|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УР-100Н
|
|
|
ШПУ МБР УР-100Н
|
|
|
МБР УР-100Н и УР-100Н УТТХ (15А30 и 15А35) по
классификации НАТО SS-19 «Stilletо» mod.1 и mod.2
(РС-18А и Б по договору ОСВ-1).
Разработка, испытания и развертывание
2 сентября 1969г. вышло Постановление правительства о разработке БРК с МБР
Р-36М, МР-УР-100 и УР-100Н, оснащенных РГЧ ИН. Создание этих комплексов в явилось
ответной мерой на развертывание в США новых МБР и БРПЛ с РГЧ ИН.
МБР третьего поколения УР-100Н (15А30) разработана в ЦКБМ под руководством
В.Н.Челомея. В задании на проектирование БРК с этой ракетой ставилась задача -
создать высокозащищенные командный пункт и ШПУ, способные обеспечить успешный
старт ракеты в условиях внезапного ядерного нападения противника. УР-100Н (как и
МР-УР-100) предназначалась для замены более 900 МБР легкого класса УР-100 (8К84).
Система управления разработана в харьковском НИИ-692 (руководитель В.Сергеев).
Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в
ЦКБТМ (руководитель Б.Аксютин). Ядерные заряды МБР УР-100Н разработаны в НИИ-1011
(ныне Российский федеральный ядерный центр - ВНИИ технической физики, г.Снежинск
Челябинской области), двигатель разведения а также маршевые ЖРД первой и второй
ступеней созданы в Конструкторском бюро химической автоматики (руководитель
А.Д.Конопатов).
Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) проводились на полигоне Байконур. Первый
пуск МБР 15А30 состоялся 9 апреля 1973г. Испытания велись по сокращенной программе
это позволило закончить испытания в третьем квартале 1975г. а 30 декабря комплекс
был принят на вооружение РВСН. Однако при проведении пусков ракет 15А30 по прог-
рамме учебно-боевой подготовки выявился существенный дефект конструкции. В полете
при окончании работы двигателя первой ступени возникали интенсивные продольные
колебания ракеты, вызывавшие резонансные колебания элементов системы управления,
что приводило к значительному отклонению точки падения ГЧ по дальности (ни одна
ракета до цели не долетела). У ракетчиков были претензии и к другим системам ракет-
ного комплекса. Пришлось затрачивать дополнительные усилия и финансовые средства,
чтобы устранить недостатки.
Серийное производство МБР 15А30 (позднее и 15А35) было развернуто в 1974г. на
Московском Машиностроительном заводе имени Хруничева. Выпуск маршевых двигателей
первой ступени был освоен Воронежским механическим заводом и филиалом Пермского
моторостроительного завода. Маршевые двигатели второй ступени и рулевые двигатели
выпускались Ленинградским МПО «Красный Октябрь». Двигатели блока разведения изго-
товлял Усть-Катавский вагоностроительный завод. Компоненты системы управления
собирали на Киевском радиозаводе и Харьковском НПО «Хартрон». Блок разведения бое-
головок и система управления производились в Оренбургском производственном объеди-
нении «Стрела».
ЛКИ ракеты УР-100Н УТТХ(15А35) начались 26 октября 1977г. на Байконуре. На
этот раз их провели в полном объеме. Доработкам, направленным на повышение защи-
щенности и улучшение эксплуатационных характеристик, подверглись многие системы
БРК. 26 июня 1979г. ЛКИ успешно завершились. 6 ноября 1979г. на боевое дежур-
ство заступил первый ракетный полк с модернизированным БРК. На новой ракете была
повышена надежность работы двигательных установок, улучшились характеристики сис-
темы управления и боевого оснащения. Общая дальность полета ракеты немного воз-
росла. Ракеты 15А30 доводились до нового уровня посредством замены части блоков и
узлов. Это позволило добиться улучшения характеристик при относительно небольших
финансовых затратах. Летом 1981г.были проведены пуски ракет УР-100Н УТТХ, находив-
шихся на боевом дежурстве, с целью проверки состояния комплексов. Отклонения точек
падения боевых блоков от точек прицеливания намного превосходили расчетные. Иссле-
дование причин показало что на последних секундах работы ДУ 1-ой ступени начина-
лись сильные колебания конструкции. В результате этих колебаний СУ давала ошибоч-
ную команду на выключение двигателей, что и вело к недопустимым отклонениям точек
падения блоков. К разработке мер по устранению колебаний были привлечены КБ, НИИ,
полигоны и др. Начался период доработки этих ракет. Пуски доработанных ракет пре-
дусматривали полное выгорание топлива первой ступени. Было проведено несколько пус-
ков ракет с различными вариантами доработки. Результаты были отрицательными - лик-
видировать колебания не удавалось. А между тем истекали сроки и запасы ракет, от-
пущенные на доработку. Ликвидировать колебания удалось тем, что на ракете устано-
вили гасители колебаний, которые меняли колебательные характеристики всей конс-
трукции. Было произведено несколько пусков ракет с гасителями колебаний результаты
оказались стабильно положительными. На ракетах стоявших на боевом дежурстве в
крайне сложных условиях - на глубине примерно 20 м - гасители были установлены в
короткие сроки эксплуатация комплекса продолжилась. БРК с МБР УР-100НУТТХ получил
высокую оценку в войсках. Всего было развернуто 360 МБР этого типа. Они размеща-
лись в позиционных районах дивизий, дислоцированных под г. Первомайск (90 ШПУ),
Хмельницкий (90 ШПУ), Татищево (110 ШПУ) и Козельск (70 ШПУ). Часть из них (130
единиц) после развала СССР оказалась на территории Украины и была ликвидирована.
Однако часть ракет находившаяся в арсеналах сохранилась. В октябре 2003г. Прези-
дент В.В.Путин объявил о том, что Россия выкупила у Украины 29 ракет УР-100Н УТТХ,
находившихся на хранении в арсенале. Эти ракеты не заправлялись компонентами топ-
лива и будут эксплуатироваться в составе РВСН России.
Конструкция ракеты.
15А30(15А35) - двухступенчатая МБР, с последовательным разделением ступеней.
Первая ступень состоит из хвостового, топливного отсеков и переходника. Двигатель-
ная установка первой ступени состоит из четырех маршевых ЖРД РД-0233/0234. Для
обеспечения возможности управления ракетой каждый двигатель закреплен на раме шар-
нирно и имеет возможность поворота в одной плоскости. Двигатели имеют турбонасос-
ную систему топливоподачи с дожиганием генераторного газа.
Вторая ступень состоит из короткого хвостового и топливного отсеков. Двига-
тельная установка включает в себя маршевый ЖРД РД-0235/0236, установленный непод-
вижно, и четырехкамерный рулевой двигатель. Маршевый двигатель имеет схему топли-
воподачи с дожиганием, а рулевой - без дожигания генераторного газа. Топливные
баки - несущей конструкции. Верхнее днище бака окислителя первой ступени имеет
сложную форму и состоит из конической части, направленной внутрь бака, и сферичес-
кой центральной части, имеющей выпуклость наружу. В образовавшемся таким образом
пространстве размещается сопло маршевого ЖРД второй ступени.
Разделение ступеней происходит за счет рулевого двигателя второй ступени, кото-
рый запускается до подачи команды на выключение ЖРД первой ступени. Торможение
первой ступени осуществляется пороховыми двигателями, установленными на хвостовом
отсеке. В качестве топлива все ступени используют азотный тетраксид и НДМГ.
К верхней части второй ступени крепится ГЧ состоящая из агрегатно-приборного
отсека, в котором размещаются приборы инерциальной системы управления, двигатель
разведения и шести ББ индивидуального наведения мощностью по 550 кт. Боевые блоки
прикрыты обтекателем. Отделение ГЧ от второй ступени происходит при неработающем
двигателе разведения за счет тяги тормозных пороховых двигателей второй ступени.
