто в 1985г. В 1984г. началось строительство сооружений стационарного бази-
рования и оборудование  маршрутов боевого  патрулирования.  Объекты строительства
размещались в позиционных районах снимаемых с дежурства межконтинентальных баллис-
тических ракет РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС.  Позже начато обустройство
позиционных районов  снимаемых с вооружения по  договору РСМД  комплексов средней
дальности "Пионер". 
     28 апреля 1987г. на боевое  дежурство под Нижним  Тагилом  заступил ракетный
полк, вооруженный комплексами "Тополь"  с подвижным командным  пунктом  "Барьер".
ПКП "Барьер" имеет  многократно защищенную  дублированную радиокомандную систему.
На подвижной пусковой установке ПКП "Барьер" размещена ракета боевого управления.
После запуска ракеты ее передатчик дает команду на пуск МБР. 
     1 декабря 1988г новый ракетный комплекс был  официально принят на вооружение
РВСН. В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комп-
лексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К сере-
дине 1991г. было развернуто 288 ракет этого типа. В 1999г. на вооружении РВСН на-
ходилось 360 ПУ ракетных комплексов "Тополь".  Они несли дежурство в десяти пози-
ционных районах. В каждом районе базируется по четыре -пять полков. На вооружении
каждого полка - девять автономных пусковых установок и подвижной командный пункт.
По состоянию на январь 2008г. на боевом дежурстве находилось 213 ракеты «Тополь». 
    
                                  Наверх
 

Hosted by uCoz