|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15Ж42
|
|
|
МГРК«Темп-2С» с МБР 15Ж42 SS-16 «Sinner» по
классификации НАТО (по договору ОСВ - РС-14)
Разработка
В серединее 60-х годов НИИ-1 возглавляемый А.Надирадзе (Московский институт
теплотехники), используя опыт создания в 1965г. оперативно-тактической ракеты
Темп-С» начал проработку проекта твердотопливной МБР мобильного базирования.
Однако в результате реорганизации в промышленности проведенной в 1965г. НИИ-1
оказалось в составе вновь образованного Министерства оборонной промышленности
(МОП) которое было предназначено для «обеспечения» сухопутных войск, а вооружение
для РВСН должно было разрабатывать Министерство общего машиностроения. Тогда ми-
нистр МОП С. Зверев "волевым решением" издает приказ от 15 апреля № 24 1965г. в
котором предприятиям МОП во главе с НИИ-1 поручается разработка мобильного грун-
тового ракетного комплекса (МГРК) с межконтинентальной твердотопливной ракетой.
"Преподносится" это как усовершенствование комплекса "Темп-С" в связи с чем новая
разработка получила обозначение «Темп-СМ2». В Минобщепроме и Минобороны мягко
говоря скептически отнеслись к инициативе Надирадзе. Но после проведения соот-
ветствующих предпроектных и проектных проработок опытно-конструкторская работа
в 1967г. получила одобрение Комиссии Президиума Совета Министров СССР по Военно-
промышленным вопросам которая сделала НИИ-1 головным предприятием по разработке
и производству подвижных ракетных комплексов и МБР на твердом топливе. Комплекс
получил индекс «Темп-2С» на западе он стал известен под нименованием «Грешник».
Твердотопливные заряды для ракеты «Темп-2С» разрабатывались в Люберецком
НИИ-125 (НПО «Союз») под руководством Б.Жукова. В подмосковном Хотьковском конст-
рукторско-технологическом бюро были разработаны стеклопластиткоые корпуса двига-
телей, транспортно-пусковой контейнер (позже из углеродных материалов) и налажено
их производство.
Разработка системы управления (СУ) первоначально была поручена входившему в
МОП ЦНИИ автоматики и гидравлики, которое, мягко говоря, с задачей не справлялось
поскольку всегда занималось разработкой гидропривода. И в июле 1969г. когда выхо-
дит постановление правительства уточняющее кооперацию, основные тактико-техничес-
кие характеристики комплекса и устанавливаются базовые сроки работ, разработка СУ
ракеты поручается Н.Пилюгину.
Самоходные пусковые установки (СПУ) для разработанных к тому времени комплек-
сов 8К96 и 8К99 и спользовали шасси тяжелого танка Т-10. Серьезных нареканий при
проведении пусков в их адрес не было но подвижность комплексов была сильно ограни-
чена, ресурс хода был всего 3000-5000км, крайне сложна была их эксплуатация
(затруднен доступ к многим элементам шасси, замена одних специальных систем требо-
вала демонтажа смежных систем и т.д.). Кроме того в мирное время СПУ могли дви-
гаться только вне дорог с твердым покрытием, поскольку асфальт они разбивали,
Поэтому для нового «Темпа-С2М» исследовалось сразу несколько вариантов СПУ на
гусеничном и автомобильного шасси.
В СКБ МАЗ разрабатывалось пятиосное колесное шасси МАЗ-547 на базе семейства
тяжелых колесных тягачей МАЗ-535, МАЗ-543 и МАЗ-537. ВНИИ-100 (ВНИИ Трансмаш)
прорабатывал несколько вариантов гу-
сеничных шасси СПУ на базе различных
бразцов бронетехники (сочлененная
СПУ, СПУ из двух отдельных танковых
тягачей). Рассматривалась и возмож-
ность использования СПУ комплекса
РТ-20П. В заключении ВНИИ-100 гово-
рилось, что создание для нового ком-
плекса гусеничного шасси весом менее
65т. невозможно. Для дальнейших ра-
бот предлагалось четырехгусеничное
шасси с полным весом около 70т.
| | Эскизный проект «Темп-2С» был закончен в начале 1968г. По результатам рас-
смотрения эскизного проекта в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от
24 мая 1968г. № 374-142 коллективу института была задана разработка рабочего про-
екта твердотопливной ракеты и подвижного грунтового комплекса в двух вариантах
— на колесном и гусеничном шасси. При этом вес СПУ ограничивался 60-ю и 70-ю т.