Тормозные двигатели разработаны в КБ-2 завода № 81. Двигатель разведения РД-0237
- жидкостный с вытеснительной системой подачи топлива, ГЧ оснащена современным
комплексом преодоления ПРО позволяющем поражать хорошо защищенные цели.
На ракету устанавливается автономная инерциальная система управления с БЦВМ
унифицированной с ракетой Р-36М УТТХ. Высокие характеристики СУ подтвердились при
пусках. КВО составило 380 м.
Состав комплекса и его эксплуатация
Боевой стартовый комплекс УР-100Н включает 10 ракет в ШПУ 15П735, командный
пункт и ремонтно-техническую базу. Ракета в заправленном состоянии помещена в
транспортно пусковой контейнер (ТПК), который обеспечивает температурный режим в
течение всего периода эксплуатации. ТПК находится в высокозащищенной шахте. Ракета
15А35 (15А30) имеет газодинамическую схему старта, при которой она выходит из ТПК,
за счет действия силы тяги двигательной установки первой ступени. Конструкция ТПК
позволяет производить техническое обслуживание систем ракеты, заправку и слив ком-
понентов топлива после установки ракеты в шахту. Весь период эксплуатации ракета
находится в заправленном состоянии в ТПК, который обеспечивает требуемый темпера-
турный режим. ТПК ракеты закреплен в ШПУ с помощью системы амортизации, обеспечи-
вая дополнительную защиту ракеты от воздействия поражающих факторов ядерного взры-
ва. Аппаратура системы дистанционного управления и контроля (СДУК) позволила
полностью автоматизировть цикл проверки технического состояния ракеты, систем
пусковой установки и пуска ракеты. При несении боевого дежурства все важнейшие
параметры ракеты непрерывно контролируются.
МБР 15А30 первоначально размещались в ШПУ повышенной защищенности, разработан-
ных Филиалом № 2 ЦКБМ (ныне - ГНИП "ОКБ Вымпел"), возглавляемым В.Барышевым. Позже
все имеющиеся шахты повышенной защищенности были переоборудованы в шахты высокой
защищенности.
Ракетный комплекс УР-100Н УТТХ является исключительно надежным - проведено
более 150 испытательных и учебно-боевых пусков, из них только три были неудачными.
Срок эксплуатации комплекса был продлен с первоначальных 15 до 25 лет, а теперь и
до 30 лет. Ежегодно с целью подтверждения основных тактико-технических характерис-
тик проводятся пуски ракет УР-100Н УТТХ с космодрома «Байконур». Для пуска выбира-
ется ракета с наибольшим сроком эксплуатации. Последний пуск этой ракеты состоялся
в августе 2008г. На основании положительных результатов котрольных отстрелов при-
нято решение о продолжении работ по продлению срока эксплуатации ракеты УР-100Н
УТТХ до 33-х лет. Это позволит Козельской дивизии на вооружении которой стоит БРК
с ракетой УР-100Н УТТХ продолжить несение боевого дежурства до ее перевооружения
на ракетные комплексы нового поколения. Татищевская дивизия завершает перевооруже-
ние на БРК «Тополь», однако ресурс ракет УР-100Н УТТХ этой дивизии будет использо-
ван полностью. Сокращению подлежат только те полки, на вооружении которых нахо-
дятся ракеты, полностью исчерпавшие свой технический ресурс.
ТТХ ракеты 15А35
Дальность км. - 10000
Максимальный диаметр м. - 2.5
Длина м. - 24.3
Масса ГЧ кг. - 4350
Стартовая масса т. - 105.6
Тяга ДУ 1-ой ступени т. - 191,6
2-ой ступени т. - 26
КВО м. - 380
Предельное отклонение м. - 920
|
|
Наверх
|