Темп-2С (15Ж42) От "Катюши" до "Сатаны" Главная      
КАРТА САЙТА
Р-5М (8К51)
Р-7 (8К74)
Р-12 (8К63)
Р-14 (8К65)
Р-16 (8К64)
Р-9А (8К75)
Р-36 (8К67)
РТ-2 (8К98)
РТ-15 (8К96)
РСД-10 ("ПИОНЕР")
УР-100 (8К84)
МР-УР-100 (15А15)
УР-100Н (15А30)
Р-36М, УТТХ, М2
РТ-23 УТТХ
"ТОПОЛЬ"
ИХ НЕ БЫЛО...

15Ж42

       МГРК«Темп-2С» с МБР 15Ж42 SS-16 «Sinner» по
      классификации  НАТО  (по договору ОСВ - РС-14)  

	
                          Разработка
     В серединее 60-х годов  НИИ-1 возглавляемый А.Надирадзе (Московский институт
теплотехники), используя  опыт  создания в 1965г.  оперативно-тактической  ракеты
Темп-С» начал  проработку  проекта  твердотопливной  МБР мобильного  базирования.
Однако в результате  реорганизации в  промышленности  проведенной  в 1965г. НИИ-1
оказалось в составе  вновь образованного  Министерства  оборонной  промышленности
(МОП) которое было предназначено для «обеспечения» сухопутных войск, а вооружение
для РВСН должно было разрабатывать Министерство общего машиностроения.  Тогда ми-
нистр МОП С. Зверев "волевым решением" издает  приказ  от 15 апреля № 24 1965г. в
котором предприятиям МОП во главе с НИИ-1 поручается  разработка мобильного грун-
тового ракетного комплекса (МГРК) с межконтинентальной  твердотопливной  ракетой.
"Преподносится" это как усовершенствование комплекса "Темп-С" в связи с чем новая
разработка  получила  обозначение «Темп-СМ2».  В Минобщепроме  и Минобороны мягко
говоря  скептически отнеслись к инициативе Надирадзе.  Но после проведения  соот-
ветствующих предпроектных и проектных  проработок  опытно-конструкторская  работа
в 1967г. получила одобрение  Комиссии Президиума Совета Министров СССР по Военно-
промышленным  вопросам которая  сделала НИИ-1 головным предприятием по разработке
и производству подвижных ракетных комплексов и МБР на твердом  топливе.  Комплекс
получил индекс «Темп-2С» на западе он стал известен под нименованием «Грешник».
    Твердотопливные  заряды  для  ракеты «Темп-2С»  разрабатывались  в Люберецком
НИИ-125 (НПО «Союз») под руководством Б.Жукова. В подмосковном Хотьковском конст-
рукторско-технологическом бюро были  разработаны стеклопластиткоые корпуса двига-
телей, транспортно-пусковой контейнер (позже из углеродных материалов) и налажено
их производство. 
    Разработка системы  управления (СУ) первоначально была  поручена входившему в
МОП ЦНИИ автоматики и гидравлики, которое, мягко говоря, с задачей не справлялось
поскольку всегда занималось разработкой гидропривода. И в июле 1969г. когда выхо-
дит постановление правительства уточняющее кооперацию, основные тактико-техничес-
кие характеристики комплекса и устанавливаются базовые сроки работ, разработка СУ
ракеты поручается Н.Пилюгину.  
    Самоходные пусковые установки (СПУ) для разработанных к тому времени комплек-
сов 8К96 и 8К99 и спользовали  шасси тяжелого танка Т-10. Серьезных нареканий при
проведении пусков в их адрес не было но подвижность комплексов была сильно ограни-
чена, ресурс хода  был всего  3000-5000км,  крайне  сложна  была  их эксплуатация
(затруднен доступ к многим элементам шасси, замена одних специальных систем требо-
вала демонтажа смежных  систем и т.д.).  Кроме того в мирное время СПУ могли дви-
гаться только  вне дорог с твердым  покрытием, поскольку  асфальт  они разбивали,
Поэтому для  нового «Темпа-С2М» исследовалось  сразу несколько  вариантов  СПУ на
гусеничном и автомобильного шасси.