соответственно.
СПУ на гусеничном ходу - 15У67 или «объект 825» разрабатывалась КБ-3 Ленин-
градского Кировского завода (ЛКЗ), а СПУ 15У68 на колесной базе специального шес-
тиосного автомобиля МАЗ-547А — в СКБ Минского автомобильного завода. К 1970г.
были разработаны и собраны опытные образцы гусеничного СПУ. Однако руководство
НИИ-1 отвергло проекты гусеничных СПУ, справедливо полагая, что приборы СУ ракеты
не смогут выдержать вибрации, создаваемой танковыми шасси. Предпочтение было
отдано колесным шасси Минского автозавода на основе которых было создано пятиос-
ное, а затем шестиосное колесное шасси МАЗ-547 способное по бездорожью транспор-
тировать груз заданной массы.
При создании первых мобильных комплексов никто особо не задумывался (как
впрочем и при создании других систем оружия) над вопросами жизнеобеспечения обслу-
живающего персонала. О том, что людям надо спать и есть, что их нужно охранять,
П.Тюрин и М.Янгель создававшие первые подвижные комплексы или не думали, или счи-
тали, что это дело военных. «Темп-2С» стал первым ракетным комплексом обеспечи-
вавшим действительно мобильное автономное функционирование в течении времени бое-
вого патрулирования
Испытания и развертывание.
Летные испытания комплекса «Темп-2С» были начаты 14 марта 1972г. на полигоне
Плесецк и проходили достаточно сложно: 2 пуска (второй и четвертый) из 5 были
неудачными. Начиная с пятого пуска 28 сентября 1972г. испытания пошли более ус-
пешно аварии все же случалсь (10, 11, 13 м 17 пуски) Всего в процессе испытаний
было проведено 30 (35) пусков. Летные испытания были завершены в декабре 1974г.
МГРК «Темп-2С» был принят на вооружение РВСН постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР в 1976г. Серийное производство ракеты развернуто на Воткинском
машиностроительном заводе еще в 1974г. Пусковые установки и машины обеспечения
поступали от Волгоградского завода «Баррикады».
Развертывание комплексов решено было начать в Плесецке. Первыми на «Темп-2С»
в 1975г. были перевооружены два полка - в/ч 07395 (два дивизиона на площадках
«Стройдеталь» и «М.Усово») и в/ч 68543 (площадки «Лисицино» и «Лесорубов». Ранее
эти части находились в составе 1-го боевого управления и имели на вооружении МБР
Р-9А и Р-16У соответственно. Эти два полка получили статус Отдельных инженерно-
испытательных частей (ОИИЧ) №54 и №57 соответственно (сохранив при этом номера
в/ч) и заступили на боевое дежурство 21 февраля 1976г. Их вторые дивизионы были
выделены в самостоятельные в/ч 29487 и 49506 соответственно. В 1976г на базе в/ч
29512 (и части персонала в/ч 30107 проводивших в составе 4-го управления полигона
испытания комплекса) на площадке «Карьер» было создано 5-е управление 53 НИИП
(в/ч 29512), получившее неофициальное наименование - 5-я страна. В том же году в
составе 5-го управления были сформированы в/ч 30042 и в/ч 25932, а в 1977г. в/ч
40258. Число ОИИЧ достигло семи при этом каждая состояла из 3-х групп (дивизионов)
по две пусковые установки. Общее число развернутых ПУ таким образом составило 42.
