|
БРСД Р-5М (8К51) или SS-3 по классификации НАТО
Разработка, испытание, развертывание
Ракета Р-5М(8К51) была разработана в ОКБ-1 на базе ракеты Р-5(8А62)и предназ-
началась для доставки атомного заряда на дальность 1200км. Разработка ракеты Р-5
(8А62) началась после отказа от завершения разработки ракеты Р-3 с проектной
дальностью 3000км. (из-за трудностей с созданием новых кислородно-керосиновых дви-
гателей) и проводилась с широким использованием технических решений опробованных
на ракетах Р-1, Р-2 и новых наработок предназначавшихся для ракеты Р-3. Это была
первая советская ракета с несущим баком жидкого кислорода без теплоизоляции.
Потери на испарение компенсировалось постоянной подпиткой до момента старта. От
аэродинамических стабилизаторов отказались, а для повышения эффективности работы
автомата стабилизации была увеличена площадь воздушных рулей. На активном участке
для создания управляющих усилий кроме того использовались газодинамические рули.
Двигатель РД-102 для Р-5 был по сути форсированной (на 70%) версией двигателя
ракеты Р-1 и ро проежнему работал на кислороде и спирте. На ракете применили комби-
нированную систему управления с каналом радиокоррекции.
Летные испытания проводились в три этапа. Первый пуск состоялся 15 марта 1953г.
из восьми ракет шесть достигли цели. Второй этап проходил в октябре-декабре 1953г.
Из семи пусков один был неудачен. В ходе третьего этапа с августа по февраль 1955г.
произведено 19 успешных пусков.
Первоначально максимальная дальность полёта не превысила 1000 км из-за разру-
шения головной части Р-5, которая не выдерживала сопротивления воздуха. Для предо-
хранения от сгорания стальной оболочки ГЧ на ракете Р-5 впервые начали применять
специальную теплостойкую обмазку толщиной 6 мм на основе сублимирующих (испаря-
ющихся) материалов.
К началу 1955г. надёжность систем и агрегатов удалось довести до требуемого
уровня. Хуже дело обстояло с ядерной головной частью, ее разработка задерживалась.
В этих условиях было принято решение принять на вооружение БРСД Р-5 с ГЧ, снаря-
жённой обычным взрывчатым веществом весом в 1000кг. Ракеты этого типа стали посту-
пать на вооружение инженерных бригад РВГК, где заменили эксплуатировавшиеся до
этого Р-2. Каждая бригада имела шесть пусковых установок (по другим данным ракета
была принята на вооружение, но в серийное производство не пошла).
В апреле 1954г. начались работы над усовершенствованным вариантом ракеты Р-5М.
При ее разработке требовалось существенно упростить процесс подготовки ракеты к
пуску,уменьшить его трудоемкость, сократить число обслуживающего персонала. Пред-
стояло разработать технологию совместных испытаний ракеты и ГЧ с ядерным зарядом
после их стыковки. Для повышения надежности была разработана новая система управ-
ления, важные узлы автоматики были дублированы (некоторые троированы). Приборы СУ
для уменьшения воздействия виброперегрузок перенесли из хвостового в межбаковый
отсек. В состав СУ ракеты Р-5М была введена новая система аварийного подрыва
ракеты (АПР). Для уменьшения вдвое скорости встречи ГЧ с землей (требуемой автома-
тикой подрыва) была разработана новая, более короткая коническая ГЧ. В результате
внесенных изменений максимальная дальность стрельбы увеличилась на 200км.
Первый успешный пуск ракеты Р-5М провели 21 января 1955г. Из 14 ракет запущен-
ных в процессе испытаний 13 достигли цели. 2 февраля 1956г. проведен пуск ракеты
Р-5М с атомным зарядом. Пролетев 1200 км, ГЧ достигла поверхности в заданном
районе, сработал ударный взрыватель и произошел наземный ядерный взрыв.
21 июня 1956г. ракета Р-5М принята на вооружение. В 1959г. два ракетных полка,
вооруженные ракетами Р-5М первыми среди ракетных частей заступили на боевое дежур-
ство. Ракета Р-5М стала первой отечественной стратегической ракетой. Стартовый
комплекс ракеты Р-5М был более совершенным, чем его предшественники. В процессе
предстартовой подготовки осуществлялся контроль всех пусковых операций. Старт Р-5М
проводился с наземной пусковой установки (пускового стола), которую можно было
установить на подходящей местности. Были конечно и недостатки. Предстартовые про-
верки, операции по заправке и прицеливанию ракеты проводились без средств автома-
тизации, что значительно увеличивало время подготовки к пуску. Требовалось нес-
колько часов, чтобы подготовить ракету к старту. Применение в качестве окислителя
жидкого кислорода не позволяло держать ракету в заправленном состоянии более 30
суток, постоянно осуществляя подпитку бака окислителя. Для выработки запаса кисло-
рода необходимо было иметь мощные производственные средства в районе базирования
ракетных частей. Все это делало РК малоподвижным и уязвимым, что ограничивало его
развёртывание в Вооруженных Силах.
В случае развязывания войны планировалось каждому фронту придать одну инже-
нерную бригаду РВГК. Боевое применение ракет осуществлялось только по приказу
Верховного Главнокомандующего. После создания 17 декабря 1959г. Ракетных войск
стратегического назначения все инженерные бригады РВГК, вооружённые ракетным
комплексом с БРСД Р-5М, были переформированы в дивизии и включены в состав РВСН.
В каждой из пяти дивизий, получивших этот ракетный комплекс, имелось восемь ракет
Р-5М. Ракета Р-5М выпускалась в Днепропетровске небольшой серией - 48 ракет и
стояла на вооружении до 1967г.
ТТХ ракеты Р-5М:
Число ступеней - 1
Тип ДУ - ЖРД
Диаметр - 1,65 м.
Длина - 20,8 м
Масса - 29,1 т.
Масса ГЧ - 1,35т.
Масса топлива - 24,76т.
Окислитель – жидкий кислород
Горючее - этиловый спирт
Тяга у земли - 43,86 т.
Мощность ГЧ - 0,3Мт.
Дальность - 1200 км.
КВО - 3,7 км.
Предельное отклонение - 6 км.
|
|
Наверх
|