    В СКБ МАЗ разрабатывалось пятиосное колесное  шасси МАЗ-547 на базе семейства
тяжелых  колесных  тягачей МАЗ-535, МАЗ-543 и МАЗ-537.  ВНИИ-100 (ВНИИ  Трансмаш) 

прорабатывал несколько вариантов гу-   
сеничных шасси СПУ на базе различных   
бразцов   бронетехники  (сочлененная
СПУ, СПУ из двух отдельных  танковых
тягачей).  Рассматривалась и возмож-
ность  использования  СПУ  комплекса
РТ-20П.  В заключении ВНИИ-100 гово-
рилось,  что создание для нового ком-
плекса гусеничного шасси весом менее
65т. невозможно.  Для дальнейших ра-
бот  предлагалось  четырехгусеничное
шасси с полным весом около 70т.

Эскизный проект «Темп-2С» был закончен в начале 1968г. По результатам рас- смотрения эскизного проекта в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 24 мая 1968г. № 374-142 коллективу института была задана разработка рабочего про- екта твердотопливной ракеты и подвижного грунтового комплекса в двух вариантах — на колесном и гусеничном шасси. При этом вес СПУ ограничивался 60-ю и 70-ю т. соответственно. СПУ на гусеничном ходу - 15У67 или «объект 825» разрабатывалась КБ-3 Ленин- градского Кировского завода (ЛКЗ), а СПУ 15У68 на колесной базе специального шес- тиосного автомобиля МАЗ-547А — в СКБ Минского автомобильного завода. К 1970г. были разработаны и собраны опытные образцы гусеничного СПУ. Однако руководство НИИ-1 отвергло проекты гусеничных СПУ, справедливо полагая, что приборы СУ ракеты не смогут выдержать вибрации, создаваемой танковыми шасси. Предпочтение было отдано колесным шасси Минского автозавода на основе которых было создано пятиос- ное, а затем шестиосное колесное шасси МАЗ-547 способное по бездорожью транспор- тировать груз заданной массы. При создании первых мобильных комплексов никто особо не задумывался (как впрочем и при создании других систем оружия) над вопросами жизнеобеспечения обслу- живающего персонала. О том, что людям надо спать и есть, что их нужно охранять, П.Тюрин и М.Янгель создававшие первые подвижные комплексы или не думали, или счи- тали, что это дело военных. «Темп-2С» стал первым ракетным комплексом обеспечи- вавшим действительно мобильное автономное функционирование в течении времени бое- вого патрулирования Испытания и развертывание. Летные испытания комплекса «Темп-2С» были начаты 14 марта 1972г. на полигоне Плесецк и проходили достаточно сложно: 2 пуска (второй и четвертый) из 5 были неудачными. Начиная с пятого пуска 28 сентября 1972г. испытания пошли более ус- пешно аварии все же случалсь (10, 11, 13 м 17 пуски) Всего в процессе испытаний было проведено 30 (35) пусков. Летные испытания были завершены в декабре 1974г. МГРК «Темп-2С» был принят на вооружение РВСН постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1976г. Серийное производство ракеты развернуто на Воткинском машиностроительном заводе еще в 1974г. Пусковые установки и машины обеспечения поступали от Волгоградского завода «Баррикады». Развертывание комплексов решено было начать в Плесецке. Первыми на «Темп-2С» в 1975г. были перевооружены два полка - в/ч 07395 (два дивизиона на площадках «Стройдеталь» и «М.Усово») и в/ч 68543 (площадки «Лисицино» и «Лесорубов». Ранее эти части находились в составе 1-го боевого управления и имели на вооружении МБР Р-9А и Р-16У соответственно. Эти два полка получили статус Отдельных инженерно- испытательных частей (ОИИЧ) №54 и №57 соответственно (сохранив при этом номера в/ч) и заступили на боевое дежурство 21 февраля 1976г. Их вторые дивизионы были выделены в самостоятельные в/ч 29487 и 49506 соответственно. В 1976г на базе в/ч 29512 (и части персонала в/ч 30107 проводивших в составе 4-го управления полигона испытания комплекса) на площадке «Карьер» было создано 5-е управление 53 НИИП (в/ч 29512), получившее неофициальное наименование - 5-я страна. В том же году в составе 5-го управления были сформированы в/ч 30042 и в/ч 25932, а в 1977г. в/ч 40258. Число ОИИЧ достигло семи при этом каждая состояла из 3-х групп (дивизионов) по две пусковые установки. Общее число развернутых ПУ таким образом составило 42. Несмотря на то, что развертывание комплексов «Темп-2С» проводилась в строжайшей секретности, тайну сохранить не удалось. В судьбу комплекса вмешалась большая политика. Соединенные штаты заявили, что будут рассматривать развертывание стар- товых позиций подвижных грунтовых комплексов как нарушение «Временного соглашения об ограничении наступательных стратегических вооружений» (ОСВ-1) поскольку они не смогут контролировать численность таких комплексов национальными техническими средствами как то предусматрено статьей V Договора. Руководствуясь исключительной важностью поддержания процесса ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений, руководство страны решило ограничить развертывание подвижных ракетных комплексов рамками испытательного полигона Плесецк кроме того на "свет" появилась «Программа длительного хранения техники комплекса Темп-2С» по которой все 42 ПУ постоянно находились в пункте постоянной дислокации - в хранилищах на полигоне Плесецк. Офицерам было запрещено употреблять словосочетание «боевое дежурство». Договор ОСВ-2, подписанный в июне 1979г. напрямую запретил дальнейшее развертыва- ние комплекса. Советский Союз брал на себя обязательства не производить, этот ракетный комплекс а также третью ступень и ГЧ ракеты 15Ж42 (на основе первых двух ее ступеней была создана БРСД "Пионер" и производство третьих ступеней могло позволить быстро переоборудовать "Пионеры" в ракеты межконтинентальной дальности) Американские эксперты утвреждают, что несмотря на договор СССР продолжал развёр- тывать комплекс и после 1979г. доведя их количество к 1985г. до 100 шт. Всего по западным данным на Воткинском заводе было произведено до 200 ракет, около 60 из которых были складированы на полигоне в Плесецке (по данным МИТ серийно было изготовлено около 70 ракет). Под покровом тайны окружающей историю комплекса стали рождаться легенды. В некоторых источниках можно найти такие истории. «При выезде ракетовоза из гараж- ного укрытия все находящиеся поблизости солдаты обязаны были по команде повер- нуться спиной к гаражу и стоять по стойке «смирно» до тех пор, пока ракетовоз не скроется в тайге. Выезд ракетовозов из гаражей осуществлялся в перерывах между пролетами американских спутников над Плесецком. Бывали ошибки, но в этих случаях вышедшие из гаражей ракетовозы тут же возвращались обратно.» В 1985г. комплекс был снят с «Программы длительного хранения», все вспомога- тельное оборудование было выведено с территории полигона. 5-е управление и вхо- дящие в него воинские части бы ли расформированы (по некоторым данным 5-е управ- ление было расформировано 10 июля 1986г). На базе площадки №31 (Малое Усово) после расформирования базировавшихся там в/ч 29487 и 30042 для хранения выведен- ной из боевого состава техники была сформирована новая воинская часть. Ликвида- цией ракет (с октября 1985г. по февраль 1987г.) занималась лаборатория п/п-ка Еникеева, входившая в состав 6-го управления. Ликвидация проводилась методом разборки ракет в сооружении 1А площадки «Ледяная-А». Конструкция 15Ж42 представляла собой трехступенчатую твердотопливную ракету с моноблоч- ной ГЧ, В ее конструкции применен ряд принципиальных новинок - решетчатые, рас- крываемые в полете аэродинамические рули, центральные управляющие сопла, стекло- пластиковые управляющие сопла, стеклопластиковые высокопрочные корпуса двига- тельных установок. Разработана холодная схема разделения ступеней, при которой последующие ступени запускались только после отхода предыдущих на безопасное рас- стояние. Дальность пуска регулировалось отсечкой тяги посредством поперечной рубки корпуса двигателя третьей ступени. Боевая ступень (по сути четвертая ступень) впервые оснащена твердотопливной двигательной установкой. Этим «Темп-2С» существенно отличался от известных в те годы отечественных конструктивных схем. Сама ракета весь период эксплуатации находилась в герметизированном ТПК, выпол- ненном из стеклопластика с толстым слоем теплоизолирующего пенопласта. Для прове- дения пуска ракеты ПУ вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Минометный старт осуществлялся непосредственно из контейнера с помощью специального ПАД. Маршевые двигатели включались уже на высоте, благодаря чему ПУ сохраняла работо= способное состояние. В каждой из маршевых двигательных установок использовались по два твердотоп- ливных заряда: большой крепился к цилиндрической части корпуса, малый к переднемй днищу, чтобы корпус большую часть времени был защищен от нагрева несгоревшим топ- ливом. Управляющие усилия на начальном этапе полета создавались с помощью газовых рулей (из тугоплавкого вольфрама), а после набора скорости - аэродинамическими решетчатыми рулями расположенными на первой ступени. Вторая и тетья ступени управ- лялись по крену посредством газовых сопел с газогенератором; по тангажу и рыска- нию - вдувом в закритическую часть сопла горячих газов. Для органов управления по крену, было создано твердое топливо в составе которого не было алюминия зато вхо- дил гексоген (конденсируясь окислы аллюминия могли засорить клапаны вдува). Разде- ление ступений производилось «холодным» способом, при котором последующие ступени запускались после отхода предыдущих на безопасное расстояние. Система управления построена на базе цифровой вычилительной машины, и состояла из двух автономных блоков, один из которых находился на СПУ и решал задачи управ- ления автоматикой СПУ, подготовки исходных данных и расчета полетного задания, а второй находился в ГЧ и осуществлял прицеливание и управление ракетой в полёте, обрабатывая данные с акселерометров установленных на гиростабилизированной плат- форме. Для компенсации недостаточной надёжности элементной базы БЦВМ было приме- нено троирование каналов управления, что привело к утяжелению бортовой аппаратуры. Для снижения массы приборы были выполнены в негерметичном исполнении и размеща- лись в герметичном приборном отсеке. Состав комплекса. В состав полка входили 3 дивизиона и подвижный командный пункт полка. В сос- таве каждого дивизиона 9 машин: 2 самоходные ПУ, машина подготовки и пуска 2 ма- шины дизель-электростанции (в каждой по 4 дизель-агрегата мощностью по 30 квт.), машина-столовая, машина-общежитие, машина дежурной смены охраны и машина боевого поста. В составе подвижного командного пункта полка те же 9 машин только вместо ПУ и машины подготовки и пуска были машина боевого управления, машина связи, машина тропосферной связи. В состав комплекса входило также оборудование, обеспе- чивающее жизненный цикл ракет и агрегатов наземного оборудования: средства транс- портировки и перегрузки ракет, их хранения в арсеналах, регламентные и учебно- тренировочные средства. Для СПУ и транспортно-заряжающей машины использовалось шасси "МАЗ-547А, машина боевого поста была создана на шасси БТР-60, остальные машины комплекса использовали шасси МАЗ-543А или В МАЗ-547А имели двенадцать односкатных колес, оснащенных широкопрофильными шинами. Десять из двенадцати колес были ведущими. Управляемыми были сделаны колеса первых трех осей: - мощность двигателя - 746 л.с. - радиус разворота - 21 м. - скорость максимальная - 40 км/ч - преодолеваемый брод - 1 м. - преодолеваемый подъем - 15 град. ТТХ ракеты Длинна с ГЧ м. - 18.5 без ГЧ м. - 16.9 Длинна 1-ой ступени м. - 8,58 Длинна 2-ой ступени м. - 4,4 Длинна 3-й ступени м. - 3,9 Диаметр 1-ой ступени м. - 1.79 2-ой ступени м. - 1,47 3-й ступени м. - 1,3 Стартовая масса т. - 43 1-ой ступени т. - 26,6 2-ой ступени т. - 8,7 3-й ступени т. - 6,7 Масса ГЧ т. - 0,94 Мощность заряда Мт. – 0,65-1,5 Дальность км. - 9200 -10500 КВО м. - 450 Предельное отклонение км. 1.2-1.6 Наверх

Hosted by uCoz