Несмотря на то, что развертывание комплексов «Темп-2С» проводилась в строжайшей
секретности, тайну сохранить не удалось. В судьбу комплекса вмешалась большая
политика. Соединенные штаты заявили, что будут рассматривать развертывание стар-
товых позиций подвижных грунтовых комплексов как нарушение «Временного соглашения
об ограничении наступательных стратегических вооружений» (ОСВ-1) поскольку они не
смогут контролировать численность таких комплексов национальными техническими
средствами как то предусматрено статьей V Договора. Руководствуясь исключительной
важностью поддержания процесса ограничения и сокращения стратегических ядерных
вооружений, руководство страны решило ограничить развертывание подвижных ракетных
комплексов рамками испытательного полигона Плесецк кроме того на "свет" появилась
«Программа длительного хранения техники комплекса Темп-2С» по которой все 42 ПУ
постоянно находились в пункте постоянной дислокации - в хранилищах на полигоне
Плесецк. Офицерам было запрещено употреблять словосочетание «боевое дежурство».
Договор ОСВ-2, подписанный в июне 1979г. напрямую запретил дальнейшее развертыва-
ние комплекса. Советский Союз брал на себя обязательства не производить, этот
ракетный комплекс а также третью ступень и ГЧ ракеты 15Ж42 (на основе первых двух
ее ступеней была создана БРСД "Пионер" и производство третьих ступеней могло
позволить быстро переоборудовать "Пионеры" в ракеты межконтинентальной дальности)
Американские эксперты утвреждают, что несмотря на договор СССР продолжал развёр-
тывать комплекс и после 1979г. доведя их количество к 1985г. до 100 шт. Всего
по западным данным на Воткинском заводе было произведено до 200 ракет, около 60
из которых были складированы на полигоне в Плесецке (по данным МИТ серийно было
изготовлено около 70 ракет).
Под покровом тайны окружающей историю комплекса стали рождаться легенды. В
некоторых источниках можно найти такие истории. «При выезде ракетовоза из гараж-
ного укрытия все находящиеся поблизости солдаты обязаны были по команде повер-
нуться спиной к гаражу и стоять по стойке «смирно» до тех пор, пока ракетовоз
не скроется в тайге. Выезд ракетовозов из гаражей осуществлялся в перерывах
между пролетами американских спутников над Плесецком. Бывали ошибки, но в этих
случаях вышедшие из гаражей ракетовозы тут же возвращались обратно.»
В 1985г. комплекс был снят с «Программы длительного хранения», все вспомога-
тельное оборудование было выведено с территории полигона. 5-е управление и вхо-
дящие в него воинские части бы ли расформированы (по некоторым данным 5-е управ-
ление было расформировано 10 июля 1986г). На базе площадки №31 (Малое Усово)
после расформирования базировавшихся там в/ч 29487 и 30042 для хранения выведен-
ной из боевого состава техники была сформирована новая воинская часть. Ликвида-
цией ракет (с октября 1985г. по февраль 1987г.) занималась лаборатория п/п-ка
Еникеева, входившая в состав 6-го управления. Ликвидация проводилась методом
разборки ракет в сооружении 1А площадки «Ледяная-А».
Конструкция
15Ж42 представляла собой трехступенчатую твердотопливную ракету с моноблоч-
ной ГЧ, В ее конструкции применен ряд принципиальных новинок - решетчатые, рас-
крываемые в полете аэродинамические рули, центральные управляющие сопла, стекло-
пластиковые управляющие сопла, стеклопластиковые высокопрочные корпуса двига-
тельных установок. Разработана холодная схема разделения ступеней, при которой
последующие ступени запускались только после отхода предыдущих на безопасное рас-
стояние. Дальность пуска регулировалось отсечкой тяги посредством поперечной
рубки корпуса двигателя третьей ступени. Боевая ступень (по сути четвертая
ступень) впервые оснащена твердотопливной двигательной установкой. Этим «Темп-2С»
существенно отличался от известных в те годы отечественных конструктивных схем.
Сама ракета весь период эксплуатации находилась в герметизированном ТПК, выпол-
ненном из стеклопластика с толстым слоем теплоизолирующего пенопласта. Для прове-
дения пуска ракеты ПУ вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Минометный
старт осуществлялся непосредственно из контейнера с помощью специального ПАД.
