|
МБР Р-16 (8К64) или SS-7"Saddler" по классификации НАТО
История создания
13 мая 1959г. совместным постановлением ЦК КПСС и Правительства конструктор-
скому бюро "Южное" М.К.Янгеля поручили разработать межконтинентальную ракету на
высококипящих компонентах топлива, получившую обозначение Р-16. На ее проектиро-
вание и проведение испытаний отводились крайне мало времени и чтобы уложиться в
отведенное время широко использовались наработки по ракетам Р-12 и Р-14.
Уже 24 октября 1960г. ракета была готова к старту все хотели отрапортовать об
успешном запуске к очередной годовщине октября, но во время выполнения предстарто-
вых работ, за 15 минут до пуска ракеты, произошел несанкционированный запуск двига-
телей второй ступени, ракета взорвалась на стартовом столе. В огне сгорели 76 чело-
век, среди них - командующий РВСН маршал М.Неделин, группа ведущих специалистов КБ
и большая часть боевого расчета. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравле-
ний скончалось еще 16 человек.
Второй пуск Р-16, назначенный на 2 февраля 1961г. несмотря на то, что ракета
упала на трассе полета из-за потери устойчивости был признан успешным. К концу
1961г. летные испытания ракеты были закончены. 1 ноября три первых ракетных полка
в г.Нижний Тагил и п.Юрья Кировской области заступили на боевое дежурство.
Первоначально ракета Р-16 предполагалась только в варианте с наземным стартом
но в связи с необходимостью повышения защищенности комплекса в процессе работ было
решено разработать шахтный вариант (Р-16У). В мае 1960г, насались опытно-конструк-
торские работы, связанные с реализацией пуска ракеты из шахтной пусковой установки.
В январе 1962г. на полигоне Байконур был проведен первый пуск ракеты из ШПУ. 5
февраля 1963г. началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка
(г.Нижний Тагил), вооруженного МБР Р-16У. 15 июля этого же года шахтный комплекс
был принят на вооружение. Серийное производство ракет началось на заводах №586 и
№166. .
МБР Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки советских МБР. Назем-
ный стартовый комплекс включал боевую позицию с двумя пусковыми устройствами,
одним общим командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. В постоянной готов-
ности ракета хранились в укрытии. Пуск ракеты осуществлялся после ее установки
на пусковой стол, заправки компонентами топлива и сжатыми газами, проведения
операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Ракета
имела четыре степени технической готовности, и в высшей степени готовности могла
стартовать через 30 минут после получения команды. Гарантийный срок нахождения
ракеты в заправленном состоянии составлял 30 суток.
Р-16У была развернута в гораздо меньших количествах, так как на строительство
шахтных комплексов требовалось больше времени и средств. На каждой стартовой пози-
ции располагались три ШПУ, размещенные в линию на расстоянии около 100м. друг от
друга, подземный командный пункт, хранилища компонентов топлива, а также другие
сооружения. В отличии от других БРК с ШПУ Р-16У обеспечивала движение ракеты по
направляющим для чего на ракете установлены бугели выполнявшие кроме того роль
амортизаторов. Ракета размещалась в шахте на специальном поворотном устройстве
с пристыкованными коммуникациями системы заправки. Способ старта из шахты - газоди-
намический на собственных двигателях. Для БРК с МБР Р-16У устанавливалось три сте-
пени боевой готовности. Время пуска из полной боевой готовности - 18мин. Защитная
крыша шахты - плоская, сдвигаемая по рельсам.
До 1965г. было развернуто 186 ПУ комплексов Р-16 и Р-16У. По времени приведе-
ния в боевую готовность советские МБР сильно уступали американским ракетам. Кроме
того невысокая живучесть советских ракетных комплексов практически исключала воз-
можность нанесения ответного удара и уже к 1964г. стало ясно, что ракета устарела.
Тем не менее МБР этого типа стояли на вооружении до середины 70-х годов. Последние
ракеты наземных пусковых установок ликвидировали в 1977г. Для своего времени Р-16
была вполне надежной и достаточно совершенной ракетой. Всего было проведено 307
пусков ракет Р-16 и Р-16У из них успешных 276.
Конструкция
Ракета Р-16 двухступенчатая с последовательным расположением ступеней. Первая
ступень состояла из хвостового отсека, бака горючего, приборного отсека, бака окис-
лителя, переходника к которому посредством четырех разрывных болтов крепилась вто-
рая ступень. Вторая ступень имела аналогичную конструкцию, но была короче и меньше
диаметром. По команде на разделение ступеней выключается основной двигатель и сни-
жается тяга рулевого двигателя 1-ой ступени, после запуска рулевого двигателя 2-ой
ступени происходит разрыв болтов и торможение корпуса 1-ой ступени тормозными ПРД.
Запуск основного двигателя 2-ой ступени производится после достижения расстояния
между ступенями 10-15м. Топливные баки несущей конструкции. Интересной особен-
ностью было то, что бак окислителя 1-ой ступени наддувался встречным потоком воз-
духа. Двигательная установка 1-ой ступени состояла из маршевого и рулевого двигате-
лей, укрепленных на одной раме. Основной двигатель 8Д712 состоял из трех двухка-
мерных двигателей 8Д515, унифицированных с двигателями ракеты 8К65 и имел тягу у
земли 227т. В качестве рулевого использовался четырехкамерный двигатель 8Д63У с
тягой у земли 29т. На 2-ой ступени установлены основной двухкамерный двигатель
8Д713(тяга в пустоте 90т.) и рулевой четырехкамерный двигатель 8Д64У (тяга в пус-
тоте 5т.). Система подачи топлива во всех двигателях — турбонасосная с питанием
турбин продуктами сгорания основного топлива. Все ракетные двигатели работали на
самовоспламеняющихся компонентах топлива: окислителе АК-27И (раствор тетраоксида
азота в азотной кислоте) и горючем — несимметричном диметилгидразине (НДМГ).
Р-16 имела автономную инерциальную систему управления. Она включала автоматы
угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему регулирования кажущейся
скорости, систему одновременного опорожнения баков, автомат управления дальностью.
В системе управления впервые на советских межконтинентальных ракетах была примене-
на гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы системы
управления располагались в приборных отсеках на первой и второй ступенях. В качес-
тве управляющих органов впервые использованы качающиеся камеры рулевых двигателей.
Р-16У конструктивно почти не отличалась от Р-16. Для обеспечения старта из
ШПУ была изменена автоматика работы двигательной установки первой ступени. На кор-
пусе ракеты были сделаны площадки для установки бугелей, фиксирующих ее положение
в направляющих шахтной пусковой установки.
Р-16 могла оснащаться «легкой»(8Ф17) мощностью 3Мт. или «тяжелой» (8Ф115,
8Ф116) мощностью 6 Мт. моноблочной головной частью. ГЧ конической формы с полусфе-
рической вершиной крепилась к корпусу второй ступени с помощью трех разрывных
болтов. Отделение головной части производится за счет торможения корпуса 2-ой
ступени тормозными ПРД после выключения основного, а затем рулевого двигателя 2-ой
ступени.
ТТХ ракеты Р16
Количество ступеней - 2
Тип ДУ - ЖРД
Длина - 34,3 м.
Диаметр корпуса 1-ой ступени - 3 м.
Стартовый вес - 140,6-141,2 т.
Вес топлива - 130 т.
Дальность с «легкой» ГЧ - 10500 км.
с «тяжелой»ГЧ - 13000 км.
Диаметр ГЧ - 2 м.
Длина ГЧ - 4,5 м.
Вес ГЧ - до 2175 кг.
КВО - 2,7 км.
|
|
Наверх
|