Маршевые двигатели включались уже на высоте, благодаря чему ПУ сохраняла работо=
способное состояние.
В каждой из маршевых двигательных установок использовались по два твердотоп-
ливных заряда: большой крепился к цилиндрической части корпуса, малый к переднемй
днищу, чтобы корпус большую часть времени был защищен от нагрева несгоревшим топ-
ливом.
Управляющие усилия на начальном этапе полета создавались с помощью газовых
рулей (из тугоплавкого вольфрама), а после набора скорости - аэродинамическими
решетчатыми рулями расположенными на первой ступени. Вторая и тетья ступени управ-
лялись по крену посредством газовых сопел с газогенератором; по тангажу и рыска-
нию - вдувом в закритическую часть сопла горячих газов. Для органов управления по
крену, было создано твердое топливо в составе которого не было алюминия зато вхо-
дил гексоген (конденсируясь окислы аллюминия могли засорить клапаны вдува). Разде-
ление ступений производилось «холодным» способом, при котором последующие ступени
запускались после отхода предыдущих на безопасное расстояние.
Система управления построена на базе цифровой вычилительной машины, и состояла
из двух автономных блоков, один из которых находился на СПУ и решал задачи управ-
ления автоматикой СПУ, подготовки исходных данных и расчета полетного задания, а
второй находился в ГЧ и осуществлял прицеливание и управление ракетой в полёте,
обрабатывая данные с акселерометров установленных на гиростабилизированной плат-
форме. Для компенсации недостаточной надёжности элементной базы БЦВМ было приме-
нено троирование каналов управления, что привело к утяжелению бортовой аппаратуры.
Для снижения массы приборы были выполнены в негерметичном исполнении и размеща-
лись в герметичном приборном отсеке.
Состав комплекса.
В состав полка входили 3 дивизиона и подвижный командный пункт полка. В сос-
таве каждого дивизиона 9 машин: 2 самоходные ПУ, машина подготовки и пуска 2 ма-
шины дизель-электростанции (в каждой по 4 дизель-агрегата мощностью по 30 квт.),
машина-столовая, машина-общежитие, машина дежурной смены охраны и машина боевого
поста. В составе подвижного командного пункта полка те же 9 машин только вместо
ПУ и машины подготовки и пуска были машина боевого управления, машина связи,
машина тропосферной связи. В состав комплекса входило также оборудование, обеспе-
чивающее жизненный цикл ракет и агрегатов наземного оборудования: средства транс-
портировки и перегрузки ракет, их хранения в арсеналах, регламентные и учебно-
тренировочные средства.
Для СПУ и транспортно-заряжающей машины использовалось шасси "МАЗ-547А,
машина боевого поста была создана на шасси БТР-60, остальные машины комплекса
использовали шасси МАЗ-543А или В
МАЗ-547А имели двенадцать односкатных колес, оснащенных широкопрофильными
шинами. Десять из двенадцати колес были ведущими. Управляемыми были сделаны
колеса первых трех осей:
- мощность двигателя - 746 л.с.
- радиус разворота - 21 м.
- скорость максимальная - 40 км/ч
- преодолеваемый брод - 1 м.
- преодолеваемый подъем - 15 град.
ТТХ ракеты
Длинна с ГЧ м. - 18.5
без ГЧ м. - 16.9
Длинна 1-ой ступени м. - 8,58
Длинна 2-ой ступени м. - 4,4
Длинна 3-й ступени м. - 3,9
Диаметр 1-ой ступени м. - 1.79
2-ой ступени м. - 1,47
3-й ступени м. - 1,3
Стартовая масса т. - 43
1-ой ступени т. - 26,6
2-ой ступени т. - 8,7
3-й ступени т. - 6,7
Масса ГЧ т. - 0,94
Мощность заряда Мт. – 0,65-1,5
Дальность км. - 9200 -10500
КВО м. - 450
Предельное отклонение км. 1.2-1.6
Наверх
|